Значение памяти в жизни человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Меня зовут Влад Ядро! Мне 45 лет. Профессиональный переговорщик, тренер и консультант по переговорам. Клинический психолог. Построил карьеру в продажах с "0" до генерального директора крупного торгового оптового бизнеса. С 2014 г собственный консалтинговый бизнес в области переговоров. Звоните! Пишите! Я Вам помогу решить сложности в коммуникациях с другими людьми!

Сегодня будет продолжение цепочки статей, раскрывающих когнитивные процессы человека. С предыдущими публикациями Вы сможете познакомиться по ссылкам.

Блок 1. Память человека. Что это такое?

Память - это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания. (В. В. Нуркова).

Еще в мифах древней Греции Мнемозина – богиня памяти родила от Зевса девять муз. Таким образом древние греки придавали ведущее значение памяти, определяющей всю психическую деятельность человека. В отношении памяти существует большое количество спекуляций. Тем не менее в настоящее время усилиями нейрофизиологов, когнитивных психологов и других представителей, психо- и нейро- наук данное явление психической сферы человека было изучено достаточно подробно. Тем не менее единой теории памяти не существует в мире. Различные гипотезы и доказательства сосуществуют друг с другом, в чем-то противоречат, но тем не менее накоплен значительный эмпирический материал.

Блок 2. Память человека. Связь с психическими процессами.

2.1. Память и эмоциональные переживания.

События нейтральные, без эмоционального наполнения запоминаются хуже, чем события, сопровождаемые эмоциями человека.

2.2. Память, мотивы, ценности.

Существует прямая связь между памятью и мотивами человека. Так субъект, который ведет переговоры в данный момент времени по вопросу, представляющему для него важность, будучи прерванным, запомнит цепочку вербализации существенно лучше, чем если переговоры будут завершены. Это эффект незаконченного действия.

Если студент готовиться к сдаче экзамена, то после получения отметки, его способность вспоминать ответы будет ниже, иногда существенно, чем в условиях, когда он не получил еще оценку и не сдавал экзамен. Это эффект законченного действия.

Способность запоминать коррелирует с ценностной составляющей цели, которую преследует субъект. Чем более значима конкретная цель в данный момент, тем лучше запоминается информация.

Например, дебитор может благополучно забыть, что он обязан отдать денежный долг, несмотря на то, что, казалось бы, гештальт не завершен. Здесь включается механизм забывания потому, что помимо отрицательных эмоций, которые наполняют личность при возникновении мыслей о необходимости отдать долг, выключается мотив необходимости что-либо получить . Так, когда человек берет в долг, то это означает наличие у него проблем, которые ему необходимо решить. После того, как получены деньги и проблемы улажены, данная ситуация перестает быть актуальной и соответственно не представляет ценности. В свою очередь невозвращаемый долг становится проблемой кредитора, которую необходимо решить, а значит хорошо помнить. Естественно, что вопрос денежной задолженности и памяти, связанной с ней, как феномен не исчерпывается данным объяснением.

СМОТРИТЕ ВИДЕО "Клиент не заинтересован в работе с Вами. Как преодолеть возражение? Переговоры с закупщиками сетей?!"

Психологические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.
Одним из важнейших психических процессов является память.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Л. Смирнов, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия и др. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного
Не подлежит сомнению, что продуктивность человеческой деятельности тесно связана с возможностями памяти.
Связи с этим целью данной работы является определить психологическую сущность памяти и ее роль в деятельности человека.

1. Понятие памяти

4. Значение памяти в осуществлении деятельности


Память - свойство объектов живой и неживой природы хранить информацию о прошедших событиях в различных их проявлениях, обусловленное наличием у объектов структур, способных перестраиваться (менять ориентацию, конформацию, физико-химические характеристики и т. д.) под действием тех или иных факторов и сохранять длительное время свое новое состояние при отсутствии действия фактора, вызвавшего перестройку. Управление памятью осуществляется за счет механизмов запоминания новой информации и забывания старой.
Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, причём существенное влияние имеют факторы мотивации личного характера.
Анализ роли памяти в деятельности человека показал, что благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.
Память даёт возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
Таким образом , в данной работе мы показали первостепенную роль памяти в деятельности человека, обусловленность возможности эффективной деятельность развитой памятью и ее видов.

Значение памяти в жизни человека

О значении памяти в жизни человека мы редко задумываемся, а ведь без нее было бы невозможно наше развитие. Память нужна нам не только для того, чтобы выучить нужную информацию. Она работает всегда, она записывает всю информацию, которую мы поглощаем и позволяет нам ее воспроизвести.

Значение памяти

Значение памяти в жизни человека

Память имеет огромное значение в жизни человека, это основа нашего сознания. Она отражает весь прожитый прошлый опыт, что позволяет применять знания, полученные ранее. Если бы у человека не было памяти, то он бы был всегда в стадии развития младенца и имел лишь врожденные раздражители. Без памяти мы не способны получать новые навыки.

Память обладает несколькими функциями:

  • Запоминание. Процесс, который предшествует сохранению информации, и заключается в получении опыта.
  • Сохранение. Переработка информации, ее обобщение и сохранение.
  • Воспроизведение или узнавание. При повторном контакте с объектом происходит узнавание, то есть, вы вспоминаете, что уже знаете, что это. Если же объекта нет, то происходит воспроизведение, то есть вы самостоятельно воспроизводите в мыслях необходимую информацию.

Память позволяет человеку запоминать события своей жизни, получать новые навыки, запоминать чувства и эмоции, полученные ранее. Но, мы не способны запоминать абсолютно все и воспроизводить в точности. Мозг фильтрует информацию, и мы отлично запоминаем то, что часто используем. Если же долгое время не возвращаться к воспоминанию, то со временем оно стирается с памяти и воспроизвести его будет все сложнее.

Виды памяти

Значение памяти в жизни человека

Рассмотрим основные виды памяти, которые характеризуются способом запоминания:

Опосредованная

Опосредованная память – это произвольное запоминание информации, когда цели запомнить информацию не стоит, но она сохраняется. Часто это относится к важной информации, особенно к личным событиям жизни.

Непосредственная

Непосредственная память – это запоминание информации с помощью заучивания. Этот метод часто используют школьники и студенты, чтобы выучить учебный материал. Этот вид памяти характеризуется приложением усилий и краткосрочностью сохранения информации. Зачастую, как только теряется смысл этой информации она стирается постепенно из памяти.

Виды памяти человека в психологии разделяют на два вида в зависимости от того, как долго хранится полученная информация:

Кратковременная

Кратковременная память позволяет запомнить информацию объемом до 9 единиц, например, слов или цифр, на короткий промежуток времени. Как правило, такая информация сохраняется в памяти не дольше 30 секунд. При этом, запоминается лишь важная информация. Также большую роль играют отвлекающие факторы, они легко стирают информацию.

Важно: Пример кратковременной памяти: вы запоминаете номер телефона, чтобы его набрать сразу же. Вы помните цифры несколько секунд, но уже через пару минут вы не сможете их вспомнить.

Долговременная

Долговременная память позволяет помнить неограниченное количество информации долгое время, иногда даже всю жизнь. Долговременная память сохраняет информацию, которая пригодится в будущем, а не только на данный момент. Она позволяет в любой момент вспоминать необходимую информацию. Четкость воспроизведения зависит от частоты использования этой информации. То есть, чем чаще человек пользуется этой информацией, чем прочнее она закрепляется в памяти. Память – это основа нашего сознания, которая позволяет нам развиваться. Благодаря ей мы способны получать новую информацию и использовать ее в будущем. За память отвечает несколько участков мозга, поэтому это сложный процесс, который не позволяет помнить все и всегда, но позволяет запоминать важную информацию.

Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Память органически участвует также в процессе восприятия. Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.

Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память. Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Характеристика основных процессов памяти

Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание

Первоначальная форма запоминания — так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая мнемической деятельностью. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность носит избирательный характер.

Сохранение

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

Узнавание и воспроизведение

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это — активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт.

Забывание

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Оно выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и, если последующая деятельность труднее деятельности заучивания.

Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания.

Процесс запечатления и сохранения материала обусловлен его значимостью, оптимальным состоянием мозга, повышенным функционированием ориентировочного рефлекса, системной включенностью материала в структуру целенаправленной деятельности, сведением к минимуму побочных интерферирующих (противоборствующих) воздействий, включенностью материала в семантическое, понятийное ноле сознания данного индивида.

Воспроизведение, актуализация необходимого материала требует установления тех систем связей, на фоне которых запоминался материал, подлежащий воспроизведению.

Вопрос 12.

Классификация видов памяти. Индивидуальные различия памяти у людей. Типы памяти.

Классификация видов памяти

1. По времени сохранения материала:

· – кратковременная память- сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);

· – долговременная память - продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Она не связана с актуальным состоянием сознания. Отличается от кратковременной и способом ее переработки. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Таким образом, описанное выше явление реминисценции заключается в улучшении качества и объема воспроизводимого материала при долговременном хранении по сравнению с кратковременным;

· – оперативная память - промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т. е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.

2. По характеру психической активности в структуру памяти входят:

· – двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Основа для формирования практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы и письма. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека;

· – эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти;

· – образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов обусловлено особенностями профессиональной деятельности: вкусовая память у дегустаторов различных продуктов или обонятельная память у парфюмеров. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая память;

· – словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;

· – механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.

3. По характеру целей деятельности:

· – непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

· – произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал.

Эти два вида памяти представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольно запоминаются:

o – материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности;

o – информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями;

o – все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности.

o – незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Непроизвольное запоминание подчинено законам ассоциативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в определенных совокупностях. Ассоциация – это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представлениями, которая выражается в том, что появление в сознании одного представления влечет за собой актуализацию второго. Три основных типа ассоциаций: по смежности во времени и пространстве, сходству и контрасту.

4. По использованным для запоминания средствам:

· – непосредственная натуральная память - прямое механическое запечатление событий и явлений, наиболее простой вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека;

· – внешне опосредованная память, характерной для более высокой ступени культурно-исторического развития человека и являющейся первым шагом к овладению и управлению своей натуральной памятью. Это попытка обеспечить свое воспоминание с помощью стимулов, которые выполняют функцию средства запоминания.

· – внутренне опосредствованная память - высшая форма памяти – логическая память, при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. Для перехода сами внутренние элементы должны быть достаточно сформированы. Центральная роль принадлежит речи и мышлению.

Читайте также: