Проблема хронологии и периодизации восточного средневековья кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общая характеристика и периодизация истории государств Востока

Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Однако для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV–XVI вв.

Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, ведущей тенденцией исторического процесса как на Востоке, так и в Европе – было утверждение феодальных отношений. Различные же итоги развития на Востоке и Западе к концу XX в. обусловливались меньшей степенью его динамизма.

I–VI вв. нашей эры – переходный период зарождения феодализма;

VII–X вв. – период раннефеодальных отношений с присущим ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов;

XI–XII вв. – домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет;

XIII в. – время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества и обратившее некоторые из них вспять;

XIV–XVI вв. – послемонгольский период, который характеризуется замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.

Пеструю картину представлял собой Средневековый Восток и в цивилизационном отношении, что также отличало его от Европы. Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности: буддийская и индусская – на полуострове Индостан, даосско-конфуцианская – в Китае. Другие родились в Средние века: мусульманская цивилизация на Ближнем и Среднем Востоке, индомусульманская – в Индии, индусская и мусульманская – в странах Юго-Восточной Азии, буддийская – в Японии и Юго-Восточной Азии, конфуцианская – в Японии и Корее.

Периодизация Средних веков

Современная периодизация Средних веков разделяет историю Средневековья на три этапа, каждый из которых имеет свои особенности и отличается от других характеристиками. Именно в эту эпоху произошло зарождение европейских государств, возникших на обломках Римской империи.

Периодизация истории

История Средневековья кратко

В 476 году произошло падение Западной Римской империи, не выдержавшей натиска варваров, и на её обломках возникли первые варварские королевства Европы. Именно с этого года ведётся отсчёт начала Средневековья. Современные исследователи выделяют три периода истории Средних веков:

  • Раннее Средневековье (476 – 1100 годы)
  • Высокое Средневековье (1100-1300 годы)
  • Позднее Средневековье (1300-1500 годы)

В эту эпоху зарождалась европейская государственность, произошло Великое переселение народов, возникали и исчезали страны, самой могучей из которых была империя Карла Великого. Периодизация Средних веков заканчивается примерно в конце XV – начале XVI века, когда её сменило Новое время.

Периодизация Средневековья

Периодизация истории Средневековья в таблице

Одним из важнейших событий в истории Средневековья была Реконкиста, отвоевание христианскими народами Пиренейского полуострова, занятого маврами-мусульманами. Реконкиста началась в 711 году и продлилась много веков, до 1492 года, когда с полуострова был изгнан последний мавританский правитель. Образование Древнерусского государства также относится к периоду Раннего Средневековья, когда князь Олег Вещий объединил под своей властью Новгород и Киев, два центра культуры Древней Руси.


Пожалуй, одной из наиболее остро дискутируемых и трудно разрешимых проблем ориенталистики является проблема хронологии. Обычно выделяют относительную и абсолютную хронологии. В основе относительной хронологии лежит периодизация исторического процесса, предполагающая упорядочение событий прошлого в соответствие с той или иной схемой или концепцией, выделение последовательных этапов истории цивилизаций в целом, и каждой конкретной цивилизации в частности. Абсолютная хронология – это датировка событий истории в рамках общепринятой системы временных координат. В рамках нашего современного летоисчисления мы отсчитываем время на временнóй шкале, условно разделяя всю историю на два глобальных этапа – до нашей эры и нашей эры. Началом отсчета нашей эры считается рождение Иисуса Христа[39]. Все последующие события находятся в рамках нашей эры, а все, что происходило до этого, располагается на шкале до Рождества Христова, т.е. до н.э.

Такая система летоисчисления была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. нашей эры и не сразу получила распространение даже в Европе. До нее, а также параллельно с ней, существовали и другие системы летоисчисления. Долгое время в разных ветвях христианства точкой отсчета времени было сотворение Богом мира, причем в каждой конфессии эта дата существенно отличалась. Например, на Руси эта система существовала до 1700 года от Рождества Христова, когда Петр I ввел в России юлианскую систему летоисчисления. До этого вся датировка русской истории строилась от сотворения мира, которое по мнению православной церкви произошло за 5508 лет до нашей эры (см. Повесть Временных лет).

В древности в странах античного мира, в Греции и Риме, существовали свои варианты хронологии. Общегреческая система летоисчисления основана на Олимпиадах – празднествах, скреплявших союз эллинских общин. По преданию, первая Олимпиада состоялась в 776 году до нашей эры. И с тех пор повторялась каждые четыре года. В Афинах годы датировали по архонтам-эпонимам, высшим должностным лицам, дававших название году. Они избирались ровно на год. Списки эпонимов составлялись на протяжении многих веков.

В Риме счет лет велся по ежегодно сменявшимся консулам. Жрецы-понтифики вели тщательную запись очередности избрания и составляли консульские фасты, дошедшие до нас. Позже римляне установили свое летоисчисление от легендарной даты основания Рима. Римский историк Марк Теренций Варрон (I в. до н.э.) отнес основание Рима к третьему году шестой Олимпиады, т.е. к 754 – 753 гг. до н.э. Таким образом, возникла синхронность греческой и римской истории, которая позволяла довольно точно устанавливать даты крупных событий, несмотря даже на то, что Дионисий Малый несколько ошибся в определении времени рождения Иисуса Христа. В настоящее время принято считать, что это произошло на шестом году до н.э.

Для первобытного человека и на ранних этапах истории древневосточных цивилизаций характерно слияние всех временных фаз. Прошлое, настоящее и будущее составляли неразрывное единство, в котором действовали одновременно предки, ныне живущее поколение людей и будущие их потомки. Народы Древнего Востока, как правило, избегали представлений о линейности исторического времени. Для них неразрывность связи времен олицетворялась с упорядоченностью природных циклов. Древневосточные цивилизации, являющиеся прямыми наследницами раннеземледельческих культур, каждая по своему организовывала отсчет времени. Никогда на Древнем Востоке не существовало единой системы летоисчисления, отсутствовала единая эра, т.е. исчисление лет от определенной точки отсчета. В каждой стране существовали свои, весьма несовершенные способы определения протекшего времени. Трудности в установлении абсолютной хронологии обусловлены также характером и состоянием источников, зачастую не поддающихся датировке ни по прямым, ни по косвенным данным. Об этом мы уже говорили выше. К тому же, нужно учитывать, что в странах Древнего Востока применялись различные календарные системы. Были лунные, солнечные и смешанные лунно-солнечные календари, имевшие иногда значительные расхождения с длительностью астрономического года, составляющего время одного оборота Земли вокруг Солнца.

Определенные эры вводятся в некоторых странах Древнего Востока лишь на поздних этапах его истории. Поэтому установить точные даты многих событий древней истории очень сложно, тем более перевести их в современную систему летоисчисления. Вполне естественно, что по поводу таких датировок до сих пор идут ожесточенные дискуссии и наблюдаются значительные расхождения в установлении дат тех или иных событий. Сейчас получили распространение различные безответственные спекуляции на эту тему в трудах таких любителей новых "математических статистик", как Носовский, Фоменко и др., которые предпринимают попытки пересмотреть всю историю и подрывают у своих читателей доверие к исторической науке вообще и востоковедению в частности.

В Верхней Месопотамии, на территории будущей ассирийской державы, в городе Ашшуре, каждый год назывался именем должностного лица, который именовался титулом лимму. Это такой же чиновник-эпоним, как и в Древних Афинах. Каждый эпоним занимал этот пост ровно один год и заносился в особые списки, содержащие полный перечень лимму в хронологическом порядке (911 – 648 гг. до н.э.).

В Ассирии такой способ счета времени сохранился до самой гибели этого государства в конце VII в. до н.э. И списки царей, и списки датировочных формул, и списки эпонимов дошли до нас не полностью и с искажениями. Главная проблема состоит в том, как соотнести все эти материалы с нашей системой летоисчисления. И здесь на помощь историкам приходит астрономия. В некоторых источниках сохранились какие-то упоминания о наблюдениях за движением небесных тел; о солнечных и лунных затмениях, о взаимном расположении Солнца, Земли и планет и т.д. Математическая астрономия довольно легко может вычислить время значительного небесного явления в данной местности. Таким образом появляется возможность установления точных опорных дат для воссоздания системы исторической хронологии. Такими датами для истории Ассирии являются 911 г. до н.э., и 15 июля 763 г. до н.э., когда в списке эпонимов упоминаются солнечные затмения.

Наиболее показательным достижением стало установление точной даты битвы между мидийским и лидийским войсками на берегу реки Галис в Малой Азии. В труде Геродота красочно описывается, как во время сражения произошло полное солнечное затмение и воины двух армий разбежались, прекратив битву. После этого был подписан мир между двумя державами и границей между ними надолго стала река Галис. Астрономы четко высчитали, что такого рода затмение могло происходить здесь только 29 мая 585 г. до н.э. Так была установлена еще одна ключевая дата древневосточной истории.

Имеются в Месопотамских текстах данные и о наблюдениях других астрономических явлений. В частности большое внимание уделяли вавилонские ученые планете Венера. Часто при восхождении на престол нового вавилонского царя указывали местоположение Венеры по отношению к другим небесным телам и зодиакальным созвездиям. Полный цикл движения этой планеты по небесному небосклону составляет 64 года, но возникает другая проблема – к какому циклу Венеры отнести то или иное событие. Соответственно в ассириологии применяются 3 хронологические системы – короткая, средняя и длинная. В нашей стране, по предложению В.В. Струве принята средняя хронология. Точкой отсчета является время правления вавилонского царя Хамурапи. По средней хронологии это 1792–1750 гг., в длинной и средней хронологии эта дата отличается на ±64 года. В настоящее время допустимая погрешность в исчислении и датировке событий Месопотамской истории составляют для I тыс. до н.э. не более 10 лет, для II тыс. до н.э. около 50, а для III тыс. до н.э. 120 – 150 лет.

Кроме математической астрономии на помощь историкам в восстановлении абсолютной хронологии древней истории приходят физики, химики и представители других естественных наук. Большие надежды возлагали историки на радиоуглеродный или радиокарбонный анализ. Его создателем является американский физик У. Либби, который в 1947 г. определил время полураспада радиоактивного изотопа С14, превращающегося в изотоп азота N15 после гибели живого организма (животное, растение, или дерево). Скорость протекания этого процесса равномерна и легко высчитывается при помощи подсчета сохранившихся атомов С14. За свое открытие У. Либби получил Нобелевскую премию и радиоактивный анализ стал широко применяться в определении абсолютного возраста органических материалов. Правда, в дальнейшем обнаружилось, что скорость протекания этого процесса может изменяться под воздействием различных факторов и сравнение результатов радиоуглеродного анализа с другими способами датировки дает иногда значительные расхождения – до 100 лет для III–II тыс. до н.э. В настоящее время методика радиоуглеродного анализа совершенствуется и можно надеяться, что она даст в руки историков надежный инструмент для установления абсолютной хронологии.

Физики также предлагают и другие методы датировки материальных предметов, в частности, радиоспектральный анализ керамики, который может довольно точно определить время обжига данного изделия. Заслуживает внимания дендрологический метод, основанный на анализе годичных колец древних живых деревьев, возраст которых иногда приближается к пяти тысячам лет. Это позволило создать калиброванную шкалу, с которой и сравнивают результаты радиоуглеродных анализов. Существуют еще лингвистические (анализ языка текстов), палеографические (анализ письменности), искусствоведческие и другие методы датирования.

Что же нам известно в настоящее время о хронологии Древнего Египта, как вели отсчет лет жители долины Нила? С этой великой рекой связана была вся жизнь создателей древнейшей цивилизации. Определение начала и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов и жатвы требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Начало года для египтян всегда совпадало с подъемом воды в Ниле, начинавшемся всегда 19 июля по современному календарю. Эта удивительная регулярность наблюдалась в течение многих тысячелетий, пока не была построена во второй половине ХХ века Ассуанская плотина. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря, построенного на тщательных наблюдениях за небесными светилами, с одной стороны, и режимами Нила – с другой. Год делился на три сезона: половодье, всходы и сухость, по 4 месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. К последнему месяцу прибавляли пять добавочных дней (дни Тота), что позволило совмещать календарный и астрономический год (365 дней). При этом разрыв между астрономическим и календарным годами составлял около одной четверти суток (5 ч 48 м). День начала подъема воды в Ниле всегда совпадал с появлением на небосклоне самой яркой звезды Сириус или Сотис, как эту звезду называли древние египтяне. Интересно, что жрецы древнего Египта знали о расхождении между календарным и астрономическим годом, но почему-то не вносили корректив в исчисление времени. Високосный год был введен в Египте только реформой Птолемея III Эвергета в 238 г. до н.э. Таким образом, египетский календарный год через каждые 4 года на 1 день опережал астрономический, совершая полный цикл последовательных смещений новогоднего дня за 1460 лет. То есть через 1461 календарный год, разлив Нила и восход на небосклоне звезды Сириус снова приходилась на первый день первого месяца. В последний раз в истории древности такой цикл, который мы называем эрой Сотиса, начался в 139 году нашей эры.

До сих пор Манефоновский царский список во многом определяет периодизацию истории древнего Египта, хотя ее разделение на три периода пересмотрено современной египтологией. Данные Туринской летописи позволяют установить общую сумму лет правления фараонов I–VIII династий примерно в тысячу лет. По таким вычислениям начало первой династии совпадает с началом III тыс. до н.э., чему не противоречат результаты радиоуглеродного анализа. К сожалению, прочную опору в хронологических построениях в виде точно датированных солнечных затмений, удается привлечь на помощь лишь для I тыс. до н.э. – в период царствования фараона Нехо II – 30 сентября 610 г. до н.э. Но к этому времени египетская хронология и так становится на надежную почву исторических синхронизмов. Отметим, что единственный синхронизм древнее середины II тыс. до н.э. был обнаружен американским ученым В. Олбрайтом. Он синхронизирует Неферхотепа I (XVIII династия) и царей Мари – Зимрилима, и Вавилона – Хаммурапи. Поэтому, особенно на ранних этапах древнеегипетской истории, в датировке событий существуют значительные расхождения.

Мы уже говорили об особенностях источниковой базы Древней Индии, прежде всего ее письменных источников (чаще всего религиозно-философского содержания), что не позволяет установить достаточно твердую датировку ранних этапов древнеиндийской истории. Только труды античных авторов, начиная с похода Александра Македонского, привлечение синхронизмов из греко-римской истории, появление эпиграфических памятников в III в. до н.э. дают возможность более точно устанавливать абсолютную хронологию. Хронологическую канву индийской истории помогают выяснять археологические раскопки, интенсивно ведущиеся с начала 20-х годов ХХ века. Но и сейчас мы не в состоянии дать целостную и последовательную историю древней Индии.

Развитие математики и астрономии привело к тому, что в 104 г. до н.э. китайскими учеными было вычислено, что продолжительность года составляет 365.25 суток. Принятый в этом году календарь использовался до 85 г. н.э. Год состоял из 12 месяцев, високосный год вводился 1 раз в три года. Солнечно-лунный календарь древних китайцев был четко приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства. С I в. н.э. для обозначения лет стали употреблять знаки 60-ричного цикла, что полностью устранило возможность серьезных ошибок в датах.

Можно с полной уверенностью сказать, что, несмотря на значительные трудности и сложнейшие проблемы, связанные с характером источников и датировкой событий древневосточной истории – это не мешает прогрессу в данных областях востоковедческих исследований. Происходит постоянное пополнение источниковой базы, совершенствуются методы источниковедческого анализа, более точной становится абсолютная хронология истории Древнего Востока.

Процесс развития и выработки более ясного представления о подлинном ходе реальной истории будет длиться всегда, приближая нас к подлинно научному и адекватному пониманию древневосточной истории. И о таком поступательном движении свидетельствует весь путь, пройденный историографией Древнего Востока.

На уроках истории в 6 классе ученики узнают, что такое Средневековье, особенности и главные события этого исторического периода. Чем запомнилось это время, начавшееся в начале 5-го века и продлившееся до 15−17 веков? Эпоха очень важна для дальнейшего становления науки и искусства. Несмотря на довлеющую над обществом христианскую идеологию, было сделано очень много для медицины, биологии, литературы и живописи.

Средние века краткое определение

Выделяемые периоды

Что такое средневековье

  1. Раннее (архаика). Охватывает время с 4−5 веков до середины 11-го столетия, когда подавляющее население жило в средневековых деревнях. Завершается до начала Крестовых походов. Развивается литература, народное творчество, именно в это время создаются саги, кельтская мифология. Влияние христианских догм пока неощутимо.
  2. Зрелое (классика). Это Средневековье в понимании большинства. Судьбами людей владеет церковь, продолжительность периода — 11−15 вв. Для этого периода характерно развитие литературы (героический эпос, куртуазные романы). Велика власть церкви, практически все жители Европы становятся верующими и регулярно посещают церкви. Стабилизируется торговля Запада и Востока, идет культурный и промышленный обмен. В Европу попадают пряности, роскошные ковры, фарфор и шелк. Именно в этот период возникает рыцарство.
  3. Позднее (ренессанс). Время протекания различается по странам. В Италии это вторая половина 14-го века, в Англии, Франции и Испании — 15−16 вв. Проходят массовые восстания крестьян, Европа сталкивается с эпидемией чумы, основное событие эпохи — Столетняя война.

Каждый из периодов значим, принес свои достижения. Раннее Средневековье подарило огромное количество народных легенд, в классику развивается наука, медицина. Влияние церкви сильно, но это не мешало лучшим умам своего времени высказывать прогрессивные идеи. Наконец, поздние Средние века знаменательны освобождением класса крестьян.

Особенности и черты

Определение «Средние века «в истории появился в 17-м веке в Новое Время, тогда же была сделана первая попытка обозначить основные черты этой эпохи. Прежде всего, это феодализм, разделение общества на сословия. Во главе государства — монарх, ему подчинялись феодалы, одновременно составлявшие основную силу страны. Они владели земельными наделами и могли отдавать их во временное пользование вассалам.

Экономика этого периода носила аграрный характер, велика была роль сельского хозяйства. Вот какие специфические черты эпохи выделяют:

Средние века что такое

  1. Велико влияние церкви. Часто религиозные догматы тормозили развитие науки.
  2. Сельское население значительно больше городского, однако ближе к концу эпохи начался массовый отток людей в города.
  3. Период славится Крестовыми походами, многочисленными войнами.
  4. Расцветает архитектура, особенно соборная, формируются черты готической стилистики. В живописи доминирует иконопись.
  5. Формируются современные государства Европы, их языки.
  6. Великие географические открытия — также наследие Средневековья.

Ключевые события

Эпоха продлилась более тысячи лет, поэтому событий очень много. Рассматривая тему, следует отметить основные из них. Начинаются Средние века с великого переселения народов. Многочисленные этнические группы в поисках более благоприятных условий проживания начинают заселять территории Римской империи. Возникает большое количество конфликтов, племена варваров влияют друг на друга, происходит обмен достижениями.

Средние века

Образуется Франкское государство, позднее расширившееся до империи. В 1054 году христианская церковь перестает быть единой и распадается на 2 ветви — православие и христианство.

Огромное значение имеют Крестовые походы, основными причинами которых являются желание церкви расширить свое влияние, а монархов — увеличить площадь владений. В походах принимали участие не только крупные и мелкие феодалы, но и крестьяне, купцы. Крестоносцам удалось захватить Константинополь, который был варварски разграблен. Однако большая часть походов завершилась поражением. Другие важнейшие события:

Средние века определение по истории

  1. Появление парламента в Англии.
  2. Столетняя война (участники — Англия и Франция), подвиг Жанны Д’Арк.
  3. Эпидемия чумы.
  4. Грюнвальдская битва.
  5. Сожжение Яна Гуса и гуситские войны.
  6. Появление первой печатной книги.

В Средние века произошли Великие географические открытия, существенно расширившие представления людей о мире. Появляются крупные города, университеты.

Медицина и наука

Кроме того, факторами являлись бедное питание простых людей, отсутствие лекарств и гигиены. Даже от банальной простуды можно было умереть. Средняя продолжительность жизни в ту эпоху составляла 25−35 лет.

История средних веков 5 класс

Распространенными заболеваниями были: чесотка, оспа, туберкулез, малярия. Но самая страшная болезнь, которая уничтожила 80% населения Европы — бубонная чума.

Наука развивается, хотя и сильно зависит от церкви. Появляется книгопечатание, развиваются география, ботаника, оптика. Открываются первые госпитали, приюты для бездомных, медицинские учебные заведения. Пишутся первые трактаты о ядах, лекарственных растениях. Занимаются и хирургией, но пока очень неэффективно. Хотя известно описание случаев успешной ампутации и даже трансплантации.

Одежда и мода

В период расцвета рыцарства появились и новые костюмы, существенно отличавшиеся по сословной принадлежности. Представители знати имели возможность одеваться красиво, в то время как бедняки и крестьяне были вынуждены носить обноски. Одежда, в соответствии с религиозными канонами, была максимально скромной и закрытой, демонстрировать свое тело считалось недопустимым, поэтому вырезы и прилегающие силуэты находились под запретом.

Особенности костюма тех лет:

  1. Многослойность.
  2. Минимум декора и украшений. Разрешалась вышивка, шнуровка, кружево, меховая оторочка.
  3. Темные тона для повседневных одеяний, для праздника разрешалось выбирать светлые одежды. Однако белый цвет считался самым дешевым и состоятельными людьми избегался. Красный цвет носили палачи.
  4. Длина платья — до пола, обязательно надевались нижнее платье и рубашка.
  5. Высокие головные уборы.

После военных походов на восток появились шелковые ткани, яркие цвета, необычные варианты отделки.

В моде были светлые волосы, отсутствие ресниц и бровей. А веснушки, напротив, воспринимались как признак греха, от них всеми силами старались избавиться.

Значение в истории человечества

Именно в период Средневековья зародились предпосылки демократии, появились суды присяжных, парламенты. На новый уровень выходит наука, несмотря на то что она подчиняется церкви, многие открытия все же были сделаны. Процветает искусство и культура, появляются новые формы, жанры, специфические особенности. Развиваются города, люди постепенно уходят от сельской жизни, осваивают ремесла. Открываются школы, библиотеки, университеты. Конечно, говорить об общедоступном образовании пока рано, но определенные предпосылки для этого уже были созданы.

Таковы основные особенности эпохи Средневековья, очень важного периода для поступательного развития человеческой цивилизации.

Читайте также: