Художественная культура итальянского возрождения трудный путь гуманизма мхк кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Введение нового материала

  1. Знакомство с понятиями: Ренессанс, гуманизм; периодизация Ренессанса
  2. Знакомство с великими художниками, поэтами, философами эпохи Ренессанса и их произведениями.
  1. Сформировать представления: о основных идеях, взглядах, представлениях эпохи Возрождения, а так же основных представителях разных видов искусства, и об их произведениях
  2. Формировать умение разбираться в произведениях эпохи Ренессанса, умения их характеризовать.
  3. Воспитание эстетической культуры у учащихся.

Оборудование для учителя:

2. Презентация «Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма;

3.Музыкальное сопровождение, соната №1 Ф. Петрарки;

4. Компьютер, проектор;

5. Жетоны в форме денег;

6. Классная доска с карточками: виды искусства, названия произведений искусства и их авторы

7. Раздаточные материалы (Краткая информация о тех деятелях эпохи Возрождения, о которых нет информации в учебнике)

Оборудование для учащихся:

  1. Таблица
  2. Тетрадь, ручка, карандаш ;
  3. Клей

1. Организационный момент

Презентация слайды 1,2,3

И эпиграфом к нашему уроку послужат слова великого итальянского скульптора, живописца и поэта Микеланджело Буонарроти:

«Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный

Как вы думаете, чему поэт посвятил эти строки? Вы совершенно правы, он говорил о произведениях искусства, которые веками будоражат сердца и умы людей. Но прежде чем начать, обратите внимание на доску, к концу урока мы должны заполнить данную таблицу и понять, кто есть кто. Также в конце урока вы должны будете создать музей репродукций шедевров эпохи Возрождения и дать ему название. А для этого вы сегодня посетите аукцион и приобретете картины. А в этом вам помогут ваша знания, за каждый правильный ответ я буду давать вот такие жетоны, номиналом 10 или 20 баллов. Ну, что начнем?

Учащиеся прослушивают тему урока и отвечают на вопрос учителя.

3. Изучение нового материала

Презентация слайд 4

Хорошо, а сейчас проверим, насколько ваши ответы близки к истине. Внимание правильные ответы.

  1. Обращение к античности и языческим образам;
  2. Изменения, произошедшие в духовной жизни итальянцев. Рождение гуманизма, суть которого в утверждении самооценки человека, как личности, индивидуальности, свободном в своем творчестве, волеизъявлении.
  3. Искусство прекратило воплощать исключительно духовные образы, идеалы, установки церкви. В искусство вернулись языческие боги, персонажи античной истории.
  4. Средневековье, сохраняется обилие религиозных сюжетов.
  5. Национальные особенности культур разных стран.
  6. Искусство изображает реального человека и его красоту.

Правильно, выделяют следующие периоды:

1. Проторенессанс (X||- X|||вв)

2. Раннее Возрождение(XVв)

3. Высокое Возрождение (1490-е г.- первая треть XV|в)

4. Позднее Возрождение (вторая половина XV|в)

Верно – это Д. Алигьери. Если он писал произведения, значит он был писателем. Значит мы его имя переносим в колонку литература. (работа на доске)

Прослушайте сонет и скажите, кому принадлежат эти строки?

Строки принадлежат Ф. Петрарке, которые посвящены его возлюбленной Лауре. (заполняют таблицу на доске)

Назовите самые известные полотна Сандро Боттичелли.

Назовите основную картину, которая принесла Рафаэлю известность. С.28 Верно- это Сикстинская мадонна.

Учащиеся работают с учебником, тетрадями, раздаточными материалами, конспектируют основные понятия урока, заполняют таблицу на доске, отвечают на вопросы учителя. За каждый правильный ответ учащийся получает жетон.

Учащиеся самостоятельно называют имя автора и название картины, приобретают картины и заполняют музей репродукциями.

Ученики: заполняют свои музеи картинами, возможна групповая работа.

Учитель: Ну, вот ваши музеи могут быть открыты для посетителей. Расскажите об экспонатах, которые у вас в коллекции.

Учащиеся :выходят к доске и кратко характеризуют картину и дают информацию об авторе.

6. Итог урока 3 минуты

1.Подведение итогов по уроку

Учитель Ребята, наш урок и подходит к концу. Оценки за урок….. Домашнее задание.

1. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма

• Возрождение (н. XIV- конец XVI вв.)- переход
от культуры средневековья к культуре нового
времени через возрождение
древнегреческих и древнеримских
традиций.
• Выделяют 4 этапа итальянского В.:
Проторенессанс (XII – XIII вв.);
Раннее Возрождение (XVв.);
Высокое Возрождение (1490-e – 1 третьXVI);
Позднее Возрождение (2 половина XVIв.).

3. Основная черта Ренессанса

• Из культурного обихода ушли
представления о христианской святости и
грехе. Произошла секуляризация.
• Секуляризация (лат. saecularis – мирской,
светский) – процесс освобождения
культуры от монополии религиозной
идеологии

4. Аллегория Венеры и Купидона. А. Бронзино

5. Возрождение – эпоха гуманизма

8. Данте Алигьери (1265 - 1321)

9. Божественная комедия

10. Франческо Петрарке(1304 - 1374)

11. Ars nova (музыка Треченто)

• Воспевает простые радости жизни и любовные
переживания.
• 3 основных жанра:
Качча(охота, погоня) – музыка имитировала
крики охотников, лай сабак, звуки погони;
Баллата(танец) – танцевальный характер;
Мадригала – лирическая песня, созданная на
основе высокой поэзии.

12. Проза. Джованни Боккаччо(1313-1375)

13. Декамерон

14. Живопись. Джотто ди Бондоне(1267-1337)

17. Филиппо Брунеллески(1377-1446)

18. Леон Баттист Альберти(1404-1472)

19. Донателло(1386-1466)

20. Мазаччо(1401 - 1428)

• Творец монументальных фресок.
• Реформатор живописи. Образ
человека обретает
индивидуальность и внут.
активность.

21. Сандро Боттичелли(1445 - 1510)

23. Архитектура. Донато Браманте(1444-1514)

• Зарождение принципов архитектуры Высокого
Ренессанса связано с Римом.
• Основатель - Донато Браманте.
• Собор Св.Петра в Риме(1506).

24. Живопись. Леонардо да Винчи(1452 - 1519)

26. Рафаэль Санти (1483-1520)

27. Микеланджело Буонарроти(1475-1564)

Возрождение (Ренессанс) – это период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Периодизация – для Италии – XIV-XVI в., для всех остальных стран – XV-XVII в.в. Черты Возрождения: гуманизм, античное наследие, светский характер.

Гуманизм – идейная основа Возрождения; это мировоззрение, подразумевающее ценность человека, охватывающее науки и искусство. Наиболее ярко Возрождение проявилось в Италии, т.к. в Италии не было единого государства: основная форма политического существования – небольшие города-государства с республиканской формой правления; феодалы слились с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому в Италии феодализм в его полных формах так и не сложился. Обстановка соперничества м/д городами, ставила на 1 место не происхождение, а личные способности. Была потребность не только в энергичных и предприимчивых людях, но и в образованных. Появляется новый тип человека: делового, хозяина жизни.

итальянский гуманизм

Средневековый человек и люди Нового времени свои идеалы искали в прошлом. В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в Римской империи, продолжается и культурная традиция: латынь, изучение римской литературы. Но в эпоху Возрождения люди устремили свой взгляд в античность, в которой увидели нечто, в корне отличающееся от средневековья. Главным образом: отсутствие всеобъемлющей власти церкви, духовная свобода, отношение к человеку как к центру мироздания. Именно эти представления стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы, столь созвучные новым тенденциям развития, породили стремление воскресить античность в полном объёме, и именно Италия с её огромным количеством римских древностей стала благодатной почвой для этого.

Свою эпоху Гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным противоречием было то, что Гуманизм оставался идеологией элиты, в народные массы новые идеи, не проникали. Да и у самих Гуманистов было иногда пессимистичное настроение. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения. Наиболее показательно в этом смысле было напряжение ожидание конца света в 1500 г.

Возрождение закладывало основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской независимой личности. Зрелых форм Итальянский гуманизм достиг в 15 в. Тогда наметилось несколько направлений Гуманизма:

  • гражданское (задача – воспитывать идеального члена общества, патриота);
  • политическое (для обоснования политических событий);
  • моральный аспект (решал вес значимости церковных институтов);
  • педагогическое (задача воспитания детей).

Таким образом гуманизм отрицал традиции Средневековой культуры: учение гуманизма шло вразрез с учением церкви: антропоцентризм, рационализм, светская этика, призыв к свободомыслию — знаменовали отход от принципов Средневекового мировоззрения.

Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма

№ слайда 1

Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма

Творенье может пережить творца:Творец уйдет, природой побежденный,Однако образ,

№ слайда 2

Творенье может пережить творца:Творец уйдет, природой побежденный,Однако образ, им запечатленныйВеками будет согревать сердца. Микеланджело Буонарроти


№ слайда 3

С чем связана идея Итальянского Возрождения?Обращение к античности и языческим о

№ слайда 5

3. Выпишите основные периоды итальянского ренессанса.1. Проторенессанс (X||- X||

№ слайда 6

3. Выпишите основные периоды итальянского ренессанса.1. Проторенессанс (X||- X|||вв)2. Раннее Возрождение(XVв)3. Высокое Возрождение (1490-е г.- первая треть XV|в)4. Позднее Возрождение (вторая половина XV|в)

Прослушайте сонет и скажите, кому принадлежат эти строки?Строки принадлежат Ф. П

№ слайда 9

Прослушайте сонет и скажите, кому принадлежат эти строки?Строки принадлежат Ф. Петрарке, которые посвящены его возлюбленной Лауре. Встреча Петрарке и ЛаурыЛаура

Назовите самые известные полотна Сандро Боттичелли. Их сюжет и замыселСандро Бот

№ слайда 10

Назовите самые известные полотна Сандро Боттичелли. Их сюжет и замыселСандро Боттичелли (1445-1510)

Перечислите картины Леонардо да Винчи.Леонардо да Винчи (1452-1519)

№ слайда 13

Перечислите картины Леонардо да Винчи.Леонардо да Винчи (1452-1519)

Назовите основную картину, которая принесла Рафаэлю известность.Рафаэль Санти (1

№ слайда 16

Назовите основную картину, которая принесла Рафаэлю известность.Рафаэль Санти (1483-1520)Сикстинская мадонна

Расскажите о Микеланджело и о его произведениях.

№ слайда 17

Расскажите о Микеланджело и о его произведениях. "Без женщин мне достаточно терзаний доставляет искусство, а детьми будут те произведения, что остануться после смерти"Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

Аукцион

№ слайда 20

Домашнее задание1. Написать доклад об жизни Ф. Петрарки и выучить его стихотворе

№ слайда 29

Ссылки:http://www.fondart.ru/great_sculptors/mikelandzhelo_buonarroti__michelang

№ слайда 30

Читайте также: