Хронология общественного служения спасителя кратко

Обновлено: 08.07.2024

Ин.2 Приближалась Пасха, Пс.68, каким знамением докажешь?

2. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом

Ин.3 1. Духовное возрождение как основное требование для входа в Царство Божие

2. Искупление человечества крестными страданиями Сына Божия, без которого невозможно 1

3. Сущность Суда Божия над людьми, не уверовавшими в Сына Божия

3. Последнее свидетельство св. Иоанна Крестителя об Иисусе Христе

Ин.3 Спор учеников с Иудеями об очищении, жених, Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

4. Заключение св. Иоанна в темницу

Мф.14 (после притч в лодке у моря)

Мк.6 (после послания 12-ти)

5. Отшествие Господа в Галилею и беседа Его с самарянкой

Ин.4 О воде живой и Духе

6. Прибытие Христа Спасителя в Галилею и начало Его проповеди

Мф.4 Иоанн предан под стражу, Ис.9 (народ во тьме увидел свет ), покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Мк.1 предан был Иоанн, приблизилось Царство Божие, покайтесь и веруйте в Евангелие

Лк.4 возвратился в силе духа в Галилею, учил в синагогах

7. Исцеление в Кане сына царедворца

Ин.4 он поверил слову, которое сказал Иисус и пошел

8. Призвание к Апостольскому служению рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна

Мф.4 ловцами человеков, оставив лодку и отца последовали

Мк.1 ловцами человеков, оставив лодку и отца последовали

Галилейское озеро вблизи Капернаума

12. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге

9. Сила проповеди Христовой и исцеление бесноватого в Капернаумской синагоге

Мк.1 суббота, человек, одержимый духом нечистым вскричал. Замолчи и выйди из него. и разнесся слух

Лк.4 суббота, человек, одержимый духом нечистым вскричал. Замолчи и выйди из него. и разнесся слух

10. Исцеление тещи Петровой и многих бесноватых и больных других

не позволял бесам говорить

11. Проповедь и дела Господа в Галилее

Мф.4 и ходил по всей Галилее

13. Исцеление прокаженного

Мф.8 хочу, очистись (после Нагорной проповеди)

Мк.1 хочу, очистись, выйдя, начал провозглашать о происшедшем

Лк. 5 хочу, очистись, распространялась молва о Нем

14. Исцеление расслабленного в Капернауме

Мф.9 Переправился в город Свой, видя веру их, прощаются тебе грехи твои, книжники, народ прославил Бога

Мк.2 слышно, что Он в доме, видя веру их, прощаются тебе грехи твои, книжники, народ прославил Бога

Лк.5 видя веру их, прощаются тебе грехи твои, книжники, народ прославил Бога

15. Призвание Матфея

Мф.9 Матфея, в доме с мытарями и грешниками, не здоровые…

Мк.2 Левия Алфеева, в доме его, мытари и грешники, не здоровые…

Лк.5 Левия, Левий в доме своем, с мытарями и грешниками, не здоровые…

Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа

1. Исцеление расслабленного при овчей купели

Ин.5 Праздник Иудейский, возьми постель твою и ходи, суббота, иудеи стали гнать

2. Учение Господа Иисуса о Своем равенстве Богу Отцу и о всеобщем Воскресении и Суде

Ин.5 Отец Мой доныне делает, и Я делаю; и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе; воскресение жизни и воскресение осуждения; свидетельство Иоанна, дел и Отца; исследуйте Писания, Моисей писал о Мне

3. Срывание колосьев в субботу

Мф.12 Давид, священники в храме нарушают субботу, здесь Тот, Кто больше храма, милости хочу, а не жертвы (Ос.6:6), Сын Человеческий Господин и субботы

Мк.2 Давид, суббота для человека, а не человек для субботы, Сын Человеческий Господин и субботы

Лк.6 суббота по втором дне Пасхи, Давид, Сын Человеческий Господин и субботы

По пути в Галилею

4. Исцеление сухорукого в субботу

Мф.12 суббота, сколько же лучше человек овцы! Фарисеи хотят погубить Его

Мк.3 суббота, добро делать или зло в субботу? скорбя об ожесточении сердец их, Фарисеи с иродианами хотят погубить Его

Лк.6 другая суббота, добро делать или зло в субботу? они пришли в бешенство

5. Большое стечение народа вокруг господа и обильные исцеления. Господь избегает известности и пророчество о сем

Мф.12 Се Отрок Мой… Ис.42

Мк.3 многих исцелил, духам запрещал

Лк.6 исцелялись, от Него исходила сила и исцеляла всех

6. Избрание двенадцати Апостолов

Мф.10 Имена апостолов

Мк.3 позвал к Себе и избрал из них 12, власть исцелять от болезней и изгонять бесов, поставил Петра и т.д.

Лк.6 пробыл всю ночь в молитве к Богу, избрал из них 12, сойдя с ними, стал на ровном месте

7. Нагорная проповедь

1. Заповеди блаженства

Мф.5 Блаженны нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие…, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, вы…

Лк.6 Блаженны, Горе вам!

Мф.5 выбросить вон

Мк.9 в себе соль и мир между собою

Лк.14 кто имеет уши да слышит

Мф.5 город на верху горы, свеча, добрые дела

4. Об исполнении закона и пророков

Мф.5 не нарушить, но исполнить, кто сотворит и научит…

Лк.16 Скорее небо и земля прейдут

5. О новом законе: убийство, грех, примирение

Мф.5 не убий - всякий гневающийся… мирись с соперником, темница

Лк.12 идешь с соперников, темница

6. О прелюбодействе и разводе

Мф.5 вырви и брось от себя, развод

Мк.9 отсеки руку

Лк.16 всякий разводящийся и женящийся на другой

Мф.5 Не клянись вовсе

Мф.5 другую щеку, отдай и верхнюю…, два поприща, не отвращайся

Лк.6 другую щеку, рубашку, не требуй назад

9. О любви к врагам

Мф.5 любите врагов, будьте совершенны

Лк.6 любите врагов, будьте милосердны

Мф.6 пусть левая рука не знает…

11. О молитве, Отче наш

Мф.6 не будь как лицемеры, Отче наш

Мк.11 прощайте на молитве

Мф.6 не будьте унылы

13. О неоскудевающем сокровище на небесах

Мф.6 моль и ржа, там будет и сердце ваше

Лк.12 влагалища неветшающие, там и сердце ваше будет

14. Око-светильник телу

Мф.6 если свет – тьма, то какова же тьма?

Лк.11 свет не есть ли тьма?

15. О служении двум господам

Мф.6 не можете служить Богу и маммоне

Лк.16 не можете служить Богу и маммоне

16. О заботах человеческих и попечении Божием

Мф.6 ищите прежде Царствия Божия

Лк.12 ищите Царствия Божия

17. Об осуждении

Мф.7 не судите, да не судимы будете

Лк.6 не судите, да не судимы будете

18. Об осквернении святыни

Мф.7 не бросайте жемчуга…

Мф.7 просите и дано будет вам

Лк.11 просите и дано будет вам

20. Общее правило ВЗ нравственности

Мф.7 как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними

Лк.6 как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними

Мф.7 входите тесными вратами, немногие находят их

Лк.13 подвизайтесь войти тесными вратами, многие поищут войти, и не возмогут

22. О распознании лжепророков

Мф.7 по плодам их узнаете их

Лк.6 дерево познается по плоду… добрый человек из доброго сокровища сердца выносит доброе

23. О ложном исповедании Господа

Мф.7 Не всякий говорящий Мне… отойдите от Меня, делающие беззаконие

Лк.6 Что вы зовете Меня и не делаете того, что Я говорю?

24. Дом на камне

25. Слепой со слепым, ученик и учитель

Лк.6 не оба ли упадут в яму?

Мф.7 народ дивился, учил как власть имеющий, сошел с горы и множество народу с Ним

8. Исцеление прокаженного

9. Исцеление слуги капернаумского сотника

Мф.8 сотник, и в Израиле не нашел я такой веры, многие придут с востока и запада возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом

Лк.7 посланные, сотник достоин, и сделал нам синагогу, и в Израиле не нашел я такой веры

10. Воскрешение сына наинской вдовы

11. Посольство от Иоанна Предтечи к Господу Иисусу Христу и свидетельство Господа об Иоанне

12. Обличение нечестивых городов, прославление Бога за открытие истины младенцам и призыв к себе труждающихся и обремененных


Настоящая книга представляет собой систематическое изложение Библии, предназначенное для широкого круга читателей. В первом томе даются основные сведения обо всех книгах Ветхого Завета, во втором томе – обо всех книгах Нового Завета. Задача автора – познакомить с библейским повествованием в его глубине и многообразии, дать представление об исследованиях и толкованиях библейского текста. Научно-популярный жанр изложения, доступный язык, четкая структура делают книгу незаменимым учебным пособием для изучающих Библию, а также всех интересующихся.

Оглавление

  • Предисловие автора
  • Введение
  • Урок 1 (13). Начало евангельской истории. Исполнение ветхозаветных обетований
  • Урок 2 (14). Начало общественного служения Иисуса Христа. Галилейский период. Нагорная проповедь и чудеса Иисуса Христа

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библия для всех. Курс 30 уроков. Том II. Новый Завет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Урок 2 (14). Начало общественного служения Иисуса Христа. Галилейский период. Нагорная проповедь и чудеса Иисуса Христа

Начало общественного служения Иисуса Христа

Крещение Иисуса Христа

Служение Иоанна Крестителя

Событие Крещения Иисуса Христа Иоанном

Значение Крещения Иисуса Христа: явление Бога-Троицы и начало общественного служения

В контексте евангельской истории Крещение Иисуса Христа знаменует собой начало Его общественного служения; с этого момента Он стал раскрываться перед людьми как религиозный деятель. В то время Иисусу было около тридцати лет (Лк 3:23) [100] .

Искушения в пустыне: отвержение Иисусом Христом пути внешней власти над людьми

Пребывание Иисуса Христа в пустыне после Крещения

Крестившись, Иисус по внушению Духа идет в пустыню и пребывает там 40 дней, не вкушая пищи. Этот продолжительный пост стал приготовлением к Его будущей миссии. Он уже предстал перед народом и сейчас находился в самом начале Своего мессианского служения. Но как будет осуществляться это служение, какой Он изберет путь? В этот определяющий момент к Нему подступает диавол (сатана) и пытается склонить Иисуса на свою сторону [101] . Показательно, что в Ветхом Завете число 40 может символизировать срок испытания; 40 дней продолжался всемирный потоп (Быт 7:4) и 40 лет народ израильский странствовал по пустыне (Исх 16:35).

В Евангелиях от Матфея и от Луки подробно описаны три искушения (Мф 4:1–11, Лк 4:1–13; можно отметить разный порядок 2-го и 3-го искушений) [102] . Вероятно, этот текст записан непосредственно со слов Христа, рассказавшего об этом Своим ученикам.

Общие сведения о Галилейском периоде служения Иисуса Христа

Призвание Иисусом Христом учеников-апостолов

Призвание первых учеников

Двенадцать апостолов и их миссия

Из расширяющегося круга Своих учеников Иисус Христос приблизил к Себе двенадцать избранников — по числу двенадцати колен Израилевых. Это символическое число знаменует, что Христос начал создавать новый Израиль, духовный Израиль Нового Завета [109] . В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки приводятся имена этих двенадцати: Симон (Петр), его брат Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей, Иаков Алфеев и Леввей (называемый Фаддеем), Симон Кананит (Зилот) [110] и Иуда Искариот (Мф 10:2–4, Мк 3:16-19, Лк 6:14-16).

Наставление апостолам при отправлении их на проповедь

Нагорная проповедь: изложение нравственного учения Иисуса Христа

Цель человека — вхождение в Царство Божие

Сравнение заповедей блаженства с заповедями Ветхого Завета

Вспомним, что в заповедях ветхозаветного Закона в первую очередь рассматривались внешние поступки человека и акцент был сделан на строгий запрет греховных дел. Давая ученикам заповеди блаженства, Христос переносит акцент с внешнего на внутреннее. Нравственный облик человека определяется не только его поступками, но всем внутренним настроем его души. В заповедях блаженства Христос раскрывает, каким образом можно приблизиться к нравственному совершенству, к уподоблению Богу. При этом существенно важно, что заповеди блаженства не изображают что-то абстрактное и трудно представимое — пример их исполнения дан в Самом Христе. Можно сказать, что заповеди блаженства открывают нам, каков есть Иисус Христос. Человек призван следовать за Христом по обозначенному Им пути заповедей, постепенно взращивая в себе важнейшие внутренние качества.

Новый закон любви

1. Закон запрещает убийство (Исх 20:13, Втор 5:17) — Христос говорит, что гнев или презрение к ближнему тоже подлежат суровому наказанию (Мф 5:22) [117] .

2. Закон запрещает нарушение супружеской верности (Исх 20:14) — Христос говорит, что само внутреннее желание совершить прелюбодеяние уже оскверняет человека (Мф 5:28).

Учение о милостыне, молитве и посте

Отношение к богатству

Принципы отношения к ближнему, сформулированные в Нагорной проповеди

Необходимость выбора истинного пути

Иисус Христос заключает, что Его слово не достаточно только слушать, но нужно исполнять на деле. Нагорная проповедь завершается тремя притчами, показывающими два возможных пути человеческой жизни:

1) притча об узких вратах и узком пути, ведущем к спасению, и широком пути, ведущем в погибель;

2) притча о двух деревьях, хорошем и плохом: как о дереве судят по тому, какие плоды оно приносит, так и человек познается по своим делам;

3) притча о двух домах, один из которых был построен на каменном фундаменте, а другой — на песке. Каждый человек призван избрать благой путь, ведущий к спасению, и строить свою жизнь на твердом основании — на нравственных заповедях Иисуса Христа.

Чудеса, совершенные Иисусом Христом

Чудеса Иисуса Христа — подтверждение истинности Его учения

Чудеса, совершенные в ответ на веру людей

Чудеса по милосердию Божию: изгнание бесов, исцеление больных в субботу

В этом чуде и во множестве других мы видим человеколюбие Иисуса. Он не гнушается никем, и даже людьми, от которых все отвернулись. Христос нередко исцелял больных проказой — страшной кожной болезнью, при которой все тело гниет заживо. Прокаженные жили обособленно вне городов, поскольку эта болезнь является заразной. Когда к Иисусу пришел один прокаженный, Христос положил на него руку, не боясь заражения или ритуального осквернения (согласно книге Левит, все подобные больные считались нечистыми). И при этом прикосновении проказа спала с человека (Мф 8:1–4, Мк 1:40–45). Этот потрясающий эпизод показывает, что нечистота или болезнь людей не могут воздействовать на Иисуса и причинить Ему вред — это Он передает людям Свою чистоту и святость.

Чудо насыщения пяти тысяч

В первый раз апостолы принесли Христу пять хлебов и двух рыб, оказавшихся у одного мальчика. Воздав благодарение Богу, Христос преломил хлебы и дал их ученикам, и ученики стали раздавать еду людям. Припасы не заканчивались, и еды хватило на всех — а собралось около 5000 одних только мужчин! Хлеб и рыба чудесным образом умножились, и все присутствующие насытились [134] ; оставшихся кусков хлеба было собрано двенадцать коробов. Чудо насыщения пяти тысяч произошло накануне второй Пасхи служения Иисуса.

Во второй раз от семи хлебов и нескольких рыбок насытились четыре тысячи человек (Мф 15:32–39 и Мк 8:1–9). Чудо насыщения четырех тысяч описывается в Евангелиях от Матфея и Марка, а чудо насыщения пяти тысяч уникально тем, что его описание присутствует во всех четырех Евангелиях.

Таким образом, описание чудесного насыщения Иисусом множества людей присутствует в Евангелиях шесть раз, и это, конечно, неслучайно. Евангелист Иоанн раскрывает символическое значение этого события — он повествует о последовавшей затем беседе Иисуса Христа о Хлебе Небесном. Иисус открыл иудеям, что Он Сам есть истинный Хлеб, который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин 6:33); вкушающий этот Хлеб будет иметь вечную жизнь. Очевидно, что чудо насыщения людей служило прообразом Таинства Евхаристии — духовного насыщения верующих Телом и Кровью Иисуса Христа (ср. Ин 6: 32–58).

Власть над природой, проявлявшаяся в чудесах Христа

Вывод: чудеса Иисуса Христа — дела любви

Показательно, что самое первое чудо Христа было совершено на брачном пире, в городе Кана Галилейская. Когда у молодоженов закончилось вино, по просьбе Своей Матери [135] , вместе с Ним присутствовавшей на этой свадьбе, Иисус повелел наполнить водой шесть больших сосудов для омовений и превратил эту воду в вино (Ин 2:1–11) [136] . Вино оказалось превосходным по вкусу, и радостный праздник мог продолжаться дальше.

Можно подытожить, что все чудеса Иисуса Христа — это дела любви. В них проявляется милосердие и забота Христа о людях и утешение от Бога.

Вероучительные беседы Иисуса Христа

Беседа с Никодимом

Таким образом, ночной разговор с Никодимом показывает, что Иисус Христос не оставит без плода искреннее желание понять и принять Его учение. Мы видим, что в разговоре с Никодимом — образованным учителем Закона, пожелавшим учиться у Иисуса, — Христос с самого начала задает высокий содержательный уровень беседы. Христос не использует язык притч и бытовых образов, но сразу излагает важнейшие богословские истины. Можно сказать, что Иисус со всеми слушателями говорит на доступном для них языке; при этом каждый слушатель, чтобы понять смысл слов Христа, должен совершить духовное усилие.

Беседа с самарянкой

Общий смысл бесед Иисуса Христа с Никодимом и самарянкой

Евангелисты не ставили перед собой задачу написать хронику деяний Спасителя, не составляли они и Его биографию. Евангельские повествования — это свидетельства очевидцев. Каждый свидетель события описывает его так, как он его видел, точнее, сумел увидеть, делая акценты на наиболее важных для него обстоятельствах, подчеркивая наиболее существенное.

Однако при внимательном чтении всех четырех евангелистов, сопоставляя описанные ими события, можно выстроить хронологическую канву земной жизни Господа. В дальнейшем мы выделим некоторые из этих событий и поговорим о них отдельно. А ныне просто воскресим в памяти основные вехи земной жизни Богочеловека Иисуса Христа.

Там же в храме Господа встретила пророчица по имени Анна. Эта встреча Спасителя и Его Матери со старцем Симеоном и пророчицей Анной вспоминается Церковью 15 февраля по новому стилю в праздник Сретения Господня.

Вскоре после этого, гонимые погибельным для них гневом царя Ирода, Пречистая Дева Мария и Иосиф Обручник с Богомладенцем Иисусом бегут в Египет. После смерти Ирода семья возвращается в Палестину и, опасаясь оставаться в Иудее, где правит наследовавший Ироду его сын, жестокий Архелай, избирает для жительства галилейский город Назарет, из которого происходил род Иосифа. Евангелие ничего не говорит о детстве Спасителя и лишь одним эпизодом касается темы Его отрочества. Евангелист Лука рассказывает о том, как однажды Святое семейство отправилось в Иерусалим на праздник Пасхи, и там в храме двенадцатилетний отрок Иисус вступил в собеседование с начитанными в Священном Писании книжниками, поразив их Своей мудростью и знанием (Лк. 2. 41–51).

Общественное служение Христа Спасителя начинается на берегу реки Иордан, где от Иоанна Крестителя Он получает Крещение. Удалившись в Иудейскую пустыню, Господь претерпевает искушение от диавола на горе близ Иерихона и, выйдя из Своего сорокадневного уединения, находит у Иордана будущего апостола Андрея, в ту пору ревностного последователя Иоанна Крестителя. Андрей становится Первозванным, то есть первым из учеников, призванных Спасителем. За Андреем последовал его брат Петр, и вместе с Учителем они направляются в Галилею, где происходит встреча Спасителя с еще четырьмя учениками: братьями Иаковом и Иоанном, которые были рыбаками на Галилейском озере, а также с Филиппом и Нафанаилом.

В земле Галилейской начинает Господь Свою проповедь. Это событие было ознаменовано совершением чуда в городе Кане, который существует до сего дня и именуется Каной Галилейской. Господь был приглашен сюда вместе с Его Матерью на брачный пир. Новобрачные, по всей вероятности, были людьми скромного достатка, и в самый разгар праздничной трапезы неожиданно закончилось вино, предназначенное для угощения гостей. Хозяева пребывали в растерянности, не зная, что предпринять. В этот момент Дева Мария обращается к Своему Сыну, прося Его помочь этим простым людям.

И Господь совершает Свое первое чудо, превращая обычную воду в вино гораздо более доброе, чем то, что участники брачного пира пили в начале трапезы. Совершилось чудо, но насколько просто и человечно! Да это и понятно, ибо чудо является зримым свидетельством той любви, с которой Бог обращается к людям. Первое чудо, совершенное Иисусом в обстановке брачного торжества в Кане Галилейской, являет эту Божественную любовь в обычном житейском деле, подавая бедным людям в трудную минуту нежданную помощь.

Замечательно, что почти все события, о которых мы знаем из евангельского повествования, оставили тот или иной след в материальной культуре и истории Палестины. Так, рассказ о чуде в Кане Галилейской дивным образом подтверждается бережно сохраняемыми в местном православном храме каменными сосудами, которые употреблялись во времена Иисуса в качестве водоносов.

Евангелие не уточняет, в каком именно городе Галилеи жил Господь в первые месяцы Своего общественного служения. Но описание чуда в Кане Галилейской дает нам основание предполагать, что после Крещения в Иордане и искушения в пустыне Он, по всей вероятности, пребывал в родном доме в Назарете.

Одни люди всем сердцем принимают слова Спасителя, другие устремляются к Нему лишь потому, что Он творит чудеса, может исцелить и помочь. Среди окружающей Его толпы много просто любопытных, зевак, а также и тех, кто связывал Его появление с возможным освобождением Израиля из-под власти Рима. Но в числе слушателей Господа были и те, кто относился к Спасителю и Его учению с настороженностью и недоверием.

Это в первую очередь так называемые фарисеи. Сейчас это слово употребляется как нарицательное, для обозначения человека лицемерного, двоедушного. Однако во времена Спасителя фарисеи составляли очень влиятельную религиозно-политическую партию, своего рода неформальное объединение единомышленников. Фарисеи строго соблюдали предписания закона Моисеева, но не столько в его нравственной, содержательной части, сколько в обрядово-бытовом отношении, считая, что скрупулезное исполнение обряда, строгое следование бытовым предписаниям Моисеева закона оградят иудеев от ассимиляции с другими народами, сохранят их самобытность, укрепят национальную идею ожидания Мессии и возвеличения Израиля пред лицем всех народов земли.

Вопреки этим чаяниям все, о чем говорил Спаситель, чему Он учил и к чему призывал, было обращено не к форме, а к внутреннему содержанию. Подчеркивая Свою преемственную связь с Ветхим Заветом, но не с формальной, бытовой его стороной, а с глубинной и содержательной, Христос постоянно обращается к внутренней жизни человека и, проповедуя Царство Божие, говорит о нравственном законе в сердце человеческом. Это было трудно понять фарисеям. Проповедь Христа бросала им вызов, требовала полного пересмотра отношения к Моисееву закону и, естественно, вызывала у многих неприятие, обеспокоенность, подозрения и даже злобу.

В продолжение трех с половиной лет общественного служения Спасителя Пасхальные праздники с Его участием, которых было четыре, являются некими хронологическими вехами, помогающими воссоздать общий строй евангельских событий.

В первую Пасху Господь идет в Иерусалим из Назарета через Самарию. Эта Пасха была отмечена первым открытым столкновением Спасителя с книжниками.

По обычаю правоверные иудеи того времени раз в год, на праздник Пасхи, собирались в своей столице, чтобы помолиться в Иерусалимском храме, национально-религиозной святыне евреев. По культовому ритуалу, иудеи совершали в своем храме кровавые жертвоприношения во очищение грехов, жертвуя тельцов, птиц, ягнят. При храме продавались жертвенные животные и располагались лавки менял.

Евангелие повествует о том, как Господь, войдя в Иерусалимский храм, был поражен обилием людей, занимавшихся под священными сводами торговлей и обменом денег. При виде этой неподобающей святому месту обстановки Господь возмутился духом и бичом изгнал торговцев и менял из дома Божия, дома молитвы, обращенного ими в вертеп разбойников. Столкнувшись лицом к лицу со злом, с извращением здорового религиозного чувства и религиозной традиции, Господь заносит хлыст, чтобы силой остановить беззаконие. Конечно, столь радикальное действие не могло понравиться тем, кто своим духовным авторитетом как бы оправдывал и освящал все, что происходило при храме, и в первую очередь фарисеям, книжникам, духовным правителям иудейского народа.

После посещения Иерусалима Господь вместе с учениками возвращается в Галилею. Его путь лежит опять через Самарию, занимавшую центральную часть Палестины между северной Галилеей и южной Иудеей. В ту пору эту местность населяли самаряне, народ, произошедший от смешения евреев с язычниками. Результатом этого явилось, в частности, изменение религиозной традиции и культа. Иудеи, бережно хранившие свою традицию, решительно отказывались от всякого общения с самарянами. Даже в повседневном быту любые контакты между иудеями и самарянами почитались не просто предосудительными, но решительно невозможными. Однако Спаситель по дороге в Галилею нарочито заходит в пределы Самарии, нарушая тем самым существовавшее у евреев правило: обходить стороной селения самарян, совершая путь из Иудеи в Галилею и обратно.

(Матф. 3:1-12; Марка 1:1-8; Луки 3:1-18; Иоанна 1:15-31).

О выходе на проповедь Иоанна Крестителя и о его свидетельстве о Господе Иисусе Христе согласно повествуют все Евангелисты с почти одинаковыми подробностями. Лишь Иоанн опускает кое-что из сказанного остальными, подчеркивая только Божество Христово.

Начиная свое повествование о выходе Иоанна Крестителя на проповедь, св. Лука хочет сказать, что в то время Палестина входила в состав Римской Империи и управляли ею тетрархи, или четверовластники, именем императора Тиверия, сына и приемника Октавиана Августа, при котором родился Христос. В Иудее вместо Архелая управлял римский прокуратор Понтий Пилат; в Галилее — Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей — страной, расположенной на востоке от Иордана, и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана; в четвертой области, Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний. Первосвященниками в это время были Анна и Кайфа, что надо понимать так: первосвященником был, собственно, Кайфа, а тесть его Анна, или Анан, отстраненный гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом и уважением, фактически разделял власть со своим зятем.

Тиверий вступил на престол после смерти Августа в 767-м году от основания Рима, но еще за два года, в 765-м, он стал уже соправителем и, следовательно, пятнадцатый год правления его начинался в 779-м году, когда, по наиболее вероятным предположениям, Господу исполнилось 30 лет, о чем и говорит дальше св. Лука, указывая возраст, в каком Господь Иисус Христос принял крещение от Иоанна и вышел на общественное служение.

Читайте также: