Художник п соколов биография кратко самое важное
Обновлено: 05.07.2024
— исторический живописец, род. в 1753 г., умер 20 апреля 1791 г. в Петербурге. Был крепостным человеком княгини Голицыной, которая впоследствии отпустила его на волю. 10-ти лет от роду С. поступил в число воспитанников-пансионеров Императорской Академии Художеств, где скоро оказал большие успехи в рисовании (в 1767 г. он, между прочим, получил серебряную медаль за рисунки с натуры). Главным наставником С. в живописи был Д. Левицкий; немалое влияние на развитие художественного его таланта имел и А. Лосенко, продолжателем которого С. является во многих отношениях. В 1770 г. получил малую золотую медаль за картину, написанную по программе: "из российской истории, о удержании Владимиром нанесенного от Рогнеды на него сонного и на тот час пробудившегося удара ножом". В этом же 1770 г. С. окончил курс Академии и был оставлен при ней пенсионером для усовершенствования в живописи. В 1772 г. С. был удостоен большой золотой медали за программную картину: "Кирилл Философ греческой: по изъяснении разных вер показывает Великому Князю Владимиру завесу с изображением страшного суда". В следующем, 1773 г. С. был отправлен на казенный счет за границу, откуда неоднократно присылал Императорской Академии Художеств свои произведения. В Риме С. работал под руководством П. Баттони и Натуара. В 1778 г. С., за присланные из Италии картины: "Меркурий и Аргус" (находится в музее Императора Александра III в Петербурге) и "Дедал привязывает крылья Икару" (находится в музее Императорской Академии Художеств), был признан назначенным в академики. В 1782 г. С., за представленную им Академии картину "Венера и Адонис" (находится в музее Академии Художеств), был избран в академики. Еще с 1780 г. С. начал преподавать в Академии Художеств живопись, а в 1785 г. был возведен в звание адъюнкт-профессора. Немногочисленные художественные работы Соколова свидетельствуют о его большом природном даровании, развитие которого остановила ранняя смерть. По замечанию одного старинного биографа Соколова (1804 г.), "он имел большие способности к достижению имени хорошего художника и был бы отличен, если бы держался скоротечность в работах и свободности, свойственной руке Джордано, для которой был рожден. Но, прибыв в Рим, слепо пленился манерою Помпео Батони, нимало таланту его не coответственной, а потому сделался робок в произведениях и уклонился от той стези, которую предназначала ему собственная способность. ".
Биография П. И. Соколова в "Северном Вестнике" 1804 г., часть I, стр. 351. — П. Н. Петров, Сборник материалов для истории Императорской Академии Художеств за сто лет ее существования, СПб. , 1864—1866 гг. — А. Сомов, Картинная галерея Императорской Академии Художеств. I. Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. , 1872 г. — А. Новицкий, История русского искусства, М., 1899—1903 гг. — Д. А. Ровинский, Подробный словарь русских гравированных портретов, 1889 г. — Энциклопедическ. словарь Брокгауз-Ефрон.
Соколов, Петр Иванович (живописец)
(1753—1791) — исторический живописец; родился крепостным человеком княгини Голицыной и, будучи отпущен ею на волю, десяти лет от роду поступил в число воспитанников Имп. академии художеств. Здесь главным его наставником был Д. Левицкий. При окончании академического курса, в 1870 г., он получил малую золот. медаль за картину "Владимир и Рогнеда" и для дальнейшего своего усовершенствования оставлен при Академии пенсионером. В 1772 г. был удостоен больш. зол. медали и в следовавшем за тем году отправлен на казенный счет за границу. В Риме работал под руководством П. Баттони и Натуара. В 1778 г. признан назначенным в академики за картины: "Меркурий и Аргус" (наход. в Музее имп. Александра III) и "Дедал привязывает крылья Икару" (в Музее Акад. худ.). В 1782 г., за картину: "Венера и Адонис" (в Музее Акад.), получил степень академика. Еще пред тем, в 1780 г., начал преподавать в Академии историческую живопись. В 1785 г. возведен в звание адъюнкт-профессора. Вообще этот художник, в немногочисленных оставшихся после него произведениях выказал большое дарование, и если бы смерть не пресекла его деятельности слишком рано, он мог бы занять очень видное место в истории русского искусства, как продолжатель того эклектического направления, которое сообщил русской живописи А. Лосенко.
Петр Федорович Соколов (Pyotr Fyodorovich Sokolov; родился в 1791 году — умер 3 августа 1848 года) был русским живописцем первой половины XIX столетия, ставшим основателем жанра акварельного портрета в России. В творчестве Петра Соколова отразилась эстетика пушкинской эпохи, которую называют золотым веком русской культуры. Картины этого акварелиста представляют собой обширную портретную галерею современников автора, включая членов императорского дома, писателей, поэтов и декабристов.
Биография Петра Федоровича Соколова
Петр Федорович Соколов появился на свет в 1791 году в Москве. Детство его было неблагополучным: изначально обеспеченный отец проиграл в карты все имущество и умер, когда его сыну было меньше года. Оставшись одна, мать будущего художника жила очень бедно. В 1800 году она переезжает в Санкт-Петербург в надежде пристроить сына учиться за казенный счет. В училище при Императорской академии художеств бесплатно принимали одаренных мальчиков, и знакомый чиновник помог воспользоваться этой возможностью.
В 1810 году Соколов выпустился со званием художника 14 класса. Вскоре он стал зарабатывать частными уроками и созданием портретов. Его ранние работы были графическими — написанными сангиной или итальянским карандашом. Как только портретист в достаточной степени овладел техникой акварели, успех пришел к нему очень быстро. Заказчиков было множество — в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Порой они дожидались своей очереди в течение месяца.
Нежные и воздушные образы, создаваемые этим художником, приводили в восторг русское общество. Важным преимуществом акварельной живописи было то, что она не требовала долгого и утомительного позирования.
Славной традицией стало приглашение Петра Соколова на дворянские свадьбы. Один из заказчиков шутил, что без талантливой руки этого живописца брак будет недействительным, как без священника. В 1821 ему предложили написать портрет князя Александра Николаевича, будущего Александра II, в трехлетнем возрасте. Работа получилась удачной, и за ней последовали новые заказы от императорской семьи. После восстания декабристов художник написал портреты многих его участников и их жен. Некоторые из работ отправилась в Сибирь вместе со ссыльными.
Большую часть жизни Петр Соколов прожил в Санкт-Петербурге, но часто бывал в Москве и в 1846 году переехал туда окончательно. Зрение живописца с возрастом стало ухудшаться, но он продолжал выполнять многочисленные заказы. Однажды он поехал в имение Ольги Орловой-Давыдовой под Харьковом и попал в зону эпидемии холеры. Там художник умер 3 августа 1848 года.
Петр Соколов был женат на младшей сестре Карла Брюллова Юлии. В семье родилось четверо сыновей. Один из них умер ребенком, а трое — Петр, Павел и Александр — тоже стали известными художниками. Сохранившееся творческое наследие Петра Федоровича включает более 500 работ, которые сейчас выставляются в ведущих музеях России, включая Государственный Русский музей, Эрмитаж и Третьяковскую галерею.
Самые известные картины Петра Федоровича Соколова
Картины Петра Федоровича Соколова отличаются тонкой и легкой манерой письма. Портреты выглядят живыми и естественными, хотя в них нет излишней детализации, а цветовая гамма редко бывает яркой и многоцветной. Вот несколько знаменитых акварелей художника:
На портале Very Important Lot удобно приобретать произведения искусства и шедевры антиквариата в режиме онлайн, участвуя в тематических арт-аукционах. Посетители сайта также могут недорого купить картины, рисунки и гравюры современных художников.
Соколов, Пётр Фёдорович — (1791, Москва — 3(15).8. 1848, с. Старый Мерчик, Харьковская губ) живописец, акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры, вытеснившего в 1820-40-х гг. портретную миниатюру.
Пётр Фёдорович родился в обеспеченной московской семье. Отец, заядлый картёжник, проигрался, и за долги дом и все имущество были описаны, так что в 1800 году его жена была вынуждена поехать с малолетним сыном в Санкт-Петербург, с надеждой пристроить ребенка куда-нибудь на казенный счет. Единственным местом могла стать Академия художеств, в которую на иждивение и обучение набирали малолетних отроков, как правило, сирот или мальчиков из среды бедных людей вольного звания. Имея некоторые связи в столице, матери удалось осуществить задуманное. В 1800 году Пётр Фёдорович был принят в воспитанники Императорской Академии художеств и учился в ней под ближайшим руководством профессор В. Шебуева.
Его акварельные портреты для нас — своеобразные окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир люди — светские красавицы и блестящие офицеры, писатели и художники, музыканты и государственные деятели, представители Высочайшего двора, генералы, участники Отечественной войны 1812 года, декабристы, чиновники, кавалерственные дамы, фрейлины, щеголи. Он портретировал столь многих, что в лицах, им представленных, оживают целые страницы этого периода истории России. Он создал более пятисот произведений, хранящихся в больших и малых музеях России и частных коллекциях.
Лучшие произведения П.Ф.Соколова не имеют себе равных. Его имя неразрывно связано с пушкинской эпохой. Без его рисунков и акварелей, невозможно представить себе портретную галерею современников поэта.
Андромаха оплакивает убитого Гектора
Великая княжна Мария Николаевна. Конец 1820 х
A GIRL (DOUBLE-SIDED)
'PORTRAIT OF A YOUNG GENERAL AND A GIRL (DOUBLE-SIDED)' приобретены на Sotheby's London 'Russian Pictures' в 2017 за $43,010.
Поначалу он бедствовал, но довольно скоро, начал давать уроки живописи и стал заниматься графическим портретом, исполненным в технике итальянского карандаша, а затем и акварелью, имевшие большой успех. Благодаря этим портретам, круг знакомств его очень скоро расширился.
Сергей Фёдорович Голицын
Акварельная живопись Петербурга и России достигала исключительного расцвета в последние десятилетия XIX и первые два десятилетия ХХ века. Во времена, когда ещё не было фотографий, быстрота исполнения, возможность фиксировать образ без многочислнных и утомительных сеансов позирования, воздушность колорита, акварель пользовалась успехом в высших и средних слоях русского общества.
Барон Александр Людвигович Штиглиц (1814 1884)
Акварельные портреты заказывались всеми членами царствующего дома, аристократами, великосветскими красавицами, высшими военными чинами, министрами, дипломатами, всеми сколько - нибудь состоятельными людьми. Иметь свою домашнюю коллекцию акварелей до 1917 года считалось признаком хорошего тона и благосостояния. В ту пору, было принято заказывать графические портреты близких, друзей, родных. Такие портреты сопровождали владельцев и в путешествиях, и дома; их вешали на стену или ставили на стол.
В 1821 году по рекомендации флигель-адъютанта графа С.Ф.Апраксина, с которым П.Ф.Соколов был дружен, художника пригласили для работы в Аничков дворец. Удачно исполнив портрет трехлетнего великого князя Александра Николаевича, будущего императора, он стал получать заказы от императорского дома.
Портрет великого князя Константина Николаевича в детстве
Насколько достоверен этот анекдот, переданный в мемуарах сыном художника Павлом, сказать трудно. Однако, безусловно, странно, что Соколов, выполнявший так много заказов двора, при всем его необыкновенном таланте и популярности так и не удостоился звания придворного художника. Впрочем, и звание академика портретной акварельной живописи ему было присвоено лишь в 1839 году. Не имея достаточных биографических сведений, можно лишь предполагать, что одной из известных причин столь медленной карьеры было неудовольствие, некогда высказанное императором.
Максимилиан, герцог Лейхтенбергский
Князь Сергей Васильевич Трубецкой (1815 1859)
Акварельные портреты Соколова отличаются тонкостью характеристик, им свойственна легкая, подвижная манера письма. Художник стремился избегать детализации в рисунке, отказывался от многоцветия в колорите, умело подбирая красочные полутона. Соколов писал акварелью, не прибегая к белилам и не нанося предварительного карандашного контура. Прозрачность и чистота акварельных красок, когда сквозь них просвечивает белая бумага, точность моделировки, свобода и виртуозность красочного мазка делают портреты, созданные Соколовым, живыми и естественными.
Портрет графа Николая Александровича Самойлова
Лицо художник прорабатывал детально мелкими, почти точечными мазочками, фигуру и одежду писал свободно и широко. Фигуры на портретах (особенно женских) выглядят воздушными, словно бы очерченными штрихами. Так, в портрете С.Ф.Толстой фигура молодой женщины кажется очерченной всего несколькими штрихами и плавными линиями. Белое платье и нежную кожу смуглого лица контрастно оттеняют черные локоны, украшенные коралловой веткой.
Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах. 1830 е
Портрет В.Г.Строганова. До 1833г
Художник, оказал немалое влияние на русских портретистов-акварелистов середины XIX. П.Ф.Соколов не только познакомил Александра и Карла Брюлловых (братьев его жены) с тайнами своего мастерства, но проявил заботу и об их жизненном благополучии.
Изящество композиции, красота неяркого колорита, особое поэтическое очарование, свойственное образам Соколова, заставляют нас и теперь, по прошествии более полутораста лет, высоко ценить его искусство.
Комната художника П.Ф. Соколова в доме П.В. Нащокина в Воротниковском переулке в Москве. 1824 г
Некоторое время жил в Петербурге, занимаясь устройством своих дел и судьбой сыновей. Заказов по-прежнему было множество, но начинало слабеть зрение. Вскоре семья переехала в Москву и поселилась на Мясницкой улице.
В 1848 году по приглашению графини О. И. Орловой-Давыдовой художник гостил в её имение Мерчик, близ Харькова, где заразился свирепствовавшей тогда холерой и после тяжелых страданий умер 3 августа. Был похоронен на местном кладбище.
Юлия Павловна Соколова, урожденная Брюлло (около 1804–1877), сестра К.П. и А.П. Брюлловых, с 1820 года жена П.Ф.Соколова. Государственный музей А.С.Пушкина
Соколов, Пётр Петрович (1821—1899) — жанрист и портретист, академик (1899) ИАХ;
Соколов, Павел Петрович (1823—1826) умер в младенчестве
Соколов, Павел Петрович (1826—1905) — живописец, акварелист, академик (1864) ИАХ;
Соколов, Александр Петрович (1829—1913) — акварелист-портретист, академик (1859), действительный член (1896) ИАХ.
Мария Трофимовна Пашкова, ур. Баранова (1803/1807- 1887) с дочерью Александрой (1829-1916), в замуж. Апраксина. Мария Трофимовна выпускница Смольного ин-та, фрейлина, дочь Т.О.Баранова (1779-1828) и Ю.Ф. Адлерберг (1789-1864), с 1829 года жена Михаила Васильевича Пашкова (1802-1863).
Александр Григорьевич Демидов (1803 1853), чиновник, старший сын Г.А.Демидова.
Александр Николаевич Хитрово (1805 1865)
Алексей Никитич Пещуров (1779 1840)
Виельгорский Матвей Юрьевич
Владимир Степанович Апраксин (1796 – 1833)
Граф Василий Дмитриевич Олсуфьев
Граф Лев Александрович Соллогуб
Граф Павел Алексеевич Бобринский (1801—1830)
Граф Павел Иванович Тизенгаузен
Кампиони Сантин Петрович (1774 1847), скульптор.
князь Александр Фёдорович Голицын Прозоровский
князь Михаил Фёдорович Голицын (1800 1873) попечитель Голицынской больницы.
Князь Пётр Андреевич Вяземский (1792–1878)
Лев Александрович Нарский (1816—1842), копиист, актер и архитектор.
Михаил Иванович Леонтьев (1824—1885), правнук генералиссимуса А. А. Суворова
Пётр Фёдорович отличался благородными качествами души, веселым и открытым характером, был интересным и остроумным собеседником.
Портрет П. Ф. Соколова, работы В. А. Тропинина
Многие живописцы занимались акварелью. Но достичь таких высот в акварельном портрете, на которые поднялся П.Ф. Соколов, удавалось единицам. Его слава портретиста-акварелиста была настолько велика, что не иметь его портрета в высшем обществе было признаком не слишком удавшейся жизни.
Действительно, талант П.Ф. Соколова восхищает:
Портрет С.А. Урусовой, 1827, бумага, акварель, карандаш (Княжна Софья Александровна Урусова (1804–1889), одна из трех дочерей обер-гофмейстера князя А.М.Урусова)
Портреты Екатерины Павловны Бакуниной (1828)
Портрет графини Е.Т. Разумовской, (1817), бумага, итальянский карандаш, сангина, пастель, акварель
Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой (1826)
Портрет А.О. Витали Аделаида Осиповна Витали, жена скульптора И.П. Витали (1839)
Портрет неизвестной в голубой пелерине с горностаем (1843)
Полные красоты и очарования они действительно являются акварельными гимнами русским женщинам.
В 1820 году Пётр Фёдорович женился на Юлии Павловне Брюлловой (1804 - 1877), сестре знаменитого Карла Брюллова, с которым поддерживал дружеские отношения. Этот союз был счастливым, муж и жена во всем находили полное согласие и переживали вынужденные разлуки, связанные с поездками мастера для исполнения заказов. В семье Соколовых было три талантливых сына, которые также стали художниками и академиками Императорской Академии художеств.
Портрет А.С. Пушкина, (1836)
Портреты П.Ф. Соколова это портреты реальных людей, портреты светских красавиц и блестящих офицеров, писателей и художников, музыкантов, государственных деятелей, представителей Высочайшего двора, генералов, участников Отечественной войны 1812 года, декабристов, чиновников и фрейлин. Во многом благодаря ему, мы сегодня знаем, как выглядели друзья и враги Пушкина, персонажи светского общества Петербурга и Москвы в период от начала и до середины 1800-х годов.
Прикоснемся к тонкому и возвышенному мастерству нашего замечательного художника
Портрет Идалии-Марии Полетики, 1820-е г.
Портрет В.А. Жуковского, 1820-е г.
Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах, 1830-е г.
Портрет О.П. Ферзен, ур.Строгановой,1830-е г.
Князь Сергей Васильевич Трубецкой (1815-1859), 1835 г.
Княгиня Луиза Трофимовна Голицына (1810-1876)
Портрет Леонтия Васильевича Дубельта (1792-1862), генерал от кавалерии, начальник тайной полиции, 1834 г.
Княжна Елена Васильевна Мещерская, с 1842 года жена принца Каликста Бирона, 1830-е г.
Алексей Никитич Пещуров (1779-1840), псковский уездный предводитель дворянства, помогал П.Ф.Соколову в работе над альбомом " Виды Пскова", был покровителем художника
Портрет неизвестной, 1826 г.
Сергей Фёдорович Голицын (1812-1849), поручик, штабс-ротмистор, 1835 г.
Аделаида (Аглая) Павловна (1799-1882) Голицына, ур. Строганова - фрейлина, кавалерственная дама ордена св. Екатерины меньшего креста, с 1821 года жена князя В.С.Голицына, 1840-e г.
Портрет А.А. Бобринского, 1830-е г.
Портрет великого князя Константина Николаевича в детстве. Конец 1820-х г.
Черткова Елена Григорьевна (1800-1832)
Портрет графини Ольги Александровны Орловой (1807–1880), 1829 г.
Князь Михаил Фёдорович Голицын (1800-1873) - попечитель Голицынской больницы.
София Александровна Бобринская (1799-1866)
Портрет Волконского Сергея Григорьевича. Конец 1816-начало 1817 г.
М.П.Кикина (1816-1856) в замужестве Волконская, изображена в русском придворном платье фрейлины.
Граф Валентин Григорьевич Строганов (1801 - 1833), сын барона Г.А. Строганова
Елена Григорьевна Черткова (1800-1832), дочь барона Г.А.Строганова
Павел Петрович Ланской (1792 - 1873)
Портрет П.Н. Рюминой, (1847)
Князь Пётр Андреевич Вяземский (1792–1878)
Павел Григорьевич Демидов (1809-1858), корнет, сын Г.А.Демидова (1765-1827)
Надежда Ивановна Голицына, урожденная графиня Кутайсова (1796–1868), фрейлина Высочайшего двора
Портрет Д.В.Веневитинова, (1827)
Князь Сергей Васильевич Трубецкой (1815—1859)
Анна Алексеевна Андро, графиня де Ланженрон, урожденная Оленина
Князь Александр Фёдорович Голицын (1796-1864), сын Ф.Н.Голицына, камергер. Был женат на Надежде Ивановне Кутайсовой (1796-1868)
Портрет баронессы Александры Николаевны де Мальвирад (1802-1891)
Творческое наследие П.Ф.Соколова насчитывает более пятисот портретов современников. Они находятся в крупнейших музейных хранилищах страны: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и других, также хранятся и в частных собраниях в России и за рубежом.
"Живописец людям дарит чувства,
Душу обнажая на бумаге -
Акварель - великое искусство!
Утоляет жажду каплей влаги. " - Владимир Зайченко "Акварель"
Читайте также: