Имамат шамиля спад народно освободительного движения горцев кратко

Обновлено: 05.07.2024

Движение горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля в 19 веке

В конце 20-х годов XIX в. мулла Гази-Мухаммед был провозглашен имамом Дагестана и Чечни. Во главе с имамом конные отряды горцев стали нападать на казачьи станицы на Тереке, а однажды даже внезапно захватили и опустошили город Кизляр.

Однако горские крестьяне вскоре начали покидать имама, поскольку он даже не пытался облегчить их участь отменой феодальных повинностей, тяжелым бременем лежавших на скудном хозяйстве крестьян.

К 50-м годам XIX в. наблюдается упадок имамата. Беспощадно подавив ханско-бекскую знать, Шамиль в то же время создал новый привилегированный слой. Предоставление экономических и политических преимуществ превращало наибов, видных узденей и шейхов в новую аристократию, от которой зависели широкие массы крестьянства. Доведенные до отчаяния горские крестьяне восставали против новых эксплуататоров. Наибы жестоко подавляли эти восстания, сжигая аулы и истребляя непокорных.

Было бы неверно за религиозной оболочкой не видеть антиколониального и антифеодального содержания движения горцев Чечни и Дагестана, которые вели справедливую освободительную борьбу против царского колониализма и ханско-бек-ского владычества.

Однако при этом не надо забывать, что идеология мюридизма изолировала горцев от общения с другими народами, затемняла их классовое самосознание религиозными предрассудками, сдерживала социальную энергию горцев и не могла поэтому обеспечить победу в борьбе за национальную независимость, не говоря уже о социальном освобождении.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открытый урок на тему:

Имам Шамиль:

история жизни и борьбы

Цель:

1) развитиепатриотических чувств учащихся, любви к своей истории;

2) укрепление памяти учащихся;

3) развитие познавательной активности;

4) формирование интереса к изучению истории;

5) воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности;

6) содействие воспитанию умения общаться.

Форма : урок-лекция

Оборудование : интерактивная доска со слайдами, доклады учащихся, литература, посвященная Кавказской войне и личности Шамиля.

План :

1. Вступительное слово учителя

2. Доклады учащихся:

Биография Имама Шамиля

Шамиль (26 июня 1797 года, Гимры, ныне Унцукульский район,-4 февраля 1871 года, Медина (ныне Саудовская Аравия)) — предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом теократического государства - Северо-Кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Чечни.

В набегах Гази-Мухаммада против ханов Аварии, преданных русскому правительству, принимал деятельное участие и Шамиль. Вскоре твердость характера, усердие в деле Газавата, равнодушие ко всем благам мира, безукоризненная нравственность, честность, поселили в горцах высокое уважение к Шамилю и он сделался правою рукою имама Гази-Мухаммада. Шамиль был глубоко предан учителю и быстро исполнял повеления своего имама. Начало тридцатых годов было самое тревожное на Кавказе. Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад, первым бросившийся в атаку, погиб.

Современники так описывают это сражение:

В 1834 году Гамзат-бек сумел взять Хунзах и истребить династию аварских нуцалов. Однако 7 или 19 сентября 1834 года Гамзат-бек был убит в Хунзахской мечети заговорщиками, мстившими ему за истребление рода Хунзахских правителей — нуцалов. Став третьим имамом Чечни и Дагестана Шамиль 25 лет властвует над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск. Менее торопливый, чем Гази-Мухаммад и Гамзат-бек, Шамиль обладал военным талантом, и главное, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара. Отличаясь твёрдой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев к самоотверженной борьбе, но и принуждать к повиновению своей власти, которую он распространил и на внутренние дела подвластных общин, последнее для горцев и особенно чеченцев было тяжело и непривычно.

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850 - х годах движение Шамиля пошло на спад. Накануне Крымской войны 1853-1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу. Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие — генерал Николай Муравьев (1854-1856) и генерал Александр Барятинский (1856-1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля — аул Ведено. А к середине июня, были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни. После того, как Чечня была окончательно присоединена к России, война продолжалась ещё почти пять лет. Шамиль с мюридами бежал в дагестанский аул Гуниб. 25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками, был осаждён в Гунибе и 26 августа (по новому стилю - 7 сентября) сдался в плен на почётных для него условиях.

Государственное устройство Имамата Шамиля

Шамиль вошел во всемирную историю не только как духовный лидер и руководитель освободительной борьбы горцев, умелый военный тактик и стратег, искусный политик и дальновидный дипломат, но и как великий реформатор, создавший уникальное государство Имамат. По замыслу Шамиля гордые народы Северного Кавказа должны были иметь собственное государство, которое позволило бы им всем вместе выступать на международной арене.

В Имамат вошли земли ликвидированного Аварского ханства, множество союзов сельских обществ горного Дагестана и почти вся Чечня. Под влиянием Имамата находились также в разное время ряд обществ Ингушетии, отдельные аулы Хевсуретии и Тушетии. Мощное влияние государства ощущалось и на Западном Кавказе. Численность населения Имамата не превышала 400 тыс. человек, а территория - 961 км. в окружности.

Население имамата было разноязычным и разно-этническим, насчитывалось до 50 народов и народностей Дагестана, Северного Кавказа, России и других европейских и азиатских стран, живших в Имамате и боровшихся с общим врагом - российским царизмом. Таким образом, Имамат был особым многонациональным государством, в котором Шамиль проводил справедливую национальную политику.

Объединение горцев в рамках Имамата не было просто механическим или стихийным. Это была четкая организация с административно-территориальным управлением от высших государственных звеньев к низшим. В Имамате функционировала система суда, впервые на Северном Кавказе была создана своеобразная финансово-налоговая система.

Официальным языком многонационального имамата стал арабский, пришедший на Кавказ вместе с исламом. Была создана армия, настоящая боеспособная организация, интернациональная по своему составу, налажено производство горского оружия.

В Имамате были полностью освобождены все феодально-зависимые категории крестьян, отменены феодальные подати и повинности. Шамиль также отменил рабство. Была ликвидирована феодальная собственность и образована новая форма собственности на землю - байтулмальская (имаматская).

Государственная структура Имамата.

Верховная власть в Имамате принадлежала имаму и советам при нем. Имам был повелителем правоверных, высшим духовным лицом, главой исполнительной власти, высшей судебной инстанцией, главнокомандующим армией. При имаме действовал Тройной совет из наиболее доверенных и авторитетных лиц и Диван-хана, состоящая из 32 человек и осуществлявшая одновременно законодательные, исполнительные и арбитражные функции.

Имам и Диван-хана контролировали службу оповестителей - летучую почту, службу ревизоров, а также отделы: налоговый; военный; общественного порядка; надзора за соблюдением шариата; науки и ученых; по делам христиан и веротерпимости.

В Имамате было создано административно-территориальное деление на мудирства и наибства. Мудиры управляли несколькими наибствами и выступали в качестве наместников имама на местах. Мудирства, введенные в конце 40-х годов, были ликвидированы Шамилем в 1852 году. Наибы сохраняли принципиальное равенство среди начальников Шамиля. Наибу подчинялась территория, разделенная на участки во главе с ма'зунами. В аулах административную власть осуществляли назначаемые сотник, кадий, дибир. Эта иерархия контролировалась службой мухтасибов, подчинявшихся лично Шамилю.

В системе аула ключевой фигурой выступал муфтий, который вершил правосудие в наибстве. Кандидатуру муфтия подбирал наиб, а утверждал ее имам. Муфтий облекал судебной властью кадиев и мулл. Существовала возможность апелляции в Диван-хану и лично имаму.

Государство существовало на средства казны (байтул-мал), вел дела казначей, назначаемый имамом и периодически отчитывавшийся в Диван-хане.

В исторической литературе называется цифра 50 наибств, образованных за время существования Имамата. Основные наибства располагались на землях Северного Дагестана, населенных аварцами, и на большей части Чечни.

Наибами в разное время было свыше 150 человек, представителей разных национальностей и из разной социальной среды. Быть наибом в Имамате означало обладать незаурядными качествами без каких-либо ссылок на национальность или заслуженность тухума. Это обстоятельство выступало как консолидирующая и стабилизирующая сила в правящей элите Имамата. Все наибы были равны между собой независимо от значения управляемой ими территории.

Каждый наиб, так же как и имам, имел свою личную гвардию - муртазикатов, число которых варьировалось от 100 до 300 человек.

У Шамиля было много прославленных наибов. Вот имена некоторых из них:

Мухаммад Амин Гонодинский, Ахбердил Мухаммад из Хунзаха, Даниял Бек, султан Элисуйский, Кади Мухаммад Чамалальский, Талгик Аргунский, Идиль Веденский, Дуба Вашенодоронский, Гамзат Чантинский, Батуко Шатоевский, Эски Хулхулинский, Сааду Мичикский, Хаджияв Каратинский, Хаджи-Мурат Хунзахский, Кибит-Магома Телетлинский, Байсунгур Беноевский, Газияв Андийский, Шахмардан-Хаджияв Чиркеевский, Ахмад Автуринский.

Семья имама Шамиля

У Шамиля было пять жён. Первая, Патимат, стала матерью его сыновей Джамалудина, Гази-Мухаммада и Мухаммада-Шапи. Умерла в 1845 году. Вторая жена Джавгарат погибла раньше, во время штурма Ахульго в 1839 году. Третья жена, Загидат (1829—1871), дочь шейха Джамалуддина Казикумухского – наставника и ближайшего соратника имама. Она мать дочерей Шамиля Наджабат и Баху-Меседу и сына Мухаммад-Камиля. Четвертая жена, Шуайнат (1824—1876), урождённая Анна Ивановна Улуханова, армянка по происхождению, была взята в плен наибом Ахбердил Мухаммедод во время набега на Моздок в 1840 году. Шуайнат вышла замуж за Шамиля через шесть лет после пленения и родила двоих сыновей и пять дочерей, из них выжила только девочка по имени Сапият, которая умерла в 16 лет. Недолгий брак с пятой женой, Аминат был бездетным.

Старший сын Шамиля Джамалуддин (1829—1858) – был отдан аманатом в десятилетнем возрасте во время осады аула Ахульго. Образование получил в 1-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, где обучался вместе с детьми дворянского сословия. Ему было разрешено ношение горской традиционной одежды и приставлен мулла. По окончанию учёбы дослужился до звания поручика в Уланском Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича полку. В 1854 году имам Шамиль предложил обменять своего старшего сына на захваченных им княгинь Чавчавадзе и Орбелиани. Джамалуддин вернулся в горы, однако прожил недолго. В 1858 году умер, по всей видимости, от туберкулёза в ауле Анди.

Вторым сыном имама Шамиля был Гази-Мухаммад (1833—1902) — в шестилетнем возрасте получил первое ранение (в ногу) при прорыве из осаждённого аула Ахульго. В 1850 году был назначен наибом в общество Карата, где заслужил всеобщее уважение. Прославившим его воинским успехом стал поход на Грузию, в ходе которого было разорено имение князей Чавчавадзе. В мае 1855 года султан Абдул Меджид прислал Гази-Мухаммаду зелёное знамя и серебряный с позолотой орден, украшенный алмазами, отмечая его заслуги. Кроме того, сыну имама был пожалован чин паши. Весной 1859 года Гази-Мухаммад руководил обороной аула Ведено, столицы имамата. Обложенный со всех сторон царскими войсками, обстреливаемый тяжёлыми орудиями, Ведено был обречён, несмотря на труднодоступность. После длительной осады аул был взят, а Гази-Мухаммад с оставшимися защитниками направился в Дагестан. В августе 1859 года Гази-Мухаммад находился рядом с отцом в Гунибе. Он со своим младшим братом Мухаммадом-Шапи держал оборону на подступах к укреплению. После сдачи Гуниба, по велению царя, Шамиль, Гази-Мухаммад и три мюрида должны были быть доставлены в Санкт-Петербург, а затем местом жительства была назначена Калуга. После смерти отца с трудом выхлопотал разрешение на выезд в Турцию и Аравию из-за необходимости опеки семьи скончавшегося отца.

В Османской империи поступил на военную службу, во время русско-турецкой войны командовал дивизией, принимал участие в осаде Баязета, дослужился до звания маршала. В 1902 году умер в Медине и похоронен рядом с отцом.

Третий сын имама Саид — погиб в младенчестве, вместе со своей матерью Джавгарат, во время штурма русскими войсками аула Ахульго.

О младшем сыне, Мухаммад-Камиле (1863-1951), известно менее всего. Он родился в Калуге. Его матерью была дочь шейха Джемалуддина Казикумухского, Загидат. Большую часть жизни он прожил в Турции и Аравии. Был женат на Набихе Шамиль. Похоронен в Стамбуле. Является отцом известного деятеля Горской республики Мехмед Саид-бека Шамиля. Кроме Саид-бека у Мухаммада-Камиля было две дочери - Наджия и Наджават. Ни Саид-бек, ни его сёстры в браке не состояли и потомства не имеют.

Шамиль сдается в плен. Художник Теодор Горшельт.

Геополитическое противостояние великих держав на Кавказе в 1830-е годы характеризуется тем, что России удалость взять под контроль восточное черноморское побережье и прочно установить там свою власть, а англичане сумели проникнуть в горные районы и сформировать там мощную систему разведки и шпионажа. За несколько лет активной работы, Д. Уркарт создал специальную группу английских шпионов по Кавказу, в которую входили Дж. Белл, Д. Лонгворт, Найт. Эти люди долгое время жили на территории Кавказа и хорошо знали его обычаи и специфику. С 1835 года в этой команде активно работал майор В. Сэрл, которому вменялось заниматься созданием черкесской кавалерии и обучением её европейским методам войны. В конспиративных целях им присваивались мусульманские имена и вымышленные титулы: Дж. Белл числился как Якуб-бей, Д. Лонгворт – Алсид-бей, Найт – Надир-бей. Через английского посла в Турции они получали конкретные инструкции британского правительства по созданию из горских князей полноценного местного правительства под покровительством Англии. Однако собрав ценные разведданные, и постоянно вызывая восстания в среде черкесов, достичь главной цели на Кавказе данной группе английских шпионов так и не удалось. К началу 1840-х годов Россия сумела прочно закрепить за собой восточное побережье Черного моря.

В силу того, что в 1830-е годы основные силы и внимание русских войск было приковано к Западному Кавказу и направлено на усмирение Черкесии и предотвращению проникновения туда английских агентов и контрабанды, Восточный Кавказ этим незамедлительно воспользовался. При активном участии имама Шамиля на территории Чечни и Дагестана продолжал активно насаждаться мюридизм и культивироваться идея религиозной войны с неверными. За десятилетие Шамилю удалось создать своеобразное подобие государственности, основанной на деспотическом, централизованном управлении, радикальных религиозных верованиях и тотальном страхе кровной мести.

Под властью Шамиля были объединены все племена горных районов Восточного Кавказа и уже не могли действовать самостоятельно. Если некое племя замирилось бы с Россией или его представители хотя бы приступили к переговорам с русским военным командованием, оно было бы непременно уничтожено имаматом.

Несмотря на отрывочные факты контактов Шамиля с представителями иностранных европейских государств, которые имели место быть, следует отметить, что в 1830-1840-е годы, имамат действовал против России в основном самостоятельно и обходился собственными силами. В этот период мы не увидим в архивных документах прямых указаний на крупные поставки вооружений из-за границы или прибытия большого количества иностранных агентов. Хотя Англия и Турция, бесспорно, пытались взять под свой контроль и восточную часть сопротивляющегося Кавказа, но особого успеха в этом деле они не имели. В первую очередь это было связано с личностью самого имама Шамиля, нежелающего идти на сделку с иностранцами, тем самым попадая в зависимость от их политики. Жестокий режим управления и практически ничем неограниченные полномочия имама позволили на определенный период сплотить жителей горного Дагестана и Чечни и мобилизовать человеческие и экономические ресурсы для борьбы против русских войск. В отличие от Черкесии горцы Шамиля были более сплочены, а их действия хорошо организованы. Войско Шамиля имело неплохое вооружение и снабжение. У имамата было налажено собственное производство холодного и огнестрельного оружия, пороха, а в более поздний период сопротивления даже собственной артиллерии. Технологиями производства с повстанцами активно делились дезертиры, бежавшие из русской армии, в числе которых было много поляков. Перебежчики активно обучали горцев артиллерийскому делу, отливали им пушки и ядра, делали гранаты, конгриевые ракеты, лафеты и зарядные ящики, чинили различные механические приборы. Они же построили для имама дом по европейскому образцу, поставили пороховой завод и ткацкую фабрику. Известно, что польских дезертиров в войске Шамиля, так же как в Черкесии курировал из Франции А. Чарторыйский[4]. Шамилю удалость создать некое подобие государственности с её налоговой и бюджетной политикой. Помимо всевозможных пожертвований и военных трофеев, полученных в боях с русскими войсками, грабительских набегов на соседние территории, имамату удалось наладить устойчивую систему податей и сборов с подконтрольных регионов Кавказа. Также существовали штрафы, таможенные пошлины, выкупы за пленных. Все это составляло достаточно большие финансовые средства, что позволяло Шамилю вести самостоятельную политику по сравнению с черкесами. Более того, в отличие от территорий черноморского побережья Кавказа, куда агентам Англии было намного проще добраться и доставить контрабанду, места базирования Шамиля лежали в удаленных и труднодоступных районах горного Кавказа.

В начале 1840-х годов имам Шамиль воспользовавшись благоприятной ситуацией приступил к активным наступательным действиям на Кавказе, на время даже перехватив стратегическую инициативу. Так, в 1843 году ему удалось занять Аварию и Койсубу, а затем расширить свое влияние по всему Дагестану, захватывая крепости и уничтожая отдельные русские отряды. Несколько раз, горцы пытались взять под свой контроль Веоенно-грузинскую дорогу, но особого успеха не имели. Весной 1846 года Шамиль предпринял усилия объединиться с повстанцами Западного Кавказа. Достаточно мобильно девять тысяч его воинов переправились на левый берег Терека и расположились в селах кабардинского владыки Мухаммед-Мирзы Анзорова. Имам рассчитывал на поддержку адыгов, но его ждало горькое разочарование – ни адыги, ни кабардинцы на соединение с войсками Шамиля не пошли. В результате войско имамата было вынуждено отступить обратно в Чечню. Во второй половине 1840-х годов русское командование в Чечне и Дагестане отказалось от прямого проникновения в горные районы Кавказа, что приводило к большим и необоснованным потерям и приступило к зажиманию этих территорий в единое кольцо крепостей, и кордонов. Было завершено строительство чеченской оборонительной линии, активно прорубались просеки в лесистых районах. В 1852 году новый начальник левого фланга русских войск генерал-адъютант князь А.И. Барятинский выбил воинственных горцев из ряда стратегически важных селений Чечни. Сторонники Шамиля оказались вновь зажаты в горных районах Дагестана. Однако борьба с горцами сильно отвлекала Россию и требовала держать на Кавказе огромные силы. Борьба с имаматом сковывала русскую армию, так в период с 1854 по 1856 годы на Кавказе располагалось 270 тысяч русских солдат и офицеров из которых только 70 тысяч использовались против Турции во время войны, а оставшиеся силы были рассредоточены по территории Чечни, Дагестана и Черкесии и пассивно пребывали в крепостях[5]. Двухсоттысячная русская армия так и не была использована во время Крымской войны из-за угрозы территориального отторжения Кавказа.

В первой половине 1850-х годов распространение мюридизма, как и авторитет имамата резко пошел на спад, что было связано не только с успехами русских войск, но и политикой самого Шамиля. Управление в стиле восточного деспота все больше раздражало горцев, а на место вырезанной Шамилем старой знати, пришла новая, уже не нуждающаяся в прежнем имаме.

Во время ведения мирных переговоров в 1856 году Великобритания полагала, что существенно ослабленная Россия легко пойдет на поводу европейской дипломатии. Поэтому западная дипломатия намеревалась окончательно решить кавказский вопросов в свою пользу и вытеснить русских из этого региона. Однако когда в Париже начались переговоры, между европейскими союзниками сразу же обозначились серьезные разногласия по вопросам будущего устройства Кавказа.

Тяжелые последствия Крымской войны, потеря Черноморского флота, существенно ослабили позиции России на Кавказе. В соответствии с условиями Парижского мирного договора все черноморские порты объявлялись открытыми для торговли и быстро были наводнены иностранными торговыми судами, в первую очередь турецкими и английским. За неимением нужного количества военных судов Россия потеряла возможность постоянного крейсирования восточного черноморского побережья, которое проводилось последние двадцать лет. В результате контрабанда оружия на Кавказ хлынула с новой силой и в большом объеме, возобновилась и работорговля. В повестке русско-английских отношений несколько раз ставился вопрос об участии английских торговых судов в перевозке рабов с территории Кавказа. Если на территории Чечни и Дагестана к концу 1850-х годов военные действия в основном закончились, то на территории западного Кавказа, где традиционно влияние иностранных агентов было сильно, вооруженная борьба с русской армией еще продолжалась.

Литература:

[2] Мухаммад Тахир Ал-Карахи. Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля. М., 1941.

Лидер горцев Дагестана и Чечни в борьбе за независимость против Российской империи (Кавказская война), третий имам Имамата Нагорного Дагестана и Чечни. В 1859 году был осажден в Гунибе и 7 сентября (по новому стилю) сдался в плен.

Детство и юность Шамиля

Родился в аварском селении Гимры (Генуб) Койсубулинского общества примерно в 1797 году (по другим сведениям примерно в 1799 году). Отец - аварский уздень (представитель благородного сословия) Денгау Мохаммед, мать – из боковой ветви казикумухского правящего рода. При рождении получил имя Али. Чтобы избежать несчастливой судьбы, дед дал болезненному ребенку другое имя - Самуил, которое на Кавказе звучит как "Шамиль". И Шамиль вырос крепким и здоровым юношей. Позднее сам Шамиль говорил, что в этом следовал пророку Мохаммеду, который дважды менял свое имя.


С детских лет Шамиль дружил с первым имамом Гази-Мохаммедом ибн Исмаилом аль-Джимрави аль-Дагестани (часто встречается русское написание его имени – Кази-мулла, Гази Мухаммед, Гази Магомед), эта дружба сохранилась до самой смерти Гази Мухаммеда. Шамиль учился у Саида аль-Харакани, потом у шейха аль-Саида Джамала аль-Дина, который ввел его в накшбандийское братство, а шейх Мохаммед аль-Яраги посвятил его в халифы.

В 1828 или 1829 году Гази Мухаммед был избран первым имамом и объявил газзават (священную войну) против России. Шамиль присоединился к нему и принимал участие в боях с русскими войсками.

В 1832 году Гази Мухаммед и Шамиль были осаждены русскими войсками под началом барона Розена в родном ауле Гимры. Гази Мухаммед погиб, а Шамиль, хотя и сильно израненный, сумел пробиться и спастись.

Вторым имамом после Гази Мухаммеда стал Гамзат-бека ибн Али Искандер-бека аль-Гуцали (Гамзат-бек).

Шамиль оставался активным помощником, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама 1 .

Шамиль во главе Имамата Чечни и Дагестана

В 1834 году, после гибели Гамзат-бека, Шамиль стал имамом. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти 2 .


В 1834 году русский генерал Клюге фон Клюгенау захватил резиденцию Шамиля - аул Гоцатль. Шамиль отступил в Северный Дагестан, где укрепив свою власть среди горцев, возобновил борьбу.

В 1837 году, потерпев очередное поражение, Шамиль заключил перемирие и выдал заложников, но через год снова поднял восстание и добился больших успехов, несмотря на превосходство сил противника. В это время начались народные волнения в Южном Дагестане и Азербайджане, что сыграло на руку Шамилю.

За несколько лет Шамиль подчинил себе значительную часть Северо-Восточного Кавказа. Используя тактику партизанской войны, он тревожил гарнизоны русских крепостей левого фланга и центра Кавказской линии. К 1835 году он усилился настолько, что осадил в Хунзахе правителя Аварии Аслан-хана Казикумухского.

Экспедиция, посланная против Шамиля в 1839 году под руководством генерала П.Х. Граббе, осадила его в крепости на горе Ахульго. В ходе ожесточенного штурма 21 августа 1839 года с младенцем на руках погибла жена Шамиля Джавгарат. Убит был его дядя Бартыхан, а сестра имама Патимат бросилась в пропасть. Имам Шамиль с небольшим отрядом мюридов пробился сквозь ряды осаждающих и скрылся в горах Аварии.

В 1840 году Шамиль возобновил военные действия в Чечне, где к тому времени вспыхнуло восстание, вызванное стремлением русских разоружить чеченцев. К концу года Шамиль контролировал всю Чечню.

Весной 1842 года генерал Головин отправился из Ичкерии в поход против резиденции Шамиля, находившейся в даргинском селении Дарго, но был разбит горцами и с большими потерями отступил. Головина на посту командующего Отдельным Кавказским корпусом сменил генерал-адъютант А.И. Нейдгарт.

Апогей власти третьего имама приходится на 1843-1847 годы. Ведя освободительную борьбу под зеленым знаменем Пророка за построение государства, основанного на предписаниях Всевышнего, Шамилю удалось объединить почти всех горцев Дагестана и Чечни.

Реформы имама Шамиля

Делом всей жизни Шамиля стало создание имамата - теократического государства, базирующегося на принципах шариата.

В 1842 году из приближенных Шамиля был создан совет (диван) для решения политических, административных, религиозных и судебных обязанностей. В субботу и воскресенье Шамиль лично принимал жалобщиков.


В 1842-1847 годах был принят свод правовых положений Шамиля под общим названием "Низам" (Порядок).
Сборник состоял из постановлений и правил, соответствующих требованиям шариата и дополнявших его положения с учетом тех или иных конкретных обстоятельств. В низамах рассматривались вопросы женитьбы и наследства, торговли и мены, денежные штрафы за драки и поножовщину, положения об общественной казне и содержании административных лиц и т.п. Введен запрет на народные увеселения. Запрещен был обычай кровной мести (канлы) и умыкания невест и даже выкуп за неё.

Правовая реформа (низам) Шамиля, как и другие мероприятия, проводившиеся в имамате в условиях бесконечных войн, не могла быть последовательной и окончательной. Положения мусульманского права сочетаются в ней с некоторыми нормами традиционных законов горцев - адата. В наибствах по законам низама судили с учетом местного обычного права.

Важным последствием 25-летнего правления Шамиля стало также распространение в Чечне и Дагестане суфийских тарикатов, которые до сих пор оказывают большое влияние на повседневную жизнь этих народов.

Шамиль оставил в неприкосновенности основу горского общества - традиционную общину. Именно сельская община (джамаат) стала социальной опорой государства Шамиля.

Под руководством Шамиля в имамате сложился эффективный административный аппарат, состоящий из наибов и мюридов. В обязанности наибов входило управление наибством, сбор налогов, набор рекрутов, наблюдение за исполнением законов шариата. При наибах находились муфтии, которые руководили деятельностью судей (кадиев), толковали мусульманские законы и решали спорные дела. Первоначально каждый наиб имел право назначать и смещать муфтиев и кадиев, а также судить и казнить жителей наибства. Приговор о смертной казни обязательно утверждал сам имам. Наибские мюриды, в отличие от мюридов тарикатских, были помощниками наибов (своего рода "наибской гвардией"). За свою службу мюрид получал все необходимое для жизни и войны.

Реформы Шамиля, направленные на смену власти ханов и беков на имамо-наибскую, встречали решительный отпор, потому что шли вразрез с традиционным укладом жизни горцев. Стремление Шамиля заменить суд по адату шариатским судом потерпело полный крах. После пленения третьего имама "все население Дагестана немедленно восстановило у себя разбор дел по адату, и от шамилевского шариата осталось только одно воспоминание. " (генерал А.В. Комаров) 3 .

Новый порядок насаждался жесткими, а зачастую и просто жестокими методами. Так, в 1844 году по причине убийства своего ставленника, Шамиль поголовно уничтожил всех жителей восставшего аула Цонтери 4 .

Во внешней политике Шамиль ориентировался на турецкого султана и с недоверием относился к западным странам, предпочитая не иметь дела с гяурами-неверными. По своей инициативе имам не устанавливал связей с христианскими политиками. В дипломатической переписке Шамиль признавал первенство духовной власти за османским султаном, который также носил титул халифа и претендовал на преемственность с правителями Арабского халифата.

Благодаря реформам Шамилю удавалось почти четверть века сопротивляться военной машине Российской империи 5 . После пленения Шамиля начатые им преобразования продолжали проводить в жизнь его наибы, перешедшие на русскую службу. Уничтожение горской знати и унификация судебно-административного управления Нагорного Дагестана и Чечни, осуществленные Шамилем, помогли утверждению российского владычества на Северо-Восточном Кавказе.

Крымская война и падение Имамата

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками.

К середине 1850-х годов Шамиль стал суверенным правителем. Ему принадлежала верховная светская и религиозная власть. Он официально принял титул халифа (амир ал-муминин, в переводе с арабского - предводитель правоверных), что должно было придать его власти легитимность в глазах мусульман Кавказа и Ближнего Востока. Тем самым Шамиль прямо связывал себя с преемниками Мухаммеда, четырьмя "праведными халифами", при которых в мусульманском мире VII веке и появился этот титул.


Однако в 1850-х годах движение Шамиля пошло на спад.

Накануне Крымской войны 1853–1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу. Наладить взаимодействие с турецкими войсками, оперировавшими на Кавказе, не удалось, а действия Англии и Франции ограничивались поставками вооружения и военных материалов.

Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие – генерал Николай Муравьев (1854–1856) и генерал Александр Барятинский (1856-1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг Имамата.

В 1858 году против Шамиля восстали чеченцы, уставшие от войны и недовольные жесткой авторитарной политикой Шамиля.

В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля – аул Ведено. К середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни. Шамиль бежал в дагестанский аул Гуниб.

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю – 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях.

Последние годы Шамиля


10 октября 1859 года Шамиль прибыл в ссылку в Калугу, с ним приехали 22 человека из числа близких родственников и преданных нукеров и слуг. Прибывшие сначала разместились в лучшей калужской гостинице француза Кулона, позже проживали в доме местного помещика Сухотина, который сдавал 13 комнат и сад во дворе внаем за 900 рублей в год. На ежегодное содержание Шамиля Александр II выделил из царской казны 30 тысяч рублей. 26 августа 1866 года Шамиль вместе со своими сыновьями Кази-Магомедом и Шафи-Магомедом в зале калужского Дворянского собрания принял присягу на верность российскому царю.

В 1866 году Шамилю было разрешено переехать жить в Киев.

В 1870 году император Александр II позволил Шамилю выехать в Мекку для паломничества. После совершения хаджа Шамиль посетил Медину, где и скончался 4 февраля (16 февраля по новому стилю) 1871 года 6 . Похоронен в Медине (Саудовская Аравия) на кладбище Аль-Бакия.

Семья


Первая жена, Патимат, родившая Шамилю трех сыновей и двух дочерей, и вторая жена, Ждаварат, родившая ему сына, умерли во время войны 7 . Также Шамиль был женат на армянке Анне Ивановне Улухановой, которую после принятия ею магометанства стали звать Шуаннат, она была любимой женой имама. Его последнюю жену звали Заидад.

Один из трех сыновей имама, Гази Магомед, стал турецким генералом и во время Русско-турецкой войны 1877-78 годов командовал кавказским добровольческим отрядом. Внук Шамиля от его младшего сына Камила по имени Саид-Шамиль воевал с русскими в Дагестане в 1920-х годах. Третий сын Магомед-Шафи стал русским генералом.

Шейх Мансур и Кунта-хаджи Кишиев

Имам Шамиль считал шейха Мансура своим предшественником и учителем, называл его примером для подражания.

Образ Шамиля в литературе, публицистике и пропаганде

Французский беллетрист Александр Дюма-отец, путешествовавший по Кавказу в 1858 году, на страницах издаваемого им журнала "Монте-Кристо" сравнивал Шамиля с прикованным к горе Кавказа Прометеем, который "борется против русских царей".


Во французской и английской публицистике XIX века ему придали образ "благородного дикаря", не пожелавшего променять свободу родных гор на золотые оковы самодержавной России.

Примерно такой же оценки Шамиля придерживались в своих корреспонденциях Маркс и Энгельс, публиковавшие во время Крымской войны (1856-1857) в американской газете New York Herald Tribune свои отчёты о Кавказе и восточном вопросе.

Имя героя национально-освободительной борьбы использовали в своих политических играх любые противоборствующие стороны. Во время Великой Отечественной войны на деньги, добровольно собранные жителями Дагестанской АССР, была сформирована советская танковая колонна "Шамиль". В директиве вермахта от 11 июля 1942 года говорилось, что целью парашютно-десантной операции в районе Майкопа под кодовым названием "Шамиль" (Schamil) является захват нефтяных промыслов на Северном Кавказе.

Глава Чечни Рамзан Кадыров в интервью чеченскому агентству, вышедшем 7 августа 2019 года, заявил, что правление имама Шамиля в XIX веке на Кавказе привело к сокращению численности чеченского народа вдвое. Кадыров также заявил, что после гибели чеченцев имам Шамиль сдался властям Российской империи ради собственной выгоды. Его слова поддержал председатель парламента Чечни Магомед Даудов. По его мнению, высказывание главы республики основано на исторических фактах. Муфтият Дагестана раскритиковал слова Кадырова об имаме Шамиле, а жители республики осудили высказывания Кадырова.

Источники:

Автор: Кавказский Узел

Читайте также: