Игры детей разных поколений кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мария Баулина, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Московского института психоанализа

Мы бегали во дворе, играли в дочки-матери и покупали камушки и песок на деньги-листики, а они создают свои миры в высокотехнологичных приложениях?

«На самом деле какое-то принципиально иное отношение к играм у разных поколений – это миф. Предпочтения во многом зависят от среды и окружения.

Супергерои и космонавты

Но, конечно, какие-то изменения все же произошли. Это касается, например, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок копирует стереотипы поведения, изучает социальные роли.

Раньше детям постоянно говорили, как важно получить профессию, создать семью, и они чаще играли во врачей, учителей, космонавтов.

«Современные игры часто приближены к волшебной, более интересной для детей реальности, так же, как современные детские книги и фильмы.

Плащ Гарри Поттера и перчатки Эльзы

«Для малышей трех-пяти лет это не принципиально: они все равно играют по-своему, делая из кассы машинку, а из игрушечной кастрюли – шлем для рыцаря. У детей более старшего возраста фантазия уже не такая яркая и представить палку бластером у них не получается.

В дальнейшем такие высокие стандарты приводят к более точной искусной проработке деталей в процессе творчества.

Баланс виртуального и реального

Конечно, говоря о современных играх, нельзя не упомянуть про диджитал-игры, использование которых интересует каждого родителя. В первую очередь, игра – это просто инструмент, как, например, книга. Она может быть как базовой, так и информативной и содержательной.

Задачи у игр тоже могут быть самими разными: развитие, развлечение и даже сближение родителей со своим ребенком. Кроме того, исследования показывают, что многие игры, например, те, где надо уворачиваться от препятствий или попадать по целям, повышают уровень реакции, способствуют зрительно-моторной координации.

Есть игры, которые тренируют память, внимание, помогают заучить какие-то слова или правила.

Многие программы помогают сэкономить время и средства на всевозможных курсах и репетиторах.

Например, в приложении Applaydu от Kinder есть мини-игры, которые помогают изучать цифры, формы и цвета, тренировать моторику, память, практиковать творческие способности, и охватывает разные области – математику, географию, чтение и письмо. Уровни адаптируются под возраст и способности ребенка.

Реальные и виртуальные игры развивают разные функции, тем самым дополняя друг друга.

Играя с мамой вместе в приложении, ребенок учится фантазировать, работать вместе, быстро реагировать. Веселый и яркий виртуальный мир приложений станет дополнением реального, поможет реализовать идеи, которые технически сложно воплотить без гаджетов, и наоборот – подаст ребенку идеи для творчества в реальной среде.

Узнать больше о том, как виртуальные игры можно использовать для стимулирования различных навыков ребенка, можно в спецпроекте от Kinder, подготовленном вместе с экспертами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Творческая работа

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Теперь обратимся к рассмотрению следующего компонента – содержанию игры. Итак, содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребёнка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности – только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда.

Сюжеты детских игр обусловлены социальными условиями жизни – несомненный факт, признаваемый многими. Здесь внутренние законы развития действуют с такой силой, что у детей самых различных стран и эпох, несмотря на все противоположности в окружающих условиях, всегда пробуждаются на определённых ступенях возраста одинаковые инстинкты игры. Так, игры, связанные с бросанием, игры в куклы, игры в войну безусловно выходят из рамок времени и пространства, социального слоя, национальной дифференцировки, прогресса культуры. Специфический материал, над которым упражняются инстинкты движения, попечения, борьбы, может изменяться вместе со средой.

Данные о развитии и жизни ребёнка и его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны.

Мы не можем непосредственно проследить процесс возникновения игры. Имеющиеся очень скупые данные позволяют наметить лишь в самых общих чертах гипотезу о возникновении игры, установить, и то приблизительно, исторически условия, при которых появилась потребность в этой своеобразной форме жизни ребёнка в обществе.

Положение ребёнка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производственный труд взрослых членов общества. Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше включаются дети в производительный труд взрослых и становятся производителями.

На более поздних стадиях первобытнообщинного строя происходило дальнейшее развитие производительных сил, усложнение орудий труда и тесно связанное с этим дальнейшее разделение труда. Усложнение орудий труда и связанных с ними производственные отношения должно было сказаться на положении детей в обществе. Дети постепенно как бы вытеснялись из сложных и наиболее ответственных областей деятельности взрослых. Вместе с тем усложнение орудий труда приводило к тому, что дети не могли овладевать ими путём упражнений с уменьшенными их формами. Возможно, что именно на этой стадии развития общества возникает игрушка в собственном смысле слова, как предмет, лишь изображающий орудия труда и предметы обихода из жизни взрослых. И у детей игра перестаёт быть только соревнованием в силе, ловкости, меткости, выносливости и т.д. она начинает приобретать форму, свойственную и детям нашего времени.

Таким образом, игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Её возникновение связано не с действием, каких – либо внутренних, врождённых инстинктивных сил, а с вполне определёнными социальными условиями жизни ребёнка в обществе. Детство удлиняется. Важно при этом подчеркнуть, что это удлинение происходит не путём надстраивания нового периода развития над уже имеющимися, а путём своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к сдвигу во времени вверх периода овладения орудиями производства. Возникает такое положение, при котором ребёнка нельзя учить овладению орудиями труда в силу их сложности, а также в силу того, что возникшее разделение труда создаёт возможности выбора будущей деятельности, не определяемой однозначно деятельностью родителей. Появляется своеобразной период, когда дети предоставляются самим себе. Возникают детские сообщества, в которых дети живут хотя и освобождённые от забот о собственном пропитании, но органически связанные с жизнью общества. В этих детских сообществах и начинает господствовать игра.

Итак рассмотрим, как же меняется игра в истории развития человечества:

- появились тяжёлые плуги, которыми дети управлять не в состоянии – появились подобные игры.

- стали строить дома из дерева или камня – появились игры в камнетёсов и строителей.

- начались военные действия – появились игры в войну.

- появились короли и королевы и дети стали в них играть.

- полетел человек в космос и дети стали играть в космонавтов и инопланетян.

- а в 90-х наши дети как не прискорбно играли в коммерсантов и проституток.

- сейчас они играют в банкиров и вымышленных героев, поскольку этого вымышленного в их жизни становится всё больше и больше. Иногда даже взрослые люди теряют связь с реальностью заигравшись в некоторые игры.

- На современном этапе жизни, даже взрослым уже приходится играть в различные игры с целью приобретения различных навыков, необходимых им на работе и вообще в жизни.

Итак сделаем вывод - меняется время, меняется общественный строй, появляются новые технологии, новые профессии, идут войны, человек мечтает о будущем и все эти общественные и личностные изменения сказываются на содержании игр в которые играют дети.

Особая чувствительность игры в сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всём разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе.

Наибольшие затруднения были связаны с фрагментами № 1,3 и 5

Только 3 мальчика и 7 девочек попытались дать название игры. Высказывались такие предположения: салки, прятки, вышибалы и др.

Лишь 4 мальчика и 9 девочек попытались угадать смысл этой игры. Среди предложенных вариантов были такие, как домино, дочки-матери и даже просто кушают и другие.

Эту игру попробовали определить 2 мальчика и 5 девочек. Давались следующие ответы: прыжки через кольцо, игра в обруч, вращающееся кольцо и др.

Как выяснилось, любимыми играми ребят являются как компьютерные, так и подвижные: догонялки, прятки, спортивные и другие. Данные по этому вопросу исследования представлены в абсолютных числах.

Кроме этих, наиболее популярных игр, ребята называли: пионербол, UNO , монополию, заморозки, дочки-матери и другие.

Среди любимых игр, названных взрослыми, были и совершенно мне не известные. Такие, например, как резиночка, лапта, штандер, хали-холо, фантики и другие. О некоторых из них я решил узнать побольше.

Вот ее правила: с помощью считалочки выбирается водящий, остальные игроки образуют круг, который желательно обозначить мелом. Водящий берет мяч и встает в центр круга. Расстояние от центра круга до остальных игроков должно быть один-два шага. Водящий высоко подбрасывает мяч и называет имя одного из игроков. Тот его ловит, а остальные в это время разбегаются.

Сначала надо разгладить фантик от конфеты, а потом сложить из него конвертик. Конвертик делали прямоугольный или и уголком. По очереди, клали фантик на руку, а ладонью стукали по низу стола, фантик подлетал и оказывался на столе. Надо было стукнуть так, чтобы он попал на фантик соперника. Тогда ты его забираешь себе. К столу можно было подходить с разных сторон. Важно ударить с нужной силой и выбрать правильное направление.

Если хоть уголок попал на чужой фантик - все, его забираешь себе! В этом случае можно ходить еще раз. Выигрывает тот, кто сумел забрать больше чужих фантиков.

Несмотря на простоту игра довольна азартная, а если играют несколько человек, то и шумная.

Выводы по исследованию.

Организация исследования

Цель нашей работы: изучить подвижные игры трех поколений. Исходя из этого нами были поставлены следующие задачи:

1) провести анкетирование сверстников, родителей, бабушек и дедушек;
2) выявить, в какие игры любят играть наши сверстники и в какие игры играли мамы и папы, бабушки и дедушки;
3) изучить литературу по данной теме, найти необходимую информацию в сети Интернет;
4) выпустить сборник, в который войдут все изученные нами игры;
5) разучить с одноклассниками новые игры.

Объектом исследования являются подвижные игры. Предмет исследования – содержание различных подвижных игр.

При написании работы мы использовали рассказы мам и пап, бабушек и дедушек об играх их детства; находили описание некоторых игр в книгах, обращались к сети Интернет.

Перед началом исследования мы выдвигаем гипотезу: возможно, что дети разных поколений играют в совершенно разные игры.

Игры наших сверстников

Мы предложили им ответить на следующие вопросы:

1. Любишь ли ты играть?
2. Твои любимые игры?
3. Знаешь ли ты, в какие игры играли твои родители, бабушки и дедушки?

Игры наших сверстников
Игры Девочки Мальчики Всего
Компьютерные игры 6 7 13

Подвижные игры
Прятки 9 - 9
Догонялки 5 2 7
Жмурки 5 - 5
Войнушка (Черепашки-ниндзя) - 5 5
Кандалы 2 1 3
Глухие телефончики 1 1 2
Вышибалы 2 1 3
Три-пятнадцать 4 - 4
Скелет (Калека) - 1 1
Тысяча - 1 1
Спокойные игры
(игрушки, куклы, машинки)
8 1 9
Спортивные игры
(футбол, пионербол, баскетбол)
4 7 11
Настольные игры
(шашки, шахматы, карты)
5 1 6

Проанализировав результаты, мы выявили, что у половины детей любимые игры – компьютерные. А жаль! В последнее время говорят не только о пользе компьютера, но и о вреде, ведь дети используют его не для учебы и работы, а только для игры. У них может испортиться зрение, искривиться позвоночник. Долгое времяпрепровождение без движения приносит ребятам большой вред.

Некоторые, особенно девочки, любят играть в малоподвижные игры: куклы, шашки и шахматы. Это, несомненно, полезные игры. Но они проходят в комнате. А детям так полезен свежий воздух!

Радует, что наши мальчики и девочки любят играть в спортивные игры – футбол и пионербол. Но это происходит в основном на уроках физкультуры.

Подвижных игр, к сожалению, дети знают не так много, а ведь они приносят только пользу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, т.е. для становления характера человека. В подвижных играх много движения, в них нужны находчивость, смекалка, они помогают сформировать разные физические навыки и умения и отлично закаляют тело и душу. А главное, эти игры приносят радость и массу положительных эмоций.

Игры наших родителей

В ходе исследования мы выяснили, что наши сверстники знают недостаточно подвижных игр. За помощью мы обратились к нашим мамам и папам. Мы также провели анкетирование (см. табл. 2).

Многие родители с удовольствием откликнулись на нашу просьбу, а некоторые даже описали нам несколько игр. Их можно увидеть в нашем сборнике.

Подведя итоги анкетирования, мы отметили, что наши мамы и папы, как и мы, любили играть в спортивные игры, шахматы и шашки. Мамы любили играть в куклы, как и наши сверстницы. Отличие мы видим в том, что во времена детства наших родителей не было компьютеров. Наверное, поэтому родители намного больше знают подвижных игр, чем наши сверстники. Они вспомнили 23 игры. Многие игры, такие, как башатики, прятки, жмурки, вышибалы, кандалы и т.д., остаются любимыми у многих детей и их родителей. Появились и незнакомые нам игры. Это лапта, десяточка, резиночка, уголки.

Игры наших бабушек и дедушек

Нам так понравилось изучать подвижные игры, что мы решили обратиться и к нашим бабушкам и дедушкам, ведь они являются хранителями традиций, обычаев. Мы задали им такие же вопросы, как и родителям. В анкетировании приняли участие 5 человек: 3 бабушки и 2 дедушки. Список любимых игр наших бабушек и дедушек приведен в табл. 3.

Игры наших бабушек и дедушек
Игры Бабушки Дедушки Всего
Подвижные игры

Клек (муха)
3 1 4
Лапта 2 2 4
Третий – лишний 2 2 4
Прятки 2 2 4
Пятнашки 2 2 4
Гори, гори ясно 2 1 3
Белый камень 3 - 3
Глухие телефончики 3 - 3
Красочки 1 1 2
Вышибалы 2 - 2
Жмурки 2 - 2
Чехарда 2 - 2
Гуси-гуси 2 - 2
Спокойные игры (игрушки, куклы) 3 - 3
Спортивные игры (футбол, волейбол) 3 6 9
Настольные игры (шашки, шахматы, карты) 5 2 7

Наши бабушки и дедушки тоже любили играть в спортивные игры, шахматы и шашки. Бабушкам, как нашим родителям и сверстницам, очень нравилось играть в куклы. Также они много назвали и подвижных игр. Незнакомыми для нас оказались: клек (муха), лапта, чехарда. А некоторые игры, такие, как жмурки, прятки, вышибалы, передаются из поколения в поколение.

Выводы

Результатом нашего исследования является сборник подвижных игр, куда вошли игры детей трех поколений, который будет постепенно пополняться.

Давайте поиграем!

Путаница

Колечко

Тише едешь – дальше будешь

Штандер-стоп

Кандалы

Игроки делятся на две равные по силе команды. Они встают в два ряда друг напротив друга на расстоянии примерно 4–5 м и крепко берут друг друга за руки.

Одна команда кричит другой:

Вторая команда громко отвечает:

Первая команда выбирает любого игрока из второй команды и выкрикивает его имя. Тот бежит, набирая скорость, и старается разбить руки игроков противоположной команды. Если сумел разбить цепь – забирает любого из двух не удержавших цепь игроков с собой. Если не разбил – встает в цепь. Каждая команда старается перетащить к себе как можно больше игроков из команды противника. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из цепей не останется ни одного человека.

Платочек

Все игроки садятся на корточки в круг. Водящий бегает у них за спинами по внешнему кругу, держа в руке платочек. Незаметно он кидает платочек за спиной кого-нибудь из игроков. Если игрок этого не заметил и водящий, сделав круг, коснулся его, он становится новым водящим. Если игрок заметил подброшенный платок, он хватает его и бежит по кругу вдогонку за водящим. Если догнал, водящий остается прежний. Если не догнал и водящий успел сесть на освободившееся место, то водящим становится новый игрок.

Кошки – мышки

Калека

Екатерина ГИНДУЛИНА,
Анастасия КИРЯКОВА,
Оксана МАЛЫХ,
Елизавета МАРЧЕНКО,
Ольга ЯКИМОВА,
учащиеся 3-го класса

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Читайте также: