Художественная и культурная значимость гжели кратко

Обновлено: 07.07.2024

Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы, который славится своими изделиями ручной работы из фарфора. Знаменитый гжельский промысел на протяжении нескольких столетий является одним из ведущих керамических промыслов страны и по праву считается колыбелью русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Фарфор ручной работы, с нарядной синей росписью по белому фону, известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Статуэтки, посуда, предметы интерьера и сувениры, расписанные вручную, сегодня невероятно популярны и привлекают к себе удивительной гармонией, сочетающейся в формах и рисунках.

На протяжении длительного периода местные мастера совершенствовали технику производства, вырабатывали собственный стиль и, к началу XVIII века, керамическое дело стало для региона основным, проявив свой яркий и самобытный характер. Если начинали гжельские мастера с кустарного изготовления глиняной посуды и детских лепных игрушек, то к середине столетия, после обнаружения особой серой глины в районе деревни Минино, освоили производство майолики, полуфаянса и фаянса, перенимая и совершенствуя технологии. Ассортимент гжельской майолики был разнообразен: столовые сервизы, декоративные блюда, миски, кувшины. Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом - кумганов. Большое место занимала малая пластика: сценки из крестьянского и городского быта. Гжельская пластика покоряла непосредственностью, легкостью замысла, искренностью в передаче образов.

Большое распространение получила роспись с использованием подглазурного кобальтового фонового крытья в сочетании с надглазурным полихромным декором и обилием золота. В это же время начал формироваться явно узнаваемый синий монохромный растительный и орнаментальный рисунок на изделиях, известность которых распространилась далеко за пределы области.




Существенный скачок в развитии керамического производства Гжели произошел во II половине XVIII века и был связан с деятельностью керамической фабрики московского купца Афанасия Гребенщикова. Однако, в конце XVIII века, наметился упадок гжельского производства. Причиной этому стал английский фаянс с белым тонким плотным черепком, декорированный пышными печатными рисунками, который стоил дешевле и ввозился в больших количествах в Россию.

В начале XIX века в Гжели был налажен выпуск полуфаянса, который являлся переходным от майолики к фарфору и тонкому фаянсу. Полуфаянс украшался синей подглазурной росписью растительного или геометрического характера. В XIX веке в Гжели наряду с полуфаянсом освоили производство тонкого фаянса и фарфора, выпуском которого занимались как многочисленные мелкие крестьянские заводы, так и крупные предприятия русских купцов: Барминых, Тереховых, Киселевых, братьев Кузнецовых. Особенно прославилась продукция мелких фабрик Храпунова, Новых, Тулиных, Жадиных, Мордашовых.









Бессарабова Н.И.

Азарова Л.П.

Дунашова Т.С.

Окулова З.В.

70-е – 80-е годы прошлого века стали новым этапом в жизни промысла. Появилась целая плеяда талантливых молодых художников, вписавших свои имена в историю Гжели. Это были и потомственные фарфористы и совсем новые мастера, внесшие свежие мотивы и новые формы в фарфорово-фаянсовую классику. Это период творческого подъема, экспериментов, сочетания стилей и заимствования возможностей других материалов, заслуживший признание коллекционеров и снискавший народную любовь.

Чайная пара

Чайная пара "Дуэт"
Автор Т.Д. Федоровская.

В наши дни гжельский народный промысел переживает новое возрождение. Интерес к нему как со стороны профессиональных коллекционеров, так и обычных ценителей неповторимого стиля и разнообразия изделий, неуклонно растет. А гжельские мастера, в свою очередь, стараются предложить все больший выбор изделий из высококачественного российского фарфора с уникальными пластическими формами и неповторимой ручной росписью.

Чтобы узнать больше об истории гжельского народного художественного промысла, приезжайте к нам в гости! Мы с радостью поделимся с вами нашей бесконечной любовью к гжельскому фарфору и людям, которые своими руками создают эти удивительные вещи.


Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски.

Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке.

В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича в Гжели стали делать аптекарские и алхимические сосуды по государственным заказам. А в 1740-х химик Дмитрий Виноградов создал из местной глины первые русские фарфоровые изделия.

Бело-голубая роспись появилась на гжельских предприятиях в начале XIX века. Раньше местные изделия расписывали разноцветными красками, но в 1800-х годах технология изменилась. На гжельских мануфактурах стали производить фаянсовые изделия. Для новой продукции использовали другую глазурь и технику обжига. Расписывать посуду и статуэтки решили кобальтом — синей краской, которая легко переносила высокие температуры.

Вновь народный промысел начал развиваться только в советское время. Тогда в Гжели открылся специализированный керамический техникум. Затем возникла и артель, где изготавливали фарфоровые и фаянсовые изделия. Возрождать промысел помогали искусствовед Александр Салтыков и художник Наталия Бессарабова.

Сегодня в Гжели действует сразу несколько предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и телефонные аппараты.

Гжельская роспись

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Содержание:

История промысла



Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.


С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.

Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Цвета гжельской росписи


Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения.

Гжель — народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Он был так назван в честь села в Московской области, где он и возник. О том, как зародилось производство фарфоровой посуды, какие технологии используют мастера и когда тарелки, чашки и сахарницы превратились из разноцветных в бело-голубые, читайте в нашем материале.

История промысла

Промысел появился благодаря глиняным залежам в этих краях. Их обнаружили в XIV веке. Глиняная земля идеально подходила для гончарного дела. Сначала крестьяне делали из нее простую посуду, а позже — аптекарские сосуды. До середины XVIII века из Гжели в Москву поставляли гончарную посуду, трубы, изразцы и детские игрушки.

В XVIII веке сподвижник Ломоносова Дмитрий Виноградов создал рецептуру фарфоровой массы и разработал способ производства высококачественного фарфора из отечественных материалов. Со временем открылось около сотни предприятий: фабрики Аксеновых, Алехиных, Фортальновых, Акулиных, Дунашовых и другие. После революции все эти предприятия исчезли и возродились только после Великой Отечественной войны.

70-е и 80-е годы XX века стали новым этапом в жизни промысла. Появилась целая плеяда талантливых молодых художников, вписавших свои имена в историю Гжели.

Изделия, произведенные на Гжельском фарфоровом заводе

В наши дни гжельские предприятия производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и телефонные аппараты.

Кстати, Гжель не всегда была бело-синей. До середины XIX века мастера использовали и желтую, и коричневую, и лиловую краски. Затем появилась мода на Делфтский фарфор. Русские мастера сразу же освоили эту технику.

Как изготавливают Гжельский фарфор

Все начинается с эскиза: художник делает карандашный набросок будущего изделия. Затем по нему создают макет из пластилина. Иногда на этом этапе идею приходится дорабатывать или менять. По пластилиновому макету лепят глиняную форму.

Параллельно в цехе работают над фарфоровой смесью: в глину подмешивают кварцевый песок, каолин и полевой шпат. Затем ее компоненты измельчают, перемешивают и передают в литейный цех. Именно там по готовому эскизу будут создавать изделия.

Заготовку высушивают, чтобы придать ей прочность, а после передают на следующий этап — оправку. Специалисты убирают огрехи заливки, делают стенки идеально тонкими и симметричными.

Изготовление Гжельского фарфора

Следующий этап — обжиг. В печи будущий фарфор закалится и станет прочнее. После этого его погружают в фуксиновый раствор, который окрашивает изделие в розовый цвет (так на нем можно будет заметить мельчайшие сколы и трещины) и отправляют в цех росписи. Там художники рисуют цветы и орнаменты кобальтовой краской серого цвета. Синей она становится только под воздействием высокой температуры. У синего цвета есть больше 20 оттенков: их создают при помощи разного нажима на кисть. Подпись художника есть на каждом оригинальном изделии.

Работа на Гжельском фарфоровом заводе

Следующий этап — покрытие изделия глазурью. Затем заглазурованные заготовки устанавливаются на полки вагонетки, которая будет закатываться в печь. Там происходит обжиг при температуре 1320 градусов!

Экскурсии на Гжельский фарфоровый завод

В музее при Гжельском фарфоровом заводе можно ознакомиться с полной историей промысла, узнать секреты местных мастеров и посетить мастер-класс по росписи изделия.

Изделия, произведенные на Гжельском фарфоровом заводе

А после экскурсии не забудьте заглянуть в сувенирный магазин. Помимо традиционных блюдец и чашек здесь можно найти много чего интересного!

Читайте также: