И в киреевский в ответ а с хомякову кратко

Обновлено: 02.07.2024

В истории славянофильского движения принято выделять, по крайней мере, два этапа: раннее (30-50-е годы) и позднее (60-80-е годы) славянофильство. Наряду с Хомяковым и Киреевским к раннему славянофильству принадлежат Константин Сергеевич Аксаков

41 Киреевский И. В. Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 1. С. 174. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы: первая цифра в скобках означает номер тома, вторая—страницы.

42 Хомяков А. С. Соч. М., 1994. Т. 1.С. 100.—Далее ссылки на это издание Даются в тексте главы: следующая за указанием года издания (1994) цифра в скоб­ках означает номер тома, вторая — страницы.


Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫХ1Х и

(1817-1860) и Юрий Федорович Самарин (1819-1876). Главными фигурами второго этапа были Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) и Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886).

Общая характеристика славянофильства

славянофилы идеализировали образ России в противоположность Западу, западники — соответственно образ Запада в противополож­ность России.

43 Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. М., 1912. С. 3.

В этой статье Киреевский сформулировал вопросы, на которые он будет отвечать всю свою жизнь. Каждая следующая статья повторяет ее по теме и даже по форме, становясь при этом ступенью на его лествице духовного восхождения, ступенью к пониманию, а в дальнейшем и к прозрению. Тема характера просвещения Европы и его отношения к просвещению России становится его личной темой и темой всего девятнадцатого века. Из нее вытекает и более узкий, но не менее болезненный вопрос: как относиться к реформам Петра I?

Ответы будут в следующих статьях, а здесь только мнение, которое автор высказывает с извинениями, просит не судить его строго. Он говорит, что нам тысяча лет, но в ряду просвещенных государств мы молоды, просвещение не является плодом нашей жизни. Киреевский называет три основных начала, определяющих характер просвещения в Европе и влияющих на ход его развития: христианская религия, характер образования и дух варварских народов, разрушивших Римскую империю и остатки Древнего мира 5 . Эту триаду Киреевский будет использоватьив дальнейших своих работах для сравнения просвещения в Европе и России, но смысл и глубина анализа будут постоянно изменяться.

Киреевский еще не знает, что Россия в глубинах своего духа хранит наследие древнего классического мира, но не в языческом его виде, как принял это наследие Запад, а в преображенном и очищенном Православной Церковью виде. Однако им уже подмечено основное. Именно в различном отношении к античности и к ее философии, по его мнению, следует искать различие в просвещении Европы и России.

По сути, в статье изложен взгляд европейца, который очень хорошо знает Европу и любит ее, знаком с историей России, но совсем ее не знает и не успел ее полюбить.

Мы подробнее остановимся на рассмотрении Киреевским основ народной жизни в России, потому что его взгляды на этот вопрос в дальнейшем существенно не менялись. Это позволит при знакомстве с другими трудами Киреевского больше внимания уделять духовной стороне дела, о которой в этой статье речь практически не идет.

Киреевский замечает, что, на первый взгляд, между народами России и Запада существует одно очевидно общее - это христианство. Различие заключается в особенных видах христианства, в особенном направлении просвещения. Если мы знаем, откуда происходит общее, необходимо увидеть и причины различий. Он предлагает, восходя (именно как восхождение рассматривает Киреевский приближение к историческим и духовным основам христианства) исторически к началу того или иного вида образованности, искать причину их различия в первых элементах, из которых они составились, или рассматривать уже последующее развитие этих элементов, сравнивая результаты. Если различие, которое мы увидели в элементах, проявится и в результатах их развития, тогда очевидно, что предположение верно, и, основываясь на нем, можно делать заключения.

Киреевский предлагает рассмотреть три элемента, которые явились основанием европейской образованности, - это римское христианство, мир необразованных варваров, разрушивших Римскую империю, и классический мир древнего язычества.

С точки зрения общинных отношений Киреевский рассматривает и княжескую власть, которая существовала на Руси до подчинения удельных княжеств Москве. Разбор и суд, право на которые в некоторых случаях принадлежало князю, не могли совершаться несогласно со всеобъемлющими обычаями. Толкование этих обычаев по той же причине не могло быть произвольное. Общий ход дел осуществлялся миром и приказами, судившими так же, по обычаю вековому и потому всем известному. В крайних случаях князь, нарушивший правильность своих отношений к народу и Церкви, изгонялся самим народом. Очевидно, что собственно княжеская власть заключалась более в предводительстве дружин, чем во внутреннем управлении, более в вооруженном покровительстве, чем во владении областями. 16

Где на Западе было более всего неустройства, там сильнее расцветало рыцарство. В Италии его было меньше всего. Где было меньше рыцарства, там более общество склонялось к народному устройству, где более - к единовластию. Таким образом, считал Киреевский, Западная Церковь образовала из разбойников рыцарей, из власти духовной - власть светскую, из светской полиции - святую инквизицию. Таким же образом действовала и в отношении к языческим наукам и искусствам. Не внутри себя произвела она новое христианское искусство, но прежнее, рожденное и воспитанное другим духом, другой жизнью, направила на украшение своего храма. От этого искусство романтически заиграло, но окончилось поклонением язычеству, поклонением формулам отвлеченной философии. Науки сильно процвели в Европе, но языческая философия, лежащая в их основе,привела их к безбожию. 18

Понимая, что саму особенность русского быта вернуть уже нельзя, Киреевский напоминал, что она заключалась в живом исхождении жизни народа из чистого христианства. И истреблять оставшиеся формы может только тот, кто не верит, что когда-нибудь Россия возвратится к тому живительному духу, которым дышит ее Церковь.

Присущая второй образованности бесхарактерность, по мысли Киреевского, позволяет ей оставаться в народе или человеке даже тогда, когда они утрачивают или изменяют внутреннюю основу своего бытия, свою начальную веру, свои коренные убеждения. Оставшаяся образованность, переживая господство высшего начала, ею управляющего, поступает на службу другого и таким образом невредимо переходит все переломы истории, беспрестанно возрастая в своем содержании. Во время переломов истории, в эпохи упадка человека или народа основа жизни двоится в уме, распадается на части и теряет свою силу, заключающуюся в цельности бытия. Тогда разумно-внешняя формальная образованность господствует и является единственной опорой неутвержденной мысли. 25

Если эти две образованности смешать, то возникает мнение о каком-то постоянном, естественном и необходимом усовершенствовании человека. Все заблуждения, считал Киреевский, вытекают из предположения, что живое разумение духа, внутреннее устроение человека, которое есть источник его путеводных мыслей, сильных дел, безоглядных стремлений, задушевной поэзии, крепкой жизни и высшего зрения ума, может возникнуть из одного развития логического разума. Но уже становится ясно, что логический разум, оторванный от других источников познания и вследствие этого не испытавший всей полноты своего могущества, сам осознает неполноту своего ведения.

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары

Литература

1. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений в 2-х томах. Т. 1. - М., 1911. - С. 86.

Впервые опубликована в 1861 г. (Киреевский И.В. Полн. собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1861. С. 188—200).

Печатается по: Киреевский И.В., Киреевский П.В. Полн. собр. соч.: В 4 т. Т. I. Философские и историко-публицистические работы / Сост., примеч. и коммент. А.Ф. Малышевского. Калуга, 2006. С. 33—46. 2

Силлогизм — логическое умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение — заключение, вывод. 3

Ракита — народное название некоторых видов ивы. 4

Схоластика — тип религиозной философии, основанный на приоритете формально-логических рассуждений. 5

Иезуитизм — здесь: приоритет политики над нравственностью, беспринципность в выборе средств для достижения своей цели. 7

Вотще — тщетно, напрасно. 8

Филантропия — здесь: благотворительность. 10

Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749—1832) — немецкий поэт и мыслитель. 11

Талейран (Talleyrand-Perigord) Шарль-Морис (1754—1838) — французский дипломат, министр иностранных дел в 1797—1799 гг. (при Директории), в 1799— 1807 гг. (в период Консульства и империи Наполеона I), в 1814—1815 гг. (при Людовике XVIII). 12

Имеется в виду Луи Филипп (Louis Philippe) (1773—1850), французский король в 1830—1848 гг.

Киреевские устраивали в своем доме традиционные литературные вечера, на которых читались новые произведен™. По-видимому, И.В. Киреевский читал свою работу в течение двух вечеров. 14

Речь идет о Священном Предании — втором, после Священного Писания, первоисточнике христианской веры, который включает в себя каноны, авторизо ванные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви. 15

Имеются в виду поучения преподобного Исаака Сирина (Исаака Ниневийского, ум. в конце VII в.) — христианского писателя-аскета. 18

Список — рукописная копия. 19

Речь идет о российском императоре Петре I. 20

Видимо, имеется в виду ересь жидовствующих, распространившаяся во второй половине XV в.

из Новгорода. В частности, жидовствующие отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, мощам и кресту. 22

Раскольники — официальное название сторонников старообрядчества, возникшего в середине XVII в. в результате раскола Русской православной церкви.

23 КАКИХ ПЕРЕМЕН ЖЕЛАЛ БЫ Я В ТЕПЕРЕШНЕЕ ВРЕМЯ В РОССИИ?

Рукопись, созданная не ранее 1848 г., впервые опубликована в кн.: Киреевский ИВ. Разум на пути к Истине. Философские статьи, письма, дневник. М., 2002. С. 27—31.

Печатается по: Киреевский И.В., Киреевский П.В. Полн. собр. соч.: В 4 т. Т. I. Философские и историко-публицистические работы / Сост., примеч. и коммент. А.Ф. Малышевского. Калуга, 2006. С. 66—70. При составлении комментариев использовались примечания Н.Ю. Лазаревой в кн.: Киреевский И.В. Духовные основы русской жизни. М., 2007. С. 423—426. 24

Зимой 1848 г. революционные волнения, начавшись во Франции, охватили Италию и государства Германского союза. 25

Здесь словены — славяне. 26

Немецкие государства (королевство Пруссия, Австрийская империя и еще 38

мелких княжеств) в 1840-е гг. составляли Германский союз во главе с Австрией. Из представителей всех государств, входивших в Германский союз, был образован парламент, заседавший во Франкфурте-на-Майне. Во время революции 1848 г. Франкфуртским парламентом была предпринята неудачная попытка государственного объединения Германии. 27

Полемика о необходимости перевода Библии на русский язык велась в первой половине XIX в. Издание книг Нового Завета на русском языке и работа над переводами книг Ветхого Завета были предприняты Российским Библейским

обществом (до его закрытия в 1826 г.) и возобновилась в 1858 г. Первое издание русской Библии, благословленное Святейшим синодом, вышло в свет в 1876 г. 28

Греческий перевод книг Ветхого Завета, сделанный, по преданию, в III в. до н.э. и получивший название перевода Семидесяти толковников (по числу переводчиков, участвовавших в переводе на греческий язык еврейских священных книг), с апостольских времен был принят в употребление христианской Церковью, но отвергнут иудеями рассеяния, т.е.

Присяга — установленная законодательством Российской империи клятва, произносившаяся православными перед Св. крестом и Евангелием. Для иноверцев присяга имела свою форму, согласную с их верованиями. Присягу давали на верность воцарившемуся Императору и его законному наследнику, также при поступлении на военную или гражданскую службу. В уголовном и гражданском судопроизводстве использовалась эта же присяга. По канонам Православной церкви за принесение ложной присяги согрешивший на десять лет отлучался от Причастия Святых Христовых Таин. 30

Пьюзиисты — последователи учения проф. Оксфордского университета Э.-Б. Пьюзи, который хотел сблизить англиканскую церковь с католической и тем противодействовать рационалистическому протестантизму. 31

32 О ХАРАКТЕРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ЕВРОПЫ И ЕГО ОТНОШЕНИИ К ПРОСВЕЩЕНИЮ РОССИИ Письмо к графу Е.Е. Комаровскому

Печатается по: Киреевский И.В. Разум на пути к Истине: Философские статьи, публицистика, письма. Переписка с преподобным Макарием (Ивановым), старцем Оптиной пустыни. Дневник / Сост., вступ, ст. Н. Лазарева; коммент., указ. имен Л. Копылов, Н. Лазарева. М.: Правило веры, 2002. С. 151—213. Примечания даны с небольшими сокращениями и дополнениями. 33

Комаровский Егор Евграфович (1803—1875) — цензор петербургского Комитета иностранной цензуры, состоял в дружеских отношениях со многими известными представителями русской культуры, включая И.В. Киреевского. 34

Вольно цит. по: Голиков П.П. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам: В 15 т. 2-е изд. М., 1838. Т. 5. С. 261-262. 37

Здесь имеется в виду работа по собиранию и публикации материалов государственных и монастырских архивов, начатая в 1810-е гг. гр. Николаем Петровичем Румянцевым и его помощниками. Интерес поколения И.В. Киреевского к истории был вызван философскими идеями Ф.В.И. Шеллинга о том, что каждому народу предназначена некая определенная роль во всемирном историческом процессе. Среди славянофилов исследованием русской старины занимались М.П. Погодин, С.П. Шевырев, И.Д. Беляев и П.В. Киреевский. 38

Из сирийских богословов известны прп. Иаков, еп. Низибийский, его ученик, прп. Ефрем Сирин, и прп. Исаак Сирин, еп. Ниневийский, — все они многие годы провели в пустынножительстве, посвятив его изучению и исправлению собственной души. Оставив отшельничество ради общественного служения, они в своих многочисленных словах и поучениях стремились передать верующим собственный духовный опыт. 39

Ряд римских богословов открывает Апостол от 70-ти, сщмч. Климент, папа рим., далее следуют мч. Иустин Философ, сгцмчч. Ириней Лионский, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский, свт. Амвросий Медиоланский, блжж. Иероним Стридонский и Августин Иппонийский, прп. Иоанн Кассиан Римлянин, свтт. Лев Великий и Григорий Двоеслов, папы римские. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин и блж. Иероним Стридонский только по происхождению и месту служения своего относятся к Риму, но образованием и духовным устроением были обязаны многолетнему пребыванию в монастырях христианского Востока. 40

Расцвет византийского богословия начался в кон. IV в. по всей восточной части Римской империи. Из богословских школ духовное просвещение перешло в многочисленные монастыри Египта, Палестины и Малой Азии, где подвизались в V—XI вв. прпп. Исайя Нитрийский, Марк Подвижник, Варсонофий Великий, авва Дорофей, Иоанн Лествичник, авва Фалассий Ливийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Симеон Новый Богослов, Никита Стифат. Для многочисленных трудов этих св. отцов, кроме обычного круга вопросов (обличение ересей, монашеские правила, толкование Священного Писания, гимнография), характерны и антропологические проблемы: внутренний мир человека, его духовное возрастание, смысл и цель человеческой жизни, т.е. приложение сложившегося христианского вероучения к христианской жизни. 41

Из знаменитой александрийской или новоалександрийской школы, процветавшей в IV—V вв., вышли свтт. Александр Александрийский, Афанасий Великий,

Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский. Их объединяло глубокое знание античной философии и использование ее для раскрытия христианских истин. Созерцательное направление богословия александрийцев проявилось в аллегорически-таинственном толковании Священного Писания. 42

Имеется в виду эллинистическая культура, центрами которой были Александрия в Египте и Антиохия в Сирии. 43

Запад впервые познакомился с византийским просвещением, когда крестоносцами был захвачен Константинополь. В 1203—1204 гг. крестоносцы овладели Царьградом и подвергли его разграблению. Множество сочинений античных и раннехристианских писателей попало в Европу и было переведено с греческого языка на латинский. Византийская империя окончательно была уничтожена турками, под ударами которых в 1453 г. пал Константинополь. В Европу, как и в Россию, бежавшими греками было вывезено огромное количество святынь, рукописей и памятников древности. 44

Имеется в виду исчисление времени от сотворения мира, принятое на христианском Востоке. 45

Во 2-й половине IV в. в результате Великого переселения народов германские, славянские и сарматские племена стали захватывать земли Западной Римской империи и расселяться на них. В 476 г. ими был низложен римский император Ромул Августул, и Западная Римская империя прекратила свое существование. Завоевателями были частично восприняты язык и культура античного Рима. 46

Вероятно, речь идет об апологетических сочинениях сщмчч. Иринея Лионского, Ипполита Римского, Кпприана Карфагенского, блж. Августина. 48

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 — после 220) — выдающийся карфагенский богослов. О его апологетических и полемических сочинениях, а также нравственных поучениях с похвалой отзывались многие духовные писатели, даже величали его самым замечательным из латинских учителей. В зрелом возрасте Тертуллиан уклонился в монтанизм — мистическое учение, ложно трактовавшее действие Святого Духа, смешивавшее понятие о благодати Божией с восторженным или даже расстроенным состоянием человеческой души. 49

Лютер (Luther) Мартин (1483—1546) — христианский богослов, инициатор и вождь немецкой Реформации. 52

Папа римский Николай I (ум. 867) поставлен на римский престол в 858 г., утвердил верховную власть Рима в Западной Европе и стремился подчинить своему влиянию и Восточную церковь. В 863 г. на поместном Римском соборе он отлучил от Церкви Константинопольского Патр. Фотия; в свою очередь на Поместном Константинопольском соборе патр. Фотий отлучил от общения папу Николая I. 53

Святая (Священная) Римская империя была основана германским королем Оттоном I, включала в себя Германию, Австрию, Чехию, Швейцарию, Северную и Среднюю Италию, земли Бургундии, существовала с 962 по 1806 г. и окончательно была уничтожена в ходе наполеоновских войн. Между императорами и римскими папами постоянно происходила борьба за инвеституру — право назначения на церковные и государственные посты в империи. 55

С начала XIII в. символом верховной власти папы служила двойная, а потом тройная корона (тиара). 56

Ислам, или магометанство, представляет собой сочетание арабского язычества, иудейских верований и арианской и несторианской ересей. Возник в Аравии в VII в. уже при жизни своего основателя Магомета (Мухаммеда), почитавшегося пророком. Ислам признает единобожие, человеческую жизнь считает предопределенной, загробную жизнь представляет как чувственные наслаждения или страдания. Прежние языческие верования арабов представлены в исламе как верования в талисманы. В начале VIII в. арабы завоевали огромные территории в Ближней и Средней Азии, Северной Африке; они захватили Сицилию и Испанию, проникнув таким образом в Европу. В это же время у арабов достигли своего расцвета наука и культура, на арабский язык были переведены многие сочинения греческих, сирийских и староперсидских авторов. Особых успехов достигли арабы в математике, географии, астрономии, медицине. В основе арабской философии лежало учение Аристотеля, труды которого арабы принесли в Европу. 57

Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа - вот девиз для нас всех, русских! П.Столыпин

И.В. Киреевский. В ответ А.С. Хомякову

Статья г. Хомякова возбудила во многих из нас желание написать ему возражение. Потому я хотел сначала уступить это удовольствие другим и предложить вам статью об ином предмете. Но потом, когда я обдумал, что понятие наше об отношении прошедшего состояния России к настоящему принадлежит не к таким вопросам, о которых мы можем иметь безнаказанно то или другое мнение, как о предметах литературы, о музыке или о иностранной политике, но составляет, так сказать, существенную часть нас самих, ибо входит в малейшее обстоятельство, в каждую минуту нашей жизни; когда я обдумал еще, что каждый из нас имеет об этом предмете отличное от других мнение, тогда я решился писать, думая, что моя статья не может помешать другому говорить о том же, потому что это дело для каждого важно, мнения всех различны и единомыслие могло бы быть не бесполезно для всех.

Posted on Oct. 6th, 2009 at 08:37 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Жизнеописание Ивана Васильевича Киреевского (22 марта 1806 — 11 июня 1856)

Иван Васильевич Киреевский принадлежал к одному из старинных дворянских родов Калужской губернии.

В 1805 г. В.И.Киреевский женился на дочери владельцев соседнего имения Петрищево, Авдотье Петровне Юшковой. По материнской линии она происходила из старинного рода Буниных и приходилась племянницей замечательному русскому поэту Василию Андреевичу Жуковскому. Мать Авдотьи Петровны, Варвара Афанасьевна, была крестной поэту, и его детские годы прошли под ее опекой. Двадцать второго марта 1806 г. в Москве у Авдотьи Петровны и Василия Ивановича Киреевских родился первый сын. Согласно двухвековой традиции его назвали Иваном[6]. Всего в семье было четверо детей: сыновья Иван и Петр и дочери Дарья (умершая в младенчестве) и Мария.

Во время нашествия Наполеона В.И. Киреевский устроил в одной из своих деревень, Киреевской Слободке, приют для семейств, бежавших от французов из Минска, Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. А в Орле Василий Иванович принял на свое содержание и лечение госпиталь, в котором находилось около девяноста раненых, русских и французов. Василий Иванович всячески заботился о телесном и душевном здоровье своих подопечных, стараясь возбудить в наполеоновских солдатах любовь к вере Христовой; ухаживая за ранеными, он заразился тифом. Умер Василий Иванович 1 ноября 1812 г., в день святых бессребреников и чудотворцев, врачей Космы и Дамиана Асийских. В.И. Киреевского похоронили на родине, в Успенской церкви села Долбина.

Вскоре после похорон осиротевшее семейство Киреевских уехало в Муратово, орловское имение Екатерины Афанасьевны Протасовой, тетки Авдотьи Петровны. В имении, кроме хозяйки, жили и две ее дочери: Саша, крестница Жуковского, вошедшая в русскую литературу в образе Светланы из его баллады, и Маша, к которой поэт пронес нежную и глубокую любовь через всю свою жизнь. Сам Жуковский жил по соседству, выстроив себе домик в деревеньке Холх. Муратове кое общество иногда отправлялось за сорок верст в имение Чернь, где жило семейство Плещеевых. Как раз в их орловском доме и размещался госпиталь, в котором провел свои последние часы В.И. Киреевский. В Муратове, среди близких ей людей, Авдотья Петровна отогрелась душой. Семилетний Ваня Киреевский прослыл в округе непревзойденным шахматистом: с ним не решался играть даже пленный генерал Шарль Август Бонами, живший у Плещеевых (бригада этого генерала захватила в битве при Бородине батарею Раевского).

Однако заботы по управлению обширными владениями, расположенными в Калужской, Орловской, Тульской, Тверской и Владимирской губерниях заставили Авдотью Петровну вернуться в свое имение. В конце лета 1814 г., получив окончательный отказ в руке Маши Протасовой и отдав Холх в приданое своей крестнице Саше, Жуковский переехал в Долбино. Он прожил здесь около полугода и это время посвятил занятиям с восьмилетним Иваном Киреевским[7]. Василий Андреевич намеревался стать не только домашним учителем, но и опекуном сирот Киреевских. Однако планы по изданию собственных сочинений и — главным образом — неожиданное приглашение ко двору в качестве чтеца вдовствующей Императрицы Марии Федоровны вынудили поэта уехать.

Читайте также: