Художественная культура японии постижение гармонии с природой кратко

Обновлено: 05.07.2024

Казалось бы, о стране восходящего солнца рассказано все. Но чем больше о ней узнаешь, тем больше появляется загадок. Особый интерес вызывает художественная культура Японии, развитие которой происходило много веков. Она была сформирована под влиянием трех направлений – буддизма, синтоизма и конфуцианства. Япония – удивительная восточная страна, об истории и культуре которой стоит узнать подробнее.

Влияние других цивилизаций

Художественная культура Японии была сформирована под влиянием соседствующих стран. Расположенные рядом Китай и Корея сыграли в этом не последнюю роль. Отразилось это на музыке, кино, литературных произведениях и даже на обыденной жизни.

Особенность японской художественной культуры – познание гармонии с природой. Согласно китайской мудрости, откуда и было перенято данное учение, единение с окружающим миром:

  • восстанавливает душевный баланс;
  • излечивает тело и разум;
  • позволяет обрести спокойствие.

Японцы уважают существующие традиции, относятся к ним с особым трепетом.

Культура Японии

Становление архитектуры

Художественная культура Японии позднего средневековья имеет свои особенности. Они выгодно отличают ее от прочих, которые также формировались в этот период в странах Европы и Азии.

Архитектура Японии – это нечто удивительное. Особую роль в ее формировании сыграл буддизм. Возводились монастыри, дворцы, храмы, характерные для китайской архитектуры. Стали появляться первые образы Будды. В XIII веке возникло конфуцианство. Все это наложило отпечаток на архитектуру того периода.

Периоды культуры Японии

В архитектуре средневековой Японии сочетались местные особенности и черты других стран. Красивый ухоженный сад можно было встретить возле каждого дворца или храма. Здания же расписывались яркими красками.

Природа Японии также оказала влияние на местную архитектуру. Красивый, своенравный, уничтожающий и бушующий мир был запечатлен архитекторами в своих работах. Они не строили грандиозных сооружений, наоборот, постройки были просты и выполнялись они из дерева. Для защиты от влаги, между землей и полом делали воздушную подушку. Уберечь от землетрясений позволяли надежные колонны, которые можно увидеть в храмах, домах, дворцах.

Вместо окон делали отверстия, закрывающиеся тканью. Стены внутри здания, не считая несущей, в любой момент могли быть раздвинуты или заменены. Сооружения имели малую площадь, комнат в них было немного. Крыша возводилась прочной, чтобы защитить помещение от дождей, ветров, солнца.

Архитектура средневековой Японии

Древняя скульптура

Скульптура в художественной культуре Японии появилась раньше живописи. Это одно из самых древних видов искусств в стране.

Учеными в царских усыпальницах были обнаружены статуэтки. Выяснилось, что они относятся к III-V столетиям. Немного позже, в VIII веке, храмы в Японии стали украшать статуями. Выполнялись фигурки из:

В этот период мастера стали создавать скульптурные портреты. Известные всем фигурки божеств, имеющие разные лица появились в Японии в IX веке. Способствовало этому развитие в религии разных сект. Особое внимание привлекает вылитая из лака японская скульптура.

Японские скульптуры

Особенности живописи

Японская художественная культура изучается многими специалистами. Именно живопись сыграла важную роль в ее становлении.

Японская живопись является одним из популярных искусств в стране. Она берет свое начало XI-XII вв. На первый взгляд кажется, что она схожа с китайской. Однако свой неповторимый характер японская живопись все же имеет. Направлений в ней немало, но особый интерес представляет Ямато-э и Суми-э.

Полотном выступали керамические сосуды. Расписывали и другие изделия:

  • вееры;
  • ширмы;
  • кимоно;
  • зонтики;
  • книги;
  • стены дворцов.

Изображали, как правило, героев мифов и литературных произведений. Художники стремились главным образом отобразить эмоции персонажей.

Суми-э – это способ рисования тушью на рисовой бумаге. Техника была привезена китайскими монахами в XIII веке, однако именно японские художники сделали ее совершенной. Основные сюжеты данного направления – горы, водоемы.


Мировоззрение японцев

Японцев с детства учат восхищаться природой, жить в гармонии с ней, быть ее частью. Они убеждены – невозможно стать совершенным, достичь равновесия, если не будет единства с миром.

Взаимосвязь с природой видна и в боевом искусстве. Многие удары напоминают звериные повадки:

Человек, нарушивший традиции, становился изменником. Люди убеждены в том, что судьбу изменить невозможно и все попытки сделать это не увенчаются успехом.

Основные тенденции развития

Японская художественная культура развивалась обособленно от остальных стран. Особенно это проявилось в XVII-XVIII вв, во времена сегуната Эдо.

  • появление литературных жанров: хокку, танка, хайку. Поэты из разных стран используют их для написания книг;
  • гравюры впечатляют своей глубиной, красочностью;
  • многие века младшие члены семьи уважительно относятся к старшим;
  • особый статус женщин в семье. Они должны выполнять обязанности по дому, быть покорными, тихими;
  • поиск красоты как в искусстве, так и в повседневности;
  • много веков популярными жанрами в художественной культуре Японии были карикатура, комиксы;
  • гротеск отображен во всем;
  • искусность в архитектуре, что позволяет возводить сооружения грандиозными. При строительстве особое значение имеет не только красота, но и расположение Японии;
  • благодаря Японии стали известны театр Кабуки и Но;
  • воспроизведение музыки с помощью народных музыкальных инструментов;
  • книги писались женщинами – использовали они для этого японский шрифт. Возможность выучить китайский язык была только у мужчин.

Эстетикой пропитаны все направления художественной культуры, и она отличается своей самобытностью, оригинальностью.

Самураи и гейши

Выходцы из знатных родов сформировали особый класс военных и феодалов. К ним относились мелкие дворяне, которые не имели ни денег, ни титула. Добиться особого положения в обществе они могли лишь одним путем – службой у императора. Так все узнали о самураях. Самураи – настоящий символ японской культуры. Нигде в мире таких людей больше не было.


К XIII веку самураи стали значимым сословием в стране, которые служили аристократии и знати.

Основной религией самураев был дзен-буддизм. Они учились хладнокровию, самообладанию, хорошо знали военное дело и мастерство.

Гейши – еще один символ культуры Японии. Они отличались внешне, имели характерный макияж, прическу. Обязанностью гейш было развлечение гостей. Гейша в художественной японской культуре являлась образованной, умеющей поддержать разговор девушкой.


Сначала в гейш переодевались мужчины, но позднее стали открываться школы для девочек. Попасть туда было непросто, поскольку проводился серьезный отбор. В школе обучались девочки из бедных семей, родители которых не могли их содержать или дать хорошее образование. Если говорить точнее, они продавали дочерей, обеспечивая тем самым себе жизнь в достатке.

Театр и искусство

В японской художественной культуре есть виды искусств, о которых знают во всем мире. Отчасти благодаря им все и знают эту страну. Характерной чертой художественной культуры в Японии стали оригами – поделки из бумаги. Другим важным компонентом художественной культуры страны восходящего солнца является икебана. Особое место отводится и бонсай – искусству выращивания карликовых цветов.

Одно из традиционных видов художественного искусства – каллиграфия. Сегодня в стране она является обязательным образовательным предметом.

Японский театр появился очень давно и стал значимой частью художественной культуры страны. Самым известным считается театр Кабуки, коллектив которого был мужским. Женщин среди них не было.

Театр Кабуки

Художественная культура Японии многогранна. Благодаря этому уже много веков она остается уникальной и своеобразной, не пострадав от влияния других стран. Ее выделяет характерная черта – гармония с миром во всем. А как вы относитесь к художественной культуре Японии? Оставьте комментарий, поделитесь своим мнением о традициях и обычаях этой страны. Сохраните статью в закладках и сделайте репост в соцсети.

Видеоурок по истории средних веков. Особенности культуры, религия, искусство и ремесла, каллиграфия, литература, живопись и др.




Что собой представляет художественная культура Японии? Каким образом происходило её развитие? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Японская культура сформировалась в результате исторического движения, которое началось тогда, когда японцы переселились с материка на архипелаг и зародилась цивилизация периода Дзёмон.

На нынешнюю просвещённость этого народа сильно повлияли Европа, Азия (в особенности Корея и Китай) и Северная Америка. Одним из признаков культуры японцев является её длительное развитие в эпоху полной изоляции государства (политика сакоку) от всех остальных стран во времена правления Сёгуната Токугавы, длившегося до середины XIX века – начала эры Мэйдзи.

Влияние

Как развивалась художественная культура Японии? На цивилизацию значительное влияние оказало обособленное региональное размещение страны, климатические и географические особенности, а также природные явления (тайфуны и частые землетрясения). Это выразилось в необыкновенном отношении населения к природе как к живому существу. Особенностью национального характера японца является умение восхищаться текущей красотой Вселенной, которое выражается во многих типах искусств маленькой страны.

художественная культура японии

Художественная культура Японии создавалась под влиянием буддизма, синтоизма и конфуцианства. Эти же направления воздействовали и на дальнейшее её развитие.

Стародавние времена

В 13-м веке появилось конфуцианство. На этом этапе и произошло разделение философии Конфуция и буддизма.

Иероглифы

Образ художественной культуры Японии воплощён в уникальном стихосложении, которое называется хайку (хокку). В этой стране также весьма развито искусство каллиграфии, которое, согласно преданиям, возникло из небесных божественных образов. Именно они вдохнули жизнь в письменность, поэтому население трепетно относится к каждому знаку в правописании.

Ходят слухи, что японскую культуру подарили именно иероглифы, так как из них появились образы, окружающие начертанное. Немного позднее начало соблюдаться прочное соединение элементов живописи и стихотворения в одном произведении.

художественная культура японии постижение гармонии с природой

Если изучить японский свиток, можно обнаружить, что в труде содержится два вида символов. Это знаки письменности – печати, стихи, колофены, а также живописные. В то же время завоевал большую популярность театр Кабуки. Иному виду театра – Но – отдают предпочтение в основном военнослужащие. Самураи Японии, их строгость и жестокость оказали на Но сильное влияние.

Живопись

Художественная культура средневековой Японии изучена многими специалистами. Огромную роль в её становлении сыграла живопись кайга, что по-японски означает рисунок или картину. Это искусство расценивается как самый старый вид живописи государства, который определяется огромным числом решений и форм.

художественная культура древней японии

В нём особое место занимает природа, которая определяет священное начало. Разделение росписи на суми-э и ямато-э существует с десятого века. Первый стиль развился ближе к четырнадцатому веку. Он является некой монохромной акварелью. Ямато-э – это свёрнутые горизонтально свитки, которые обычно применялись в оформлении произведений литературы.

Каллиграфия

 культура японии развитие и виды

Кстати, в древности о культуре человека судили по его уровню владения каллиграфией. Сегодня существует большое число стилей написания, а развивают их буддистские монахи.

Ваяние

Как появилась культура Японии? Развитие и виды этой области жизнедеятельности человека мы изучим максимально подробно. Скульптура является самым древним типом искусства Японии. В давние времена народ этой страны изготавливал из керамики фигурки идолов и посуду. Затем люди стали на могилах устанавливать изваяния ханива, созданные из обожжённой глины.

Развитие скульптурного ремесла в современной японской культуре связано с распространением в государстве буддизма. Одним из самых древних представителей японских монументов считается размещённое в храме Дзенко-дзи изваяние будды Амитабхи, выполненное из дерева.

Скульптуры очень часто изготавливались из брусьев, но выглядели они весьма богато: мастера покрывали их лаком, золотом и яркими красками.

Оригами

художественная культура стран востока япония

Икебана

Миниатюры

Наверное, многие уже поняли, что художественная культура Древнего Китая и Японии тесно переплетена. А что собой представляет бонсай? Это японское уникальное умение культивировать практически точную миниатюрную копию реального дерева.

этапы развития художественной культуры японии

В Японии также распространено изготовление нэцке – маленьких скульптур, которые являются своего рода брелоком. Часто такие фигурки именно в этом качестве крепились к одежде японца, у которой отсутствовали карманы. Они её не только украшали, но и служили самобытным противовесом. Брелоки изготавливались в форме ключа, кисета, плетёной корзинки.

История живописи

Художественная культура Древней Японии интересует многих людей. Живопись в этой стране зародилась в период японского палеолита и развивалась таким образом:

  • Период Ямато. Во времена Асука и Кофун (IV-VII века) одновременно с внедрением иероглифов, созданием по китайскому образцу государственного режима и популяризации буддизма, в Японию из Поднебесной было завезено много произведений искусства. После этого в Стране восходящего солнца начали воспроизводить живописные изделия в китайском стиле.
  • Время Нара. В VI и VII вв. буддизм продолжал развиваться в Японии. В связи с этим стала процветать религиозная живопись, применяемая для украшения многочисленных храмов, построенных аристократией. В целом в эпоху Нара вклад в развитие скульптуры и искусства был больше, чем в живопись. Ранние картины этого цикла включают росписи внутренних стен храма Хорю-дзи в префектуре Нара, повествующие о жизни Будды Шакьямуни.
  • Эпоха Хэйан. В японской живописи, начиная с X века, выделяют веяние ямато-э, о чём мы писали выше. Такие картины являются горизонтальными свитками, которыми иллюстрировали книги.
  • Эпоха Муромати. В XIV веке появился стиль супи-э (акварель монохромная), а в первой половине XVII в. художники начали печатать гравюры на дощечках - укиё-э.
  • Живопись эпохи Адзути-Момояма выступает в резком контрасте с росписью периода Муромати. Ей присущ полихромный стиль с широким применением серебряной и золотой фольги. В этот период большим престижем и известностью пользовалось учебное заведение Кано. Его основателем был Кано Эйтоку, который расписывал потолки и раздвижные двери для разделения комнат. Такие рисунки украшали замки и дворцы военной знати.
  • Эра Майдзи. Со второй половины XIX века искусство разделилось на конкурирующие традиционный и европейский стили. Во время эпохи Майдзи Япония подверглась большим социальным и политическим изменениям в процессе модернизации и европеизации, организованных властями. Молодые перспективные художники были отправлены за рубеж для учёбы, а заграничные живописцы приезжали в Японию для создания школьных программ по искусству. Как бы то ни было, после первичного всплеска любопытства к художественному стилю Запада маятник качнулся в обратную сторону, и японский традиционный стиль возродился. В 1880 году обычаи западного искусства были запрещены на официальных выставках и подвергались резкой критике.

Поэзия

Вы заметили, что этапы развития художественной культуры Японии многогранны? Поэзия в обществе этой страны играла особую роль. Один из самых известных жанров - хокку, понять его можно, лишь ознакомившись с его историей.

Впервые он появился в эпоху Хэйан, был похож на стиль рэнга, который являлся подобием отдушины для поэтов, желавших отдохнуть от глубокомысленных стихов ваха. Хайкай превратился в самостоятельный жанр в 16-м веке, так как рэнга стал слишком серьёзен, а хайку опирался на разговорный язык и по-прежнему был юмористическим.

Японская драматургия

Многие утверждают, что художественная культура Китая и Японии завораживает. Вам нравится сценическое искусство? Традиционная драматургия Страны восходящего солнца делится на дзёрури (театр кукол), драматургию театра Но (кёгэн и ёкёку), театр Кабуки и сингэки. Обычаи этого искусства насчитывают пять базовых театральных жанров: кёгэн, но, бугаку, кабуки и бунраку. Все эти пять традиций имеются в наличии и сегодня. Несмотря на колоссальные различия, они связаны общими эстетическими принципами, основывающими японское искусство. Кстати, драматургия Японии зародилась на подмостках Но.

Появление театра Кабуки связано с именем работницы буддийского святилища О-Куни в Киото (1603 год). О-Куни выступала на подмостках с религиозными танцами, в которые были включены движения народных плясок нэмбуцу-одори. Её выступления перемежались комическими пьесами. На этом этапе постановки назывались юдзё-кабуки (Кабуки куртизанок), О-Куни-кабуки или онна-кабуки (дамский Кабуки).

Гравюры

В прошлом столетии европейцы, а затем и россияне именно через гравюру столкнулись с феноменом искусства Японии. Между тем в Стране восходящего солнца рисунок на дереве сначала вообще не считали умением, хотя оно имело все свойства массовой культуры – дешевизну, доступность, тираж. Знатоки укиё-э умели добиваться наивысшей доходчивости и простоты как в воплощении сюжетов, так и в их выборе.

образ художественной культуры японии

Манга и аниме

Многие художники пытаются изучить живопись Японии. А что такое аниме (японская анимация)? Оно от иных анимационных жанров отличается большей настроенностью на взрослого зрителя. Здесь имеет место дублирующее деление на стили для однозначной целевой аудитории. Мерой дробления выступает пол, возраст или психологический портрет кинозрителя. Очень часто аниме является экранизированным японским комиксом манга, который также получил большую известность.

Базовая часть манги рассчитана на взрослого зрителя. По данным на 2002 год, около 20% всего японского книжного рынка занимали комиксы с мангой.

Япония близка к нам географически, но, несмотря на это, на протяжении долгого времени оставалась непонятной и недоступной всему миру. Сегодня мы знаем об этой стране многое. Долгая добровольная изоляция привела к тому, что культура её совершенно не похожа на культуры других государств.


Урок рассказывает о влиянии синтоизма и буддизма на японское искусство, а также знакомит с основными типами японских садов: ландшафтным пейзажным, философским, чайным.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культ природы в японской художественной культуре"

В Японии особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий вход – около шестидесяти сантиметров в длину и ширину. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооружёнными – длинные мечи приходилось оставлять за порогом.


В ходе занятия вы узнаете о влиянии синтоизма и буддизма на японское искусство, а также познакомитесь с основными типами японских садов.

Японское искусство – это постижение красоты через незаметное и первозданное. В произведениях искусства японцы стремятся подчеркнуть красоту природы и прелесть старины. Важными принципами японского художественного творчества стали простота и отсутствие вычурности, минимум деталей, асимметричность композиций и сдержанная цветовая гамма.

Ещё один принцип японского искусства – сохранение первозданной красоты самого предмета, не подвергнутого художественной обработке. Мастера обладают умением передавать суть с помощью намёка или подтекста. Они заставляют вслушиваться и всматриваться.

История культуры Японии делится на два этапа. Первобытный и феодальный.

В основе японской культуры лежит синтоизм – вера в духов природы и духов предков. Такие природные явления, как дождь, ветер, гром, а также горы, реки, деревья воспринимаются как особые божества – ками. Их присутствие ощущается постоянно. Ками не являются благостными существами. Наоборот, в них слились чувства опасности, страха и ощущение мощи, образующие вместе понятие некой повелевающей и непреклонной сверхъестественной силы. Поэтому если ками не будут соответствующим образом ублажены, их гнев не заставит себя долго ждать.

Важной частью культурной жизни японцев является любование природными явлениями. Это, например, любование цветущей сакурой, снегом или полной луной. Японский поэт Ки-Но Цураюки посвятил любованию одну из своих танка – так называют короткие пятистишия.

Туман весенний для чего ты скрыл

Цветы вишнёвые, что нынче облетают

Не только блеск нам мил –

И увяданья миг достоин восхищенья!

Такое восприятие природы привело к тому, что в Японии всё стало объектом почитания. Море, вулканы, водопады, цветы и травы. Даже стихийные бедствия, такие как тайфуны и землетрясения не могут поколебать жизнеутверждающее восприятие окружающего мира. В японских мифах всегда подчёркивается превосходство сил жизни над разрушением.

Со временем в Японию пришёл буддизм с его ощущением мимолётности всего существующего. Однако японцы продолжили воспринимать природу как нечто совершенное, сравнимое с телом Будды, которое не умирает, а вечно обновляется. Это мировосприятие привело к возникновению такого самобытного вида искусства, как японский сад.

Существуют различные типы садов: ландшафтный пейзажный, философский, чайный. Чтобы их создать, необходимо следовать особым правилам.

В первую очередь, сад воспроизводит идеальный ландшафт, в который обязательно включены вода и камни, где обитают духи природы. Даже в саду камней воду символизирует мелкий гравий. Вообще, камни – объекты священного поклонения. Они символ вечности. В сознании японцев камни рождали ощущение постоянства, первоосновы Вселенной. Поэтому им отводилась ведущая роль в передаче сущности мироздания. Задача художника заключалась в том, чтобы почувствовать красоту каждого камня, найти идеальное соотношение и организовать пространство сада. Камни подбирались по форме, цвету и фактуре. Особо ценились в них игра света, наличие пустот, способность издавать звуки при ударе. Искусство расстановки камней – главное в работе создателя сада. Необходимо было избегать однообразия и повторений, поэтому не использовались камни одинакового размера. Также их количество должно быть нечётным.

Основу почти всех садов составляют вечнозелёные растения. Они должны гармонировать с окружающими растениями по форме и цвету. А самое главное – деревья не должны заслонять луну. Также важно не количество высаженных растений, а то, какую смысловую нагрузку они несут. Наиболее популярными растениями в японских садах стали сосны, вишни, бамбук, орхидеи. Рассмотрим символику некоторых из них. Вечнозелёная сосна – символ долголетия. Бамбук – стойкости и упорства человека. Ещё с помощью растений можно подчеркнуть смену времён года. Весна ассоциируется с цветением плодовых деревьев. Осень – с окраской листьев в разные цвета. Зима – с рисунком голых ветвей.

В саду всегда присутствуют звуки. Это может быть щебет птиц или журчание воды.

Райские и философские сады предназначены для медитации. Они воспринимаются статично, то есть человек находится на одном месте.

Ландшафтные и пейзажные сады создаются для прогулок и созерцания меняющихся картин.

Как вид искусства сады появились в эпоху Хэйан. Это VIII–XII века. Появились райские сады, которые воспроизводили образ совершенной земли Будды. Прикоснуться к ней можно было через переживание красоты как едва уловимого мгновения. В устройстве райского сада всегда есть оттенок печали по поводу недолговечности красоты.


Внутри храма находится величайший памятник придворного искусства эпохи Хэйан – статуя сидящего Будды Амиды. Она сделана из японского кипариса и покрыта золотым листом.

Все элементы сада порождают чувство мимолётной красоты, которая может растаять в любую минуту. Это же ощущение дополняют вишни, азалии и лотосы, высаженные в саду.

Рассмотрим сад камней в Рёан-дзи в Киото, созданный в XV веке. Здесь нет ни воды, ни деревьев, ни цветов. Нет ничего, что изменяется или подвергается воздействию времени. В саду создана атмосфера философского самоуглубления. Человек сосредотачивается на главном – на переживании пространства.


Сад камней в Рёан-дзи – это прямоугольная площадка, окружённая с трёх сторон каменной стеной. С четвёртой стороны находится деревянная галерея для медитации, которая слегка приподнята над садом. На площадке, засыпанной белым гравием, расположена композиция из пятнадцати камней: пять групп по три камня в каждой.

Число три символизирует главные ценности буддизма – Будду, дхарму и монашескую общину. Также оно напоминает о рождении, просветлении и смерти Будды.

Число пятнадцать связано с лунным циклом. Именно за пятнадцать дней луна становится полной, приближаясь к совершенной форме.

Считается, что с какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный другими камнями. А увидеть все пятнадцать камней может только человек, достигший просветления.

Стена, окружающая сад, создаёт уникальный эффект, благодаря особой штукатурке. Если не смотреть на стену пристально, она словно растворяется и не мешает сосредоточиться на созерцании сада. Пустота сада побуждает к длительному созерцанию и размышлению. Она словно говорит, что человек не должен стремиться к познанию мира в полной мере и поиску объяснения всему, что его окружает. Всё, что недоступно зрению, человек может обнаружить в себе самом.


Низкие каменные фонари – торо – символизируют присутствие горных духов. Они должны освещать дорогу к чайному домику.


Окна в чайных домиках обычно делались на уровне глаз сидящего человека, что делает посетителей ближе к природе. Ведь, глядя в окно, можно любоваться цветущей сакурой или прекрасными оттенками осенних листьев.

Давайте подведём итоги. Японское искусство основано на любовании окружающей природой. Визитная карточка японского искусства – простота форм и естественность материала. Cуществуют различные типы японских садов: ландшафтный пейзажный, философский, чайный.

  • Влияние других цивилизаций
  • Становление архитектуры
  • Древняя скульптура
  • Особенности живописи
  • Мировоззрение японцев
  • Основные тенденции развития
  • Самураи и гейши
  • Театр и искусство

Каковы особенности японской художественной культуры позднего средневековья

Влияние других цивилизаций

Художественная культура Древней Японии создавалась под воздействием ближайших стран. Японцы с удовольствием сотрудничали с другими народами. Китай и Корея сильно воздействовали на развитие и формирование просвещённости и искусства Японии. Убеждения её жителей прошли долгий путь. Сегодня можно долго изучать традиции, народное творчество, письменность, архитектуру и скульптуру японцев.

Основная черта художественной культуры Японии — постижение гармонии с природой. Это учение взято из китайской мудрости. Природа помогает обрести душевный баланс, исцелить разум, тело, получить покой и счастье. Японцы трепетно чтут свои традиции. В этом они немного похожи на англичан.

Художественная культура японии

Становление архитектуры

На формирование такого традиционного вида искусства японцев, как архитектура, повлиял буддизм, пришедший из Китая. В китайском стиле строились дворцы, монастыри, храмы. В стране начали появляться первые изображения Будды. В XIII веке возникло конфуцианство. Всё это впитала в себя архитектура тех времён.

Старшеклассникам полезно узнать, каковы особенности японской художественной культуры позднего Средневековья. В архитектуре тех времён соединялись иностранные черты, органично смешанные с местными особенностями. Возле храмов и дворцов всегда находился прекрасный сад. Для росписи этих сооружений использовались лаконичные, но яркие краски.

Архитектура японии

Нужно отметить влияние на японскую архитектуру местной природы. Архитекторы отобразили в своих творениях капризный, прекрасный, сокрушающий и ломающий мир. Они не возводили величественных построек, которые впечатляли бы своими размерами и сложностью.

Предпочтение отдавалось простым и понятным сооружениям, где не было ничего лишнего, только изящные линии. При строительстве использовали дерево. Для домов сооружались специальные каркасы. Чтобы в жильё не попадала влага, возводилась воздушная подушка между землёй и полом. В домах, храмах и дворцах всегда были прочные колонны для поддержки зданий во время землетрясений.

Нетрадиционными были окна древних построек. Вместо них использовали отверстия, на которые натягивали ткань или белое полотно, пропускающее внутрь лучи света. Любую стену, кроме несущей, можно было раздвинуть, снять, заменить. Проектирование менялось легко. Комнат в помещении было немного. Крышу делали широкую и прочную, чтобы предохранить жилище от дождливой и ветреной погоды, палящего солнца и холода.

Древняя скульптура

В японских царских курганах учёные находят фигурки воинов, животных, жрецов, слуг. Эти находки относят к III—V столетиям. В VIII веке стали появляться статуи для украшения дворцовых храмов. Они изготовлялись из глины, дерева, бронзы, лака. Развитие страны поспособствовало появлению скульптур божеств.

В эти же годы появился скульптурный портрет. В IX веке создавались божества с множеством лиц и рук. Это связано с появлением в религии различных сект. Особой популярностью пользовались скульптуры, вылитые из лака.

Особенности живописи

Живопись в Японии зародилась поздно — в XI—XII вв. Сначала появилась школа Ямато-э. Полотном служили керамические сосуды. Кроме того, рисунки украшали следующие изделия:

Художественная культура древней японии

  • кимоно;
  • ширмы;
  • книги;
  • вееры;
  • стены дворцов.

Художники изображали героев древних мифов, сказаний, романов. Важно было передать не действия, а эмоции персонажей.

Живописцы вдохновлялись природой, окутывающей искусство тех времён. Сначала японцы направляли своих детей обучаться в Китай и Корею. Там они учились письменности и позаимствовали иероглифы. В VIII веке появились первые письменные памятники культуры.

Мировоззрение японцев

Гармония с природой для японцев — необходимость. Они учились у мира, а не воевали с ним. Через совершенствование окружающей среды люди улучшались сами. Жизнь в мире с природой гармоничная, иначе человек не может достичь равновесия.

Даже боевое восточное искусство было связано с окружающим миром. Некоторые удары похожи на повадки и движения зверей:

Художественная культура японии

Японцы всегда верны своим традициям. Тот, кто нарушал ритуалы, считался изменником. Здесь верят в замкнутый круг всего живого. Считается, что собственную судьбу невозможно и не нужно менять.

Основные тенденции развития

Культурная революция Страны восходящего солнца проходила в несколько этапов. Особенно Япония расцвела во времена сегуната Эдо (XVII—XVIII столетия). Позже культура приобрела более консервативные и традиционные черты. Основные направления древней и современной японской цивилизованности:

Художественная культура японии

Культура японии

  1. Возникновение жанров литературы хокку, хайку и танка. Сегодня их применяют поэты разных стран.
  2. Глубокие, лаконичные, эффектные гравюры.
  3. В семьях младшие уважают старших.
  4. Женщины имеют подчинённое положение в семье. Они должны быть изящными, заботливыми, ответственными, тихими и покорными домохозяйками.
  5. Японцы постоянно ищут изящество и привлекательность не только в искусстве, но и в повседневности.
  6. Излюбленным жанром считаются комиксы и карикатура.
  7. Писатели, художники, скульпторы и архитекторы используют в своём творчестве гротеск и страсть.
  8. Произведения архитектуры очень грациозные. Расположение каждого предмета продумано и спланировано чётко.
  9. Япония богата двумя исключительными и редкими театральными жанрами Кабуки и Но.
  10. Поп и панк-музыканты используют древние традиционные инструменты.
  11. Книги писали женщины японским шрифтом. Китайские иероглифы использовали только мужчины.
  12. Японский язык очень сложный, его не удастся выучить быстро. На его формирование повлияли философские и религиозные взгляды, политическая система.

Культурная жизнь Японии насквозь пронизана эстетикой, оригинальностью и самобытностью.

Самураи и гейши

С VII по XIII век формировался отдельный класс феодалов и военных, выходцев из знатных родов. В это сословие входили мелкие дворяне, у которых не было родового титула и богатства. Они служили императору, чем добивались званий, определённого положения в обществе. Этому классу давали земельные участки. Так в Японии появились самураи. Подобных людей не было больше нигде. Это своеобразные средневековые рыцари, служившие знати и аристократам. Некоторые из них становились важными фигурами в стране.

Гейша

Самураи придерживаются дзе-буддизма и специального кодекса чести. Все его правила нужно выполнять беспрекословно. Самураи обучаются военному делу и мастерству, получают высшее образование.

Целостной частью японского общества являются гейши. У этих женщин своеобразные макияж и причёска. Они хорошо поют, устраивают чаепития, развлекают гостей, поддерживают разговор, флиртуют.

Театр и искусство

Некоторые виды искусства применяют во всём мире. Современникам нравится делать оригами — поделки из бумаги. Также популярной во флористических мастерских является икебана. То же самое можно сказать и о бонсае — искусстве выращивания карликовых деревьев.

Театр китая

Ещё в древности зародился японский театр. Он очень многоликий и многогранный. Самые прославленные подмостки — Кабуки, где в главных ролях выступают мужчины. Женщины в коллективе отсутствуют. Когда идёт представление, зрители сидят в наушниках, через которые объясняется происходящее на сцене действие.

Национальная архитектура, театр и искусство доказывают, что культура Японии разнообразная. Благодаря многогранности и самобытности она столетиями остаётся уникальной и не страдает от иностранного влияния.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"


Тема: "Художественная культура Японии" 4 класс

Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Н.


Художественная культура Японии

Ресурс содержит конспект урока и презентацию по теме "Культура Японии".


Презентация по географии в 11 классе по теме "Культура Японии. Японский сад."

Интерес к культуре Японии у старшеклассников традиционно высок: чайные домики, сама чайная церемония, кимано, поэзия. Японское садовое искусство - уникальное явление, представляющее тщательно разработ.


Художественная культура Японии в декоративно-прикладном искусстве.

Конспект урока ИЗО в 5 классе.


Культура Японии. Искусство Кэндзюцу, Дзё и Иайдо на выставке "47 ронинов". Три видео в помощь учителю, изучающему средневековую Японию.

Артиллерийский музей, Санкт-Петербург, выставка "47 ронинов", январь 2015 года. Российское Отделение Европейской Федерации Иайдо и Дзёдо. Искусство боя на мечах и палках дзё демонстрируют Марьенков Ан.

Читайте также: