Христианство в дагестане история и современность кратко

Обновлено: 02.07.2024

Обычно говоря о дагестанцах, мы чаще всего называем их именно мусульманами. Но это не совсем так. Есть и дагестанцы других религий. Не только исламской.

Давайте попробуем разобраться более обстоятельно. Но прежде всего нам нужно понять: что вообще такое есть дагестанцы?

Для тех кто далек от Кавказа уточним: такого народа как дагестанцы в природе не существует. Существует примерно (или даже больше, смотря как считать) 14 народов республики Дагестана, говорящих на разных языках, но связанных общей историей и многовековым соседством.

Большинство народов Дагестана действительно относятся к исламской вере. Ислам исповедуют нахско-дагестанские этносы Страны гор: аварцы, андийцы, даргинцы, лезгины, табасаранцы, чеченцы-аухцы и т.д. И тюрки - кумыки, ногайцы, азербайджанцы. По большой части, дагестанские мусульмане - сунниты, хотя есть в южном Дагестане и шииты - азербайджанцы и лезгины села Мискинджа.

Однако, есть вполне себе и дагестанцы христианской веры . Которая, кстати, пришла в страну Гор лет на 100-200 ранее ислама. Примерно в V-VI вв. из лежавшей южнее Кавказской Албании. Вера мусульманская же начала закрепляться в Дагестане (в Дербенте, Лакии) примерно в VI-VII столетиях. Вместе с арабскими завоевателями. Ислам окончательно взял верх в Дагестане только с нашествием Тимура в конце XIV-го столетия.

Интересно, что в средние века в Дагестан христианство также приходило. Вместе с грузинскими миссионерами, воздвигнувшими в горной Аварии знаменитый Датунский храм (XI век). И с итальянскими католическими миссионерами, по смелой исторической версии, добиравшимися аж до самого аула мастеров Кубачи (XIV век). В XIX-XX веках с немецкими колонистами сюда добрался даже протестантизм.

Итак, христиане в сегодняшнем Дагестане также живут. Это русские , в том числе, терские казаки, чьи присутствие на севере Дагестана прослеживается с 1500-х годов. Это армяне , что жили на юге Дагестана примерно с 400-х годов.

В современном Дагестане недавно появились даже общины пятидесятников, свидетелей Иеговы, баптистов и адвентистов, правда не особо афиширующих свое присутствие.

Не стоит забывать и о горских евреях Дагестана - весьма интересном народе иудейской веры, но особого диалекта татского иранского языка.

На юге Дагестана, особенно в окрестностях древнего Дербента, горские евреи живут со времен владычества здесь иранской династии Сасанидов. Т.е минимум с III-IV веков нашей эры. Правда, в 1990-е годы значительная часть горских евреев Дагестана, увы, решила репатриироваться на историческую родину в Израиль.

Отмечу, что иудаизм - старейшая авраамическая религия Дагестана. В страну Гор вера эта пришла раньше и христианства, и ислама.

В общем, итог.

96% всех современных дагестанцев - исповедуют ислам, по большей части - суннитский. Еще 3% населения страны Гор - христиане нескольких толков (православного, армяно-григорианского, протестантского). И еще 1% жителей Дагестана - горские евреи, придерживающиеся иудаизма.

Все народа Дагестана живут в мире и удивительной национальной гармонии. Эта благословенная земля никогда не знала раздоров на национальной или религиозной почве.

Фото: Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

Фото: Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

Кавказ в глазах многих россиян до сих пор остается чем-то неведомым, а иногда и чуждым, порой пугающим. Из позитивного обычно вспоминаются лишь Олимпиада в Сочи и курорты Краснодарского края.

И это неудивительно: считается, что после нормализации обстановки в Чечне некоторые боевики и криминальные элементы переместились в соседние республики. В телерепортажах и сводках новостей Дагестан, как правило, упоминается исключительно в контексте терактов и локальных введений режима КТО.

Совсем недавно я специально побывала в Дагестане: мне хотелось вновь увидеть Кавказ и составить собственное впечатление об этой республике. Поводом послужили два важнейших исторических юбилея — 2000-летие города Дербента и 280 лет Кизляру.

Дербент

Дербент — это потрясающий по красоте старинный город-музей с лабиринтом кривых тихих улочек. Захватывающий вид: с одной стороны — подножие гор, с другой — Каспийское море. В древности Дербент занимал важнейшее геополитическое положение.

Я оказалась участником незабываемых по колориту торжеств! Этого юбилея в Дагестане ждали с нетерпением, к нему долго и напряженно готовились.

Кстати, о крепости…

Фото: Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

Фото: Федеральная лезгинская национально-культурная автономия

Древнее водохранилище или храм?

В Нарын-Кала есть один загадочный памятник, дошедший до нас из глубокой древности. Крестообразное водохранилище. До недавнего времени считалось, что его предназначением было хранение воды.

Однако известный археолог и историк Кавказа Александр Кудрявцев (сам уроженец Дагестана), проводивший раскопки в Дербенте, смог научно доказать, что в водохранилище этот памятник перестроили гораздо позже, в XVII веке. Но изначально это был христианский храм.

Его стены ориентированы по сторонам света, что немного странно для водохранилища. Он имеет крестообразную форму, которая абсолютно схожа с христианскими храмами. Но что самое удивительное и сенсационное — его датировка. Этот христианский храм в сердце Дербента мог быть построен еще в V веке…

Дагестан и христианство

Мы привыкли считать, что Кавказ — это преимущественно регион ислама, испокон веков мусульманский. Но это все же заблуждение, которое исторически опровергается и археологическими раскопками, и древнейшими письменными свидетельствами.

Если сегодня кому-то сказать, что наш Кавказ (не только Грузия, Абхазия, Осетия) — это древнейшая колыбель христианства, многие не поверят. Тем не менее, это так. История, в отличие от, скажем, политики, оперирует не изменчивыми пропагандистскими шаблонами, а опирается на факты, основанные на документированных свидетельствах и дошедших до нас памятниках.

В свою очередь ученик Варфоломея по имени Елисей, испросив в Иерусалиме у Иакова разрешение, направился в Южный Дагестан и прибыл в город Дербент. И проповедь его в Дербенте проходила в 60—62 годы по Рождестве Христовом — это еще I век нашей эры!

Фото: Bolshakov

Фото: Bolshakov

Согласно письменным источникам, к V—VI векам Дербент был одним из крупнейших христианских центров. То есть еще до появления на свете ислама на территории Кавказа уже в числе других религий было широко распространено христианство. Позднее христиан стали теснить последователи зороастризма. В VII веке пришли арабы… Христианство на многие столетия было вычеркнуто из истории большинства народов Кавказа, сохранившись лишь в отдельных, и то по большей части перестроенных в мечети и иные сооружения, памятниках.

Но как не выкинешь слова из песни, так и следы христианства из великой и удивительной истории Кавказа зачеркивать и забывать не следует. Пожалуй, наоборот, нужно изучать свои истоки и корни — этим можно только гордиться.

Крестный ход в Кизляре

2 октября 2015 года мне посчастливилось принять участие в небывалом для Дагестана и всего Кавказа крестном ходе. Он был приурочен к 280-летию города Кизляра и 1000-летию со дня преставления (кончины) равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси.

Маршрут составил порядка трех километров и пролегал от Никольского храма до Свято-Георгиевского монастыря. Крестный ход возглавлял епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам. На месте первого в городе храма в честь Казанской иконы Божией Матери, который располагался на территории Кизлярской крепости, архиерей отслужил молебен Богородице. Следующая остановка была на месте теракта 2010 года. В память о безвинно погибших была совершена заупокойная лития.


За свою жизнь я участвовала во многих крестных ходах, но одно дело идти по Владимирской земле, Тверской, Ярославской (то есть в центральной России), совсем иное чувство — когда ты шествуешь крестным ходом по земле Кавказа. Здесь все происходило с каким-то особым трепетом. В эти мгновения казалось, что сейчас мы все участвуем в истории!

Очень трудно передать словами впечатления от этого грандиозного события. Несколько тысяч человек идут по Кавказу — с молитвой, со слезами умиления, с невероятным душевным подъемом и гордостью — что мы православные.

Этот образ великомученика Георгия был написан на Святой Горе Афон специально для Северного Кавказа.


Не стану скрывать: конечно, мне очень приятно, что к созданию этой иконы причастна мои близкие и моя семья! Мы знаем, как широко почитается святой Георгий на Кавказе! Его считают покровителем всего региона, традиционно к нему возносят молитвы не только в печали, беде, но и в радости. Наверное, и сами кавказские менталитет и темперамент располагают к такому пламенному почитанию святого воина-Победоносца…

Во избежание террористических актов для крестного хода были предприняты повышенные меры безопасности. Сами мусульмане помогали осуществлять достойную охрану.

Мы шли по улицам, и удивительно и умилительно было наблюдать за реакцией прохожих и местных жителей. Мы чувствовали с их стороны любопытство и поддержку. Кто крестился, кто снимал на телефон, детки махали руками.

Священнослужители шли в красных облачениях, что уже само по себе вызывало в сердцах идущих и зрителей настоящую пасхальную радость.


Этот крестный ход стал для Дагестана настолько торжественным и значимым событием, что казалось, весь Кавказ в этот момент испытывал некое духовное преображение.

И еще, действительно, была гордость.

С одной стороны, гордость сама по себе бывает и греховной, граничащей с гордыней. Но здесь, в Дагестане это была гордость не за себя — а за нашу веру, за то, что и на Кавказе наш народ хранит Православие.

И еще – гордость за нашу Родину, Россию, которая в течение столетий смогла под своим покровом собрать и объединить множество народов, национальностей, вероисповеданий. И каждый из этих народов смог сберечь свою историю, культуру и веру.

Фото: Официальный сайт Главы Республики Дагестан

Фото: Официальный сайт Главы Республики Дагестан

Мой Кавказ

Однажды, впервые когда-то побывав в Дагестане, я влюбилась в этот край, я влюбилась в Кавказ! В эту природу, в горы… и в людей!

Мой муж — он русский, сам родом из Дагестана, родился в Махачкале. Поэтому Дагестан и Кавказ для меня тоже родные.

Они передают традиции своего народа из поколения в поколение. И одна из главных особенностей Дагестана и Кавказа – крепкая многодетная семья. Несмотря на бытовые и материальные трудности, в каждой семье много детей — и в этом залог выживания, залог будущего.

Здесь, на Кавказе, на древней земле многонационального Дагестана — особенно осознаешь, что мы все — дети одной страны, одной семьи — России, Союза.

Хотя, если смотреть только репортажи новостей, может сложиться впечатление, что история человечества — это сплошь история войн, ненависти и жестокости. Но ведь так и жизнь семьи можно представить как одни скандалы и ссоры. Но это неправда!

Сегодня, в эпоху глобализации, смешения народов и культур и нивелирования традиционных ценностей, опыт России особенно важен и ценен.

И подтверждение этому — наш крестный ход по Кавказу.

Фото: Официальный сайт Главы Республики Дагестан

Фото: Официальный сайт Главы Республики Дагестан

Известно, что до распространения ислама народы Дагестана исповедовали самые разные религии, в том числе иудаизм, зороастризм и христианство различного толка. Христианство проникло в Дагестан, как с юга, так и с северо-запада. С юга христианство в Дагестане распространялось миссионерами Армении, где христианство стало государственной религией еще с начала IV в. н.э. Это важнейшее в истории армянского народа событие произошло в 301 году.

Прикрепленные файлы: 1 файл

христианство в дагестане2.docx

Христианство в Дагестане.

Известно, что до распространения ислама народы Дагестана исповедовали самые разные религии, в том числе иудаизм, зороастризм и христианство различного толка. Христианство проникло в Дагестан, как с юга, так и с северо-запада. С юга христианство в Дагестане распространялось миссионерами Армении, где христианство стало государственной религией еще с начала IV в. н.э.

Это важнейшее в истории армянского народа событие произошло в 301 году.

Первостепенную роль в принятии Христианства сыграли Григорий Просветитель ставший первым Католикосом ААЦ (Армянская Апостольская Церковь), и царь Армении Трдат III. Христианство начало распространяться в Армении намного раньше, ещё в I веке (60-68гг.н.э.) и несли его двое апостолов-учеников Христа: Варфоломей и Фаддей. Они пришли в Армению из Ассирии и Каппадокии и начали проповедовать Христианство.

В 301 году святой Григорий Просветитель получил Епископскую Хиротонию в Кесарии Кападокийской от епископа этого города Леонтия и возглавил армянскую церковь.

Вскоре у Григория появились ученики и последователи, которые тоже вели пастырскую и миссионерскую деятельность, как в самой Армении, так и в сопредельных территориях. Один из них внук святого Григория - Григорис, который в раннем возрасте был рукоположён во епископы своим дядей св. Аристакесом

Успешному распространению христианства в Дагестане армянским миссионерам благоприятствовало усиление политического влияния армянских царей в Южном Дагестане.

С другой стороны, большое влияние на международную политику того времени оказывало христианство, проникавшее из Византии в Армению и Грузию, а через их христианских проповедников - на территорию Дагестана. Особо интересен тот факт, что такие религии, как зороастризм, иудаизм, христианство и ислам на территории современной России начали распространяться именно с территории Северного Кавказа, включая Дагестан.

О широком распространении христианства среди народов Дагестана еще в раннем средневековье свидетельствуют многие письменные, археологические, эпиграфические, лексические, этнографические источники и памятники.

Согласно церковному преданию, в окрестностях Чога , по мнению исследователей в Дербенте уже в I в. н.э. выступал с проповедями ученик апостола Фаддея Егише (Елисей), которого Иисус Христос направил вместе с апостолом Варфоломеем для проповеди христианства в Персию и на Кавказ.

В 313 г., когда христианство также принял албанский царь Урнайр, оно стало государственной религией в Кавказской Албании, куда входила и значительная часть современного Дагестана. Но восприятие новой религии большинством населения растянулось на длительное время.

Возродилась традиция, по которой армянская община Дербента и армянские семьи из других местностей Дагестана, юга России и зарубежья ежегодно приезжают к часовне поклониться св. Григорису в предпоследнее воскресенье августа.

Не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, что христианство в Дагестане – это лишь заслуга армянских проповедников, конечно нет. Были и грузинские миссионеры распространяющие христианство двумя веками позже, а ещё тысячу лет спустя примерно в начале 13 века начали распространять христианство в Дагестане так же и католики, но нашей задачей не было описание истории христианства в Дагестане во всех её деталях, да это и невозможно, памятуя об огромной площади Дагестана, многочисленности населяющих народностей, многообразий укладов и характера соседних народов. Мы лишь попытались напомнить о ранних годах христианства, о том общем , что навсегда связало историю ААЦ и историю Дагестана.

Б.Г. Алиев, доктор исторических наук, профессор, научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН , журнал "Народы Дагестана", № 6, 2008 г.

Известно, что до распространения ислама народы Дагестана исповедовали различные религии, в частности иудаизм и христианство различного толка. Христианство проникало в Дагестан как с юга, так и с северо-запада.

С юга христианство в Дагестане распространялось миссионерами из Армении, где христианство стало господствующей религией еще с IV в. н.э. С деятельностью армянских миссионеров в Дагестане связано распространение христианства и среди второго по численности народов Дагестана - даргинцев. Но, конечно, не везде, т.е. не на всей территории, занятой даргинцами в тот период,
шло одновременно распространение христианства и притом одинакового толка. Все зависело от того, чьи миссионеры в том или ином районе даргинцев - византийской, грузинской или иной церкви - появились первыми.

Но, как показывают собранные нами сведения, в основном христианство среди даргинцев распространялось с юга и оно было связано с его проникновением и утверждением в районе Дербента.
Первые попытки армянской церкви распространить христианство в районе Дербента относятся к IV в., о чем сохранились сведения армянского автора Фавстоса Бузанда. Успехам
армянских миссионеров в распространении христианства в Дагестане благоприятствовало и усиление политического влияния армянских царей на Южный Дагестан. Армянские цари, как пишет Егише Вардапет, охраняли от гуннов "северные врата дербентские".

Деятельность армянской церкви в Дагестане находила поддержку и у Сасанидского Ирана. Находясь в состоянии войны с Византией и соперничая с ней за влияние на Кавказе, Иран тем самым пытался заручиться поддержкой народов Кавказа.

Все это и благоприятствовало распространению христианства в Дагестане. Именно "к этому времени был создан очаг христианства в Чоге, т.е. в районе Дербента", откуда, согласно источникам, епископство в 552 г. было перенесено в Партав. Но и после этого, надо полагать, "Чога не перестала быть рассадником христианства" (История Дагестана. М.: Наука, 1967. Т.1. С.164).

Среди крупных населенных пунктов даргинцев предарабского времени были не только указанный выше Варачан, идентифицируемый исследователями с Урцекским городищем, но и такие города, как Гамри, Шамшахар, Таргу и т.д. Первый из них располагался на берегу реки Гамри-Озень и тянулся, согласно преданиям, до 10 километров. Вокруг него была построена оборонительная стена. Город был взят хитростью, разрушен и сожжен какими-то завоевателями, пришедшими с приморской равнины.

В раннесредневековый период (до прихода арабов, до принятия ислама) в предгорной части территории даргинцев, кроме Гамри и Таргу, находились город Жаванбек (между селениями Башлы и Хапкайкент), города в местности "Хьулрела муза", о чем говорит само название (холм, где находились дома), и в местности "Ц1елдала кьаси" - между Таргу и "Хьулрела муза". Существует предание, что эти города были разрушены одновременно с Семендером.

По сведениям, собранным также P.M. Магомедовым, в районе указанных городов находился еще один город, развалины которого имеются в лесистой местности между Шамшахаром и сел. Джанга.
Согласно преданиям, жители всех этих городов исповедовали христианство. Города были разрушены арабами, так как жители их не хотели принимать ислам и оказали завоевателям упорное сопротивление. Причем, как видно из собранного материала, христианство было армянского толка, что подтверждает распространение его здесь армянскими миссионерами из епископства, находившегося в районе Дербента. Об этом говорят и сохранившиеся сведения. Как пишет P.M. Магомедов, у губденцев сохранилось предание, что Шамшахар некогда был заселен "народом армянской веры". Тут, видимо, продолжает он, речь идет о христианском населении времен Кавказской Албании, в ее времена распространение христианства в горах шло именно через Армению. Потому-то, видимо, и жителей древнего Шамшахара называют "армянами" (Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане. Из записных книжек историка. Махачкала, 1969).

У губденцев же сохранилось предание и о том, что города, о которых мы говорим, были разрушены именно в период арабских завоеваний в Дагестане, нашествий их войск на территории даргинцев, оказавших им упорное сопротивление. Арабам не сразу удалось завоевать эти города, и поэтому, как отмечает P.M. Магомедов, "завоеватели не раз шли войной на эти города, но взять их они не могли. Лишь при арабском полководце эти крепости были взяты и сожжены". О Шамшахаре же он пишет: "Вполне возможно, название Шамшахар и возникло как память о сожжении арабами города. Не горящий ли город - Шамшахар? И не подтверждают ли это название толстые слои золы, уголь и обгоревшие куски дерева?".

Армянские миссионеры проникли и в горные районы даргинцев, среди жителей которых они также распространили христианство. Об этом говорят сведения, сохранившиеся среди жителей ряда сел Акушинского, Сергокалинского, Левашинского, Кайтагского и Буйнакского районов Дагестана.

Среди жителей сел. Урахи Сергокалинского района существует предание, что в прошлом их предки проживали на плоскости, а именно в районе Урцекского городища. Переселение их было связано с нашествиями на равнину иноземных завоевателей. До переселения на территории нынешнего селения Урахи и его отселков они основали ряд других селений на территории современного Сергокалинского района, двигаясь все дальше и дальше в горы в более безопасные места. Переселенцы основали на территории нынешнего сел. Урахи ряд поселений. На месте Урахи и до этого было поселение под названием "Дах1ша" или "Юалг1я бухЫала". Согласно преданиям, жители этого поселения исповедовали христианство армянского толка, что подтверждается находками здесь в прошлом христианских крестов на различных камнях, свидетелем чему является и автор данной статьи, видевший еще будучи школьником один такой камень с христианским крестом, вмонтированный в стену каменной ограды около домостроения А.Джамирзаева. Да и само селение Урахи построено (в основном верхний аул, начиная от мечети и до квартала Пург1я х1яллшпила) на кладбище, захоронения которого немусульманские. И сами урахинцы говорят, что они произошли от армян. Все это, конечно же, показатель того, что здесь в прошлом жители исповедовали христианскую религию армянского толка.

Очевидно, к этому же времени следует отнести и сведения о сел. Кадар. Ко времени нашествия тимуровских полчищ вокруг нынешнего Кадара находились и другие населенные пункты - поселения в местностях Гаткилик, Хабраламуса, Эрбехерх, Хивливерг, Ванадагурбе, в которых, как и в самом Кадаре, по рассказам местных старожилов, проживали "армяне". Это также говорит о распространении среди жителей этих даргинских поселений христианства армянского толка.

Казалось бы, после многократных арабских походов ислам должен был вытеснить другие религии, распространенные среди даргинцев. Однако имеющиеся сведения показывают,
что жители ряда районов, политических структур и населенных пунктов продолжали исповедовать и после арабских завоеваний христианство. В частности, об этом можно судить по сведениям арабского автора первой половины X в. ал-Истахри, писавшего, что к Дербенту прилегают "разные страны кяфиров". Другой арабский автор Ибн-Русте в начале X в. писал, что царь Хайзана (Хайдака) Адзар-Нарса исповедовал три религии (христианство, иудейство и мусульманство) - "по пятницам он молится с мусульманами, по субботам - с евреями, а по воскресеньям - с христианами. Всем, кто посещает его, он объясняет, что [представители] каждой из этих религий зовут [людей] в свою веру и утверждают, что истина в ней и что всякая другая религия, кроме их собственной, несостоятельна, "поэтому я и придерживаюсь их всех, для того чтобы достичь истины всех религий" (Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. С. 220).

Исповедовали христианство до арабских завоеваний и даже на много веков позже и верхнедаргинцы. Хотя, как пишет ряд авторов, в связи с походом арабских войск во главе с Масламой (Абу-Муслимом) в таких селениях, как Акуша, Цудахар, в обществе Сюрга и др., и были построены соборные мечети, ислам на самом деле утвердился не во всех селениях даргинцев. Об этом говорят и многократные походы из Дербента и даже Ширвана в Шандан, локализуемый исследователями в основном на территории современных даргинских районов, который так и не был покорен арабами, а жители его не приняли ислам. Арабские источники прямо говорят, что "среди племен неверных в пограничной области (сагр) ал-Баба злейшим [врагом] мусульман был народ Шандана". Поэтому источники и говорят о многочисленных походах на Шандан и сражениях мусульман с его народами.

Согласно сведениям, собранным нами в ряде сел современного Акушинского района, жители их до ислама исповедовали христианство. Известно, что сел. Бутри в прошлом было не только политическим, но и духовным центром Верхнего Дарго. Отсюда распространялся ислам в другие даргинские селения, а само селение даже являлось поставщиком религиозных кадров в другие даргинские села. Так, известно, что в начале XIV в. духовным лидером (кадием) в Кайтаге был Манас, сын Нуха ал-Бутри с местопребыванием в сел. Баршамай. Однако в прошлом бутринцы также исповедовали христианство. Как рассказывали нам старожилы селения, здесь имеются старые кладбища с домусульманскими захоронениями, Христианская соборная церковь находилась в самом Бутри, а в местности "Гумри" был дом священника, которого после принятия ислама бутринцами стали звать Адиль-Гиреем. О распространении в сел. Бутри в прошлом христианства свидетельствует и то, что на местах бывших поселений, находящихся недалеко от Бутри (Гумрилаши, Гумрила элабек, Ургала элабек, Адамла элабек, Халадуцла бек, Талхан элабек), до сих пор находят металлические и каменные кресты.

Христианство до исламизации исповедовали и в соседнем с Бутри сел. Геба. В местности "Дунна бек1" имеются захоронения под названием "капуртала х1ябри" ("захоронения безбожников").
В сел. Гапшима местный арабист, знаток истории даргинцев Н.Даудов рассказывал, что даже в его время почти на всех домах были кресты, их носили на груди, многие делали татуировки, кресты вешали на рога быков. Причем, христианство и здесь было армянского толка.

Наибольший интерес представляют сведения о христианстве в сел. Усиша (в Акушииском районе), ставшем после исламизации бутринцев политическим и духовным центром Верхней Даргинии. Соседи усишинцев сел. Усиша даже называют "хахултала ши", т.е. "русское селение", "селение русских", возможно, этим подчеркивая наибольшую распространенность среди усишинцев христианства и его главенство среди верхнедаргинских христиан. Согласно собранным нами в результате многократных поездок в Усиша сведениям, в центре селения на возвышенной местности под названием "Кьалала бекI" в прошлом была соборная церковь (киласи). Старожилы рассказывают, что вплоть до 30-х годов XX в. в Усиша находились христианский крест из золота и серебра и одежда епископа. Бытует предание, что среди даргинцев самыми последними ислам приняли именно усишинцы.

Поэтому, будучи в Дагестане в 1396 г., Тимур совершает в Усиша (в источниках Ушкудже) поход против "неверных" - под флагом "священной войны". В работах историографов Тимура Шереф аддина Йезди и Низам аддина Шами усишинцы названы "неверными", которых завоеватели, захватив селение после упорного сопротивления, убили, "из убитых сделали холмы и опустошили их область". Полчища Тимура также поступили и с жителями других даргинских селений, которые исповедовали христианство и иудейство: Мути, Мулебки, Герга, Мекеги, поселения между Мулебки и Мекеги и др.
После похода Тимура в конце XIV в. среди даргинцев основной религией становится ислам. С этого времени и происходит возвышение Акуша как политического и религиозного центра Верхнего Дарго.
И все же христианство и после похода Тимура и разгрома христианских центров продолжало бытовать среди определенной части даргинцев.

Известно, что ислам жители Кайтага приняли одними из первых среди народов Дагестана. Но, как было отмечено выше, здесь наряду с исламом его жители исповедовали также христианство и иудаизм. Согласно существующим сведениям, уцмий Кайтага был сторонником Тохтамыша. Но причиной двукратного похода Тимура в Кайтаг было не только желание наказать его как сторонника Тохтамыша. Была здесь и другая причина.

Деятельность католических миссионеров не прошла даром. Миссионеры, которые шли вслед за генуэзскими торговцами, согласно доносу католического резидента римской курии в Тамани, его епархия достигли Железных ворот (Дербента). К 1392 г., по данным ордена францисканцев, в епископстве Каспийских гор было около 10000 обращенных в католичество дагестанцев. Возможно даже, что католические миссионеры сначала были в Дегва Сергокалинского района, так как оно, если идти в горы с равнины, встречается раньше, а Мекеги - после него.

Но католицизм ни в Кайтаге, ни в Дагестане в целом не укрепил своих позиций. В середине XV в. католическому влиянию в Дагестане был нанесен второй, и на этот раз сокрушительный удар: в 1453 г. турки взяли Константинополь, и свободное проникновение генуэзцев через черноморские проливы к берегам Кавказа прекратилось. К последней четверти XV в. турки контролировали уже все северное Причерноморье и генуэзским колониям здесь пришел конец; проникновение миссионеров из Западной Европы на Кавказ через Польско-Литовское государство также стало невозможным.
Завершая статью, хочется обратить внимание еще на один момент - христианство среди определенной части даргинцев распространялось и из Грузии через Аварию, что, в частности, имело место в Цудахарском обществе. Согласно имеющимся сведениям, цудахарцы исповедовали до ислама христианство грузинского толка.

Из приведенных материалов видно, что христианство среди даргинцев до их исламизации было основной религией. Христианство различных направлений исповедовали жители разных даргинских обществ как в дотимуровское, так и послетимуровское время, вплоть до середины XV в. Христианство, по существу, исповедовали жители всех даргинских политических структур, за исключением тех обществ, где распространенной религией было иудейство. Некоторые даргинские села, такие, например, как Усиша, Мекеги и т.д., выступали как центры христианства того или иного направления. Известны они и как крупные центры союзов сельских обществ.

Не только мусульмане: кто по религии дагестанцы?

Обычно говоря о дагестанцах, мы чаще всего называем их именно мусульманами. Но это не совсем так. Есть и дагестанцы других религий. Не только исламской.

Давайте попробуем разобраться более обстоятельно. Но прежде всего нам нужно понять: что вообще такое есть дагестанцы?

Для тех кто далек от Кавказа уточним: такого народа как дагестанцы в природе не существует. Существует примерно (или даже больше, смотря как считать) 14 народов республики Дагестана, говорящих на разных языках, но связанных общей историей и многовековым соседством.


Большинство народов Дагестана действительно относятся к исламской вере. Ислам исповедуют нахско-дагестанские этносы Страны гор: аварцы, андийцы, даргинцы, лезгины, табасаранцы, чеченцы-аухцы и т.д. И тюрки - кумыки, ногайцы, азербайджанцы. По большой части, дагестанские мусульмане - сунниты, хотя есть в южном Дагестане и шииты - азербайджанцы и лезгины села Мискинджа.

Однако, есть вполне себе и дагестанцы христианской веры. Которая, кстати, пришла в страну Гор лет на 100-200 ранее ислама. Примерно в V-VI вв. из лежавшей южнее Кавказской Албании. Вера мусульманская же начала закрепляться в Дагестане (в Дербенте, Лакии) примерно в VI-VII столетиях. Вместе с арабскими завоевателями. Ислам окончательно взял верх в Дагестане только с нашествием Тимура в конце XIV-го столетия.

Интересно, что в средние века в Дагестан христианство также приходило. Вместе с грузинскими миссионерами, воздвигнувшими в горной Аварии знаменитый Датунский храм (XI век). И с итальянскими католическими миссионерами, по смелой исторической версии, добиравшимися аж до самого аула мастеров Кубачи (XIV век). В XIX-XX веках с немецкими колонистами сюда добрался даже протестантизм.

Итак, христиане в сегодняшнем Дагестане также живут. Это русские, в том числе, терские казаки, чьи присутствие на севере Дагестана прослеживается с 1500-х годов. Это армяне, что жили на юге Дагестана примерно с 400-х годов.

В современном Дагестане недавно появились даже общины пятидесятников, свидетелей Иеговы, баптистов и адвентистов, правда не особо афиширующих свое присутствие.

Не стоит забывать и о горских евреях Дагестана - весьма интересном народе иудейской веры, но особого диалекта татского иранского языка.

На юге Дагестана, особенно в окрестностях древнего Дербента, горские евреи живут со времен владычества здесь иранской династии Сасанидов. Т.е минимум с III-IV веков нашей эры. Правда, в 1990-е годы значительная часть горских евреев Дагестана, увы, решила репатриироваться на историческую родину в Израиль.

Отмечу, что иудаизм - старейшая авраамическая религия Дагестана. В страну Гор вера эта пришла раньше и христианства, и ислама.

В общем, итог.

96% всех современных дагестанцев - исповедуют ислам, по большей части - суннитский. Еще 4% населения страны Гор - христиане нескольких толков (православного, армяно-григорианского, протестантского). И еще 1% жителей Дагестана - горские евреи, придерживающиеся иудаизма.

Все народа Дагестана живут в мире и удивительной национальной гармонии. Эта благословенная земля никогда не знала раздоров на национальной или религиозной почве.

Читайте также: