Индивидуализация это в обществознании кратко

Обновлено: 04.07.2024

Индивидуализация — это психологическое становление личности, в ходе которого реализуются ее индивидуальные черты, способности и уникальные особенности.

Это понятие отражает потребность человека выделяться среди остальных людей, оставаясь при этом полноценной частью общества, которое его окружает.

Вопрос индивидуализации составлял одну из основ теоретического конструкта аналитической психологии швейцарского психиатра Карла Юнга, который подразумевал под ним интеграцию сознательного и бессознательного опыта.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Процесс индивидуализации

Формирование личности идет с самого младенчества, когда ребенок начинает взаимодействовать с семьей. Подражая взрослым, он ежедневно приобретает новые навыки и делает первые шаги в личностном развитии. На этом начальном этапе индивид проходит процесс адаптации, усваивая нормы и правила, принятые в конкретной социальной группе.

Уникальные свойства человека проявляются в определенных условиях, в зависимости от общества, в котором он находится и воспитывается. Одни и те же ситуации по-разному могут оцениваться в различных социальных группах. Реакция человека также будет различаться в соответствии с принятым ценностям и нормам определенного общества.

Проблема индивидуализации рассматривается и в педагогике. Уже в дошкольном обучении педагоги применяют методы индивидуального подхода к ученикам, учитывая их особенности и способности. Такой подход создает оптимальные условия для самореализации детей в будущем.

Цель процесса

Основы индивидуализации человека закладываются с самого детства в процессе воспитания и обучения. Ее целью является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, который впоследствии становится неповторимой личностью.

Целенаправленная индивидуализированная работа с детьми помогает в реализации скрытых талантов и потенциальных способностей. Предоставление детям самостоятельности в принятии решений и в реализации своих желаний позволяет человеку построить впоследствии успешную жизненную траекторию.

Согласно Юнгу, в ходе индивидуализации, человек избавляется от всего ложного и преодолевает насильно навязанные архетипы. Основную цель процесса он определял, как достижение динамического равновесия психики.

Индивидуализация неразрывно связана с такими основными процессами личностного развития, как социализация, самоактуализация, самореализация и др. Дополняя друг друга, они обеспечивают гармоничные отношения человека с природой и другими людьми.

Условия осуществления

Юнг в своем определении индивидуализации выделял ее три основополагающих признака:

  1. Процесс индивидуализации направлен на развитие личности.
  2. Успешное прохождение индивидуализации не может осуществляться вне социума и коллективных взаимоотношений.
  3. Этот процесс отражает определенную степень противопоставления социальным нормам, не представляющим абсолютной ценности.

Индивидуализация приводит человека к пониманию и осознанию собственных уникальных черт и особенностей. Это знание дает уверенность и помогает объективно оценивать свои и чужие поступки и возможности.

Этот этот процесс не может проходить вне социума. Только во взаимодействии индивидуализации и социализации человек может создать гармоничные отношения с миром и с собой. Усваивая общепринятые нормы, ценности и принципы, человек определяет социальные установки, которые ему наиболее близки и принимает их.

В отношение некоторых господствующих правил он может иметь свое мнение, основанное на индивидуальных стремлениях и ожиданиях. К примеру, в светском государстве человек вправе принимать или не применять религию, которая доминирует в его окружении.

Индивидуализация основывается на признании уникальности и неповторимости любого человека, его свободы и права выбора.

Варианты реализации индивидуализации

Процесс индивидуализации может проходить:

  1. Самопроизвольно. Течение индивидуализации реализуется неосознанно на протяжении всей жизни. Особенно активно это проявляется в детском и подростковом возрасте, когда индивид только начинает выделять себя среди остальных людей. На этом этапе он получает первые инструменты и значимый социальный опыт, который впоследствии применяется в процессе анализа и самоанализа.
  2. Посредством анализа. В зрелом возрасте индивидуализация основывается на стремлении познать себя и человеческую природу в целом через механизмы рефлексии, наблюдения и анализа.

В какой период жизни наиболее активна индивидуализация

Для обретения абсолютной целостности личности необходимо пройти долгий процесс саморазвития и индивидуализации. Особенная тяга к этому процессу проявляется в зрелом возрасте. Юнг считал, что именно в этот период индивид осознает свои бессознательные грани, поэтому индивидуализация свойственна пожилым людям и возникает только во второй половине жизни.

Однако современная аналитическая психология полагает, что этот процесс берет свое начало еще с детства. Стремление к индивидуализации обостряется с возрастом под влиянием большого социального и жизненного опыта.

Примеры индивидуализации в жизни

Уже в детских садах уделяется внимание процессу индивидуализации. Например, наличие выставок детского творчества, стендов, картинок, выставляемые по лексической теме и достижение детей в виде медалей и грамот на стенах.

Проблема индивидуализации в последнее время стала одной из основных тем в системе современного дошкольного и школьного образования. Школы стремятся не просто дать детям универсальные знания, но также раскрыть их неявные способности, воспитать в них самостоятельность и подготовить ко взрослой жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Уход от унификации в педагогике позволяет ученику осознать себя неповторимой личностью с уникальным характером и способностями. Это во многом упрощает последующий процесс индивидуализации, а также представляет эффективные методы и инструменты социальной адаптации и самоактуализации.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ — англ. individualization; нем. Individuali — sierung. 1. Процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития обществ, отношений. 2. Процесс и результат совмещения соц. требований, ожиданий, норм, ценностей со спецификой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов. 3. Процесс дифференциации общих для данной соц. группы (класса, соц. слоя) жизненных условий и замены их все более специфическими. 4. Разрыв групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими.

Индивидуализация это выделение индивидуальных особенностей у человека.

1. Процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития обществ, отношений. 2. Процесс и результат совмещения соц. требований, ожиданий, норм, ценностей со спецификой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов. 3. Процесс дифференциации общих для данной соц. группы (класса, соц. слоя) жизненных условий и замены их все более специфическими. 4. Разрыв групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими.

- англ. individualization; нем. Individuali - sierung. 1. Процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития обществ, отношений. 2. Процесс и результат совмещения соц. требований, ожиданий, норм, ценностей со спецификой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов. 3. Процесс дифференциации общих для данной соц. группы (класса, соц. слоя) жизненных условий и замены их все более специфическими. 4. Разрыв групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: индивидуализирование, обособление

Смотреть что такое ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ в других словарях:

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. См. Индивидуальность.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

индивидуализация ж. Действие по знач. несов. глаг.: индивидуализировать.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

индивидуализация сущ., кол-во синонимов: 2 • индивидуализирование (2) • обособление (20) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: индивидуализирование, обособление. смотреть

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

Индивидуализация — выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. См. Индивидуальность.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯОбособление, выделение одного лица из ряда других.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ИНДИВИ. смотреть

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

В определении, которое дает Юнг, подчеркиваются три момента: 1) целью этого процесса является развитие целостной личности; 2) индивидуация не может осуществиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения; 3) индивидуация подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности. Юнг тщательно разводит понятия индивидуации, интеграции личности и сознательности Я; сущность этого процесса заключается в том, что Самость должна избавиться от всего ложного, что есть в Персоне, и преодолеть то, что насильно навязано архетипами. Процесс индивидуации может быть самопроизвольным или облегчаться посредством анализа, но некоторые высказывания Юнга производят неблагоприятное впечатление в том смысле, что индивидуация есть якобы нечто элитарное. Этот процесс сопряжен с некоторыми опасностями: интенсивная включенность во внутренний мир и его захватывающие образы могут привести к нарциссической поглощенности; такие проявления, как антисоциальная активность или психотический срыв, могут расцениваться в качестве закономерного результата процесса индивидуации. Нередко символизм индивидуации рассматривается через понимание того, как могут объединяться противоположности, чтобы продуцировать новый личностный синтез. Юнг утверждал, что мондалы (изображения геометрических фигур с более или менее регулярными делениями, число которых кратно четырем) выражают целостность психики примерно так, как это воспринимается и переживается при индивидуации. Хотя Юнг считал, что собственно индивидуация является прерогативой второй половины жизни, современная аналитическая психология расценивает этот процесс иначе, относя его ко всему жизненному пути. Нерешенным по сей день остается вопрос, должна ли интеграция обязательно предшествовать индивидуации; очевидно, однако, что лучше, чтобы благодаря интеграции Я стало достаточно сильным и могло противостоять вторгающимся в сознание феноменам индивидуации. смотреть

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

1) Орфографическая запись слова: индивидуализация2) Ударение в слове: индивидуализ`ация3) Деление слова на слоги (перенос слова): индивидуализация4) Фо. смотреть

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Читайте также: