Иконоборческое движение в нидерландах 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Иконоборческое движение вспыхнуло в Нидерландах в 1566 году. Оно укладывалось в рамки Реформации. Жители Нидерландов боролись с Испанской интервенцией и с католической церковью. Причинами служили многочисленные недовольства людей католическими обрядами, гнетом и продажей индульгенций. Они считали католическую церковь тормозящим фактором, поэтому стремились избавиться от религиозных обрядов и символики. Восстание закончилось поражением. Но участники смогли разрушить множество церквей и выразить протест.

Иконоборческое движение в Нидерландах – кратко о причинах и участниках восстания для подготовки доклада, 7 класс

Иконоборческое движение в Нидерландах в 1566 году стало одной из предпосылок буржуазной революции и войны за независимость в этом небольшом европейском государстве, которым в XVI веке владели короли из испанской ветви династии Габсбургов. Движение не было уникальным: в то время аналогичные выступления происходили в Женеве, Цюрихе, Мюнстере и Копенгагене.

Причины и начало движения

Реформация началась в Европе в 1517 году. Нидерланды к середине века представляли собой самый богатый регион Европы из-за развитого мануфактурного производства.

Иконоборческое движение в Нидерландах – кратко о причинах и участниках восстания для подготовки доклада, 7 класс

Рис. 1. Иконоборческое движение в Нидерландах.

Католическая церковь из-за поборов и образа жизни духовенства стала быстро терять лояльность населения, которое заинтересовалось проповедями анабаптистов, меннонитов и других направлений протестантизма. Протестанты выступали не только против богатого убранства церквей, но и против икон.

Датой начала иконоборческого движения стало 11 августа 1566 года. Его участники были не так жестоки, как гугеноты в соседней Франции, где дошло до убийства священников. Местом действий иконоборцев сначала стала коммуна Стенворд. Далее беспорядки перекинулись на крупный торговый город Антверпен, а к 22 августа достигли Гента. В этих городах иконоборцы разорили собор, 8 церквей, 25 монастырей, 10 больниц и 7 часовен.

Иконоборческое движение в Нидерландах – кратко о причинах и участниках восстания для подготовки доклада, 7 класс

Рис. 2. Иконоборческое восстание.

Последствия иконоборчества

Иконоборцы добились приостановления действий инквизиции и легализовали кальвинизм. Против иконоборцев выступили ополченцы из Люксембурга и Артуа, поэтому удалось восстановить порядок. Ущерб имуществу католической церкви был значительный, пострадало 5500 церквей и монастырей. Наибольшая активность у протестантов была в южных Нидерландах. Позже, с 1830 года, они стали называться Бельгией.

Участниками нападений на католические церкви были ремесленники, мелкие торговцы и церковные служащие низшего ранга. В 1581 году иконоборческое движение повторилось в Антверпене из-за избрания в городской совет кальвинистов, которые стали очищать его от католиков. Вторая волна иконоборчества происходила спокойнее, так как удаление икон осуществляли городские власти вместо толпы недовольных горожан.

Начало иконоборческого движения в Нидерландах относится к 1566 г. Народное восстание активизировалось летом и длилось до весны 1567 г. Протест, охвативший огромное количество простых людей и городской бедноты, рассматривается историками в качестве первого этапа нидерландской буржуазной революции XVI века. Движение быстро приняло форму открытого вооруженного противостояния католической церкви, которая выступала в то время основной опорой владычества Испании над Нидерландами.

в церкви

Причины восстания

В иконоборчестве принимали участие крестьяне, ремесленники, рабочие мануфактур. Действия многотысячной народной массы направлялись кальвинистскими консисториями и дворянами-кальвинистами, выступавшими против испанской власти. Также восстание поддерживалось многими богатыми купцами.

Основными причинами иконоборчества в Нидерландах стали:

  • преследования инквизиции;
  • жесткие законы против еретиков, принятые католиками;
  • открытая продажа индульгенций;
  • недовольство католическими обрядами.

Кроме этого, в стране наблюдалось явное ухудшение экономической ситуации, постоянно росли цены, ощущалась нехватка продовольствия. Народ осуждал действия местных властей, не желающих противостоять политике испанского короля Филиппа II. Последний вызывал всеобщее недовольство тем, что стремился лишить нидерландские провинции всех свобод.

Как проходило иконоборчество

Вспыхнув на юге Нидерландов, народное восстание стало быстро распространяться в северном направлении страны и охватило большую часть провинций. Наиболее мощное движение иконоборцев происходило на территории Фландрии, Брабанта, Утрехта.

Острые бои начались в Антверпене, Валансьене, Турне, в промышленных районах Ипра, Касселя, Хондсхота. Здесь были разгромлены многочисленные церкви, дворянские замки и дома, уничтожались религиозные статуи и иконы. Всего в 1566 г. повстанцы разрушили не менее 5500 католических храмов. Меньшая активность населения наблюдалась в сельскохозяйственных областях, расположенных на юго-востоке страны. Здесь иконоборческие выступления имели место только в нескольких крупных населенных пунктах.

В городах, охваченных бунтами, организовывались специальные военные отряды, которые следили за порядком на улицах. Повстанцы занимались конфискацией имущества у приверженцев католицизма, которое расходовали для военных нужд. В период иконоборчества было сожжено множество документов, утверждающих привилегии церквей и монастырей, освобождались из тюрем люди, объявленные прежде еретиками.

изображение

Суть изданного властью манифеста

Руководители повстанцев не ожидали такого масштаба боевых действий. Многие богатые купцы и прогрессивно настроенные члены Союза дворян, которые возглавляли иконоборческое движение, не были заинтересованы в его продолжении. Испытывая страх перед предстоящей карой со стороны испанских властей, они вскоре начали открещиваться от своих предыдущих убеждений.

Будучи напуганными, лидеры иконоборцев стали вести переговоры с испанской наместницей (генеральным статхаудером) Маргаритой Пармской. В результате она издала манифест, датой провозглашения которого стало 23 августа 1566 года. Согласно этому документу предусматривались многочисленные уступки:

  • упразднение инквизиции;
  • смягчение законов против еретиков;
  • большая свобода кальвинизма;
  • амнистия членов Союза дворян (скрытой целью данного пункта являлся раскол иконоборческого движения).

После появления манифеста консистории стали призывать повстанцев подчиниться властям. Многие представители нидерландского дворянства и купцы стали повторно присягать на верность королю Филиппу II, объявляли о своем намерении решительно бороться с врагами католической церкви.

Подавление мятежа и репрессии

Переговоры с Маргаритой Пармской имели для повстанцев негативное значение и повлекли за собой наихудшие последствия. После того как дворяне приняли условия наместницы, иконоборческое движение лишилось своего руководства. Испанские войска достаточно быстро разгромили народные массы. Небольшие вспышки еще происходили в Антверпене и Валансьене, однако весной 1567 г. выступления были жестоко подавлены. Консистории полностью отреклись от руководства восстанием, утверждая, что все события происходили без их участия и согласия.

В итоге обещания, изложенные Маргаритой Пармской в манифесте от 23 августа 1566 г., не были выполнены. Большинство из участников иконоборческого восстания подверглись суровым репрессиям и пыткам, провели остаток своей жизни в заключении. Каких-либо существенных изменений в жизни страны на тот период не произошло. Испанские власти, подавившие движение иконоборцев в Нидерландах, вновь установили в государстве безраздельное господство деспотизма и инквизиции.


Иконоборческое движение в Нидерландах в 1566 году стало одной из предпосылок буржуазной революции и войны за независимость в этом небольшом европейском государстве, которым в XVI веке владели короли из испанской ветви династии Габсбургов. Движение не было уникальным: в то время аналогичные выступления происходили в Женеве, Цюрихе, Мюнстере и Копенгагене.

Причины и начало движения

Реформация началась в Европе в 1517 году. Нидерланды к середине века представляли собой самый богатый регион Европы из-за развитого мануфактурного производства.

Иконоборческое движение в Нидерландах

Рис. 1. Иконоборческое движение в Нидерландах.

Католическая церковь из-за поборов и образа жизни духовенства стала быстро терять лояльность населения, которое заинтересовалось проповедями анабаптистов, меннонитов и других направлений протестантизма. Протестанты выступали не только против богатого убранства церквей, но и против икон.

Датой начала иконоборческого движения стало 11 августа 1566 года. Его участники были не так жестоки, как гугеноты в соседней Франции, где дошло до убийства священников. Местом действий иконоборцев сначала стала коммуна Стенворд. Далее беспорядки перекинулись на крупный торговый город Антверпен, а к 22 августа достигли Гента. В этих городах иконоборцы разорили собор, 8 церквей, 25 монастырей, 10 больниц и 7 часовен.

К 23 августа 1566 года движение достигло Амстердама, а 20 сентября произошли выступления в городе Маастрихт. Участники выступлений разорили 400 церквей во Фландрии. Современники отмечали, что в беспорядках присутствовал элемент карнавала. Иногда нападавшие были пьяны.

Иконоборческое восстание

Рис. 2. Иконоборческое восстание.

Последствия иконоборчества

Иконоборцы добились приостановления действий инквизиции и легализовали кальвинизм. Против иконоборцев выступили ополченцы из Люксембурга и Артуа, поэтому удалось восстановить порядок. Ущерб имуществу католической церкви был значительный, пострадало 5500 церквей и монастырей. Наибольшая активность у протестантов была в южных Нидерландах. Позже, с 1830 года, они стали называться Бельгией.

Участниками нападений на католические церкви были ремесленники, мелкие торговцы и церковные служащие низшего ранга. В 1581 году иконоборческое движение повторилось в Антверпене из-за избрания в городской совет кальвинистов, которые стали очищать его от католиков. Вторая волна иконоборчества происходила спокойнее, так как удаление икон осуществляли городские власти вместо толпы недовольных горожан.

Во время иконоборческого движения Нидерландами управляла Маргарита Пармская. Она была внебрачной дочерью покойного короля Карла V и имела титул штатгальтера. В 1567 году её сменил герцог Альба, который и возглавил карательную экспедицию против нидерландских повстанцев.

Революция в Нидерландах. Карта

Рис. 3. Революция в Нидерландах. Карта.

Что мы узнали?

Кратко об иконоборческом восстании в Нидерландах можно рассказать в докладе на уроке истории 7 класса. Восстание произошло в 1566 году. Иконоборцы были против католических порядков, и поэтому вскоре их движение переросло в буржуазную революцию.

Массовое народное выступление в Нидерландах исторических, выразившееся в открытом противодействии протестантов-кальвинистов католической церкви, опоре испанского владычества в стране; стало прологом Нидерландской революции XVI в.

Причины И. в. — усиление в Нидерландах инквизиции и принятие католической церковью жестких законов против еретиков, а также ухудшение экономической ситуации (рост цен, недостаток продуктов питания), недовольство действиями местных властей, недостаточно активно выступавших против политики короля Филиппа II, ущемлявшей вольности нидерландских провинций.

И. в. началось в Западной Фландрии 10 августа 1566 с нападения на монастырь Св. Лаврентия (рядом со Стенвордом, в современной Франции), быстро ширилось и вскоре приобрело организованный характер. В селах и городах Нидерландов кальвинисты (см. Кальвинизм) нападали на монастыри, разрушали католические храмы, разбивая статуи святых и уничтожая иконы (отсюда и название — И. в.). Восставшие не только громили церкви, но и принуждали магистраты заключать с кальвинистскими консисториями соглашения, на основании которых в городах вводились ограничения для католической церкви и свобода кальвинистского вероисповедания. В ряде мест восставшие захватывали дома местной знати, уничтожали долговые и арендные записи.

Напуганная размахом И. в. наместница (генеральный статхаудер) Маргарита Пармская 23 августа 1566 издала манифест, обещавший упразднить инквизицию, смягчить законы против еретиков, допустить ограниченную свободу кальвинизма. Желая расколоть иконоборческое движение, она обещала амнистировать участвовавших в нем представителей оппозиционного дворянства.

Но распространяясь с юга на север Нидерландов, И. в. осенью 1566 охватило почти все провинции вплоть до Гронингена (в меньшей степени оно затронуло окраинные юго-восточные аграрные области). Особой мощи достигло во Фландрии, Брабанте, Голландии, Зеландии, Утрехте. К концу 1566 погромам в Нидерландах подверглись около 5,5 тыс. церквей. Ареной острых боев стал Антверпен, где так же, как и в Турне и Валансьене, повстанцы создали свои вооруженные отряды.

Узнав о готовности наместницы пойти на уступки, часть консисторий выступила с призывом прекратить мятеж, а оппозиционное нидерландское дворянство, усмотревшее в народных выступлениях угрозу своему благополучию, заявило о своей лояльности властям (повсеместно дворяне стали заново приносить присягу на верность Филиппу II и давать обязательства бороться против врагов короля и католической церкви). Такую же позицию заняли купцы и владельцы мануфактур — приверженцы кальвинизма. Лишенное руководства иконоборческое движение раскололось и было быстро подавлено испанскими властями (только в Антверпене и Валансьене оно продолжалось до весны 1567). Разгромив И. в., Маргарита Пармская отказалась выполнять данные ею в манифесте обещания; участники восстания были подвергнуты репрессиям.

Читайте также: