Эпикур философ биография кратко самое важное

Обновлено: 05.07.2024

В биографии Эпикура есть много интересных фактов, связанных как с его философскими взглядами, так и с жизнью, как таковой.

Итак, перед вами краткая биография Эпикура.

epikur

Биография Эпикура

Эпикур появился на свет в 342 или 341 году до н. э. на греческом острове Самос. О жизни философа мы в основном знаем благодаря воспоминаниям Диогена Лаэртского и Лукреция Кара.

Эпикур рос и воспитывался в семье Неокла и Херестраты. В юности он увлекся философией, которая на то время была чрезвычайно популярной у греков.

В частности, на Эпикура произвели большое впечатление идеи Демокрита.

Философия Эпикура

Когда Эпикуру исполнилось 32 года, он образовал свою философскую школу. Позже он купил в Афинах сад, где делился со своими последователями разными знаниями.

epikur

Согласно учению Эпикура, а, следовательно, и эпикуреизму, высшим благом для человека являлось наслаждение жизнью, которое подразумевало под собой отсутствие физической боли и беспокойств, а также избавление от страха перед смертью и богами.

По мнению Эпикура, боги существовали, однако они с безразличием относились ко всему тому, что происходило в мире и жизни людей.

Такой подход к жизни вызвал интерес у многих соотечественников философа, в результате чего у него с каждым днем появлялось все больше и больше последователей.

Ученики Эпикура являлись вольнодумцами, часто вступавшими в дискуссии и подвергавшими сомнению общественные и моральные устои.

Эпикуреизм быстро стал главным оппонентом стоицизма, основателем которого был Зенон Китийский.

В античном мире не было столь противоположных течений. Если эпикурейцы стремились получать максимальное удовольствие от жизни, то стоики пропагандировали аскетизм, стараясь контролировать свои эмоции и желания.

epikur

Эпикур и его последователи пытались познать божественное с точки зрения материального мира. Они разделяли эту идею на 3 категории:

    . Она позволяет познать наслаждение, которое является началом и концом жизни, а также выступает в качестве мерила блага. Посредством этики человек может избавиться от страданий и ненужных желаний. Поистине, счастливым может стать только тот, кто научится довольствоваться малым.
  1. Каноника. В основу материалистической концепции Эпикур брал чувственные восприятия. Он полагал, что все материальное состоит из частиц, которые так или иначе проникают в органы чувств. Ощущения в свою очередь приводят к появлению предвосхищения, которое и является настоящим знанием. Стоит заметить, что разум по Эпикуру становился помехой для познания чего-либо.
  2. Физика. С помощью физики философ пытался отыскать первопричину возникновения мира, которая бы позволила человеку избежать страха перед небытием. Эпикур говорил, что Вселенная состоит из мельчайших частиц (атомов), движущихся в бесконечном пространстве. Атомы в свою очередь соединяются в сложные тела – людей и богов.

Ввиду всего перечисленного, Эпикур призывал не испытывать страха перед смертью. Он объяснял это тем, что атомы разносятся по необъятной Вселенной, в результате чего душа перестает существовать вместе с телом.

Эпикур был уверен в том, что нет ничего такого, что могло бы повлиять на человеческую судьбу. Абсолютно все появляется по чистой случайности и без глубокого смысла.

Интересен факт, что мысли Эпикура оказали большое влияния на идеи Джона Локка, Томаса Джефферсона, Джереми Бентама и Карла Маркса.

Смерть

epikur

Еще во время своей жизни Эпикур сказал следующую фразу:

Возможно именно такой настрой помог мудрецу без страха покинуть этот мир. Эпикур умер в 271 или 270 году до н. э. в возрасте примерно 72 лет.

Эпикур – это древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах. Его работы почти не сохранились, но идеи, которые он выдвигал около двух тысячелетий назад, до сих пор интересуют ученых.

Жизненный путь философа не сильно богат на масштабные события. Но в его биографии имеется масса интересных фактов, которые связаны как с его философскими взглядами, так и с самой жизнью. Кто такой Эпикур, годы жизни? Когда он родился и где? Как объяснить кратко и понятно философию Эпикура? Обо всем по порядку мы расскажем в нашей статье.

Биография

Философ появился в 342 году до н. э., на острове Самос. Его родители жили небогато. Известно, что папа мальчика преподавал словесность. Интерес к науке и поиску смысла жизни у Эпикура появился в возрасте 12-13 лет. Это произошло после прочтения им трудов Демокрита.

Эпикур, его биография и философия: годы жизни, что такое эпикурейство

Про него говорили, что философ – обжора, хам и развратник, который ругает других ученых и ворует у них мысли. Но Диоген Лаэртский (биограф, благодаря воспоминаниям которого имеются хоть какие-то данные о философе) считал, что это все неправда. На самом деле основатель эпикуреизма (кратко упомянем об этом в статье) был благодетельный и благочестивый человек, мудрый учитель, относящийся ко всему с теплом и добротой.
Его образ жизни был достаточно скромен и неприхотлив. Порой ему достаточно было воды и хлеба, так как даже сыр он считал признаком роскоши. Прожил философ 71 год. Что же это эпикурейство?

Философия Эпикура (кратко)

Главный раздел эпикурейства в философии – это этика. И именно эта концепция мыслителя и была обозначена термином эпикуреизм. Его труд можно условно поделить на три раздела:

  1. Философия мудреца или как ее еще называют – эпикурейство.
  2. Физика, которая дает нам понимание о мире, вселенной и о природе вещей. В этой части Эпикур позиционировал себя в качестве материалиста и здесь можно было провести связь атомистического материализма между Демокритом и Эпикуром.
  3. Теория философа о Богах.

Мудрец считал, что популяризация утверждения об отсутствии высших сил, которые управляют людьми, освободит их от мистических заблуждений и тревогами перед смертью. По его мнению, умирающий перестает чувствовать, а значит, у него нет смысла тревожиться.

Пока человек есть — смерти для него не существует, а когда его жизнь закончена — его личность перестает существовать. Цель по эпикурейски – это стремление к получению удовольствия и избавление от страдания. Для достижения таких целей, согласно учению философа, жизнь обязана проходить без тревог и переживаний, но в ней обязательно должны присутствовать удовольствия и непоколебимость к неудачам.



Существуют люди, с совершенно иным взглядом на мир, существенно опережающем время, в котором они живут. Такие как Леонардо Да Винчи, Никола Тесла или Альберт Эйнштейн. Этими людьми могут быть как ученые, так и представители искусства или философии. В древней Греции было множество философов, чьё видение мира выходило за рамки принятых тогда устоев, и получило подтверждение спустя сотни лет после их смерти. Одним из таких философов является Эпикур — основатель Эпикурейского философского учения.

Ранние годы и становление философа.

Эпикур - философ древней Греции, родившийся на острове Самос в 342 году до нашей эры.

Жизненный путь Эпикура не сильно богат на глобальные события.

Родился он в небогатой семье учителя словесности Неокла и его жены Херестраты. Родители его были афинскими переселенцами и принадлежали к дему (дем- афинская территориальная община). Первые годы учился под руководством одного из учеников знаменитого Платона - Памфилия. Прожив на родном острове до 18 лет, Эпикур отправляется в Афины, на церемонию подтверждения гражданства, и прошел там двухлетнюю военную службу в греческой армии.

После прохождения воинской службы, Эпикур переселяется в Колофон. Именно туда, по приказу диодха Пердикки, были переселены все афиняне с родного острова Эпикура. В Колофоне Эпикур продолжает своё обучение. Учителем его становится философ Нозифан, который знакомит юного Эпикура с учением Демокрита. Эпикур проникается идеями Демокрита, что окажет существенное влияние на его учение в будущем.

Философия Эпикура.

Эпикур был ярым приверженцем теории атомов. Философ был абсолютно уверен, что мир состоит из огромного количества маленьких, невидимых частиц. Эпикур считал, что всё происходящее в мире, является следствием взаимодействия атомов между собой. Атомы сталкиваются и сливаются, делятся и отталкиваются, при этом действуя хаотически, не имея абсолютно никакой закономерности. И именно их отклонения от траектории движения Эпикур и считал доказательством свободы воли человека. Эпикур не игнорировал религиозную жизнь общества, однако его взгляды существенно отличались от традиционных аспектов веры древней Греции. Философ считал, что вера в Богов необходима людям. Теологические размышления способствуют созданию более возвышенного общества и задают образец счастливой жизни — чему, в сущности, и было посвящено его учение.

По существовавшей в то время концепции веры, народ считал что Боги награждают праведников и наказывают грешников. Эпикур опровергал данное утверждение, считая что Богам вообще нет дела до людей. Философ считал, что всё происходящее с людьми не Божественная воля, а причина и следствие двух крайностей — боли и удовольствия. Боль — это плохо и в противовес ей идёт удовольствие. И не всегда боль ведет к плачевным результатам, ибо иногда через прохождение боли можно познать блаженство.
Теория о поиске блаженства через боль была неверно истолкована людьми. Эпикур не призывал причинять себе боль в надежде на высшую степень удовольствия после. Суть учения философа заключалась в том, что избавляясь от боли, человеку становится хорошо, именно это Эпикур считал блаженством. Без боли нет и блаженства, как нету тени без солнца. Поэтому избавившись от неё можно получить наивысшее душевное равновесие. Развивая эту теорию, философ утверждал, что человеку нужно избегать излишеств в любых жизненных проявлениях. Это относилось даже к любви. Философ уделял особое внимание дружбе, и считал что дружба это то, что способно привести к счастью.

Эпикур имел особое отношение к смерти. По его мнению, после смерти человек перестаёт испытывать какие либо чувства и не сможет испытать боли равно как и блаженства, поэтому бояться её не стоит.

Смерть философа наступила в 270 году до н. э., в возрасте 72 лет. Причиной смерти стала мочекаменная болезнь, с которой философ боролся много лет.

Известно, что в утерянных записях Эпикур рассуждал и поднимал вопросы о музыке, искусстве в целом и справедливости в мире.
Эпикурийское учение было одним из популярнейших философских учений древней Греции, и влияние его простёрлось на многие сотни лет. Многие ученые, политики и мыслители разных эпох вдохновлялись работами Эпикура. Это четко прослеживается в работах таких философов как Альфред Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Карл Маркс получил докторскую степень, разбирая разницу теорий Демокрита и Эпикура. Даже в Декларации независимости США прослеживается влияние античного философа.

Философия Эпикура - учение древнегреческого философа о счастье, наслаждениях и страданиях. Эпикурейство: учение о познании, мироустройстве и этике. Кратко. Эпикуреизм в философии - это.

Фото Эпикур и эпикуреизм. Кратко о философии и учении Эпикура

Эпикур - древнегреческий философ, живший в IV-III вв. до н.э. Мыслитель пытался понять, что такое счастье, и указать людям путь к нему.

Эпикуреизм или эпикурейство - учение о том, что высшим благом для человека является наслаждение. Удовольствие и спокойствие - это благо, страдание и боль - это зло.

Но наслаждение - это не бездумная погоня за удовольствиями, учил Эпикур. Удовольствие - это отсутствие страданий: физической боли, тревог, страха перед смертью. Избавление от страхов и тревог дает человеку истинную свободу, полагал он.

Важно следовать за своими естественными желаниями и избегать противоестественных, таких как тщеславие и жажда богатства. Самыми главными наслаждениями Эпикур считал духовные, а не физические, а одним из высших удовольствий называл дружбу.

Философию эпикура обычно называют гедонизмом - учением об удовольствии как о высшей цели человека. Однако в действительности оно ближе к эвдемонизму - учению о счастье как о главной цели.

В Средние Века христианские авторы осуждали эпикурейцев, превратив название их философской школы в синоним безбожников. Однако Эпикур не был атеистом. Боги существуют, учил мыслитель: они бессмертны и блаженны, но им нет дела до людей, поэтому они никого не вознаграждают и не карают.

Развратник или скромный мудрец? Что известно о жизни Эпикура

Эпикур родился и вырос на острове Самос, рассказывает Диоген Лаэртский. К 14 годам он заинтересовался философией - попросил учителя объяснить, откуда взялся первозданный хаос. В 18 лет Эпикур переехал в Афины.

Про Эпикура ходили нехорошие слухи: будто он развратник, обжора и хам, ругающий других философов последними словами и ворующий их идеи. Диоген Лаэртский уверяет, однако, что все это ложь.

В действительности Эпикур был благодетельным и благочестивым человеком, мудрым учителем, ко всем относился с теплотой, писал биограф. Жизнь его была скромной и неприхотливой: философу было довольно воды и простого хлеба, даже сыр он считал роскошью.

Философия Эпикура: познание и истина

Главным критерием истины Эпикур считал ощущения, данные нам жизнью. Разум лишь следует за ощущениями, считал он - и в этом спорил с Платоном и Аристотелем. Чувственное познание дает достоверную информацию, а ошибки возникают уже из ошибочных суждений, полагал Эпикур.

Учение Эпикура о природе

Вселенная бесконечна, считал Эпикур. Она - результат столкновения и разъединения атомов. Ато­мы и пустота веч­ны и неиз­мен­ны, меняются лишь сложенные из них тела. Атомы движутся гармонично, поэтому гармония, спокойствие и радость бытия - естественное состояние.

Эпикур о богах и загробной жизни

В пространстве между мирами живут бессмертные и счастливые боги. Мир людей и сами люди не заботят их, поэтому нет смысла ждать божественной награды или божественного наказания. Получается, что судьба человека зависит от него самого, а не от богов.

Душа человека состоит также из атомов. Без тела она существовать не может, поэтому погибает в момент смерти человека. Стало быть, загробной жизни не существует, и заботиться о ней нет смысла. Мы бренны, так что жизнь нужно прожить счастливо и со смыслом.

Этика Эпикура: учение о наслаждении и страданиях

Идеал человека для Эпикура - это мудрец, освободившийся от страхов и предрассудков. Мудрец не боится смерти и не ориентируется на мнение толпы.

Залог счастливой жизни - удовольствие. Все живые существа стремятся к удовольствию и избегают страданий. Однако удовольствия бывают естественными (хорошими), а бывают пустыми (плохими).

Кроме того, за удовольствием может последовать страдание - поэтому мудрец должен быть осмотрителен в их выборе. Разумная мысль - обя­за­тель­ное усло­вие счаст­ли­вой жиз­ни.

Эпи­кур ввел иерар­хию удо­воль­ст­вий: например, духовные удовольствия он считал выше телесных. Духовные радости более долговечны и сильны, они охватывают и прошлое, и настоящее, и будущее.

Все потребности человека Эпикур делил на три группы:

Есте­ствен­ные и необ­хо­ди­мые (как телес­ные, так и духов­ные). Не терпеть голода и жажды, холода; понимать устройство окружающего мира, чтобы не сойти с ума etc.

Есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые. Например, это любовь, дружба, родительские чувства.

Мни­мые, пустые желания. Амбиции, жажда богатства и почестей.

Источниками страданий, беспокойства, являются страх перед бога­ми, боязнь смер­ти и лож­ные взгляды на доб­ро и зло, учил Эпикур. Поэтому он выдвинул четы­рех посту­ла­та:

Бояться богов не нужно - им нет дела до людей

Человек не может ощутить собственную смерть, и ее тоже не нужно страшиться

Подлинное благо достигается легко

Зло лег­ко уни­что­жить

Боли нель­зя избе­жать, но можно и нужно взять над ней верх и ста­рать­ся ее смяг­чить тер­пе­ни­ем и твер­до­стью духа. Стра­да­ния не исклю­ча­ют радо­сти, а силь­ная боль или длит­ся недол­го, или уби­ва­ет, писал Эпикур. Сам он умер в муках от тяжелой болезни, но до конца находил утешение в воспоминаниях о философских беседах с друзьями.

Смерть ничто для нас, ибо покуда мы есть, нет смер­ти, а когда есть смерть - нет нас.

Эпикур

Эпикур о человеке и обществе

При этом Эпикур опередил свое время, выдвинув идею общественного договора, которая вновь появилась лишь в XVII веке. Люди стали жить в обществе, когда заключили негласный договор друг с другом: не причинять и не терпеть вреда, рассуждал философ.

Мудрецу очевидна польза такого договора, а желания его невелики - поэтому нарушать законы общества он не станет. Законы и наказания нужны лишь для того, чтобы сдерживать глупцов, желающих причинить вред другим людям.

Законы и обычаи должны служить людям, приносить им пользу, а потому законы можно менять - по сути это идея о возможности пересматривать общественный договор с течением времени.

Читайте также: