Конституционное право граждан на неприкосновенность личности кратко

Обновлено: 01.05.2024

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Судебная практика по статье 22 Конституция РФ:

Вместе с тем при рассмотрении настоящей жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации принимает во внимание следующее. Частью 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации гарантировано что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Конституции Российской Федерации) и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности (статья 22 Конституции Российской Федерации Неприкосновенность действующего судьи, так и судьи, пребывающего в отставке, не является его личной привилегией.

При этом им были существенно нарушены предусмотренные ст.ст. 2, 22 и 27 Конституции РФ права Д на неприкосновенность личности и личную свободу, а также охраняемые законом интересы государства, поскольку действиями Битимирова З.Х. был причинен существенный вред авторитету правоохранительных органов.

По Конституции РФ), каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Личная неприкосновенность может быть ограничена только судом при соблюдении установленной для этого законом процедуры.

До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов, т.е. личная неприкосновенность ограничивается на строго определенный уголовно-процессуальным законом срок.

Содержание принципа неприкосновенности личности применительно к уголовному судопроизводству заключается в следующем: ограничение личной свободы человека возможно лишь при наличии к тому четко определенных оснований: задержание по подозрению в совершении преступления или заключение под стражу возможно только на основаниях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом.

Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного Уголовно-процессуальным кодексом.

Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должны содержаться в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

Принцип неприкосновенности личности устанавливает условия, пределы и порядок возможного ограничения предусмотренного Конституцией РФ права на личную свободу.

В основе уголовно-процессуального принципа неприкосновенности личности, лежит конституционное положение, устанавливающее право каждого на свободу и личную неприкосновенность

По Конституции РФ), каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Личная неприкосновенность может быть ограничена только судом при соблюдении установленной для этого законом процедуры.

До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов, т.е. личная неприкосновенность ограничивается на строго определенный уголовно-процессуальным законом срок.

Содержание принципа неприкосновенности личности применительно к уголовному судопроизводству заключается в следующем: ограничение личной свободы человека возможно лишь при наличии к тому четко определенных оснований: задержание по подозрению в совершении преступления или заключение под стражу возможно только на основаниях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом.




Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного Уголовно-процессуальным кодексом.

Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должны содержаться в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

Принцип неприкосновенности личности устанавливает условия, пределы и порядок возможного ограничения предусмотренного Конституцией РФ права на личную свободу.

В законодательстве Российской Федерации принцип неприкосновенности личности заключается в следующем:

- ограничение личной свободы возможно только по определенным
основаниям;

- заключение под стражу возможно лишь в соответствии с
процессуальным законодательством;

- до судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию
на срок до 48 часов.

Статья 22 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Какие права имеет задержанный или арестованный гражданин?

В соответствии с действующим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержанный или арестованный гражданин обладает правами в соответствии со своим процессуальным статусом. Так, в соответствии с ст. 46 УПК РФ подозреваемый вправе:

1) знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о
возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола
задержания, либо копию постановления о применении к нему меры
пресечения;

2) давать объяснения и показания по поводу имеющегося в
отношении него подозрения либо отказаться от дачи объяснений и
показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть

предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 75 настоящего Кодекса;

3) пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного
пунктами 2-3.1 части 3 статьи 49 У11К РФ, и иметь свидание с ним наедине и
конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

4) представлять доказательства ;

5) заявлять ходатайства и отводы ;

6) давать показания и объяснения на родном языке или языке,
которым он владеет;

7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

8) знакомиться с протоколами следственных действий,
произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в
следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его
защитника либо законного представителя;

10) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда,
прокурора, следователя и дознавателя;

11) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными
настоящим Кодексом.

С момента предъявления человеку обвинения он приобретает процессуальный статус обвиняемого, его права закреплены в ст. 47 УПК РФ, согласно которой обвиняемый вправе:

1) знать, в чем он обвиняется;

2) получить копию постановления о привлечении его в качестве
обвиняемого, копию постановления о применении к нему меры пресечения,
копию обвинительного заключения или обвинительного акта;

3) возражать против обвинения, давать показания по
предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний. При
согласии дать показания обвиняемый должен быть предупрежден о том, что
они могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу,
в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 75 УПК РФ;

4) представлять доказательства ;

5) заявлять ходатайства и отводы ;

6) давать показания и объясняться на родном языке или языке,
которым он владеет;

7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

8) пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в

случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

9) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том
числе до первого допроса обвиняемого, без ограничения их числа и
продолжительности;

10) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях,
производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо
законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и
подавать на них замечания;

11) знакомиться с постановлением о назначении судебной
экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с его заключением;

12) знакомиться по окончании предварительного расследования со
всеми материалами уголовного дела и выписывать оттуда любые сведения в
любом объеме.

Может ли задержанный или арестованный гражданин делать выписки

из материалов уголовного дела или снимать копии с них?

Безусловно, да, если речь идет о подозреваемом лице. Такое право подозреваемого, подвергнутого задержанию или аресту, закреплено Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

- снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

- приносить жалобы на действия (бездействие) и решения
дознавателя, следователя, прокурора и суда и принимать участие в их
рассмотрении судом;

· возражать против прекращения уголовного дела;

· участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах
первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом
вопроса об избрании в отношении него меры пресечения:

- знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания:

- обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать

копии обжалуемых решений;

- получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и
представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления;

· участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением
приговора;

· защищаться иными средствами и способами, не запрещенными
настоящим Кодексом.

Участие в уголовном деле защитника или законного представителя обвиняемого не служит основанием для ограничения какого-либо права обвиняемого.

Кто имеет полномочия задерживать и на какой срок?

Отвечая на вопрос о том, кто в правоохранительных органах и на какое время может задерживать, хотелось бы отметить, что следует отличать административное задержание от уголовного.

Статья 27.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации определяет, что административное задержание есть кратковременное ограничение свободы физического лица, оно может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при
выявлении административных правонарушений, дела о которых в
соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних
дел (милиции) либо административных правонарушений, по делам о которых
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ органы внутренних
дел (милиция) составляют протоколы об административных
правонарушениях, а также при выявлении любых административных
правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц,
уполномоченных составлять протоколы о соответствующих
административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное
лицо ведомственной или вневедомственной охраны при органах внутренних
дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел
Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений,
связанных с причинением ущерба охраняемому ими объекту или вещам либо
с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в
охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при
выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем
транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации,
внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации,
войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно­
строительных воинских формирований при федеральных органах
исполнительной власти;

4) военнослужащие пограничных органов, должностные лица
органов внутренних дел (милиции) - при выявлении административных
правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы
Российской Федерации, а также при выявлении административных
правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на
континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне
Российской Федерации;

5) должностные лица таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил;

6) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений
уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных
правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 КоАП РФ, а также
административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объектам или вещам либо с посягательством на такие объекты или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

7) должностные лица органов по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ - при выявлении
административных правонарушений, дела о которых в соответствии со
статьей 23.63 КоАП РФ рассматривают эти органы, либо административных
правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2
статьи 28.3 КоАП РФ указанные органы составляют протоколы об
административных правонарушениях;

8) должностные липа, осуществляющие контртеррористическую
операцию, - при выявлении административных правонарушений,
предусмотренных статьей 20.27 КоАП РФ;

9) судебные приставы но обеспечению установленного порядка
деятельности судов - при выявлении административных правонарушений,
предусмотренных статьями 17.3, 17.8, 17.9, 17.14 и 17.15 КоАП РФ, а также
при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в
здании суда (помещении суда).

Уголовно-процессуальный порядок задержания регламентирован ст. 91-92 УПК РФ.

Производить задержание вправе орган дознания и следователь в случаях:

- когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после совершения;

- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как совершившее преступление;

- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены следы преступления.

Может ли задержанный настаивать на уведомлении о его задержании родственников или руководства по месту службы (учебы)? Задержанный сам осуществляет это действие?

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

При задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель или следователь обязан не позднее 12 часов с момента задержания уведомить родственников либо предоставить это сделать самостоятельно самому подозреваемому. В отношении несовершеннолетних это правило непреложно. Однако при необходимости в интересах следствия сохранить в тайне факт задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться (ст. 96 УПК РФ).

На какой срок может быть задержан гражданин, и каковы основания для задержания?

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.3 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.

Так, в соответствии со ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, ори наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или
непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище
будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать человека

б совершении преступления, он может быть задержан, если пытался

скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Каков порядок задержания подозреваемого? Имеет ли задержанный право на конфиденциальное свидание с защитником? Сколько может длиться свидание?

Порядок задержания определен в статье 92 УПК РФ.

Так, после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен бьпъ составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части 2 статьи 46, статей 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. При необходимости процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае свидание не может быть длиться менее двух часов.

Каковы обязанности должностного лица, осуществившего задержание?

В каких случаях следует обращаться в прокуратуру, и каков механизм этой процедуры?

Обо всех нарушениях закона граждане вправе сообщить в прокуратуру, подав соответствующее обращение. Должностные лица органов прокуратуры в пределах своей компетенции обязаны принять исчерпывающие меры, направленные на восстановление нарушенных прав.

При этом гражданам следует помнить, что обращаться в другие органы власти, которые в силу действующего законодательства не наделены полномочиями по контролю за административной, уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, бессмысленно.

Нередко граждане ошибочно обращаются по данным вопросам в неуполномоченные на то органы власти: Администрацию Астраханской области, Государственную Думу Астраханской области, в центральные органы власти Российской Федерации, которые не обладают соответствующими полномочиями и поэтому поступившие к ним обращения граждан перенаправляют в органы прокуратуры.

В прокуратуре Икрянинского района надзор за законностью при расследовании уголовных дел осуществляет заместитель прокурора района Тулебаев Р.Б. , который и обладает с оответствующими полномочиями.

Читайте также: