Имплицитная теория лидерства кратко
Обновлено: 05.07.2024
nКредиты могут быть также даны индивиду для инновационных действий в связи с ожиданиями, связываемыми членами группы с его лидерской ролью.
nВеличина кредита, получаемого лидером от группы, зависит еще и от способа достижения им лидерской роли - путем выборов или путем назначения. Экспериментально показано преимущество выбранных лидеров: последователи именно их влияние готовы принимать гораздо охотнее и именно от их действий ожидают большего успеха. Правда, в случае неудачи выбранного лидера оптимистичные ожидания последователей легко могут смениться глубоким разочарованием.
Ценностный обмен как механизм выдвижения в позицию лидера.
nЦенность - материальный или нематериальный предмет, представляющий значимость для человека, т. е. способный удовлетворять его потребноcти, oтвечать его интересам.
nВо внутригрупповом взаимодействии ценности могут выступать, в виде каких-либо значимых характеристик членов группы, относящихся к свойствам их личности, умениям, опыту и т. п. И реализуемых ими в ходе решения стоящих перед группой задач с пользой для отдельных партнеров и группы в целом.
nпсихологическое содержание ценностного обмена, состоит в обоюдном удовлетворении сторонами социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей.
nПод цeнностным вкладом понимаются любые полезные действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом и имеющие самые разные формы проявления.
nДва уровня ценностного обмена, отвечающих разным этапам жизни группы:
nДиадный (соответствует начальному периоду жизни группы, когда она еще не сложилась как целое);
nСобсmвенно групповой (соответствует периоду жизни сложившейся группы).
nТаковы основные элементы модели механизма выдвижения в позицию лидера.
nИмплицитный, [фр. implicite
nПодобный взгляд на соотношение механизмов выдвижения в позицию лидера хорошо согласуется с мнением специалистов о том, что лидерство не может быть понято исключительно либо с точки зрения действий лидера, либо с точки зрения абстрактных когнитивных прототипов последователей. Скорее лидерство является результатом взаимодействия ряда факторов, к которым Р. Лорди другие авторы относят:
n. поведение лидера,
n. представления о лидерстве,
n. социальное влияние.
Принципы эффективного взаимодействия человека и системы
•Взаимодействие с людьми
•Критерии принятия решений
Составляющие эмоционального интеллекта
•Самоанализ
•Эмоциональный самоанализ – способность распознавать и понимать свои эмоции, признавать их воздействие на производительность, отношения с другими людьми и т.д.
•Трезвая самооценка – реалистическая оценка своих сильных и слабых сторон.
•Самоуверенность – сильное развитое ощущение самоценности.
•Самоуправление
•Самоконтроль – спсосбность контролировать разрушительные эмоции и импульсы.
•Постоянство – неизменное проявление ценности и целостности.
•Сознательность – отвечать за свои поступки и обязательства.
•Адаптивность – умение приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и преодолевать препятствия.
•Ориентация на достижение – стремление соответствовать высоким внутренним стандартам.
•Инициативность – готовность воспользоваться открывающимися возможностями.
•Социальная приспособляемость
•Эмпатия – умение чувствовать эмоции других людей, понимать их точку зрения и активно интересоваться их заботами.
•Умение ориентироваться в общественной жизни – способность распознавать течения в общественной и политической жизни, выстраивать системы связей для принятия решений.
•Умение ориентироваться в системе обслуживания – способность распознавать и удовлетворять потребности клиента.
•Налаживание социальных связей
•Умение вести за собой – способность брать на себя ответственность за дело и убеждать других участвовать в нем.
•Умение оказывать влияние – спсосбность использовать разнообразные тактические приемы убеждения.
•Умение развивать друшгих – склонность распознавать способности других лждей, направлять и развивать их.
•Умение общаться – способность выслушивать других и ясно, убедительно и изящно высказвывать свои мысли.
•Умение улаживать конфликты – способность разряжать, гармонизировать разногласия и примирять стороны.
•Умение создавать личные связи – спсобоность налаживаить и поддерживать личные связи и отношения.
•Умение работатиь в команде – спсосбность развивать сотрудничество и создавать команду.
своеобразное разрешение группы на лидерство члена группы, пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей
nКредиты могут быть также даны индивиду для инновационных действий в связи с ожиданиями, связываемыми членами группы с его лидерской ролью.
nВеличина кредита, получаемого лидером от группы, зависит еще и от способа достижения им лидерской роли - путем выборов или путем назначения. Экспериментально показано преимущество выбранных лидеров: последователи именно их влияние готовы принимать гораздо охотнее и именно от их действий ожидают большего успеха. Правда, в случае неудачи выбранного лидера оптимистичные ожидания последователей легко могут смениться глубоким разочарованием.
Ценностный обмен как механизм выдвижения в позицию лидера.
nЦенность - материальный или нематериальный предмет, представляющий значимость для человека, т. е. способный удовлетворять его потребноcти, oтвечать его интересам.
nВо внутригрупповом взаимодействии ценности могут выступать, в виде каких-либо значимых характеристик членов группы, относящихся к свойствам их личности, умениям, опыту и т. п. И реализуемых ими в ходе решения стоящих перед группой задач с пользой для отдельных партнеров и группы в целом.
nпсихологическое содержание ценностного обмена, состоит в обоюдном удовлетворении сторонами социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей.
nПод цeнностным вкладом понимаются любые полезные действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом и имеющие самые разные формы проявления.
nДва уровня ценностного обмена, отвечающих разным этапам жизни группы:
nДиадный (соответствует начальному периоду жизни группы, когда она еще не сложилась как целое);
nСобсmвенно групповой (соответствует периоду жизни сложившейся группы).
nТаковы основные элементы модели механизма выдвижения в позицию лидера.
Предлагаю кратко разобрать в этой статье некоторые базовые теории лидерства, которые были предложены разными исследованиями в разные годы, а именно: имплицитную, ситуационную, теорию черт, харизматическую, а также концепцию ценностного обмена.
1. Имплицитная теория лидерства (имеет, кстати, отношение к имплицитной теории личности) Р. Таджиури и Дж.Брунера. По мнению Брунера и Таджиури, люди воспринимаются в группах как лидеры в той мере, в которой их характеристики соответствуют представлениям других людей о лидере.
2. Ситуационная ( П.Херси, К.Бланшар ). Подразумевалось, что лидеры способны активно оценивать ситуацию, а также способны эффективно приспосабливаться к ней.
3. Теория черт (и харизматическая концепция как разновидность). Феномен лидерства пытались объяснить выдающимися качествами человека (твёрдая воля, острый ум и т.д.). На таком объяснении лидерства настаивали Л.Л.Бернард, В.В.Бинхам и некоторые другие.
И, наконец, 4 - теория ценностного обмена ( Р.Л.Кричевский , 1980). Кричевский полагал, что именно ценностный обмен активирует механизм межличностного взаимодействия, вследствие чего происходит развитие процесса лидерства. Концепция Кричевского базировалась на наработках Т.Келли, Д.Тибо, Дж.Хоманса.
Психологический обмен как механизм выдвижения в лидеры.
Основные компоненты теории: взаимодействие, чувства, виды деятельности.
Выделяют три разновидности психологического обмена как механизма лидерства:
• обмен в контексте трансакционистского подхода к лидерству;
Суть трансакционистского подхода заключается в следующем. Лидер предоставляет последователям ряд вознаграждений: организации их действий, разъяснения им специфики ситуации, ориентировки в направлении приложения усилий, внимания к людям.
Своей активностью лидер способствует достижению групповых целей. Отвечая взаимностью на действия лидера, последователи также вознаграждают его: выражают ему признание, уважение, проявляют готовность к принятию его влияния.
Иными словами, лидер что-то отдает последователям и что-то получает от них взамен, лидер содействует успеху группы в решении задачи и справедливости во взаимоотношениях ее членов в обмен на уважение с их стороны и принятие его влияния. Результатом подобного обмена является возрастание легитимности лидерской роли, способствующее, в свою очередь, усилению влияния лидера и одобрению его влияния последователями.
Характеристики необходимые для успешного выполнения роли лидера:
• компетентность в групповой деятельности;
• мотивация относительно группы и ее задач.
• заинтересованность в групповой деятельности и заинтересованность в
членах группы.
Обмен как проявление идиосинкразического кредита
В рамках данной концепции, суть идеосинкразического кредита заключается в следующем. Действия лидера на благо группы как бы обмениваются на предоставляемое ему со стороны группы право на нонконформное поведение в форме инноваций и связанное с ним влияние на последователей.
Кредит дается лидеру: пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей, для инновационных действий в связи с ожиданиями, связываемыми с лидерской ролью. Величина кредита зависит от способа достижения им лидерской роли:
путем выборов или путем назначения. Экспериментально показано преимущество выбранных лидеров: последователи именно их влияние готовы принимать гораздо охотнее и именно от их действий ожидают большего успеха. Правда, в случае неудачи выбранного лидера оптимистичные ожидания последователей легко могут смениться глубоким разочарованием.
Ценности во внутригрупповом взаимодействии это - значимые характеристики членов группы, реализуемые в ходе решения задач с пользой для отдельных партнеров и группы в целом: свойства личности, умения, опыт, связи.
Психологическое содержание ценностного обмена, состоит в обоюдном удовлетворении сторонами социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей. Под ценностным вкладом понимаются любые полезные действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом и имеющие самые разные формы проявления.
Два уровня ценностного обмена, отвечающих разным этапам жизни группы:
• Диадный (соответствует начальному периоду жизни группы, когда она еще
не сложилась как целое);
• Групповой (соответствует периоду жизни сложившейся группы).
Имплицитная теория.
Основные подходы к проблеме лидерства, составивших первоначальный фундамент ее научного изучения. Существуют множество других подходов и точек зрения, разработанных на уровне общей схемы, без тщательного операционального анализа.
РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО:ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
Выполнил студент ПОЗ-12 А. М. Иванова
Руководство
рассматривается как преимущественно социальный по своей природе феномен, функционирующий в системе формальных (официальных, служебных) отношений людей с целью упорядочения, организации этих отношений, управления ими для решения групповых задач.
Черты руководства:
- умение создавать сферу влияния;
-прагматизм, гибкость и способность действовать;
- ориентация на людей;
- высокий уровень активности;
- ориентация на перспективу;
Социально-психологические функции руководства
Административная (обеспечение работы коллектива в соответствии с законом);
Дисциплинарная (поощрение и наказание)
Стратегическая (цели, задачи, методы)
Экспертная (право вносить изменения в процесс работы)
Представительская (право выступать от всего коллектива)
Воспитательная (раскрытие и умножение потенциала коллектива)
Психотерапевтическая (обеспечение комфортными условиями в организации).
Стили руководства
- Авторитарный (автократический) – характеризуется жестокостью, требовательностью, строгим контролем и дисциплиной;
- Демократический – опирается на коллегиальность, доверие, самодисциплину, творчество;
- Либеральный – отличается отсутствием дисциплины и требовательности, предоставлением подчиненным полной свободы;
- Патриархальный – строится на основе представлений об организации как об одной большой семье;
- Бюрократический – проявляется анонимностью и формальностью отношений между начальником и подчиненными, четкими должностными обязанностями и нормативными документами;
- Харизматический – основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя.
рассматривается как преимущественно психологический по своей природе феномен, спонтанно возникающий и развертывающийся в системе неформальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими.
Различия между лидерством и руководством
Руководитель
Регулирует межличностные отношения
Регулирует официальные отношения
Регулирует отношения как правило внутри группы
Регулирует отношения между группами и внешней средой
Деятельность опосредована нравственными и моральными аспектами
Деятельность опосредована правами, уставом, и т. д.
Имеет меньше санкций (в основном неформальные)
Имеет больше санкций в процессе влияния на подчинённых (формальные и неформальные)
Во-первых, оба феномена сходны функционально и представляют собой по сути две стороны единого процесса управления людьми.
Общие черты между лидерством и руководством
В-третьих, для обоих феноменов характерна, хотя и в разной степени, реализация влияния в системе неформальных (собственно психологических) отношений.
Две крупных сферы групповой активности
сфера инструментальной активности группы, непосредственно связанную с решением групповой задачи – инструментальный ( деловой) лидер
сфера эмоциональной активности группы, имеющую к решению хотя и весьма существенное, но до известной степени опосредованное отношение –экспрессивный ( эмоциональный) лидер
Типы лидеров
По стилю руководства:
универсальный и ситуативный
По содержанию деятельности:( вдохновитель, исполнитель,и вдохновитель и исполнитель)
По внутриколлективным функциям (инструментальный, эмоциональный и смешанный)
По сфере взаимоотношений (формальный, неформальный, и формальный и неформальный)
7.Теория гуманистического направления
Теория черт (Ф. Гальтон, Р. Стогдилл)
Человек может стать лидером лишь при наличии у него некоего универсального набора биосоциальных характеристик: от роста и веса до интеллекта и собственно личностных черт.
-Ум или интеллектуальные способности;
-Господство или преобладание над другими;
-Уверенность в себе;
-Активность и энергичность;
Имплицитная теория лидерства (Дж.Брунер, Р. Таджиури)
Теория описывает склонность людей усматривать связь между определенными человеческими типами и личностными чертами. Прототипы лидерства по трем иерархическим уровням:
Наивысший-общие категории(лидер в сравнении с не лидером);
Средний-дифференцированные категории в сферах деятельности лидеров( лидеры в спорте, в бизнесе, в политике и т.д.);
Низший- дифференциация лидеров в рамках предметной области(например, дифференциация военных лидеров по званию).
– Экстраверсия (высокий уровень выраженности — представлена такими характеристиками, как напористость, энергичность, активность);
– Невротизм (низкий уровень выраженности — представлен такими характеристиками, как эмоциональная стабильность, уверенность);
– Сознательность (высокий уровень выраженности — представлена такими характеристиками, как организованность, ответственность, надежность, настойчивость);
– Доброжелательность (высокий уровень выраженности — представлена такими характеристиками, как склонность к сотрудничеству, не эгоистичность, доброта).
Ситуативные теории
Появление лидера рассматривается как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств (в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, превосходящие других в каком-то качестве в данной ситуации).
-если человек становится лидером в одной ситуации, то не исключено, что он может им стать и в другой ситуации;
-став лидером в одной ситуации, индивид приобретает авторитет, способствующий избранию его лидером в другой ситуации;
-лидером чаще выбирают человека , имеющего мотивацию к достижению этого статуса.
Ситуативно-личностные теории (Г. Герт, С. Милз)
– черты лидера как человека;
– образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним;
– личностные характеристики лидера как социальной роли;
– институциональный контекст, т.е. те официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи .
Теория ожидания-взаимодействия (Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Ф. Фидлер).
Фидлер выделил два возможных стиля лидерства:
-ориентация на задачу( инструментальное лидерство);
-ориентация на межличностные отношения(эмоциональное лидерство)
Фидлер сделал вывод, что лидер, ориентированный на задачу, более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно благоприятных, либо умеренно неблагоприятных.
Теория гуманистического направления (Р. Блей, Дж. МакГрегор).
Эта концепция утверждает, что человеческое существо по природе своей — сложный мотивированный организм, а организация в принципе всегда управляема. Поэтому лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации.
Мотивационная теория (С. Митчел, С. Эванс).
В ней утверждается, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.
Идея предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяет типы лидерского поведения:
-лидерство, ориентированное на успех.
Атрибутивная теория
Рассматривает лидера как своего рода марионетку: лидер получает прямые указания от своих последователей. Последние приводят лидера в движение, как кукольник — куклу.
Так выглядят основные подходы к проблеме лидерства, составивших первоначальный фундамент ее научного изучения. Существуют множество других подходов и точек зрения, разработанных на уровне общей схемы, без тщательного операционального анализа. Исследования в этой области интенсивно продолжаются.
Читайте также: