Реорганизация юстиции и правоохранительных органов кратко

Обновлено: 05.07.2024

25 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. В соответствии с ним на прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ГПУ; поддержка обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. В составе Наркомюста создавался отдел прокуратуры - Государственная прокуратура. Прокурором республики являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал прокуроров губерний и их помощников. В автономных республиках прокуроры назначались и отзывались ЦИК этих республик. Прокуратура автономных республик была подчинена и подотчетна Прокурору РСФСР. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора республики. Прокурору республики предоставлялось право: входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП(б) приняла решение о реорганизации ВЧК. Постановление об упразднении ВЧК было принято IX Всероссийским съездом Советов. Во исполнение решения съезда Советов ВЦИК декретом от 6 февраля 1922 г. упразднил ВЧК и ее местные органы. Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. С образованием СССР ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. На местах создавались подчиненные

ГПУ политические отделы: в автономных республиках - при ЦИК автономных республик, в губерниях - при губисполкомах. В составе ГПУ и политических отделов создавались Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и флоте, и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте.

Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы или народные суды. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охране государственной тайны и государственной границы, борьбе со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок, контрабандой. Органам ГПУ для осуществления своих задач предоставлялось право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Устанавливались процессуальные сроки проведения дознания и следствия, условия проведения обысков и арестов.

26 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение об адвокатуре. Впервые в Советской России создавалась профессиональная адвокатура. Адвокаты объединялись в коллегии защитников при губернских отделах юстиции. Члены коллегии утверждались губисполкомом по представлению отдела юстиции. Адвокаты не могли одновременно занимать должности в государственных организациях. В соответствии со ст. 8 Положения о судоустройстве РСФСР в задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

В 1922 г. были утверждены Положение о нотариате и Положение об арбитражных комиссиях. В соответствии в этими нормативными актами на нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с имуществом и различных юридических актов, а арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

ОБРАЗОВАНИЕ СССР

Образование СССР определялось следующими причинами:

  • - необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа;
  • - объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.

29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Доклад о Декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И. В. Сталин. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР. Первыми председателями ЦИК СССР были избраны председатели ЦИК союзных республик: М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков, Н. Н. Нариманов. Исполнительным органом являлся СНК СССР. Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В. И. Ленин.

Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами. На первом этапе развития Союза ССР происходило национально-государственное размежевание в Средней Азии, на территории Туркестанской АССР (входившей в состав РСФСР) и двух самостоятельных государств - Хорезмской и Бухарской народных советских республик.

Конституция СССР 1924 г. - это первая союзная Конституция. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. и единогласно утверждена 31 января 1924 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор подразделялся на 11 глав, а главы - на 72 статьи. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались

республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы - СНК.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации. Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г.

Появление новой Конституции РСФСР 1925 г. было связано с образованием Союза ССР и вступлением в действие союзной Конституции 1924г. Проект Конституции РСФСР обсуждался во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов. Конституция РСФСР была утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Советов 11 мая 1925 г.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г. (и другие республиканские Конституции) дополняли друг друга. Часть полномочий РСФСР передавалась в ведение союзных органов власти и управления.

Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Она закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. В Конституции записано: "РСФСР есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик". Также было заявлено, что вся полнота власти принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.

Постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, имели обязательную силу на территории РСФСР. Конституция РСФСР закрепляла положение о том, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства.

Конституция РСФСР 1925 г. для осуществления руководства текущей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов центральной власти вводила новые органы - президиумы

исполнительных комитетов местных Советов. Президиумы избирали исполнительные комитеты. Количество членов президиумов определялось ВЦИК или его Президиумом. Конституция РСФСР 1925 г. была заменена новой Конституцией РСФСР, принятой в 1937 г.

В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. ВЦИК утверждал государственную прокуратуру в составе наркомюста. Нарком юстиции возглавил прокуратуру, являясь прокурорам Республики.

Прокурор Республики в своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назначались Прокурорам Республики.

На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц; наблюдение за деятельностью следственных органов; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. В задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

В 1922 г. были изданы Положения о нотариате и об арбитражных комиссиях. На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с недвижимостью и другим имуществом, различного рода юридических актов. Арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

В ноябре 1922 г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система: 1)народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии. Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

Изменилась система революционных трибуналов. Их число резко сократилось.

В декабре 1921 г. одиннадцатая Всероссийская конференция РКП(б) приняла решение о реорганизации ВЧК. Девятый всероссийский съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК, а в феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал декрет о создании государственного политического управления (ГПЧ) при НКВД. На ГПЧ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению “враждебной деятельности антисоветских элементов”, охрана “государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров” за рубежом, а также с контрабандой. Деятельность ГПЧ сосредоточилась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений.

Аналогичные реформы органов госбезопасности были проведены в других республиках.

Процессы, происходящие в сфере советской юстиции, создавали основу для усиления политических репрессий против оппозиции правящему режиму.

По окончании гражданской войны были предприняты новые меры против церкви. В феврале 1922 г. были конфискованы церковные драгоценности. В апреле 1929 г. был издан декрет, усиливавший контроль органов власти за церковными приходами. Введение шестидневной недели (пять рабочих дней, один выходной) упраздняло воскресенья и религиозные праздники. Все это проходило на фоне расширяющейся атеистической пропаганды.

ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста, но не как автономную систему. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Прокурор Республики в своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики.Бершова, Л.В. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов при переходе к нэпу /Л.В. Бершова //Юрист.-2002.-№7.-С.55.

На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор); наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. (Эти четыре основные функции прокуратуры сохранятся затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.)

Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно работать в государственных организациях. В задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

В 1922г. были изданы Положения о нотариате и об арбитражных комиссиях. На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с недвижимостью и другим имуществом, различных юридических актов. Арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

В ноябре 1922г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии [при СТО и губэкосо (губернских экономических совещаниях)].

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголовным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников). Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов - кассационной, по делам об особо опасных преступлениях - первой инстанцией. За период с 1922 по 1925г. Верховные суды были созданы во всех союзных республиках.

Изменилась система революционных трибуналов. Их число резко сократилось. Сохранились лишь военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в семи городах страны.

Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях (губсудах, Верховном суде РСФСР), следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.

Сиюля 1918 г. в Советской республике установилась однопартийная система. Когда оппозиционная большевикам партия левых социалистов-революционеров 6—7 июля 1918 г. предприняла попытку государственного переворота, решением V Всероссийского съезда Советов она была исключена из состава Советов. Так прекратила свое существование антибольшевистская оппозиция в Советах. Партия большевиков получила неограниченное влияние в государственных и общественных структурах.

За всю гражданскую войну состоялось 400 заседаний ЦК. Без обсуждения правящей партией не решалась ни одна управленческая проблема. В 1918—1920 гг. состоялось 6 общероссийских съездов Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, где с отчетами выступали руководители государства. Всероссийские съезды Советов как органы государственной власти сыграли большую роль в управлении страной. Народная власть обретала авторитет.

Важным звеном в государственной системе являлась армия. В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде был законодательно оформлен переход ко всеобщей воинской повинности. На основании Постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан Революционный военный совет Республики (РВСР) — орган, осуществлявший в годы гражданской войны непосредственное руководство армией и флотом, а также всеми учреждениями военного и морского ведомств. 30 ноября 1918 г. ВЦИК учредил верховный орган управления — Совет рабочей и крестьянской обороны.

Новый орган власти и управления был призван установить твердый режим во всех отраслях народного хозяйства и координировать работу ведомств. Сущность военного коммунизма в том, что государство концентрировало в своих руках материальные, трудовые и людские ресурсы для наиболее целесообразного использования их в интересах обороны. Высшим органом управления промышленностью оставался ВСНХ; его структура имела в этот период ярко выраженный военный характер.

10.11.1917г. ликвидировано сословное деление общества, 18.12.1917г. уравнены гражданские права мужчин и женщин.

Съезды, проходившие в 1918—1920 гг., внесли серьезный вклад в работу по кодификации нового права.

основываться на целесообразности его применения.

При ВЦИК создавались постоянные и временные комиссии по различным вопросам. В комиссиях сотрудничали члены ВЦИК, эксперты, представители общественности, работники различных гос. органов.




В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала роль контрольных органов В 1919 г. было принято новое Положение о государственном контроле, в феврале 1920 г Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). На РКИ возлагались наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах. РКИ формировалась на выборной основе и на местах опиралась на ячейки содействия РКИ.

Параллельно с конституционными органами власти на местах (а иногда и вместо них) возникали чрезвычайные органы — революционные комитеты (ревкомы). В их задачи входили организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизации. Ревкомы наделялись правами реквизиций имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами. Им принадлежала вся полнота власти на местах. Положение о ревкомах, принятое ВЦИК и СРКО в декабре 1919 г., устанавливало три вида ревкомов: местностей, освобожденных от неприятеля; прифронтовой полосы и тыла. Ревкомы действовали параллельно с исполкомами местных Советов и их Президиумами. Ревкомы принимали на себя только функции обороны и поддержания порядка.

Реорганизация правоохранительных органов 1920-е гг.: 1920-х гг. была перестроена судебная система, учреждены адвокатура, прокуратура и нотариат, реорганизованы органы государственной безопасности и милиция.

Структура НКВД РСФСР включала в себя следующие подразделения: - Организационно-административное управление; - Главное управление милиции (ГУМ); - Центральное управление по эвакуации населения; - Главное управление коммунального хозяйства; - Центророзыск. В августе 1923 г. произошли значительные изменения структуры НКВД: Организационно-административное управление, ГУМ и Центророзыск были объединены в Центральное административное управление (ЦАУ).

На местах при соответствующих исполкомах Советов были сформированы административные отделы, руководившие милицией, угрозыском, осуществлявшие инспекцию мест заключения.

В 1922 г. ВЧК была преобразована в ГПУ при НКВД РСФСР с сохранением прежних функций. Тогда же в качестве органа внесудебных репрессий была создана особая комиссия НКВД РСФСР. Она получила право высылать и заключать в лагеря принудительных работ на срок до трех лет деятелей антисоветских политических партий и лиц дважды судимых. С образованием СССР органы ГПУ стали объединенными во всесоюзном масштабе.

50. Образование СССР. Первая союзная Конституция 1924 г.

Ход: летом 1919г. силы России, Украины и Белоруссии были объединены для борьбы с империализмом. В 1920-1921гг. проходит интенсивный процесс подписания военно-экономических и военно-полит. договоров м/у РСФСР и др. республиками (Эстония, Литва, Латвия, Азербайджан, Армения, Грузия). Начинается объединение наиболее важных комиссариатов: ж/д транспорта, финансов, продовольствия и др. представители республик входят в высшие органы власти РСФСР.

22.02.1922г. все советские республики подписали соглашение о передаче РСФСР права предоставлять их интересы на Генуэзской конференции.

30.12.1922г. делегации всех советских республик собрались в Москве на объединенный съезд, вошедший в историю как I Съезд Советов СССР (ССС). Съезд принял Декларацию и Договор об образовании СССР.

Читайте также: