Идейно художественное своеобразие пьесы вишневый сад кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дискуссии о принадлежности к жанру произведения "Вишневый сад" ведутся со времен первой постановки и не умолкают по сегодняшний день. Автор определил жанр своего произведения как комедия, М. Горький уточнил: лирическая комедия. К. Станиславский полемизировал с автором: "Это совсем не комедия и не фарс, как Вы писали, - это трагедия, какой исход лучшей жизни Вы ни описали в окончательном акте". В. Немирович-Данченко увидел в пьесе "истинную драму". Чехов спорил с режиссерами, доказывая, что создал "бодрую пьесу". Автору казалась весьма смешной изжившая себя аристократия в лице Гаева и Раневской, "облезлый барин" Петя Трофимов, комедиантка Шарлотта, глупый Пищик, карикатурный "интеллигент" Епиходов и т. д. В ремарках около 40 раз встречаются оценки "радостно", "весело", "все смеются" и т. п.

В многослойном тексте есть жанровые черты драмы, комедии, трагедии, лирического повествования. Один из современников Чехова писал: "По своему названию это комедия, по содержанию драма. Это - поэма". Жанровый акцент на "комическом" предупреждает об опасности превращения пьесы в драму или трагедию, не позволяет приглушить авторский оптимизм. Комизм, пронизывающий все действия, имеет лирическую окраску: разорение "дворянских гнезд", гибель великолепного сада, смена исторических эпох - все вызывает чувство грусти.

В "Вишневом саде" Чехов до совершенства довел язык "новой драмы". Содержание комедии насыщено поэтическими символическими образами. Образ-символ вишневого сада отождествляется с красотой, романтикой, исторической судьбой России. Символический смысл сообщен деталям в ремарках. Ремарка "Из соседней комнаты доносится звук игры на биллиарде" создает звуковой фон, усиливающий мотив праздности, лености. Звучание лопнувшей струны символично передает предчувствие серьезных перемен, ожидание и тревога, созвучно реплике Фирса: "До несчастья так и было".

В драме постоянно используется прием умолчания. Персонажи ведут себя весьма скрыто и многое недоговаривают, перестают слушать и доверять друг другу, поэтому весь текст наполнен многоточиями.

О действующих героях многое рассказывает окружающие вещи и обстановка, которым передана чеховское содержательное своеобразие. Чего стоит одно обращение к столетнему шкафу! Письма, получаемые из Парижа, желтые башмаки Лопахина, ключи на поясе Варвары, ливрея Фирса - метко характеризуют своих хозяев.

Характеристики персонажей не укладываются в привычные социальные стереотипы. Мало говорит то, что Симеонов Пищик - помещик, Епиходов - конторщик, Варя - приемная дочь. События происходят в эпоху, когда социальное положение зависит от личностных качеств. Внук крепостного Лопахин становится хозяином помещичьей усадьбы. Помещик Гаев готовится занять место служащего в банке.

Особо выделяется роль несценических персонажей и эпизодов, которые расширяют драматическое пространство. Это - и происходящая за сценой картина ожидания матерью сына, и далекий Париж, где в накуренной и неуютной комнате Аня находит мать, и аукцион, где "схватились" Лопахин и Дериганов.

1. Тема прошлого, настоящего и будущего России

2. Конфликт и особенности сценического действия

4. Роль детали

    Реплики героев, не помогающие в развитии сюжета, но иллюстрирующие разорванность сознания, отчужденность героев друг от друга, их не органичность с окружающим миром.

«Все сидят, задумались. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.

Любовь Андреевна. Это что?

Лопахин. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко.

Гаев. А может быть, птица какая-нибудь. Вроде цапли.

Трофимов. Или филин.

Любовь Андреевна (вздрагивает). Неприятно почему-то. (Пауза).

Фирс. Перед несчастьем то же было. И сова кричала, и самовар гудел безперечь.

Гаев. Перед каким несчастьем?

Фирс. Перед волей. (Пауза).

Любовь Андреевна. Знаете, друзья, пойдемте, уже вечереет. (Ане). У тебя на глазах слезы. Что ты, девочка? (Обнимает ее).

Звук лопнувшей струны («озвученная тоска*).

Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости). Весь, весь белый! О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя. Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!

Гаев. Да. И сад продадут за долги, как это ни странно.

Любовь Андреевна. Посмотрите, покойная мама идет по саду. в белом платье! (Смеется от радости). Это она.

Варя. Господь с вами, мамочка.

5. Символы, в пьесе

Пьеса символична сама по себе, так как судьба имения Раневской и ее вишневого сада — это аллегорическая судьба России.

Список литературы:
1.Петрова О.Н. Принципы анализа художественного произведения. М., 2007.
2.Катаев Б.В. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.

Здравствуйте Мария!
Вы много фантазируете. Но пьеса гораздо проще. Эта пьеса о выборе жизненного пути. Перед каждым из нас сто дорог и многие ошибаются.
Центральный персонаж пьесы, на мой взгляд, Фирс. Его ещё при крепостном праве хотели женить. Но он выбрал карьеру, решил стать камердинером. И стал нянькой у жалкого, убогого барина.
Потом он не заметил, что жизнь изменилась. прежде были помещики и мужики, а потом вдруг появились какие-то дачники.
И в сознании Раневской нет дачников. Она и все остальные живут стереотипами. (О саде писали в энциклопедии).
Пьеса о крахе людей, живущих стереотипами. Таких героев и сегодня полно.
Потому она современна.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Пьеса Чехова “Вишнёвый сад” – это последнее драматическое произведение писателя, преисполненное печали об уходящей эпохе русского дворянства. Большинство критиков и литературоведов, которые проводили анализ произведения, сходятся во мнении, что в этой пьесе Чехов выразил своё отношение не только к прошлому России, но и к её настоящему и будущему. Предлагаем ознакомиться кратко с нашим вариантом анализа пьесы Чехова по плану при подготовке к уроку литературы в 10 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.

Год написания – 1903 г.

История создания – Отец Чехова вынужден был продать свою усадьбу. Это событие подтолкнуло автора на написание “Вишнёвого сада”.

Тема – Основные темы, которые поднимаются в произведении “Вишнёвый сад”, – это: тема невозможности приспособиться к “новому времени”, конфликт отцов и детей, потерянное поколение, размышления о судьбе России.

Композиция – Пьеса состоит из пяти частей. Первое действие пьесы – экспозиция. Второе действие – завязка, разделённая на две условные части. третье действие – это кульминация произведения и четвертое действие – развязка.

Жанр – Чехов называл пьесу “Вишнёвый сад” комедией, критики – трагикомедией и драмой.

Направление – “реализм”.

История создания

И если изначально драматург хотел создать легкую и смешную пьесу, где главным действием должна была стать продажа имения с молотка (этими идеями Чехов поделился в письме к своей жене в 1901 – ом году), то впоследствии ему пришлось отказаться от этого замысла. Наблюдая за процессом обнищания и вырождения дворянства как класса, Чехов не мог игнорировать явный трагизм происходящего и вместо весёлой комедии на свет появилось произведение, созданное на основе жизненного опыта и потому правдивое и грустное.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Анализ произведения “Вишнёвый сад” невозможен без определения темы.

Основная тема произведения – тема времени, и она не нова в литературе. При смене эпох не каждый человек может приспособиться и влиться в новое течение времени, принять новый порядок и найти своё место в изменившемся мире.

Главная проблема произведения – это непонимание одного поколения другим. Чехову мастерски удалось отобразить конфликт поколений, используя многоуровневую систему образов, где Раневская и Гаев символизируют прошлое, Лопахин – настоящее, а неопределенное будущее – Аня и Петя.

Необходимость приспосабливаться к новому времени, чтобы выжить, – это одна из основных мыслей произведения.

Общая характеристика личностного отношения автора к Раневской – негативное. Это инфантильная особа, любящая страдания: она любит вишнёвый сад, хотя пережила в нём немало бед, но все равно возвращается туда.

Эта женщина не умеет любить. Иначе как объяснить то, что она забывает своего верного старого слугу Фирса в доме, когда покидает имение, и его заколачивают внутри? Окружающие её люди, которые сделали ей немало добра, для неё никто.

Конфликт отцов и детей также проходит красной нитью в проблематике пьесы. Любовь к дочери Анечке у Любови Андреевны Раневской также неполноценна. Она отказывается принимать то, что дочь уже не ребёнок, и поэтому беззастенчиво устраивает личную жизнь в ущерб интересам дочери.

Сам же вишнёвый сад – это символ России. Старый сад никому не нужен, кроме Раневской. Аня и Петя мечтают о новом саде, старый погибающий сад им ни к чему. Гаев, как и Раневская, любит вишнёвый сад, но ничего для его сохранения не предпринимает.

Таким образом, автор очевидно говорит читателю о том, что старая Россия умрёт вместе со старым поколением и выражает надежду на то, что новое поколение построит новую Россию, с новым укладом. Параллель между садом и всей Россией придаёт очевидный смысл названию произведения. Вишни расцветают в мае: они , благоуханны и прекрасны ровно отпущенную им неделю, а затем опадают. Так прекрасно и скоропостижно опало дворянство, погрязшее в долгах и нескончаемых полемиках.

Композиция

Композиционно пьеса состоит из пяти частей.

Первое действие пьесы – это экспозиция. В доме все ожидают приезда из Парижа хозяйки имения Раневской с дочерью. Домочадцы говорят и думают каждый о своем, совершенно не слушая друг друга. Именно поэтому многие реплики героев брошены невпопад. Эта разобщенность очень напоминает разноголосую Россию, в которой также живут такие же непохожие друг на друга люди, которым сложно достичь взаимопонимания.

В первом же действии читатель наблюдает и завязку. Любовь Андреевна с дочерью появляются в доме. Постепенно домочадцы узнают, что Раневской грозит разорение, но ни сама хозяйка имения, ни ее брат Гаев не могут предотвратить неминуемого банкротства. Только у Лопахина появляется план спасения: вырубить старые вишни и построить на месте вишнёвого сада дачи. Это помогло бы выжить имению, но спесивые хозяева отвергают его предложение.

Во втором действии герои возвращаются к обсуждению судьбы поместья с садом. Раневская вновь с презрением отказывается от помощи Лопахина в решении этого вопроса и предпочитает предаваться воспоминаниям о былом. Ей намного проще бездействовать, нежась в своих страданиях. Гаев и купец постоянно ругаются.

Третье действие является кульминацией пьесы. Старые владельцы, словно ничего страшного не происходит, решают устроить бал, и пока они веселятся, проходят торги и их усадьба уходит с молотка. Её приобретает бывший крепостной Раневской – Лопахин.

Четвертое действие – это развязка произведения. Раневская возвращается в Париж, чтобы продолжать проматывать своё состояние. После её отъезда все герои расходятся кто куда. В доме остаётся лишь старый слуга Фирс, о котором попросту забыли и оставили в заколоченном доме.

Главные герои

Определить жанр “Вишнёвого сада” непросто. Сам Чехов считал своё произведение комедией, но с его мнением категорически были не согласны литературоведы и театральные критики, которые относили пьесу к жанру трагикомедии или драмы. Возможно, именно это жанровое своеобразие обеспечило произведению успех.

К тому же пьеса изобилует элементами нового течения, так называемого, “театра абсурда” . Реплики героев очень часто не имеют никакого смысла и логической связи. Они обращены в никуда, словно люди разговаривают сами с собой. Эта антидрама изобилует разрушенными диалогами и несостоятельностью коммуникации. Отчуждение личности от общества, глобальное одиночества каждого человека в мире – вот суть экзистенциальной проблемы, которая также присуща театру абсурда.

Читайте также: