Идея романа обломов кратко

Обновлено: 02.07.2024

История создания

  1. Гончаров признавался, что образ Обломова во многом автобиографичен. Писатель сам был довольно ленивым человеком, предпочитавшим покой и размышления беспокойному шуму жизни.
  2. Образ Ольги Ильинской вобрал в себя сразу нескольких женщин, с которыми был знаком Гончаров.
  3. Андрей Штольц был вдохновлён отцом жены брата писателя.

Направление и жанр

Композиция и конфликт

  1. Начало повествования приходится на зиму, когда герой погружён в себя и оторван от остального мира.
  2. Начало пробуждения Обломова совпадает с весной.
  3. Кульминация романа и любовной линии происходит летом.
  4. В финале композиция замыкается в кольцо. Герой возвращается в своё замкнутое состояние с началом осени.

В произведении раскрыто несколько конфликтов. Первый повествует о конфронтации между героем и обществом, которое он не принимает. Второй конфликт раскрывает противостояние главного героя со своей собственной природой. Также можно отметить традиционное для русской литературе противопоставление равнодушного и суетливого города душевной деревне. Кроме того, можно выделить любовный конфликт: Обломов выбирает среди двух женщин с диаметрально противоположными характерами.

Сюжет открывает сцена пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Главному герою становится известно о плачевном состоянии его родового имения – Обломовки, и о недостатке денег, однако Обломов так и не решается что-либо предпринимать.

Внезапно героя навещает его старый друг Андрей Штольц – успешный предприниматель и деятельный человек. Штольц предпринимает попытку расшевелить Обломова, познакомив его с красивой девушкой – Ольгой Ильинской.

Между Ильёй Ильичом и Ольгой начинается роман. Герой временно избавляется от апатии и лени и искренне влюбляется.

Однако со временем Обломов остывает и начинает возвращаться в состояние духовной спячки.

Переезжая из своей старой квартиры, Обломов становится жертвой мошенников и едва не теряет все свои деньги, однако в последний момент его спасает Штольц, который берёт имение Обломова под своё управление.

Спустя некоторое время главный герой сблизился с мещанкой Пшеницыной, у них родился сын. Окончательно отстранившийся от реального мира Обломов умирает от апоплексического удара, опеку над его сыном берёт Штольц, женившийся на Ольге.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  • Лишний человек – Гончаров изобразил образ человека, который из-за своего барского воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. Через образ Обломова писатель демонстрировал деградацию помещичьего дворянства, не способного приспособиться к изменениям в быту и нравах. Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их хрустальную душу. Поэтому вполне логичным представляется его положение атавизма, который понемногу уходит в прошлое.
  • Обломовщина – Под этим словом Гончаров подразумевал образ мыслей, при котором человек, отказываясь от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не созидает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина – это отказ от действий, неизбежно заканчивающийся смертью души.
  • Образ жизни Обломова – Писатель в определённой степени симпатизирует своему герою, показывая его моральное превосходство перед бездушностью и суетливостью окружающих, однако Гончаров демонстрирует, что образ жизни Обломова губителен не только для него, но и для тех, кто от него зависит. Сын его остался сиротой из-за инфантильности отца.
  • Смысл жизни – Писатель демонстрирует нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, который всю свою жизнь посвятил ленивым рассуждениям и мыслям, а с другой стороны, Штольца, для которого в этой жизни не существует ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не обрели подлинного счастья и смысла жизни. Гончаров показал бесперспективность двух жизненных крайностей.
  • Причины лежания Обломова – Гончаров показал несовершенство дворянского воспитания и общества, которые в конечном итоге породили прослойку людей, не приспособленных к любой человеческой деятельности. Именно барин нашел свое место на диване, ведь только его жизнь не принуждала к труду. Он родился с серебрянкой ложкой во рту и не имел достаточной мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если и так все есть? Обломов мог бы являться в общество и транжирить деньги там, как и большинство его сверстников-дворян, но по характеру он был замкнутым и апатичным человеком без интересов. Только мечты и думы занимали его, а потому его образ мышления и происхождение соединились в одной точке — на диване.
  • Лень показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.

Основная идея

  1. С одной стороны, мы видим помещичье дворянство в лице Обломова, находящееся в глубоком мировоззренческом кризисе, бессильное и безразличное ко всему.
  2. С другой стороны, мы можем наблюдать новое поколение русских людей в лице Штольца – трудолюбивых, талантливых капиталистов, дельцов, которые живут только работой и зарабатыванием денег.

Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет подчерпнуть из двух миров только самое лучшее.

Чему учит?

Художественные особенности и детали

Художественное своеобразие романа заключается, прежде всего, в неторопливости и внешней простоте основного действия, скрывающей под собой комплексную философскую и социальную дилемму.

Весьма любопытную роль выполняет эпизод, в котором Обломову снится его детство в семейном имении. Этот эпизод – ключевой во всём романе. Он обнажает конфликт героя и мира, показывает то основание, на котором покоится характер Обломова. Такова роль сна в романе.

Критика

Роман был восторженно принят и читателями, и критиками, и породил множество споров. Обломов в русской литературе стал универсальным поводом для обсуждения разных социальных проблем.

Литературный критик Дмитрий Писарев, оценил роман за ювелирный образ Обломова, который, по его мнению, выражал тяжёлую болезнь русского общества. В то же время Писарев очень негативно оценил образы Штольца и Ильинской, не увидев в них жизни и достоверности.

Знаменитый русский публицист – Герцен, напротив, увидел в романе лишь попытку сыграть на образе лишнего человека, популяризированного Пушкиным и Лермонтовым. Он утверждал, что в новом российском обществе нет и не может быть лишних людей.

Обломов в русской критике стал едва ли не самым любимым персонажем для анализа. Каждого рецензента зацепила его вызывающая лень:

Особенно трепетно Обломова защищал Дружинин, ведь он разглядел в ленивом и праздном барине глубокую натуру:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 09.02.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 02.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 18.11.2019

комментариев 15

Да, Ольга была воспитана под влиянием предрассудков того времени и едва ли могла разобраться в себе. Но гениальность автора в том и состоит, что он не стал отвечать на все поставленные вопросы, а изобразил женщину во всей ее противоречивой наготе. Он предвосхитил свое время и дал почту многим другим авторам, которые и после него не оставляли попыток разобраться в женской душе.

Ну — напоследок — стихи…

***
Не знаю прав ли ты. Ах, если и не прав,
То разве я смогу уйти к правдивым?
От перемены жизненной устав,
Хочу я быть не правой, а счастливой.

И даже если я сама ошибкой
Люблю тебя, стремлюсь к тебе… к Тебе,
И даже если мое счастье зыбко,
Могу ли я уйти к иной судьбе?

Так как же быть? С тобой ли оставаться?
Иль пересилив… Нет, уж лучше так!
Я тоже не хочу пожара страсти,
Но разве я могу иной воздвигнуть знак?

Я просто утверждаю – даже если
Ты все ж неправ, я – тоже неправа!
И пусть осудят эту мою песню,
Могу ль иные подобрать слова?

…Но знаешь, милый, в чем моя беда?
Я так хочу со всеми поделится
К тебе любовью, как дождем пролиться.
Но им нет дела… Будет ли когда?
И я не вижу прока в истине такой:
Я правду видела — иной.
Она дороже, коль идет от сердца.
Но от любви мне никуда не деться.
Нет, пусть бы даже вовсе очернили,
Но искренно! Не просто повторили
За кем-то перед. Даже Добролюбов
Его от сердца ненависть была.
А я оправдываю… Кто-то в пересудах
Мне пояснил, что правда, как скала,
Она посередине пропастей,
Двух крайностей: чернить или белить.
Но мне дороже их проповедей
Вот этот взгляд, что видела во сне. И все забыть
Я за него безтрепетно готова.
Его и наяву я сохраню всегда.
Пускай твердят, что чувство уж не новость.
Но знаешь, милый, в чем моя беда?…

***
Ну зачем мне читать сочинения школьные,
Ну зачем мне статьи, ну зачем разговоры?
Ведь опять будет странно и больно
Снова слышать с очевидностью споры.

А душа порывается – нет, все не так!
Неужели так человеческая жизнь несложна,
Что никак не признать человеческие права,
Искать самому свое счастье, свой собственный знак?

А у него рассыпаются волосы по подушке,
А он даже не знает сколько пишут о нем.
И так тепло, так в этой комнате душно,
Летним и безмятежным днем…
А потом раздадутся мятежные звуки
И запросится сердце любить и страдать.
И признание, письма, а после разлука.
Но пока ему так хорошо об этом не знать.

Если б все это назвать, обозначить,
Определение выискать верное.
А пока только шаг от смеха до плача,
Робкий луч сквозь оконце наддверное.

Эти строки станут прекрасным эпилогом для наших критических изысканий) Там, где запутывается разум, проливает свет душа, которая живет именно в поэзии.

… в поэзии, которая питается — Любовью. Хотя бы просто — к человеку, я не говорю о других родах, это не для всех. Вы вот — мужчина, например. Но как к человеку ведь вы можете к нему относиться.

Краткое содержание

Гончаров изобразил портрет человека, который не хотел менять свою жизнь, стремился к спокойствию. Но этот путь мог привести только к деградации.

В Петербурге на Гороховой улице жил Илья Ильич Обломов. Он недавно переехал в этот город, чтобы влиться в высшее общество, только его попытка оказалась неудачной. Илья Ильич — ленивый молодой человек, который большую часть времени лежит на диване и мечтает о лучшей жизни. У него был слуга, сильно похожий поведением на своего хозяина. Оба мужчины неряшливы, не желали ничего делать.

Обломов получил в наследство имение Обломовку.

Обломов получил в наследство имение Обломовку. Он не умел управлять им, да и не особо хотел. Герой только мог размышлять, как изменит поместье и жизнь крестьян. Но дальше этого дело не заходило.

Илья ожидал приезда своего лучшего друга Андрея Штольца. Он надеялся, что приятель поможет ему разобраться в управлении имением. Однако друг был недоволен тем, какой образ жизни ведет Обломов. Андрей хотел изменить такое положение дел, выводил главного героя в свет, знакомил с людьми. Он свел его с умной и деятельной Ольгой Ильинской. В Илье Ильиче сразу стали заметны перемены:

  • он оживился;
  • у него появилась жажда жизни;
  • мужчина влюбился в девушку, а она ответила ему взаимностью.

Ольга хотела расшевелить своего избранника, давала ему разные задания для этого (например, чтение разных книг). Только ничего не вышло. Обломов не мог отказаться от прошлого. Он чувствовал, что любовь становится для него обязанностью. Всплеск в жизни сошел на нет. Илья Ильич признался в своих мыслях Ольге. Девушка разорвала отношения, так как хотела жить с человеком деятельным, а не таким, как Обломов.

Андрей уехал, а главный герой переехал в другой дом, где познакомился со своей будущей женой. Брат Агафьи был мошенником и хотел обмануть Илью Ильича. Если кратко, то его спас Штольц, вовремя обнаруживший подвох.

Агафья к тому времени уже завладела полностью главным героем. Она создала уютную обстановку, где Обломов чувствовал себя спокойно и умиротворенно, как в детстве. Ему не нужно было ничего делать. Жена вкусно готовила и выполняла его прихоти. Именно эти качества он ценил, потому и женился на ней. Немного погодя у пары родился малыш, которого назвали Андрюшей.

Семейной жизнью Илья Ильич наслаждался недолго. Неожиданно его разбил инсульт, после чего спустя 2 года он тихо умер во сне.

Главные мысли

Основная тема

Лень Обломова

Лень, беззаботное существование, пустые мечты о лучшей судьбе препятствуют поиску смысла жизни. Из-за этого возникает апатия. Обломов хочет что-то поменять, но никаких усилий не прикладывает для этого. Когда нет поступков, нет и изменений. Отсутствие смысла жизни приводит к множеству неблагоприятных последствий:

  • человек доживает свои дни, не меняет ничего и не стремится к переменам;
  • он чувствует себя лишним, не может приспособиться к новой жизни;
  • у таких людей только одно будущее — моральная и физическая деградация.

Смысл книги

Автор в романе хотел подчеркнуть, что путь к деградации характерен не только для одной личности, но и для всего социального класса. Гончаров писал произведение в довольно сложный период. Тогда происходило разрушение всех принципов и идеалов прошлого, чтобы создать новое общество, которое будет ориентировано на цели и авторитеты, преобладающие в Европе.

Илья Ильич вырос именно в такой обстановке, поэтому не стремился к переменам. Он перенял от родных отжившие себя ценности.

Мужчина не смог найти свое место, ему оставалось только строить иллюзии и мечтать. Он постепенно деградировал и умирал как личность.

История создания

Композиция

Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон.

Можно подытожить, что сам по себе сюжет предельно прост, несмотря на то, что растянут на шестьсот страниц. Ленивый добрый мужчина средних лет (Обломов) обманывается друзьями-стервятниками (кстати, стервятники они — каждый в своей области), но на помощь приходит добрый любящий друг (Штольц), который спасает его, но уводит предмет его любви (Ольгу), а следовательно и основную подпитку его богатой духовной жизни.

Особенности композиции заключаются в параллельно идущих сюжетных линиях на разных уровнях восприятия.

  • Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная, романтическая… Взаимоотношения Ольги Ильинской и её главного кавалера показаны ново, смело, страстно, психологически подробно. Именно поэтому роман претендует на звание романа любовного, являясь неким образчиком и мануалом по строительству отношений между мужчиной и женщиной.
  • Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца, и пересечения этих самых судеб в точке любви к одной пассии. Но в данном случае, Ольга не является переломным персонажем, нет, взгляд падает только на крепкую мужскую дружбу, на похлопывание по спине, на широкие улыбки и на обоюдную зависть (хочется жить так, как живёт другой).

О чём роман?

Главные герои и их характеристика

Как говорит Дмитрий Быков:

Действительно, одна грань русского быта не может объять целого романа: роман делится и на социальные отношения, и на дружеские отношения, и на любовные… Именно последняя тема является главной и высоко оценивается критиками.

Проблемы

Чем закончился роман?

Чему учит?

Обломов — это не просто персонаж, это стиль жизни, это культура, это любой современник, это каждый третий житель России, каждый третий житель всего мира.

Критика

Виссарион Григорьевич Белинский видел истоки апатии во влиянии целого общества, так как считал, что человек изначально – чистый холст, созданный природой, поэтому некое развитие или деградация той или иной персоны находятся на весах, принадлежащих непосредственно социуму.

Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек. На тепличное растение, не ознакомившееся в детстве не только с волнениями действительной жизни, но даже с детскими огорчениями и радостями, пахнуло струёй свежего, живого воздуха. Илья Ильич стал учиться и развился настолько, что понял, в чем состоит жизнь, в чем состоят обязанности человека. Он понял это умом, но не мог сочувствовать воспринятым идеям о долге, о труде и деятельности. Роковой вопрос: к чему жить и трудиться? – вопрос, возникающий обыкновенно после многочисленных разочарований и обманутых надежд, прямо, сам собою, без всякого приготовления, во всей своей ясности представился уму Ильи Ильича — писал критик в своей известной статье.

Гончаров Иван Александрович

Краткий и полный анализ романа раскрывают замысел автора через художественные средства выразительности.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Счастье и смысл человеческой жизни.

Проблема: То, что Обломов воспринимает как счастье и полноту жизни, приводит к разрушительным последствиям. Жизнь без труда, тревог, сложностей отупляет, взывает смерть души.

2. Тема: Обломовщина как застой и сопротивление всему новому.

Проблема: Устаревший уклад жизни Обломовки может быть приятен, но он символизирует людей, так как препятствует росту и развитию.

3. Тема: Место любви в жизни человека.

Проблема: Влюбившись в Ольгу, Обломов делает ее смыслом жизни. Но нельзя помещать смысл своей жизни в другого человека. Штольца же любовь к Ольге поддерживает и питает, а смысл его жизни – в труде, развитии и самосовершенствовании.

п.2. Идея и пафос

Автор показывает, как губительно сказывается на человеке отказ от развития, роста, усилий воли, труда, испытаний. Во многом этому способствует и тот образ жизни, в котором растет Обломов. Его оберегают от всего, не дают самостоятельно делать что-либо, откармливают и балуют, подавляют любознательность и инициативность. Взрослея, Обломов слишком привыкает жить в таком сценарии, поэтому он ничего не умеет и не выдерживает даже простых явлений жизни. Теперь обломовщина проникает в его характер и душу, и человек проживает унылую бесцветную жизнь.

п.3. Основные герои

п.4. Литературные приёмы

1. Психологический портрет, — отражающий не только внешность, но и характер героя.
2. Характеристика персонажа через речь других героев — (Ольга и Штольц часто говорят про Обломова хорошее).
3. Комментарий автора, — объясняющий действия героя или содержащий его мысли.
4. Символические детали — (халат, диван, ветка сирени, мелькающие локти Агафьи, пыль и паутина по углам, книги, пение Ольги и т.д.)
5. Сон Обломова, — показывающий воспитание Ильи и истоки обломовщины, рассказ о жизни героя.

п.5. Конфликт произведения

Читайте также: