Природа и причина стресса менеджмент кратко

Обновлено: 02.07.2024

Стресс (от англ. stress - туго натянуть) - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс - обычное и часто повторяющееся явление (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным выступлением, ощущение голода и т. п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает большие проблемы для индивида и предприятия.

Причины стресса связаны с воздействием двух групп факторов.

  • перегрузка работника во время рабочего дня приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;
  • слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня способствует появлению беспокойства относительно своей ценности, своего профессионализма;
  • неинтересная работа;
  • ролевой конфликт возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;
  • неопределенность ролей при нечетком формулировании заданий и полномочий по использованию ресурсов.

Личностные факторы, сопровождающие любые перемены:

  • положительные события (свадьба, назначение на новую должность и др.);
  • негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности и т. д.).

Стресс необходим для придания смысла нашей жизни. Ставя перед собой цели, достижение которых требует напряженной работы, мы находимся в состоянии эустресса, исполняющего роль внутреннего двигателя, активизирующего наши действия. Отсутствие цели - это один из самых сильных стрессов, принимающий форму дистресса с соответствующими последствиями.

Отрицательные последствия стресса проявляются в

  • физиологической реакции организма (язва желудка, головная боль, заболевания сердечной и дыхательной систем и т. п.);
  • психологической реакции (раздражительность, бессонница, депрессия и др.).

Эти последствия являются серьезными не только для конкретного индивида, но и для организации в целом.

Жить без стресса невозможно, но, если овладеть методами управления им, можно избежать его негативных последствий.

Методы самоуправления стрессом:

  • разработать систему приоритетов в своей работе: важное превыше срочного;
  • научиться говорить "нет";
  • не соглашаться на противоречивые требования руководителя.

Методы, способствующие предотвращению стрессового состояния работников:

  • оценка способностей, потребностей и склонностей для принятия решения о характере и объемах работы;
  • при наличии аргументированного обоснования позвольте работникам отказаться от порученной ранее или планируемой работы;
  • полномочия, ответственность и ожидаемый результат должны быть четко описаны. Необходимо использовать обратную связь для того, чтобы убедиться в адекватном восприятии задания сотрудником;
  • использование ситуационного подхода к лидерству;
  • обеспечение надлежащего вознаграждения за эффективную работу;
  • развитие способностей сотрудников, привлечение их к обсуждению сложных вопросов.

Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc


Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

Небольшие стрессы — это довольно обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и почти безвредны, но чрезмерное напряжение сил создает большие проблемы для каждого человека и, соответственно, организаций. В связи с этим важно научиться различать допустимую степень проявления стресса и слишком большой стресс, который характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 12.6).

Физиологические признаки стресса — язва желудка, болезнь сердца, астма и т.п.; психологические его проявления — раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Чрезмерные стрессы снижают работоспособность человека, значительно ухудшают его здоровье.


Причины стресса. Основной причиной стрессов являются перемены. Любая, даже позитивная, перемена нарушает тот хрупкий баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. Отдельные сотрудники в различных организациях настолько подвержены влиянию стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставлять работу.

Когда менеджер признал, что стресс существует, оь должен начать работать над устранением факторов, вызывающих чрезмерный стресс. В связи с этим очень важно знать симптомы стресса (рис. 12.7).

По мере того как менеджеры учатся справляться со своей собственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая вероятность возникновения стрессовых ситуаций в коллективе.

Конечно, разные люди по-разному будут реагировать на каждую ситуацию, поэтому менеджеры должны пытаться так спроектировать свое рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему самому, так и всей организации.

Таким образом, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума. Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (табл. 12.1).


Организационные факторы. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка работника, когда ему поручено выполнить непомерное количество заданий. В этом случае у него возникает чувство беспокойства, безнадежности и материальных потерь.

Конфликт ролей возникает тогда, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают такие ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принятым какой-то группой, а с другой — соблюдать требования руководства. В результате такого душевного разлада у него и возникает ощущение беспокойства и напряжения.

Фактор неопределенности своей роли вызывает у работника неуверенность в себе. В отличие от конфликта ролей требования в этом случае непротиворечивы, но уклончивы и неопределенны, что также нарушает душевное равновесие.

Неинтересная работа — четвертый фактор стресса. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.
В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть и в результате плохих физических условий работы — из-за холода, недостатка освещения, чрезмерного шума и т.п.

Личностные факторы. Разные события в жизни индивида также могут быть потенциальной причиной стресса у него. Наибольшее влияние на человека оказывают смерть родных, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные аномалии и т.п. Но и положительные факторы, такие, например, как свадьба, повышение по службе, выигрыш в лотерею и т.п., также могут вызвать такой же или даже больший стресс.

Чтобы управлять другими и достигать при этом высокой производительности труда и низкого уровня стрессовых ситуаций, необходимо:

Переход на другую работу

Потеря вложенных в банк средств и т.п.

Организационные факторы . Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка работника, когда ему поручено выполнить непомерное количество заданий. В этом случае у него возникает чувство беспокойства, безнадежности и материальных потерь.



. 181182183184185186187188189190191192193194195.
187 |Менеджмент туризма|определите проблему в категориях целей, а не решений; 189 |Менеджмент туризма|оценивать способности, потребности и склонности своих работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и вид работы;
Разделы библиотеки
Книги по микроэкономике

Книги по бюджетированию (34)

Финансовый анализ (8)

Книги по финансовому менеджменту (52)

Книги по управлению предприятием (63)

Книги по управлению персоналом (41)
Книги по экономике

Книги по экономической теории (26)

Книги по финансовому менеджменту (10)

ИТ и коммерция (6)

Книги по менеджменту (66)

Банк, страхование (2)

Книги по рынку Форекс (20)

Книги по финансам и кредиту (10)

Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)

Книги по истории экономики (3)

Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)

Экономика России (8)

Аттестация рабочих мест по условиям труда в организация. Рекомендации и нормативные документы

Аттестация рабочих мест по условиям труда в организация. Рекомендации и нормативные документы Сборник может быть полезен руководителям и специалистам организаций при подготовке и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. В сборнике даны представления об опасных и вредных производственных факторах на рабочих местах, оценке условий труда по классам, оценки травмоопасности рабочих мест, о сертификации работ по охране труда. Также представлена нормативно-справочная база для проведения аттестации рабочих мест.

5S для офиса. Как организовать эффективное рабочее место

5S для офиса. Как организовать эффективное рабочее место Это первая книга в России о том, как при помощи 5S организовать эффективное рабочее место в офисе. Система 5S - это инструмент, позволяющий оптимизировать и поддерживать комфортную и производительную рабочую среду. Помимо этого система 5S полезна при подготовке к сертификации по стандартам ISO 9000 и 9001. В книге представлен пошаговый план внедрения системы 5S с шаблонами форм, контрольных листов и другими необходимыми материалами. Знания, почерпнутые из этой книги, с успехом можно использовать в банках, страховых, консультационных и других компаниях сферы услуг, государственных, социальных и образовательных учреждениях. Предлагаемые советы об организации эффективного рабочего места столь универсальны, что книгу можно рекомендовать широкому кругу читателей.

Руководитель - коллектив - личность

Руководитель - коллектив - личность Книга освещает ряд важных проблем отношений руководителей предприятий и организаций с коллективом b отдельными работниками. Развитие инициативы трудящихся при решении общественно-политических задач, формирование личности, работа с кадрами и повышение квалификации работников, подбор и подготовка специалистов, планирование и организация работы руководителей— эти и многие другие вопросы явились предметом исследования, проведенного коллективом ученых и специалистов ГДР. Книга рассчитана на руководителей организаций и предприятий. Она может быть также использована на курсах повышения квалификации.

Менеджер и организация

Менеджер и организация О чем эта книга И компании и некоммерческие структуры должны эффективно работать, живя в плохо предсказуемых и постоянно меняющихся условиях. Поэтому им нужен не просто руководитель, а менеджер, владеющий специфическими знаниями и навыками менеджмента в организациях. Из книги, посвященной как раз этим компетенциям, вы узнаете: Об организации как явлении природы, о хаосе, синергии и самоорганизации. Об организации изнутри, об особенностях людей и их ролей в организации. Об организации вовне, кому и зачем нужна организация, что в ее продукте важно потребителю и как делать что-нибудь полезное хорошо. О ключевом менеджерском навыке - "способности правильно диагностировать дискомфортные ситуации, выходить на "корень зла" и находить наиболее рациональные способы решения сформулированных проблем" (предлагается универсальный инструмент). О значительных ресурсах, которые сразу высвобождаются, если перестать делать то, чего делать вообще не.

Менеджер и организация

Менеджер и организация О чем эта книга И компании и некоммерческие структуры должны эффективно работать, живя в плохо предсказуемых и постоянно меняющихся условиях. Поэтому им нужен не просто руководитель, а менеджер, владеющий специфическими знаниями и навыками менеджмента в организациях. Из книги, посвященной как раз этим компетенциям, вы узнаете: Об организации как явлении природы, о хаосе, синергии и самоорганизации. Об организации изнутри, об особенностях людей и их ролей в организации. Об организации вовне, кому и зачем нужна организация, что в ее продукте важно потребителю и как делать что-нибудь полезное хорошо. О ключевом менеджерском навыке - "способности правильно диагностировать дискомфортные ситуации, выходить на "корень зла" и находить наиболее рациональные способы решения сформулированных проблем" (предлагается универсальный инструмент). О значительных ресурсах, которые сразу высвобождаются, если перестать делать то, чего делать вообще.

Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации

Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации Книга Честера Барнарда 70 лет остается актуальной классикой менеджмента. В книге осмысляется сорокалетний управленческий опыт автора, закончившего карьеру руководителем крупной корпорации. Барнард впервые ввел понятия формальной и неформальной организации, разработал теорию власти в организации, утверждая, что власть руководителя реальна лишь в той степени, в какой ее готовы признать подчиненные. Представив организацию как сложную системы сотрудничества людей, движимых индивидуальными мотивами, он предложил теорию стимулов, подчеркнув важность не только материального поощрения, но и убеждения. Опередив время на 30 лет, автор размышляет о корпоративной культуре и системе ценностей организации. Книга остается одной из немногих сбалансированных всесторонних описаний процесса управления организацией как единым целым. Именно из этой книги выросли многие разделы современной теории управления.

Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации

Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации Книга Честера Барнарда 70 лет остается актуальной классикой менеджмента. В книге осмысляется сорокалетний управленческий опыт автора, закончившего карьеру руководителем крупной корпорации. Барнард впервые ввел понятия формальной и неформальной организации, разработал теорию власти в организации, утверждая, что власть руководителя реальна лишь в той степени, в какой ее готовы признать подчиненные. Представив организацию как сложную системы сотрудничества людей, движимых индивидуальными мотивами, он предложил теорию стимулов, подчеркнув важность не только материального поощрения, но и убеждения. Опередив время на 30 лет, автор размышляет о корпоративной культуре и системе ценностей организации. Книга остается одной из немногих сбалансированных всесторонних описаний процесса управления организацией как единым целым. Именно из этой книги выросли многие разделы современной теории управления.

Карьера одаренного менеджера

Карьера одаренного менеджера Обоснован системный подход к управлению персоналом организации, раскрыта сущность деятельности персонала, дана его классификация. Изложены современные концепции управления и кадровой политики, а также методы подбора (найма) и комплексной оценки персонала. Рассмотрена проблема человеческого потенциала менеджера (сущность, элементы, методы оценки, эффективность). Предложены методика оценки управленческого потенциала менеджеров и направления развития человеческих ресурсов. Впервые публикуется подход к выявлению способных к менеджменту людей, развитию потенциала менеджеров и оценке эффективности их работы. Затронуты вопросы адаптации менеджеров в организациях, планирования служебной карьеры и расстановки персонала. Для руководителей предприятий и организаций, специалистов по управлению персоналом, преподавателей и аспирантов.

Теория организации

Теория организации В настоящем издании сделана попытка объединить в одной книге взгляды ряда известных ученых и педагогов на содержание учебной дисциплины "Теория организации". В приведенных работах рассмотрены различные аспекты теории организации, ее место в системе наук, эволюция взглядов на содержание и структуру, основные направления дальнейшего развития, основные принципы и методы организационного проектирования, главные формы организаций будущего и их влияние на развитие экономики. Цель антологии - ознакомить студентов, преподавателей, научных работников с идеями и разработками, определяющими основные направления развития теории организации. Книга также будет полезна руководителям предприятий, организаций, сотрудникам и руководителям местного самоуправления, работникам законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Стресс (от англ. stress - туго натянуть) - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс - обычное и часто повторяющееся явление (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным выступлением, ощущение голода и т. п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает большие проблемы для индивида и предприятия.

Причины стресса связаны с воздействием двух групп факторов.

перегрузка работника во время рабочего дня приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;

слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня способствует появлению беспокойства относительно своей ценности, своего профессионализма;

ролевой конфликт возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;

неопределенность ролей при нечетком формулировании заданий и полномочий по использованию ресурсов.

Личностные факторы, сопровождающие любые перемены:

положительные события (свадьба, назначение на новую должность и др.);

негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности и т. д.).

Стресс необходим для придания смысла нашей жизни. Ставя перед собой цели, достижение которых требует напряженной работы, мы находимся в состоянии эустресса, исполняющего роль внутреннего двигателя, активизирующего наши действия. Отсутствие цели - это один из самых сильных стрессов, принимающий форму дистресса с соответствующими последствиями.

Отрицательные последствия стресса проявляются в

физиологической реакции организма (язва желудка, головная боль, заболевания сердечной и дыхательной систем и т. п.);

психологической реакции (раздражительность, бессонница, депрессия и др.).

Эти последствия являются серьезными не только для конкретного индивида, но и для организации в целом.

Жить без стресса невозможно, но, если овладеть методами управления им, можно избежать его негативных последствий.

Методы самоуправления стрессом:

разработать систему приоритетов в своей работе: важное превыше срочного;

научиться говорить "нет";

не соглашаться на противоречивые требования руководителя.

Методы, способствующие предотвращению стрессового состояния работников:

оценка способностей, потребностей и склонностей для принятия решения о характере и объемах работы;

при наличии аргументированного обоснования позвольте работникам отказаться от порученной ранее или планируемой работы;

полномочия, ответственность и ожидаемый результат должны быть четко описаны. Необходимо использовать обратную связь для того, чтобы убедиться в адекватном восприятии задания сотрудником;

использование ситуационного подхода к лидерству;

обеспечение надлежащего вознаграждения за эффективную работу;

развитие способностей сотрудников, привлечение их к обсуждению сложных вопросов.

47. Природа организационных изменений. Причины сопротивления организационным изменениям неформальных групп.

Важной проблемой современного менеджмента является проце­дура управления организационными изменениями. Под организаци­онными изменениями в менеджменте принято понимать введение инноваций в управлении персоналом, необходимость которых вызывается постоянным процессом адаптации организации к требованиям внешней и внутренней среды. Незначительные коррекции в проце­дурах и операциях постоянно происходят во всех организациях. Всю совокупность причин организационных изме­нений можно условно разделить на три большие группы:

1) изменение внешних условий работы; 2) появление более эффективных вариантов выполнения управ­ленческих задач; 3) бюрократизация аппарата управления.

Диагностическими признаками, делающими необходимость из­менений, являются:

• ухудшение или стабилизация показателей эффективности раз­вития организации без видимых внешних причин;

• проигрыш в конкурентной борьбе;

• неаргументированный протест против любых инноваций;

• в организации не действуют процедуры отмены неэффектив­ных управленческих решений;

• наличие явного разрыва между формальными обязанностями персонала и его конкретной работой;

• при высокой частоте наказаний практически не имеют место поощрения;

• явное нежелание способных работников занимать руководя­щие посты;

Основными объектами организационных изменений чаще всего яв­ляются цели деятельности персонала, структура управления организа­цией, технология трудовой деятельности персонала, состав персонала.

Любые организационные изменения должны приводить к положи­тельным результатам, иначе их просто не следует проводить.

Роль менеджера в управлении организационными изменениями очень значительна. Данная трудовая деятельность менеджера обычно четко распадается на четыре стадии:

I — поиск инициаторов нововведений, т.е. лиц, для которых ор­ганизационные изменения — положительное явление;

II — формирование рабочих групп, реализующих организа­ционные изменения;

III — проверка эффективности рабочих групп;

IV — контроль проведения организационных изменений. На стадии I менеджер в качестве инициаторов обычно при­влекает так называемых маргинальных лиц или аутсайдеров нефор­мальных групп.

Основные причины сопротивления персонала организационным изменениям можно свести к трем основным мотивам.

Во-первых, у многих возникает чувство неопределенности своего положения в будущем. Большинство людей при этом склонно оцени­вать свои перспективы пессимистично.

Во-вторых, при изменениях у персонала часто возникает ощуще­ние потерь. Исчезают какие-то привычные неформальные отноше­ния, положительные моменты, при этом, обычно не замечаются, а отрицательные воспринимаются в гипертрофированной форме и т.п.

В-третьих, из-за действия мотивов энергосбережения персонал не же­лает терять уже устоявшиеся трудовые навыки ради неизвестных новых.

Существует ряд отработанных в практике менеджмента принципов управления организационными изменениями, которые позволяют сни­зить уровень сопротивления персонала:

• изменения нельзя начинать при временной напряженности в работе;

• изменения не должны быть неожиданными для персонала;

• первая информация об изменениях обязательно должна исхо­дить от авторитетного источника;

• необходимо любым способом заинтересовать в изменениях ли­деров неформальных групп;

• в отдельных случаях следует в гласной форме угрожать отдель­ным лицам санкциями за сопротивление изменениям.

Читайте также: