Теории девиации в социологии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Почему люди нарушают общественные нормы? Почему определенные действия характеризуются как девиантные? Этими вопросами интересуются социологи.

Другие науки также занимаются проблемой девиантного поведения, в частности, биология и психология. Однако эти науки пытаются объяснить нарушения правил с точки зрения самих индивидов и их уникальных характеристик. Социологи же пытаются установить социальные факторы возникновения девиации. Исследования доказывают, что отклонение от нормы не является свойством, внутренне присущим человеческому поведению (за исключением случаев медицинской патологии, например, шизофрении). Оно является свойством, обусловленным социальными факторами. Рассмотрим наиболее распространенные социологические подходы к проблеме девиации.

Теория аномии. Отправной точкой для создания социологических теорий девиации послужила теория аномии Э. Дюркгейма. Аномия – это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми.

На практике дюркгеймовские понятия применил американский социолог Р. Мертон, разработавший аномическую теорию девиации. В основу типологии поведения людей Мертон кладет отношение личности к социально одобряемым целям и институциональным средствам их достижения. Согласно Мертону, разрыв между теми и другими как раз и порождает состояние аномии, порождающее девиацию.

Например, жизненный успех для большинства американцев превратился в культурно признанную цель. Для достижения успеха первостепенными становятся такие факторы, как образование и высокооплачиваемая работа. Проблема заключается в том, что не все американские граждане имеют одинаковый доступ к средствам достижения успеха в жизни. Поэтому многие предпочитают добиваться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные.

В соответствии с различными вариантами отношения личности к целям и средствам, выделяется единственный недевиантный тип поведения – конформизм, т.е. принятие личностью и социально одобряемых целей, и институциональных способов их достижения, а также четыре девиантных типа:

- Инновация - принятие целей и отрицание традиционных средств их достижения. По Мертону, напряжение между акцентом, который делает американская куль­тура на богатстве, и ограниченной возможностью разбогатеть, порождает воровство, наркоторговлю и прочую уличную преступность, особенно среди бедноты.

- Ритуализм - отвержение культурных целей, но принятие одобренных обществом средств. Бюрократы, занимающие низкие ступени на своей слу­жебной лестнице, зная, что они добьются лишь небольшого финансового успеха, цепко держатся за правила, чтобы чувствовать себя уважаемыми людьми и казать­ся таковыми в глазах посторонних.

Бунт – отвержение культурных целей, средств и замена их новыми нормами (например, в радикальных общественных движениях). Бунт часто является реакцией на фиаско. Подобно изгоям, бунтари отрицают как культурное определение успеха, так и нормативные средства его достижения. Бунтари идут дальше, формируя контркультуру и отстаивая альтернативы существующему социальному порядку.

В 1920 – 1930-е гг. социологи Чикагского университета установили, что в отдельных кварталах города уровень преступности оставался стабильным в течение многих лет, несмотря на изменения в этническом составе населения. Был сделан вывод, что криминальное поведение передается от одного поколения к другому, а детям представителей других этнических групп девиантные модели поведения передаются от местной молодежи.

Эдвин Г. Сазерленд, используя выводы чикагских социологов, разработал теорию дифференциальной ассоциации, в соответствии с которой девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды. В связи с этим тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.

Ее можно проиллюстрировать исследованием, посвященным употреблению наркотиков и алкоголя среди американской молодежи (Альтерс, 1979). Ответы на вопросники, розданные в младших и старших классах средней школы, показали тесную взаимосвязь между уровнем потребления алкоголя и наркотиков и степе­нью, в которой подобные действия поощрялись группами сверстников. Исследо­ватели сделали вывод, что молодые люди берут на вооружение делинквентные образцы в той мере, в какой они встречают одобрение и вознаграждаются за поло­жительное определение девиантности в противовес конформности.

Теория навешивания ярлыков (Labelling theory). Эта теория основана на двух основных положениях. Первое состоит в том, что девиантным действием считается не простое нарушение какой-либо нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как девиантное, если на него навешен определенный ярлык, относящейся к этой категории. Другими словами, девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие. Второе положение утверждает, что само навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию.

Например, если юный правонарушитель оказался задержанным полицией по обвинению в каком-то проступке, то это может оказать серьезное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Так, если раньше он считал себя таким же, как все, то теперь он начинает чувствовать себя особенным.

Ярлык преступника заставляет человека мнить себя попавшим в сеть преступных организаций, то есть обрести криминальную идентичность. Каждый последующий шаг по этому пути все более укрепляет у них ощущение, что они уже стали какими-то иными – не такими, как все, и не такими нормальными, как прежде. Иногда такой процесс называют стигматизацией (от греч. stigma – укол, пятно). В социологическом смысле стигма – это социальный признак, дискредитирующий индивида или целую группу.

Р. Коллинз приводит следующий пример: продажа и приобретение наркотиков не были преступлением до тех пор, пока не были приняты законы, превращающие продажу и приобретение их частными лицами в серьезное преступление. Общество в лице государственных органов просто возвело их в ранг преступления, издав соответствующие законы. Сегодня, как ни парадоксально, в сохранении такого положения больше всего заинтересованы наркодельцы, поскольку легализация наркотиков существенно снизила бы их гигантские прибыли.

Теория конфликта. Основу конфликтологического подхода к теории девиации заложил Карл Маркс. Согласно ей, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом избегает возмездия за свои преступления. Трудящиеся – жертвы капиталистического угнетения – в своей борьбе за выживание вынуждены совершать проступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Такие типы девиантного поведения, как алкоголизм, наркомания, проституция и насилие в семье являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств.

Так, многие социологи отмечают, что преступление определяется в основном в терминах ущерба, наносимого собственности (кража со взломом, грабеж, угон автомобилей, вандализм), в то время как корпоративные преступления как бы остаются в тени. ФБР ведет множество дел по фактам убийств, изнасилований, но ни одно государственное агентство не ведет регистрацию преступлений, совершенных корпорациями.

Вместе с тем, следует отметить, что у теории конфликта есть много критиков, подвергающих сомнение научность многих выводов данной теории и предлагающих подвергнуть их более тщательной проверке.

В заключении следует подчеркнуть, что ни одна теория объяснения причин девиантного поведения не является абсолютной и применимой ко всем случаям девиации. Каждая высвечивает какой-то один важный источник отклонения поведения от нормы. А девиантное поведение может принимать множество форм. Поэтому следует тщательно анализировать каждую форму девиации для определения задействованных в ней специфических факторов.

В современном научном дискурсе выделяют следующие социологические теории девиантого поведения:

  • теория аномии Эмиля Дюркгейма;
  • теория девиации Роберта Мертона;
  • теория культурного переноса или подражания Габриэля Тарда;
  • теория дифференциальной ассоциации Эдвина Г. Сазерленда;
  • марксистская теория конфликта;
  • теория стигматизации.

Особенности социологических теорий девиантного поведения

Теория аномии французского социолога Э.Дюркгейма основывается на утверждение о том, что в обществе, находящемся в состоянии разложения ценностной системы, обусловленным общим общественным упадком, люди обнаруживают, что им сложно ориентироваться среди отсутствия определенной системы социальных норм. В условиях стремительных социальных изменений, люди не понимают, какие именно социальные ожидания существуют в данный момент, что определяет сложности с согласованием своих действий и действующих правил. Прежние социальные нормы перестают быть актуальными, а новые социальные нормы слишком пространны, и не сформулированы настолько, чтобы служить ценностным ориентиром в стратегии поведения людей.

Американский социолог Роберт Мертон предпринял попытку продолжить теорию аномии Эмиля Дюркгейма. Анализирую американский общественный опыт, Роберт Мертон установил, что для американцев жизненный успех стал культурной ценностью и целью деятельности. Но отсутствие возможностей к получению доступа к различным ресурсам для достижения успеха склонило людей к девиантному поведению с целью найти другие пути и способы. Так, Роберт Мертон преобразовал дюркгеймовскую теорию: люди склонны к девиации не в том обществе, где социальные нормы отсутствуют, а в том, где нет возможностей следовать существующим.

Теория культурного переноса или подражания французского социолога Габриэля Тарда основывается на идеи повторения. Габриэль Тард считал, что и преступники, и законопослушные люди подражают поведению тех людей, которых они встречали или о которых слышали: так, нарушители подражают преступному поведению. К прочему, люди склоняются к девиатному поведению не только в силу подражания, но и в силу научения, т.к. люди социализируются и инкультурируются в своей среде.

Готовые работы на аналогичную тему

Эдвин Г. Сазерленд разработал теорию дифференциальной ассоциации: человек подражают окружению в той степени, в которой он принадлежит к этому окружению. В контексте девиатного поведения, это означает, что чем раньше человек окажется среди девиантов, тем выше вероятность быть склонным к девиантному поведению.

Теория конфликта: правящие классы эксплуатируют общественные массы, избегая возмездия. Угнетенные классы вынуждены проявлять девиантное поведение, чтобы избежать или переживать эксплуатацию.

Такие явления как алкоголизм, проституция, проявление насилия являются результатом духовного регресса. Он объясняется отчуждением человека от средств производства.

Стигма является своеобразным клеймом, определяющим поведение человека.

Согласно теории стигматизации, девиация определяется реакций общества на девиантное поведение. Социальные ожидания от заклейменного человека зачастую подталкивают его к подтверждению данных ожиданий. Поведение, не характерное для навешенного ярлыка, наталкивается на неадекватную общественную реакцию, тем самым затрудняя возможности человека вести нормальный социально одобренный образ жизни.


Актуальность исследования в настоящее время проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений проводится в социологии, психологии, криминологии, а так же в психопатологии. [4]

Девиацией является отклонение параметров от норм. Данное отклонение определено социальными причинами. Главной задачей девиации является определить причину отклоняющегося поведения.

Так же, девиации близко по понятию определение делинквентного поведения. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм - типичный вид девиантного поведения. Алкоголик - не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Наркоман - преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние. Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, - девиация. Но убийство другого человека - преступление. К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки. Так же к делинквентному поведению можно отнести промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституция, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

Различие двух данных терминов заключается лишь в том, что девиация относительна, а делинквенция абсолютна.

Имеется всего лишь несколько теорий возникновения девиации.

Биологическая теория.

Первые попытки объяснить девиантное поведение имели биологические характеристики. Предрасположенность к различным девиациям предписывали к природным особенностям человека, таким образом, физические теории всех типов говорят о том, что поступки человека, в том числе и отклоняющиеся, зависят целиком от его природных данных.

Психологическая теория.

Так же, как и теории, основанные на физических данных личности, психологическая теория искала объяснение отклоняющегося поведения не в обществе, а в самом индивидууме. Основой данной теории является возникновение конфликта, который происходит в сознании самой личности.

Социологическая теория отклоняющегося поведения

Теория аномии

Аномия — это коллективно-социальное состояние, которое характеризуется аммонификацией системы ценностей, являющиеся следствием упада всего общества в целом, разноречием между обнародованными намерениями и недостижимостью их реализации для большей части этого общества. [5]

Термин anomie использовался Эмилем Дюркгеймом для толкования состояния социальной безнормности по отношению, как к большим, так и к малым общностям.

При этом Эмиль Дюркгейм не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, он считал, что общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Таким образом, по Дюркгейму, аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, не имеет никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

В данном состоянии у людей проявляется затрудненность в координировании своего поведения в соответствии с нормами, которые в данный момент ослабляются, становятся неясными и противоречивыми. Именно в периоды быстрых общественных модификаций люди перестают понимать, чего ждет от них общество, они испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. В этот момент времени прежние нормы уже не представляются достойными, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. Обычно в такие периоды происходит резкое возрастание количества случаев девиации в обществе.

Теория стигматизации

Единомышленники теории стигматизации брали за основу первенствующую идею конфликтологии, исходя из которой, личность часто не может поладить с другим лицом, так как расходятся в своих потребностях и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, которые управляют институциональной жизнью, и с успехом особо тщательно пытаются выделить нарушителей этих норм. Исследователей интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

Теория конфликта

Согласно марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народ, при этом ему удается избегать наказания за свои действия. Трудящиеся – являются жертвами капиталистического угнетения. В своей борьбе за выживание вынуждены совершать действия, которые правящий класс клеймит как преступление. Другие виды девиации - алкоголизм, злоупотребление наркотическими средствами, проституция - продукты моральной деградации, базирующиеся на погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей национальных меньшинств.

Объяснения, которые исходят из понятий субкультур.

В теории аномии, которая развита Мертоном, в детерминизации асоциального поведения, большое внимание было предназначено нормам культуры и ее идеалам. Следствием ухода от данных ценностей могло явиться асоциальное поведение. Теория говорит о том, что аномия приводит большие группы индивидов, в первую очередь молодое поколение, еще не сформировавшиеся, к поиску новых норм (форм поведения), которые не соответствуют определенным ценностям данной культуры общества. В следствие создаются определенные субкультуры, отклонение от прежних социальных норм в которых - не является девиацией, а вполне отвечающее новым ценностям поведение, которое провозглашается нормами новой культуры. В новых, так называемых субкультурах все, что осуждается и запрещается главной культурой, а именно: агрессивность, мелкие кражи сексуальная распущенность, вандализм и так далее, - является нормальными средствами самовыражения, так же, вызывает уважения со стороны других членов общества, по крайней мере, членов данной социальной группы, примером может явиться группа хиппи.

Обобщая данную тему, можно увидеть несколько основных выводов;

1) Проход меж авторитетностью определенной культуры общества и самим социальным устройством

2) Углубляющееся разногласие между главной в обществе культурой и разнообразными субкультурами, чье поведение является антиобщественное и противоправное, примером могут служить субкультуры преступных групп, или группы людей, отбывающих тюремное заключение;

3) Широко распространенный в трансформирующемся обществе переходного типа разрыв между социальным статусом личности и ее социальными ожиданиями, который может подтолкнуть не нашедших достойного применения своим способностям, профессиональному, культурному уровню индивидов, к различным видам девиантного поведения.

4) Отказ личности от ценностей и норм, существующей в обществе, т.е. Когда официальные и признанные цели и ценности становятся недосягаемыми, таким образом гражданин не может достичь реализации своих целей законным путём.

5) Потеря морально-ценностных ориентиров личности. В данный момент происходит потеря определения аморального и морального определения, исчезает давление на определенные ценности. Личность уже не имеет определенного понятия добра и зла, не различает дозволенное и недозволенное. В данном случае чаще всего происходит нравственный кризис личности, так как создается ощущение вседозволенности;

6) Исходя из того, что у личности происходит распад эталонов и ценностей, что происходит в действительности, индивид ощущает своё существование бессмысленным, такое самочувствие и состояние приводит зачастую к самоубийству;

7) Из этого следует, что аномией является скарификация моральных и правовых предписанных норм, законов и т.д., которые в кризисных для общества условиях могут превратиться из личностных форм поведения в сплошные.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Кара-Мурза С.Г Аномия в России: причины и проявления Издательство: Научный эксперт Год: 2013

Маркин А.В. Функции отклоняющегося поведения в условиях информационной аномии (2006)


Под девиантным (отклоняющимся) поведением в широком смысле понимают любые поступки или действия людей, не соответствующие писаным и неписаным нормам, причем как положительные, так и отрицательные. Это могут быть культурно одобряемые отклонения, например сверхгениальность, героизм, самопожертвование, альтруизм, трудоголизм и др., а также культурно неодобряемые отклонения, начиная от безбилетного проезда, кончая убийствами и другими тяжкими преступлениями.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения от нормы (от закона), которые влекут за собой уголовное наказание. Совокупность противоправных поступков получила в социологии название — делинквентное поведение. Девиантное поведение — относительно, поскольку имеет отношение к моральным нормам, ценностям данной группы, делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Принято различать первичную и вторичную девиацию. Первичным называют такое отклонение, которое в целом соответствует принятым в обществе нормам и является настолько незначительным и терпимым, что окружение индивида не квалифицирует его девиантом, и он себя таковым не считает. Под вторичным отклонением понимают поведение, которое в значительной степени отклоняется от существующих в группе норм и потому определяется как девиантное, и личность уже идентифицируется как девиант.

Каковы же причины девиации?

Основы социологической теории девиации были положены Э. Дюркгеймом. По его мнению, основной причиной девиации является аномия — состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Все это нарушает стабильность общества, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

При использовании этой типологии необходимо помнить, что люди, живя в обществе, никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами.

В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы, но преобладает какой-то один.

Отметим еще один интересный феномен проявления девиантного (отклоняющегося) поведения — нормы-оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких- либо запретных желании и действии без открытого вызова существующим моральным нормам.

Среди других теорий, объясняющих происхождение девиаций, можно выделить:

Таковы основные исследовательские подходы к изучению причин появления и распространения девиантного поведения.

Виды и формы девиации

К основным формам девиантного поведения в широком смысле относятся:

  • пьянство и алкоголизм;
  • употребление наркотиков;
  • преступность;
  • самоубийство;
  • проституция.

Как считают специалисты, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно, его просто невозможно искоренить. При этом они отмечают, что девиации закономерно возникают в обществах, переживающих трансформацию, где на фоне усиления кризисных явлений у людей нарастает неудовлетворенность своим положением, что вызывает чувство социальной неудовлетворенности, невостребованности и отчуждения от общества. Это чувство депривации в ряде случаев может привести к появлению среди населения пессимистических настроений и его деморализованности (упадок духа, растерянность).

По данным социологов, сегодня для 85% населения страны характерна в той или иной степени деморализованность. Типичным реакциями на аномию становятся безразличие к средствам достижения цели, коррупция, цинизм, экстремизм. Механизм девиантного поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.

Читайте также: