Христианство влияние на экономику кратко

Обновлено: 04.07.2024

Экономика пронизывает все сферы жизни человека. Она сопутствует эволюции общества с самых ранних этапов его зарождения. Экономика проникает в политику, культуру, социальную сферу существования человечества. Ее сложно рассматривать в отрыве от других систем и элементов, так как они проникают друг в друга и оказывают взаимное влияние.

Религия, как и экономика, существует на протяжении многих веков. Она претерпевала различные идеологические и политические изменения, но до сих пор имеет достаточно сильное влияние в обществе. На ранних этапах религия и все другие сферы жизни человека были крепко переплетены. Со временем власть духовных организаций стала ослабевать, они потеряли часть своей светской власти, имущества, возможности влиять на политическую и экономическую сферы.

На стыке религии и экономики появилась новая дисциплина, которая описывается двусторонней причинно – следственной связью между ними. С одной стороны, религиозная жизнь человека была рассмотрена и проанализирована с помощью экономической теории и ее методов. С другой стороны, стало понятно, что религия в свою очередь влияет на хозяйственную систему. Еще одно научное направление, сформированное на основе религиозных и экономических знаний, направлено на изучение этических норм хозяйствования согласно духовным канонам.

В экономике религии рассматривают следующие вопросы:

  • Микроэкономика рассматривает религиозные явления, касающиеся существования индивида, в сфере создания и потребления духовных благ. Так же здесь рассматривается человеческий капитал в рамках религиозной этики, анализируется конкуренция между различными конфессиями, анализируются принципы формирования религиозных групп.
  • Изучение количественных и качественных экономических взаимосвязей позволяет подробно изучить такие вопросы, как связь между экономикой и религией, различие в доходах, темпы роста и помощь со стороны государственной власти в рамках духовной этики.

Готовые работы на аналогичную тему

Экономика религии возникла благодаря экономическому империализму, который занимался проникновением в другие сферы научного знания. Такой подход позволил установить связи не только между хозяйственной и духовной жизнью человека, но и проанализировать взаимное влияние социальных, политических и психологических аспектов.

Влияние религии на экономику

Религия воздействует на многие области человеческого существования. Сами по себе религиозные институты, постепенно увеличиваясь и получая более сложную структуру, требуют дополнительных финансовых доходов, способных поддерживать их нормальное функционирование. Хотя большинство религий признают бедность добродетелью, однако они не осуждают стремления в получении доходов и богатства.

Получается, что социальное сообщество, даже объединенное по схожему духовному принципу, все равно требует определенного построения хозяйственных отношений. Со временем общины требуют дополнительных взносов с прихожан, либо их участников. Часто многие религиозные организации существуют за счет состоятельных покровителей, оказывая им взамен определенные духовные услуги. Ярким примером была индульгенция, которая снимала грехи с того, кто был способен оплатить установленный взнос.

Религия влияет на экономику следующим образом:

  • способствует созданию справедливого общества и хозяйственных отношений, путем привития через религиозное учение норм морали и этики;
  • поддерживает потребления в конкретных случаях, тем самым способствуя развитию спроса;
  • формирует сознание о полезности труда, что в конечном итоге влияет на производительность и рост доходов;
  • религиозная идеология часто выступает помощником в утверждении не самым популярных экономических форм и методов.

Ученые сопоставили статистические данные по религиозным направлениям и экономической стабильности тех или иных стран. Они смогли выяснить, что страны, где проповедуется христианство, являются наиболее богатыми в мире. Причем самые устойчивые и развитые хозяйственные системы сформированы в протестантских странах, на втором месте идут страны с преобладающим процентом католиков. Далее по степени убывания идут православные, мусульманские страны. Государства, придерживающиеся буддизма, индуизма и атеизма, являются наиболее бедными и малоспособными к экономическому росту.

Так же был рассмотрен вопрос о вере в рай и в ад. Наиболее высокий темп экономического роста наблюдается в странах, где религиозные направления знакомили своих последователей со страхом попадания в ад. Возможность рая в загробной жизни снижала стремление общества определенного государства к наращиванию экономического потенциала.

Использование ресурсов в экономике религии

Первым ученым, рассмотревшим связь религии и экономики в своих трудах, был Адам Смит. Он сопоставлял светскую и духовную власть с точки зрения ведения хозяйства. Смит применил к христианской Церкви такие экономические явления, как конкуренция, теорию отраслевых рынков с целью моделирования ее долгосрочного успешного существования. Он считал, что огромное духовное влияние на умы общества, было способно защитить Церковь от передачи ее феодальных владений в пользу государства.

В 1975 году была разработана модель семьи, которая равномерно распределяет время между духовной и хозяйственной жизнью со стремлением к максимизации полезности от каждого из видов своей деятельности. Здесь возникло такое смежное понятие, как посмертное потребление, то есть стремление к удовлетворению собственных потребностей под страхом внезапной кончины.

Формула полезности выглядела так:

$U = U(C_1,C_2…C_n,q)$, где:

$U$ – полезность отдельного человека, $C_1$, $C_2$ – потребление в определенный период жизни, $C_n$ – количество периодов, $q$ – объем посмертного потребления

Посмертное потребление возможно только для индивида, верующего и строго придерживающегося определенного духовного направления.

Большое значение в экономике играет человеческий капитал, так как он является основой производительности, а значит и увеличения коммерческих доходов хозяйствующих субъектов, а так же личных доходов каждого из трудоспособных индивидов. Религия в данном случае, не только способствует взращиванию определенных моральных и этических принципах в человеке, но и помогает сплотить социальные группы людей.

Большую роль играют религиозные организации, которые способствуют не только формированию устойчивых институтов и планомерному распространению религиозного учения в пространстве и времени. Они так же могут оказывать определенное влияние на сознания прихожан, с целью формирования определенной картины мира, в том числе и экономической.

Зависит ли благосостояние страны от веры ее граждан? Насколько совместимы предпринимательская деятельность и соблюдение евангельских заповедей? И можно ли сегодня в России быть богатым и не красть? На эти и другие вопросы отвечает заместитель начальника Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы, кандидат экономических наук Алексей УЛЬЯНОВ.

Алексей Сергеевич УЛЬЯНОВ родился в 1977 году в Перми. В 1999 году окончил МГИМО, в 2002 году защитил диссертацию, преподает в МГИМО.
1998–2001 гг. – эксперт Бюджетно-финансовой комиссии Московской городской думы. Подготовил поправки на сумму свыше 7 млрд. рублей, направленных на финансирование школ и больниц.
1999–2003 гг. – руководитель группы экономического анализа партии "ЯБЛОКО", один из разработчиков Программы партии и альтернативных бюджетов. Подготовил ряд ключевых поправок к законам о бюджете, электроэнергетике, банкротстве и др.
С 2004 года – заместитель начальника Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы. Участвовал в работе над новым законопроектом о защите конкуренции, пакетом законов по созданию рынка доступного жилья, провел ряд антимонопольных расследований (рынки цемента, стального проката и химических продуктов).
С 2006 года – доцент Высшей школы экономики.
Женат, в 2004 году родилась дочь Ксения.

– Считается, что в России и на Западе отношение к богатству различно. Если там экономическая активность, предпринимательская деятельность и, как следствие, богатство, благословляется, то у нас, как принято считать, наоборот. Так ли это?

– Есть страны, культура которых выросла на христианстве, а есть государства, чья культура зиждется на совсем иных традициях. И в нашем разговоре надо их разделять. Однако сразу скажу: несмотря на то, что Запад, да и не только он, в последнее время отказывается от своих христианских корней, только им он обязан своему процветанию.

Принятие христианства отдельными людьми, народами, странами отражалось не только на духовной, но и на материальной стороне их жизни. Альфред Маршал, великий экономист XIX века, изучая исторический материал, пришел к выводу, что современная фирма, где хозяин и работник не являются родственниками, возникла только после широкого распространения христианства, на рубеже IV–V веков. По мнению Маршала, после прихода в мир Спасителя и коренного преображения отношений между людьми доверие, ранее распространявшееся только на членов семьи, стало возможным и по отношению к чужакам. И с этого момента начинает развиваться то, что мы называем экономикой.

Поразительно, какое изменение расстановки сил произошло за последнее тысячелетие. С X до XVI века Китай обеспечивал 30-50% мирового производства, Индия – до 20%. Но вот в христианском мире появилось новое производство – мануфактурное. С этого момента доля христианских стран в промышленном производстве начала быстро возрастать, в XIX веке превысила половину, в с XX никогда не опускалась ниже 2/3. Кстати, до начала XIX века развитие России шло параллельно остальному христианскому миру – доля нашей страны возросла до почти 15% мирового производства! Однако далее вплоть до 1917 года эта доля только снижалась. Административные методы управления экономикой, возобладавшие с петровских времен, постоянное запаздывание с проведением необходимых реформ сковали творческие силы нации. Многие сейчас склонны идеализировать дореволюционное прошлое, ссылаясь на краткоcрочные подъемы в 1895–1900 и 1910–1913 годах. Но общей картины эти вспышки, к сожалению, не изменили.
Христианский мир оказался удивительно способным к развитию, творчеству, нахождению выходов из системных кризисов, умению осознать ошибки и перестроиться. За мануфактурной революцией последовала промышленная, научно-техническая, информационная. Уже несколько сотен лет нехристианский мир заимствует, только "догоняет в развитии", а мир христианский – показывает путь, изобретает, идет вперед.

После согласованного повышения цен на нефть ВВП на душу населения в исламских монархиях Персидского залива превысил показатель США. Однако христианский мир нашел выход в ресурсосберегающих технологиях. Персидские же монархии не предложили ничего, и их благосостояние колеблется вместе с ценами на нефть.

Буддистско-синтоистская Япония, получив, кстати, "христианскую прививку" в XVII–XVIII веках и в XIX – начале XX века, сумела наладить систему чрезвычайно быстрого заимствования достижений и новых идей христианского мира – и на этом сделать резкий скачок в своем развитии. Не стоит забывать, что Япония – очень специфическая азиатская страна. Уже со второй половины XIX века о Японии говорят как об индустриальной державе. А городская и ремесленная культура была присуща ей еще в средние века. Другими словами, японское экономическое чудо впечатляет, но все же ей было с чего стартовать.
Однако в 1990-е годы оказалось, что потенциал японской модели исчерпан – уже 15 лет страна не может выбраться из депрессии. Потому что в постиндустриальном мире основа экономического роста – это информация и нововведения, производство не столько промышленных изделий, сколько новых знаний. Но чтобы их производить, нужны другие люди и другое общество: более открытое, толерантное, уважающее свободу личности. Оказалось, что языческая по сути страна не готова в корне измениться, чтобы выйти из системного кризиса.

В XX веке было несколько "экономических чудес". Бывало так, что слаборазвитая страна перемещалась в группу стран со средним уровнем развития (Таиланд, Малайзия), среднеразвитая становилась высокоразвитой (Испания, Ирландия), а побежденные в войне государства быстро восстанавливали свое могущество (Германия, Япония). Но только одному государству удалось из беднейшего превратиться в высокоразвитое. Это Южная Корея. Признание этого факта мы находим не только, посещая автосалоны и магазины бытовой техники. В 1997 году Корея была принята в элитный клуб развитых стран – Организацию экономического сотрудничества и развития – ОЭСР.

– Так насколько прав Вебер? Насколько капитализм основан на протестантской этике?
– Монополией на процветание протестантизм не обладает. Во-первых, книга Вебера была написана сто лет назад, и с этих пор "соотношение сил" изменилось явно не в пользу протестантизма. Традиционно отсталый католический юг Германии обогнал протестантский север страны. Католические страны Европы (Ирландия, Франция, Бельгия) либо догнали своих протестантских соседей (Великобритания, Голландия), либо даже перегнали их.

Экономическая история XX века подарила пример экономического чуда и в православной стране. Кипр не только обошел в своем развитии материковую Грецию, что стало предметом гордости киприотов, но и превысил среднеевропейские показатели. Второй пример успешного развития преимущественно православной страны – Югославия. Хотя подсчет реального благосостояния плановых экономик – дело неблагодарное (как говорится – есть правда, есть ложь, а есть официальная статистика), расчеты западных экономистов показывают весьма высокий уровень развития для Югославии 1970-80 годов, сопоставимый с уровнем ГДР. Карл Маркс, как и любой немец позапрошлого столетия, ни за что не поверил бы, узнав, что Балканы догнали Германию в экономическом развитии.

Во-вторых, в работе Вебера не менее важно второе слово -"этика". До сих пор бытует мнение, что те или иные страны построили свое благополучие на ограблении колоний или что все "обязаны" пройти период первоначального накопления капитала, когда понятия "предприниматель" и "бандит" – синонимы. Однако это мнение опровергается и теорией, и практикой. Известно, что в ХVI веке никто так не обогатился от ограбления колоний, как Испания, владевшая двумя третями мирового золота. Но очень скоро она оказалась на задворках Европы, а Англия, и Голландия обогнали ее по уровню развития, причем задолго до того, как ограбили Индию и уничтожили американских индейцев. По поводу же первоначального накопления – за исключением отдельных эпизодов жизни американского Дикого Запада, почерпнутого скорее из вестернов, – сторонникам этой гипотезы нечего сказать. Для тех, кто реально создавал нынешнее благополучие Запада, Библия была важнее пистолета, хотя нередко они носили в кармане и то, и другое.

Никогда награбленное не может стать залогом процветания. Это кстати, относится и к нашей стране: возможно, если приватизация проходила бы не за бесценок, отношение к полученной собственности было бы иное.

Экономика – как "прикладная этика"

– Но это очень далеко от обыденных представлений об экономике. Считается, что она проповедует безудержное обогащение. А у Вас выходит, что экономика – чуть ли не самая христианская наука?
– Могу твердо сказать, что в экономике нет ничего противоречащего христианской совести. О полезности христианской закваски для экономической практики мы уже говорили. Что же в теории? Чем шире временной горизонт, тем более нравственным становится поведение человека. Ведь если мы думаем о сиюминутной выгоде, то нам все позволено. Если мы думаем, как прожить успешно всю жизнь, мы стараемся, по крайней мере, учитывать интересы других людей. И тем более нравственнее поведение человека, думающего о спасении своей души. То же самое и в экономике. Чем дальше горизонт планирования, тем менее эгоистично поведение. С помощью теории игр было доказано, что при бесконечно большом горизонте планирования наиболее экономически оправдано поведение по библейским заповедям.

– А были ли верующие среди экономистов? Что известно об их жизни?
– Глубоко верующими христианами были Адам Смит, Жан-Батист Сэй, Фредерик Бастиа, Альфред Маршалл, Уильям Джевонс, Йозеф Шумпетер и многие другие. Крупнейшего экономиста XIX века – Давида Риккардо – отец проклял и лишил наследства за переход из иудаизма в христианство. Англиканским священником был экономист Томас Мальтус. Православным священником стал экономист Сергей Булгаков. Причем в отличие от физика Лапласа со своей знаменитой фразой "В гипотезе Бога я не нуждаюсь", они не оставляли свою веру за порогом рабочего кабинета.

Забавно, но экономистам удача часто сопутствовала не только в научных изысканиях или игре на бирже, но и в личной жизни. Творец современной экономики Джон Кейнс в молодости вел распутный образ жизни, но, полюбив русскую балерину Лидию Лопухину, стал примерным мужем и любящим отцом восьмерых детей. Нобелевские лауреаты Милтон Фридман и Джон Хикс все свои работы писали в соавторстве с женами. Про историю любви к своей жене еще одного Нобелевского лауреата – Джона Нэша –снят замечательный фильм "Игры разума".

– Ощущает ли современная экономическая мысль влияние христианства?
Довольно быстро эко экономисты поняли, что рынок – это игра по определенным правилам. Это инструмент, очень хороший инструмент, но не более того, и обожествлять его не стоит. Но что заставляет людей соблюдать эти правила? Выгода? Но это в идеальном случае, а на практике нередко выгоднее оказывается их нарушать. Так вот, единственное, что может заставить индивида соблюдать правила, даже если другие их не соблюдают – это вера в Бога и бессмертие души. – Рыночная система в принципе несостоятельна без этики и религии.

При этом необходимо избежать соблазна рассматривать веру в Бога как средство достижения социальной гармонии и экономической эффективности. Ведь это противоречит самому смыслу религиозного обоснования этики. Если вера в Бога и бессмертие души является лишь средством, то она и не будет воспринята людьми в качестве обоснования нравственного поведения.

Наверное, каждый согласится, что лучше, когда существует справедливость (соблюдаются правила), чем творится несправедливость (правила не соблюдаются). Однако для существования рынка надо, чтобы человек предпочел состояние, когда только он соблюдает правила, состоянию, когда правила нарушают все. Религиозная уверенность в том, что терпеть несправедливость лучше, чем творить несправедливость, ведет к тому, что доверие к поведению других растет, и вероятность состояния всеобщего соблюдения правил повышается. Только вера корректирует несостоятельность этики и экономики, только христианство делает рынок возможным.

Бедность в цифрах

– Насколько беден среднестатистический россиянин по сравнению с остальным миром?
– Если верить официальной статистике, среднемесячная зарплата в нашей стране в середине 2005 года превысила 300 долларов. Много это или мало? Это много по сравнению с 1999 годом, когда было 56 долларов, много по сравнению с Украиной и Болгарией (там 160). Это много даже по сравнению с тем, что принято по классификации ООН считать бедными – меньше 5 долларов в день, и половина населения планеты живет ниже этого уровня.

Проблемой России является социальное неравенство. По официальной статистике, доходы 10% самых богатых превышают доходы 10% самых бедных в пятнадцать раз. С учетом того, что уровень доходов состоятельных граждан, безусловно, выше, разница может составлять 20-25 раз. По этому показателю Россия – мировой лидер. По международной классификации это предреволюционная, если не революционная ситуация. Степень неравенства у нас аномальна для страны, которая хочет сохраниться как единое государство. Так, в Швеции разрыв в доходах составляет 4 раза, в среднем по Европе – не более 6-7, в США – 9. Считается, что разрыв в 5-10 раз оптимален с точки зрения баланса социальной стабильности и высоких трудовых стимулов.

Наш аномальный разрыв искажает предпочтения, другими словами, отражается на морально-этическом состоянии общества. Мы уже не можем представить, чтобы директор получал "всего" в 5-10 раз больше секретаря или уборщицы. Печально, что государство подает дурной пример: зарплата министра выше зарплаты специалиста третьей категории в 30 раз.

– Наверное, поэтому говорят о том, что наша страна никогда не была, а значит, и не будет богата?
– По уровню развития Россия всегда находилась в первой трети государств планеты. Конечно, хотелось бы попасть в первую двадцатку, но это возможно только при желании.

Хотя есть "теории" о том, что Россия никогда не будет богата. Так, книга Паршева "Почему Россия не Америка", к сожалению ставшая бестселлером, объясняет, почему мы никогда не достигнем уровня развитых западных стран. Все просто – у нас очень холодно, высоки издержки на обогрев и теплую одежду. Но почему тогда самая развитая Европа – это северная? Да и в Монреале и Калгари зима похолоднее нашей. А вот Африка, хоть там зимой можно дом не топить и круглый год ходить в набедренной повязке, мировым лидером так и не стала. Об этом наши горе-экономисты стараются не задумываться.

Подобные идеи далеки не только от здравого смысла, но и от христианства – утверждается мысль, что в наших бедах виноваты не мы сами, а кто-то другой – враги Русской земли, империалистическое окружение, масоны. Или еще хуже, Бог, Который дал нам такую плохую природу.

Честные миллионы и другие экономические чудеса

– Может ли отечественный предприниматель, оставаясь честным, быть успешным в бизнесе?
– Времена, когда из 100% заработанного государству надо было отдать 103%, давно прошли. Нельзя не признать, что были сделаны серьезные шаги по снижению налогового бремени. Однако среди предпринимателей существует мнение, что с учетом бремени административного, коррупционного и криминального совместить уплату налогов и успех в деле невозможно.

Но невозможное человеческими силами возможно с Божьей помощью. Предпринимательство не сводится к управлению предприятием, к операциям "купи-продай". Предприниматель – это в первую очередь новатор. Изобретать можно не только продукт, но и новые каналы сбыта, формы организации дела. А инновации связаны с рождением идей, которые приходят от Бога, если к Нему обращаться. И тогда новая идея может принести 100%, а то и 1000% прибыли. Даже после уплаты всех налогов.

– А в России сегодня, в нынешних экономических условиях, можно быть богатым и не красть – на основе действующих законов?
– Общественное мнение настроено против богачей. Они обвиняются, зачастую справедливо, в том, что сколотили состояние на сомнительных приватизационных сделках, залоговых аукционах, получив в собственность то, что было нажито трудом поколений советских людей. Смущает и юный возраст наших миллиардеров – как можно заработать столько денег за такой короткий срок?

Только 35% американских миллиардеров, фигурирующих в рейтинге "Форбс", получили состояние по наследству, 65% – заработали с нуля, изобретя новый продукт или услугу (самый яркий пример, конечно, Билл Гейтс). У нас только в прошлом году в списке российских миллиардеров впервые оказались люди, чье состояние не основано на бывшей советской собственности.

Всё большее число разбогатевших на приватизации теряют позиции, если не понимают, что могут удесятерить состояние в результате роста курса акций своих компаний на бирже. Но курс акций растет не просто так. Он растет, когда компания становится прозрачной, затем выстраивает эффективную систему управления, обновляет устаревшее оборудование и повышает прибыль. Примеров таких богачей в России уже не десятки, а сотни. Невидимая рука фондового рынка заставляет даже "героев" лихих 90-х годов работать на пользу общества. Нежелающие или не умеющие перестроиться, чувствующие себя как рыба в воде только в мире криминальных разборок, постепенно сходят со сцены.

– Но богатые в России – не только олигархи. Могут ли "простые" представители среднего класса честно разбогатеть?
– Недавно у меня был разговор с пожилым дядей, который утверждал, что человек не может получать больше 10 тысяч долларов в месяц. За что могут платить столько? И я привел пример из жизни друга. Одна небольшая фирма ставит информационную систему крупной нефтяной компании, в результате чего издержки последней сокращаются на 100 млн. долларов. Эта компания платит гонорар в 10 млн. долларов. В результате доход каждого совладельца фирмы составляет более миллиона долларов. И это честно и справедливо заработанные деньги. В современной российской экономике немало таких примеров в консалтинге, аудите, информационных технологиях, финансах.

К сожалению, для большинства наших граждан эти сферы не только непонятны, но и недоступны в силу того, что их учили, воспитывали по-другому, они жили в иной системе координат. Поэтому на нас, молодых, лежит большая социальная и моральная ответственность за это поколение. А взять все и поделить – это не только не лучший способ установления справедливости в обществе, но и не имеющий ничего общего с Православием.

– А как же первые христианские общины? Как раз там все делили на всех.
– Да, но это справедливо общин, пребывающих в духе абсолютной любви. И небольших. С расширением общины степень выравнивания доходов уменьшается уже в апостольские времена. Вспомним, что богатая христианская община Рима была призвана апостолами помочь бедной Иерусалимской. Но помочь, а не отдать всё и разделить поровну!

Можно выстроить и такую логическую цепочку. В крепкой и дружной семье доходы делятся поровну, хотя весь доход приносит муж, а жена занимается домашним хозяйством. В маленьких американских или шведских общинах с гомогенным населением уровень местных налогов и степень равенства очень высоки, неработающие находятся на частичном содержании общины, и стимулы к труду не пропадают. А с расширением общины до масштабов государства благие желания делиться с ближним (который уже не родственник, не сосед, и даже не соплеменник зачастую) у нас, грешных, пропадает. Как пропадает желание трудиться у находящихся на содержании не у общины, где все на виду, а у абстрактного государства. Имущественное неравенство, наверное, одно из последствий греха, но желание силой его устранить, как и построить рай на земле – это те намерения, которыми устлана дорога в ад.

1. Всем мормонам запрещено употреблять алкоголь, кофе, чай, табак и другие вредные вещества.

2. Нынешняя экономическая и политическая сила таких стран, как США, Канада, Германия и Великобритания, основана на протестантском менталитете: уважении к работе, частной собственности, собственной инициативе.

3. Адвентисты не едят свинину, не употребляют алкоголь или табак.

1. Мормоны придают большое значение семейному счастью. У них также обычно есть большие семьи.

2. Мормоны предполагают брак на вечность?

3. Англиканство отвергает безбрачие.

4. Адвентисты не принимают соревнования в спорте.

Религиозный конфликт, в результате которого Ирландия была разделена на два отдельных общества.

6. На острове Сулавеси и Молукаче конфликт между христианами и мусульманами. В столкновениях погибло несколько тысяч человек. Группы мусульман и христиан напали на дома друг друга. Армия сражалась однажды против группы. В настоящее время происходят взрывы и одиночные убийства.

1. Церковь? В христианской религии - название здания, предназначенного для священных целей: празднование богослужений, совершение причастий, молитвы и т. д. Начало строительства церкви датируется 4 веком, ранее в катакомбах были только домашние церкви и часовни.

2. Христианство было также непосредственным источником вдохновения для создания выдающихся произведений литературы, изобразительного искусства и музыки.

1. Отсутствие свиноводства из-за запрета на употребление в пищу свинины.

2. Религиозный фанатизм и связанные с ним конфликты (часто международные) ослабляют страну и ее экономику.

3. Религиозные конфликты являются причиной войн на Балканском полуострове.

4. Характерная сакральная архитектура оказывает существенное влияние на развитие туризма -

1. Жить в меру, не теряя ничего.

2. Возвращение части имущества бедным.

3. Каждый год в месяц Рамадан все мусульмане постятся от рассвета до заката, воздерживаясь от еды, питья и половых сношений. Больные, пожилые или путешествующие, а также беременные или кормящие женщины могут прервать пост и наверстать упущенные дни поста в следующем месяце. Если они вообще не могут поститься, им следует кормить бедных на каждый день несохраненного поста.

5. Правительства Саудовской Аравии соблюдают закон Корана, определяющий общественную жизнь.

6. Отсутствие безбрачия

7. Каждый верующий должен совершить паломничество в Мекку один раз в своей жизни.

1. Исламская архитектура, например, мечети с минаретами - мусульманские храмы с характерными башенками.

1. Проблема голода.

Индия находится на вершине поголовья скота, но индуизм строго запрещает убой этих животных. Хотя они дают молоко, удобрения, топливный материал, эти преимущества несравнимо меньше, чем те, которые можно было бы получить, если использовать хотя бы некоторые из них для потребления.

2. Сельскохозяйственное хозяйство как результат отсутствия передачи каст. Выращивание бобовых, которые играют важную роль в кормлении населения.

3. Вера в реинкарнацию запрещает убивать живых существ, в том числе грызунов, которые уничтожают посевы.

4. Индусы относятся к коровам с величайшим уважением. В индуизме корова очень уважаемое животное. В настоящее время убой коров запрещен в большинстве индийских штатов. Вот почему сельское хозяйство имеет второстепенное значение в экономике; поголовье крупного рогатого скота (в основном тяговое усилие) составляет 185,5 млн. голов (второе место в мире после Бразилии).

5. Большое количество крупного рогатого скота способствует производству натуральных удобрений, обеспечивает молоко и шкуры, которые используются в кожевенной промышленности.

3. Архитектура (преимущественно религиозная) положительно влияет на развитие экономики.

1. Разделение на социальные группы - касты: а) священники (брамины), мыслители,

б) правители, чиновники, солдаты,

в) фермеры и торговцы,

е) неарийское население.

Хотя кастовая дискриминация была запрещена с 1948 года, она все еще существует сегодня, в результате чего индийское общество сильно окаменело.

2. Целью вступления в брак является поддержка общества, взаимная забота и рождение потомства. Согласно индуистским священным писаниям, обязанность жены состоит в том, чтобы посвящать и служить своему мужу, а мужу - заботиться о своей жене и защищать ее. С другой стороны, дети обязаны служить своим родителям и уважать их, а также заботиться о них по мере взросления.

3. Священные Писания этих религий диктуют вегетарианство и утверждают, что каждый, кто ест или даже участвует в приготовлении мяса, совершает грех убийства животного, из которого происходит мясо.

1. Музыка Индии тесно связана с религией.

1. Буддисты (ламаисты) не занимаются сельским хозяйством.

1. Многочисленные семьи. 6 или 7 детей это норма.

2. Равенство и свобода среди людей.

3. Женщины считаются в некоторой степени нечистыми, стоя на более низком уровне, чем мужчины, и страдают от дискриминации.

1. Буддийские монастыри, например, Amarbajasgalant Chijd в Монголии.

1. Важную роль здесь играет кодекс этики, провозглашающий, среди прочего:

- добросовестное выполнение обязательств как продавцами, так и покупателями.

- пренебрежение работой - это грех против Бога и ближнего.

1. Каждый еврей обязан жениться и иметь детей (как можно больше)

3. Религия требует поклонения людям старше 70 лет, а также их родителям.

4. Обязанность наблюдать за умирающим. Дразнить такого человека или раздражать его считается равным убийству.

5. Обязанность праздновать субботу (субботу), вытекающую из десяти заповедей.

6. Ультраортодоксальный иудаизм. Последователи этой фракции негативно относятся к культурному прогрессу и сводят к минимуму контакты с внешним миром, создавая своеобразное гетто.

1. Синагога - объект, место встречи, предназначенное, прежде всего, для совершения еврейских религиозных ритуалов, например, Большая синагога в Будапеште.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.


С точки зрения христианской Церкви, история цивилизации — это истории падшего человека. В преддверии христианства в Римской империи положение гражданина определялось, прежде всего, его богатством. Все другое ценилось лишь постольку, поскольку способствовало обогащению или услаждало жизнь богатых. Разница между нравственными и безнравственными средствами обогащения существовала лишь в теории, не останавливая устремленных к наживе. Имеющие экономическое могущество образовали замкнутое сословие со своими особыми принципами и господской моралью. Низшее сословие Рима было пропитано неизлечимым презрением к труду и если трудилось, то лишь под давлением нужды. Отношения к местным богам человек строил по форме торга: я тебе — ты мне. Это было наследием республики

Христианское вероучение изменило отношение к миру и экономике. Скромность, ограничение в потреблении, взаимопомощь, добродетель утверждались образцом для подражания. Безудержное стремление к накоплению богатства стало осуждаться. Немало состоятельных людей продавали свое имущество и раздавали вырученные средства нуждающимся. Создавались поселения с общим пользованием имуществом. Богатство стало восприниматься как обуза, ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18:25). Каждое дело начиналось с молитвы благодарности к Господу. Экономики христианских стран пропитывались религиозной нормой нравственности.

Однако различия в догматическом богословии, разделившие Церковь на три конфессии своеобразно отразились на последующем экономическом построении стран. В XI веке западная ветвь формально выделилась в католическую. Позднее, в XVI веке, в лоне католической Церкви возник еще один, внутренний церковный раскол. Рождение протестантизма и последовавшая затем Реформация оказали сильнейшее воздействие на развитие экономик государств в последующие 500 лет.

С точки зрения православной Церкви католическая ветвь, а за ней и протестантская, выбрав рациональное понимание учения Христа, исказила его, дав начало упрощенному, правовому, т.е. внешнему, подходу к вопросу спасения. Учение о сотериологии, искуплении и спасении человека, обретении им Царства Божия стало основополагающим в отношении к собственности, труду, богатству, фундаментом поведения человека в экономике.

Православие

Церковь учит, что кратковременная деятельность человека предназначена только для спасения его Души. В этот период человеку следует стремиться уподобить свою жизнь Господу Иисусу Христу, принесшему добровольную жертву во искупление, оправдание и спасение человека. Им указан путь спасения души и дана надежда в вере восстановить союз Бога с человеком и достичь нетленного состояния.

Православное вероучение делает акцент на спасительной роли жертвы Христа. Крещение, прощая, очищая предшествующие грехи, дает человеку лишь встать на путь спасения души, само же спасение достигается последующим понуждением себя к исполнению заповедей Божьих (Мф. 11:12). Обóжением, приобщением к Богу, человек спасается от рабства тления и смерти, вошедшими в жизнь через грехопадение первых людей (Прем. 2:24).

Имея рождение от первого человека, Адама, грехом глубоко исказившего человеческую природу, все люди имеют расстроенную душу и тело. Смерть, страсть и тление, как повреждение первозданной чистоты, вошли в суть человеческого естества: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих (Прем. 1:13). Через подвиг страдания Христос восстановил в себе самом эту человеческую природу и стал примером для человечества. Благодаря крещению и последующему исполнению евангельских заповедей, при помощи Господа, человек получает начало вечной жизни в самом себе. От его свободной воли зависит, прорастет ли это зерно в нем или засохнет (Мк. 4:3–8; 18–20). Мир — совокупность страстей и мудрование плоти, влекущих к иному, чем потребно духу, они друг другу противятся (Гал. 5:17). Огранивая себя свободной волей от соблазнов мира, устремляя все помыслы и действия к Богоподобию, посредством живой, сердечной веры, добрых дел и церковных таинств, человек может спастись, преодолеть тление и смерть.

Замысел Бога о мире и человеке — святость. Даже если труд не увенчался ожидаемым результатом, то эта внешняя неудача, этот провал оборачивается полезным плодом.

Даже имея богатство, человеку следует трудиться, проявляя заботу о нуждающихся. Имущественное положение человека само по себе не является свидетельством угодности или неугодности Богу.

Католицизм

Хозяйственная деятельность воспринимается как исполнение вмененной человеку Творцом обязанности управлять миром (Быт. 1:28). Господь как высший и абсолютный собственник даровал человеку право пользоваться землей, и человек законно осуществляет это право. Делать это ему следует не только в собственных интересах, но и для роста общего блага. Стремление человека к личному обогащению признается естественным, однако пристрастие к богатству порицается.

В ведении хозяйства добродетелью является упорядоченное ведение и бережливость, которые также засчитываются в Царстве Божьем. Необходимость труда продиктована потребностью материального поддержания и приобретением возможности в нужный момент прийти на помощь нуждающемуся.

Ростовщичество католической Церковью сперва однозначно осуждалось, вплоть до отлучения от Церкви, ведь время является даром Божиим и не может быть предметом торга в виде уплаты процентов.

Возвращаться должна та сумма, что давалась заемщику. Позднее было допущено несколько случаев, когда взимание процента не считалось грехом; например, риск утраты капитала ссудодателем. И после признаны допустимыми и частная собственность, и рыночные цены, и займы, пусть и с низким процентом — до 5% (Лев X, 1515), и рента (Пий V, 1568). Признан и риск случайности, ставший основой будущего страхования.

Протестантизм

Восставшие, в том числе, против Церковной схоластики католицизма, протестанты свое вероучение продолжили основывать на положении права, полностью умалив свободу человека в вопросе спасения. Лишь через веру в Господа Иисуса Христа происходит общение души с Богом. Господь Иисус Христос жертвой принял на Себя все грехи верующего человека, как прошлые, так и все будущие. Так как Христос уже уплатил за человеческий род весь долг, то никакого другого удовлетворения более не требуется.

Оправдание можно получить одной только верой безотносительно к добрым делам и поступкам, потому что полный греха человек ничего доброго сделать не в состоянии. Находясь в безблагодатном состоянии, человек столь порабощен грехом, что не способен даже уверовать в Бога без предваряющего действия Его благодати. Сама возможность веры и обращения к Богу является безусловным даром Божественного предопределения, не зависимого от человека.

Спасение верующему человеку предопределено Создателем.

Время безгранично дорого, ибо каждый потерянный час труда отнят у Бога, а не отдан приумножению Его славы. Бесполезная трата времени расценивается как грех. Именно упорный труд служит превентивной мерой против всех серьезных искушений. Богатый ты или бедный, и те и другие должны работать, так как заповедь Господа о труде остается в силе.

Профессия и место, которое занимает человек, являются данными свыше. Полезность профессии и, следовательно, угодность ее Богу определяется по ее нравственности, важности для общества и… доходности. Доход воспринимается как перст Божий. Для Бога следует людям трудиться и… богатеть. Квакерская этика требовала тщательного и методичного выполнения своих профессиональных обязанностей. Деятельный труд превратился в религиозный долг. Важен не труд как таковой, а именно рациональная деятельность в рамках своей профессии. Пуритане педантично считают каждого, подобно рабу в евангельской притче, обязанным отчитываться о каждом доверенном ему пфенниге. И если человек истратит что-либо не во славу Божью, а для собственного удовольствия, то это, по меньшей мере, вызывает сомнение в богоугодности его поступка. Богатство не только морально, но и предписано. Бедность воспринимается как нанесение ущерба славе Божьей. Человек должен следить за доверенным ему Богом имуществом и получать с него доход. Чем больше имущество, тем выше ответственность в его сохранении. Господь избрал от начала, тех, кто спасен будет и дарует им, еще в этой жизни, материальное благополучие: God blesseth his trade!

Бог выносит Свое оправдание человеку, в результате — путь спасения принимается не в духовных подвигах и устремлению к святости, а в правовом уходе от наказания.

Любые религиозные устремления человека оказались парализованы предрешенностью его судьбы. С другой стороны, предопределение неизбежно порождало стремление каждого узнать о своей предопределенности ко спасению в будущем. Акцент полностью сместился на поиск внешних признаков своего избранничества, своего спасения, которые искали в успехе дела. Высвободившие силы души были направлены на активное освоение земных ресурсов, на обустройство жизни на земле, активность в миру приобрела характер освященного труда. Произошла сакрализация накопительства. Не только накопление стало считаться полезным — предпринимателя приравняли к священнослужителю. Отношения между человеком и Богом стали оцениваться на равных, в диалоге.

Поступательная адаптация вероучения Христа к рациональному воззрению человека направляла хозяйственную деятельность ко все большей заботе о хлебе насущном. Созерцательное молитвенное поведение первого тысячелетия сменилось логической схоластикой католиков и переродилось в бурную внешнюю деятельность аскетов протестантизма.

Читайте также: