Флорентийская уния и русь кратко

Обновлено: 05.07.2024

Флорентийская уния 1439 г.
соглашение об объединении католич. и православных церквей, принятое на Базельско-Флорентийском соборе. Ф. у. была заключена в весьма сложной ситуации для Византии и папства. В 1430 г. турки взяли г. Фессалонику, и от Византии по существу остался только г. Константинополь, окруженный со всех сторон турецкими владениями. В этих условиях визант. император Иоанн VIII Палеолог обратился за помощью к папе римскому Евгению IV, рассчитывая на организацию крестового похода против турок. При этом император предложил начать переговоры об объединении католич. и православной церквей. Папа охотно принял предложение — и потому, что реальностью становились многовековые расчеты на подчинение вост. церквей, и потому, что Евгений IV получал шанс на победу в затянувшемся конфликте со сторонниками соборного движения. Созванный в 1431 г. в Базеле вселенский собор был объявлен папой распущенным, но продолжал заседать и принял решения, существенно ограничившие власть папы в церкви. Предложение визант. стороны было использовано Евгением IV для внесения раскола в ряды его противников. Папа призвал участников собора переехать в Феррару (а затем во Флоренцию) для переговоров с византийцами, и большинство собора последовало за ним.

Флорентийская уния — название унии (от лат. unio — единство), появившейся в результате более чем двухлетней работы Ферраро-Флорентийского собора, на котором присутствовало высшее духовенство Католической и Православных церквей (1438—1439 гг).

Флорентийская уния 1439 г.
соглашение об объединении католич. и православных церквей, принятое на Базельско-Флорентийском соборе. Ф. у. была заключена в весьма сложной ситуации для Византии и папства. В 1430 г. турки взяли г. Фессалонику, и от Византии по существу остался только г. Константинополь, окруженный со всех сторон турецкими владениями. В этих условиях визант. император Иоанн VIII Палеолог обратился за помощью к папе римскому Евгению IV, рассчитывая на организацию крестового похода против турок. При этом император предложил начать переговоры об объединении католич. и православной церквей. Папа охотно принял предложение — и потому, что реальностью становились многовековые расчеты на подчинение вост. церквей, и потому, что Евгений IV получал шанс на победу в затянувшемся конфликте со сторонниками соборного движения. Созванный в 1431 г. в Базеле вселенский собор был объявлен папой распущенным, но продолжал заседать и принял решения, существенно ограничившие власть папы в церкви. Предложение визант. стороны было использовано Евгением IV для внесения раскола в ряды его противников. Папа призвал участников собора переехать в Феррару (а затем во Флоренцию) для переговоров с византийцами, и большинство собора последовало за ним.
2 Нравится Пожаловаться

Флорентийская уния 1439
Соглашение об объединении католических и православных церквей на соборе во Флоренции в июле 1439 г Заключена на условиях принятия православием догм католического вероучения — о филиокве, чистилище.


С самого начала раскола единой Христианской церкви и католики, и православные христиане не оставляют мыслей об её объединении. Под влиянием различных обстоятельств множественные попытки сближения западных и восточных единоверцев заканчивались неудачами. Самые значительные последствия имела уния, подписанная в 1439 г. участниками XVII Вселенского собора.

Что такое Флорентийская уния

Так в трудах историков называется соглашение, заключенное в 1439 году во Флоренции между Восточной (православной) и Западной (римско-католической) христианскими церквями и декларировавшее их формальное объединение.

Православная конфессия признала первенство католицизма во главе с римским понтификом, догматы о чистилище и исхождении Святого Духа.

Но она все же сохранила право на некоторые собственные обычаи:

  • грекоязычное богослужение:
  • возможность для священников, если они не являются монахами, жениться:
  • причащение простых прихожан не только Телом Христа — в виде хлеба, но и Его Кровью — в виде вина.

Причины подписания унии

Флорентийская уния была принята в 1439 на соборе в Базеле и Флоренции в трудных обстоятельствах для Византийской империи. В 1430 году турки захватили Фессалонику, и государство практически утратило территории, от него сохранилась лишь столица, которая была окружена владениями турок. Такая сложная ситуация привела к тому, что император Иоанн VIII Палеолог вынужден был обратиться с просьбой о содействии к Евгению IV, папе Римскому, надеясь на организацию крестового похода против османских завоевателей. Он сделал предложение начать переговоры о том, чтобы объединить Западную католическую и Восточную православную церковь. Папа охотно согласился на это предложение. Это объясняется возможностью осуществить многовековое желание подчинить восточную церковь, византийский император получил возможность шанс победить в противостоянии с участниками соборного движения.

Ферраро-Флорентийский собор

Подписание Флорентийской церковной унии в западной церкви считается одним из величайших достижений западного богословия. Православные христиане считают её огромной ошибкой высшего духовенства Восточной Церкви.

Флорентийская уния — соглашение между Восточной и Западной христианскими церквями

Исторические условия

К началу XV в. в христианском мире сложились серьёзные предпосылки для объединения христиан в лоне единой Христианской церкви. К ним относятся следующие события:

  1. Ситуация в Византийской империи к этому времени была близка к катастрофе. Под властью императора остался только столичный регион некогда самого влиятельного государства средневековой Европы. Остальная территория была занята османами, которые сделали центром своих земель древний Адрианополь.
  2. В Европе светские государи во главе с императором Священной Римской империи Сигизмундом предпринимали попытки ограничить власть римского епископа. В 1431 г. в Базеле был созван церковный собор, подтвердивший решение собора в Констанце, который ограничивал власть Папы советом высших католических иерархов, отменял некоторые поборы в его пользу.
    Папа Евгений IV несколько раз постановлял распустить собрание в Базеле, но затем отменял своё решение. При этом обе стороны предпринимали попытки укрепить свои позиции за счёт переговоров об объединении с греческой православной церковью. Известно, что делегация греков, членом которой был будущий московский митрополит Исидор, находилась некоторое время в Базеле.
  3. В восточнославянских землях после смерти московского князя Василия Дмитриевича развязалась междоусобная война между его сыном Василием и братом Юрием Звенигородским.
    Ослабленные враждой княжества подвергались набегам татар, стремящихся восстановить влияние на Русь. На этом фоне долгое время русская митрополия не имела главы, так как после смерти Фотия, Василий не спешил с предложением кандидатуры на этот пост для одобрения Константинопольским патриархом, а глава Восточной Церкви был занят подготовкой к переговорам с католиками.
    Во второй половине 30-х гг. на поместном соборе в Москве русские архиереи выбрали Иону Рязанского митрополитом. Он отправился в Константинополь для подтверждения, но патриарх Иосиф уже утвердил на эту должность своего ученика Исидора, который сыграл важную роль в подписании Флорентийской унии.

Цели сторон

Представители Западной и Восточной христианских церквей ставили перед участниками собора чёткую цель, состоящую в согласовании вопросов, которые были связаны с разницей в догматическом учении. Приход к единому мнению позволил бы собравшимся достигнуть личным целей.

  1. Император Иоанн VIII стремился получить помощь западных христиан в борьбе с османами.
  2. Патриарх Иосиф, помимо защиты Отечества, надеялся доказать католикам ошибочность их догматов и истинность православного учения.
  3. Папа Евгений IV стремился к распространению влияния римского епископа на все христианские конфессии.
  4. Объединение христианской Церкви укрепило бы позиции Папы по отношению к собранию в Базеле.

Участники

Ферраро-Флорентийский собор имел статус Вселенского съезда. Православная делегация состояла из 700 представителей восточных христианских епархии. Среди них выделялись следующие священнослужители:

  1. Митрополит Киевский и Всея Руси Исидор — один из самых образованных богословов своего времени, который последовательно отстаивал идею единения с католиками.
  2. Марк Эфесский — представитель Иерусалимского патриарха, яростно отстаивающий основы и устои православия.
  3. Виссарион Никейский — представитель Александрийской епархии, выступающий за подписание унии с католиками ради спасения Византийской империи.

Помимо богословов, имеющих церковный сан, в восточной делегации участвовали светские философы:

  • Георгий Гемист Плифон;
  • Георгий Схоларий;
  • Георгий Амирутц.

Большая часть православных делегатов не обладала достаточной подготовкой в области богословия и риторики для ведения успешных догматических дискуссий.

Более малочисленная римская делегация состояла из самых образованных католических богословов, главой которых являлся кардинал Джулиано Чезарини — известный дипломатический деятель. Основную полемику вели монахи Доминиканского ордена:

  • Андрей Хрисоберг, архиепископ Родосский;
  • Иоанн Черногорский, представляющий Ломбардию;
  • Иоанн де Торквемада — испанский епископ, сыгравший важную роль в борьбе с гуситским движением.

Евгений IV, являющийся инициатором созыва собора, также хорошо разбирался в вопросах богословия.

Ход собора

Частью подготовки к Собору являлось назначение на ключевые церковные должности в Восточной Церкви священнослужителей, выступающих за переговоры с римским епископом. Ключевой фигурой являлся митрополит Исидор, который был назначен в 1436 г. главой Киевской митрополии. Иосиф II и Иоанн VIII рассчитывали на то, что самая большая православная митрополия предоставит большое количество людей и материальных средств.

Исидор в сопровождении русских священнослужителей прибыл в Феррару в августе 1438 г., когда византийская часть делегации уже полгода вела предварительные консультации. Активная работа началась только в конце октября. К этому времени византийцам стало понятно, что европейские монархии отказались от участия в соборе, а обещанное католиками денежное довольствие выделяется в недостаточном объёме.

В соборе Санта-Мария-дель-Фьоре была подписана Флорентийская уния

В начале 1439 г. делегаты переехали во Флоренцию, которая находилась в подчинении Папы Римского. Здесь понтифик смог пополнить свою казну, получив в её виде рычаг давления на несговорчивых православных священников. Под давлением со стороны католиков и императора Иоанна восточные архиереи пошли на уступки в основных догматических вопросах.

Важно! Итоговый документ был подписан 5 июля 1439 г. Он был подписан всеми восточными делегатами, кроме почившего патриарха Иосифа II и блаженного Марка Эфесского, считающего достигнутые договорённости предательством по отношению к истинной православной Вере.

Активно поддержали подписание унии митрополит киевский Исидор и Виссарион Никейский, которые считали, что объединение с католиками на любых условиях — единственный шанс спасения Византии. По свидетельству современников подписи большинства членов Восточной церкви были получены в результате подкупа и угроз.

Делегаты из русских княжеств и Византии покинули Флоренцию через месяц после подписания итогового заявления.

Интересно! не увидев на итоговом документе подписи Марка Эфесского, Евгений IV посчитал неудачной всю проделанную работу.

Спорные вопросы и их решение

Ферраро-Флорентийский собор проводился для согласования спорных догматических вопросов. К ним относятся следующие дискуссии:

Подписание Флорентийской унии 1439 года

Взамен на согласие уступить в основных вопросах за восточными священниками оставили право вести службу по православным канонам, а белое духовенство имело право вступать в брачные отношения.

Мировое значение

Флорентийская уния, несмотря на надежды её вдохновителей, ещё более усилила раскол между католическими и православными христианами. Реальное действие она имела на небольшой территории современных Украины и Белоруссии, входивших во второй половине XV в. в состав Литовского княжества.

Ещё интересные статьи:

Руководство возникшей в 1458 г. Киевской митрополии подтвердило свою приверженность единению с католической церковью в 1569 г. По итогам Брестского церковного собора иерархи киевской митрополии признали подчинение римскому епископу, но оставляли за собой право вести службы по греческом образцу на церковнославянском языке.

Флорентийская уния — попытка подчинения восточных христиан власти Папы Римского. Как и многие другие подобные деяния она вызвала активное сопротивление православного народа, не желавшего идти на уступки в вопросах веры во имя политической выгоды.

Флорентийская уния 1439 года

Как была воспринята уния на Руси

После возвращения с собора митрополита Исидора, по русским землям рассылались послания о Флорентийском соборе, началось приобщение верующих к католическим храмам. В Москве его ждало множество верующих, местом встречи патриарха стал Успенский собор. Перед Исидором несли католический крест. Во время богослужения в молитве поминался папа. После службы торжественно прочитали грамоту о Флорентийской унии.

Митрополит Исидор, подписавший соглашение, был подвергнут заключению. Это было сделано по приказу Великого Московского князя, Василия ІІ Темного. Исидор — последний патриарх, грек по происхождению. Впоследствии возглавляли церковь только русские, Московский патриархат стал самостоятельным.

Значение решений собора в истории

Уния между католической и православной церквами 1439 года как попытка объединения христианских церквей Востока и Запада потерпела полную неудачу, еще более глубоко разделив христиан на православных и католиков. Тем не менее, в одной локальной области — на территории Украины и Белоруссии, тогда принадлежащих Великому Княжеству Литовскому, — это соглашение на много лет определило развитие христианской церкви.

В случае с Киевской митрополией все было сложнее. Вплоть до начала XVI века римские понтифики принимали прямое участие в ее делах, назначая в соответствии с Флорентийскими соглашениями митрополитов. В условиях, когда и Константинопольский униатский патриарх жил в Риме, статус Киевской епархии пребывал в подвешенном состоянии.

Митрополиты несколько десятилетий не признавали обстоятельства, что документы, на основании которых достигнуто примирение церквей, уже не действуют ни в глазах Рима, ни в глазах Константинополя, ставшего Стамбулом. И лишь более чем через полвека после Собора, ставшего началом унии, они убедились, что высшие католические иерархи Польши и Великого Княжества Литовского считают ее утратившей всякое значение.

Только через полтора столетия Брестская уния 1596 года возродила дух и принципы своей предшественницы, но уже на локальном, а не общецерковном уровне.

Отказ от унии

Большинство православных епископов, вернувшись в Константинополь, отказалось от унии, они утверждали, что их заставили пойти на соглашение с католиками. Униаты признаны еретиками.

Марк Эфесский — единственный епископ, отказавшийся на соборе 1439 подписать унию, православные священники объединились вокруг него. Патриархами Александрии, Антиохи и Иерусалима в 1443 году был созван собор в Иерусалиме, на нем произошло отлучение сторонников соглашения.

Повторное осуждение восточными патриархами Флорентийской унии осуществилось в 1450 году на Константинопольском соборе. На нем же был низложен униат, Константинопольский патриарх Григорий Мамм. Новым главой церкви избран Афанасий, сторонник православной веры.

В 1453 году произошел захват Константинополя войском османской империи, о Флорентийской унии окончательно забыли.

Видео

Так выглядит Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре, в котором была подписана уния, в наши дни.

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 13990
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Флорентийская уния была принята в 1439 на соборе в Базеле и Флоренции в трудных обстоятельствах для Византийской империи. В 1430 году турки захватили Фессалонику, и государство практически утратило территории, от него сохранилась лишь столица, которая была окружена владениями турок. Такая сложная ситуация привела к тому, что император Иоанн VIII Палеолог вынужден был обратиться с просьбой о содействии к Евгению IV, папе Римскому, надеясь на организацию крестового похода против османских завоевателей. Он сделал предложение начать переговоры о том, чтобы объединить Западную католическую и Восточную православную церковь. Папа охотно согласился на это предложение. Это объясняется возможностью осуществить многовековое желание подчинить восточную церковь, византийский император получил возможность шанс победить в противостоянии с участниками соборного движения.

Соглашение

В 1431 году в городе Базель созван вселенский собор, вскоре папа решил его распустить, но продолжить заседания. Евгений IV использовал свое предложение для того чтобы расколоть ряды оппонентов. Он призывает собравшихся представителей церкви поменять место проведения, большая часть собора собралась в Ферраре, позже – во Флоренции.

Заседания Флорентийского собора проходили в присутствии 700 членов византийской делегации во главе с императором и константинопольским монархом, также присутствовал митрополит Киевский. Здесь проходили долгие богословские диспуты, в результате которых 6 июня 1439 года была подписана уния, объединившая католическую и православную церковь.

Заключая соглашение, восточная церковь вынуждена пойти на серьезные уступки: было признано верховенство римского папы, приняты некоторые католические догмы, при этом сохранялись православные обряды.

На протяжении последующих 6 лет собор во Флоренции принял соглашения о слиянии с прочими христианскими течениями. Флорентийская уния подняла авторитет папы в западноевропейских странах, но выявилась ее нежизнеспособность. Католическая церковь изображала это соглашение как важнейший акт, объединяющий христиан и спасающий Византию от турецких завоевателей. На самом деле уния предназначена была стать послушным орудием политики папы, которая была направлена на подчинение католической церкви ослабленной Византии и русского государства. Население Византийской империи и Руси пришло в раздражение от унии, большинство православного духовенства не признало документ.

Как была воспринята уния на Руси

После возвращения с собора митрополита Исидора, по русским землям рассылались послания о Флорентийском соборе, началось приобщение верующих к католическим храмам. В Москве его ждало множество верующих, местом встречи патриарха стал Успенский собор. Перед Исидором несли католический крест. Во время богослужения в молитве поминался папа. После службы торжественно прочитали грамоту о Флорентийской унии.

Митрополит Исидор, подписавший соглашение, был подвергнут заключению. Это было сделано по приказу Великого Московского князя, Василия ІІ Темного. Исидор - последний патриарх, грек по происхождению. Впоследствии возглавляли церковь только русские, Московский патриархат стал самостоятельным.

Отказ от унии

Большинство православных епископов, вернувшись в Константинополь, отказалось от унии, они утверждали, что их заставили пойти на соглашение с католиками. Униаты признаны еретиками.

Марк Эфесский - единственный епископ, отказавшийся на соборе 1439 подписать унию, православные священники объединились вокруг него. Патриархами Александрии, Антиохи и Иерусалима в 1443 году был созван собор в Иерусалиме, на нем произошло отлучение сторонников соглашения.

Повторное осуждение восточными патриархами Флорентийской унии осуществилось в 1450 году на Константинопольском соборе. На нем же был низложен униат, Константинопольский патриарх Григорий Мамм. Новым главой церкви избран Афанасий, сторонник православной веры.

В 1453 году произошел захват Константинополя войском османской империи, о Флорентийской унии окончательно забыли.

Из истории отношений Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата

Святейший патриарх Иов
Святейший патриарх Иов
Наибольшего обострения отношения между Русской Церковью и Константинополем достигли после Ферраро-Флорентийского Собора.

Естественно, греки в большинстве своем рассчитывали на то, что им удастся убедить католиков в заблуждениях и заключить унию на православных основаниях. Впрочем, достаточно сильной была и партия, которую поддерживал правящий император, считавшая, что возможны уступки католикам. Эта позиция обуславливалась серьезным политическим обстоятельством: Византия находилась на краю гибели, теснимая турками. Подписанная уния давала византийцам возможность надеяться, что братский христианский Запад тут же отправит своим восстановленным единоверцам военную помощь, и враг общими усилиями будет отброшен. Однако на Соборе выяснилось, что воссоединение Церквей на условиях принятия православных догматов невозможно. Преобладавшая на Соборе католическая сторона имела все преимущества и рычаги давления. Грекам же в условиях катастрофического положения империи приходилось принимать условия со стороны. Настаивать на своих условиях им было не под силу.

Кульминацией Ферраро-Флорентийского Собора стало подписание унии в июле 1439 года, согласно условиям которой Константинопольский Патриархат признавал основные догматические положения западно-христианской Церкви, верховную власть папы Римского, но сохранял сложившиеся церковные структуры и обрядность. Подписана была уния и делегацией Русской Церкви во главе с первым лицом – митрополитом-греком Исидором, который стал ярым сторонником и проводником унии в жизнь. (Впоследствии некоторые члены делегации заявили, что согласились поставить подписи под соборным определением исключительно под нажимом со стороны.)

Но уния, подписанная в Италии, не была принята на Руси.

После разоблачения на Соборе Исидора заключили под стражу в Чудовом монастыре Московского Кремля до выяснения всех обстоятельств: на Руси все еще опасались самостоятельно решать сложные богословские вопросы, тем более непосредственно затрагивающие интересы Патриархии Константинопольской. Из Чудова монастыря митрополит вскоре бежал (или, что более вероятно, ему дали бежать) в Литву – еще одно проявление опасений Москвы за собственные чрезмерно самостоятельные действия. Русская Православная Церковь осталась без архипастыря.

Все эти обстоятельства способствовали тому, что в высших церковных и светских московских кругах крепла уверенность в правильности выбранного пути – к автокефалии.

Но у каждой медали есть своя оборотная сторона. Дело в том, что с восшествием на Константинопольскую патриаршую кафедру главы ортодоксальной православной партии Геннадия Схолария в январе 1454 года – уже после падения Константинополя – Флорентийская уния, не встретившая сочувствия у большинства населения Греции, была окончательно отвергнута, и Греческая Церковь вернулась в лоно Православия. Таким образом исчезал прецедент, благодаря которому Русская Церковь заявила о своей независимости. Следующим шагом, по идее, должно было стать воссоединение Церквей. Но автокефалия в равной степени была нужна и крепнущему Русскому Православию, и только-только рождавшемуся из пепла феодальной раздробленности единому Русскому государству. Путь назад был невозможен.

Определяющую роль играло и то, что с исторической арены сошло православное Византийское государство. Над Вселенским Константинопольским Патриархатом нависла всепоглощающая тень новой империи – теперь уже исламской. Не только крупный военачальник своего времени, но и тонкий политик, покоритель Византии султан Мехмед II уже через считанные месяцы после захвата Константинополя предпринял шаги по реставрации патриаршей власти: кафедра патриархов Константинополя вдовствовала еще с 1451 года, после бегства на Запад униатского патриарха Григория Маммы. Показательно, что Мехмед II остановил свой выбор на убежденном противнике Флорентийской унии Геннадии Схоларии. Еще более примечательно то, что Геннадий Схоларий, попавший в плен в дни падения Константинополя, а затем проданный в рабство, разыскивается и выкупается султаном специально для последующего определения на патриаршую кафедру.

Серьезность положения в отношениях между Церквами очевидна.

Однако и тогда исторические обстоятельства в конечном счете взяли верх. Во второй половине XV – начале XVI века после трех с лишним столетий феодальной раздробленности, двух с лишним столетий зависимости от Золотой Орды было создано централизованное Русское государство – крупнейшая в Европе держава. Более того, к концу XV столетия Россия оказывается фактически единственной независимой православной страной в мире (!), и взоры покоренных православных народов обращались к ней – к их последней надежде. За помощью, в первую очередь – финансовой, в далекую Москву поехали и крупнейшие церковные иерархи, и посланники политической элиты со всех уголков православного мира: из Египта, Палестины, с Синая, Балкан…

С самого начала раскола единой Христианской церкви и католики, и православные христиане не оставляют мыслей об её объединении. Под влиянием различных обстоятельств множественные попытки сближения западных и восточных единоверцев заканчивались неудачами. Самые значительные последствия имела уния, подписанная в 1439 г. участниками XVII Вселенского собора.

Ферраро-Флорентийский собор

Подписание Флорентийской церковной унии в западной церкви считается одним из величайших достижений западного богословия. Православные христиане считают её огромной ошибкой высшего духовенства Восточной Церкви.


Исторические условия

К началу XV в. в христианском мире сложились серьёзные предпосылки для объединения христиан в лоне единой Христианской церкви. К ним относятся следующие события:

  1. Ситуация в Византийской империи к этому времени была близка к катастрофе. Под властью императора остался только столичный регион некогда самого влиятельного государства средневековой Европы. Остальная территория была занята османами, которые сделали центром своих земель древний Адрианополь.
  2. В Европе светские государи во главе с императором Священной Римской империи Сигизмундом предпринимали попытки ограничить власть римского епископа. В 1431 г. в Базеле был созван церковный собор, подтвердивший решение собора в Констанце, который ограничивал власть Папы советом высших католических иерархов, отменял некоторые поборы в его пользу.
    Папа Евгений IV несколько раз постановлял распустить собрание в Базеле, но затем отменял своё решение. При этом обе стороны предпринимали попытки укрепить свои позиции за счёт переговоров об объединении с греческой православной церковью. Известно, что делегация греков, членом которой был будущий московский митрополит Исидор, находилась некоторое время в Базеле.
  3. В восточнославянских землях после смерти московского князя Василия Дмитриевича развязалась междоусобная война между его сыном Василием и братом Юрием Звенигородским.
    Ослабленные враждой княжества подвергались набегам татар, стремящихся восстановить влияние на Русь. На этом фоне долгое время русская митрополия не имела главы, так как после смерти Фотия, Василий не спешил с предложением кандидатуры на этот пост для одобрения Константинопольским патриархом, а глава Восточной Церкви был занят подготовкой к переговорам с католиками.
    Во второй половине 30-х гг. на поместном соборе в Москве русские архиереи выбрали Иону Рязанского митрополитом. Он отправился в Константинополь для подтверждения, но патриарх Иосиф уже утвердил на эту должность своего ученика Исидора, который сыграл важную роль в подписании Флорентийской унии.

Цели сторон

Представители Западной и Восточной христианских церквей ставили перед участниками собора чёткую цель, состоящую в согласовании вопросов, которые были связаны с разницей в догматическом учении. Приход к единому мнению позволил бы собравшимся достигнуть личным целей.

  1. Император Иоанн VIII стремился получить помощь западных христиан в борьбе с османами.
  2. Патриарх Иосиф, помимо защиты Отечества, надеялся доказать католикам ошибочность их догматов и истинность православного учения.
  3. Папа Евгений IV стремился к распространению влияния римского епископа на все христианские конфессии.
  4. Объединение христианской Церкви укрепило бы позиции Папы по отношению к собранию в Базеле.

Участники

Ферраро-Флорентийский собор имел статус Вселенского съезда. Православная делегация состояла из 700 представителей восточных христианских епархии. Среди них выделялись следующие священнослужители:

  1. Митрополит Киевский и Всея Руси Исидор — один из самых образованных богословов своего времени, который последовательно отстаивал идею единения с католиками.
  2. Марк Эфесский — представитель Иерусалимского патриарха, яростно отстаивающий основы и устои православия.
  3. Виссарион Никейский — представитель Александрийской епархии, выступающий за подписание унии с католиками ради спасения Византийской империи.

В начале 1439 г. делегаты переехали во Флоренцию, которая находилась в подчинении Папы Римского. Здесь понтифик смог пополнить свою казну, получив в её виде рычаг давления на несговорчивых православных священников. Под давлением со стороны католиков и императора Иоанна восточные архиереи пошли на уступки в основных догматических вопросах.


Взамен на согласие уступить в основных вопросах за восточными священниками оставили право вести службу по православным канонам, а белое духовенство имело право вступать в брачные отношения.

Итоги собора

Ферраро-Флорентийский собор и подписанная по его итогам уния между православными христианами и католиками оказали большое влияние на политическую и церковную жизнь средневековой Европы и Руси. Но цели, которые ставили перед собой его инициаторы и участники так и не были достигнуты.

Отношение европейского общества

В странах Западной Европы подписание унии не вызвало бурной реакции, так как продолжалось противостояние Римского Папы и Базельского собора. В Польше и Литовском княжестве, где часть населения исповедовала православие и через которые возвращался на Русь митрополит Исидор, получивший за заслуги при подписании унии сан кардинала, отношение к провозглашенному объединению христианского мира было более лояльным.

Простое население доброжелательно встретило Исидора, но правители этих государств не оказали ему поддержки, так как поддерживали Базельский собор и избранного на нём Папу Феликса V.

Политическая борьба внутри католической церкви, которая велась при участии европейских светских правителей, ослабила эффект от подписания унии. При этом Западная католическая церковь по сегодняшний день считает этот документ действующим и часто ссылается на его текст в дискуссиях с православными христианами.

Византия

На родине членов византийской делегации, подписавших унию, соотечественники обвинили в предательстве. Недовольные Флорентийский событиями священнослужители объединились вокруг Марка Эфесского. Ортодоксальные священники отказывались вести службы совместно с униатами. На церковных соборах 1443 и 1450 годов униатов отлучили от церкви.

Это привело к массовому отказу греческих священников, участвовавших во флорентийских событиях, от своего согласия, которое, по их словам, было дано под давлением.

Следует отметить, что византийские правители вплоть до завоевания османами Константинополя в 1453 г. оставались сторонниками унии. В 1452 г. император и патриарх Афанасий подтвердили приверженность Флорентийский договоренностям, и в декабре провели в главном храме столицы первую униатскую службу.


Вероятно, князь Василий позволил опальному митрополиту бежать из заточения. Исидор некоторое время скитался по западным славянским земля, но в итоге отправился в Рим.

Московский церковный собор избрал новым главой Русской Православной Церкви Иону Рязанского. Он стал первым киевским митрополитом, не утверждённым Константинопольским патриархом.

В 1458 г. высшие церковные архиереи и великий князь не признали назначенного Римом митрополита Всея Руси Григория, являющегося учеником Исидора. Это послужило поводом для разделения Русской церкви на две митрополии Московскую и Киевскую, подконтрольную римскому епископ и назначенному им митрополиту.

В ответ на действия католиков Московский Собор 1459 года установил новый порядок избрания главы Русской церкви. С этого момента его с одобрения великого князя выбирало собрание высшего русского духовенства. С этого момента началась история автокефальной Русской Православной Церкви.

Мировое значение

Флорентийская уния, несмотря на надежды её вдохновителей, ещё более усилила раскол между католическими и православными христианами. Реальное действие она имела на небольшой территории современных Украины и Белоруссии, входивших во второй половине XV в. в состав Литовского княжества.

Ещё интересные статьи:

Руководство возникшей в 1458 г. Киевской митрополии подтвердило свою приверженность единению с католической церковью в 1569 г. По итогам Брестского церковного собора иерархи киевской митрополии признали подчинение римскому епископу, но оставляли за собой право вести службы по греческом образцу на церковнославянском языке.

Флорентийская уния — попытка подчинения восточных христиан власти Папы Римского. Как и многие другие подобные деяния она вызвала активное сопротивление православного народа, не желавшего идти на уступки в вопросах веры во имя политической выгоды.

Читайте также: