Численность и естественный прирост населения 9 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

- определить причины, влияющие на изменение численности населения России.

- развивать умения работать со статистическим материалом, диаграммами, таблицами, графиками.

Ресурсы: учебник, статистический материал, опорный конспект.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с ИКТ.

Методы, методические приемы и формы учебной деятельности:

Создание проблемной ситуации;

Организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;

Создание условий для развития познавательной активности учащихся,

Планируемый результат:

Знать\ понимать:

-причины изменения численности России.

- анализировать информацию о населении России.

- рассчитывать естественный прирост населения России.

1. Организационный момент. Приветствие.

2. На слайде – фоторяд. Рябята как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

3. Объявление темы урока, целеполагание

Каковы цели нашего урока? (предположения учащихся, дополнения учителя)

Что мы узнаем (задачи):

Какова численность населения?

Какое место занимает Россия в мире по численности населения?

Динамика численности населения России в 20 веке.

4. Актуализация знаний.

Скажите, пожалуйста, где можно найти данные о численности населения России? ( Энциклопедия, Интернет, Учебник, СМИ)

Ребята, как Вы думаете, зачем государство проводит перепись населения?

Чтобы узнать численность населения России (предполагаемый ответ учащихся).

Молодцы. Перепись населения является источником формирования статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории России с целью определения дальнейших перспектив социально-экономического развития страны, формирования бюджета. Перепись – портрет, зеркало общества.

5. Изучение нового материала:

В каком году была последняя перепись населения нашей страны?

Последняя перепись в РФ проходила с 14 по 25 октября 2010 г – 143 млн чел.

Задание 1. Работа с информацией на слайде

Какое место Россия занимает среди стран мира по численности населения? ( Россия занимает 9 место в мире с населением 143 млн. чел.)

Какова площадь территории РФ? ( 17млн км)

Какой вывод можно сделать о соотношении площади страны и численности населения?

Вывод: (Огромная территория страны не соответствует малому количеству населения)

Какое важное событие произошло в марте 2014 г.? (присоединение Крыма и Севостополя). Т.е. возросла не только площадь нашей страны, но и ее численность.

По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 июля 2014г. составила 146,1 млн.человек, из них 2,3 млн.человек проживало в Крымском федеральном округе.

Заполните задание 1. в ваших рабочих листах

Проблемами населения занимается .. . Кто знает, какая наука? Это слово греческое Демография (от греч. Demos – народ, grapho – пишу) – наука о населении.

От чего же зависит численность населения?

Численность населения зависит от количества родившихся и умерших.

Рождаемость – число родившихся за год на 1000 человек населения.

Рождаемость в России составляет 13.3 промилле, что означает 13.3 человек на одну тысячу человек (данные за 2014 год)

Смертность – число умерших за год на 1000 человек населения.

Смертность в России составляет 13.1 человек на 1000 человек. Смертность среди российских мужчин и женщин в трудоспособном возрасте значительно выше среднеевропейского показателя. В среднем мужчины доживают до 61 года, женщины до 74 лет.

Разность между рождаемостью и смертностью, их определенные сочетания создают разные типы естественного прироста населения. ЕП. = Р-С. (ЕП +0,2 в России 2014)

Заполните в рабочих листах определение ЕП, Р, С

Работа по карте ЕП в регионах России (1 учащийся у доски комментирует карту).

Естественный прирост населения в различных регионах отличается. Большинство регионов отличается либо низкими показателями ЕП или убылью населения. Но в некоторых районах наблюдается довольно высокий ЕП. Это характерно для республик Северного Кавказа и некоторых национальных республик страны ( Ингушетия, Дагестан, Тыва) Самый низкий -10 промилле – в Центральном районе, самый высокий ЕП в республике Ингушетия ( +12).

Какова величина ЕП в Алтайском крае? (ЕП в Алтайском крае -0,7 промилле.)

Что Вас удивило? Что нам предстоит выяснить?

Почему в России снижалась численность населения?

Задание по группам.

Историки - нельзя жить в настоящем, прогнозировать будущее не зная истории.

Демографы - раз уж речь у нас о проблемах демографии

Правительство - без него невозможно решать какие-то государственные дела.

Каждый из вас должен решить какую-то свою задачу, а потом вместе найти ответ на поставленный вопрос. А я буду вашим консультантом, если нужна помощь - поднимите руку. Договорились? Тогда за работу.

Ребята работают в группах, учитель в роли консультанта. Выполнение 7-10 минут

На рубеже XIX-XX веков Д.И. Менделеев, исходя из состояния и прироста народонаселения на тот момент, сделал прогноз, согласно которому в конце XX века численность населения России должна была достигнуть как минимум 350 миллионов человек. Что же помешало осуществлению прогноза?

Выступление учащихся группы историков (заполнение таблицы в рабочих листах по ходу выступления).

Демографический кризис – резкое снижение численности населения

Потери с учетом снижения рождаемости

Первая мировая война, революция, гражданская война, эпидемия, голод, эмиграция



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Численность и естественный прирост населения"

Население (народонаселение) - совокупность людей, живущих в пределах конкретной территории (континента, страны, области и т. д.).

Население страны составляет 146 838 993 человека по состоянию на 1 января 2017 года. Что эквивалентно 1,91 % от общей численности населения мира.

Современная Российская Федерация уступает по числу жителей восьми странам: Китаю, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистану, Бангладеш и Нигерии. Таким образом, Россия занимает 9-е место в мире по численности населения.


Наиболее полные сведения о численности населения, его составе в определённый момент времени получают при переписях населения. По переписи определяется не только фактическое число проживающих в стране людей, но и их качественная характеристика (пол, возраст, образование и т.д.). Последняя перепись была проведена в России в 2010 году. Данные всех переписей в стране вы видите в таблице.

Переписи населения в России


Следующую перепись населения планируют провести в 2020 году.

По переписи также можно с лёгкостью вычислить динамику и сделать прогноз на будущее. Так учёные подсчитали, что к 2025 году население России сократится до 141 205 239 человек, а к 2050 году - до 128 599 237 человек.

Зоны заселения в России


Численность населения является динамичным показателем. Изменение численности населения России происходило не только и не столько за счёт присоединения новых территорий (или выхода их из состава страны). Оно прежде всего связано с особенностями естественного движения населения — изменениями в соотношении численности родившихся и умерших жителей страны.

Разность между числом родившихся и числом умерших за определённое время (например, за один год) называют естественным приростом населения. Если рождаемость больше смертности - естественный прирост положительный, если меньше - отрицательный (по-другому называется естественная убыль населения).


Для современного этапа демографического развития страны характерно сокращение рождаемости и естественного прироста, а при уменьшении доли детей растёт доля пенсионеров, что приводит к повышению смертности.

Сокращение рождаемости — общая тенденция промышленно развитых стран, государств с высокой долей городского населения. Однако, в России увеличился показатель ожидаемой продолжительности жизни. По данным Росстата за 2016 год, средняя продолжительность жизни в России составляет 71,87 года. Для мужчин — 67 лет, для женщин — 77,3 года. И этот показатель ежегодно растёт.

Основными причинами являются: более высокая смертность мужчин в возрасте за 40-50 лет, что объясняется более тяжёлой, интенсивной и долгой трудовой деятельностью, историческими событиями (основными участниками которых всегда являются мужчины), а также особенностями слабой культуры походов к врачу.

Каждая страна в мировом сообществе пытается решить свои демографические проблемы. И Россия не исключение.

Демографическая политика в России — комплекс социальных, экономических, юридических и других мероприятий, предпринимаемых государством и направленных на изменение рождаемости и воспроизводства населения страны.

Так, в период с 2012 до 2015 год естественный прирост у нас в стране был положительный, хотя и небольшой (в среднем 0,2 промилле). До этого положительный естественный прирост был в 1991 году и составлял 0,7 промилле.

Проследим динамику демографических процессов во времени и узнаем с какими событиями эти процессы были связаны.

Рост смертности в России в конце XX — начале XXI века был обусловлен не столько увеличением доли пенсионеров, сколько сложностями социально-экономического и экологического положения, а также изменениями условий и ценностей жизни. Это и объясняет особенно стремительное сокращение естественного прироста населения.

Если в 1960 году естественный прирост составлял 1 млн 896 тыс человек, в 1990 году — 333 тыс человек, то с 1992 года наблюдается естественная убыль населения. Особенно значительна она в крупнейших городах России.

На естественный прирост и особенно на рост смертности в отдельные периоды времени повлияли разные события. Среди них потери в разрушительных войнах.

За годы Первой мировой и Гражданской войн непосредственные людские потери России составили (по разным источникам) от 11 до 18 млн человек. Число рождённых сократилось в эти годы в несколько раз и составило около 10 млн человек. Поэтому общие потери населения России оцениваются от 21 до 28 млн человек.

За период Великой Отечественной войны людские потери составили около 27 млн человек (при дефиците рождаемости от 11 до 20 млн человек, т. е. общие потери от гибели и нерождений людей оцениваются от 38 до 47 млн человек.

Потери только от этих войн оцениваются от 59 до 75 млн человек! Огромная цифра. А ведь в начале века была ещё русско-японская война, военные конфликты с Японией и Финляндией в 30-е годы и относительно недавно— Афганская война (1979—1989 гг.).

Негативные тенденции в процессе воспроизводства населения отразились на его половозрастной структуре. В соотношении населения по полу несколько повышен удельный вес женщин. Он составляет 54 %, что обусловлено большей продолжительностью их жизни. Соответственно мужчин - 46 %.

Однако, попробуем заглянуть глубже общей цифры и посмотрим на распределение полов по возрастам. Очевидно, что рождается в России больше мальчиков, чем девочек. В возрасте до четырёх лет на одну тысячу мальчиков приходится 947 девочек. Мужчин больше вплоть до 29 лет. А в возрасте от 30 до 44 лет женщин больше всего лишь на 2-7 %. Как вы поняли, цифра соотношения мужчин и женщин является общей для всех возрастных групп, а не конкретно для каждой.

Половозрастная пирамида населения России


Нельзя не сказать о возрастных группах населения. Население делится на 3 группы:

· Население в трудоспособном возрасте

· Пенсионеры (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет)

По данным Росстата за 2016 год, в России на долю детей проходится около 18 % населения, на долю пенсионеров - 25 %. В трудоспособном возрасте находится порядка 57 % россиян.

9 класс.
Тема: Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли.

Численность населения.

Население – это природно-историческая совокупность людей, которая формируется и постоянно воспроизводится в процессе производства и самой жизни.

Все вопросы, связанные с населением, изучает наука демография.

Численность населения – показатель, который постоянно изменяется и зависит от объективных природных и социально-экономических факторов, традиций, культуры, уровня жизни населения . Точные данные о численности населения дают переписи населения. На территории области проживает 4 100 тыс. человек. По этому показателю мы можем сравниться с населением Норвегии (4 623 тыс. чел.), Хорватии (4 494 тыс. чел), Молдовы (4 475 тыс. чел.) и других стран. Население ДНР - 2 244 тыс. чел.

Численность населения России:

Естественный прирост населения – это разница между числом родившихся и числом умерших за определенный период времени. Естественный прирост определяется по формуле: Естественный прирост = рождаемость – смертность.

Он может быть положительным – если рождаемость превышает смертность, отрицательным – если смертность превышает рождаемость, нулевым – если эти показатели равнозначны. Обычно естественный прирост населения рассчитывается на каждую тысячу человек.

В настоящее время естественный прирост отрицательный, так как число умерших превышает число родившихся. Это привело к снижению численности населения области, начиная с 1994 года. Самое большое число жителей в нашей области проживало в 1993 году и составляло 5 365,8 тысяч человек.

Как считают специалисты, на снижение численности населения оказали влияние три группы факторов: экономические, экологические, социальные.

Влияние экономических факторов связанно со снижением уровня жизни населения, что сказалось на рождаемости, продолжительности жизни, состоянии здоровья людей.

Демографическая политика – это комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.

В нашем крае демографическая политика направлена на экономическую поддержку молодых семей, создание новых рабочих мест для молодёжи, увеличение пособий на детей. Занятость женщин на производстве, желание самореализации не всегда позволяет иметь большую семью, а это уже проявление социальных факторов. Эта проблема частично решается за счет демографической политики.

Плотность населения.

Одним из важных показателей демографической ситуации является плотность населения. Плотность населения – это количество человек, проживающих на единицу площади территории. Она рассчитывается по формуле:

Плотность = количество населения ÷ площадь территории.

В нашем крае она составляет 185 чел./км². Наш регион – одна из самых густонаселенных территорий. На плотность размещения населения влияют многие процессы, например, природно-климатические условия, экологическая ситуация в регионе, национально-исторические традиции.

Демографические задачи.

Самый первый показатель, с которого начинается анализ численности населения страны или планеты и динамики ее изменения, - абсолютная численность населения.

Абсолютная численность населения – величина непостоянная. Но для того, чтобы представлять картину изменения динамики численности населения, характер процессов воспроизводства населения, иметь возможность сравнивать демографические процессы в различных странах и регионах, определять тип воспроизводства населения, необходимо знать величины, характеризующие естественный процесс воспроизводства населения, пересчитать на 1000 человек населения страны:

-коэффициент рождаемости Кр - число родившихся на 1000 жителей страны,

- коэффициент смертности Кс – число умерших на 1000 жителей страны,

- коэффициент естественного прироста Кеп , Кр - Кс = Кеп ‰

(‰ – знак 1/1000 числа, или промилле)

Необходимо знать и показатели миграционных процессов, т.к. миграция может приводить как к росту численности населения, так и к его убыли в зависимости от того, какой из процессов миграции преобладает – иммиграция или эмиграция. Миграционный прирост населения, или сальдо миграции (СМ) – это баланс между иммиграцией (абсолютным числом въехавших в страну за год – И ) и эмиграцией ( абсолютным числом выехавших из страны – Э ):

Сальдо миграции, как и естественный прирост, может быть положительное ( И >Э, преобладает иммиграция) или отрицательное ( И

Чтобы выполнить демографические расчеты, надо знать следующие формулы:

Зная все указанные компоненты динамики населения, можно записать уравнение демографического баланса:

АП = ЧН2 – ЧН1 = ЕП + СМ = ( Р – С ) + (И – Э )

АП – абсолютный прирост населения

ЧН1 - численность населения на начало года

ЧН2 - численность населения на конец года

ЕП - естественный прирост

СМ - сальдо миграции

‰ – знак 1/1000 числа, или промилле, К - коэффициент

Кр = Р/ЧН · 1000 (‰) следовательно ЧН = Р*1000/К Р

Кс = С/ЧН · 1000 (‰) следовательно ЧН = С*1000/К с

Кеп = ЕП/ЧН · 1000 (‰) следовательно ЧН = ЕП*1000/К ЕП

Ксм = СМ/ЧН · 1000 (‰) следовательно ЧН = СМ*1000/К см

Ки = И/ЧН · 1000 (‰) следовательно ЧН = И*1000/К И

Кэ = Э/ЧН · 1000 (‰) следовательно ЧН = Э*1000/К Э

Определение численности населения и абсолютного прироста населения:

ЧН2 = ЧН1 + ЕП + СМ

ЧН2 – ЧН1 = ЕП + СМ

АП = ЕП + СМ – абсолютный прирост населения

Примеры решения задач:

Задача 1: рассчитайте количество населения Донецкой области в 2015 году, если в 2014 году оно составляло 4343900 человек, при этом смертность в 2015г. Составила 36027 человек, а рождаемость – 12562 чел

- расчтитаем естественный прирост: 12562 – 36027 = - 23465 чел.

- население в 2015 году = 2014 + ЕП 4343900+ (-23465) = 4320435 чел.

Задача 2: Вычислите, на сколько изменится численность населения в стране за год в результате естественного прироста, если на начало года она составила 136 млн.чел., а естественный прирост населения составил 5,6‰.

Определим величину естественного прироста населения:

ЕП = КЕП ×ЧН / 1000

ЕП = 5,6 ‰ ×136 млн.чел./1000чел. = 761 600чел.

Ответ: численность населения в стране за год увеличится на 761 600чел.

Задача 3. Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 500тыс.чел., в течение года умерло 12 тыс.чел, а рождаемость составила 10‰.

Определим число родившихся людей за год, а затем - естественный прирост:

Р = КР × ЧН / 1000

Р = 10 ‰ ×500 тыс.чел./1 000чел.= 5 000чел.

ЕП = 5 000чел. – 12 000чел. = - 7 000чел.(естественная убыль)

Ответ: численность населения уменьшится на 7 000 человек.

Задача 4. Рассчитайте сальдо миграции за год, если в начале года в стране проживали 10 млн.человек, в конце года – 11,5 млн.человек, а естественный прирост за год составил 250 тыс.человек.

Определим абсолютный прирост населения:

ЧН2 – ЧН1= 11,5млн.чел. – 10 млн.чел. = 1,5млн.чел.

СМ = 1,5млн.чел. – 0,250млн.чел. = 1,250млн.чел.

Ответ: СМ = 1млн.250тыс.чел.

Задача 5. Найдите годовое сальдо миграции, если в начале года в стране проживали 7млн.чел., в конце года – 8,5млн.чел., а естественный прирост населения за год составил 26‰.

Определим величину абсолютного прироста населения:

ЧН2 – ЧН1= 8,5млн.чел. – 7,0млн.чел. = 1,5млн.чел.

Выполним обратный перерасчет от К еп к абсолютному показателю естественного прироста:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Численность и естественный прирост населения России.

Яжук Галина Леонидовна

Тема и номер урока в теме

Тема урока: Численность населения России.

Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство России.

- формировать представление обучающихся о демографической ситуации в России;

- формировать навыки использования информационных технологий;

развивающие:

- развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;

- формировать навыки использования икт;

воспитательные:

- воспитывать информационную культуру;

- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.

- формировать научное мировоззрение.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся самостоятельно определяют динамику населения России в XX веке .

Учащиеся устанавливают, какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны.

Метапредметные:

Умеют определять понятия (демография) по существенным признакам.

Умеют находить причины и следствия (на примере анализа половозрастной структуры населения России).

Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,

выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.

Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная работа.

Структура и ход урока:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на серьезную работу в доброжелательной обстановке.

Учащиеся готовятся к уроку. Акцентируют внимание, настраиваются на урок.

Целеполагание и мотивация

ЧЕЛОВЕК – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ . Что может быть более не познано и загадочно, чем тайна человечества. Цель - повышение познавательного интереса,подготовка к восприятию материала.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют

Изучение нового материала

2. Источники сведений о численности населения страны

Дает задание учащимся: заполнить предложенную схему (распечатана) Используя текст слайда 3, назвать года переписи первой и последней.

Работают с ЭОР№1 (слайд 3), картами атласа и контурными картами отвечают на вопрос.

Используя ЭОР №2, работа с контурной картой. Обозначить цифрами 10 стран мира самых больших по численности населения. Задает проблемный вопрос: Какой на ваш взгляд должна быть численность населения России?

Работают со ЭОР №2, заполняют контурную карту, отвечают на вопрос.

4. Динамика численности населения

Работа с терминологическим словарем и учебником . Выяснить, что такое естественное и механическое движение населения, типы воспроизводства населения.

Установить какие социальные потрясения влияли на численность населения нашей страны?

Смотрят ЭОР №3, делают выводы о естественном движении населения и типе воспроизводства? Работа с картами ЭОР.

Работают с ЭОР №4 продолжают заполнять схему, отвечают на вопрос

5.Половозрастная структура населения

Обсуждает с учащимися причины разной продолжительности жизни у женщин и мужчин.

Работают с ЭОР №4 , читают и записывают в тетрадь характеристику половозрастной пирамиды.

Задание учащимся: изучить схему и ответить на вопрос: где самая высокая и самая низкая рождаемость и почему?

Изучают схему , рассказывают о районах с максимальным и минимальным ЕП.

Проверка уровня усвоения материала

Подведение итогов урока, рефлексия.

Учащиеся высказывают свое мнение.

-Предлагает выполнить работу: Предположите, каков был бы состав вашей семьи, если бы Россия избежала социальных потрясений в 20 веке,

в виде эссе, мини-сочинения, рисунка.

-Составить прогноз изменения численности населения России, Р.Карелия.

Записывают д/з .Выбирают любое из предложенных.

Приложение к плану-конспекту урока

Численность и естественный прирост населения России.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Численность и естественное движение населения. И1

текст, таблицы, схемы, карты

Основные демографические тенденции. Демография РФ. И.

текст, иллюстрации, схемы

Естественное движение населения. И2

текст, схема, иллюстрации, карты

Гипертекст с иллюстрациями

текст, иллюстрации, схемы, карты

Основные демографические тенденции

схема, текст, иллюстрация

Краткое описание документа:

Данный материал будет интересен для учителей географии.

Цель урока:

Задачи:

  • обучающие: - формировать представление обучающихся о демографической ситуации в России;- формировать навыки использования информационных технологий;
  • развивающие: - развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;- формировать навыки использования икт;
  • воспитательные:- воспитывать информационную культуру;- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию. - формировать научное мировоззрение.

Планируемые результаты обучения:

  • Умеют определять понятия (демография) по существенным признакам.
  • Умеют находить причины и следствия (на примере анализа половозрастной структуры населения России).
  • Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.
  • Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание основанийсобственных действий.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа.

Необходимое техническое оборудование: политико-административная

Тема: Численность и естественный прирост населения России.

- формировать представление обучающихся о демографической ситуации в России;

- формировать навыки использования информационных технологий;

- развивать наблюдательность, память, логическое мышление, речь (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

- развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;

- формировать навыки использования икт;

- воспитывать информационную культуру;

- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию.

- формировать научное мировоззрение.

Планируемые результаты обучения:

  • Умеют определять понятия (демография) по существенным признакам.
  • Умеют находить причины и следствия (на примере анализа половозрастной структуры населения России).
  • Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,

выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их, аргументировать свою точку зрения.

  • Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся : индивидуальная, групповая.

Ценностный компонент урока: человек - высшая ценность.

Вступительное слово учителя.

Что может быть более не познано и загадочно. Чем тайна человечества. И как тут не вспомнишь стихи поэта путешественника и романтика Николая Гумилева:

И кажется, в мире, как прежде, есть страны, Куда не ступала людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны И светят в прозрачной воде жемчуга. И карлики с птицами спорят за гнёзда, И нежен у девушек профиль лица… Как будто не все пересчитаны звёзды, Как будто наш мир не открыт до конца!

Нам предстоит изучать население России.

Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя.

В какой последовательности и что нам предстоит изучать. Назовите характеристики населения любой страны.(составление плана раздела). (Слайд №3)

Итак с чего начнем изучать население России?

Тема урока: Численность и естественный прирост населения России.

Смерть каждого человека – это потеря для человечества.
Эрнест Хемингуэй

  • В мире 7 млр. чел.
  1. Китай (Пекин)-1 млр.300млн.
  2. Индия (Дели)-1095млн.чел.
  3. США ( Вашингтон)-298,4 млн.ч.
  4. Индонезия (Джакарта)-246.5млн.чел.
  5. Бразилия(Бразилиа)-188.1млн.чел.
  6. Пакистан (Исламабад)-165.2 млн.чел.
  7. Бангладеш (Дакка)-147.4млн.чел.
  8. Нигерия (Абуджа)-132млн.чел.
  9. Россия(Москва)-141.9млн.чел.
  10. Япония(Токио)-127млн.чел.

По прогнозу ООН, Россия будет постепенно вытеснятся из списка стран с большой численностью населения.

Какой на ваш взгляд должна быть численность населения России?

Среди 6.5 млрд землян 2.2% россияне. Это 142 млн чел.

Чтобы выяснить основные тенденции динамики численности населения России, области, района, нам предстоит большая работа по анализу статистического материала. Графиков. Диаграмм. Представьте себя сотрудниками отдела статистики. Каждый из вас работая индивидуально и в паре, следуя инструкции, выполняет поручения. Успех вашей работы влияет на конечный результат и на объем знаний ваших коллег.

Задания: ( заполняют распечатанную схему)

  1. Почему демографические катастрофы 20 века не только количественные потери, но и качественные?

Изменение численности населения происходило не только за счет присоединения новых территорий или выхода из состава страны. Оно связано прежде всего с особенностями естественного движения населения. (Слайд № 7, 8)

Годы переписи в РФ: 1926, 1937,1939,1959,1970,1979,1989,2002,2010.

Объяснение учителя по конспекту (у каждого ученика гиперкарточка по естественному движению населения).

Переход от одного типа воспроизводства к другому называется демографической революцией или демографическим переходом.

В последнее десятилетие в России постепенно сокращается рождаемость. При уменьшении доли детей, растет доля пенсионеров, приводит к повышению смертности.

Проанализируйте Слайд № 15

ПРИМЕР: В России самая высокая рождаемость на территории Сев. Кавказа , где часты многодетные семьи.

Сокращение рождаемости представляет собой общую тенденцию промышленно развитых стран, государств с высокой долей городского населения. 1992г. Стал отрицательным ЕП.

2. Основными демографическими показателями являются рождаемость, смертность, естественный прирост, характеризующие естественное движение населения. Данные понятия раскрываются при помощи опорного конспекта.

  • Тесты на компьютере-6 чел.
  • Тесты на листе в форме ЕГЭ - 8 чел.
  • Работа с табл №4. Посчитать ЕП по РФ, Р.Карелия, -6чел

Оцените свою работу на уроке. Рефлексия.

Д/З: Предположите, каков был бы состав вашей семьи, если бы Россия избежала социальных потрясений в 20 веке. ( Слайд № 16)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

План характеристики населения страны (региона): 1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика. 2. Возрастно-половой состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами. 3. Национальный (этнический) состав населения. 4. Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение. 5. Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации. 6. Сельское расселение. 7. Общий вывод. Перспективы роста населения и обеспеченности трудовыми ресурсами.

демография Наука о народонаселении и его воспроизводстве ЧЕЛОВЕК – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ.

Население России На конец 2002 года население России составляло 145 млн. человек (сейчас 141,8 млн.чел). перепись населения - раз в 10 лет. Первая перепись населения была проведена в 1897 году. Последняя перепись населения была проведена осенью 2010 года.

Движение населения Изменение численности населения между переписями определяют с помощью текущего учета: естественного движения - сколько человек родилось и сколько умерло; механического движения - сколько прибыло в Россию и сколько выбыло из неё.

Воспроизводство населения Характер воспроизводства (возобновление) населения определяется соотношения численности поколения детей и поколения родителей. Традиционный тип воспроизводства- каждое последующее поколение в1,5 раза больше, чем предыдущее. Планирования семьи не было. +=   Современный тип - Планирование числа детей в семье. +=   Семья становится малодетной.

Демографический кризис Резкое уменьшение численности населения (в результате превышения смертности над рождаемостью) называется демографическим кризисом. Причины кризиса: Войны Голод Эпидемии Революции Репрессии Политическая и Экономическая нестабильность годы Млн. чел.

Воспроизводство населения Тип воспроизводства характеризуют основные демографические показатели: рождаемость, количество родившихся за год на 1000 жителей (в ‰) смертность, количество умерших за год на 1000 жителей (в ‰ ). естественный прирост населения .

Факторы, влияющие На рождаемость войны; социальные условия; здоровье и медицинское обслуживание; уровень образования и культуры; национальные и религиозные традиции; экономическая и политическая стабильность; экономическая активность женщин Смертность войны; голод; эпидемии; вредные привычки; социальные потрясения; уровень здравоохранения; экономическая и политическая нестабильность

Читайте также: