Идеальные потребности это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Идеальные потребности рассматриваются в психофизиологии как биологически обусловленная основа для развития индивида. В эту группу включаются:

1) потребности в новизне;

2) потребность в компетентности;

3) потребность преодоления.

Потребность в новизне лежит в основе ориентировочно-исследовательской деятельности индивида и обеспечивают ему возможность активного познания окружающего мира. Две группы факторов имеют отношение к актуализации этой потребности: дефицит активации, который побуждает к поиску новых стимулов (сложных и изменчивых) и дефицит информации, который заставляет искать пути снижения неопределенности.

Так, например, в экспериментах по полной сенсорной изоляции здорового человека погружают в специальную ванну, которая позволяет практически полностью изолировать его от сенсорных раздражителей различных модальностей (акустических, зрительных, тактильных и др.). Через некоторое время (у каждого человека оно различно) люди начинают испытывать психический дискомфорт (потеря ощущения своего тела, галлюцинации, кошмары), который может привести к нервному срыву.

Простая монотонная стимуляция рецепторов (например, монотонный звук) лишь на короткое время улучшает состояние. Однако, если те же стимулы предъявлять не ритмически, а в случайном порядке, самочувствие человека улучшается. При неизменности параметров стимула вводится момент неопределенности и с ним возможность прогноза, несущего определенный смысл или информацию. Это способствует нормализации психического состояния человека.

Таким образом, информационная потребность, хотя и относится к идеальным потребностям, но у человека имеет витальную или жизненную значимость. Одной из природных предпосылок обучения является потребность в компетентности, тонкие физиологические механизмы которой пока неизвестны. Она проявляется в стремлении повторять одно и то же действие до полного успеха его исполнения, и обнаруживается в поведении маленьких детей. Адаптивный смысл этой потребности очевиден: ее удовлетворение создает основу для овладения инструментальными навыками, т.е. основу для обучения в самом широком смысле слова.

Психологами выделяется еще одна группа психических потребностей, которые Э. Фромм называет экзистенциальными потребностями, причины которых кроются в условиях человеческого существования. Суть их заключается в том, что каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в мире, свою беспомощность и заброшенность и искать новые формы связи с миром, в котором он хочет обрести безопасность и покой.

Но каждая из экзистенциальных потребностей человека может быть удовлетворена разными способами. Проявляются эти способы в таких страстях как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме. Э.Фромм называет их страстями, укоренившимися в характере.

Если социальные и витальные потребности имеются как у человека, так и у животных, то потребности, называемые идеальными, есть только у человека. Они возникли сравнительно недавно. Например, потребность поступать как должно, а не так, как выгодно (нравственность), отсутствует у Одиссея, который знал только одну доблесть – личное мужество.

В остальных потребностях, которые принято относить к идеальным, как правило, можно выделить компоненты, являющиеся другими потребностями. Например, потребность в религии определяется, в частности, потребностью в социальной самоидентификации, т. е. в принадлежности к определенному ограниченному сообществу людей, которое отличается от других человеческих сообществ рядом внешних признаков, что обеспечивается обрядностью каждой религии. Эта функция религиозности очевидна всякому, наблюдавшему соотечественников, выехавших в другие страны на постоянное место жительства. Кроме того, в религиозных чувствах присутствует и реализация потребности подчинения лидеру, на котором, в конце концов, лежит ответственность за все происходящее:

Впоследствии понял я высокий смысл этих простых слов, которые успокаивают всякое волненье, усмиряют всякий человеческий ропот и под благодатною силою которых до сих пор живет православная Русь. Ясно и тихо становится на душе человека, с верою сказавшего и с верою услыхавшего их[78].

Атеисты же, увы, вынуждены признать, что все неприятности, которые с ними случаются, происходят по их собственной вине. По крайней мере, человек является соучастником подавляющего числа происшествий, приносящих ему огорчения. Не злые люди, не роковое стечение обстоятельств и, конечно же, не божий промысел повинны в бедах и несчастьях человека, а только он сам. Такой вывод принять непросто, поэтому постоянно возникают – и будут возникать – самые разные системы мироощущений, выполняющие, пожалуй, главную функцию религии – перенос ответственности человека за свою жизнь на внешние обстоятельства. Таким образом, нет принципиальных различий между коммунизмом, сайентологией и телевизионной передачей

Нет такой потребности – понять. Есть потребность – объяснить. Ее успешно удовлетворяет концепция Бога. А. и Б. Стругацкие

К идеальным иногда также относят потребности, не увеличивающие жизнеспособность самой особи или сообщества, к которому она принадлежит. В частности, идеальными считаются информационная и социальные потребности, если они доминируют над потребностями самосохранения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. ЭМОЦИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ И ВЕРОЯТНОСТИ ЕЁ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИИ

ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИИ Организм животных и человека время от времени испытывает необходимость в каких-либо веществах, продуктах, а также ситуациях или информации, нужных ему для организации текущего или будущего поведения, что, в конечном итоге, обеспечивает

3 Подготовка собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов на основе пищевой потребности

3 Подготовка собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов на основе пищевой потребности Подготовка собак на основе пищевой потребности остается эффективным и быстрым способом дрессировки собак, позволяющим в кратчайшие сроки

Идеальные отцы

Идеальные отцы Бесспорно, в состязании с цихлидами папаша-колюшка одержал бы верх. Но прежде чем присудить ему первый приз за отцовство, оценим шансы других претендентов.Вот морской конек. Хвостик свернул бубликом, голову высоко поднял, помахивает плавником-веером и

Потребности

Потребности Для того, кто интересуется душой человека, нет более увлекательного занятия, чем поиски побуждений, вылившихся в определенные действия. Сомерсет Моэм Различные формы поведения обычно классифицируют исходя из потребностей, удовлетворению которых служит

Витальные потребности

Витальные потребности Название этой группы потребностей произошло от латинского vitalis – жизненный. Среди них выделяют три подгруппы: самосохранения, самовоспроизводства и самоподдержания.Потребности в самосохранении способствуют сохранению физической целостности

Социальные потребности

Социальные потребности К этой группе относятся все потребности и, соответственно, все формы поведения, связанные с общением с другими существами, чаще всего – с представителями своего вида. Общение может быть не прямым, а только воображаемым. Тем не менее практически

Потребности

Потребности Потребности – основа всякого поведения. Они возникают:• в ответ на изменения во внешней или внутренней среде (утоление голода, избегание опасности);• в результате накопления внутренней энергии определенной потребности.Второй механизм возникновения

Потребности

Потребности Потребности часто формируются под влиянием гуморальных факторов. Например, пищевая потребность возникает в результате нервных импульсов, поступающих от желудочно-кишечного тракта, и в результате изменения уровня глюкозы в крови. Сниженный уровень глюкозы


Потребности — переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для его нормального функционирования, для поддержания жизнедеятельности организма и развития личности.

Человек нуждается в определенных условиях существования. Вся деятельность людей направлена на то, чтобы удовлетворять их разнообразные потребности.

Потребности человека могут быть различными на разных этапах его жизни, однако часть из них остается неизменной: это базовые физиологические потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека. Структура социальных и культурных потребностей формируется и меняется на протяжении всей жизни индивида, превращая его в человеческую личность, субъекта духовной жизни. Эти потребности способствуют развитию подлинно человеческих качеств: разума, нравственности, стремления к истине, к созидательной деятельности на благо общества.

Человек способен ограничивать свои потребности, опираясь на заключения разума и ориентируясь на социальные нормы. Далеко не всегда его потребности могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того, их удовлетворение может противоречить нравственным нормам общества и ущемлять интересы других людей.

Потребности человека — основа для его интересов. Интерес — это форма осознанной потребности, целенаправленное отношение человека к объекту, стремление действовать определенным образом, чтобы добиться желаемого.

Потребности человека также проявляются в мотивах его деятельности. Неудовлетворенные потребности обладают побудительной силой, они вызывают активность человека, формируют и направляют его устремления к определенной цели.

Классификация потребностей

Во всем многообразии человеческих потребностей можно выделить две основные группы: первичные и вторичные потребности.

Первичные (врожденные) потребности человека относятся к области физиологии и необходимы для выживания и воспроизводства организма: это потребности в еде, воде, сне, убежище, отдыхе, безопасности и т.п.

Вторичные (приобретенные) потребности относятся к области психологии: потребности в общении, социальных связях, внимании со стороны других людей, самоуважении, творческой самореализации и т.п.

Вторичные потребности также называют приобретенными, потому что процесс духовного становления человека, формирования его личности связан с развитием его интереса и способностей к социальному взаимодействию и культурной деятельности. Таким образом, духовное взросление человека сопровождается возрастанием роли вторичных потребностей, удовлетворение которых превращает его в социальное существо и выделяет из мира живой природы.

В науке существует и более дробная классификация потребностей человека.

Первичные потребности подразделяются на: 1) биологические, или материальные органические потребности (пища, дыхание, жилище и т.п.), 2) экзистенциальные (связанные с чувством безопасности, уверенностью в будущем, гарантиями благополучного существования и обеспечения биологических потребностей).

Среди вторичных потребностей выделяют: 1) социальные потребности (связанные с чувством принадлежности к обществу), 2) престижные потребности (связанные с оценкой деятельности человека, уважением и самоуважением, общественным признанием его успехов в карьере и творчестве, достижением авторитета), 3) духовные, или идеальные, познавательные потребности (познание мира, самовыражение, самореализация, творческая деятельность личности, направленная на создание прекрасного).

Также можно разделить потребности человека на три основные группы: естественные (биологические), социальные и духовные (культурные) потребности.

Существование нескольких вариантов классификации потребностей обусловлено тем, что все потребности человека тесно связаны между собой и взаимно влияют друг друга. Биологические потребности у человека обретают социальную окраску, социальные потребности стимулируют духовную деятельность и т.д.

Иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу

Американский психолог А. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей. Все потребности человека он расположил в восходящем порядке, от низших к высшим.Для наглядности можно расположить эти категории потребностей в виде пирамиды. Главный принцип этой иерархии: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены потребности предыдущей ступени.

В основании пирамиды находятся физиологические потребности (голод, жажда), на следующем уровне — потребности самосохранения (безопасность, чувство защищенности), еще выше — социальные потребности (любовь, чувство духовной близости, принадлежности к группе), на следующем уровне — потребности в уважении (признание, авторитет, социальный статус), на вершине пирамиды — потребности в самоутверждении (творчество, самореализация).

Естественные потребности

По своей сути это потребности в условиях существования, необходимых для жизни, развития и воспроизводства организма. Неудовлетворение потребностей такого рода может привести к смерти.

В основе естественных потребностей лежат биологические инстинкты, присущие человеку как живому существу: пищевой инстинкт, инстинкты самосохранения и продолжения рода. К числу естественных потребностей относятся потребности в воздухе, воде, пище, жилище, одежде, сне, отдыхе, физических движениях, биологическом воспроизводстве людей, в возможности сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, свою семью и жилище.

Удовлетворению этих потребностей служит хозяйственная деятельность человека, создание материальных благ, благоустройство бытовой стороны жизни.

Социальные потребности

Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу (без этого формирование личности невозможно).

К социальным потребностям относят потребности человека в трудовой деятельности, социальной активности, разнообразных контактах с другими людьми, признании его успехов и достижений. Удовлетворить эти потребности могут только явления общественной жизни.

Социальные потребности, в свою очередь, подразделяются на три категории.

  1. Потребности для себя — это потребности в самоидентификации, самоутверждении в обществе, обретении власти, авторитета, признания.
  2. Потребности для других выражаются в разных формах альтруизма: родительская любовь, дружеская преданность, защита близких, помощь слабым.
  3. Потребности коллективного характера основаны на общих для человеческого коллектива нуждах: потребность в социальном мире, справедливости, свободе, безопасности, ограничении внешней агрессии.

Идеальные потребности

Идеальные (или духовные, культурные) потребности человека — это внутренние побуждения человека к реализации своего творческого потенциала, к созданию и освоению культурных ценностей, этических и эстетических представлений и идеалов, к обретению разноплановых знаний о мире.

Основа идеальных потребностей человека — стремление к познанию окружающего мира и смысла своего существования. Эта категория потребностей стимулирует развитие науки, искусства, философии, религиозных учений.

В иерархии потребностей, составленной А. Маслоу, высшую ступень занимает самоактуализация человека — осуществление его творческих способностей, реализация талантов через созидательную духовную деятельность. Результаты самореализации нужны не только самому индивиду, который ее осуществляет, но и обществу. Профессиональное становление — один из результатов самореализации. Для общества самореализация индивидов означает развитие экономики, политических отношений, искусства, науки, спорта и т.д.

Различные формы поведения людей обычно классифицируют исходя из потребностей, удовлетворению которых служит данный поведенческий акт или серия актов. Например, говорят о пищевом, исследовательском, половом, агрессивном и т. д. поведении. Потребности разделяют на три группы: витальные, социальные и идеальные. Рассмотрим каждую из них и узнаем, что лежит в основе практически любых потребностей и форм поведения людей.

1. Витальные потребности

Название этой группы потребностей произошло от латинского vitalis — жизненный. Среди них выделяют три подгруппы: самосохранения, самовоспроизводства и самоподдержания.

Потребность в самовоспроизведении часто называют половой. Это не совсем точно. В отношениях между полами, как будет показано ниже, люди удовлетворяют сразу несколько потребностей. Поэтому половую потребность легко разложить на несколько витальных и социальных потребностей.

Потребности в самоподдержании организма связаны с сохранением его функциональной целостности и поддержанием работоспособности. И животные, и человек нуждаются в постоянном раздражении сенсорных систем — зрения, слуха и т. п. Для удовлетворения сенсорной потребности имеет значение не информационная нагрузка, а количество и разнообразие раздражений органов чувств. Животное, которому во время опыта разрушают структуры мозга, где расположены сенсорные входы, впадает в состояние, неотличимое от глубокой потери сознания. У первых космонавтов возникали психические расстройства, вызванные отсутствием привычной сенсорной информации, обусловленной гравитацией. Известно, что однообразные кварталы новостроек повышают утомляемость, ухудшают настроение, вызывают тягостные ощущения в груди и животе и т. п. именно из-за своей монотонности. У человека, вынужденного постоянно находиться в такой среде, возникает дефицит сенсорного притока.

По сути, потребность в информации — это развитие потребности в сенсорном притоке. Люди, которые пришли посмотреть на носорога, удовлетворяют тем самым потребность в информации. Преподаватели, которые могут сравнивать, отмечают, что кадеты военных училищ значительно более любознательны и прилежны, чем ученики обычных школ, гимназий и лицеев. Вероятно, дело в том, что казарменный режим ограничивает и сенсорный, и информационный приток. Поэтому подростки, запертые значительную часть недели в стенах училища, жадно интересуются и такими предметами, которыми им не придется непосредственно заниматься в их будущей профессиональной деятельности, например биологией.

Потребность в эмоциях биологически определяется их ролью в организации поведения. Обычно она неочевидна, так как человек, который ведет активную социальную или хотя бы только трудовую жизнь (например, лесник), испытывает достаточно эмоций. Существование потребности в эмоциях становится явным, если социальные контакты человека ограничиваются вследствие выхода на пенсию, болезни и т. п. В быту основным источником эмоций для таких людей становится телевизор. Потребность в эмоциях удовлетворяется, в частности, при игровом поведении взрослых животных и людей.

2. Социальные потребности

К этой группе относятся все потребности и формы поведения, связанные с общением с другими существами, чаще всего — с представителями своего вида. Общение может быть не прямым, а только воображаемым. Тем не менее практически все, что мы делаем, мы делаем, учитывая существование других людей. Каждый человек входит не в одну социальную группу и играет в них разные роли. Степень причастности к каждой из таких групп различна, поэтому основной социальной потребностью человека становится потребность в самоидентификации.

Социальной самоидентификацией человек спасается от страха одиночества — одной из экзистенциальных, т. е. присущих всем людям, проблем.

В разные моменты жизни различные группы становятся важнейшими для человека, т. е. его приоритеты меняются. Как правило, он идентифицирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом.

Патриотизм чаще всего основан на самоидентификации людей как членов метафизических, т. е. не имеющих материальных объектов, могущих служить символом единения, сообществ. Классический пример влияния субъективных категорий на вполне материальное развитие событий — переименование улиц в блокадном Ленинграде. Действительно, боевые действия велись успешнее людьми, которые живут в городе, где есть Невский проспект, Садовая улица и Дворцовая площадь, чем жителями города с проспектом 25-го Октября, улицей 3-го июля и площадью Урицкого.

Чтобы удовлетворить потребность в социальной самоидентификации, человек должен определить, какая из социальных групп в данный момент для него наиболее важна. Поведение человека и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе самоидентификации как члена определенной группы: члена семьи, гражданина того или иного государства, представителя нации, члена трудового коллектива, болельщика футбольной команды и т. д. Обычной является смена самоидентификации. Человек бессознательно ассоциирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом (приятнее болеть за чемпиона, а не за вечного середнячка).

Потребность в дружелюбных отношениях — одна из социальных потребностей. Непосредственные физические контакты (объятия, похлопывания, поглаживания и т. д.) присутствуют в отношениях близких людей. Аналогичное поведение мы можем наблюдать у многих животных — это так называемые скучивание и взаимная чистка.

Некоторые социальные потребности трансформируются в искусственные, что наиболее ярко проявляется в ценах на предметы искусства. Картина может висеть десятилетиями, пока какой-нибудь эксперт не обнаружит, что ее написал не никому не известный художник, а знаменитый. Цена полотна тут же увеличится в сотни раз. Ни художественная, ни историческая ценность предмета искусства не изменилась, но теперь люди готовы платить за него огромные деньги. В основе этого феномена лежит их потребность в тщеславии.

Регулярное удовлетворение социальных потребностей так же необходимо для здоровья человека, как и витальных. Но принципиальное отличие социальных потребностей от собственно витальных заключается в том, что для удовлетворения первых необходимо присутствие других людей — человеческого общества, социума.

3. Идеальные потребности

В остальных потребностях, которые принято относить к идеальным, как правило, можно выделить компоненты, являющиеся другими потребностями. Например, потребность в религии определяется, в частности, потребностью в социальной самоидентификации, т. е. в принадлежности к определенному ограниченному сообществу людей, которое отличается от других человеческих сообществ рядом внешних признаков. Кроме того, в религиозных чувствах присутствует и реализация потребности подчинения лидеру, на котором лежит ответственность за все происходящее:

Атеисты же вынуждены признать, что все неприятности, которые с ними случаются, происходят по их собственной вине. По крайней мере, человек является соучастником подавляющего числа происшествий, приносящих ему огорчения. Не злые люди, не роковое стечение обстоятельств и, конечно же, не божий промысел повинны в бедах и несчастьях человека, а только он сам. Такой вывод принять непросто. Поэтому постоянно возникают и будут возникать самые разные системы мироощущений, выполняющие главную функцию религии — перенос ответственности человека за свою жизнь на внешние обстоятельства.

К идеальным иногда также относят потребности, не увеличивающие жизнеспособность самой особи или сообщества, к которому она принадлежит. В частности, идеальными считаются информационная и социальные потребности, если они доминируют над потребностями самосохранения.

Соотношение потребностей

В первом приближении такая схема справедлива. Однако основное уточнение связано с многообразием человеческих личностей. У одних людей есть сильная потребность в накоплении витальных ресурсов (денег), у других — потребность лидировать, для чего надо деньги широко тратить. У третьих же преобладает потребность оставаться незамеченными.

Набор основных потребностей и их иерархия у каждого человека индивидуальны; они относятся к компонентам, характеризующим психологический тип личности.

Наконец, соотношение потребностей конкретного человека постоянно меняется. Удовлетворение актуальной потребности выдвигает на передний план другую — происходит смена доминирующих мотиваций.

В заключении нашего краткого экскурса в потребности людей необходимо подчеркнуть, что в реальном — а не в модельном — поведении люди всегда удовлетворяют целый ряд потребностей. Пожалуй, единственный случай, когда человек удовлетворяет одну-единственную потребность, это когда он торопится в туалет. Это поведение определяется социальной потребностью уединяться при отправлении естественных надобностей.

Социальные потребности и нужды человека — это его стремления, желания, влечения как представителя человеческого рода.

Они являются источником активности живого организма и формой связи индивида с окружающим миром. Человек является частью общественной системы, внутри которой он проявляет и удовлетворяет свои социальные потребности, благодаря чему развивается как личность.

Желания и устремления определяют мотивы деятельности и формируют модели поведения человека.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Виды социальных потребностей

Принято выделять три вида социальных потребностей:

  • биологические;
  • социальные;
  • идеальные.

Биологические потребности человека являются первичными. Они определяются необходимостью сохранять физиологическое функционирование организма, поддерживать на оптимальном уровне его жизнедеятельность. Этому служат бессознательные инстинкты, главный из которых — инстинкт сохранения жизни.

Социальные и идеальные потребности по значимости идут после биологических. Они считаются вторичными, но при этом являются более значимыми для развития человеческой личности. Личность в основном формируется под влиянием общества, в результате общения и взаимодействия с другими людьми. Даже когда человек занимается самовоспитанием и саморазвитием, он пользуется информацией из внешних источников.

Биологические потребности

Биологические потребности — класс потребностей, связанный с необходимостью осуществления жизненно важных функций, прежде всего для поддержания постоянства внутренней среды организма.

К биологическим потребностям относятся:

  • физиологические (такие, как дыхание, питание, жажда, сон, здоровье и другие, связанные с поддержанием жизнедеятельности организма);
  • потребность в безопасности (жилье, достижение определенной стабильности, наличие и сохранение собственности, отсутствие внешней угрозы для жизни);
  • нахождение в комфортной среде, в том числе психологической;
  • потребность в полноценном отдыхе и релаксации;
  • стремление быть свободным (пространственный комфорт);
  • продолжение рода.

От того, как реализуются эти физиологические и материальные потребности, напрямую зависит возможность выживания и полноценного функционирования организма, поэтому они называются базовыми.

Зачастую можно наблюдать взаимодействие биологических потребностей с социальными. Вот примеры социализации биологических нужд:

  1. Удовлетворение нужды в физической близости, основанное на инстинкте продолжения рода, тесным образом связано с социальной потребностью в любви.
  2. Удовлетворение потребности в отдыхе может быть связано с дружеским общением (социальная потребность) или сменой деятельности. Например, занятиями творчеством или чтением (идеальная потребность).

Социальные потребности

Социальные потребности — совокупность желаний, возникающих в процессе жизнедеятельности в социуме и при взаимодействии с окружающими.

Все потребности социальной сферы завязаны на взаимодействии человека с социумом. Список важнейших из них:

  • потребность в любви и дружбе, в общении и взаимодействии с другими членами общества;
  • потребность в семье (забота о других людях);
  • потребность принадлежать к какой-либо группе людей (стремление быть частью чего-то общего);
  • потребность занимать определенное положение в группе (движение по иерархической лестнице общества), основанное на уважении, самоуважении, общественном признание личности;
  • потребность следовать общепринятым поведенческим образцам внутри группы, стремление демонстрировать остальным принадлежность к определенной группе, соответствовать ее правилам.

Человек иногда может ставить для себя социальные потребности выше биологических. Например, жертвовать сном, потребностью в пище, добровольно испытывать физический дискомфорт ради заботы о друзьях, детях, любимых.

Индивиду свойственно стремиться к установлению межличностных отношений, активности в социуме, к успеху и признанию в социальной среде.

Идеальные потребности

Идеальные потребности — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Этот вид потребностей представляет собой базу для саморазвития личности. Без удовлетворения этих потребностей человек не развивался бы духовно, а оставался на уровне высокоорганизованных существ животного мира.

Стремление к новизне

  • желание постигать мир через способы познания, наблюдения, исследования;
  • потребность обучаться новому, овладевая знаниями и навыками, осваивая новые направления деятельности;
  • тяга к путешествиям — любование новыми пейзажами, ландшафтами, созерцание красот мира;
  • потребности эстетического характера — наслаждение произведениями искусства.

Стремление к компетентности

  • нужда в повышении общего уровня образованности и эрудированности;
  • стремление к профессионализму, желание быть экспертом в той или иной области, углубление имеющихся знаний и получение новых навыков.

Потребность преодоления

  • потребность в самосовершенствовании, улучшении своей личности, работе над собой (избавление от вредных привычек, тренировка воли, выработка полезных привычек и качеств);
  • преодоление физических и моральных трудностей, препятствий ради поднятия собственной самооценки;
  • стремление к физическому выживанию, преодоление реальной опасности и угрозы для жизни. Эта потребность напрямую связана с физиологической потребностью сохранения жизни.

К идеальным можно отнести потребность в самовыражении через творчество — музыку, танцы, поэзию и другие виды писательского мастерства, различные художественные виды искусства.

В этот же список следует добавить духовные потребности и нужды — личностный рост, раскрытие внутреннего потенциала, стремление к самореализации, нравственное развитие, достижение внутренней гармонии.

Примеры социальных нужд и потребностей

Приведем несколько жизненных примеров удовлетворения социальных нужд:

  1. Для удовлетворения потребности в преодолении человек бросает курить, садится на диету, отказывается от вкусного в пользу здоровой пищи, идет в спортзал, заставляет себя рано вставать, идти на пробежку, контролировать свои эмоции. Все это он делает ради совершенствования себя.
  2. Пытаясь исследовать границы своих физических возможностей, спортсмены ставят рекорды, альпинисты восходят на недосягаемые им прежде вершины. Так они раскрывают свой потенциал и повышают самооценку.
  3. Примером преодоления моральных трудностей может служить отказ от "стадного чувства", противопоставление себя толпе, которая навязывает свои правила поведения.
  4. Человеку важно ощущать свое положение в обществе, получать одобрение со стороны других его членов. Поэтому многие его поступки продиктованы желанием заслужить уважение и благодарность других людей.
  5. Одна из важнейших потребностей — желание быть нужным, приносить пользу, оказывать безвозмездную помощь нуждающимся в ней, даже если это противоречит его собственным интересам.
  6. Каждый человек стремится иметь друзей, близких по духу, любить и быть любимым. У людей, испытавших в детстве дефицит любви, крайне низкая самооценка и как следствие проблемы во многих сферах, включая выстраивание социальных связей и самореализацию. Любовь можно считать одной из базовых потребностей, она служит источником глубоких эмоциональных переживаний, способствует продолжению рода, мотивирует к самосовершенствованию.

Все вышеприведенные виды потребностей взаимосвязаны и являются дополнением друг друга. Например, заботясь о своем здоровье (биологическая нужда), человек приобретает велосипед. Он знакомится с другими велосипедистами (социальная потребность) и участвует в поездках на дальние расстояния (идеальная потребность в познании окружающего мира и преодолении физических трудностей).

Удовлетворив идеальную нужду в освоении новых профессиональных знаний, люди стараются достичь в работе успехов, чтобы заслужить уважение и похвалу, а это уже социальная потребность. Помимо этого, они рассчитывают на карьерный рост и связанное с ним увеличение материального дохода, что дает им ощущение безопасности (физиологическая потребность быть защищенным).

Читайте также: