Художественная культура классицизма и рококо кратко

Обновлено: 07.07.2024

Барокко искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.).

Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам.

В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств.

Барокко искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г.). Барокко сменилось более спокойным палладианством. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.

Представители Барокко: Караваджо, Карраччи, Рубенс, Рембрант.

Рококо(Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).

Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).

В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.). Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.

Сторонник Рококо в Италии - архитектор Тьеполо - способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий, и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.

Представители Рококо: Ватто, Буше, Фрагонар.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны. Обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Очередная попытка могла ничем не завершиться, если бы ностальгия по великому прошлому не упала на подготовленную рационалистической философией почву. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII—XVIII вв многих европейских стран.

Заключение

17-18 века открывают в истории западноевропейского искусства новую фазу, чрезвычайно важную для его последующего развития. Это прежде всего время появления и расцвета больших национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии. Впервые в развитии европейского искусства можно констатировать проявление столь ярких национальных особенностей художественной культуры отдельных стран. Это объясняется тем, что уже в 17 веке во многих передовых европейских странах процесс формирования буржуазных наций не только получает большое развитие, но и близится к своему завершению.

Своеобразие каждой крупной национальной художественной школы обусловлено особенностями исторического развития той или иной страны, характером общественной жизни, спецификой художественных традиций.

В то же время искусство 17 века характеризуется рядом общих черт и достижений. Для поступательного развития мировой художественной культуры особенно важны постановка и решение многих новых существеннейших идейно-художественных проблем, и прежде всего крупнейшие завоевания реалистического искусства. Развивая во многом традиции художественной культуры Возрождения, искусство 17 века чрезвычайно расширяет сферу своих интересов. Это касается всех видов искусства и, в частности, архитектуры. Последняя в этот период решает целый ряд новых задач, связанных с развитием градостроения, садово-паркового искусства, созданием дворцовых ансамблей, загородных вилл. Значительно расширяется понимание синтеза искусств.

Чрезвычайно обогащается в этот период творческий метод, художественный язык искусства. В частности, 17 век приносит совершенно новое понимание композиции и в архитектуре и в изобразительном искусстве. Она становится более естественной и динамичной, в ее построении смело используются глубина, пространство. Трактовка последнего тоже существенно меняется. Вместо строгого деления на планы, характерного для композиций эпохи Возрождения, искусство 17 века разрабатывает значительно более целостное понимание пространства. По-новому решаются и живописные проблемы. Высокие колористические достижения искусства этого времени основываются на богатой разработке цветовых отношений, на тонкой нюансировке цвета, на развитии тонального колорита, наконец на смелом и изобретательном использовании светотени. Сама техника выполнения становится в этот период значительно более разнообразной, богатой и гибкой, достигая в творчестве многих крупных мастеров поразительной смелости, свободы и широты.

Литература

1. Бирюкова Н. Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII вв. М. 1971.

Художественная культура классицизма и рококо

Эстетика классицизма

Развивая идеалы эпохи Возрождения, искусство классициз­ма стремилось отражать идеи гармонического устройства мира, подчинения индивидуальности интересам общества и государст­ва. Конечной целью всех общественных преобразований для просветителей было построение более совершенного общества, основанного на гуманном отношении к человеку, признании его равноправия. В отличие от Ренессанса, где идеалу свободной личности соответствовали лишь избранные, теперь каждый человек мог достичь высокого общественного статуса. Вместе

с тем, следуя идеалам Античности и Возрождения, классицизм сумел выра­ботать собственную эстетическую про­грамму, определившую характер этого стиля.

Главным содержанием искусства классицизма стало понимание мира как разумно устроенного механизма, где че­ловеку отводилась существенная орга­низующая роль.

В творческом методе классицизма, независимо от вида искусства, были за­ложены стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте, к объек­тивному отражению окружающего ми­ра, соблюдение правильности и порядка, подчинение частного главному. Класси­цизм формировал представления о вы­соком эстетическом вкусе, призывал к сдержанности и спокойствию в проявлении чувств, ориентировал на рационализм и логичность в по­ступках.

В зависимости от возможности того или иного вида искусст­ва решать поставленные перед ним задачи определялась его со­циальная и художественная значимость. Каждому из видов ис­кусства были присущи свои особенные черты. Основой архитек­турного языка классицизма становится ордер, гораздо более близкий по формам и пропорциям к зодчеству Античности. Про­изведения архитектуры отличают строгая организованность — соразмерность и уравновешенность объёмов, геометрическая правильность линий, регулярность планировки. Чёткая разгра­ниченность планов, строгость рисунка, тщательно выполненная светотеневая моделировка объёма характерны для живописи. Особую роль в решении просветительской задачи играли литера­тура и в особенности театр, ставший самым массовым видом ис­кусства этого времени.

В целостную стилевую систему классицизм сложился во Франции в эпоху могущественного короля Людовика XIV (годы правления 1643—1715). Именно здесь была выработана некая идеальная модель, позволившая стать основой творчества не только в собственной культуре, но и завоевать художественное пространство других европейских стран. Французскому образцу в этот период подражали в Испании, Германии и в странах Восточной Европы. Даже Англия вы­нуждена была признать авторитет французской культуры. Особый ва­риант стиля был создан в русской художественной культуре в конце XVIII — начале XIX в. Своё прояв­ление он нашёл прежде всего в архи­тектуре, а также в скульптуре и жи­вописи. Распространение класси­цизма было поистине всеобщим; влияние этого, пожалуй, самого ин­тернационального стиля чувствова­лось даже в странах Северной и Юж­ной Америки.

За долгие годы существования не раз менялась идеологическая ориен­тация классицизма. Если вначале искусство классицизма было неотде­лимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка, то позднее, в форме так называемого революционного классициз­ма, оно служило крайне противоречивым идеалам борьбы про­тив тирании, за утверждение гражданских прав личности, со­звучных Великой французской революции. На последней ста­дии своего развития классицизм активно выражал идеалы наполеоновской империи. Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (фр. еmрiге — импери).

Рококо и сентиментализм

В XVIII в. западноевропейское искусство становится едва ли не главным объектом острых дискуссий, точкой столкновения различных мировоззрений, отражавших общую картину смеше­ния и разнообразия форм его существования. Современники спорили об отношении искусства и природы, о роли и назначе­нии художника и зрителя, соотношении правды и вымысла. Ха­рактерной особенностью этого времени стал неоспоримый факт не постепенной сменяемости, а одновременного существования с классицизмом барокко, рококо и сентиментализма.

В 20-е гг. XVIII в. во Франции сложился новый стиль искус­ства — рококо (фр. rocaille — раковина). Уже само название рас­крывало главную, характерную черту этого стиля — пристрас­тие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминавшим силуэт раковины. Раковина то пре­вращалась в сложный завиток с какими-то странными проре­зями, то в украшение в виде щита или полуразвернутого свитка с изображением герба или эмблемы. Во Франции интерес к сти­лю рококо ослабел уже к концу 1760-х гг., но в странах Цент­ральной Европы его влияние было ощутимо вплоть до конца XVIII столетия.

Искусство рококо формировалось в эпоху духовного кризи­са абсолютистской власти во Франции. Отражавшее идеалы и настроения высших слоёв французского общества, оно не могло не испытывать на себе влияния аристократических заказ­чиков.

Характерными чертами стиля рококо в произведениях ис­кусства можно признать следующие:

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декоративно-прикладного искусства Франции (интерьерах двор­цов и костюмах аристократии). В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре — в виде свитков, щитов и замыс­ловатых раковин — рокайлей (декоративных орнаментов, ими­тирующих соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маскаронов (лепных или резных масок в ви­де человеческого лица или головы зверя, размещённых над ок­нами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели).

Сентиментализм не обладал всей пол­нотой большого стиля. Ему были непод­властны отдельные виды искусства (на­пример, архитектура), весьма ограниче­ны были его возможности и в отдельных жанрах (например, в исторической жи­вописи). В связи с этим правомернее все­го рассматривать сентиментализм как одно из художественных течений, дейст­вовавших в рамках классицизма. Но ес­ли рококо делает акцент на внешнем проявлении чувств и эмоций, то сенти­ментализм подчёркивает внутреннюю, духовную сторону бытия человека.

В России наиболее яркое воплоще­ние сентиментализм нашёл в литературе и в живописи, например в творчестве В. Л. Боровиковского.

Вопросы и задания

1. Какова эстетическая программа искусства классицизма? В чём выразились связь и различия между искусством классицизма и барок­ко?

2. Каким образцам Античности и Ренессанса следовало искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и почему ему пришлось от­казаться?

3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его осо­бенности отвечали вкусам и настроениям своего времени? Почему в нём не нашлось места для выражения гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо достиг наивысшего расцвета в декора­тивно-прикладном искусстве?

5*. На каких идеях просветительства базировался сентимента­лизм? Каковы его главные акценты? Правомерно ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля классицизма?

Творческая мастерская

Заполните таблицу, отразив в ней характерные черты стилей классицизм, рококо и сентиментализм (см. презентацию).

Книги для дополнительного чтения

Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Даниэль С. М. Рококо. От Ватто до Фрагонара. СПб., 2007.

Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980.

Искусство XVIII века / под ред. А. М. Кантора. М., 1977. (Малая история искусств).

Карев А. А. Искусство XVIII в. в России. М., 2004.

Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.

Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1972.

Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В., Шакирова И. П. Культура эпохи Просвещения. М., 1996.

Пинский Л.М. Ренессанс. Барокко. Просвещение. Статьи. Лек­ции. М., 2002.

КЛАССИЦИЗМ. (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма.

Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале - резиденция французских королей (вторая половина XVII в.). В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен). Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым. Во второй половине XVIII в. живопись обращается к республиканским идеям античности, к образам мужественных борцов против тирании (Ж. Л. Давид).

Скульптура эпохи классицизма отличается сглаженностью форм, спокойностью поз, даже движение не нарушает замкнутости форм (Э Фальконе, Ж Гудон). Поздний классицизм, называемый также ампир, приобретает черты парадности и пышности, выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX в (см. ампир). Русский классицизм во второй половине XVIII - начале XIX вв. воплотил новый, небывалый по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности расцвет культуры архитектурные ансамбли и сооружения В. Баженова, М. Казакова, Дж. Кваренги, А. Захарова, К. Росси, А. Воронихина, скульптуры М. Козловского, Ф. Щедрина, И. Мартоса, картины А Лосенко, А Иванова .

Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина, ракушка, рокайль) - стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту.

Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных.

"Изящный" - ключевое слово данной эпохи. Именно тогда наблюдается уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Поэтому даже у выдающихся мастеров изделия хотя и декоративны, грациозны, но несколько поверхностны.

Хотя этот стиль называют "стилем Людовика XV", но, в отличие, от барокко он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо - это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой, а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров.

Астрея Высший разум (1612288) Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т. д. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. В светских домах мебель стала расставляться определёнными группками (обычно - стол, диван и несколько стульев), создавая этакие "центры тяготения" для собравшегося общества.

Темы: героические поступки и деяние, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения. Битвы, божественные. Главным предметом искусства является то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человека Своё творчество Пуссен посвятил прославлению героического человека. Его любимые герои – люди высокой нравственности.

В исторических сюжетах Пуссен искал те, в которых были действия, движение и экспрессия. Работу над картиной он начинал с внимательного изучения литературного источника. Идея классицизма, по его мнению, должна отражать композиция картины. Импровизации он противопоставлял тщательно обдуманное расположение фигур и основных фигур и основных групп. Пространство должно быть легко обозримо, планы должны чётко следовать друг за другом. Для самого действия следует отводить лишь небольшую зону переднего плана. В большинстве полотен Художник использует золотое сечение, когда точка пересечения диагоналей картины оказывается её важнейшим смысловым центром. С ним всегда была записная книжка, в которую он заносил, что его заинтересовало. В работе он шел от общего к частному.

Его интересовали не отдельные фигуры или детали, а расположение основных групп. Расположение групп выверял с помощью фигурок из воска и специальным освещением. Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм ( построение групп вокруг центра) и на свободном соотношении (сдвинутые в сторону от центра), что позволяло достичь впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции. Уделял внимание и колориту. От тёмного к светлому. Небо и тени фона тонко. Множеству цветов предпочитал ультрамарин, медную лазурь, жёлтую и красную охру, зелёную и киноварь. Применял систему рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Художественная культура классицизма и рококо 1

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественная культура классицизма и рококо 1

Художественная культура классицизма и рококо 1

КЛАССИЦИЗМ. (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейск.

КЛАССИЦИЗМ. (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. 2

Камеронова галерея, Царское село Парфенон, реконструкция, США Искусство Древн.

Камеронова галерея, Царское село Парфенон, реконструкция, США Искусство Древней Греции и Древнего Рима стало для классицизма главнейшим источником тем и сюжетов. Почти обязательными были обращения к античной мифологии и истории, ссылки на авторитетных учёных, философов и писателей. 3

Камеронова галерея, Царское село 4

Камеронова галерея, Царское село 4

Парфенон, реконструкция, США 5

Парфенон, реконструкция, США 5

В соответствии с античной традицией был провозглашён принцип первенства приро.

В соответствии с античной традицией был провозглашён принцип первенства природы, которой должно подражать искусство. 6

Развивая идеалы эпохи Возрождения, искусство классицизма стремилось отражать.

Развивая идеалы эпохи Возрождения, искусство классицизма стремилось отражать идеи гармонического устройства мира, подчинения индивидуальности интересам общества и государства. 8

В отличие от Ренессанса, где идеалу свободной личности соответствовали лишь и.

В отличие от Ренессанса, где идеалу свободной личности соответствовали лишь избранные, теперь каждый человек мог достичь высокого общественного статуса. 10

Главным содержанием искусства классицизма стало понимание мира как разумно ус.

В творческом методе классицизма, независимо от вида искусства, были заложены.

В творческом методе классицизма, независимо от вида искусства, были заложены стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте, к объективному отражению окружающего мира, соблюдение правильности и порядка, подчинение частного главному. 12

Классицизм формировал представления о высоком эстетическом вкусе призывал к с.

Классицизм формировал представления о высоком эстетическом вкусе призывал к сдержанности и спокойствию в проявлении чувств ориентировал на рационализм и логичность в поступках 13

Каждому из видов искусства были присущи свои особенные черты. 14

Каждому из видов искусства были присущи свои особенные черты. 14

Основой архитектурного языка классицизма становится ордер, гораздо более близ.

Основой архитектурного языка классицизма становится ордер, гораздо более близкий по формам и пропорциям к зодчеству Античности. 15

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиц.

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. 16

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ОТЛИЧАЮТ: строгая организованность, соразмерность и.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ОТЛИЧАЮТ: строгая организованность, соразмерность и уравновешенность объёмов геометрическая правильность линий, регулярность планировки 17

ДЛЯ ЖИВОПИСИ ХАРАКТЕРНЫ: чёткая разграниченность планов строгость рисунка тща.

ДЛЯ ЖИВОПИСИ ХАРАКТЕРНЫ: чёткая разграниченность планов строгость рисунка тщательно выполненное светотеневое решение объёма 18

Особую роль в решении просветительской задачи играли литература и в особеннос.

Особую роль в решении просветительской задачи играли литература и в особенности театр, ставший самым массовым видом искусства этого времени. 20

В целостную стилевую систему классицизм сложился во Франции в эпоху царствова.

Во Франции была выработана некая идеальная модель, позволившая стать основой.

Во Франции была выработана некая идеальная модель, позволившая стать основой творчества не только в собственной культуре, но и завоевать художественное пространство других европейских стран. 22

Французскому образцу в этот период подражали в Испании, Германии и в странах.

Французскому образцу в этот период подражали в Испании, Германии и в странах Восточной Европы. Даже Англия вынуждена была признать авторитет французской культуры. 23

Особый вариант стиля был создан в русской художественной культуре в конце XVI.

Особый вариант стиля был создан в русской художественной культуре в конце XVIII - начале XIX в. 24

Большой театр в Москве 25

Большой театр в Москве 25

Фонтан Самсон в Петергофе 26

Фонтан Самсон в Петергофе 26

М.В. Ломоносов. Георг Каспар Иосиф фон Преннер 27

М.В. Ломоносов. Георг Каспар Иосиф фон Преннер 27

Памятник Минину и Пожарскому. Арх. Иван Мартос 28

Памятник Минину и Пожарскому. Арх. Иван Мартос 28

Последний день Помпеи. Карл Павлович Брюлов 29

Последний день Помпеи. Карл Павлович Брюлов 29

НИКОЛО ПУССЕН (1594 - 1665) французский художник, стоявший у истоков живописи.

НИКОЛО ПУССЕН (1594 - 1665) французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма 30

Идеал красоты видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности.

Идеал красоты видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии и четкости форм. Его картины отличают уравновешенность композиции, жесткая, математически выверенная система организации пространства, чеканный рисунок, чувство ритма. 31

Главные критерии художественной правды – разум и мысль. Основные темы творчес.

Главные критерии художественной правды – разум и мысль. Основные темы творчества – героические поступки, в основе которых высокие гражданские побуждения; прославление героического человека, способного силой разума познавать и преобразовывать природу. 32

Любимые герои – люди высоких нравственных качеств. Композиционная система кар.

Любимые герои – люди высоких нравственных качеств. Композиционная система картин строилась на двух принципах: уравновешенности форм и на их свободном соотношении. 33

АНТОНИО КАНОВА (1757 - 1822) Один из выдающихся скульпторов классицизма 37

АНТОНИО КАНОВА (1757 - 1822) Один из выдающихся скульпторов классицизма 37

БЕРТЕЛЬ ТОРВАЛЬДСЕН (1768 - 1844) Датский художник 41

БЕРТЕЛЬ ТОРВАЛЬДСЕН (1768 - 1844) Датский художник 41

ЖАН АНТУАН ГУДОН (1741 - 1828) Известный французский скульптор 45

ЖАН АНТУАН ГУДОН (1741 - 1828) Известный французский скульптор 45

Создал уникальную портретную энциклопедию выдающихся людей эпохи. Главный гер.

Создал уникальную портретную энциклопедию выдающихся людей эпохи. Главный герой его произведений – человек общественный, благородного и сильного характера, мужественный и бесстрашный, творческая личность 46

Статуя Вольтера –вершина творчества Гудона, идеальный образ мыслителя-мудреца.

Статуя Вольтера –вершина творчества Гудона, идеальный образ мыслителя-мудреца. 47

РОКОКО 48

В 20 - е гг. XVIII в. в о Франции сложился новый стиль искусства -рококо (фр.

В 20 - е гг. XVIII в. в о Франции сложился новый стиль искусства -рококо (фр . rocaille - раковина). Уже само название раскрывало главную, характерную черту этого стиля – пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминавшим очертания раковины. 49

Раковина то превращалась в сложный завиток с какими-то странными прорезями, т.

Раковина то превращалась в сложный завиток с какими-то странными прорезями, то в украшение в виде щита или полуразвёрнутого свитка с изображением герба или эмблемы. 50

Главная цель искусства рококо - доставлять чувственное наслаждение. Искусство.

Главная цель искусства рококо - доставлять чувственное наслаждение. Искусство должно было нравиться, быть трогательным и развлекать. 51

Характерные черты стиля рококо в произведениях искусства: • грациозность и лё.

Характерные черты стиля рококо в произведениях искусства: • грациозность и лёгкость, декоративная утончённость, пасторальность; • орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, цветочных гирлянд, фигурок амуров, масок; сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота; 52

Характерные черты стиля рококо в произведениях искусства: • культ прекрасной.

Характерные черты стиля рококо в произведениях искусства: • культ прекрасной наготы, восходящий к античной традиции; • культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам. 53

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декоративно-прикладн.

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декоративно-прикладного искусства Франции (интерьерах дворцов и костюмах аристократии). В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре - в виде свитков, щитов и замысловатых раковин 54

1.Изображение фривольных (соблазнительных, легкомысленных) сцен 2.Двусмысленн.

1.Изображение фривольных (соблазнительных, легкомысленных) сцен 2.Двусмысленные намеки 3.Пикантные детали 59

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

  • Сейчас обучается 202 человека из 53 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 323 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.11.2018 822
  • PPTX 22.9 мбайт
  • 28 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Куликова Яна Владиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: