Хватцев вклад в логопедию кратко

Обновлено: 02.07.2024

Расстройства звуковой речи и полное отсутствие ее (немота) так же древни, как и сама речь.

По мере развития культуры, когда язык, как орудие прогресса и классовой борьбы, приобретал все более и более значительный удельный вес в общественной жизни, усиливается интерес к изучению и устранению расстройств его. Особенное внимание у всех народов, во все времена уделяется глухонемоте и заиканию, как наиболее тяжелым и трудно преодолимым формам речевых страданий.

Естественно, что первые интересующие нас сведения мы находим у представителей науки древней Греции и Рима, где культура слова была доведена до высокого совершенства.

Уже в IV и III вв. до н. э. появляются в Греции, у отцов научной медицины — Гиппократа и Аристотеля, подробные данные о недостатках речи. Причину их видят в дефектах звукопроизводящих органов, а также в неправильном выделении слюны и расстройстве работы мозга.

У Плутарха в I в. н. э. находим рассказ о методе, при помощи которого освободился от заикания величайший оратор Греции Демосфен.

До конца VII в. существовали две точки зрения на сущность логопатии и методов борьбы с ними: 1)логопатии — анатомофизиологические недостатки звукопроводящих органов, следовательно, избавляться от них нужно путем хирургических и т. п. приемов (оттягивающие кровь пластыри, кровопускание); 2)логопатии — внутренние болезни; необходимы, следовательно, внутреннее лечение, гимнастические упражнения для выработки речевых навыков и т. п.

ХВА́ТЦЕВ Ми­ха­ил Ефи­мо­вич (28.12.1883, Дат­нов, ны­не Дот­ну­ва, Лит­ва – 11.1.1977, Ле­нин­град), де­фек­то­лог, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ло­го­пе­дии в СССР. Окон­чил С.-Пе­терб. учи­тель­ский ин-т (1908) и ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. от­де­ле­ние Пет­рогр. ун-та (1918). С 1926 ло­гопед в шко­ле для ум­ст­вен­но от­ста­лых де­тей. В 1935–64 зав. ка­фед­рой сур­до­пе­да­го­ги­ки и ло­го­пе­дии Ле­нингр. гос. пе­да­го­гич. ин-та им. А. И. Гер­це­на. В 1949 по его ини­циа­ти­ве в Ле­нин­гра­де бы­ли от­кры­ты пер­вые ло­го­пе­дич. пунк­ты в об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лах, соз­да­но ме­то­дич. объ­е­ди­не­ние учи­те­лей-ло­го­пе­дов, ко­то­рым он ру­ко­во­дил мно­го лет. Х. впер­вые в отеч. ло­го­пе­дии обос­но­вал при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния ре­че­вых на­ру­ше­ний, раз­ра­бо­тал их клас­си­фи­ка­цию. Ав­тор пер­вых учеб­ных по­со­бий по ло­го­пе­дии для сту­ден­тов.

В приказе указывается на отсутствие в массовой школе должного внимания к этому делу, отмечается распространенность речевых расстройств среди насе­ления (у детей и у взрослых) и на вредность их в отно­шении успеваемости, психики и затруднений в педпроцессе. Предложено организовать особые логопеди­ческие школы, классы и группы. Рекомендовано издать специальное пособие для учителя и семьи. Занятия в этих учреждениях поручались лицам, окончившим педагогические факультеты по специальному отделе­нию, и учителям массовых школ.

В программу начальной школы был включен пункт об обязательности исправления недостатков речи.

В 1940 г. были утверждены штаты логопедов в системе Наркомздрава (по одной штатной единице в детской поликлинике), но квалификация и тарификация труда логопедов оставались неуточненными.




Решением Совета Министров СССР логопеды дет­ских поликлиник приравнены в правах к учителям неполно-средней школы с 25% надбавкой к зарплате.

Таким образом, бесплатная логопедическая помощь населению у нас в настоящее время занимает видное место. Сорокалетний опыт советской логопедии впол­не оправдал ее назначение и наметил пути ее дальней­шего развития.

Наиболее рациональным способом борьбы с недо­статками речи является логопедическая работа непо­средственно в самой школе, в детском саду, в детских яслях.

Для такой постановки дела необходима соответ­ствующая подготовка и доподготовка учителей началь­ной школы и работников дошкольных учреждений. Нужны: 1) введение курса логопедии в учебные планы заведений, подготовляющих эти кадры; 2) организация логопедических курсов, семинаров и практикумов для учителей и дошкольных работников.

Специальные учреждения обслуживают лиц с тя­желыми формами слухоречевых расстройств. Такие учреждения имеются теперь во всех крупных центрах: логопедический стационар при Научно-исследователь­ском институте дефектологии АПН в Москве, отделе­ния по расстройствам речи при отоларингологических институтах, школы для детей с расстройством слуха и речи, школы, классы и курсы для тугоухих, алаликов, заикающихся и косноязычных, школьные логопедичес­кие пункты. В каждой школе для умственно отсталых логопедическая работа учителей является обязательной, в школах с интернатами имеется логопед. Параллель­но со школьными логопедическими пунктами ведется также логопедическая работа в детских поликлиниках.

Взрослые граждане, страдающие речевыми нару­шениями, обслуживаются специальными отделениями в отоларингологических институтах и институтах по нервным болезням. Имеются вечерние школы для взрослых и подростков со слухо-речевыми расстрой­ствами.

При упомянутых учреждениях имеются консульта­ции для населения по вопросам речевых расстройств. Этими же учреждениями ведется логопедическая про­паганда среди широких слоев трудящегося населения (доклады, лекции, популярная литература).

Хватцев М.Е. ЛогопедияМ, 1959. — С. 466—469.

Организация массовой логопедической помощи
населению в СССР

В приказе указывается на отсутствие в массовой школе должного внимания к этому делу, отмечается распространенность речевых расстройств среди насе­ления (у детей и у взрослых) и на вредность их в отно­шении успеваемости, психики и затруднений в педпроцессе. Предложено организовать особые логопеди­ческие школы, классы и группы. Рекомендовано издать специальное пособие для учителя и семьи. Занятия в этих учреждениях поручались лицам, окончившим педагогические факультеты по специальному отделе­нию, и учителям массовых школ.

В программу начальной школы был включен пункт об обязательности исправления недостатков речи.

В 1940 г. были утверждены штаты логопедов в системе Наркомздрава (по одной штатной единице в детской поликлинике), но квалификация и тарификация труда логопедов оставались неуточненными.

Решением Совета Министров СССР логопеды дет­ских поликлиник приравнены в правах к учителям неполно-средней школы с 25% надбавкой к зарплате.

Таким образом, бесплатная логопедическая помощь населению у нас в настоящее время занимает видное место. Сорокалетний опыт советской логопедии впол­не оправдал ее назначение и наметил пути ее дальней­шего развития.

Наиболее рациональным способом борьбы с недо­статками речи является логопедическая работа непо­средственно в самой школе, в детском саду, в детских яслях.

Для такой постановки дела необходима соответ­ствующая подготовка и доподготовка учителей началь­ной школы и работников дошкольных учреждений. Нужны: 1) введение курса логопедии в учебные планы заведений, подготовляющих эти кадры; 2) организация логопедических курсов, семинаров и практикумов для учителей и дошкольных работников.

Специальные учреждения обслуживают лиц с тя­желыми формами слухоречевых расстройств. Такие учреждения имеются теперь во всех крупных центрах: логопедический стационар при Научно-исследователь­ском институте дефектологии АПН в Москве, отделе­ния по расстройствам речи при отоларингологических институтах, школы для детей с расстройством слуха и речи, школы, классы и курсы для тугоухих, алаликов, заикающихся и косноязычных, школьные логопедичес­кие пункты. В каждой школе для умственно отсталых логопедическая работа учителей является обязательной, в школах с интернатами имеется логопед. Параллель­но со школьными логопедическими пунктами ведется также логопедическая работа в детских поликлиниках.

Взрослые граждане, страдающие речевыми нару­шениями, обслуживаются специальными отделениями в отоларингологических институтах и институтах по нервным болезням. Имеются вечерние школы для взрослых и подростков со слухо-речевыми расстрой­ствами.

При упомянутых учреждениях имеются консульта­ции для населения по вопросам речевых расстройств. Этими же учреждениями ведется логопедическая про­паганда среди широких слоев трудящегося населения (доклады, лекции, популярная литература).

Читайте также: