Художественный мир тихого дона кратко

Обновлено: 05.07.2024

Художественное кредо М.Шолохова – поэтизация донского казачества, защиты права простого мужика на свой сложный внутренний мир, своё место в истории, свою драму, свою трагедию, свою комедию.

Произведения Шолохова проникнуты живым дыханием родной земли, живой природы. Это его среда существования, он знает её не понаслышке, он впитал в себя весь аромат народной жизни и всегда писал о том, что знает, испытал и пережил сам, при этом поэтизируя и воспевая природные жизненные основы.

Шолохов верил в возрождение духовных основ русской жизни: связь человека с землёй, прочную семью, любовь и чувство родства. Воспевание Шолоховым этих общечеловеческих ценностей в своих произведениях привело к возможности присуждения ему в 1965 году Нобелевской премии в области литературы в числе пяти за всю историю русских и советских писателей (И.А.Бунин, Б.Л.Пастернак, И.Бродский, А.И.Солженицын).

К началу ХХ века существовало 11 казачьих войск общей численностью 4,4 млн человек. Во все времена в характере казаков определяющим было особое уважение к свободе, стремление к независимости, сильные и упрямые характеры. Шолохов воспроизводит в романе казацкие обычаи, передаёт диалектные особенности речи, использует этнографические детали. Однако за исторической судьбой казаков проглядывает судьба народа России в целом.




Один из приёмов психологического анализа в романе (в традиции И.Гончарова, Ф.Достоевского) – сны главного героя. В романе 6 значимых снов Мелехова: о первой схватке с противником на германской войне, где воинский долг борется с человечностью; о пустынной, выжженной степи – подсознательное желание героя вернуться к исконным ценностям; о несбыточном счастье с Аксиньей накануне донского восстания; о бегстве от красных (повторяющийся); о стыде и ужасе опоздания в атаку; о погибших членах своей семьи.

Художественное кредо М.Шолохова – поэтизация донского казачества, защиты права простого мужика на свой сложный внутренний мир, своё место в истории, свою драму, свою трагедию, свою комедию.

Произведения Шолохова проникнуты живым дыханием родной земли, живой природы. Это его среда существования, он знает её не понаслышке, он впитал в себя весь аромат народной жизни и всегда писал о том, что знает, испытал и пережил сам, при этом поэтизируя и воспевая природные жизненные основы.

Шолохов верил в возрождение духовных основ русской жизни: связь человека с землёй, прочную семью, любовь и чувство родства. Воспевание Шолоховым этих общечеловеческих ценностей в своих произведениях привело к возможности присуждения ему в 1965 году Нобелевской премии в области литературы в числе пяти за всю историю русских и советских писателей (И.А.Бунин, Б.Л.Пастернак, И.Бродский, А.И.Солженицын).

К началу ХХ века существовало 11 казачьих войск общей численностью 4,4 млн человек. Во все времена в характере казаков определяющим было особое уважение к свободе, стремление к независимости, сильные и упрямые характеры. Шолохов воспроизводит в романе казацкие обычаи, передаёт диалектные особенности речи, использует этнографические детали. Однако за исторической судьбой казаков проглядывает судьба народа России в целом.

Один из приёмов психологического анализа в романе (в традиции И.Гончарова, Ф.Достоевского) – сны главного героя. В романе 6 значимых снов Мелехова: о первой схватке с противником на германской войне, где воинский долг борется с человечностью; о пустынной, выжженной степи – подсознательное желание героя вернуться к исконным ценностям; о несбыточном счастье с Аксиньей накануне донского восстания; о бегстве от красных (повторяющийся); о стыде и ужасе опоздания в атаку; о погибших членах своей семьи.

Михаил Александрович Шолохов родился на хуторе Кружилине Вешенской станицы (Ростовская область), в крестьянской семье.

Особое очарование художественному произведению придает философская глубина романа и его связь с традициями народного творчества. Пословицы, поговорки, песни передают настроение, переживания героев и открывают глубины контекста романа-эпопеи. Эпиграфом к первой книге послужили старинные казачьи песни.

Изобразительная манера Шолохова заставляет воспринимать художественное пространство романа сразу в двух плоскостях: война казаков в чужих краях и ожидание их в родном доме. Судьбы воюющих казаков неразрывно связаны с теми, кто не принимает прямого участия в баталиях.

Третья книга эпопеи повествует о событиях Верхне-Донского восстания 1919г.

Пейзажив романе выполняют различные функции, но образ самой природы позволяет оценить философскую глубину произведения. Жизнь человека и природы сливается воедино, и одно не мыслится без другого. Именно природа не позволяет в романе делить людей на плохих и хороших, в ней самой оказываются сплетенными воедино, равно как и в человеке, благородство и жестокость, любовь и ненависть. Природа учит ценить красоту жизни.

Один из главных героев романа Григорий Мелехов - вспыльчивый, независимо мыслящий казак, храбро воевавший с немцами на фронтах первой мировой войны, а затем, после свержения самодержавия, оказавшийся перед необходимостью выбора, - сражается сначала на стороне белых, потом - на стороне красных и, в конце концов, оказывается в отряде 'зеленых'. После нескольких лет войны Григорий, подобно миллионам русских людей, оказался духовно опустошенным. Двойственность Мелехова, его противоречивость, душевные метания делают его одним из самых известных трагических героев советской литературы. Еще одну попытку вырваться из замкнутого круга исканий предпринимает Мелехов: пытается скрыться вместе с Аксиньей, но она погибает в дороге. Умерла Аксинья, единственная и страстная любовь Григория, и перед нами уже не храбрый и самолюбивый боец, а убитый горем человек, которому суждено до конца испить чашу страданий.

В конце романа Григорий отказывается и от войны, и от оружия, которое он бросает в Дон. Возвращение в родной хутор Татарский дает надежду на рождение новых надежд, новой любви, новой жизни. Григорий Мелехов не принял этого враждебного к нему и враждующего мира, но на вопрос, что будет с ним дальше, роман не дает ответа.

Эпопея – жанр романа. сила изображения жизни и проникновения во внутренний мир человека таковы, что роман имеет все основания считаться общенациональной эпопеей. Столкновение истории и личности, которая пытается на сломе времени сохранить традиции вековых народных ценностей, доказывает это.

Писатель синтезирует в романе две тенденции: освоение богатейшего опыта предшествующей литературы и обращение к новому – великому перелому в истории России.

Шолохов наследовал принцип неотделимости личности от истории. Это было одновременно и следование традиции, заложенной Л.Толстым, и тем фундаментом, на котором писатель строил свою эпическую прозу.

Главный герой романа - народ. Действительно, изображая массу (ее сильные и слабые стороны), мучительные противоречия, через которые она проходит, Шолохов смотрит на все это с более высокой позиции. Отсюда частое соединение (совмещение) голоса автора с голосами героев.

Роман (бессмертное произведение) “Тихий Дон” М. А. Шолохова можно считать вершиной творчества писателя, лауреата Нобелевской премии. Это роман-эпопея: изображение реальных событий и реальных исторических деятелей сочетается здесь с картинами повседневной бытовой жизни героев. С одной стороны, писатель глубоко вторгается в душевный мир человека, описывает тончайшие движения ума и сердца

С другой стороны, он дает описание крупномасштабных социальных картин, отражает трагический процесс умирания старого и рождение нового мира. При этом автор использует многообразные художественные приемы.

Композиция романа кольцевая, то есть все события начинаются на мелеховском дворе и заканчиваются там же, куда возвращается главный герой, Григорий Мелехов, после долгих метаний.

В центре романа – история семьи Мелеховых. Сквозь призму личной судьбы каждого ее члена Шолохов показывает все

важнейшие этапы жизни донского казачества: накануне и в период Первой мировой войны, во время войны гражданской. Такой прием позволяет особенно остро ощутить трагизм событий той эпохи, которые словно катком, прошлись по судьбе каждого казака.

И сами они… как крохотные степные птицы”. Природа спасает и очищает. Не раз, особенно после пережитых волнений, Григорий припадает к земле, словно ищет у нее защиты.

В эти минуты у него обостряется слух и зрение, он видит и полет орла, и ползущего жука, и прекрасный цветок.

Чувства героев как бы материализуются через природу. К примеру, состояние Аксиньи после одного из разрывов с Григорием сравнивается с пустым и одичалым гумном, но есть и надежда: “встает же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца, поднимается втолченный в землю стебель; сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову…” В другой раз Аксинья обращает внимание на растущий под кустом ландыш.

И будто увидела она в этом цветке всю свою прошедшую жизнь. А Шолохов, описывая сон женщины, осыпанной розовыми лепестками шиповника, словно уже предугадывает ее будущий трагический конец.

Широко использует Шолохов такой прием, как одушевление. Солнце перед восходом “томится”.

Молния сравнивается с пахарем-работником. Серые волны гальки на берегу Дона “табунятся” и т. д.

Шолоховские герои живут бурной, драматической жизнью. Иногда в силу своего природного характера. А иногда автор намеренно ставит их в центр драматических событий.

Это еще один прием, позволяющий более полно высветить разные грани человеческого характера, показать падение или, наоборот, возвышение личности. В условиях драматических поворотов, трагических ситуаций, когда рвутся привычные связи, можно увидеть истинное лицо человека, его нравственную силу, его возможности.

Язык произведения богат народной речью. Здесь и диалектизмы (баз, курень, поречье и много других), и простонародная речь (теперя, теперича, нонешний, бечь, идти пеши, окромя, тяжельше и др.), и налет заимствований из украинского языка (нехай, дюже, зараз, хорониться, трошки). Текст также полон диалектных идиом: живет, как хохол на отживе; ходить козырем; чует кошка, чье мясо съела; молчи, как дохлая; всех слез не вычерпаешь; хлеба в закромах по ноздри; от ума отошел с перепугу и др. Такой подход позволяет автору окунуть читателя в атмосферу станичной жизни, придать своим персонажам индивидуальные черты.

По речи можно определить принадлежность человека к социальной среде, оттенок характера, душевное состояние.

Шолохов не раз описывает, как на души людей воздействует народная песня: она очаровывает, уносит мысли вдаль, вызывает слезы, объединяет день сегодняшний с днем минувшим.

Язык Шолохова то суров и гневен, то нежен и печален, то исполнен крепким искрометным юмором, то скорбен и грустен.

В самом названии произведения “Тихий Дон” звучит скорбная ирония. Всем своим романом автор показывает, что Дон не тихий – он кипящий и бурный. В романе огромное число персонажей (более шестисот), большинство из них гибнет, однако несмотря на это произведение Шолохова не оставляет ощущения безысходности.

Вся совокупность использованных в романе “Тихий Дон” художественных приемов способствует этому, помогает достичь правдивости, достоверности, жизненности в изображении людей и событий.

Особые, интимные чувства героев передавались с помощью бытовых предметов, природных явлений. К примеру, страстные чувства Аксиньи, вспыхивали и пылали, словно степная пшеница. Каждое зернышко наполнено соком, жизнью. Но, в один момент, в степи появляется табун лошадей, который губит все вокруг. Так же случилось и в судьбе героини. Чувства ее были растоптаны, душа унижена. И с помощью таких литературных приемов, М. Шолохов неоднократно передавал эмоции и чувства главных героев.

Страдания Натальи сравнивались с грозой в степи. А разрозненность, рассеянность, опустошенность в душе Григория походила на выжженную степь.

Еще одной особенностью можно назвать неоднократное использование образов цветения в природе. К примеру, вчера еще молодая, словно яблоня в цвету, Наталья, через сутки стала выглядеть белее мела, смерть стояла у ее изголовья.

Цвет природы Шолохов сравнивал с цветом жизни. По мнению автора, жизнь человека неразрывно связана с жизнью природы. Именно поэтому, Шолохов достаточно часто использует в своей работе принцип устного народного творчества – эпический параллелизм.

Природные явления благоприятно влияют на человека, очищают его мысли и приводят чувства в состояние покоя. Также, описанные картины природы могут подготовить читателя к тем событиям, которые будут разворачиваться далее, по тексту романа. Созданная эмоциональная атмосфера могла предвещать как хорошие события, так и приближающуюся беду.

Особое внимание обращает на себя описание природы, которое предсказывает начало Первой мировой войны. В природных явлениях явно говорилось о чем-то недобром.

В тексте романа очень часто используются элементы простой разговорной речи, взятой из народа. Это создает особое впечатление, придает тексту иное описание, эмоциональное значение.

Читайте также: