Игра на детских музыкальных инструментах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Актуальность.

Почему проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки.

Музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, фантазии, творческих способностей.Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности.Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую мускулатуру, моторику пальцев рук.

Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.Весь комплекс приёмов приобщения детей к музицированию хорошо готовит их к будущим урокам в школе.

Цель: Формирование у детей навыков игры на музыкальных инструментах.

Основные задачи:

  • расширение музыкального кругозора детей;
  • формирование музыкальных способностей: чувства ритма,

звуковысотного и тембрового слуха.

  • развитие творческого потенциала;
  • приобщение к инструментальной музыке и самостоятельному,
  • ознакомление детей с названиями инструментов, их тембром;
  • определение характера звучания инструментов;
  • освоение приемов игры на них.

Ожидаемые результаты:

  • Различает более тонкие оттенки звучания по высоте, динамике, тембру, длительности
  • Точно воспроизводит несложный ритмический рисунок в заданном темпе, слышит и выделяет сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах в заданном темпе
  • Способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения
  • Владеет навыками – движения и речи, слушания, исполнительства, сочинительства, общения, самовыражения
  • Имеет устойчивые понятия о музыкальных профессиях, музыкальных инструментах, оркестре и его разновидностях
  • Знает различные музыкальные инструменты, владеет приемами игры на них
  • Исполняет несложные песенки и мелодии на самодельных и различных музыкальных инструментах сольно, группой, в оркестре.

Виды инструментов

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Звучащие:

1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,– свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Поэтому их мы рассмотрим подробнее.

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим рядом

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.

Струнные – цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).

Клавишно-язычковые – баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные – игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные – бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяют и ассортимент игрушек для той или иной возрастной группы. В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста применяются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, различные органчики, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.

В музыкально- дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагают различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике.

Работа должна проводится организованно и последовательно, применяться разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр. Необходима большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами в 1 младшей группе.

В этом возрасте необходимо в игровой форме, легко и непринужденно заинтересовывать этой деятельностью. Используемые инструменты в младшей группе очень просты: это маленькие маракасы, погремушки, бубенцы, бубны, колокольчики, барабаны. Для детей очень привлекательны различные самодельные инструменты.

Самое широкое применение на данном этапе должны получить звучащие жесты, которые ничем не заменимы для развития метроритма у детей. Ритмические упражнения в звучащих жестах должны проводиться только с речевой поддержкой. Педагог в работе с детьми данного возраста должен учитывать, что малыши не могут ждать пока на инструментах играют другие, поэтому необходимо использовать преимущественно групповые формы работы.

Погремушка

Цель: развитие чувства ритма, умение выполнять соответствующие движения.

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди

Вторая младшая группа.

Во 2-й младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе. Было замечено, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики.

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.

В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.

Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.

Цель:Учить детей различать звуки по высоте.

Игровые пособия: Матрешки трех величин: высокие – в зеленых сарафанах и платочках, средней величины- в синих, низенькие – в красных.

Количество - по числу играющих.

Цветы красного, зеленого и синего цвета (три).

Музыкально- дидактический материал : металлофон.

Дети сидят за столами, поставленными буквой П. Воспитатель находится перед ними. Исполняет звуки на металлофоне. В руках у детей матрешки: у сидящих слева – высокие, у сидящих справа – низкие, в центре – средней величины.

Продолжая развивать динамическое восприятие, используются такие игры как "Тихие и громкие ладошки", "Тихие и громкие звоночки", где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма, умение передавать детьми несложный ритмический рисунок. Поэтому во второй младшей группе мы стараемся использовать различные ударные инструменты.

"БАРАБАН"

А. Шибицкой, муз. Е. Тиличеевой

Цели:

• развитие слухового внимания, чувства ритма, способности к звукоподражанию ;

• разучивание разных ритмических рисунков

• коррекция мелкой моторики рук, звукопроизношения;

• обучение правильному положению инструментов, воспроизведение звуков на барабане в определенном ритме, отстукивание палочками по столу, дотрагиваться ими друг друга в ритме.

1.У меня барабан.

Я стучу: бам, бам!

Бам, бам, бам, бам!

2.Саша, палочку возьми.

В барабан постучи.

Бам, бам, бам, бам!

3. Мы идем, мы идем,

Бам, бам, бам, бам!

Маршируют все дети.

Средняя группа.

Как и в более раннем возрасте, игра на детских музыкальных инструментах пронизывает все виды музыкальной деятельности: дети поют и аккомпанируют себе на инструментах, танцуют с инструментами, озвучивают стихи и сказки в театрализованных играх. В средней группе педагог подводит детей от свободного непроизвольного манипулирования к более осознанному вниманию и формированию способности детей к коллективным формам инструментального музицирования (детский оркестр). Педагог постепенно формирует у детей стабильное чувство метра, умение его использовать на разных инструментах и в звучащих жестах.

Очень простой оркестр для средней группы. Поочередно: поем - играем.

Аранжировка Татьяны Копытовой. Идея и текст Марины Мишаковой.

Музыка - эстонская народная песня `У каждого свой музыкальный инструмент`.

Цель:развивать чувство ритма, выполнять соответствующие тексту движения.

ЭТО НАШ ПОДАРОК МАМЕ

Так красиво зазвучали!

Мы на них сыграем сами –

Это наш подарок маме!

Бубны тоже не отстали,

Так красиво зазвучали!

Мы на них сыграем сами –

Это наш подарок маме!

Так красиво зазвучали!

Мы на них сыграем сами –

Это наш подарок маме!

Гости, хлопайте в ладошки,

Помогайте нам немножко!

Мы для вас сыграем сами –

Это наш подарок маме!

Старшая группа.

Дети уже много могут в этом возрасте, они проявляют необычайный интерес к музыкальным инструментам, хотят и могут на них играть организованно и импровизационно. В старшей при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому обязательно применяются в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например:

Определи инструмент

Цель игры: развитие навыков игры на музыкальных инструментах, развитие тембрового слуха

Оборудование: музыкальные инструменты

Ход игры: Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте.

Также дети очень любят сказочки – шумелки. Например:

ЗИМА В ЛЕСУ

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму. ТРЕЩОТКА

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки./ ЛОЖКИ

И вот с неба стали падать снежинки. /МЕТАЛЛОФОН

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок. /ТРЕУГОЛЬНИК

Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях. Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы./ ШУРШАТЬ БУМАГОЙ

У всех было много еды. Белки грызли орешки, /КСИЛОФОН

Мышки грызли зёрнышки/ ТОН - БЛОК (рубель) РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / (Рубель)

В лесу шумел холодный зимний ветер./ ДУТЬ

Но белочкам было тепло в гнёздах /ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ

И мышкам было хорошо в своих маленьких норках. /ПИЩАТЬ

Подготовительная к школе группа.

Музыка Ж. Металлиди

Эту веселую песенку мы поем по очереди: мальчики и девочки. Гамму дети играют на диатонических колокольчиках, называя ноты.

1.На уроке девочки сидят,

Девочки на клавиши глядят.

Песенку про клавиши поют,

Каждую по имени зовут:

2.На уроке мальчики сидят,

Мальчики на клавиши глядят.

Песенку про клавиши поют,

Каждую по имени зовут:

Очень любят дети игры-импровизации, где они могут руководить музыкальным процессом. Вначале дети стесняются, но постепенно с большим удовольствием сочиняют и исполняют придуманную музыку.

Цель:Развитие воображения, творческого потенциала ребенка.

Оборудование: музыкальные инструменты, палочка для дирижера.

Педагог предлагает кому-нибудь из детей побыть настоящим дирижером: продирижировать своей первой симфонией. Ее, конечно, нужно будет сочинить. Для этого надо выбрать себе 2-3 инструмента, встать перед музыкантами и показывать им по очереди, как, сколько и в каком порядке исполнять музыку, которую будет сочинять дирижер. Вот и получится музыка, которую ребенок сам сочинит и исполнит с помощью музыкантов.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, подходим к главному этапу работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.

Музыкальные инструменты для детей всегда останутся чудесными, необыкновенно притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для ребенка – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент.

Анализируя проведённую работу, можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности детей: тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память. Дети сами ориентируются в разнообразных приёмах игры, у них развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении. Многие ребята могут подбирать мелодии по слуху.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

1. Теоретические вопросы. Игра на детских музыкальных инструментах – вид детского музыкального исполнительства. История создания детского оркестра в отечественном музыкальном воспитании. Значение детских музыкальных инструментов, игрушек в музыкальном развитии детей. Классификация детских музыкальных игрушек и инструментов с опорой на иллюстрации. Этапы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах, программные требования по данному виду деятельности.

2. Практическое задание: показать технические приёмы игры с учётом возрастных групп на следующих музыкальных инструментах: металлофон, бубен, барабан, треугольник, ложки.

3. Основные понятия: игра на детских музыкальных инстру­ментах

4.Основные исследователи: Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Румер, позднее Н.А.Ветлугина.

Теоретические вопросы.

Игра на детских музыкальных инструментах – вид детского музыкального исполнительства.

Игра на детских музыкальных инстру­ментах - ещё один вид исполнительской деятельно­сти. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Метлов Николай Афанасьевич – создатель детского музыкального оркестра для дошкольников, сначала шумового, потом смешанного с использованием музыкальных инструментов, имеющих звукоряд – металлофонов и ксилофонов.

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его твор­ческих способностей.

Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.

В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр.

Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определен­ный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными; инструменты, требующие настройки, ремонта,— приведены в порядок до начала занятий.

В производстве и продаже сейчас имеется целый ряд музы­кальных игрушек и инструментов. Чтобы знать, как ими пользо­ваться, надо быть знакомым с их конструкцией, способами звукоизвлечения и приемами игры на них.

Детские инструменты нередко являются как бы маленьким по­добием настоящих инструментов. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения.

В зависимости от характера звучания детские музыкальные игруш­ки и музыкальные инструменты можно сгруппиро­вать в определенные виды.

Классификация детских музыкальных игрушек и инструментов с опорой на иллюстрации:

Беззвучные.Эти игрушки изготавливаются руками воспитателей, ярко раскрашены и лишь изображают музыкальные ин­струменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, гармошки с развёрнутыми мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способст­вует созданию игровой ситуации. Дети часто воображают себя музыкантами, и подражая взрослому, представляют себя пианистами, баяни­стами, балалаечниками, исполняют знакомые песни, импровизируя игру на инструментах. Вся эта деятель­ность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкаль­но-слуховые представления ребенка.

Звучащие:1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты,
с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,—
свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкаль­ные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них дейст­вия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, сак­софоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики,
цитры, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, особенно на тех, которые
имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнооб­разные мелодии. Поэтому их мы рассмотрим подробнее.

Игрушки-инструменты с диатоническим звукорядом:

Существует определенная классификация всех му­зыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на неко­торую её условность.

Струнные— цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает путём касания струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пласт­массы).

Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, дудки. Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые— баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные— игрушечные рояли, пианино. Звук вызы­вает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возни­кает, когда нажимают клавишу.

Ударные— бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, бара­баны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Таким образом, у ребенка, помимо пения и музыкально-ритмических движений, появилась еще одна возможность прак­тического выражения своих произведений в процессе музициро­вания. Как в этой деятельности проявляются действия детей?

Этапы обучения:

1 Этап. Подготовительный, начинается с раннего возраста, когда малышей знакомят с простейшими музыкальными инструментами, их называниями, внешним видом и звучанием. Воспитатель исполняет какую-либо мелодию, обращая внимание на тембровую окраску каждого инструмента (звенящую у металлофонов, неж­ную у бубнов, колокольчиков, звучную у барабанов и т. д.).

3 Этап. В старшей и подготовительной группах детей организуют в ансамбль или в оркестр. Им объяс­няют расположение высоких и низких звуков, показывают приемы игры на музыкальных инструментах, приучают играть согласованно всем коллективом, понимать дирижёрский жест. Эти требования несложны, и все действия ребенка направ­лены на правильное и точное их выполнение. Дети прислуши­ваются к воспроизводимым звукам, контролируя себя слухом, зрением, движениями рук, стараются не допускать или исправ­лять ошибки.

Таким образом, можно сформулировать следующие программные требования.

К концу пребывания в детском саду дети знают:

· характер звучания инструментов (цитры - нежные, мягкие; металлофоны — звенящие; аккор­деоны — звучные; тарелки — громкие, звонкие; барабан — гре­мящий и т. д.); слышать и различать, в каких фрагментах пьесы они звучат;

· правила пользования инструментами и их хранения;

· приемы игры на различных инструментах и владеть простей­шими приемами игры на них (например, мягким движением
кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиато­ром на цитре);

· расположение высоких и низких звуков на различных ин­струментах,

названия нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и их место на пластинках металлофонов и ксилофонов.

Кроме того, дети умеют:

· играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру;

· пользоваться элементарными динамическими оттенками;

· играть индивидуальные простейшие песенки, попевки;

· подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, попевки;

· импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Обычно используется следующая последовательность в обу­чении. Вначале дети знакомятся с внешним видом одного ин­струмента и приемами игры на нём.

Практическое задание: показать технические приёмы игры на инструментах.

Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего, надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку:

- Барабан, используемый в младших группах, находится в руках воспитателя или лежит на столике. Ребёнок, ударяет ладошкой или палочкой по телу инструмента, передавая простейшие ритмы. Старшие дошкольники надевают барабан на шею, держат его на уровне пояса, извлекая звуки двумя палочками – одновременно или поочерёдно.

- Треугольникподвешивают на под­ставку, или же ребенок держит его в левой руке за петельку, а правой рукой, в которой находится металлическая палочка, ударяет по основанию инструмента.

-Бубен держат за корпус правой рукой и производят удары по тыльной стороне ладони левой руки или чередуют удары и встряхивания, что придаёт ритмическому аккомпанементу задорный характер. Если к тому же менять место уда­ра— ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс), к середи­не, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.

- Деревянные ложки.Дети младшей группы держат ложки отдельно в каждой руке выпуклыми частями друг к другу и ударяют ими на каждую долю простейшей плясовой мелодии, исполненной педагогом. Старшие дошкольники могут принимать участие в ансамбле ложкарей, где приёмы игры усложняются: черенки обеих ложек зажимают в кулаке правой руки, прокладывая между ними указательный палец. Таким образом, между выпуклыми сторонами ложек возникает пространство и при ударе о ладонь или другие части тела слышен звонкий, отчётливый звук.

Когда ребенок почувствует различия в качестве звучания, ко­гда он сам станет ориентироваться в разнообразных приёмах игры, у него будет развиваться слуховой контроль и умение ис­правлять неточности в своём исполнении.

Вывод: Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.

Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах- развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Шумовые инструменты делятся на две группы:


Металлофоны, ксилофоны


Ксилофон - ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку. Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно.

Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя таким этапам:

  • знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов
  • умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)
  • овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо).


Инструмент состоит из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Надев браслеты на руки, легко потряхивая ими, чередуйте быстрые и медленные движения. Меняя силу звука, вы сможете создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий песен и танцев. С помощью браслетов, можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами или перенестись в жаркую Индию и превратиться в исполнителя индийских танцев.

Играть на музыкальных браслетах достаточно легко, для этого предложите ребенку встряхивать кистями рук в медленном или быстром темпе. Музыкальные браслеты можно использовать и при исполнении различных танцев. С ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики, куклы и другие персонажи Новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т.д. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику. Инструмент позволяет создавать свой ритмический рисунок, стать участником музыкального ансамбля или исполнителем театрализованного действия.

Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей . Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.


Музыкальный инструмент вроде погремушки с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию.


Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке, наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет.

Правильно держать маракас - одной рукой и только за ручку. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Движение инструментом может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикальное - дает более громкий, сильный звук, горизонтальное движение дает тихое шуршащие звучание. Маракасы парный инструмент, играют на них, потряхивая поочередно каждой рукой, либо выполняя движение одновременно двумя руками, при этом руки находятся на высоте плеч. Для большей выразительности, акцентируя какой-то звук, можно "выбрасывать" руку вперед или совершать вращательные движения в разные стороны. Используя фонограмму, предложите ребенку вместе с вами подыграть песне, равномерно потряхивая маракасом в одном темпе, а в конце спрятать маракас за спину, с началом звучания музыки игру повторить. Или спойте песню "Петушок", передавая ритмический рисунок песенки, а в конце "пошуршите" маракасом, будто горошек рассыпался. Такие игры учат ребенка вслушиваться в музыку, будят его фантазию, учат передавать ритм. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки. Инструмент используется для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.





Детский ударный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного обруча, на одну сторону которого натянута кожаная мембрана, в прорези обруча вставлены металлические пластинки. Музыкальный инструмент употребляется для ритмического сопровождения танцев, плясок, игр, а так же используется в оркестрах и ансамблях. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику руки.

  • участвовать в музыкально-ансамблевой деятельности,
  • сопровождать игрой на инструменте разнообразные игры, песни, пляски,
  • создавать собственные ритмические рисунки, вызвать музыкально-эмоциональный отклик детей.

Знакомя ребенка с инструментом, дайте ему возможность изучить инструмент самостоятельно. Предложите дошкольнику поиграть на тамбурине, ударяя по нему ладонью, перебирая пальцами, чередуя удары основанием ладони и пальцев: впереди себя, позади себя, над головой, ударяя инструментом о ладонь, локоть, колено, плечо, потрясти инструмент. Когда ребенок овладеет различными приемами игры, можно научить его исполнять ритм с использованием различных приёмов. Покажите ребенку, как громко может звенеть тамбурин и каким тихим, как журчание ручейка, может быть его звук. В дальнейшем ребенок сможет самостоятельно сопровождать игрой на тамбурине танец или песню, а смена ритма в разных музыкальных частях сделает исполнение ярким и интересным. Можно устроить соревнование, придумывая различные ритмические рисунки в импровизационно-ансамблевом звучании. Такие игры хорошо усваиваются детьми от 5 - 7 лет.

Русский шумовой музыкальный инструмент. В Курской, Тульской и Калужской областях представляет собой комплект из дубовых, кленовых или ореховых планок, нанизанных на два ремешка или шнурка. Планки соприкасаются неплотно, благодаря вставленным между ними в верхней части деревянным прокладкам. Концы ремешков трещотки берут в обе руки (как гармошку), резким (или плавным) движение ударяют планки свободными концами одну о другую и получают щёлкающие звуки.

На территории северо-западных областей России трещотка-деревянная прямоугольная рамка с зубчатым валом, переходящим в рукоятку. В пазы между зубцами вала, служащего осью вращения, входят 1-4 упругие планки, противоположными концами прикреплённые к рамке. При вращении планки с силой перескакивают с одного ребра на другое, издавая оглушительный звук, напоминающий пулемётную пальбу. В прошлом выполняли ритуально-магические функции.

Ударный музыкальный инструмент, распространённый в Испании, Южной Италии и странах Латинской Америки. Кастаньеты состоят из двух пар деревянных (или пластмассовых пластинок), выдолбленных в форме раковин. Каждая пара соединяется петлёй из шнурка. Большой палец просовывается под шнурок, натягивая его так, что основания кастаньет соединяются, а свободные концы немного расходятся. Звук извлекают постукивая по кастаньетам остальными пальцами.




Самый древний тип ударно-шумовых инструментов индейцев Латинской Америки. Представляет собой небольшой пустотелый сосуд из высушенной тыквы, плода гуиро, из сплетённых ивовых прутьев, наполненный камешками, сухими семенами или другими твёрдыми мелкими предметами. Издаёт при потряхивании характерный шум. Применяется в инструментальных ансамблях, исполняющих народную музыку.


Формы работы с шумовыми инструментами

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

3. Звуковая иллюстрация стихов

4. Сказки-шумелки

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

  • Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
  • Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
  • Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
  • Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
  • Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
  • Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
  • Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
  • Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры.
  • Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
  • Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.


МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
Побарабанить пальчиками (по БАРАБАНУ) или использовать МАРАКАСЫ

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или ТРЕУГОЛЬНИК)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
царапаем мембрану БАРАБАНА (или корпус)

А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)


И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

5. Упражнения на распознавание звучания инструментов

Запишите звучание 5-7 известных ребёнку шумовых инструментов - это могут маракасы, треугольник, бубен, трещотка, колокольчик.

Каждый предмет или инструмент должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов - 10 секунд.

  1. Положите перед малышом два инструмента, звучание которых вы записали на фонограмму. Объясните, что надо будет "играть" на том инструменте, который ребёнок услышит.
  2. Прослушайт запись, поиграйте сами под запись, предложите сыграть малышу.
  3. Прокрутите плёнку назад, прослушайте повторно. Когда ребёнок начнёт сам играть под запись, переходите к воспроизведению записи следующего инструмента. Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.


6. Шумовой ансамбль


Важнейшая особенность работы с детскими элементарными музыкальными инструментами - освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
В результае занятий у детей формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
Совместное музицирование способствует формированию чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать общей идее; формированию творческого отношения к процессу обучения, и урокам музыки, в частности; развитию общих и музыкальных способностей.
При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность. Полученные на уроках знания и навыки должны помогут детям в их дальнейших занятиях музыкой.

В процессе игры в детском шумовом оркестре решаются следующие задачи:
формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;
пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;
формирование художественного вкуса.

7. Игра в ансамбле

Этот раздел работы предполагает совместное музицирование детей с использованием шумовых инструментов, металлофонов, ксилофонов, пения, фортепиано и, по возможности, других инструментов, на которых учатся играть дети – скрипки, виолончели, флейты и т.д. Музыкальной основой для этого может стать ритмическая партитура, песня, пьеса. Ансамблевые партии, заранее продуманные педагогом, разучиваются со всеми детьми, а затем ученики делятся на партии. Педагог должен стремиться активно подвести детей к подготовленному варианту, создавая атмосферу коллективного творчества. Таким ансамблем можно исполнить:

  • ритмический шумовой аккомпанемент к пьесе, исполняемой на фортепиано, к песне, исполняемой учениками
  • аккомпанемент на ксилофонах и металлофонах к пьесе или песне с использованием остинато и более развернутых партий
  • игру канонов
  • исполнение оркестровой партитуры (от 2-голосной до 4-голосной)
  • исполнение оркестровой партитуры с солистом (пение, скрипка, флейта)

Некоторые наиболее сложные, развернутые партии могут быть записаны и рекомендованы ученикам для повторений дома, но основной формой работы остается непосредственная работа в классе, направленная на активное запоминание.

Творческие упражнения, импровизация

Все перечисленные выше формы работы обязательно предполагают активное соучастие учеников в музицировании. Выделим следующие возможные виды творческих упражнений, которые на уроках тесно переплетаются с остальными заданиями:


Назначение: Материал может быть интересен музыкальным руководителям , воспитателям, родителям.

Цель: закрепление знаний у детей о музыкальных инструментах.

Задачи:
- расширять представления детей о музыкальных инструментах
- знакомить с основными приёмами игры на музыкальных инструментах
- воспитывать интерес к отгадыванию загадок

Игра на детских музыкальных инструментах – один из любимых видов деятельности на музыкальных занятиях в детском саду.
Дети с большим удовольствием осваивают приемы игры на различных музыкальных инструментах, играют в оркестре, музицируют самостоятельно на музыкальных инструментах, представленных в музыкальных уголках в группах. В каждой возрастной группе знакомлю детей с разнообразными музыкальными инструментами, согласно возрастным особенностям, учу разнообразным приемам игры на них. Благодаря систематической работе по данному направлению, к подготовительной группе дети обладают прочными знаниями о музыкальных инструментах – правильно называют музыкальные инструменты, угадывают инструменты по звучанию, владеют приемами игры на них.

Когда знакомлю дошкольников с каким – то конкретным инструментом, показываю сам инструмент (или как вариант иллюстрацию с этим инструментом), даю послушать фонограмму звучания инструмента (или сама играю на инструменте). Когда дети познакомились со многими инструментами, как итог можно провести либо развлечение, либо игры для выявления результатов знаний.

Предлагаю вашему вниманию игры, в которые играем с детьми -

(для детей старшей группы)
Цель: закрепить названия музыкальных инструментов и приемы игры на них.
Перед игрой выбрать ведущего – музыканта!
Дети выстраиваются в шеренгу, к ним лицом встаёт музыкант. Ведущий за спиной музыканта показывает картинку определённого музыкального инструмента – дети имитируют игру на нём. Музыкант должен угадать по действиям музыкальный инструмент.

Здравствуй, добрый музыкант!
Посмотри на наш талант.
Да смотри, не зевай –
Инструмент наш угадай!

Дети по очереди имитируют игру на музыкальном инструменте – музыкант угадывает инструмент.

Варианты для отгадывания –
- балалайка,
- скрипка,
- колокольчик
- гармошка
- пианино
- барабан
- дудочка

также можно предложить детям загадки о музыкальных инструментах, которые они любят отгадывать.

(для детей средней группы)

На мольберте выложить картинки с изображениями музыкальных инструментов. Ребёнок, который отгадывает загадку об музыкальном инструменте, подходит к мольберту, находит картинку с соответствующим изображением инструмента и показывает всем. Остальные дети имитируют игру на этом инструменте. Картинку ребёнок может держать у себя в руках. По окончании отгадывания загадок, можно подвести итог и выявить детей, которые больше всех угадали загадок.

Варианты загадок:
1.Две весёлые подружки
Пляшут на его макушке.
Сам пустой, а голос густой.
Дробь отбивает, шагать нам помогает. (барабан)

2.Он – деревянный инструмент,
Зазвучит в один момент.
Его струнам подпевай-ка,
Заиграла … (балалайка)

3.Быстро кнопки нажимай,
Веселее запевай.
Растяни меха немножко,
И сыграй нам на … (гармошке)

4.В руки ты его возьми
И немножко потряси.
Тонкой голосочек
Подаст на звонкий … (колокольчик)

5.В руки их скорей бери,
Веселей на них стучи.
Поиграй еще немножко,
На расписных красивых … (ложках)

6.Приложи к губам её,
Да еще подуй в неё.
Губки сделай трубочкой,
И сыграй на … (дудочке)

(для детей старшей группы)

По кругу расставить стулья. На каждом из стульев лежит любой музыкальный инструмент (разные). Для игры хорошо использовать двухчастную музыку.
На первую часть музыки дети поскоками (или легко бегом) двигаются вокруг стульев. С окончанием музыки берут в руки инструмент со стула, около которого остановились. На вторую часть музыки дети играют каждый на совеем инструменте.

В четырех кругах разложены инструменты по количеству детей (в первом – ложки, во втором – трещетки, в третьем – колокольчики, в четвёртом – маракасы). Игра проводится под двухчастную музыку. На первую часть музыки дети играют на музыкальных инструментах в своих кругах. На вторую часть (спокойную) – дети переходят к другому кругу с инструментами. Таким образом, меняясь, дети сыграют на всех предложенных им инструментах.

Для усложнения для каждого музыкального инструмента можно предложить определённый ритм игры.

(для детей любой возрастной группы. Для каждого возраста использовать знакомые и соответствующие возрасту детей инструменты)
За маленькой ширмой музыкальный руководитель прячет музыкальные инструменты. По очереди играет на музыкальном инструменте, дети угадывают инструмент.

Как вариант для старших дошкольников для угадывания можно использовать фонограмму звучания инструментов.

Читайте также: