Палата лордов это кратко в истории

Обновлено: 05.07.2024

Палата лордов - верхняя палата парламента Великобритании. Точное время образования Палаты лордов в английской правовой литературе не указывается. Известно лишь, что в XI, XII и XIII веках при короле созывались советы в качестве вспомогательного органа.

Палата лордов - верхняя палата парламента Великобритании. Точное время образования Палаты лордов в английской правовой литературе не указывается. Известно лишь, что в XI , XII и XIII веках при короле созывались советы в качестве вспомогательного органа. Первоначально эти советы включали наиболее влиятельных баронов английского королевства и представителей церкви, призванных давать советы королю по поводу налогового обложения и при издании некоторых законов. Если бароны регулярно заседали в этой палате, то они получали право передавать свое место после смерти своим наследникам; постепенно палата стала состоять из сыновей своих отцов, а не из вассалов короля. В течение XIII века король стал приглашать в этот орган и некоторых буржуа и дворян. Советы при короле были признаны "королевскими советами" в 1295 году в качестве "трех сословий королевства".

В XIV веке бароны и представители церкви стали собираться отдельно от дворян и буржуа, образовав, таким образом, две Палаты парламента – Палату общин и Палату лордов. Формально Палаты были равноправны, но быстро утвердилось правило, вводившее в обязанность Палаты общин устанавливать налоговые поступления в государственную казну. Несмотря на это, Палата лордов оставалась могущественной частью парламента. Она отсутствовала только во время английской революции, когда была упразднена (1649-1660).

С 1399 года Палате лордов принадлежали функции высшей судебной инстанции королевства. С 1876 года судебные функции выполнялись апелляционным комитетом палаты, состоящим из 12 лордов-судей, - пожизненных пэров с юридическим опытом.

Более того, до избирательной реформы 1832 года члены этой Палаты в значительной мере контролировали избрание Палаты общин, поскольку значительная часть избирательных округов была "нарезана" очень неравнозначно, некоторые из них имели всего лишь по несколько избирателей. Избирательные реформы 1832 года, 1867 года и начала XX века постепенно восстановили реальную власть Палаты общин, которая стала формироваться численно увеличивавшимся избирательным корпусом.

Палата лордов, в которой доминировали консерваторы, постоянно противопоставляла себя выборной нижней Палате. Когда в 1909 году она отвергла предложенный государственный бюджет, правительство либералов провело через парламент закон, ограничивающий полномочия Палаты лордов (Акт о парламенте 1911 года).

"Парламентский акт 1911 года" давал право Палате общин принимать бюджет и другие законы, касающиеся "денежных счетов" государства, без одобрения Палаты лордов.

Кроме того, депутаты получили право проводить без согласия лордов любой другой закон, если он будет представлен на трех подряд сессиях парламента, с интервалом в два года между вторым чтением первой сессии и окончательным принятием закона в палате общин. Лорды тем самым лишились возможности блокировать закон, которой часто пользовались в XIX веке, однако в их руках остался не менее важный рычаг влияния на Палату общин – двухгодичное отлагательное, или, как его еще принято называть, "суспансивное" вето ( suspensive veto ).

В 1949 году был принят "Акт о парламенте", еще более ограничивающий полномочия Палаты лордов. Парламентский акт 1949 года уменьшил требуемое для прохождения закона количество парламентских сессий с трех до двух и сократил интервал между вторым чтением первой сессии и окончательным принятием закона с двух лет до одного года.

Дальнейшие изменения проходили в русле все большей демократизации верхней палаты. В 1958 году был принят "Акт о пожизненном пэрстве", который впервые за всю историю страны разрешал пожизненным пэрам, которых монарх назначал по представлению британского премьер-министра, заседать в Палате лордов наряду с наследственными пэрами. Ранее лорды сами решали, кто из пожизненных пэров может заседать в Палате. Кроме того, с 1958 года в Палате лордов могли заседать женщины, получившие пожизненное пэрство.

В 1963 году "Акт о пэрстве" не только разрешил уже наследственным пэрам-женщинам заседать в палате, но дал право наследственным пэрам временно отказываться от своего звания для того, чтобы баллотироваться на выборах в Палату общин от той или иной политической партии. Однако отказавшийся не лишался титула пэра: как и раньше, титул переходил к его потомкам, которые могли воспользоваться им по своему усмотрению.

Несмотря на все реформы, политический состав Палаты лордов оставался крайне консервативным. В подавляющем большинстве лорды пренебрегали своими служебными обязанностями, не являясь на заседания Палаты; у лордов отсутствовал какой-либо интерес к общим проблемам государства и общества.

Лейбористы, придя к власти в 1997 году, решили сделать из Палаты лордов более полезный политически и эффективный орган, чем он был раньше. В их предвыборной программе говорилось: "Палата лордов должна быть реформирована. Право наследственных пэров заседать и голосовать в палате будет законодательно отменено. Это станет первым шагом в деле реформирования Палаты лордов, которая должна больше соответствовать требованиям представительной демократии. Система назначений пожизненных пэров также должна быть пересмотрена".

В соответствии со своими предвыборными обещаниями в 1999 году лейбористы провели закон, получивший название "Акт о Палате лордов".

На 1 января 1999 года Палата лордов имела списочный состав в 1206 членов. Она включала светских лордов, в состав которых входили наследственные пэры и пэрессы (герцоги, маркизы, бароны, графы и виконты) в общем числе 788 человек, или две трети состава Палаты; пожизненные пэры (т.е. занимавшие свои должности в соответствии с Законом 1958 года) - около 360 человек; лорды по апелляции, назначаемые пожизненно по предложению лорд-канцлера, - 11 человек; кроме того, в Палате могли заседать еще 11 ушедших на покой таких же "юридических" лордов. Духовные лорды численностью 26 человек включали архиепископов Кентерберийского и Йоркского, а также 24 старших по возрасту епископов Англиканской церкви.

Реформа коснулась наследственных пэров; согласно статье 1 "Акта о Палате лордов": "Никто не может быть членом Палаты лордов на основании принципа наследования". В результате из 788 наследственных пэров только 90 и два должностных лица - Обер-церемониймейстер, глава геральдической палаты ( Earl Marchal ), и Лорд обер-гофмейстер (лорд-камергер - Lord Great Chamberlain ) - могут заседать в Палате. Они избираются (75 "обычных" пэров и 15 – занимающих различные должности) всеми наследственными пэрами.

Полномочия Палаты лордов в результате реформы не изменились. По-прежнему Палата лордов являлась высшей судебной инстанцией страны, обладала законодательными полномочиями в качестве верхней Палаты парламента (с ограничениями, закрепленными в Актах о парламенте 1911 и 1949 годов).

Названная реформа стала лишь первым этапом реформирования Палаты лордов. В результате второго этапа, который лейбористы запланировали провести в течение 10 лет, прежняя палата исчезнет, а ей на смену придет новая палата (о ее названии еще не принято решение) из 600 депутатов. Из этого числа 120 депутатов должно избираться путем всеобщих выборов по партийным спискам, еще 120 - назначаться специальной независимой комиссией, остальные (т.е. 360 членов) будут назначаться лидерами политических партий пропорционально результатам выборов в Палату общин. Кроме того, в верхней палате должно быть не менее 30% мужчин и не менее 30% женщин. У палаты не будет права вето в отношении решений Палаты общин.

В 2005 году лейбористским правительством Тони Блэра был принят "Акт о конституционной реформе", предусматривающий создание Верховного суда, которому передавались судебные функции Палаты лордов и Судебного комитета Тайного совета (органа советников королевы Великобритании). Также документ устранил должность лорд-канцлера как главы судебной ветви власти.

Реформа была мотивирована стремлением к большей прозрачности в вопросе назначения судей и окончательной независимости судебной ветви власти.

Верховный суд Великобритании начал работу 1 октября 2009 года. В его первый состав вошли действующие члены апелляционного комитета Палаты лордов, который возглавил бывший глава судебной системы страны в составе палаты, главный лорд-судья Англии и Уэльса лорд Филлипс.

В марте 2007 года депутаты Палаты общин проголосовали за выборный принцип формирования Палаты лордов и окончательное исключение оставшихся в ее составе после реформы 1999 года наследственных пэров. Однако сама Палата лордов через неделю проголосовала за сохранение полностью назначаемого состава палаты.

В сентябре 2009 года премьер-министр Великобритании Гордон Браун, выступая с программной речью на конференции Лейбористской партии, заявил о намерении в течение ближайшего года завершить реформу Палаты лордов, полностью ликвидировав принцип наследования пэрства, а также наделить избирателей правом отзывать из парламента своего депутата за ненадлежащее поведение.

верхняя палата английского парламента, образованная в 1343 г. с разделением парламента на две палаты (см. Палата общин). Состояла из духовных и светских лордов (баронов, архиепископов, епископов, аббатов). С конца XIV в. членство в П.л. стало наследственным.

Смотреть что такое ПАЛАТА ЛОРДОВ в других словарях:

ПАЛАТА ЛОРДОВ

верхняя палата парламента Великобритании, в состав которой входят светские и духовные лорды (пэры). Председатель П. л.— Лорд-канцлер. Законодат. смотреть

ПАЛАТА ЛОРДОВ

ПАЛАТА ЛОРДОВ, верхняя палата парламента Великобритании, в состав к-рой входят светские и духовные лорды (пэры). Председатель П. л.- лорд-канцлер. За. смотреть

ПАЛАТА ЛОРДОВ

ПАЛАТА ЛОРДОВ (House of Lords) Верхняя палата парламента Соединенного Королевства. Состоит из наследственных пэров, пожизненных пэров (появившихся п. смотреть

ПАЛАТА ЛОРДОВ

ПАЛАТА ЛОРДОВ

House of Lords), неизбираемая верхняя палата парламента Великобритании. Состоит из светских (ок. 1000 наследственных и пожизненных пэров), духовных (26 архиепископов и епископов) лордов, а также лордов-судей по апелляциям, старших представителей судебной власти. Пэры, не имеющие наследственного права заседать в П.л., появились лишь после принятия в 1958 г. закона о пожизненном пэрстве. В 1999 г. право наследования в П.л. было отменено. Когда-то П.л. была равна по полномочиям палате общин, но стала конституционно подчиненной ей после принятия Актов о парламенте 1911 и 1949 гг., ограничивших законодат. полномочия П.л.; тем не менее П.л. сохраняет за собой право отлагательного вето на один год, за иск. финанс. законодательства. Она по-прежнему осуществляет неск. важных парлам. функций, таких, как пересмотр полученных от палаты общин законопроектов, контроль за исполнит, властью и запросы спец. комитетов. Дебаты в П.л. носят более сдержанный характер по сравнению с палатой общин и проходят порой на более высоком информативном уровне. П.л. является высшим апелляционным судом в правовой системе Великобритании, но когда П.л. выступает в этом кач-ве, в обсуждении участвуют лишь судебные лорды. . смотреть

ПАЛАТА ЛОРДОВ

Палата лордов (Lords, House of), верхняя палата брит. парламента. Состоит из "духовных" (епископов и архиепископов англиканской церкви) и светских лордов (наследственные пэры и пэрессы, судебные лорды, а с 1958 г. пожизненные пэры и пэрессы). В нач. 19 в. она обладала значит, влиянием, но после парлам. реформы 1832 г. ее авторитет стал падать, в то время как значение палаты общин возрастало. Парлам. закон от 1911 г. свел власть П.л. до права отлагательного вето сроком на 2 года (в 1949 г. сокращенном до года). В соответствии с ним отвергаемый лордами законопроект становится законом автоматически по прошествии указанного времени после повторного принятия его палатой общин. Функции П.л. ныне заключаются гл.об. в ревизии законов или инициировании реформ. Она обладает также законодательными полномочиями, являясь высшей апелляционной инстанцией Великобритании. смотреть

Полное формальное название палаты лордов звучит как: Достопочтенные лорды духовные и светские Соединённого Королевства Великой Британии и Северной Ирландии в совместном парламенте. Палата лордов, как и палата общин, заседает в Вестминстерском дворце.

Содержание

История

… Пока что, создание наследуемого пэрства (кроме членов королевской семьи) приостановлено, кроме трёх случаев при администрации консерваторов Маргарет Тэтчер в 1980-х.

Реформы

Лейбористская партия вернулась к власти в 1997 под руководством Тони Блэра и провела реформу палаты лордов. Правительство Блэра предложило закон об удалении всех наследуемых пэров из палаты лордов как первый шаг. В результате компромисса, согласились оставить 92 наследственных пэра до завершения реформ.

С тех пор реформа затормозилась. Wakeham Commission предложила ввести 20 % избираемую часть в палату, но этот план широко раскритиковали. Joint Committee был созван в 2001 для разрешения проблемы, но к соглашению не пришли и вместо того дали Парламенту семь выриантов выбора (полностью назначаемый, 20 % избираемых, 40 % избираемых, 50 % избираемых, 60 % избираемых, 80 %, и полностью избираемый). В неоднозначной последовательности голосований в феврале 2003 все варианты были отвергнуты, хотя для прохождения варианта с 80 % избираемых не хватило всего трех голосов. Члены парламента, приверженцы полной отмены, голосовали против всех вариантов. Другое предложение выдвинуто группой парламентариев, 70 % избираемой палаты, и чтобы большинство остальных назначалось Комиссией для обеспечения смеси умения, знаний и опыта. Это предложение также не принято. Новые пэры создаются только назначением палаты.

19 июля 2005 газета The Times объявила, что Лейбористская партия предлагает выбирать 80 % палаты лордов и назвать её "второй палатой."

Лорды духовные


Члены палаты, заседающие из-за занятия ими церковных должностей, включая посты архиепископов, епископов, аббатов, и приоров англиканской церкви. Ранее духовные лорды составляли большинство в палате.

С 1539 только епископы и архиепископы входили в состав палаты, поскольку Dissolution of the Monasteries снизила позиции аббатов и приоров. В 1642 в английскую гражданскую войну, духовные лорды полностью исключены, но вернулись в соответствии с Актом о церкви 1661. Многие духовные лорды были исключены по Манчестерскому акту о епископате 1847 и позднейшим актам. Сейчас не может быть более 26 лордов духовников, в чьем числе всегда должны быть пять важнейших прелатов Церкви: Архиепископ Кентерберийский, Архиепископ Йоркский, Епископ Лондона, Епископ Дурхэма, и Епископ Винчестерский. Членство в палате лордов также распространяется на 21 издревле служащих диоцезианских епископов англиканской церкви.

Церковь Шотландии не представлена духовными лордами; будучи пресвитерианской, она не предполагает архиепископами и епископами. Церковь Ирландии была представлена в палате лордов после союза с Ирландией в 1801. Из иерархов Ирландской церкви могли заседать четверо (один архиепископ и три епископа), ротируя членов в конце каждой парламентской сессии (длящейся обычно один год). Церковь Ирландии, однако, прекратила существование в 1871, и с тех пор не представляла духовных лордов. То же справедливо для Церкви Уэльса, прекратившей существование в 1920. Сейчас лорды духовники представляют только Англиканскую церковь.

Лорды светские


Светские лорды также включают ординарных апелляционных лордов (Lords of Appeal in Ordinary), группу лиц, назначаемых палатой лордов для выполнения судебных функций. Ординарные апелляционные лорды, более известные как лорды-законники (Law Lords), впервые назначались по Акту об апелляционном суде 1876 года. Они выбираются премьер-министром, но формально назначаются Сувереном. Ординарный апелляционный лорд должен уходить с поста по наступлении 70 лет, либо, если его срок продлён правительством, 75 (после этого лорд не имеет права слушать дела). Число ординарных апелляционных лордов (исключая выбывших по возрасту) ограничен 12, но может быть изменёнstatutory instrument. Ординарные апелляционные лорды традиционно не участвуют в политических дебатах для поддержания независимости суда. Они имеют место в палате пожизненно. Бывшие лорды канцлеры и носители высших юридических должностей могут также сидеть в палате лордов по Акту о апелляционном суде, но на практике это право не используется. После вступления в силу Акта о конституционной реформе 2005, ординарные лорды станут судьями Верховного суда Великобритании и будут лишены занимаемых мест до отставки из судей.

Крупнейшая группа светских лордов, и всей палаты в целом - Пожизненные пэры. Их титул обычно барон или баронесса, присваиваемый согласно Акту о пожизненном пэрстве 1958. Как и титулы прочих пэров, титулы пожизненных пэров присваиваются Сувереном по представлению премьера. По соглашению, премьер позволяет главам прочих партий выбрать несколько пожизненных пэров для поддержки политического баланса в палате лордов. Более того, некоторые беспартийные пожизненные пэры (число определяются премьером) выдвигаются независимой Комиссией по назначениям в палату лордов. Если наследственный пэр также назначается пожизненным пэром, он или она остаются членом палаты лордов без выборов. В 2000, правительство объявило, что оно создаст независимую Комиссию по назначениям, под предводительством Lord Stevenson of Coddenham, чтобы выбрать так называемых "Народных пэров" в пожизненные пэры. Однако, когда выбранные лица были обнародованы в апрель 2001, из списка в 3,000 претендентов, варианты были широко раскритикованы в СМИ, поскольку все были выдающимися в своей области деятельности, и никаких "простых людей" (на что вначале надеялись).

Требования

Нельзя заседать в палате лордов лицам младше 21 года. Только граждане Содружества и Ирландии могут заседать. Раньше ограничения касательно гражданства были строже: по Act of Settlement 1701, и до вступления в силу Акта о британском гражданстве 1948 года, лордами могли стать только лица, родившиеся в Великобритании.

Также на членство налагаются ограничения, связанные с банкротством. Лицо не может заседать в верхней палате, если указано в ордере ограничений по банкротству (применимо только для Англии и Уэльса), или если это лицо осуждённый банкрот (в Северной Ирландии), или если его поместье секвестировано (в Шотландии). Финальное ограничение -- если лицо признано виновным в государственной измене и не отсидело полностью, за исключением получения виновным лицом полной амнистии. Заметьте, что отбывающий срок по прочим статьям не дисквалифицирован.

Дополнительные требования применяются к Lords of Appeal in Ordinary. Нельзя назначить лицо Lord of Appeal in Ordinary, если оно не посещало "высшее судебное учреждение" два года, или не было практикующим барристером 15 лет. Термин "высшее судебное учреждение" включает в себя Апелляционный суд Англии и Уэльса, или Сезонный суд (Шотландии), или Апелляционный суд Северной Ирландии.

Раньше женшины не могли заседать в палате лордов, даже если они были по праву пэрами. Только с 1958 допустили женщин по Закону о пожизненном пэрстве. Наследуемые пэрессы, однако, продолжали исключаться до Закона о пэрстве 1963. После принятия Закона о палате лордов 1999, наследуемые пэрессы смогли проходить в верхнюю палату. Все женщины палаты лордов -- светские леди; англиканская церковь сейчас не позволяет рукоположение женщин-епископов, хотя эту проблему обсуждают и многие ожидают женщин-епископесс в ближайшем будущем.

Офицеры

В отличие от палаты общин, лорды не выбирают спикера; скорее, ex officio председательтсвующим офицером является Лорд канцлер (в 2005, Чарли Фальконер, Барон Фальконер Торотонский).

Процедура

Палаты лордов и общин собираются в Вестминстерском дворце.

Комитеты

Парламент использует комитеты для разных целей; часто для проверки биллей (законопроектов). Комитеты обоих палат рассматривают билли, и могут делать поправки.

Законодательные функции

Власть Лордов отвергать билль, прошедший палату общин сильно ограничена Законами о Парламенте. Согласно этим законам, некоторые типы биллей могут быть представлены на Королевское Утверждение без согласия палаты лордов. Палата лордов не может задержать денежный билль (который, по мнению спикера палаты общин, затрагивает сугубо национальное налогообложение или общественные фонды) больше чем на один месяц. Другие публичные билли нельзя задержать больше чем две парламентские ассамблеи, или один календарный год. Это касается только публичных биллей, пришедших из палаты общин, и не имеет силы продолжить срок парламента дольше пяти лет. Дальше есть конституционное соглашение известное как Salisbury Convention, что палата лордов не пытается оппонировать законам, обещанным в предвыборных обещаниях правительственного манифеста.

По традиции, бывшей даже ранее Законов о Парламенте, палата лордов также воздерживается от финансовых биллей. Палата лордов не может инициировать билль, касающийся налогов или поставок, или исправлять билль, касающийся налогообложения, или положение или билль о Доверии (палата общин, однако, часто передаёт свои привилегии и позволяет верхней палате делать поправки с финансовыми последствиями).

Так что теперь палата общин имеет больше власти.

Судебные функции

Судебные функции палаты лордов происходят от древней роли Curia Regis как органа, который рассматривал петиции по теме Короля.

Юрисдикция палаты лордов включает, в гражданских и уголовных делах, апелляцию судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Для Шотландии апелляции возможны только в гражданских делах; шотландский Высший юридический суд является верховным судом по уголовным делам. Палата лордов не является единственной последней инстанцией Великобритании; в некоторых случаях, эти функции выполняет тайный совет. Однако юрисдикция Тайного совета в Великобритании уже, чем у палаты лордов; он рассматривает апелляции церковных судов, проблемы devolution, споры согласно House of Commons Disqualification Act 1975, и некоторые меньшие дела.

Не все лорды-законники слушают дела; с Второй мировой войны дела слушались Апелляционными комитетами, каждый из которых обычно состоит из пяти членов, выбираемых Старшим лордом (Senior Lord). Апелляционный комитет, слушающий важное дело, может состоять и из большего числа членов. Хотя Апелляционные комитеты заседают в отдельных комитетских комнатах, суд проводится лордами палат. Дальнейшие апелляции не рассматриваются палатой лордов, если только дело не касается законов ЕС, в каковом случае апелляцию подают в Европейский суд.

Отдельная судебная функция — в которой может участвовать вся палата — попытка импичмента. Импичменты организуются палатой общин, и рассматриваются палатой лордов; признание требует большинства голосов. Импичменты давно не случаются; последний был относительно Henry Dundas, 1st Viscount Melville в 1806.

Палата лордов раньше также была судом над пэрами, обвинёнными в государственной измене. В таких случаях председательствует не лорд-канцлер, а Lord High Steward, назначаемый специально для суда. Если парламент не был на сессии, то пэров судят Судом Lord High Steward. Но это верно для светских лордов; если обвиняемый пэр -- духовный, то используется Церковный суд. В 1948 право пэров на отдельный суд было отменено.

Акт о конституционной реформе 2005 приведёт к созданию отдельного Верховного суда Великобритании, которому передадут судебные функции палаты лордов и некоторые функции Судебного комитеты Тайного совета. Также будет реформирована должность лорда-канцлера, устранив ему возможность быть одновременно правительственным министром и судьёй. Частично это мотивировано тем, что исторически сложившаяся связь законодательной, исполнительной и судебной власти противоречит требованиям Европейской конвенции по правам человека (судья скорее всего не будет честен в этом случае), и вообще современной теории о разделении ветвей власти. Новый Верховный суд будет располагаться в Middlesex Guildhall.

Отношения с правительством

В отличие от палаты общин, палата лордов не контролирует срок премьер-министра или правительства. Только нижняя палата может принудить премьера к отставке или вызвать выборы передавая вотум недоверия или withdrawing supply. Этим ограничивается слишком пристальное внимание к правительству.

Большинство министров кабинета происходят из палаты общин. В частности, все премьеры после 1902 были членами нижней палаты. (Алек Дуглас-Хьюм, ставший премьером в 1963, будучи герцогом, отказался от пэрства и был выбран в палату общин скоро после начала срока.) Главные должности кабинета (кроме Лорд канцлера и Лидера палаты лордов) не были заполнены пэрами с 1982. Однако, палата лордов остаётся источником для младших министров.

Текущий состав

Принадлежность Пожизненные пэры Наследственные пэры Духовные лорды Итого
Выбраны партиями † Выбраны палатой Занимающие королевские посты
Лейбористская партия Великобритании 210 2 2 - - 214
Консервативная партия Великобритании 148 39 9 - - 196
Либерал-демократическая партия Великобритании 67 3 2 - - 72
Кросс-бенчеры 169 29 2 2 - 202
Прочие/
Вне партий
15 2 - - - 17
Духовные лорды 0 0 0 0 26 26
Всего 609 75 15 2 26 727

†Число наследуемых пэров 'отнесённых' к каждой партии:

  • Консервативной партии: 39 пэров (ранее 42 пэра)
  • Лейбористам: 2 пэра
  • Либерал-демократам: 3 пэра
  • Cross-benchers: 28 пэров

См.также

Ссылки


Внешние ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Палата Лордов" в других словарях:

Палата лордов — (House of Lords) Верхняя палата парламента Соединенного Королевства. Состоит из наследственных пэров, пожизненных пэров (появившихся после принятия в 1958 г. Закона о пожизненном пэрстве), верховных судей, епископов англиканской церкви и иных… … Политология. Словарь.

Палата лордов — (Lords, House of), верхняя палата брит. парламента. Состоит из духовных (епископов и архиепископов англиканской церкви) и светских лордов (наследственные пэры и пэрессы, судебные лорды, а с 1958 г. пожизненные пэры и пэрессы). В нач. 19 в. она… … Всемирная история

ПАЛАТА ЛОРДОВ — название верхней палаты парламента Великобритании, в состав которой входят светские и духовные лорды (пэры) … Юридический словарь

ПАЛАТА ЛОРДОВ — название верхней палаты парламента Великобритании … Большой Энциклопедический словарь

ПАЛАТА ЛОРДОВ — название верхней палаты парламента Великобритании. В состав П.л. входят светские и духовные лорды (пэры) … Юридическая энциклопедия

Палата лордов — Великобритания … Википедия

Палата лордов — название верхней палаты парламента Великобритании. * * * ПАЛАТА ЛОРДОВ ПАЛАТА ЛОРДОВ, название верхней палаты парламента Великобритании … Энциклопедический словарь

Палата лордов — (House of Lords), неизбираемая верхняя палата парламента Великобритании. Состоит из светских (ок. 1000 наследственных и пожизненных пэров), духовных (26 архиепископов и епископов) лордов, а также лордов судей по апелляциям, старших представителей … Народы и культуры

Палата лордов — верхняя палата английского парламента, образованная в 1343 г. с разделением парламента на две палаты (см. Палата общин). Состояла из духовных и светских лордов (баронов, архиепископов, епископов, аббатов). С конца XIV в. членство в П.л. стало… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Палата лордов — верхняя палата парламента Великобритании, в состав которой входят светские и духовные лорды (пэры). Председатель П. л. Лорд канцлер. Законодательные полномочия П. л. ограничены Актами о парламенте 1911 и 1949. См. также Великобритания,… … Большая советская энциклопедия

Палата лордов формируется на не­выборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты — герцоги, маркизы, графы, виконты, бароны, имена которых вписаны в так на­зываемую “золотую книгу” английского дворянства. Это пэ­ры парламента. Они подразделяются на духовных и свет­ских, потомственных и пожизненных.

К числу духовных лордов относятся 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты связывается с пребыванием их в соответствующей должности.

Все остальные члены палаты относятся к категории свет­ских. Основную группу составляют те светские пэры, право которых быть членами палаты переходит по наследству. Большинство из пожизненных пэров — это политические и партийные де­ятели, либо высшие военнослужащие и чиновники, вышед­шие в отставку, либо руководители крупных государствен­ных или частных предприятий, выдающиеся ученые, проф­союзные деятели, известные актеры. Звание пэра предоставляется за заслуги в общественной и политической деятельности. Одиннадцать членов палаты — лорды-юристы (ординар­ные лорды по апелляциям). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должно­сти, для оказания помощи палате при решении судебных дел.

В палате лордов, как и в палате общин, также существует деление на партийные группы, но его влияние не столь зна­чительно, как в палате общин. Лорды более независимы от партий и избирателей и меньше связаны партийной дисцип­линой.

В Палате лордов председательствовал лорд-канцлер, назначавшийся премьер-министром (формально — монархом). С 2004 г. председательствует избираемый спикер. Должность лорда-канцлера упразднена. Кворум в палате — три лорда, заседания происходят на основе саморегулирования, в частности нет ограничений для продолжительности выступлений. Дела палаты ведет клерк, назначаемый палатой (у него есть подчиненные). [11, с. 1]

В палате лордов имеются лорд-председатель комитетов и его заместитель, которые председательствуют вместо лорда-канцлера, когда палата преобразуется в заседание комитета всей палаты (при рассмотрении законопроектов в стадии ко­митета). Они назначаются палатой ежегодно в начале сес­сии.

Постоянным должностным лицом палаты лордов являет­ся клерк, полномочия которого аналогичны полномочиям клерка палаты общин и в подчинении которого работает постоянный штат клерков, занятых делопроизводством па­латы.

Каждая партия в палате лордов имеет своего лидера. В правительственной партии — это лидер палаты; оппозицию возглавляет лидер оппозиции. В их обязанности входит пла­нирование дебатов в палате. В палате лордов также имеются главные “кнуты” и их помощники, выполняющие те же фун­кции, что и “кнуты” в палате общин.

Члены палаты лордов обладают правом законодательной инициативы, и законо­проекты могут вноситься в палату лордов. Полномочия па­латы в области законодательства определяются законами о парламенте 1911—1949 г. В качестве части верховного зако­нодательного органа палата лордов рассматривает и прини­мает с поправками или без поправок законопроекты, приня­тые палатой общин и переданные на ее рассмотрение. Она может отклонять законопроекты сроком на один год, то есть имеет право отлагательного вето.

Закон о парламенте 1911 г. устанавливает, что финансо­вый законопроект, принятый палатой общин и переданный за месяц до окончания сессии на рассмотрение в палату лор­дов, становится законом без ее одобрения, если он не принят ею в течение одного месяца.

С точки зрения роли второй палаты наиболее интересным является порядок, посредством которого регулируются отно­шения между двумя палатами при осуществлении ими зако­нодательной деятельности. После прохождения законопроек­том всех стадий в палате лордов он вместе с поправками, сделанными лордами, передается в палату общин. Послед­няя, в специальном заседании, рассматривает эти поправки и в случае несогласия с ними назначает комитет для выра­ботки обоснования, в котором объясняется, почему именно она не согласна. Палата общин может также, не согласив­шись с поправками палаты лордов, выдвинуть взамен неко­торых из них новые поправки. Обоснование и все вновь сде­ланные поправки передаются на новое рассмотрение палаты лордов.




Палата лордов рассматривает обоснование палаты об­щин и все вновь сделанные поправки и принимает по ним свое решение, передаваемое в палату общин. В случае не­согласия с поправками, предложенными палатой общин, и в том случае, если палата лордов решила все-таки настаи­вать на принятии некоторых из сделанных ею ранее, но отклоненных палатой общин при первом рассмотрении поправок, она составляет письменное обоснование, кото­рое передается палате общин. В этом обосновании изла­гаются причины, по которым палата настаивает на своих поправках. Обычно конфликт разрешается путем компро­мисса.[12, c.1]

Прави­тельство не несет политической ответственности перед пала­той лордов, и последняя не может заставить его уйти в от­ставку. Но она осуществляет контроль над правительством в тех же формах, что и палата общин. От имени правительст­ва в палате лордов выступают члены правительства, входя­щие в ее состав. Представителями правительства являются обычно три - четыре члена кабинета и четыре - шесть мини­стров, не входящих в кабинет.

В дополнение ко всем этим функциям палата лордов выступает в качестве высшей судебной инстанции страны. Она имеет юрисдикцию Высшего апелляционного суда, а по некоторым делам — суда первой инстанции. Палата лордов рассматривает апелляции на решения судов по гражданским делам на территории всей страны, а на реше­ния судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии — по уго­ловным делам. Решение, которое она выносит по апелля­ции, является окончательным. Палата рассматривает около 70 судебных дел в год.[11, c. 1; 12, c.1]

Заключение

Подведем итоги работы. Парламент Великобритании, который справедливо называют “праматерью парламентов” - институт, созданный не сегодня. Он имеет глубокие исторические корни. В наши дни мы можем наблюдать вполне сложившийся орган законодательной власти, отличающийся от парламентов других стран рядом особенностей, таких, как высокопарное обращение парламентариев друг к другу, мантия и парик спикера Палаты общин, поиск бочек с порохом в подвалах парламента, по традиции начатые еще во времена Кромвеля, или насильственное водворение председателя нижней палаты – спикера – на его почетное место и пр. Следует так же отметить, что парламент Великобритании — триединое учреждение: оно включает главу государства (монарха), палату лордов (исторически — палату знати и высшего духовенства) и палату общин (исторически — палату простолюдинов). Это понятие связано с тем, что закон становится таковым, если он принят двумя палатами (есть некоторые исключения из этого правила в пользу нижней палаты) и подписан монархом. Монарх же подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего ему права вето.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что основной особенностью парламента Великобритании, которая отличает его от других парламентов и делает интересным для изучения, это функционирование высшего законодательного органа страны не только на основании законодательных актах, но и во многом на обычаях, которые с течением истории все сильней укрепляются в британском праве.

Палата лордов формируется на не­выборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты — герцоги, маркизы, графы, виконты, бароны, имена которых вписаны в так на­зываемую “золотую книгу” английского дворянства. Это пэ­ры парламента. Они подразделяются на духовных и свет­ских, потомственных и пожизненных.

К числу духовных лордов относятся 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты связывается с пребыванием их в соответствующей должности.

Все остальные члены палаты относятся к категории свет­ских. Основную группу составляют те светские пэры, право которых быть членами палаты переходит по наследству. Большинство из пожизненных пэров — это политические и партийные де­ятели, либо высшие военнослужащие и чиновники, вышед­шие в отставку, либо руководители крупных государствен­ных или частных предприятий, выдающиеся ученые, проф­союзные деятели, известные актеры. Звание пэра предоставляется за заслуги в общественной и политической деятельности. Одиннадцать членов палаты — лорды-юристы (ординар­ные лорды по апелляциям). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должно­сти, для оказания помощи палате при решении судебных дел.

В палате лордов, как и в палате общин, также существует деление на партийные группы, но его влияние не столь зна­чительно, как в палате общин. Лорды более независимы от партий и избирателей и меньше связаны партийной дисцип­линой.

В Палате лордов председательствовал лорд-канцлер, назначавшийся премьер-министром (формально — монархом). С 2004 г. председательствует избираемый спикер. Должность лорда-канцлера упразднена. Кворум в палате — три лорда, заседания происходят на основе саморегулирования, в частности нет ограничений для продолжительности выступлений. Дела палаты ведет клерк, назначаемый палатой (у него есть подчиненные). [11, с. 1]

В палате лордов имеются лорд-председатель комитетов и его заместитель, которые председательствуют вместо лорда-канцлера, когда палата преобразуется в заседание комитета всей палаты (при рассмотрении законопроектов в стадии ко­митета). Они назначаются палатой ежегодно в начале сес­сии.

Постоянным должностным лицом палаты лордов являет­ся клерк, полномочия которого аналогичны полномочиям клерка палаты общин и в подчинении которого работает постоянный штат клерков, занятых делопроизводством па­латы.

Каждая партия в палате лордов имеет своего лидера. В правительственной партии — это лидер палаты; оппозицию возглавляет лидер оппозиции. В их обязанности входит пла­нирование дебатов в палате. В палате лордов также имеются главные “кнуты” и их помощники, выполняющие те же фун­кции, что и “кнуты” в палате общин.

Члены палаты лордов обладают правом законодательной инициативы, и законо­проекты могут вноситься в палату лордов. Полномочия па­латы в области законодательства определяются законами о парламенте 1911—1949 г. В качестве части верховного зако­нодательного органа палата лордов рассматривает и прини­мает с поправками или без поправок законопроекты, приня­тые палатой общин и переданные на ее рассмотрение. Она может отклонять законопроекты сроком на один год, то есть имеет право отлагательного вето.

Закон о парламенте 1911 г. устанавливает, что финансо­вый законопроект, принятый палатой общин и переданный за месяц до окончания сессии на рассмотрение в палату лор­дов, становится законом без ее одобрения, если он не принят ею в течение одного месяца.

С точки зрения роли второй палаты наиболее интересным является порядок, посредством которого регулируются отно­шения между двумя палатами при осуществлении ими зако­нодательной деятельности. После прохождения законопроек­том всех стадий в палате лордов он вместе с поправками, сделанными лордами, передается в палату общин. Послед­няя, в специальном заседании, рассматривает эти поправки и в случае несогласия с ними назначает комитет для выра­ботки обоснования, в котором объясняется, почему именно она не согласна. Палата общин может также, не согласив­шись с поправками палаты лордов, выдвинуть взамен неко­торых из них новые поправки. Обоснование и все вновь сде­ланные поправки передаются на новое рассмотрение палаты лордов.

Палата лордов рассматривает обоснование палаты об­щин и все вновь сделанные поправки и принимает по ним свое решение, передаваемое в палату общин. В случае не­согласия с поправками, предложенными палатой общин, и в том случае, если палата лордов решила все-таки настаи­вать на принятии некоторых из сделанных ею ранее, но отклоненных палатой общин при первом рассмотрении поправок, она составляет письменное обоснование, кото­рое передается палате общин. В этом обосновании изла­гаются причины, по которым палата настаивает на своих поправках. Обычно конфликт разрешается путем компро­мисса.[12, c.1]

Прави­тельство не несет политической ответственности перед пала­той лордов, и последняя не может заставить его уйти в от­ставку. Но она осуществляет контроль над правительством в тех же формах, что и палата общин. От имени правительст­ва в палате лордов выступают члены правительства, входя­щие в ее состав. Представителями правительства являются обычно три - четыре члена кабинета и четыре - шесть мини­стров, не входящих в кабинет.

В дополнение ко всем этим функциям палата лордов выступает в качестве высшей судебной инстанции страны. Она имеет юрисдикцию Высшего апелляционного суда, а по некоторым делам — суда первой инстанции. Палата лордов рассматривает апелляции на решения судов по гражданским делам на территории всей страны, а на реше­ния судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии — по уго­ловным делам. Решение, которое она выносит по апелля­ции, является окончательным. Палата рассматривает около 70 судебных дел в год.[11, c. 1; 12, c.1]

Заключение

Подведем итоги работы. Парламент Великобритании, который справедливо называют “праматерью парламентов” - институт, созданный не сегодня. Он имеет глубокие исторические корни. В наши дни мы можем наблюдать вполне сложившийся орган законодательной власти, отличающийся от парламентов других стран рядом особенностей, таких, как высокопарное обращение парламентариев друг к другу, мантия и парик спикера Палаты общин, поиск бочек с порохом в подвалах парламента, по традиции начатые еще во времена Кромвеля, или насильственное водворение председателя нижней палаты – спикера – на его почетное место и пр. Следует так же отметить, что парламент Великобритании — триединое учреждение: оно включает главу государства (монарха), палату лордов (исторически — палату знати и высшего духовенства) и палату общин (исторически — палату простолюдинов). Это понятие связано с тем, что закон становится таковым, если он принят двумя палатами (есть некоторые исключения из этого правила в пользу нижней палаты) и подписан монархом. Монарх же подписывает все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего ему права вето.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что основной особенностью парламента Великобритании, которая отличает его от других парламентов и делает интересным для изучения, это функционирование высшего законодательного органа страны не только на основании законодательных актах, но и во многом на обычаях, которые с течением истории все сильней укрепляются в британском праве.

Читайте также: