Имплицитная теория лидерства кратко

Обновлено: 05.07.2024

nКредиты могут быть также даны индивиду для инновационных действий в связи с ожиданиями, связываемыми членами группы с его лидерской ролью.

nВеличина кредита, получаемого лидером от группы, зависит еще и от способа достижения им лидерской роли - путем выборов или путем назначения. Экспериментально показано преимущество выбранных лидеров: последователи именно их влияние готовы принимать гораздо охотнее и именно от их действий ожидают большего успеха. Правда, в случае неудачи выбранного лидера оптимистичные ожидания последователей легко могут смениться глубоким разочарованием.

Ценностный обмен как механизм выдвижения в позицию лидера.

nЦенность - материальный или нематериальный предмет, представляющий значимость для человека, т. е. способный удовлетворять его потребноcти, oтвечать его интересам.

nВо внутригрупповом взаимодействии ценности могут выступать, в виде каких-либо значимых характеристик членов группы, относящихся к свойствам их личности, умениям, опыту и т. п. И реализуемых ими в ходе решения стоящих перед группой задач с пользой для отдельных партнеров и группы в целом.

nпсихологическое содержание ценностного обмена, состоит в обоюдном удовлетворении сторонами социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей.

nПод цeнностным вкладом понимаются любые полезные действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом и имеющие самые разные формы проявления.

nДва уровня ценностного обмена, отвечающих разным этапам жизни группы:

nДиадный (соответствует начальному периоду жизни группы, когда она еще не сложилась как целое);

обсmвенно групповой (соответствует периоду жизни сложившейся группы).

nТаковы основные элементы модели механизма выдвижения в позицию лидера.


nИмплицитный, [фр. implicite

nПодобный взгляд на соотношение механизмов выдвижения в позицию лидера хорошо согласуется с мнением специалистов о том, что лидерство не может быть понято исключительно либо с точки зрения действий лидера, либо с точки зрения абстрактных когнитивных прототипов последователей. Скорее лидерство является результатом взаимодействия ряда факторов, к которым Р. Лорди другие авторы относят:

n. поведение лидера,

n. представления о лидерстве,

n. социальное влияние.

Принципы эффективного взаимодействия человека и системы

•Взаимодействие с людьми

•Критерии принятия решений

Составляющие эмоционального интеллекта

•Самоанализ

•Эмоциональный самоанализ – способность распознавать и понимать свои эмоции, признавать их воздействие на производительность, отношения с другими людьми и т.д.

•Трезвая самооценка – реалистическая оценка своих сильных и слабых сторон.

•Самоуверенность – сильное развитое ощущение самоценности.

•Самоуправление

•Самоконтроль – спсосбность контролировать разрушительные эмоции и импульсы.

•Постоянство – неизменное проявление ценности и целостности.

•Сознательность – отвечать за свои поступки и обязательства.

•Адаптивность – умение приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и преодолевать препятствия.

•Ориентация на достижение – стремление соответствовать высоким внутренним стандартам.

•Инициативность – готовность воспользоваться открывающимися возможностями.

•Социальная приспособляемость

•Эмпатия – умение чувствовать эмоции других людей, понимать их точку зрения и активно интересоваться их заботами.

•Умение ориентироваться в общественной жизни – способность распознавать течения в общественной и политической жизни, выстраивать системы связей для принятия решений.

•Умение ориентироваться в системе обслуживания – способность распознавать и удовлетворять потребности клиента.

•Налаживание социальных связей

•Умение вести за собой – способность брать на себя ответственность за дело и убеждать других участвовать в нем.

•Умение оказывать влияние – спсосбность использовать разнообразные тактические приемы убеждения.

•Умение развивать друшгих – склонность распознавать способности других лждей, направлять и развивать их.

•Умение общаться – способность выслушивать других и ясно, убедительно и изящно высказвывать свои мысли.

•Умение улаживать конфликты – способность разряжать, гармонизировать разногласия и примирять стороны.

•Умение создавать личные связи – спсобоность налаживаить и поддерживать личные связи и отношения.

•Умение работатиь в команде – спсосбность развивать сотрудничество и создавать команду.

своеобразное разрешение группы на лидерство члена группы, пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей

nКредиты могут быть также даны индивиду для инновационных действий в связи с ожиданиями, связываемыми членами группы с его лидерской ролью.

nВеличина кредита, получаемого лидером от группы, зависит еще и от способа достижения им лидерской роли - путем выборов или путем назначения. Экспериментально показано преимущество выбранных лидеров: последователи именно их влияние готовы принимать гораздо охотнее и именно от их действий ожидают большего успеха. Правда, в случае неудачи выбранного лидера оптимистичные ожидания последователей легко могут смениться глубоким разочарованием.

Ценностный обмен как механизм выдвижения в позицию лидера.

nЦенность - материальный или нематериальный предмет, представляющий значимость для человека, т. е. способный удовлетворять его потребноcти, oтвечать его интересам.

nВо внутригрупповом взаимодействии ценности могут выступать, в виде каких-либо значимых характеристик членов группы, относящихся к свойствам их личности, умениям, опыту и т. п. И реализуемых ими в ходе решения стоящих перед группой задач с пользой для отдельных партнеров и группы в целом.

nпсихологическое содержание ценностного обмена, состоит в обоюдном удовлетворении сторонами социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей.

nПод цeнностным вкладом понимаются любые полезные действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом и имеющие самые разные формы проявления.

nДва уровня ценностного обмена, отвечающих разным этапам жизни группы:

nДиадный (соответствует начальному периоду жизни группы, когда она еще не сложилась как целое);

обсmвенно групповой (соответствует периоду жизни сложившейся группы).

nТаковы основные элементы модели механизма выдвижения в позицию лидера.

Предлагаю кратко разобрать в этой статье некоторые базовые теории лидерства, которые были предложены разными исследованиями в разные годы, а именно: имплицитную, ситуационную, теорию черт, харизматическую, а также концепцию ценностного обмена.

1. Имплицитная теория лидерства (имеет, кстати, отношение к имплицитной теории личности) Р. Таджиури и Дж.Брунера. По мнению Брунера и Таджиури, люди воспринимаются в группах как лидеры в той мере, в которой их характеристики соответствуют представлениям других людей о лидере.

2. Ситуационная ( П.Херси, К.Бланшар ). Подразумевалось, что лидеры способны активно оценивать ситуацию, а также способны эффективно приспосабливаться к ней.

3. Теория черт (и харизматическая концепция как разновидность). Феномен лидерства пытались объяснить выдающимися качествами человека (твёрдая воля, острый ум и т.д.). На таком объяснении лидерства настаивали Л.Л.Бернард, В.В.Бинхам и некоторые другие.

И, наконец, 4 - теория ценностного обмена ( Р.Л.Кричевский , 1980). Кричевский полагал, что именно ценностный обмен активирует механизм межличностного взаимодействия, вследствие чего происходит развитие процесса лидерства. Концепция Кричевского базировалась на наработках Т.Келли, Д.Тибо, Дж.Хоманса.

Психологический обмен как механизм выдвижения в лидеры.

Основные компоненты теории: взаимодействие, чувства, виды деятельности.

Выделяют три разновидности психологического обмена как механизма лидерства:

• обмен в контексте трансакционистского подхода к лидерству;

Суть трансакционистского подхода заключается в следующем. Лидер предоставляет последователям ряд вознаграждений: организации их действий, разъяснения им специфики ситуации, ориентировки в направлении приложения усилий, внимания к людям.

Своей активностью лидер способствует достижению групповых целей. Отвечая взаимностью на действия лидера, последователи также вознаграждают его: выражают ему признание, уважение, проявляют готовность к принятию его влияния.

Иными словами, лидер что-то отдает последователям и что-то получает от них взамен, лидер содействует успеху группы в решении задачи и справедливости во взаимоотношениях ее членов в обмен на уважение с их стороны и принятие его влияния. Результатом подобного обмена является возрастание легитимности лидерской роли, способствующее, в свою очередь, усилению влияния лидера и одобрению его влияния последователями.

Характеристики необходимые для успешного выполнения роли лидера:

• компетентность в групповой деятельности;

• мотивация относительно группы и ее задач.

• заинтересованность в групповой деятельности и заинтересованность в
членах группы.

Обмен как проявление идиосинкразического кредита

В рамках данной концепции, суть идеосинкразического кредита заключается в следующем. Действия лидера на благо группы как бы обмениваются на предоставляемое ему со стороны группы право на нонконформное поведение в форме инноваций и связанное с ним влияние на последователей.

Кредит дается лидеру: пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей, для инновационных действий в связи с ожиданиями, связываемыми с лидерской ролью. Величина кредита зависит от способа достижения им лидерской роли:

путем выборов или путем назначения. Экспериментально показано преимущество выбранных лидеров: последователи именно их влияние готовы принимать гораздо охотнее и именно от их действий ожидают большего успеха. Правда, в случае неудачи выбранного лидера оптимистичные ожидания последователей легко могут смениться глубоким разочарованием.




Ценности во внутригрупповом взаимодействии это - значимые характеристики членов группы, реализуемые в ходе решения задач с пользой для отдельных партнеров и группы в целом: свойства личности, умения, опыт, связи.

Психологическое содержание ценностного обмена, состоит в обоюдном удовлетворении сторонами социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей. Под ценностным вкладом понимаются любые полезные действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом и имеющие самые разные формы проявления.

Два уровня ценностного обмена, отвечающих разным этапам жизни группы:

• Диадный (соответствует начальному периоду жизни группы, когда она еще
не сложилась как целое);

• Групповой (соответствует периоду жизни сложившейся группы).
Имплицитная теория.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные подходы к проблеме лидерства, составивших первоначальный фундамент ее научного изучения. Существуют множество других подходов и точек зрения, разработанных на уровне общей схемы, без тщательного операционального анализа.

РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО:ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА

Выполнил студент ПОЗ-12 А. М. Иванова

Руководство рассматривается как преимущественно социальный по своей природе феномен, функционирующий в системе формальных (официальных, служебных) отношений людей с целью упорядочения, организации этих отношений, управления ими для решения групповых задач.

Руководство

рассматривается как преимущественно социальный по своей природе феномен, функционирующий в системе формальных (официальных, служебных) отношений людей с целью упорядочения, организации этих отношений, управления ими для решения групповых задач.

Черты руководства: - пунктуальность исполнения; - умение создавать сферу влияния; - дух соперничества; -прагматизм, гибкость и способность действовать; - ориентация на людей; - политическая прозорливость; - высокий уровень активности; - ориентация на перспективу; - психологическая уравновешенность.

Черты руководства:

- умение создавать сферу влияния;

-прагматизм, гибкость и способность действовать;

- ориентация на людей;

- высокий уровень активности;

- ориентация на перспективу;

Социально-психологические функции руководства Административная (обеспечение работы коллектива в соответствии с законом); Дисциплинарная (поощрение и наказание) Стратегическая (цели, задачи, методы) Экспертная (право вносить изменения в процесс работы) Представительская (право выступать от всего коллектива) Воспитательная (раскрытие и умножение потенциала коллектива) Психотерапевтическая (обеспечение комфортными условиями в организации).

Социально-психологические функции руководства

Административная (обеспечение работы коллектива в соответствии с законом);

Дисциплинарная (поощрение и наказание)

Стратегическая (цели, задачи, методы)

Экспертная (право вносить изменения в процесс работы)

Представительская (право выступать от всего коллектива)

Воспитательная (раскрытие и умножение потенциала коллектива)

Психотерапевтическая (обеспечение комфортными условиями в организации).

Стили руководства Авторитарный (автократический) – характеризуется жестокостью, требовательностью, строгим контролем и дисциплиной; Демократический – опирается на коллегиальность, доверие, самодисциплину, творчество; Либеральный – отличается отсутствием дисциплины и требовательности, предоставлением подчиненным полной свободы; Патриархальный – строится на основе представлений об организации как об одной большой семье; Бюрократический – проявляется анонимностью и формальностью отношений между начальником и подчиненными, четкими должностными обязанностями и нормативными документами; Харизматический – основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя.

Стили руководства

  • Авторитарный (автократический) – характеризуется жестокостью, требовательностью, строгим контролем и дисциплиной;
  • Демократический – опирается на коллегиальность, доверие, самодисциплину, творчество;
  • Либеральный – отличается отсутствием дисциплины и требовательности, предоставлением подчиненным полной свободы;
  • Патриархальный – строится на основе представлений об организации как об одной большой семье;
  • Бюрократический – проявляется анонимностью и формальностью отношений между начальником и подчиненными, четкими должностными обязанностями и нормативными документами;
  • Харизматический – основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя.

рассматривается как преимущественно психологический по своей природе феномен, спонтанно возникающий и развертывающийся в системе неформальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими.

Различия между лидерством и руководством Лидер Руководитель Регулирует межличностные отношения Регулирует официальные отношения Регулирует отношения как правило внутри группы Регулирует отношения между группами и внешней средой Возникает стихийно Избирается коллективом Менее стабилен Боле стабильно Деятельность опосредована нравственными и моральными аспектами Деятельность опосредована правами, уставом, и т. д. Имеет меньше санкций (в основном неформальные) Имеет больше санкций в процессе влияния на подчинённых (формальные и неформальные)

Различия между лидерством и руководством

Руководитель

Регулирует межличностные отношения

Регулирует официальные отношения

Регулирует отношения как правило внутри группы

Регулирует отношения между группами и внешней средой

Деятельность опосредована нравственными и моральными аспектами

Деятельность опосредована правами, уставом, и т. д.

Имеет меньше санкций (в основном неформальные)

Имеет больше санкций в процессе влияния на подчинённых (формальные и неформальные)

Во-первых, оба феномена сходны функционально и представляют собой по сути две стороны единого процесса управления людьми.

Общие черты между лидерством и руководством

В-третьих, для обоих феноменов характерна, хотя и в разной степени, реализация влияния в системе неформальных (собственно психологических) отношений.

Две крупных сферы групповой активности сфера инструментальной активности группы, непосредственно связанную с решением групповой задачи – инструментальный ( деловой) лидер сфера эмоциональной активности группы, имеющую к решению хотя и весьма существенное, но до известной степени опосредованное отношение –экспрессивный ( эмоциональный) лидер

Две крупных сферы групповой активности

сфера инструментальной активности группы, непосредственно связанную с решением групповой задачи – инструментальный ( деловой) лидер

сфера эмоциональной активности группы, имеющую к решению хотя и весьма существенное, но до известной степени опосредованное отношение –экспрессивный ( эмоциональный) лидер

Типы лидеров По стилю руководства: универсальный и ситуативный По содержанию деятельности:( вдохновитель, исполнитель,и вдохновитель и исполнитель) По внутриколлективным функциям (инструментальный, эмоциональный и смешанный) По сфере взаимоотношений (формальный, неформальный, и формальный и неформальный)

Типы лидеров

По стилю руководства:

универсальный и ситуативный

По содержанию деятельности:( вдохновитель, исполнитель,и вдохновитель и исполнитель)

По внутриколлективным функциям (инструментальный, эмоциональный и смешанный)

По сфере взаимоотношений (формальный, неформальный, и формальный и неформальный)

7.Теория гуманистического направления

Теория черт (Ф. Гальтон, Р. Стогдилл) Человек может стать лидером лишь при наличии у него некоего универсального набора биосоциальных характеристик: от роста и веса до интеллекта и собственно личностных черт. Например: -Ум или интеллектуальные способности; -Господство или преобладание над другими; -Уверенность в себе; -Активность и энергичность; -Знание дела.

Теория черт (Ф. Гальтон, Р. Стогдилл)

Человек может стать лидером лишь при наличии у него некоего универсального набора биосоциальных характеристик: от роста и веса до интеллекта и собственно личностных черт.

-Ум или интеллектуальные способности;

-Господство или преобладание над другими;

-Уверенность в себе;

-Активность и энергичность;

Имплицитная теория лидерства (Дж.Брунер, Р. Таджиури) Теория описывает склонность людей усматривать связь между определенными человеческими типами и личностными чертами. Прототипы лидерства по трем иерархическим уровням: Наивысший-общие категории(лидер в сравнении с не лидером); Средний-дифференцированные категории в сферах деятельности лидеров( лидеры в спорте, в бизнесе, в политике и т.д.); Низший- дифференциация лидеров в рамках предметной области(например, дифференциация военных лидеров по званию).

Имплицитная теория лидерства (Дж.Брунер, Р. Таджиури)

Теория описывает склонность людей усматривать связь между определенными человеческими типами и личностными чертами. Прототипы лидерства по трем иерархическим уровням:

Наивысший-общие категории(лидер в сравнении с не лидером);

Средний-дифференцированные категории в сферах деятельности лидеров( лидеры в спорте, в бизнесе, в политике и т.д.);

Низший- дифференциация лидеров в рамках предметной области(например, дифференциация военных лидеров по званию).

– Экстраверсия (высокий уровень выраженности — представлена такими характеристиками, как напористость, энергичность, активность);

– Невротизм (низкий уровень выраженности — представлен такими характеристиками, как эмоциональная стабильность, уверенность);

– Сознательность (высокий уровень выраженности — представлена такими характеристиками, как организованность, ответственность, надежность, настойчивость);

– Доброжелательность (высокий уровень выраженности — представлена такими характеристиками, как склонность к сотрудничеству, не эгоистичность, доброта).

Ситуативные теории

Появление лидера рассматривается как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств (в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, превосходящие других в каком-то качестве в данной ситуации).

-если человек становится лидером в одной ситуации, то не исключено, что он может им стать и в другой ситуации;

-став лидером в одной ситуации, индивид приобретает авторитет, способствующий избранию его лидером в другой ситуации;

-лидером чаще выбирают человека , имеющего мотивацию к достижению этого статуса.

Ситуативно-личностные теории (Г. Герт, С. Милз) – черты лидера как человека; – его мотивы; – образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним; – личностные характеристики лидера как социальной роли; – институциональный контекст, т.е. те официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи .

Ситуативно-личностные теории (Г. Герт, С. Милз)

– черты лидера как человека;

– образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним;

– личностные характеристики лидера как социальной роли;

– институциональный контекст, т.е. те официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи .

Теория ожидания-взаимодействия (Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Ф. Фидлер). Фидлер выделил два возможных стиля лидерства: -ориентация на задачу( инструментальное лидерство); -ориентация на межличностные отношения(эмоциональное лидерство) Фидлер сделал вывод, что лидер, ориентированный на задачу, более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно благоприятных, либо умеренно неблагоприятных.

Теория ожидания-взаимодействия (Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Ф. Фидлер).

Фидлер выделил два возможных стиля лидерства:

-ориентация на задачу( инструментальное лидерство);

-ориентация на межличностные отношения(эмоциональное лидерство)

Фидлер сделал вывод, что лидер, ориентированный на задачу, более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно благоприятных, либо умеренно неблагоприятных.

Теория гуманистического направления (Р. Блей, Дж. МакГрегор). Эта концепция утверждает, что человеческое существо по природе своей — сложный мотивированный организм, а организация в принципе всегда управляема. Поэтому лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации.

Теория гуманистического направления (Р. Блей, Дж. МакГрегор).

Эта концепция утверждает, что человеческое существо по природе своей — сложный мотивированный организм, а организация в принципе всегда управляема. Поэтому лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации.

Мотивационная теория (С. Митчел, С. Эванс). В ней утверждается, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы. Идея предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяет типы лидерского поведения: -поддерживающее лидерство; -директивное лидерство; -лидерство, ориентированное на успех.

Мотивационная теория (С. Митчел, С. Эванс).

В ней утверждается, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.

Идея предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяет типы лидерского поведения:

-лидерство, ориентированное на успех.

Атрибутивная теория Рассматривает лидера как своего рода марионетку: лидер получает прямые указания от своих последователей. Последние приводят лидера в движение, как кукольник — куклу.

Атрибутивная теория

Рассматривает лидера как своего рода марионетку: лидер получает прямые указания от своих последователей. Последние приводят лидера в движение, как кукольник — куклу.

И в заключение: Так выглядят основные подходы к проблеме лидерства, составивших первоначальный фундамент ее научного изучения. Существуют множество других подходов и точек зрения, разработанных на уровне общей схемы, без тщательного операционального анализа. Исследования в этой области интенсивно продолжаются.

Так выглядят основные подходы к проблеме лидерства, составивших первоначальный фундамент ее научного изучения. Существуют множество других подходов и точек зрения, разработанных на уровне общей схемы, без тщательного операционального анализа. Исследования в этой области интенсивно продолжаются.

Читайте также: