Парижская конвенция 1902 года кратко

Обновлено: 02.07.2024

Изменение климата представляет собой чрезвычайную глобальную проблему, выходящую за пределы национальных границ. Эта проблема требует принятия скоординированных решений на всех уровнях и осуществления международного сотрудничества, с тем чтобы помочь странам перейти к низкоуглеродной экономике.

В целях борьбы с изменением климата и его негативными последствиями 197 стран приняли Парижское соглашение на КС-21 в Париже 12 декабря 2015 года. Это соглашение, вступившее в силу менее чем через год, направлено на существенное сокращение глобальных выбросов парниковых газов и ограничение повышения глобальной температуры в этом столетии до 2 градусов Цельсия при одновременном поиске средств для еще большего ограничения этого повышения до 1,5 градуса.

На сегодняшний день к Парижскому соглашению присоединились 189 стран.

Соглашение предусматривает принятие всеми странами на себя обязательств по сокращению своих выбросов и осуществление совместной работы по адаптации к последствиям изменения климата, а также призывает страны укреплять свои обязательства с течением времени. Соглашение открывает для развитых стран путь в целях оказания помощи развивающимся странам в их усилиях по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, одновременно создавая основу для транспарентного мониторинга и отчетности о достижении странами целей в области климата.

Парижское соглашение обеспечивает прочную основу, определяющую глобальные усилия в течение последующих десятилетий. Цель состоит в том, чтобы со временем повысить амбициозность действий стран по борьбе с изменением климата. Для содействия этому в Соглашении установлены два процесса обзора, каждый из которых осуществляется в течение пятилетнего цикла.

Ратификация

Парижское соглашение официально вступило в силу 4 ноября 2016 года. Продолжается присоединение других стран к Соглашению по мере завершения ими своих национальных процедур утверждения. На сегодняшний день к Соглашению присоединились 192 страны (191 страна и Евросоюз). С дополнительной информацией о Парижском соглашении и его ратификации можно ознакомиться здесь.

В 2018 году делегаты КС-24, которая была организована в Катовице (Польша), приняли свод правил, конкретизирующих порядок осуществления Парижского соглашения.

* Приводится в переводе составителя с английского языка.

Правительство Германии, Австро-Венгрии, Бельгии, Испании, Франции, Греции, Люксембурга, Монако, Португалии, Швеции и Швейцарии,

признавая своевременность проведения совместных мероприятий в различных странах по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве, решили заключить в этих целях Конвенцию и назначили в качестве своих Полномочных Представителей (следуют фамилии Уполномоченных - дипломатических представителей в Париже), которые по взаимному представлению своих полномочии, найденных в должной форме и порядке, согласились о нижеследующем.

Птицы, полезные в сельском хозяйстве, в особенности насекомоядные, а именно птицы, перечисленные в Списке N 1 Приложения к настоящей Конвенции (данный Список может быть дополнен в соответствии с законодательством каждой страны), находятся под полной охраной. Это означает, что категорически запрещается добывать перечисленных в указанном Списке птиц в любое время года и любыми средствами, а также разорять их гнезда, истреблять яйца и выводки.

До того, как повсеместно будут достигнуты ожидаемые результаты в полном объеме, Высокие Договаривающиеся Стороны внесут или предложат внести в свое законодательство предписания, необходимые для выполнения мероприятий, указанных в нижеследующих статьях.

Запрещается снимать гнезда, собирать яйца, похищать и разорять выводки в любое время года и любыми методами.

Запрещается ввозить, перевозить транзитом, транспортировать, торговать вразнос, продавать, выставлять для продажи и покупать указанные гнезда, яйца и выводки.

Подобное запрещение не распространяется на разорение гнезд собственниками, арендаторами или их уполномоченными в тех случаях, когда свои гнезда птицы устраивают внутри или напротив жилых домов или построек вообще, а также на территории дворов.

Подобное запрещение также, как исключение, не распространяется на яйца чибиса и чайки.

Запрещается ставить и применять для ловли птиц ловушки, клетки, сети, силки, ветки, намазанные клеем, и любые другие способы, облегчающие массовый отлов птиц и разорение их гнезд;

В случае, если Высокие Договаривающиеся Стороны будут не в состоянии обеспечить немедленное выполнение в полном объеме всех запретных положений, содержащихся в предыдущей Статье, они могут смягчить, если сочтут необходимым, упомянутые ограничения. Тем не менее, они обязуются ограничить применение методов, средств и. способов отлова и уничтожения птиц с тем, чтобы постепенно ввести в полном объеме меры охраны птиц, упомянутые в Статье 3.

Помимо общих мер охраны, упомянутых в Статье 4, c 1 марта по 15 сентября каждого года запрещается отлавливать или отстреливать полезных птиц, перечисленных в Списке N 1 Приложения к настоящей Конвенции.

В течение вышеупомянутого периода запрещается также продавать и выставлять для продажи птиц, перечисленных в указанном Списке.

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются в рамках своего законодательства запретить ввоз, транзит и транспортировку упомянутых птиц с 1 марта по 15 сентября.

В северных странах продолжительность закрытого сезона, устанавливаемая данной Статьей, может быть изменена.

Компетентные власти могут предоставить в качестве исключения временное право собственникам или арендаторам виноградников, фруктовых и других садов, питомников, полей, находящихся под посевами или посадками, а также обслуживающему их персоналу использовать огнестрельное оружие для истребления птиц, присутствие которых наносит ущерб или причиняет реальный вред.

Однако даже при этих условиях запрещается продавать или выставлять для продажи птиц, добытых таким образом.

Положения настоящей Конвенции в качестве исключения не распространяются на мероприятия, связанные с научной деятельностью или разведением птиц, проводимые компетентными органами при соблюдении процедуры и всех предписаний, направленных на пресечение возможных злоупотреблений, связанных с такой деятельностью.

В этой связи при соблюдении той же процедуры может быть разрешен отлов и продажа птиц, предназначенных для содержания в клетках. Лицензии должны выдаваться компетентными органами.

Положения настоящей Конвенции не распространяются на птичье хозяйство, а также на пернатую дичь, обитающую в природных резерватах, созданных для указанных птиц, в соответствии с законодательством каждой страны.

Таким образом, повсеместно добыча пернатой дичи разрешается только с применением огнестрельного оружия в определенные сроки, устанавливаемые законом. Договаривающимся Государствам рекомендуется запретить продажу, транспортировку и транзит пернатой дичи, охота на которую запрещена на их территории в течение всего установленного закрытого сезона.

Каждая из Договаривающихся Сторон может установить исключения, на которые не будут распространяться положения настоящей Конвенции для:

1. птиц, которых в соответствии с существующим в данной стране законодательством разрешается отстреливать или уничтожать, как наносящих ущерб охоте или рыбной ловле;

2. птиц, которые, согласно существующему в данной стране законодательству, считаются вредными для сельского хозяйства данного района.

При отсутствии списка птиц, официально составленного на основе принятого в каждой стране законодательства, пункт 2 данной Статьи применяется к птицам, перечисленным в Списке N 2 Приложения к настоящей Конвенции.

Высокие Договаривающиеся Стороны предпримут необходимые меры с тем, чтобы в течение не более чем трех лет со дня подписания настоящей Конвенции привести существующее в их странах законодательство в соответствие с ее положениями.

Высокие Договаривающиеся Стороны через посредство Правительства Франции поставят друг друга в известность об уже принятых или намечаемых к принятию в их странах в ближайшем будущем законах и административных правилах, имеющих отношение к положениям настоящей Конвенции,

Высокие Договаривающиеся Стороны, когда они сочтут это необходимым, могут собраться на международную конференцию, в задачи которой будет входить рассмотрение вопросов, связанных с выполнением положений данной Конвенции, а также для внесения в нее изменений, необходимость которых может быть продиктована опытом практической работы.

Государства, которые не участвуют в настоящей Конвенции, могут присоединиться к ней путем письменного уведомления, направленного по дипломатическим каналам Правительству Французской Республики, которое извещает о таковом уведомлении Правительства всех стран - участников настоящей Конвенции*.

* В 1930 году к Конвенции присоединилась Польша.

Настоящая Конвенция вступит в силу в течение не более чем одного года со дня обмена ратификационными грамотами*.

* Конвенция вступила в силу 12 декабря 1905 года.

Действие настоящей Конвенции для всех ее участников не ограничивается во времени. В случае, если одно из государств - участников Конвенции, денонсирует ее, подобная денонсация будет действительна только для данного государства, и таковая вступает в действие не ранее, чем через один год со дня передачи уведомления о денонсации другим государствам - участникам настоящей Конвенции*.

* По Версальскому Мирному договору 1919 года Конвенция осталась в силе. Заменена Международной конвенцией по охране птиц от 18 октября 1950 года. Однако она и в настоящее время действительна для некоторых стран, в том числе для Австрии, Венгрии, Греции, Монако, Польши, Португалии, Франции и Чехословакии, так как эти государства не выступали с заявлениями о денонсации Конвенции 1902 года и не приняли Конвенцию 1950 года.

Настоящая Конвенция подлежит ратификации, и обмен ратификационными грамотами будет произведен в самый кратчайший срок в Париже.

Положения, содержащиеся во втором абзаце Статьи 8 настоящей Конвенции, могут в качестве исключения не распространяться на северные провинции Швеции, учитывая их особые климатические условия.

Статью 4, которая предусматривает возможность определенного смягчения положений Статьи 3, следует в настоящее время рассматривать как не имеющую силу, поскольку, согласно Статье 10, для внесения подобных смягчающих положений устанавливается срок "в течение не более трех лет со дня подписания настоящей Конвенции".

Для Франции, которая приняла полностью настоящую Конвенцию, Статья 3 применяется без каких-либо оговорок.

Многосторонние договоры, конвенции и соглашения, по которым Минприроды России определено головным ведомством:

Конвенция о водно-болотных угодиях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция)

Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция)

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)

Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция)

Венская конвенция об охране озонового слоя, Вена, 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой

Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов

Многосторонние договоры, конвенции и соглашения, по которым МПР России поручено прорабатывать вопрос об их ратификации (принятии, одобрении или присоединении), а также в которых Министерство участвует по вопросам, относящимся к его компетенции:

Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решения и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (Орухусская конвенция)

Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле

Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Бельгии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Меморандум о намерениях по развитию сотрудничества в области охраны окружающей среды между Российской Федерации и Республикой Боливией

Меморандум о намерениях по вопросу развития сотрудничества в области охраны окружающей среды между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией

Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Меморандум о договоренности по сотрудничеству между Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр и Федеральным институтом по геологическим наукам и природным ресурсам Германии

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дании о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природных ресурсов (рамочное соглашение)

Протокол о намерении по сотрудничеству в области лесного хозяйства между Федеральной службой лесного хозяйства России и Министерством Созидательного Джихада Исламской Республики Иран

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испании о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о сотрудничестве по вопросам окружающей среды (рамочное соглашение)

Меморандум о взаимодействии между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и министерством природных ресурсов Канады по сотрудничеству в области геологии

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о совместной охране лесов от пожаров

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о сотрудничестве в области исследования и использования Мирового океана

Соглашение между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством земли и природных ресурсов КНР о сотрудничестве в области геологии и использования недр

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея об охране перелетных птиц

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии по охране и использованию трансграничных вод

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о сотрудничестве в области геологического изучения и освоения недр

Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области охраны окружающей среды между Министерством природопользования и охраны окружающей среды Союза Советских Социалистических Республик и Министерством жилищного строительства, территориального планирования и окружающей среды Нидерландов, Министерством сельского хозяйства, природопользования и рыболовства Нидерландов, Министерством транспорта, общественных работ и водного хозяйства Нидерландов

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Польши о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и бывшим Союзным Правительством Союзной Республики Югославия о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Меморандум о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Министерством экологии Сирийской Арабской Республики

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природных ресурсов (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики о пограничных водных системах

Рамочное соглашение о координации Российско – финляндской программы развития устойчивого лесного хозяйства и сохранения биоразнообразия на Северо-Западе России

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области охраны (Франция) охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Швейцарским Федеральным Советом о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение)

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных вод

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области разведки, добычи, переработки и обогащения полезных ископаемых

Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии (рамочное соглашение)

Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания

Соглашение между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством охраны природы Республики Армения о сотрудничестве в области использования недр и водных ресурсов

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов

Соглашение о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины по выполнению Соглашения о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов

Соглашение между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством экологии и природных ресурсов Украины о сотрудничестве в области изучения, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов

Основные положения Конвенции делятся на три категории: национальный режим, право приоритета, общие правила.

1. Положения Конвенции о национальном режиме предусматривают, что в отношении охраны промышленной собственности каждое из Договаривающихся государств обязано предоставлять гражданам других Договаривающихся государств тот же объем охраны, какой оно предоставляет своим гражданам. Правовая охрана, предоставляемая Конвенцией, также распространяется на граждан государств, не участвующих в ней, если они имеют местожительство или реальное и действующее промышленное или коммерческое предприятие в Договаривающемся государстве.

3. Конвенция устанавливает ряд общих правил, которые должны соблюдаться всеми Договаривающимися государствами. Наиболее важными из них являются следующие:

a. В отношении патентов: патенты, выданные в разных Договаривающихся государствах на одно и то же изобретение, не зависят друг от друга: выдача патента одним Договаривающимся государством не обязывает к выдаче патента другие Договаривающиеся государства; заявка на патент не может быть отклонена и патент не может быть аннулирован ни в одном Договаривающемся государстве на том основании, что заявка на патент была отклонена или патент был аннулирован в любом другом Договаривающемся государстве.

Изобретатель имеет право быть указанным в патенте в качестве такового.

Заявка на патент не может быть отклонена и патент не может быть признан недействительным на том основании, что продажа запатентованного изделия или изделия, изготовленного запатентованным способом, подпадает под запрещения или ограничения, вытекающие из национального законодательства.

Каждое Договаривающееся государство, принимающее законодательные меры, касающиеся выдачи принудительных лицензий для предотвращения злоупотреблений, которые могут возникнуть в результате осуществления предоставленных патентом исключительных прав, может делать это только на определенных условиях. Принудительная лицензия (лицензия, выданная не патентообладателем, а государственным органом соответствующего государства), выдаваемая на основании неиспользования или недостаточного использования запатентованного изобретения, может быть выдана только по требованию, поданному по истечении трех лет с даты выдачи патента или четырех лет с даты подачи заявки на выдачу патента, причем в ее выдаче должно быть отказано, если патентообладатель приводит уважительные причины в оправдание своего бездействия.

Кроме того, аннулирование патента может быть предусмотрено лишь в том случае, если выдача принудительной лицензии была бы недостаточной для предотвращения злоупотреблений. В последнем случае процедура аннулирования патента может быть начата лишь по истечении двух лет с даты выдачи первой принудительной лицензии.

Каждое Договаривающееся государство должно отказывать в регистрации и запрещать использование знака, который представляет собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способен привести к смешению со знаком, используемым для обозначения идентичной или сходной продукции, и признается компетентным органом такого государства хорошо известным в этом государстве и принадлежащим лицу, имеющему право на охрану в соответствии с положениями Конвенции.

Каждое Договаривающееся государство должно также отказывать в регистрации и запрещать использование знаков, в состав которых включены, без соответствующего на то разрешения, гербы, государственные эмблемы, официальные знаки и пробирные клейма Договаривающихся государств, если только они не были переданы через Международное бюро ВОИС. Те же положения распространяются и на гербы, флаги, эмблемы, сокращенные и полные наименования некоторых межправительственных организаций.

Охрана должна распространяться на коллективные знаки.

c. В отношении промышленных образцов: Промышленные образцы должны охраняться в каждом Договаривающемся государстве, и в такой охране не может быть отказано на том основании, что изделия, в которых воплощены промышленные образцы, не изготавливаются в соответствующем государстве.

d. В отношении фирменных наименований: Фирменные наименования должны охраняться в каждом Договаривающемся государстве без какого-либо обязательства подачи заявок на регистрацию или регистрации наименований.

e. В отношении указаний происхождения продукта: Каждое Договаривающееся государство должно принимать соответствующие меры против прямого или косвенного использования ложных указаний происхождения продукта или идентификационных данных производителя, изготовителя или торговца.

f. В отношении недобросовестной конкуренции: Каждое Договаривающееся государство должно обеспечивать эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.

Парижский союз, учрежденный на основании Конвенции, имеет Ассамблею и Исполнительный комитет. Членом Ассамблеи является каждое государство, которое является членом Союза и которое присоединилось по крайней мере к административным и заключительным положениям Стокгольмского акта (1967 г.). Члены Исполнительного комитета избираются из числа членов Союза, за исключением Швейцарии, которая является членом Исполнительного комитета ex officio. В задачу Ассамблеи входит подготовка двухгодичной программы и бюджета Секретариата ВОИС в части, касающейся Парижского союза.

Парижская конвенция была заключена в 1883 г., пересматривалась в Брюсселе в 1900 г., в Вашингтоне в 1911 г., в Гааге в 1925 г., в Лондоне в 1934 г., в Лиссабоне в 1958 г. и в Стокгольме в 1967 г., и в 1979 г. в нее были внесены поправки.

Право свободного присоединения к Конвенции предоставлено всем государствам. Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.

Читайте также: