Плач ярославны кратко стих

Обновлено: 05.07.2024

Плач Ярославны. Текст

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:

Далеко́ в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру́:

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:

Далеко́ в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному —
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.

Перевод Н. Заболоцкого.)

Анализ эпизода

В третьей части поэмы показано, как Ярославна уже не справляется с собственным волнением. Ей настолько тяжело и горько, что она отправляется к берегам Дуная и произносит горький монолог, обращенный ко всем сразу – к силам природы, к самому Игорю, к русской земле, к другим князьям. Она мечтает о том, чтобы ее муж вернулся домой целый и невредимый, и она просит, чтобы ему помогли.

Образ Ярославны

Ярославна отлично исполняет свою женскую роль. Пока ее муж – полководец и грозный воин, сражается с врагами и защищает свою родину, Ярославна преданно ждет его дома. В ней олицетворено понимание семьи и тепла родного очага, ведь как бы не сложились дела у Игоря, он всегда может вернуться туда, где его любят и ждут. Доля томительного ожидания, волнения за своих мужей, ведения домашнего хозяйства – все это было характерно для всех русских жен, и Ярославна является их собирательным образом. Через этого персонажа автор передает также те качества, которые наиболее ценны в русских женщинах – это возможность нежно любить и стойко бороться за свою любовь одновременно.

Обращение Ярославны к высшим силам

После того, как Игоря пленили половцы, для Руси настали нелегкие времена. Князья различных земель стали драться между собой, и в борьбе за славу, расширение собственных владений и богатство они забыли о том, что русские границы нуждаются в защите. Поэтому с одной стороны Русь разрывали междоусобные войны, с другой – нападения от внешних врагов.

В этих условиях Ярославна, жена Игоря, хочет хоть как-то помочь плененному мужу. При этом она не осуждает его поступок и не говорит о том, к каким последствиям привела его жажда славы и военных побед. Все, что ее волнует – это жизнь и здоровье любимого.

Ярославна – верующая женщина. Она живет в гармонии с природой и знает, что может попросить у нее помощи в критической ситуации. Поэтому она обращается к высшим силам для того, чтобы они помогли ее супругу вернуться домой. Причем где-то ее плач звучит жалобно, где-то – требовательно и даже с упреком, ведь в свое обращение Ярославна вкладывают всю свою тревогу и любовь.

К реке

К ветру

Ярославна плачет на ветру. Это могучая стихия, которая может погубить много людей одновременно, утопить корабль или сдвинуть что-то очень тяжелое. Бороться и спорить с ветром бесполезно, потому что его поток устремился куда-либо – от него нужно либо бежать, либо ждать и просить помилования.

Когда-то добрый ветер помогал князю Святославу, и об этом вспоминает Ярославна в своем обращении. Она не боится стихии и говорит с ней смело, даже упрекая за то, что она не помогла русским воинам в борьбе с врагами. Ярославна спрашивает, почему ветер отвернулся от ее мужа, почему он не помог ему в сражении с половцами, ведь он мог?

При этом Ярославна, будто бы расправляя крылья, летает на ветру и становится с ним единым целым. Этот эпизод символизирует связь женщины с природой (она более сильная, чем у мужчин). Если мужчины могут объявить войну таким же мужчинам и сражаться с ними не на жизнь, а на смерть, то сила женщин незаметна – из кротких и тихих созданий они могут перевоплотиться в грозных птиц, которые не боятся могучего ветра. Именно это и произошло с доведенной до отчаяния Ярославной.

К солнцу

Солнце – это прекрасная звезда, которая может согреть или сжечь. От него зависит существование всех живых существ на земле, в том числе и людей. И когда происходила битва князя Игоря с половцами, солнце оказалось на стороне последних.

В этом эпизоде читатель может прочувствовать все тягости, с которым столкнулись русские воины в бессмысленном и трагическом для них сражении с половцами.

Связующим звеном между военным походом Игоря, силами природой и самим читателем как раз является плач Ярославны. Это – полное горя обращение, которое имеет огромную силу. В нем сливается реальность и фантастика, а читатель не может оторваться от строк, завороженный удивительными образами природы и женщины, которая настолько смелая, что может не то, что попросить – потребовать у нее помощи и покровительства.

Лирическая песня Ярославны была услышана. Высшие силы природы откликнулись на ее призыв и действительно помогли князю вернуться домой. Ветер, река, солнце – все они постарались скрыть Игоря от его злобных преследователей и оградить от возможных в пути опасностей. В итоге князь возвратился на родину целым и невредимым на радость семьи и всей Руси, а половцы остались ни с чем – в дальнейшем им также пришлось отпустить других пленников.

Можно предположить, что этот половец – это проявление мистических сил, пришедших на помощь Игорю. Возможно, что Овлур стал неким духом, вызванным плачем Ярославны, ведь без него у князя не появилась бы возможность сбежать. Однако подтверждений или опровержений этой теории в тексте не встречается, поэтому каждый читатель может сам для себя решить, насколько сильным было обращение княжеской жены к высшим силам.

Сюжет

Княгиня Ярославна в Путивле причитает, плачет по мужу князю Игорю, пленнику половцев. Хочет стать кукушкой, омыть раны князя водой из Каялы. Обвиняет в равнодушии и жестокости ветер и солнце, которые помогли врагам. Умоляет Днепр сберечь жизнь князя.

Отзыв

Плач понятен современному человеку. Княгиня в нем готова действовать, разделить судьбу мужа, укрыть его от беды. Она не надеется на людей, просит помощи у сил природы. Ярославна не боится обвинить само солнце в предательстве. Правда на ее стороне. Ее любовь хранила князя и в плену, и во время бегства из него. Эпизод учит любви и верности, беречь близких, умению выразить свои чувства, выплакать горе, призывать на помощь, молиться, не терять надежду, быть бесстрашным.

Плач и заклички – часть русского фольклора. Плач и причитания княгини Ярославны в Путивле разносятся по Дунаю и всей Галицкой земле. Ее горе – еще и горе всей Русской земли. Плач княгини – плач всех жен, чьи мужья погибли, сражаясь, или оказались в плену. В этом эпизоде ярко выражены чувства, язык плача образный, красивый. Упомянуты исторические события и топонимы: Дунай, Днепр, Каяла, поход Святослава. Героиня плачет на городской стене, на заре, город еще спит.

Выражение "Плач Ярославны" иногда используется для обозначения сильного горя.

Оглавление

1. О Плаче Ярославны

2. Плач Ярославны (Заболоцкий)

Плач Ярославны (часть 3, I) в переводе (1938 – 1946) поэта, переводчика Заболоцкого Николая Алексеевича (1903 – 1958):

Плач Ярославны. Перов В.Г., 1881 г.

Плач Ярославны. Перов В.Г., 1881 г.

3. Плач Ярославны (Жуковский)

Плач Ярославны в переводе (1817 – 1819) русского поэта Жуковского Василия Андреевича (1783 – 1852):

Владимир Серов Ярославна в Путивле, 1957-1962 гг.

Ярославна в Путивле, Владимир Серов, 1957-1962 гг.

4. Плач Ярославны (Бальмонт)

Плач Ярославны в переводе (1929 – 1930) поэта Бальмонт Константина Дмитриевича (1867 – 1942).

5. Плач Ярославны (Козлов)

Плач Ярославны в переводе поэта и переводчика Козлова Ивана Ивановича (1779 – 1840):

6. Исследователи о Плаче Ярославны

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906 – 1999):

"Слово О полку Игореве и культура его Времени" :

Айналов Дмитрий Власьевич (1862 – 1939):

"Заметки к тексту "Слова о полку Игореве"" :

". Ярославна, дочь Ярослава галицкого, в плаче своем вспоминает родную реку Дунай и мысленно летит над этой рекой кукушкой с плачем она мысленно стремится к родной реке Дунаю в ее отцовской области Этими данными можно объяснить введение в плач Ярославны реки Дуная, а вовсе не подражанием песенным воспеваниям Дуная. "

Адрианова-Перетц Варвара Павловна (1888 – 1972):

"Слово О полку Игореве и устная народная поэзия" :

". Плач Ярославны, в котором уже давно исследователями отмечено соединение двух традиций — народного причитания, с одной стороны, и заклинательных формул, с другой. "

Сапунов Борис Викторович (1922 – 2013):

"Ярославна и древнерусское язычество" :

"Можно легко установить, что по своему характеру "плач" Ярославны в основной своей части (три абзаца из четырех) является типичным языческим заговором. Структура "плача" повторяет обычную четырехчастную форму заговора, сохранившуюся до XX в., — обращение к высшим силам, прославление их могущества, конкретная просьба и заключение. Большое количество заговоров, записанных в XIX в., еще сохранили обращения к солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, молнии и другим силам природы"

"Песнь о полку Игореве" :

Примечания

↑ 1) — одна из пяти земель Русского воеводства в составе Короны Королевства Польского, Речи Посполитой c 1434 по 1772 год, до Первого раздела Речи Посполитой, когда эти земли перешли Австрии. Главным городом земли был Галич.

↑ 2) — древний город, который впервые упоминается под 1146 году в качестве важной крепости. Сейчас Путивль находится в Сумской области Украины.

↑ 3) — меховая обшивка по краям.

↑ 5) — старое русское название опускной решетки крепости.

↑ 6) — 1) На открытом возвышенном месте; 2) У всех на виду.

↑ 7) — древний кочевой народ, который враждовал с русскими.

↑ 8) — многолетние травы с коротким корневищем, выпускающим иногда очень большой пучок жёстких листьев, свёрнутых часто в трубку и похожих на проволоку.

↑ 9) — древний русский дворянский род.

↑ 10) — футляр, сумка для стрел.

↑ 11) — название птицы.

↑ 13) — древний город, который впервые упоминается под 1146 году в качестве важной крепости. Сейчас Путивль находится в Сумской области Украины.

↑ 15) — древний город, который впервые упоминается под 1146 году в качестве важной крепости. Сейчас Путивль находится в Сумской области Украины.

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:

Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:

Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

Читаемое в разделе:

  • «Начнём же, братия, эту повесть от старого Владимира до нынешнего Игоря, который укрепил свой ум, заострил сердце мужеством и, исполненный ратного духа, повёл свои.

Ранее опубликованные в разделе:

Читайте также: