Вклад сократа в педагогику кратко

Обновлено: 06.07.2024

Образование
В Греции всех свободных людей учили в школе 4 предметам: арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

Существовало две формы обучения в Древней Греции: официальное и неофициальное. Официальное образование - поступления в государственную школу или предоставления нянями репетитора. Неофициальное образование предоставлялось неоплачиваемыми учителями, и происходило в негосударственной обстановке. Образование является одним из важнейших компонентов личности человека в Древней Греции. Тип образования, был основан на социальной принадлежности.

Официальное греческого образования в первую очередь было для мужчин, и, как правило, не предлагалось рабам, чернорабочим, и женщинам. В некоторых городах, были приняты законы, запрещающие образование рабов. Девушка получала неофициальное образования у матери и училась, как сохранить быт в семье ее отца, а позднее в жизни, и ее мужа. В образование женщин включалось ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, приготовление пищи, а также шитье одежды. Единственным исключением из этого была Спарта, где женщины должны были следить за городом, в то время, как мужчины были на войне. Женщины в Спарте получали неофициальную физическую подготовку.

Греческого образования, ориентировано на обучение всего тела, включая образование ума, тела и воображения. Конкретные цели греческого образования отличались в разных городах. Спартанцы посвящали больше внимания военной подготовке, в то время как афиняне уделяли больше внимания музыке, литературе, танцу, а затем и естественным наукам, например, биологии и химии, а также философии, риторике и софистике -искусства представления аргументов путем обмана и причин, чтобы убедить общественность согласиться с определенной точки зрения. Спартанцы также преподавал музыку и танец, но с целью повышения их маневренности в качестве солдат.

Сократ

По своему происхождению Сократ относился к той группе афинского населения, которая хотя и стояла на грани принадлежности к ремесленникам, но была, однако, тесно связана с наиболее состоятельными слоями населения, и притом нередко с теми, которые имели ближайшее отношение к вопросам культа: он был сыном скульптора и родился в 469 году.

Известно, что Сократ в молодости также работал, как ваятель, но позже отказался от этой деятельности. В юношеские годы ему приходилось принимать участие в военных действиях афинского ополчения против пелопоннесцев, дальнейшая же его жизнь вся протекала на площадях и улицах родного города.

Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов (ведь они, например, брали за обучение деньги), в то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов. Сократ не признаёт проблем, характерных для философов тех времён: о природе, её первоначале, о мироздании и т. п. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Вопросы этики - вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа.

Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно - диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика - метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия.

Педагогическая деятельность и взгляды Сократа

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. "Могучие духом. если получат образование. становятся отличными. полезными деятелями. Оставшись без образования. они бывают очень дурными, вредными людьми".

Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности.

Так, в трудах древнегреческих философов содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания.

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ (около 469 г.до н.э. – 399 г до н.э., родился в Афинах). Он является первым ученым-философом, перешедшим от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, его души и всех составляющих. Сократ излагал свои мысли устно, в форме дискуссий, называемых сократовскими педагогическими воззрениями. Этот человек является величайшим просветителем своего времени. Являлся учителем Платона. За свои прогрессивные взгляды Сократ был осужден афинским судом на смерть. Его обвиняли в непочтении к богам, пропаганде новых божеств и развращении молодежи.

Вся педагогическая деятельность Сократа была связана с софизмом – течением, которое предполагало ложное, абсурдное или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям

Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. Сократ считал, что целью педагогической работы является моральное самосовершенствование ученика, его личностный рост, а не просто подготовка к реальной жизни в быту.

Во времена деятельности Сократа система образования расслаивалась на 2 ступени: первая (основная) ступень была связана с изучением этики, а вторая изучала специальные практические вопросы. Философ защищал такую систему образования, хотя и считал себя специалистом только в вопросах этики и, по свидетельству Ксенофонта, отсылал своих учеников к другим учителям для изучения других дисциплин.

Современники и последователи Сократа отмечали, что он был очень увлеченным человеком, который ценил и любил своих учеников, однако, был с ними строг и требовал отказа от привычного уклада жизни.

Другой стороной сократовской учительской деятельности является его отношение к спартанской модели воспитания. Философ склонялся к ней, полагая, что в Афинах уделяется недостаточное внимание военному делу и гимнастике. « В Афинах, - говорил Сократ, не организовано государственное обучение военному делу, но из этого не следует, что и каждый гражданин индивидуально должен относиться к нему без внимания: нет, всякий должен заниматься им, нисколько не меньше. Ни какой другой борьбе, и вообще ни в какой ты не будешь в убытке от того, что лучше разовьешь организм. Во всех человеческих профессиях тело нужно, а во всех случаях, где применяется телесная сила, очень важно возможно лучшее развитие организма.

Из всего сказанного следует, что Сократ выступил на поле общественно-педагогической деятельности, прежде всего как реформатор в области высшего образования, не меняя при этом форм этого образования, установленных софистами, но вкладывая в эти формы новое содержание.

В связи с этим становится понятным, почему в оценке института рабства Сократ пребывал на уровне типичных представителей рабовладельческого общества.

Однако Сократ в то же время исходил из убеждения, что личное совершенствование каждого человека в отдельности должно привести к полной перемене общественных отношений, путем реализации в них чисто теоретических положений добра и истины.

Файлы: 1 файл

Общая педагогика реферат Педагогические идеи Сократа.doc

Сократ родился в местечке Алонеке близ Афин, в семье скульптора. В молодости занимался ваянием, участвовал в военных походах афинян против Спарты. О Сократе, его личности и учении накопилась огромная, почти необозримая литература. Тем не менее в истории философии нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Дело в том, что Сократ не оставил письменного наследства. О его жизни и учении мы знаем главным образом из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта) или его идейных противников (комедиографа Аристофана), а также из книг более поздних авторов (например, Аристотеля), каждый из которых по-своему понимал Сократа.

Педагогические идеи Сократа

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

Беседы Сократа вызывали у собеседников особые чувства: «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее , - описывал свои впечатления ученик Сократа (Алкивиад. Прим.авт.), - а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими”.

Этика Сократа носит религиозную окраску. На основе этического предпосылок строится педагогическая система Сократа. Рассматривая человека как носителя доброго начала от природы, Сократ видел главную цель педагогической деятельности в освобождении человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и в сознании гармонического единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям, которые помогают в практической деятельности человека. Педагогической деятельности Сократ придавал исключительно важное значение. И к учителю, и к ученику он предъявлял высокие требования: первый должен был пользоваться непререкаемым авторитетом и любовью ученика, а второй должен быть освобожден от влияний семьи, господствующих общественных воззрений, привычного уклада жизни.

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование "Могучие духом. если получат образование. становятся отличными. полезными деятелями. Оставшись без образования.. они бывают очень дурными, вредными людьми".

Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жиузнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он был одним из родоначальников диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода. Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: "Я знаю только то, что я ничего не знаю".

Беседы Сократа вызывали у слушателей особый эмоциональный и интеллектуальный подъем. "Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее. а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими" - так описывал свои впечатления ученик Сократа.

Список использованных источников

1. Педагогическая энциклопедия. Т.4. – М.: Сов. Энциклопедия, 1968.

2. Марков Н. Значение Сократа как философа-педагога / Н. Марков. – М.: ЖМНП, 1871.

3. Кессиди Ф.Х. Сократ / Ф.Х. Кессиди. – М.: Мысль, 1976. – 200 с.

4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н. Джуринский. – М.: ФОРУМ" - "ИНФРА-М, 1998.

5. Столяренко А.М. Психология и Педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Какие основные идеи философии Сократа, древнегреческого мыслителя и философа, Вы узнаете из этой статьи.

Сократ является автором теории подлинного красноречия, которое основано на знании истины. Его беседы и выступления записаны учениками мыслителя, и сегодня мы имеет прекрасную возможность узнать о философских и педагогических идеях Сократа.

Основные философские идеи Сократа

Основные идеи Сократа кратко о педагогике

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Сократа.

Читайте также: