Идея рассказа человек на часах кратко

Обновлено: 04.07.2024

Рассказ написан знаменитым русским писателем и литературным критиком Николаем Семеновичем Лесковым. Дата создания произведения – 1887 год. Это злободневное литературное сочинение, в основе которого лежит острая проблематика.

Автор поднимает тему истинного долга перед отечеством со стороны военнослужащих и той красной линии, которую так просто переступить военному человеку, нарушая устав из-за прихоти властей.

История создания

Так называемым сюжетным фундаментом для рассказа Николая Семеновича Лескова стали достоверные события, происходившие при императоре Николае Первом.

Образы героев произведения были скопированы с реальных персон той эпохи (Миллер, Кокошкин, Свиньин), которые в действительности несли государственную службу и участвовали в описываемых автором событиях.

Направление

Это реалистическое произведение, описывающее трагичную несправедливость военного режима в эпоху правления императора.

Перед нами глубокомысленный рассказ, вскрывающий, словно болезненный нарыв, всю боль и подавленность человеческого сердца, оказавшегося в беспросветном плену жестоких законов реальности.

События происходят в 1839 году на территории Петербурга, перед Крещенскими морозами. Хотя в тот год зима выдалась теплой, а к Крещению и вовсе началась оттепель.

Глубокой ночью в Зимнем дворце забили тревогу, потому как солдат Постников без дозволения покинул свой пост ради спасения утопающего в полынье. Совершив героический поступок, мокрый и продрогший солдат вновь возвращается нести караул. Естественно, подвиг Постникова не вызвал восхищения в военных кругах. Более того, такое поведение глубоко не одобрялось.

Офицеры и полковники делают все возможное, чтобы сведения не дошли до самого государя, иначе достанется каждому. В итоге ситуация доводится до абсурда, а доблестный поступок юного солдата остается засекреченным. Постников получает двести ударов розгами в качестве наказания (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения "Человек на часах" для читательского дневника).

Главные герои и характеристики

  1. Постников – обычный рядовой. Очень добросердечный, искренний, честный и отважный человек. Настоящий защитник родины и народа.
  2. Офицер Николай Иванович Миллер – молод и образован, придерживается гуманистических идей.
  3. Генерал Кокошкин – тактичный человек, нашедший выход из неоднозначной ситуации.
  4. Подполковник Свиньин – человек чести и долга, мудрый и справедливый.
  5. Дворцовый офицер – скользкий тип, лживый лицемер, тщеславен и глуп.

Ключевая тема произведения – это любовь к ближнему, защита слабых, человечность.

Проблематика

Главная проблема заключается в конфликте между человеколюбием, гуманизмом и должностным уставом, который запрещено нарушать военнослужащему.

Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса.

Основная мысль

Истинные подвиги совершаются по зову сердца, но никак не ради общественного признания, славы и материальных благ.

Чему учит

Рассказ учит нас жить по совести, совершать бескорыстное добро и стремиться сделать окружающий мир немного лучше.

История создания

Произведение основано на реальных событиях. Некоторые персонажи были срисованы автором с живущих в то историческое время людей: Н. И. Миллера, Н. П. Свиньина и С. А. Кокошкина, в годы правления императора Николая Павловича действительно состоявших на государственной службе и имевших прямое отношение к описываемым в книге событиям.

Жанр, направление

Он, словно врач, досконально исследует тревожные метания человеческого сердца, стиснутого жесткими рамками суровых законов николаевской эпохи.

В итоге сложившуюся ситуацию доводят до абсурда, героизм же Постникова остается в тайне. Часовому назначают двести розог; вместо медали за спасение он получает фунт сахару и четверть фунта чаю.

Главные герои и их характеристика

Проблематика

Смысл

Военная служба – дело непростое. Сложно осуждать командира, который наказывает нарушившего устав солдата. Всегда надо помнить о том, что за рамками документа должно лежать уважение к личности. Жизнь на земле невозможна без людей с искренним сердцем, иначе мир погрязнет во лжи, лицемерии, приспособленчестве и корысти. Основная мысль произведения состоит в том, что человек должен ставить соблюдение формальностей выше жизни и здоровья других людей.

Кроме того, главная идея произведения заключается в осознании того, что добро необходимо творить во имя самого добра, не дожидаясь при этом каких-то наград. Так поступают надежные и совестливые люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.

Главной мыслью на мой взгляд является тема несправедливости в жизни, а так же в выяснении правды, которая всегда выходит наружу. Так произошло с солдатом Постниковым, который покинул пост и спас человека. А его заслугу приписал себе мимо проезжавший офицер. Постникова само собой наказали (высекли розгами), а офицера наградили. В конце концов правда вылазит на ружу и подполковник Свиньин извиняется перед Постниковым одарив его фунтом сахара и половиной фунтов чая.

Автор как бы показывает, что справедливость рано или поздно все равно наступит. Однако как показывает наша жизнь это не всегда получается.

В своем рассказе "Человек на часах", основанном на реальных событиях, Николай Семенович Лесков поднимает очень интересную тему: что важнее долг перед обществом или долг перед своей совестью. Главный герой солдат Постников, стоя на часах, услышал крики о помощи - недалеко на Неве тонул человек (дело происходило зимой). Постников был исправный солдат и понимал, что его ждет за оставление поста. В то же время и человеком он был хорошим и не мог спокойно слышать отчаянные крики утопающего. В итоге Постников делает свой выбор и спасает человека. Наказание в конце концов ему удается избежать, ему даже выдали небольшую награду в виде розг, фунта сахара и чая.

Что касается главной мысли произведения, то, на мой взгляд, она сформулирована в его последних строках:

47RbpsS8AfPASiVVOLyjln30OlFGYTsP.jpg

Вот благодаря таким людям и существует на земле доброта, милосердие и человечность. И одна такая душа во сто крат дороже любой присяги, чина или награды.


Рассказ Лескова "Человек на часах".

Главные герои рассказа: Постников, рядовой солдат Измайловского полка; Миллер Николай Иванович, молодой офицер, капитан Измайловского полка; Свиньин, подполковник Измайловского полка; Кокошкин, генерал.

Немного о самом рассказе. В рассказе говорится о молодом солдате, караульном, который на свой страх покинул пост, и поспешно поспешил на помощь утопающему человеку. Данное действие происходит в 1839 году, в Петербурге.

В рассказе очень тонкая и серьёзная главная мысль, которая заключается в том, что в жизни есть такие ситуации, когда стоит серьёзный выбор, и этот выбор был в следующем: служебный долг перед родиной, ну или веление совести. И именно наш герой поступил по совести, он спас человека, нарушив воинский устав.

В рассказе Лескова "Человек на часах" мы знакомимся с солдатом Постниковым, который оказывается перед выбором. Однажды он увидел в воде Невы человека, провалившегося в прорубь. Он хочет броситься ему на помощь, но чувство долга не позволяет ему бросить пост. Часовой знает, что за то, что оставит пост, он может получить серьезное наказание: его может ожидать трибунал или даже каторга.

Но человеческие чувства побеждают и Постников спасает утопающего, а после этого он получает наказание розгами. А медаль за спасении погибающего достается совершенного другому человеку, который просто оказался в нужное время в нужном месте.

Главное в произведении Лескова - это тема человечности и совести. А главная мысль рассказа состоит в том, что добрые поступки нужно совершать просто во имя добра. При этом не следует ждать никаких наград и поощрений. Рассказ учит нас поступать так, как велит нам совесть, даже если после этого последует наказание.


Хирургия. Рассказ Антона Павловича Чехова. Лично по моему мнению, каждый читатель может найти для себя свою мораль в этом произведении и может выделить то своё главное, что он усвоил и что вынес из этого рассказа.

Так вот, лично мне оказалось, что здесь явно прослеживается мысль о том, что люди перестали быть настоящими, а носят маски. Фельдшер Курятин пытается казаться тем, кем не является, то есть надевает на себя образ интеллигента-професс­ ионала с аристократичнми манерами и деталями в одежде.

Он курит дешёвые сигары и сыплет заумными терминами, понимая, что собеседник врядли в курсе дела того, о чём идёт речь.На деле же, Курятин малоквалифицированны­ й, малокультурный человек.

То же самое касается дьячка Вонмигласова, который изображает из себя благообразного, всепрощающего христианина, а на деле- обычный обыватель, который при первой же боли готов всех прилюдно и громогласно предать анафеме.

Только моё мнение.

В рассказе "Лебеди" автор Лев Толстой знакомит нас со стаей лебедей, совершающей сложный продолжительный перелет в далекие теплые края. Мы узнаем, что в лебединой стае процесс перелета разумно организован: сильные опытные лебеди летят в голове, а слабые молодые птицы замыкают летящую группу.

Среди молодых птиц был лебедь, которых совершенно выбился из сил, и не смог дальше продолжать перелет. Он опустился на воду и оказался в одиночестве, и оставалось ему лишь проводить печальным взглядом удаляющуюся стаю.

Лебедю требовался отдых и он задремал на воде, а рано утром его разбудили волны. Он почувствовал себя отдохнувшим и решил продолжить полет. Лебедь пронесся над водой и поднялся ввысь. Теперь все его мысли были направлены на то, чтобы догнать умчавшуюся вперед стаю.

Главная мысль рассказа заключается в том, что в экстремальной ситуации нельзя паниковать, нужно искать выход. А для достижения цели нужно активно действовать, проявлять упорство и собирать волю в кулак. Лебедь смог преодолеть себя, он собрался с силами и упрямо продолжил путь. Только так можно получить желаемое, а иногда, и выжить. Если бы лебедь поддался слабости, то наверняка с приходом зимы он бы погиб. Рассказ учит нас воспитывать в себе силу духа, настойчивость, стойкость и другие волевые качества.


Виктор Юзефович Драгунский написал рассказ "Ровно 25 кило" в 1972 году. Произведение входит в цикл "Денискины рассказы", который посвящен приключениям мальчика Дениса Кораблева. Прототипом главного героя является сын самого Драгунского.

Рассказ написан для детей простым языком и в юмористической форме.

Дениске и его лучшему другу Мишке повезло им подарили пригласительный билет в клуб "Металлист". Там были различные аттракционы для детей, а за успешное выполнение условий конкурсов предлагались призы. Но ребятам так и не удалось съесть без рук яблоко на веревочке и попасть стрелой из лука по изображению мартышки. А приз выиграть очень хотелось.

Решили они поучаствовать в конкурсе, который назывался "Ровно 25 кило". Там всего-то надо было взвесится, а тому кто весил 25 килограмм давали бесплатную годовую подписку на журнал "Мурзилка".

Я думаю, что Драгунский хотел, чтобы читатель представил себя на месте главных героев. Как бы поступил он, оказавшись в подобной ситуации? Выводы напрашиваются сами собой:

1) жадничать плохо: если бы Мишка не выпил залпом ситро (очень сомнительно, что в этом была необходимость), он бы получил подписку честным путем;

2) обманывать не хорошо: Дениске было не просто набрать необходимый вес и потом стало стыдно; а если бы их уловку раскрыли, то последствия были бы еще более неприятны.

В случае ребят, им повезло. Они пусть и не честно получили желаемое, но справедливость в некоторой мере восторжествовала, ведь Мишка весил сколько нужно, а Денис поделился подпиской с ним. В итоге победила дружба. А в конкурсе главное не победа, а участие.

В рассказе Николая Носова "Когда мы смеёмся" мы вместе с автором наблюдаем за действиями воробьев, которых зимой подкармливает писатель. Птички слетаются на хлебные крошки и с удовольствием угощаются, но встречаются индивидуумы, которые отличаются от сородичей повадками.

Автор описывает, что некоторые воробьишки атакуют других птичек и выхватывают корм буквально из клюва. Другие выбирают самые огромные куски и улетают, тяжело махая крыльями. А некоторые пытаются клюнуть хлеб у всех сородичей, другие же отбиваются от наглецов и смело вступают с ними в бой. Встречаются среди них и трусоватые воробьишки, которые никогда не подлетят к тому, чего раньше никогда не видели.

Автор резюмирует, что воробьи своим поведением напоминают людей. Ведь среди нас тоже встречаются люди хитрые, ловкие, смелые и кроткие. Мы потому и смеемся над птицами, вспоминая знакомых людей с такими же чертами характера.

Главная мысль рассказа заключается в том, что людские пороки у нас тоже частенько вызывают смех. Зависть, лукавство, жадность, задиристость - не самые лучше черты характера. Рассказ учит нас анализировать свои поступки и думать над своим поведением. Может быть мы иногда напоминаем воробьев?


В забавном рассказе Виктора Голявкина "Премия" двое ребят принимали участие в костюмированном карнавале. Они долго занимались костюмами и мечтали получить за них премию. Ребята сделали костюмы рыцаря и лошади, но примерять не стали, а облачились в них только перед выходом.

И тут выяснилось, что они в масках ничего не видят: Вовка в рыцарском шлеме вообще оказался в полной темноте, а мальчик в маске лошади иногда что-то видел. Несмотря на это, ребята продолжали движение по залу, пока не устали. Но неудобные костюмы они не сняли, а в конце рассказа ребята сели на диван и заснули.

Главные герои показались мне стойкими и упорными, и благодаря этому они получили заветную премию. Рассказ учит нас всегда доводить начатое дело до конца, не сворачивать с выбранного пути и стремиться к достижению цели.

Главная мысль рассказа заключается в том, что к делу нужно относиться ответственно, предусматривая возможные сложности, а работу выполнять качественно. Тогда плоды труда будут приносить удовольствие, а не разочарования и огорчения.

смысл рассказа человек на часах лесков

Смысл книги

Рождаясь, человек совсем не понимает своего предназначения. Это долгая осмысленная дорога к своему счастью. Нередко у человека уходит вся жизнь на поиск смысла своего существования. Мы ищем, анализируем, сомневаемся, выбираем. От некоторых наших шагов зависит не только наша жизнь, но и окружающих.

Тема сострадания к ближнему

Военнослужащий поступил так, как велела его совесть. Да, он оставил свой пост. Однако от его выбора, действий зависела человеческая жизнь. Мог ли он поступить иначе? Стал ли он героем в глазах окружающих? Постников спас человека, но тем самым подписал себе приговор. Герой не стал равнодушно слушать стоны попавшего в беду. Оставив свой пост, он побежал на помощь. Сложная ситуация. С одной стороны, военный устав. С другой — жизнь человека. Выбор очевиден для тех, кто обладает большим искренним сердцем.

Тема произвола и несправедливости

Высшие военные чины боялись за свою дальнейшую карьеру. Геройский поступок Постникова служаки старались замять. Их абсолютно не интересовала жизнь человека. Персонажи думали только о себе. Они готовы были обвинить кого угодно, но самим остаться безнаказанными. Крайними при таком подходе к руководству всегда становились рядовые. Вся ответственность за содеянное падала на плечи простых военнослужащих.

Тема безразличия

Оценил ли поступок Постникова спасённый утопающий, ведь персонаж даже не сказал военнослужащему слов благодарности? Он просто был рад, что его отпустили. Ради этого персонажа Постников поставил крест на своей дальнейшей карьере. Однако если бы герой знал о таком исходе, он бы все равно не поменял своего решения.

Тема нравственности

Эта тема проходит через весь рассказ. Постников не гонится за славой. Ему не нужно, чтобы о его героическом поступке говорили все вокруг. Герой поступил по совести, он не мог по-другому. Он не считает содеянное чем-то благородным. Для Постникова очевидно, что любой честный и порядочный человек поступил бы так же. В душе героя спокойствие и умиротворение, ведь он спас жизнь утопающему.

Добро всегда побеждает зло. Несмотря на несправедливость, наказание и утрату доверия, Постников не разочаровался в своём поступке. Герой уверен, что поступил правильно. Он сотворил добро не ради благодарности, наград. Он просто не мог поступить иначе. Постников — сильный духом, надёжный, совестливый человек, который всегда протянет руку нуждающимся.

Читайте также: