Императорский фарфоровый завод история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Императорский фарфоровый завод — это неподражаемая легенда петербуржцев. Более того, Императорский, бывший Ломоносовский и Ленинградский, фарфоровый завод — гордость не только города на Неве, но и всей России. Помимо знаменитых фарфоровых статуэток, символом этого производства Северной столицы являются чайные и столовые сервизы с кобальтовой сеткой. На них наносится один из самых узнаваемых орнаментов завода. Сегодня магазины завода имеет шикарной ассортимент продукции. Время от времени выходят тематические серии и коллекции, воспроизводящие исторические серии разных эпох. Но это сейчас. А как было в начале?

Императорский фарфоровый завод был основан в середине 18 века по указу императрицы Елизаветы Петровны. Завод использовал технологии, разработанные российским ученым Виноградовым, которые позволили отечественной продукции вплотную приблизиться по качеству к знаменитому китайскому фарфору.

Датой основания фарфорового производства в России считается 1744 год, когда русский министр при Датском Дворе Корф заключил договор с Гунгером, по которому "арканист"обязался организовать в Санкт–Петербурге фарфоровую мануфактуру.

Виноградов открыл секрет отечественного фарфора и организовал первое в России фарфоровое производство. В специально организованной лаборатории на основе российских ископаемых им были разработаны составы фарфоровой массы, глазурей, красок по фарфору, золотого порошка для декора фарфоровых изделий.

Виноградов самостоятельно спроектировал печи, определил оптимальные условия обжига, разработал методы формовки. Известно, что первые образцы, отвечающие критериям белизны и прозрачности черепка с глазурью, не отстающей от массы, удалось получить в 1747 г.

Первыми произведениями русского фарфора были небольшие предметы — табакерки, фарфоровые пуговицы, вставки в броши, курительные трубки, набалдашники для тростей, чашки. В 1756 году, когда по проекту Виноградова был построен большой горн для обжига фарфора, появилась возможность создавать более крупные изделия.

Одним из первых произведений, свидетельствующих о новом этапе развития фарфорового производства, стал Собственный "Ея Величества сервиз", предназначенный для парадных обедов императрицы Елизаветы Петровны.

Расцвет русского фарфора начался при Екатерине II и Павле I. С восхождением Екатерины II на престол мануфактуру перестроили, и с 1765 года она стала называться Императорским фарфоровым заводом с поставленной перед ним задачей — "удовольствовать всю Россию фарфором".

Конец 18 века стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод — одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — "Арабесковый", "Яхтинский", "Кабинетский", насчитывающие до тысячи предметов.

Центральную часть ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и отражала события ее царствования. С одобрения царицы на заводе изготовили серию скульптур "Народы России", около 100 фигур, расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев.

В большом ассортименте завод выпускал вазы. Живопись гармонично сочеталась с формой, подчеркивая белизну фарфора и теплый тон блестящей глазури. Современники очень ценили Екатерининский фарфор и воспринимали его наряду с картинами и скульптурой знаменитых мастеров.

С вступлением на престол Павел I унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям. Хотя, стоит отметить, что сервизы Павловского периода не отличаются пышностью и торжественностью как Екатерининские.

Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию — Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора.

В период царствования Александра I началась большая реорганизация завода. Начиная с этого времени и до конца 60-х годов 19 века особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы.

В Александровскую и Николаевскую эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе русское направление.

Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.

В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца. Решение изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея, было принято лишь при императоре Александре III.

В годы царствования последнего российского императора Николая II, благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достиг образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора.

В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешёл в ведение Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу сделать из бывшей придворной мануфактуры испытательную керамическую лабораторию республиканского значения, вырабатывающую агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению.

В настоящее время завод по-прежнему производит разнообразные изделия — от кухонной посуды до высокохудожественных скульптур, которые, помимо внутреннего рынка, экспортируются в самые развитые страны мира — в основном в США, Германию и Великобританию.

При заводе есть уникальный Музей, где вся история России отображена через фарфор.



Императорский фарфоровый завод. Фото 1904 г.

Императорский фарфоровый завод. Фото 1904 г.

Хотя Гунгер оказался мошенником и был с позором выставлен из России, специалист по горному делу Виноградов сумел ценой своей короткой жизни получить долгожданный рецепт фарфора и невероятными усилиями наладить его производство. Построенная им в 1744 году Невская порцелиновая мануфактура создавала фарфор высокого качества, который мог соперничать с заграничными образцами. Вначале изделия были маленькими, но с 1756 года, когда основатель фарфора построил большой горн, завод перешел к изготовлению крупных изделий.

Расцвет ИФЗ

Если при Елизавете Петровне фарфоровый завод выпускал продукцию в основном только для небольшого числа приближенных к Её Величеству особ, то Екатерина II задалась целью обеспечить фарфором всю Россию. Ее стараниями в конце 18 века Невская порцелиновая мануфактура, переименованная в Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), стала одним из ведущих в Европе фарфоровых предприятий.

Так получилось, что за годы существования ИФЗ в стране сменилось много царских особ. Каждый из царей внес свой вклад в развитие фарфорового производства. В частности, при Александре I была произведена серьезная реорганизация завода, а в само производство вложили значительные средства. Александру III и вовсе удалось спасти завод от банкротства, к которому тот пришел во времена правления Александра II. Александр III вдохнул в предприятие новую жизнь и ввел в нем различные технические новинки, а также распорядился создавать все заказы для императорской семьи в двух экземплярах (один для музея). Благодаря этому приказу и своевременной эвакуации музея в военные годы, до наших дней дошло множество изделий ИФЗ.

ГФЗ и ЛФЗ в советское время

В 1918 году завод национализировали и переименовали в Государственный фарфоровый завод, а в 1925 году — в Ленинградский завод имени Ломоносова. Народный комиссариат просвещения, в ведомство которого попал ГФЗ, решил создать на базе завода керамическую лабораторию республиканского масштаба для проведения различных испытаний. В советские годы здесь создавали агитационный фарфор, построили первую в стране художественную лабораторию, освоили производство технического и химического фарфора, а также впервые получили оптическое стекло.

ЛФЗ стал первым в России предприятием, которому удалось выпустить изделия высочайшей белизны и тонкости из так называемого костяного тонкостенного фарфора. Специалисты завода получили за эту работу Государственную премию СССР.

Вид на главное здание ГФЗ

Вид на главное здание ГФЗ.

Кризисный постсоветский период

С 1993 по 2002 годы ЛФЗ переживал черную полосу, что было связано с незаконной скупкой акций завода иностранными инвесторами. Сотрудникам завода и российским властям пришлось приложить большие усилия, задействовать различные ресурсы, чтобы вернуть завод своему народу. В это время предприятие переживало значительные трудности. Все стало налаживаться только с 2002 года, когда завод купил российский предприниматель Николай Цветков, передавший большую часть акций своей жене Галине Цветковой.

В 2005 году заводу вернули его прежнее название Императорского фарфорового завода.

Положение ИФЗ в настоящее время

В настоящее время ИФЗ производит порядка четырех тысяч наименований фарфоровых изделий. Это продукция в очень широком диапазоне от сервизов для домашнего использования до роскошных сервизов президентского уровня, а также призов для крупнейших мероприятий.

Производство ИФЗ в настоящее время

Производство ИФЗ
в настоящее время.

Изделия предприятия

Во времена правления императрицы Екатерины II появились утонченные парадные сервизы, поражающие своим великолепием. Первым был создан сервиз Арабесковый, за ним Яхтинский и Кабинетский сервизы.

Предметы Кабинетского сервиза. ИФЗ. 1793-1796 гг.

Предметы Кабинетского сервиза.
ИФЗ. 1793-1796 гг.

Бутылочная передача. Арабесковый сервиз. ИФЗ. 1784 г.

Бутылочная передача.
Арабесковый сервиз.
ИФЗ. 1784 г.

В александровский и николаевский периоды предприятие выпустило сервизы почти всех петербургских резиденций. В это время наблюдается возрождение интереса к русскому художественному наследию, которое нашло свое выражение в знаменитых Кремлевском и Константиновском сервизах, созданных по работам Ф.Г. Солнцева.

Ваза из Константиновского сервиза с монограммой ВККН. 1848 г.

Ваза из Константиновского сервиза с монограммой ВККН. 1848 г.

Вазы и другие изделия этого периода расписывали с величайшим мастерством. Каждая такая работа поражала своей красотой и изяществом. Вазы украшали многообразным рельефным декором или целыми скульптурами, каждую из которых производили с филигранной точностью. Еще одним интересным способом росписи было изображение на вазах полотен таких известнейших мастеров, как Рафаэль или Леонардо да Винчи. Переносимые на фарфор копии известных картин поражали своим сходством с оригиналом и качеством исполнения. В сочетании с позолотой, которой обильно покрывали изделия, работы получались столь эффектными, что их по достоинству оценили как в России, так и за рубежом.

Ваза. Роспись А.И. Тычагина. ИФЗ. Около 1836 г.

Ваза. Роспись А.И. Тычагина. ИФЗ. Около 1836 г.

В 1966 году руководитель ЛФЗ А.С. Соколов поставил перед заводской лабораторией очень трудную задачу — создать формулу костяного фарфора, причем изделия из него должны были быть толщиной не более 1 мм. Два года упорных поисков специалистов привели к тому, что ИФЗ стал первым в России заводом по выпуску костяного фарфора. Полученный фарфор существенно отличался от зарубежных образцов. В частности, он был прочнее, тоньше и звонче английского костяного фарфора.

Цех костяного фарфора. ЛФЗ. Литье чашек на полуавтомате. Фото 1970-х гг.

Цех костяного фарфора. ЛФЗ. Литье чашек на полуавтомате. Фото 1970-х гг.

Тончайшие белоснежные чашечки очень быстро полюбились коллекционерам и завоевали популярность в широких слоях населения, поэтому уже через два года завод увеличил число выпускаемых изделий до 850 тысяч в год, а затем и до 1,2 млн единиц в год. Большой вклад в популярность костяного фарфора внесли известные живописцы завода. В частности, мастер А. Воробьевский сумел расписывать новый материал в своем старом стиле и создал множество замечательных работ.

Чашки с блюдцами. Рисунок А.В. Воробьевского

Чашки с блюдцами.
Рисунок А.В. Воробьевского.

За свою многовековую историю завод так расцвел и выпустил такое количество великолепных работ, что о них можно рассказывать на многих десятках страниц. Изделия ИФЗ — это настоящая кладезь грациозных, изящных и оригинальных работ, каждая из которых является отдельным произведением искусства.

Клейма ИФЗ

Клейма Невской порцелиновой мануфактуры (1744-1765)

На Невской порцелиновой мануфактуре основатель российского фарфора Д.И. Виноградов клеймил первые работы с помощью первой буквы своей фамилии и года выпуска изделия. На некоторых изделиях указывали точную дату изготовления или отмечали номер рецептуры, по которой создали фарфор.

ifz-14.JPG

С 1750-х до середины 1760-х гг. клеймо изображали в виде разных вариаций двуглавого орла. В этот же период на изделиях мануфактуры встречаются различные обозначения в виде кружка с точкой, кружка со стрелкой. Клеймо могли поставить в любом месте изделия, поэтому порой его не так просто обнаружить.

ifz-15.JPG

Клейма ИФЗ (1765-1917)

ifz-16.JPG

При императоре Павле I монограмму монарха стали располагать под изображением короны. Этот же прием характерен и для монограмм последующих российских монархов. Обычно такие клейма ставили синей краской под глазурью, а в редких случаях использовали золотое надглазурное клеймо.

ifz-17.JPG

ifz-18.JPG

Во время правления Александра I клейма ставили вручную, в то время как при других монархах могли использовать специальные трафареты. Ручные клейма отличаются большим разнообразием как по изображению монограммы Александра I, так и царской короны.

ifz-19.JPG

ifz-20.jpg

ifz-21.JPG

В этот период встречаются и подписи мастеров, участвовавших в создании изделий. Так, на одном из клейм 1850-х годов указаны инициалы живописца и рядом с ними инициалы модельмейстера. Подобные надписи присутствуют и на фарфоре, созданном во времена Александра II.

ifz-22.JPG

Для клейм, наносимых при Александре II, характерно значительное сходство исполнения, что было связано с применением трафаретов. По этой же причине они сходны с клеймами при Александре III и отличаются от них в основном только римскими цифрами.

Во времена Александра II также начали указывать год изготовления (часто две последние цифры года), а при следующем монархе указание в клейме года стало обязательным.

ifz-23.JPG

При Александре II встречаются клейма в виде императорской монограммы, помещенной в округлый венок, круг из звездочек или волнистых линий. Таким способом помечали те фарфоровые изделия, которые создавали во Франции, а расписывали на ИФЗ. Аналогичные клейма встречаются и при Александре III.

ifz-24.JPG

Во время правления Николая II традиция ставить на клейме дату изготовления сохранилась, однако теперь год ставили полностью из четырех цифр.

ifz-25.JPG

Клейма ГФЗ (1917-1925)

После того, как последний российский царь отказался от престола в ходе революции 1917 года, завод больше не мог использовать прежние клейма, так как огромная Россия внезапно осталась без герба, флага и других государственных атрибутов. К тому же предприятие переименовали в Государственный фарфоровый завод. Этим объясняется тот факт, что на заводе несколько месяцев ставили клеймо только с датой изготовления изделия.

ifz-26.JPG

ifz-27.jpg

В это же время в клеймах появляется советская атрибутика: серп и молот, надпись РСФСР.

ifz-28.JPG

ifz-29.JPG

Клейма ЛФЗ (1925-2005)

Знаменитая аббревиатура ЛФЗ, применяемая и в современном клейме, появилось на предприятии в это время. Тогда буквы клейма были менее витиеваты, чем сегодня, и исполнялись по-разному. Буквы могли писать слитно или раздельно, придавая им разные очертания.

ifz-30.JPG

ifz-31.JPG

В это время для экспортных изделий применяли надпись MADE IN USSR, которая с распадом Советского Союза превратилась в MADE IN RUSSIA.

ifz-33.jpg

В это же время возникает новое клеймо с надписью HAND RECORATED, обозначающей ручной декор. В клейме начали указывать дату основания завода и город Санкт-Петербург.

Клейма ИФЗ (2005 г. — настоящее время)

В 2005 году акционеры решили вернуть предприятию историческое название и переименовали его в ИФЗ. Возврат к истокам произошел и в клейме завода. Теперь в нем появилась надпись Imperial Porcelain, обозначающая императорский фарфор (можно перевести и как величественный), двуглавый орел с атрибутами власти, год строительства завода и город, в котором он находится.

ifz-35.JPG

Представленное клеймо используют на Императорском фарфоровом заводе по сей день.


Мемориальная доска Д.И.Виноградову на фасаде завода

Изобретатель русского фарфора умер 25 августа 1758 года. Однако концом периода можно считать сер. 1760-х гг. До этого времени завод использовал запасы массы, заготовленной Д.И. Виноградовым. Остались модели, рисунки. Примерно до 1765 года завод работал на прежней базе, сохраняя уже установившиеся традиции искусства. Сохранялась и первая марка Невской Порцелиновой мануфактуры – орел. Начиная с 1765 года, все изделия завода маркируют вензелем правящего монарха.


1762 - 1801

Расцвет русского фарфора при Екатерине II и Павле I. Ранний классицизм

2_8m.jpg

С вступлением на престол, Павел I (1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям.

Сервизы павловского периода не отличаются пышностью и торжественностью как екатерининские :они были рассчитаны на узкий круг приближенных лиц. Тогда же вошли в моду сервизы на 2 персоны — дежене.

Управление заводом князем Б.Юсуповым, большим знатоком и ценителем искусства, во многом способствовало развитию художественного направления павловского фарфора, который стал блистательной вершиной в деятельности Императорского завода.


1801 - 1825

Реорганизация предприятия при Александре I. Высокий классицизм

3_3m.jpg

В период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д.Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера. Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе.

Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы.


1825 - 1894

Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III

Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.

В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея, было принято лишь при императоре Александре III)


1894-1912

Эпоха Николая II и русский модерн


1920-е годы

Октябрьская революция и фарфор 20-х годов

6_9m.jpg

Фарфор, с его белоснежной поверхностью, монументальностью архитектуры, пластичностью скульптуры и красочностью живописи, который до этого времени был воплощением рафинированного искусства, доступного узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции. Одновременно, он явился благодатным материалом для воплощения концепции нового направления в искусстве — супрематизма.

Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200–летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М.В.Ломоносова.


Довоенные годы

Период построения социализма

Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930–1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство.


Период после ВОВ

Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологии производства фарфора, позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.


Наши дни

Традиции и современность

Ломоносовский Фарворовый Завод (ЛФЗ)

Знаменитый Русский фарфоровый завод был основан в 1744 году XVIII века императрицей Елизаветой Петровной, дочерью Петра Первого Великого. А русский ученый Дмитрий Виноградов, после многолетних исследований, открыл секрет изготовления фарфора и разработал технологию его производства. Надо сказать, что в то время секрет фарфора был известен только китайским ремесленникам. Только саксонской алхимик Дж. Bottger открыл способ производства "европейского" Твердого фарфора. Петр Великий, посетивший европейские страны и интересовавшийся всеми современными изобретениями, весьма заинтересовался секретами изготовления фарфора. Он велел ввезти его в Россию с помощью иностранных ремесленников, но безуспешно. Идея Петра I о создании собственного производства фарфора имела успех после его смерти. Его дочь императрица Елизавета (1741-1761) наняла ученого Дмитрия Виноградова, который использовал местное сырье - глину из Гжели и Олонецкий кварц с алебастром. Кредитовал затею также Виноградов создав для обучения первые русские мастерские по производству фарфоровых изделий.

Изначально, завод принадлежал династии Романовых и производил посуду и иные предметы из фарфора исключительно для русского царя. Позднее, в середине 19 века, был переименован в "Фарфоровый завод Императора". Завод обеспечивал потребности двора Его Величества Царя и, по сравнению с частными фарфоровыми заводами, практиковал мелкосерийное производство. Продукция была чрезвычайно дорогостоящая и очень редко выставлялась на продажу.

По случаю столетия со дня основания завода был открыт музей фарфоровых изделий, экспозиция которого содержат сейчас 20000 экспонатов, отражающих эволюцию художественного производства фарфора. Предметы, изготовленные в период с 1750 по 1820 год, при участии выдающихся мастеров из Академии художеств, занятых в проектировании и оформлении фарфора, представляют особый интерес. Позже связи между фабрикой и Академией художеств резко сократились и художественное качество изделий и технологии их производства ухудшилось.

В начале 19 века завод реконструирован и начато производство сложных и крупногабаритных изделий из фарфора.
В 1915 году в связи с Первой Мировой войной, характер продукции завода стремительно изменился и завод перешел к производству лабораторных сосудов, жаропрочных фарфоровых трубок, свечей зажигания и т.д.
После 1917 года, когда большевики пришли к власти завод был национализирован и переименован в «Государственные фарфоровый завод".

В 20-е годы усилия Завода были сосредоточены на развитии технологий и промышленного производства самых сложных изделий, предназначенных для технических целей, и на разработку и производство фарфора с агитационной символикой, который был сопоставлен с этим периодом в жизни Советского государства. Посуда производства первых пост-революционных лет экспонировались за рубежом. Экспонаты, произведенные на фабрике выиграли в 1925 золотую медаль на Всемирной выставке в Париже и некоторые отдельные художники были награждены серебряными медалями за свои произведения.

В 1925 по случаю 200-летия Российской академии наук, завод был снова переименован и ему дали имя основателя академии, Михаила Ломоносова. И завод стал называться "Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова" (ЛФЗ аббревиатура происходит от названия фабрики на русском - Ленинградский Фарфоровый Завод, или неофициально, - Ломоносовский фарфоровый завод).

Фабрика производит разнообразный ассортимент посуды из фарфора - чайные, кофейные сервизы различных форм и декора, бокалы, чашки, блюдца и презентационные наборы, вазы для цветов, скульптуры (в основном представляющие животных), графины для вина и всевозможные сувениры. До 500 линий одновременно в производстве. Все сложные рисунки осуществляются на фарфоре свободной ручной росписью, а простые графические модели переносятся на предметы с помощью разноцветных тканей, а затем расписываются художниками.

Ломоносовский завод является первым в стране внедрившим технологию и наладившим производство тонкостенных фарфоровых изделий, которые отличаются повышенной белизной, тонкостью и прозрачностью по сравнению с традиционным твердым фарфором.

Фарфоровые изделия с торговой маркой "LFZ" хорошо известны в 30 странах. Они экспортируются в Бельгию, Канаду, Данию, Англию, Финляндию, Францию, Германию, Голландию, Японию, Италию, США и другие страны.

Императорский фарфоровый завод был основан в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Первоначальное название - Невская порцелиновая мануфактура. Производство было доверено Дмитрию Виноградову, русскому химику, который к 1746 году смог создать первые рецепты фарфоровых масс, а первые успешные образцы отечественного фарфора были обожжены уже спустя год.

Сервиз

В 1765 году императрица Екатерина II повышает статус порцелиновой мануфактуры и дает ей новое название - Императорский фарфоровый завод.

Павел I (1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям. В отличие от предыдущих лет, сервизы павловского периода не отличаются пышностью и торжественностью: они были рассчитаны на узкий круг приближенных лиц. Тогда же вошли в моду сервизы на 2 персоны — тет-а-тет.

В период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д.Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера. Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени.

Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы.

В александровскую и николаевскую (1825–1855) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями.

В 1844 году к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода был основан музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея, было принято лишь при императоре Александре III)

В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях.

В 60-е годы поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологии производства фарфора, позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники.

В 2002 году акции завода были приобретены Николаем Цветковым - владельцем корпорации Уралсиб, в качестве подарка своей жене Галине. Через некоторое время ими же были приобретены два завода Deshoulieres, находящиеся в Лиможе (Франция).

В 2005 году заводу было возвращено его историческое название - Императорский фарфоровый завод.

Читайте также: