Архаика в российской политической культуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Щербинина, Нани Гаррьевна. Российская политическая культура как культура архаическая : автореферат дис. . кандидата философских наук : 09.00.11.- Томск, 1995.- 19 с.: ил.

Введение к работе

См.: Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М., 1993. — С. 473.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1977. — С. 368.

Методологическую и источниковую базу диссертации составили работы философов М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, А. Камю, Э. Канетти, Э. Кассирера, Г. Померанца, П. Тиллиха, Г. Флоровского, С. Л. Франка и др.; социологов М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Манхейма, Ф. Тенниса, Р. Пэнто и М. Гравитц, Ю. Хабермаса и др.; этносоциологов Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строеа, М. Мид, В. Тэрнера; психологов Г. Лебо-на, Э. Фромма, К. Г. Юнга; культурологов П. М. Бицилли, Э. Сепира, Й. Хейзинги; политологов Г. Алмонда и С. Вербы, К. С. Гаджиева, В. В. Ильина, М. В. Ильина, А. С. Панарина, А. М. Салмина; историков М. Блока, Б. Д. Грекова, Н. М. Карамзина, Н. И. Костомарова, Н. П. Павлова-Сильванского, А. Е. Преснякова, Р. Г. Скрынникова, Фюстель де Куланжа и др., позволяющие наиболее глубоко и полно раскрыть предметную область исследования.

В своей работе автор опирается на онтологический (субстанциональный) подход к анализу российской политической культуры, поскольку он предоставляет максимальную возможность для изучения первоосновы, составляющей специфическую качественную сферу политической культуры в общесоциальном, и создает условия для того, чтобы с точки зрения философии раскрыть предельные основания этой культуры. Наряду с данным подходом в работе широко используются ретроспективный и компаративный методы, а также сочетание исторического и

логического анализа при исследовании российской политической культуры как культуры архаической.

Целью данной диссертации является анализ базовых политико-культурных элементов, детерминирующих политическое мышление и политическое бытие россиян. Исходя из этой цели, в работе ставится задача изучения качественных характеристик российской политической культуры. Предмет данного исследования предполагает и постановку задачи выявления архаических механизмов социокультурных взаимосвязей, позволяющих политико-культурной системе поддерживать состояние равновесия. Рассмотрение общих черт политической культуры России дает возможность поставить еще одну важную задачу работы: изучение российской общественной структуры в связи с эмпирически проявляющейся коллективистской общественной традицией. Логическому завершению исследовательского процесса служит задача рассмотрения коллективной личности как фактора российской политической культуры.

Main kreml2

Политическая культура как часть общей культуры оказывает влияние на формы и функционирование политических институтов, задает направление политическому процессу, обусловливает политическое поведение широких масс. Успехи или неудачи в продвижении на пути к демократии являются следствием исторически сформировавшегося в обществе политического образа страны. В современной политической культуре России появляются черты западной политической культуры, которые на данном этапе развития в наибольшей степени отвечают потребностям общества, и отвергаются такие черты, которые входят в непреодолимое противоречие с генотипом российской политической культуры.

Ключевые слова: генотип российской политической культуры, культура, политика, политическая культура.

Nikolay A. Baranov

Political culture of Russia: traditions and modernity

The political culture as a part of the general culture influences forms and functioning of political institutes, sets a direction to political process, causes political behaviour of broad masses. Successes or failures in advancement on a way to democracy are a consequence of political image of the country historically generated in a society. In modern political culture of Russia there are lines of the western political culture which developments at the given stage to the greatest degree meet requirements of a society, and such lines which are included into the insuperable contradiction with a genotype of the Russian political culture are rejected.

Keywords: genotype of the Russian political culture, culture, a policy, political culture.

Политическая культура - составная часть общей культуры, со­вокупный показатель политического опыта, уровня политических зна­ний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов, интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы индивидов. Особенность политической культуры заключается в том, что она составляет не саму политику или политический процесс, а их осознание, объяснение: в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры государства, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте подаются. Политическую культуру можно рассматривать в качестве посредника между политическим миром и средой, обеспечивающим взаимодействие между областями социальных отношений, культурными нормами и стереотипами и политическими процессами.

В классической форме вопрос о структурировании ценностных воззрений человека поставил Г.Алмонд, который выделил в ценностных ориентациях следующие элементы: познавательные (знания о строении политической системы, ее основных институтах, механизмах организации власти), эмоциональные (выражающие чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных институтов и олицетворял власть в глазах населения) и оценочные (выступающие как суждения, опирающиеся на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений).

Эти элементы обусловлены социально-экономическими, нацио­нально-культурными, общественно-историческими и другими долго­временными факторами. Они характеризуются относительной устой­чивостью, живучестью и постоянством.

Политическая культура формируется десятилетиями и столетиями. Она - результат познания объективных политических процессов и соответствующих выводов из них. Поэтому без исследования ее генезиса, становления, динамики внутренних различий и целостности анализ специфики политической культуры невозможен. Специфика, обусловленная особенностями исторического развития, позволяет гово­рить об особом генотипе российской политической культуры. Так, на образование государственности большое влияние оказала вечевая культура Древней Руси, специфика которой заключалась в неприятии инноваций, угрожающих установившимся порядку и правилам, в нацеленности на воспроизводство локальных миров. Отголоски такой архаики существуют и поныне.

Склонность к авторитаризму проявлялась не только в народных массах, но и в элитарной культуре, что проявилось впоследствии в состоянии морально-политического единства советского общества.

История российского государства тесно связана с православием. Православная церковь выс­тупала духовной опорой русских, противостояла мусульманскому Востоку и католическому Западу. Православная вера сыграла важную роль в формировании идей о вели­чии России, ее масштабности, патриотизме и преданности отече­ству, особом пути России, ставшие важнейшими компонентами политического сознания россиян.

Являясь последовательницей византийской цивилизации, Рос­сия восприняла от нее не только религию, но и культуру, прежде всего имперскую идею, реализация которой привела к превращению страны в многоэтническую, разноязыкую империю. Удержать целост­ность такой огромной империи можно было только с помощью дес­потической власти, сильного централизованного государства. Пони­мание данного обстоятельства подводило к осознанию необходимос­ти подчинения власти и государству. Поэтому мощное централизованное госу­дарство в сознании многих людей воспринималось и воспринимается как основное историческое достижение русского народа и его союзни­ков.

В структуре ценностных отношений политической культуры вы­деляют общекультурные ориентации, отношения к власти, полити­ческим явлениям.

Замещение исторически сложившейся политической культуры новой - процесс длительный. Большинство исследователей связывают его со сменой поколений, возлагая особые надежды на молодежь, наиболее восприимчивую к либеральным ценностям. Однако в современных условиях существует угроза со стороны такого элемента культуры переходных обществ, как авторитарный синдром. Он связан со слабостью демократических политических институтов, кризисными явлениями в экономике и социальной сфере и характеризуется представлениями о необходимости концентрации власти в одних руках, о благотворности единства общества и власти, о недопустимости публичных конфликтов. Такие представления реализуются в реальной политической практике посредством ограничений политической конкуренции, свободы СМИ и независимости судебной системы, выдвижения на первые роли политиков, провозглашающих авторитарные ценности. В итоге может происходить отторжение демократии на ценностном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

- направленное разрушение мифов, ценностей, представлений и стереотипов авторитарной культуры и содействие распространению либеральной культуры с помощью электронных СМИ, Интернета, структур среднего и высшего образования;

- массовое обучение демократическому управлению представителей всех уровней власти;

- государственная поддержка развития структур гражданского общества и любых других демократических практик общественной жизни;

- государственная политика, направленная на повышение социального статуса общественных групп, оказывающих наибольшее влияние на культурную трансформацию и максимально широкое привлечение представителей этих групп к сотрудничеству с властью[10].

Демократическая политическая культура предполагает плюрализм политических субъектов, мнений, установок, типов поведения. И как следствие включает в себя толерантность, означающую не просто терпимость к чему-то и кому-то иному, но и готовность взаи­модействовать с оппонентом, вбирать в себя наиболее рациональное.

Экстремальные условия России, ставящие ее в течение длитель­ного времени на грань выживания, породили мобилизационный тип политической культуры общества, ориентирующий на достижение чрезвычайных целей. Поэтому широко распростране­ны в обществе идеи экстремизма, склонности к силовым методам решения вопросов и одновременно не популярны идеи компромиссов, консенсусов, переговоров и т. д. В сочетании со слабостью демократических традиций, зачастую личные амбиции становятся преобла­дающими над политической целесообразностью.

В России существуют все типы политической культу­ры и ее субкультуры: патриархальная, подданническая, акти­вистская. Однако, по мнению исследователей, доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская.

В результате воздействия множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. В ней представлено множество субкультур, которые имеются в каж­дой социальной группе - среди молодежи и пенсионеров, предпринимателей и маргиналов, рабочих и интеллигенции.

Однако особенность современного этапа политической культуры российского общества не столько в разнообразии субкультур, сколько в том, что значительное их число охвачено скрытой или явной борь­бой, столкновением. Основными линиями конфронтации выступают демократизм-авторитаризм, социализм-капитализм, централизм-регионализм, глобализация-изоляционализм, анархизм-этатизм и т. д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии полити­ческого базового консенсуса, общенационального согласия, в конечном итоге о болезненном разладе между различными социальными группами, ставящими под сомнение успешность реформирования общества, со­циальную и политическую стабильность в нем.

На содержание и уровень развития современ­ной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:

- радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, террито­риальных и иных образований;

- изменение и усложнение социальной структуры общества, по­явление в ней новых социальных групп, рост имущественного не­равенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;

- переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модифика­ции мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров лю­дей, т. е. всех компонентов политической культуры. В зависимости от принадлежности к различным социальным группам эти ориентиры достаточно сильно варьируются, что позволяет говорить об отсутствии ценностной парадигмы в современном российском обществе. Тем не менее, современные российские исследователи[13] в качестве приоритетных черт политической культуры выделяют следующие: ценности коммунитаризма – приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы; индифферентное отношение к политическому участию; персонализированное восприятие власти; предрасположенность к конформизму; неверие в представительные органы власти, тяготение к исполнительным функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью; подданническое отношение к власти; правовой нигилизм; нетерпимость к другим мнениям, принципам; некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов; предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.

Свое предназначение в качестве инструмента консолидации об­щества и его переустройства политическая культура может выпол­нить лишь при условии преодоления конфронтационности различных в ней направлений, взаимодействия их на основе общей объединяю­щей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами.

В силу объективных обстоятельств Россия всегда будет испытывать потребность в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре. В демократическом государстве власть ограничивают граждане, защищающие частный или групповой интерес и действующие в рамках гражданского общества. Поэтому антиэтатизм в политической культуре должен быть направлен не на разрушение государства, а на ограничение его экспансионистских тенденций, преодоление патерналистских ожиданий и развитие способности к самоорганизации.

Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в постсоветской России может сформироваться гражданская культура, которая будет носить смешанный характер, т.к. нельзя двигаться вперед, отрицая все, что было создано предшествующими поколениями. Основными источниками такой культуры могут стать современная политическая практика, которая через правовые акты будет приобретать легитимный характер; западная политическая культура, являющаяся источником необходимых ценностей; национальная традиция, корректирующая формирующуюся политическую культуру.

[1] Астафьева О.А. Ориентиры культурной политики на рубеже веков // Россия XXI век: Политика. Экономика. Культура / Под ред. Л.Е. Ильичевой, В.С. Комаровского. М.: Аналитик, 2012. С.287.

[2] Малинова О.Ю. Конструирование смыслов: исследование символической политики в современной России. М.: ИНИОН РАН, 2013. С.66.

[3] Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004. С.63.

Читайте также: