Махаяна в буддизме это кратко

Обновлено: 25.06.2024

С первых веков н. э. М. начала распространяться в Китае, Тибете, Корее, Японии, позже в Монголии и других странах. Большинство канонических текстов М. в Индии было составлено на санскрите, в странах распространения М. — также на местных языках. Для М. характерны пышные религиозные обряды.

Лит.: Асвагоша, Жизнь Будды, М., 1913; Арнольд Э., Свет Азии, 2 изд., СПБ, 1906; Шюрэ Э., Сакия-Муни древний мудрец, М., 1897; Suzuki D. Т., Outlines of Mahâyâha Buddhism, L., [1907]; Sogen J., Systems of Buddhistic thought, Calc., 1912. См. также литературу при статье Буддизм.

Махаяна — Великая (Большая) колесница буддийского пути, проходя по которому, буддисты стремятся достичь Пробуждения во благо всех живых существ. В основе теории и практики Махаяны лежит развитие бодхичитты и внеличностной (запредельной) мудрости Праджняпарамиты.

Махаяна — это свод учений для идущих по Пути Бодхисаттвы (вследствие чего изредка можно встретить ещё одно её название — Бодхисаттваяна). Она включает Сутру и Тантру.

Численность приверженцев Махаяны на конец XX века — около 600 миллионов человек.

Содержание

Этимология

Самые ранние тексты Махаяны часто показывают термин Махаяна как синоним Бодхисаттваяна, но термин Хинаяна сравнительно редок в ранних источниках. Предполагаемая дихотомия Махаяны и Хинаяны может быть обманчивой, поскольку эти два условия на самом деле не формировались в отношении друг к другу в ту же эпоху [4] .

Среди первых и наиболее важных ссылок на термин Махаяна содержатся в Лотосовой сутре ( Saddharma Puṇḍarīka Sūtra IAST ), появившейся между I веком до н. э. и I веком нашей эры [5] . Сэйси Карасима предположил, что термин, первоначально использованный в ранней гандхарской версии Лотосовой сутры, был не mahāyāna, а mahājāna, пракритская форма санскритского mahājñāna (великое знание) [6] . На более позднем этапе, когда сутра была переведена на санскрит, слово превратилось в mahāyāna, возможно, из-за двойного смысла в знаменитой притче о горящем доме из упайи, которая говорит о трёх путях (санскр. яна) [7] [8] .

История

Предпосылки Махаяны

Согласно ряду исследователей, направление махасангхики стало основой для махаяны [9] [10] . Оно сформировалось, отколовшись от тхеравады во время Первого и Второго буддийских соборов. Причинами отделения послужили вопросы социальной жизни монахов, где махасангхики настаивали на более либеральных интерпретациях, и разногласия о природе архата. Махасангхики образовали северную традицию (бэйчуань, 北传), включавшую в себя 20 буддийских школ, использовавших праджняпарамитские сутры [10] .

Ранний буддизм Махаяны





Происхождение Махаяны

Не существует никаких доказательств того, что Махаяна является отдельной формальной школой или сектой буддизма, но было то, что она существовала как определённый набор идеалов, а затем доктрин, для бодхисаттв [16] . Пол Уильямс также отметил, что в Махаяне никогда не было и никогда не пытались добиться отдельной Винаи или согласования с линией школ раннего буддизма, и поэтому каждый бхикшу или бхикшуни придерживались Махаяны формально и принадлежали к ранней школе. Это продолжается и сегодня с Дхармагуптакой, согласованной с линией в Восточной Азии, и Муласарвастивада, согласованной с линией в тибетском буддизме. Поэтому у Махаяны никогда не было отдельного соперника из ранних школ [17] .

Китайский монах Ицзин, который побывал в Индии в VII веке, отличает Махаяну от Хинаяны следующим образом [18] :

Обе принимают одну и ту же Винаю, и у них есть общие запреты из пяти преступлений, и та же практика Четырёх Благородных Истин. Те, кто почитают бодхисаттв и читает сутры Махаяны, называются махаянистами, а те, кто этого не выполняет, называются хинаянистами.

Большая часть ранних сохранившихся свидетельств происхождения Махаяны приходит из ранних китайских переводов текстов Махаяны. Эти учения Махаяны впервые распространялись в Китае благодаря Локакшеме, первому переводчику сутр Махаяны на китайский язык во II веке. [19]



Старейшие сутры Махаяны

Некоторые ученые традиционно считают ранними сутрами Махаяны первые версии Праджняпарамиты, наряду с текстами о Будде Акшобхья, которые, вероятно, были написаны в I веке до нашей эры в южной Индии [20] [21] [22] . Некоторые ранние сутры Махаяны были переведены кушанскими монахами, пришедших в Китай из царства Гандхары. Первые переводы на китайский были сделаны в китайской столице Лоян между 178 и 189 годами [19] . Некоторые сутры Махаяны переведены во II веке и включают следующее [23] :



Махаянская триада, в том числе Бодхисаттва Майтрея, Будда и Бодхисаттва Авалокитешвара. II—III век, Гандхара.

Старейшие надписи

Следует отметить, что эти расхождения между переводом текстов и эпиграфическими доказательствами предполагают существование отличий школ Махаяны от школ Хинаяны. Эта точка зрения была в значительной степени опровергнута в последнее время, так как Махаяна в настоящее время признаётся в качестве традиции в контексте ранних буддийских школ, а не как отдельное движение.

Поздний буддизм Махаяны

В период позднего буддизма Махаяны, развивалось четыре основных философских направлений: Мадхъямака, Йогачара, теория Тахагата-гарбхи, и буддийская логика [30] . В Индии Махаяну стали представлять две основные философские школы — Мадхьямака и позже Йогачара [31] .

Наследие раннего буддизма Махаяны

Ранние формы Махаяны, такие как доктрины и учения Праджняпарамита, Йогачара, Природа Будды и Буддизм Чистой Земли всё ещё очень популярны в Восточной Азии. В некоторых случаях они получили достаточное развитие, в то время как в других ситуациях они рассматриваются более традиционно. Пол Уильямс отметил, что в этой традиции на Дальнем Востоке первостепенным было изучение сутр [32] .

Наследие позднего буддизма Махаяны

Поздние формы буддизма Махаяны в Индии лежат в основном в школах Эзотерического буддизма. Они были заменены в Индии и Центральной Азии после прихода ислама (Суфизм и др.) и индуизма. Они по-прежнему существуют в некоторых районах Гималаев. В отличие от восточно-азиатских традиций, наблюдается сильная тенденция в тибетском буддизме и гималайских традициях косвенный подход к сутре, через посредство экзегетического трактата [32] .

Доктрина



О буддизме Махаяны мало что можно сказать с уверенностью [33] , особенно это касается его ранней индийской формы; кроме того, Махаяна практикуется в китайском, вьетнамском, корейском, тибетском и японском буддизме [34] . Махаяну можно охарактеризовать как слабо связанную коллекцию из большого количества учений с большими и экспансивными доктринами, которые могут сосуществовать одновременно [35] .

Махаяна является исключительно традиционной и характеризуется плюрализмом и принятием новых сутр в дополнение к ранним текстам Агам. Махаяна видит себя в качестве проникающей дальше и глубже в дхарму Будды. Существует тенденция в сутрах Махаяны, рассматривающая присоединение к этим сутрам как генерацию духовных благ. Таким образом сутра Śrīmālādevī-siṃha-nāda утверждает, что Будда показал, что преданность Махаяне изначально выше в своей добродетели к следующим ученикам. Или к пути пратьекабудд [36] .

Большинство школ Махаяны верят в сверхъестественных бодхисаттв, которые посвящают себя Парамите (санскр. pāramitā), окончательному знанию (санскр.sarvajñāna), и освобождению всех живых существ. В Махаяне Будда рассматривается как конечное, высшее существо, во все времена, во всех существах, и во всех местах, где пребывали бодхисаттвы, чтобы представить универсальный идеал из альтруистических качеств.



Универсальность

В традиции Махаяны считают, что достижение уровня Архата не является окончательным. Это основано на тонких доктринальных различиях между Махаяной и некоторыми мнениями, содержащимися в ранних буддийских школах, касающихся вопросов Нирваны и окончательной Паринирваны. Позиции Махаяны здесь похожи на ранние школы Махасангхики (mahāsāṃghika).

Некоторые из ранних школ считают, что паринирвана всегда следует за нирваной — состояние достижения Архата не считается окончательным, и должно быть сменено Бодхисаттвой.

Это отличие наиболее ярко проявляется в отношении доктринальной озабоченности по поводу возможностей Будды после нирваны, которая определяется ранними школами как паринирвана. Среди ранних школ, полностью посветленных Будде (санскр.samyaksaṃbuddha), есть такие, которые не в состоянии прямо указать путь к нирване после смерти. Однако некоторые школы Махаяны, считают, что раз полностью просветлённый Будда (санскр.samyaksaṃbuddha) возникает, то он по-прежнему прямо и активно указывает путь в нирвану, пока есть существа, находящиеся в сансаре. Следовательно, некоторые школы Махаяны говорят о бодхисаттве, намеренно воздерживаясь от Будды [40] .

Ранние школы считали, что Майтрея будет следующим Буддой, который вновь откроет путь к нирване, когда учения Будды Гаутамы будут забыты. Идея некоторых школ Махаяны, что Майтрейя станет следующим Буддой и восстановит дхарму, когда она больше не будет существовать, но когда он умрёт (или войдёт в махапаринирвану), он будет также продолжать учить дхарме. Кроме того, некоторые школы Махаяны утверждают, что хотя это правда, что Майтрейя будет следующим Буддой, есть бесконечное число мировых систем, многие из которых в настоящее время активно проявляются у будд или бодхисаттв.

Традиции Махаяны утверждают, что в конечном итоге все достигнут полного просветления (санскр.Anuttarā Samyaksaṃbodhi). Махаяна обозначена как универсальная, в то время как позиция ранних писаний говорит о том, что достижение нирваны зависит от усилий и что оно не предопределено [41] .



Бодхисаттвы

Традиция Махаяны считает, что лишь освобождение от страданий и достижение нирваны является слишком узким стремлением, потому что этому не хватает мотивации активно освобождать всех других живых существ из сансары. Тот, кто участвует в этом пути, именуется Бодхисаттвой.

Шесть совершенств (санскр.pāramitā), традиционно необходимые для бодхисаттв:

Целесообразные средства

Освобождение

Природа Будды

В метафизике Махаяны доминировали учения о пустоте, в виде философии Мадъямаки. Язык, используемый при таком подходе в первую очередь отрицателен, и жанр сутр природы Будды можно рассматривать как попытку состояния православного буддийского учения взаимозависимого происхождения и на таинственной реальности нирваны использованы на положительном языке вместо этого, чтобы люди не отвернулись от буддизма, усвоив при этом ложное впечатление нигилизма. Конечная цель пути характеризуется использованием ряда положительного языка, который был использован ранее в индийской философии эссенциалистских философов, но в настоящее время превращается в новый буддийский словарь, который описал существо, которое успешно завершило буддийский путь [50] .

Махаяна и школы Тхеравады

Роль бодхисаттвы

В ранних буддийских текстах, и учениях современных школ Тхеравады, учение Будды в будущем рассматривается как с меньшим числом последователей. Сегодня есть программы в интересах будущих поколений. Они заключаются в том, чтобы не потерять учения Будды, но всё же в нынешнюю эпоху для большинства практикующих нет особой необходимости участвовать в подобных программах. Источники Тхеравады, тем не менее, считают, что это более совершенная добродетель [54] .

Тхеравада и Хинаяна

Хотя школы Тхеравады обычно описываются, как принадлежащие к Хинаяне [55] [56] [57] [58] [59] , некоторые авторы утверждают, что это не следует рассматривать с точки зрения Махаяны. Их мнение основывается на различном понимании концепции Хинаяны. Вместо того, чтобы в отношении термина как относящиегося к любой школе буддизма, что не принято каноном и доктринами Махаяны, те, которые касаются роли бодхисатвы [56] [58] , авторы показывают, что классификация школ Хинаяны должна быть в решающей степени зависеть от соблюдения конкретных феноменологических позиций. Они указывают, что в отличие от ныне не функционурующей школы Сарвастивады, которая была главным объектом критики Махаяны, Тхеравада не претендует на существование независимых лиц (дхармы), и в этом она сохраняет отношение раннего буддизма [60] [61] [62] . Приверженцы буддизма Махаяны не согласны с субстанциалистской мыслью о Сарвастиваде и Саунтрантике, но зато подчеркивают доктрины пустоты; Калупахана считает, что они всегда старались сохранить более ранние учения [63] . В Тхераваде слишком опровергнуты Сарвастивада и Саунтрантика (и другие школы) на том основании, что их теории были в конфликте с не-субстанционным каноном. Аргументы Тхеравады хранятся в писании Kathāvatthu [64] . Таким образом, согласно этой точке зрения, ни одна из форм буддизма Хинаяны не дошла до наших дней.

Некоторые современные деятели Тхеравады симпатизируют махаянским текстам, таким как Сутра Сердца (санскр. प्रज्ञपारमिता हॄदयसूत्र , Prajñāpāramitā Hridaya Sūtra IAST ) и Нагарджуны Основные Строфы на Срединный Путь (санскр. Mūlamadhyamakakārikā) [65] [66] [67] .

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Статьи: История – Хронология • Школы • Тексты • Страны • Культура • Храмы • Категории: Терминология | Люди

Три колесницы – Три Пути. Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна

В буддизме выделяют три основных направления Пути самосовершенствования, называя их Три Яны, Три Колесницы.

Все они ведут к одной цели. Деление связано с тем, что Будда передал разные методы для людей с разными способностями к духовному развитию.

Каждое направление имеет своих последователей. Разные люди – разные методы.

Суть знания, переданного Буддой выходит за пределы человеческого измерения. Для ясного понимания этого знания принята некая форма, такая как Три Колесницы, каждая из которых содержит свои особые наставления, методы, постижения этого знания.

Хинаяна

Традиция Хинаяны опирается на то, что можно назвать первыми учениями Будды, начиная с его знаменитой проповеди о Четырех Благородных Истинах: страдании, источнике страдания, возможности прекращения и способе прекращения страдания.


Махаяна

Традиция Махаяны возникла на севере Индии и распространилась преимущественно в Китае, Тибете и Японии. Она переосмысляет сложившиеся в Хинаяне положения о мироустройстве и духовном Пути, раскрывая смысл Учения Будды совершенно по новому.

Основа Махаяны и Хинаяны – Сутры.

Это писания, пришедшие к практикам древности в форме духовного откровения. Предполагается, что Сутры были переданы Буддой. Но Буддой уже не в форме конкретного исторического лица, Будды Шакьямуни, а как проявление природы Будды как таковой, вневременной, всеобъемлющей - метафизической реальности, запредельной относительно человеческого Ума.

Ваджраяна


Цели трёх колесниц

Хинаяна: Нирвана

Махаяна и Ваджраяна: Благо всех существ

Важно отметить: последователи Хинаяны верят, что Будда – конкретное историческое лицо, Учитель, обретя Просветление действительно ушел в Нирвану. То есть перестал существовать в нашей реальности. Это воззрение - ключевое отличие восприятия явлений в Хинаяне и Махаяне.

Кем был Будда?

Хинаяна: Будда – человек, достигший Просветления

Махаяна: Будда – метафизическая Реальность

Сутры Махаяны указывают на то, что Нирвана – это уловка на пути, а Будда, Татхагата – нечто, гораздо большее, чем явленное миру тело Будды Шакьямуни. Будда – это аспект реальности, первоприрода, первоматерия, источник всего сущего. И потому Будда, воспринимаемый таким образом, не может "покинуть" Сансару. Он пребывает в ней внутри каждого из нас.

бутан, гнездо тигрицы, монастырь

Об этом можно прочесть в Татхагатагарбхе сутре:

Идеальная личность

Хинаяна: Архат

Махаяна: Бодхисаттва

Архат

Идеалом Хинаяны является Архат – святой монах, собственными усилиями достигший Нирваны, цели пути в рамках этой традиции.

Во-первых, нет разницы между Сансарой и Нирваной – это две иллюзии одного Ума.

Нет разницы вообще Между Нирваной и Сансарой. Что является пределом нирваны, Есть также и предел сансары. Между этими двумя мы не можем найти Даже слабейшей тени различия.

Нагарджуна

Этот ум творит и сансару и нирвану Вне него не существует ни то ни другое.

Падмасамбхава


Боддхисатва

Потому задача практика – принести максимальное благо живым существам в течении своей жизни. Которая, как известно конечна, а рождение человеческое – бесценно, ибо дает возможность для практики.

Идеал Махаяны – Бодхисаттва – тот, кто породил в себе намерение стать Буддой дабы иметь возможность принести благо миру.

Вообще, в Махаяне есть такое воззрение, что определяющим природу нашего действия – является не само действие, а намерение, мотивация. И потому то, что по форме выглядит странно или даже жестоко, имея так называемую благую цель под собой – является благом.

Пути трех колесниц

Хинаяна и Махаяна: Путь Отречения

Ваджраяна: Путь преобразования (Тантры)

Хинаяну и Махаяну называют Путь Отречения. То есть отказ от негативных, не благих действий, дабы очистив Ум, обнаружить свое изначально просветленное состояние – достичь Просветления.

Ваджраяна, и тантра в целом, это Путь Тантры, Преобразования. Где те омрачения, привязанности и страсти, что в Сутре следует отсечь, используются как часть практики.

Бутан, ступа, тхимпху-чортен

Ученый, религиовед Евгений Торчинов пишет:

бутан, дакини, статуя

В буддизме есть устойчивое триединство: Тело, Речь и Ум

  • Практика на уровне Тела: выполнение простираний
  • Практика на уровне Речи: это начитывание Мантр
  • Практика на уровне Ума: визуализации

Основные практики Ваджраяны:

  1. практика мантр;
  2. визуализация божеств;
  3. созерцание мандал.

Практика чтения мантр имеет в Ваджраяне столь большое значение, что её часто даже называют Мантраяной — Колесницей Мантр. Произнесение мантр подразумевает понимание внутреннего смысла мантры и её воздействия. Часто в практике нужно визуализировать написанные тексты мантр, причём задаётся определённый цвет, размер, толщина и другие параметры созерцаемых букв.

Практика тантрических мантр предполагает получение специального Посвящения, которое сопровождалось объяснением правильного произнесения того или иного звука.

В Ваджраяне большую роль играет наставник, учитель, Гуру. Под руководством такого гуру для каждого ученика подбирается своя практика, в зависимости от характера. Качество, черта характера, имеющая негативное свойство называется аффект (клеша): гнев, страсть, невежество, гордыня или зависть.


Практикующие Ваджраяну утверждают, что такого рода аффекты должны не уничтожаться, а осознаваться и трансформироваться в пробужденное сознание. Как это возможно?

Основой претворения страстей и влечений в мудрость Будды является природа Будды, которая есть природа психики и всех ее состояний и которая присутствует в любом, даже самом низменном психическом акте.

Прежде чем изучать практику тантрического буддизма, Ваджраяну, следует изучить фундамент на который она опирается, а именно предыдущие две Колесницы.

Мы можем прожить жизнь по-разному. Через пять лет, то, что важно сейчас потеряет значение. Vanitas Vanitatum Суета сует. Сансара.

Есть вещи вне времени. Они останутся в нас навсегда. Человек чувствует это вечное и ищет к нему дорогу.

Оттого – разные религии, книги и путешествия, разговоры – вдруг найдется?

Но изначальная природа человека, его суть – никогда не придет извне – это знание внутри. И Учение Будды – древнейший способ подобрать ключ к этой двери. Вернуться к истоку.

Сколько бы ни было дорог, какую бы мы ни выбрали Колесницу, главное – идти вперед.



Махаяна – это одна из основных школ буддизма, которая в современном мире объединяет более ста пятидесяти миллионов человек и является одной из самых гуманных религий в мире. Она привлекает людей разных национальностей и взглядов на жизнь возможностью самосовершенствования и достижения более цельной и осознанной жизни.

Мировые религии

Мировыми принято называть религии, которые распространены в большинстве стран мира. Они не имеют четкой национальной или территориальной принадлежности, их исповедует подавляющее большинство людей на планете. Традиционно к мировым религиям относят христианство, ислам и буддизм. К мировым также принято относить индуизм, иудаизм и конфуцианство. Эти религии охватывают большие территории влияния. При этом индуизм имеет общие корни с буддизмом, а в иудаизме берет начало раннее христианство. Самой древней из трех основных религий является буддизм, который возник в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Индии. Сегодня буддизм исповедуют более четырехсот миллионов человек во всем мире. Большинство буддистов проживает в Южной Азии. Эта древняя религия особенно распространена в Японии, Китае, Монголии, Вьетнаме, Таиланде, Камбодже и Корее. В России это в основном Тува, Калмыкия и Бурятия.

Историческая справка

В Древней Индии долгое время ведущей религией был брахманизм, который позже дал начало индуизму и буддизму. Брахманизм характеризовался большим пантеоном и многоступенчатой иерархией божеств, очень сложными и запутанными ритуалами и практикой жертвоприношений. Он также предполагал жесткое разделение общества на различные касты (сословия). Принадлежность к высшей или низшей касте с рождения определяло всю жизнь человека. Все основные положения брахманизма нашли развитие в индуизме.

махаяна это

Буддизм также берет начало в классическом брахманизме. Но буддизм отрицает кастовость, неравенство, жертвоприношения и верховных богов. Основоположником новой религии стал принц Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни (пробужденный). Это реальный исторический персонаж, о котором сохранились достаточно подробные сведения. Гаутама происходил из царской семьи. Живя во дворце в роскоши, он никогда не сталкивался с реальным миром. Только в возрасте тридцати лет он случайно увидел на улице старика, больного и похоронную процессию: старость, болезнь и смерть. Это событие перевернуло жизнь принца. Он оставил дом, семью, богатство и отправился в бесконечное путешествие по миру. Гаутама пытался понять причины несправедливости и зла в мире, искал источники счастья и спасения. В конце концов, он пришел к просветленному осознанию, что земная жизнь человека есть сплошное страдание. Счастье и покой можно найти только в состоянии нирваны, отказавшись от всего земного. Будда Гаутама прожил долгую жизнь и более чем за сорок лет скитаний приобрел много сторонников и последователей своего учения. Говорят, первыми его сподвижниками оказались представители низшей касты неприкасаемых, которым учение Шакьямуни давало возможность изменить жизнь. После его смерти ученики продолжили дело своего духовного лидера.

Учение буддизма и его отличие от других религий

Учение Будды последователи называют дхармой. Принципиальной особенностью дхармы является ее небожественное происхождение. Сам Будда утверждал, что понимание правильного пути пришло к нему из многодневных наблюдений за состоянием собственного духа и окружающим миром.

распространение буддизма

Учение буддизма говорит, что каждый человек через медитации, доброе отношение к миру, осознанный отказ от мирских благ может прийти к идеальному и безмятежному состоянию духа (нирване). Отличительными чертами этой древней религии являются:

  • отсутствие единого божества и поклонения богам,
  • множество направлений и школ буддизма, мирно сосуществующих в рамках одной религии,
  • лояльное отношение к другим религиям, верованиям и богам.

Важно, что буддизм является не только религиозным учением, но и развитой системой философии, мировоззрения, медицины, искусства и культуры. Буддизм – это образ жизни, особое отношение к миру, вечности и собственному Я.

Буддизм в Индии

Зародившись в Индии, древняя религия за две с половиной тысячи лет существования пережила несколько этапов развития: становление, расцвет, вытеснение, возвращение. Учение Будды Шакьямуни за несколько веков достигло небывалой популярности и признания. Буддизм даже был провозглашен государственной религией Индии в период правления царя Ашоки. Благодаря поддержке правителей Индии буддизм достиг максимального расцвета в девятом веке. После прихода в страну мусульманства буддизм стал стремительно терять позиции, и к тринадцатому веку был полностью вытеснен из страны.

учение буддизма

Возвращение буддизма на историческую родину произошло только в середине двадцатого века, но с другим народом. Присоединение Тибета к Китаю спровоцировало большую волну эмиграции коренных жителей Тибета в Индию. Так буддизм вернулся в Индию вместе с большой тибетской диаспорой. В современной Индии буддизм поддерживается на государственном уровне как часть истории страны. В Индии сохранилось много буддистских исторических памятников и святых мест, к которым постоянно совершают паломничества последователи Будды. Среди коренного населения Индии буддистов очень мало, индуизм остается главной религией этой страны. Таким образом, возникший в Индии буддизм впоследствии был вытеснен из этой страны, но получил широкое признание в других странах и стал крупнейшей мировой религией.

Противники буддизма

Буддизм неоднократно подвергался и подвергается критике со стороны различных общественных движений и других религий. Так, атеисты критикуют буддизм за философию отказа от борьбы и пассивное отношение к техническому и социальному прогрессу.

направления буддизма

Христиане и мусульмане осуждают буддизм за отрицание единого Бога. Например, католики считают древнюю религию слишком эгоцентричной. Буддизм ругают даже феминистки за ущемление прав женщин, хотя это совсем не так. Внутри самого буддизма также нет единства во взглядах и принципах. Поэтому буддизм разделен на множество направлений и школ, которые относительно мирно сосуществуют в рамках одной мировой религии.

Различные течения в буддизме

Буддизм, как никакая другая религия, включает в себя невероятное количество школ и направлений. Этому способствовало несколько объективных особенностей религии:

  • терпимость к другим верованиям, традициям и обычаям,
  • отсутствие верховного Бога,
  • отсутствие единого территориального центра буддизма,
  • различное трактование учения Будды,
  • национальные и культурные особенности территорий распространения буддизма.

Например, существует тибетский, японский и китайский буддизм.

Среди этого множества выделяются три основных направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна.

Хинаяна

Хинаяна (Малая колесница) – путь освобождения от страданий материального мира только ради себя. Согласно этому пути человек может достичь состояния архата (выйти из череды воплощений в материальном мире) только будучи монахом. При этом его должен беспокоить только собственный путь. В хинаяне действуют строгие обеты и ограничения, не доступные мирянам.

школы буддизма

Поэтому Хинаяна является закрытой школой буддистских монахов, занятых исключительно собственным просветлением и не ведущих миссионерской деятельности. В этой закрытости заключается основное различие между хинаяной и махаяной.

Махаяна

Махаяна (Великая колесница) – путь к просветлению ради блага других людей. Целью верующего в махаяне является достижение состояния Бодхисаттвы (просветленного человека), чтобы помогать другим людям в избавлении от страданий. Махаяна – это абсолютное стремление к добру. Она предписывает буддисту изучать наследие Будды, медитировать и совершать добрые дела ради других.

Ваджраяна

Ваджраяна (Алмазная колесница) – тантрический буддизм, основанный на особых практиках – тантрах. Цель ваджраяны – достижение просветления ради других существ, просветленная жизнь в сансаре (круге перевоплощений). В отличие от ваджраяны основанием хинаяны и махаяны являются сутры.

Махаяна – самая большая школа буддизма

Махаяна является самым популярным направлением в буддизме. Махаяна распространена в Китае, Монголии, Японии, Тибете, Корее. В мире более ста пятидесяти миллионов человек исповедуют махаяну.

хинаяна и махаяна

В отличие от закрытой хинаяны, последователи махаяны считают, что они возвращаются к истокам и открывают секреты учения Будды всем людям. Они считают, что просветленного состояния Будды может достичь любой человек при условии выбора правильного пути. Махаяна признает божественную сущность Будды и считает, что он присутствует незримо во всем живом на земле. В буддизме махаяны существует теория о трех телах Будды:

  • приобретенное тело – воплощение в человеческом теле,
  • тело блаженства – воплощение в божестве,
  • тело Закона – подлинный Будда, абсолют.

Последователи махаяны утверждают, что состояние нирваны – это космическое тело Будды. А так как Будда есть часть всего живого, то человек тоже может достигнуть такого состояния. Главные постулаты махаяны отражены в специальных трактатах – "Сутрах Лотоса благого Закона", "Видениях Чистой Земли", "Совершенной Мудрости".

Махаяна – это, в свою очередь, множество школ, например, мадхьямика или йогачара. Их создателями являются известные и признанные буддийские учителя и проповедники. Так, в тибетском буддизме есть пять основных школ: кадам, сакья, ньингма, кагью и махаяна гелуг.

Буддийские монастыри и храмы

Многовековые традиции буддизма оставили свой след не только в философии, культуре, искусстве, медицине, но и в архитектуре. Буддийские монастыри и храмы – это уникальные памятники зодчества, которые ежегодно привлекают паломников и туристов со всего мира. Например, красивейший буддийский комплекс Потал находится в Тибете. Он расположен в горах на высоте около четырех тысяч метров. В комплекс входят два грандиозных дворца: Красный и Белый. До присоединения Тибета к Китаю здесь располагалась зимняя резиденция далай-ламы.

буддизм в индии

Благодаря широкому распространению буддизма в мире архитектурные памятники древнейшей религии можно встретить практически в любой части света. Их всегда отличает монументальность, величественность и богатое оформление.

Буддизм махаяны в современном мире

Буддизм получил такое распространение в мире во многом благодаря своей лояльности к другим верованиям и миролюбию. Это единственная мировая религия, которая не вела религиозных войн за захват новых территорий и народов. Многочисленным течениям и школам буддизма удается решать споры и разногласия мирным путем, с помощью дискуссий и научных диспутов. Махаяна как самая популярная школа буддизма и сегодня привлекает множество людей.

Махаяна - это одна из самых гуманных религий, признающая равенство всех людей, призывающая к терпимости, самопознанию и самосовершенствованию.

Читайте также: