Христианство церковная структура кратко

Обновлено: 07.07.2024

Струк­тура совре­мен­ной иерар­хи­че­ской лест­ницы Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви для боль­шей нагляд­но­сти может быть пред­став­лена сле­ду­ю­щей таб­ли­цей:

Иерар­хи­че­ские сте­пени

Белое духо­вен­ство (жена­тое или в цели­бате)

Черное духо­вен­ство (мона­ше­ству­ю­щее)

Низшие кли­рики (при­чет­ники) пре­бы­вают вне данной трех­сте­пен­ной струк­туры: ипо­ди­а­коны, чтецы, певцы, алтар­ники, поно­мари, цер­ков­ные сто­рожа и другие.

Лит.: Лебе­дев А. П. Духо­вен­ство древ­ней все­лен­ской Церкви от времен апо­столь­ских до IXав. М., 1905; Зом Р. Цер­ков­ный строй в первые века хри­сти­ан­ства. М., 1906; Лебе­дев А. П. По вопросу про­ис­хож­де­ния пер­во­хри­сти­ан­ской иерар­хии. Сер­гиев Посад, 1907; Мир­ко­ви­чаЛ. Пра­во­славна Литур­гика. Први општи део. Друго изда­нье. Бео­град, 1965 (наа­серб. яз.); Фельми К. Х. Вве­де­ние в совре­мен­ное пра­во­слав­ное бого­сло­вие. М., 1999. С. 254–271; Афа­на­сьев Н., прот. Цер­ковь Духа Свя­того. К., 2005; The Study of Liturgy: Revised edition / Ed. by C. Jones, G. Wainwright, E. Yarnold S. J., P. Bradshaw. – 2‑nd ed. London – New York, 1993 (Chap. IV: Ordination. P. 339–398).

Архи­ерей

Диакон

Лит.: Зом Р. Цер­ков­ный строй в первые века хри­сти­ан­ства. М.,1906, с. 196–207; Кирилл (Гун­дяев), архим. К вопросу про­ис­хож­де­ния диа­ко­ната // Бого­слов­ские труды. М., 1975. Сб. 13, с. 201–207; Тро­иц­кий С. В. Диа­ко­ниссы в Пра­во­слав­ной Церкви. СПб., 1912.

Диа­ко­нат

Епи­ско­пат

ЕПИ­СКО­ПАТ – соби­ра­тель­ное назва­ние высшей (тре­тьей) сте­пени свя­щен­ства пра­во­слав­ной цер­ков­ной иерар­хии. Пред­ста­ви­тели Е., име­ну­е­мые также обоб­щенно архи­ере­ями или иерар­хами, в насто­я­щее время рас­пре­де­лены, в порядке адми­ни­стра­тив­ного стар­шин­ства, по сле­ду­ю­щим рангам.

Лит.: Устав об управ­ле­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. М., 1989; см. статью Иерар­хия.

Иерей

Ипо­ди­а­кон

Лит.: Зом Р. Цер­ков­ный строй в первые века хри­сти­ан­ства. М., 1906; Вени­а­мин (Румов­ский-Крас­но­пев­ков В. Ф.), архиеп. Новая Скри­жаль, или Объ­яс­не­ние о Церкви, Литур­гии и о всех служ­бах и утва­рях цер­ков­ных. М., 1992. Т. 2. С. 266–269; Сочи­не­ния блаж. Симеона, архиеп. Фес­са­ло­ни­кий­ского. М., 1994. С. 213–218.

Лит.: Еле­он­ский Ф. Г. О вет­хо­за­вет­ном свя­щен­стве // Христ. Чтение. 1879. Ч. 2; Титов Г., свящ. Поле­мика по вопросу о вет­хо­за­вет­ном свя­щен­стве и сущ­но­сти свя­щен­ни­че­ского слу­же­ния вообще. СПб., 1882; и при статье Иерар­хия.

Место­блю­сти­тель

Пат­ри­арх

В насто­я­щее время суще­ствуют сле­ду­ю­щие пра­во­слав­ные пат­ри­ар­хаты: кон­стан­ти­но­поль­ский (Турция), алек­сан­дрий­ский (Египет), антио­хий­ский (Сирия), иеру­са­лим­ский, мос­ков­ский, гру­зин­ский, серб­ский, румын­ский и бол­гар­ский.

Лит.: Лебе­дев А. Вет­хо­за­вет­ное веро­уче­ние во вре­мена пат­ри­ар­хов. Спб., 1886; Робер­сон Р. Восточ­ные Хри­сти­ан­ские Церкви. СПб., 1999.

Поно­марь

Пре­сви­тер

Пре­сви­тер­ство

ПРЕ­СВИ­ТЕР­СТВО (иерей­ство, свя­щен­ство) – общее (родо­вое) наиме­но­ва­ние пред­ста­ви­те­лей второй сте­пени пра­во­слав­ной иерар­хии (см. таб­лицу).

Причт

СВЯ­ЩЕН­НИК – см. Иерей, Пре­сви­тер, Иерар­хия, Клир, Хиро­то­ния

ХИРО­ТЕ­СИЯ – см. Хиро­то­ния.

Хиро­то­ния

ХИРО­ТО­НИЯ – внеш­няя форма таин­ства свя­щен­ства, соб­ственно его куль­ми­на­ци­он­ный момент – дей­ствие воз­ло­же­ния рук на воз­во­ди­мого в свя­щен­ный сан пра­вильно избран­ного став­лен­ника.

При­ло­же­ние

ИНОК – древ­не­рус. назва­ние монаха, иначе – чер­неца. В ж. р. – инока, соврем. – ино­киня (мона­хиня, чер­ница).

Ино­че­ство (в старом зна­че­нии) – мона­ше­ство, чер­ни­че­ство. Ино­че­ство­вать – вести мона­ше­скую жизнь.

Миря­нин

М. – пред­ста­ви­тель цер­ков­ного народа, при­ни­ма­ю­щий молит­вен­ное уча­стие в хра­мо­вом бого­слу­же­нии. Дома он может совер­шать все бого­слу­же­ния, при­ве­ден­ные в Часо­слове, Молит­во­слове или ином бого­слу­жеб­ном сбор­нике, опус­кая свя­щен­ни­че­ские воз­гласы и молитвы, а также дья­кон­ские екте­ньи (если они содер­жатся в бого­слу­жеб­ном тексте). В случае край­ней необ­хо­ди­мо­сти (при отсут­ствии свя­щен­но­слу­жи­теля и смер­тель­ной опас­но­сти), М. может совер­шить таин­ство кре­ще­ния. В первые века хри­сти­ан­ства права мирян несрав­нимо пре­вос­хо­дили совре­мен­ные, про­сти­ра­ясь до избра­ния не только насто­я­теля при­ход­ского храма, но даже епар­хи­аль­ного архи­ерея. В древ­ней и сред­не­ве­ко­вой Руси М. под­ле­жали общим кня­же­ским судебно-адми­нистр. уста­нов­ле­ниям в отли­чие от людей цер­ков­ных, нахо­див­шихся под юрис­дик­цией мит­ро­по­лита и епи­скопа.

Риз­ни­чий

РИЗ­НИ­ЧИЙ (греч. сакел­ла­рий, sakellarios):

1) заве­ду­ю­щий цар­скими одеж­дами, цар­ский тело­хра­ни­тель; 2) в мона­сты­рях и собо­рах – хра­ни­тель цер­ков­ной утвари, клю­чарь.

Как я уже писала в предыдущей статье , здание средневековой культуры было построено на фундаменте религии. Для Европы - таким фундаментом стало христианство. Очевидно, для того, чтобы в дальнейшем говорить о развитии искусства на этих территориях, нужно представлять себе, хотя бы в самом общем виде, основы вероучения, основные идеи и постулаты. Без этого многие явления культуры окажутся нам непонятны, их восприятие будет затруднено, а иногда и недоступно.

В этой статье я попробую сформулировать самые важные (на мой взгляд) моменты христианства, как вероучения. Разумеется - это не подробный теологический анализ. Я ни в коем случае не претендую на всесторонний и глубокий подход к этому вопросу. Всех читающих статью, я прошу относится к данному тексту, как к попытке сформулировать некий "культурный минимум", который необходим для дальнейшего разговора о европейской средневековой культуре и искусстве. Считайте, что это глава из учебника для тех, кто вообще не знаком с христианством, и знакомится с ним впервые.

Зарождение христианства. Бог

Датой начала европейского средневековья принято считать 4 сентября 476 г., когда последний римский император Ро́мул Авгу́стул отрёкся от престола, и Рим был захвачен германскими племенами, которых римляне называли ва́рварами. (кратко о периодизации древнеримской истории можно почитать здесь ).

Казалось, что варвары разрушили до основания не только Вечный Город, но и всю античную культуру. Однако ничто не может исчезнуть абсолютно бесследно, тем более столь великая и мощная цивилизация как Древний Рим. (О культуре и искусстве Древнего Рима есть ряд статей). Вскоре варвары стали считать себя прямыми наследниками античной культуры, а своё государство называть Священной Римской Империей германской нации (название сохранялось вплоть до 1806 года!).

Главным же вкладом Древнего Рима в будущую культуру Европы стало христиа́нство – религия, впоследствии связавшая на века многочисленные племена, населявшие земли бывшей Римской Империи, создав определённую культурную целостность, которую принято называть христианский мир .

Зародилась эта религия в далёкой восточной провинции Римской Империи - Палести́не , в среде иудеев на основе исповедуемого ими иудаизма .

Христианство базировалось на вере в Единого Бога , Непознаваемого, Всемогущего, Всевидящего, Всезнающего, являющегося воплощением Абсолюта и Совершенства, создателя Мира и Человечества. Данное представление о Боге принципиально отличалось от языческих верований и стало толчком к формированию нового взгляда на Мир, центром, причиной, смыслом которого теперь являлся Бог.

Такое мировоззрение, ставшее приоритетным в средние века, называется теоцентри́зм (от греч. теос – бог).

В этой статье пишем о том, как понимаем разные виды служения в церкви. Мы предпочитаем использовать выражение “разные виды служения” (1Кор.12:5) в церкви, чем позиции. Христос призывает нас служить в церкви, а не стремиться к позициям . После некоторых основных принципов, касающиеся этой темы, мы коротко опишем церковную структуру, какая она былa во времени Нового Завета и сравним с ситуацией в институциональных церквях сегодня. В конце пишем о причинах, почему у нас нету одного пастора, и объясняем, почему мы возвратились к церковной структуре общин Нового Завета.

1 Все Христиане — братья и сестры

Иисус Христос — глава Церкви. У него есть прямое и живое отношение с каждым христианином, без всякого посредника.

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. (1Тим. 2:5)

Все христиане являются братьями и сестрами, и они вместе заботятся о церкви — каждый использует дары, которые он получил.

… Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. (1Кор.12:24,25)

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (Мат.23:8–12)

Среди христиан Есть различия в опыте, знание Библии и послушание Богу. Мы сознательны о этих различиях, но не считаем их фундаметальными. Мы не можем разделять христиан на две группы — тех, которые способные объяснить волю Бога и тех, кто следуют за ними (например, клерки и миряне; крещеные Духом Святым, и некрещеные им; и т.д.).

2 Церковная структура во время Нового Завета

а) Старейший

В Деяниях мы можем найти несколько примеров, в которых апостолы назначали старейшин:

Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. (Деян.14:23)

Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, (Деян.20:17)

… и в том же контексте о тех же самых людях:

Итак внимайте и всему стаду. в котором Дух святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую он приобрёл кровью Своею. (Деян.20:28)

Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами… (Филип.1:1)

Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий христовых … (1Петр.5:1–5)

В Деянии 14:23 и Титу 1:5 1 было назначено несколько старших.

Эта структура является надёжной защитой против лжеучений. Если один из старейшин пошел по неправильному пути, он был обличен другими.

Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. (Деян.20:28–30)

Такая церковная структура также защищает от того, чтобы один человек получил высокое положение, как это критикуется в 3 Иоанна 9:

Я написал общине, но Диотреф, который стремится у них главенствовать, не принимает нас.

Коллективное руководство христианских общин, как это было сказано выше, не означает, что старшие решают всё. В Мат.18:15–18 Иисус показывает, что самые важные решения должны быть вынесены всей церковью.

Если твой брат согрешил, то пойди и обличи его с глазу на глаз. Если он послушает тебя, то ты приобрел своего брата. Если же он не будет тебя слушать, то возьми с собой еще одного или двух человек, чтобы “каждое слово было подтверждено двумя или тремя свидетелями”. Если он и их не захочет слушать, то скажи об этом церкви, и если он не послушается и церкви, то тогда, да будет он тебе как язычник или сборщик пошлин. Говорю вам истину: что вы свяжете на земле, то будет связано и на небе, и что вы развяжете на земле, то будет развязано и на небе.

Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, –все сие да будет к назиданию. …И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. (1Кор.14)

Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание–подвизаться за веру, однажды преданную святым. (Иуд.3)

Каждый христианин ответственен за учение и решения церкви, которое является телом Христа. Один старейший не должен заменять функцию тела. Он должен заботиться о здоровье этого тела.

б) Диaконы

… вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей (Деян.6:1 буквально: “Ежедневное служение”, по гречески: diakoniа)

… не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах (Деян.6:2 “служить “, по гречески: diakonein)

3 Пост-апостольскaя структурa церкви

После смерти апостолов Петра и Павла, ситуация существенно не изменилась. Это можно увидеть из одного письма, которое христианская община Рима писала христианской общине в Коринфе вероятно в 69 г. н.э. Это письмо известно как 1‑ое письмо Климента. Оно не принадлежит Новому Завету и мы цитируем его здесь только как исторический документ. Основной целью этого письма является надлежащее уважение к старейшим. В нем говорится:

И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства. Блаженны предшествовавшие нам пресвитеры, которые разрушились от тела после многоплодной и совершенной жизни: им нечего опасаться, чтобы кто мог свергнуть их с занимаемого ими места. Ибо мы видим, что вы некоторых, похвально провождающих жизнь, лишили служения безукоризненно ими проходимого. (Климент Римский, Первое Послание к Коринфянам, глава 44)

Здесь говорится о пресвитерах (старейшины), которые выполняют службу Епископа (гр. “Episko­pos” — надсмотрщик). “Episko­pos” (надсмотрщик) и “pres­byteros” (старший) используются в этом письме как синонимы. Однако ничего не находим об одном руководителе. С этого факта можем знать, что структура новозаветной Церкви не изменилась, как описано выше, даже после смерти апостолов. Апостолы не назначали ни одного лидера над местной церкви, даже если покидали наш мир. Таким образом, Павел, когда он, наконец, покинул город Эфес, хотя ему было сознательно, что некоторые христиане были в опасности отпадения, просто сказал:

Теперь я благодарю Вас к Богу и слову благодати Его. (Деян.20:32)

Уже в начале второго века, мы находим одного руководителя в некоторых местных христианских общинах. Их называли “episkopoi” (надсмотрщик), что первоначально синонимом старейшим было. Мы можем о них прочитать в письмах Игнатия Антиохийского (35–110). Здесь нету ни какого намека на то, что апостолы их назначали на такую позицию (римско-католическая и православная организации утверждают, что “священники” должны быть назначены преемниками апостолов, например епископом (который и является апостольским преемником). Таким образом подчеркивать роль одного человека Новому Завету совершенно чужда. Игнатий пишет:

Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. (Послание Игнатия к смирнянам 8:1)

Такое развитее продолжалось так. что в конце второго века, Ириней Лайонс “episkopoi” считал преемниками апостолов.

4 Структура католической церкви

В документах Второго Ватиканского Собора (1965) говорится:

Но обязанность аутентичного истолкования письменного и переданного Слова Божия была вверена одному лишь живому Учительству Церкви, власть которого осуществляется во имя Иисуса Христа. Это Учительство не превосходит Слова Божия, а служит ему, уча только тому, чту было передано, так как в силу Божественного поручения и при содействии Святого Духа оно благочестиво внимает слову, свято хранит, верно излагает его и черпает в этом едином залоге веры всё то, чему оно предлагает верить как богооткровенному. (Dei Ver­bum 10)

Практически, это означает, что вы нуждаетесь в специальном “ключе” чтобы могли “расшифровать” Библии. По мнению Римско-католической церкви священники, как представители епископа, обладают ключ к правильному познанию Писания.

Апостол Иоанн писал в своем первом письме ко всем христианам:

Это я написал вам об обольщающих вас.Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. (1 Иоан. 2:26,27)

Ключ к пониманию Писания является Святой Дух, который пребывает во всех христиан. Иоанн относит помазание именно к Нему. В Римско-католической церкви авторитет епископов часто сравнивается с авторитетом апостолов. Мы считаем, авторитет апостолов из-за их личного опыта с Иисусом (особенно, что они свидетели воскресении) и роли, которую они имели в создании Церкви, как уникальный.

Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем] (Ефес.2:19,20)

Апостол Павел связывает свое апостольство также с тем фактом, что он видел Иисуса:

Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? (1Кор.9:1)

5 Обычная церковная структура в протестантских и свободных церквях

Большинство протестантов и члены свободных церквей отвергают римско-католическую доктрину о учительском авторитете епископов. В то же время, во многих случаяз, они видят необходимость назначить одного пастора над старейшиыми. Пастор берет на себя задачу проповедания в церкви и в важных решениях имеет последнее слово. Для поддержки этого часто в качестве аргумента они приводят пример Тимофея и Тита, которые были сотрудники Павла и имели важную роль в Эфесе и на Крите (1Тим.1:3; Тит.1:5). Это аргументация не учитывает, что эти сотрудники остались в этих городах для завершения работы апостола. Они были там на определенное время, и они не основали ни какой должности, чтобы продолжить существование своего положения после своего отъезда.

6 Нашы выводы

  1. Ни один человек не является непогрешимым. Каждый христианин нуждается в коррекции. Каждый христианин должен расти, чтобы был способным нести ответственность. Это не руководство Бога, чтобы иметь одного рукаводителя над церковью или местной христианской общине.
  2. Церковь нуждается в старейшиных, которые охраняют правильное учение и правильный образ жизни. Их авторитет должен быть основан не на высшем образование, но на христианских добродетелей, опыте и способносте учить . В церкви есть старейшины, которые не были поставлены официально предыдущей старейшиной или кем-то другим. Официальное назначение старейшин должно помочь понять, кто может (способный) взять на себя эту задачу. Такое формальное назначение ненужное в общинах (как нашое), которые выросли шаг за шагом и все друг друга хорошо знают. Мы знаем тоже наших старейшин. Но это не меняет их обязанностей и все, что мы уже написали о старейшин, могут быть применены к ним. Они принимают участие в нашей жизни и мы в ихней. Они зарабатывают деньги в обычной работе как и другие. Они также нуждаются в обличении и наставлении как и все другие. Они тоже исповедуют свои грехи любому из других христиан. Старейшины не единственные учящуе в церкви.
  3. Не нужно собираться в месте чтобы наслаждаться готовой программой, но делится (чтобы каждый принимал участвие). Несложно принять участие на встречях построенах по программе. Таким образом однако невозможно научиться ответственности. Если христиане не научатся нести ответственность за церковь, развитие к неправильной структуре — неизбежное. Любить других — значит взять за них ответственность. Апостол Павел обадривает нас к этому:

Братья, я убежден в том, что ваши сердца полны добра, а ваше знание позволяет вам учить друг друга (Рим.15:14)

Братья, если кто-то уличен в грехе, то вы, будучи людьми духовными, помогите этому человеку, но делайте это не заносчиво. Смотрите, чтобы и вам не поддаться искушению. (Гал.6:1)

Делая это, мы строим единство, которое не предписано свыше, но которое исходит из наших сердец. Такое единство может быть также свидетельством для мира.

Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог. (1Кор.14:24–25)

Мы учимся нести эту ответственность каждый день сохраняя покорность, которая делает нас способными выслушивать другого – старшего, но тоже и младшего духовного брата или сестру (1 Пет. 5:5).


Христианство: особенности вероучения

Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев (около 2,4 млрд, людей), так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Происхождение христианства

Новая религия сначала выступала как религия рабов, бедных, бесправных людей. Среди христиан преобладали настроения борьбы, жажды мести, осуждалось богатство, прославлялась бедность. Единой империи христианство предлагало единого Бога. Первые христианские общины имели демократическое устройство. Христиане называли друг друга братьями и сестрами, устраивали совместные трапезы, бескорыстно помогали друг другу. Объединения общин (церкви) не существовало, не было и духовной иерархии (клира). Рядовой верующий, на которого бы снизошла харизма (благодать), назывался пророком.

Личность Иисуса Христа

Вопрос о том, был ли Иисус Христос исторической личностью или мифологическим персонажем, является и до сих пор дискуссионным. Однако отрицать историчность Иисуса означает обвинять во лжи не только авторов 27 книг Нового Завета, всех ранних отцов церкви I — II вв., оставивших свои сочинения, но также римских историков и писателей Тацита, Плиния Младшего, Светония, Лукиана и др.

Проповеди Иисуса вызывали не только внимание и сочувствие, но и гнев, враждебность, в первую очередь, со стороны фарисеев, которые следили за буквальным исполнением обрядов, заменяя искреннюю веру гордыней и лицемерием. Служители иудейской религии не хотели иметь рядом столь могучего конкурента, каким был Иисус. Они завидовали ему, копили злобу и сеяли ее в народе.

Перед еврейской Пасхой Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим. Сидя на ослице, он ехал по улицам древнего города, приветствуемый людьми. В течение последней (страстной) недели земной жизни Иисуса Христа происходили ежедневно очень важные события, которые и по сей день вспоминаются и почитаются верующими. В пятницу во время пасхального ужина с учениками — Тайной Вечери — Иисус предсказал предательство одного из них, а также свои земные страдания и смерть. Он подал своим ученикам хлеб и вино, олицетворяя ими свое тело и кровь. Отсюда в большинстве христианам церквей берет свое начало таинство евхаристии, или причащения.

Так рассказывается о жизни Иисуса Христа в его жизнеописаниях-Евангелиях и в Новозаветной книге Деяний Апостолов. Русский богослов Г.В. Флоровский, отвечая противникам признания историчности Христа, писал, что Христос пришел в мир неузнанным, т.е. его современники (за исключением немногих) не поняли, с кем имеют дело, а потому и не отразили факт явления Христа в исторической хронике. Осознание масштаба и величия этого события произошло гораздо позже. Не согласиться с разумностью этого мнения нельзя.

Культы и традиции христианства

Большую роль в христианском культе играют таинства. Православная и католическая церкви признают семь таинств : крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак, священство, елеосвящение.

Следующую категорию святых составляют пророки, наделенные Божественным даром пророчества, авторы ветхозаветных и пророческих книг. В особый раздел христианская церковь выделяет апостолов — учеников Иисуса Христа, проповедовавших Евангелие. К святым также относятся святители из числа высшего духовенства и мученики, пострадавшие за веру, но не отступившие от христианства. Особое место среди святых занимают преподобные — верные последователи христианства, отказавшиеся от жизненных благ, ушедшие в монастыри и осененные божественной благодатью.

Католическая и православная церкви большое значение придают культу икон. Поклоняясь изображенным на иконах Иисусу, Богородице, святым, верующие стремятся облегчить свои невзгоды, достичь в жизни желаемого. Объектом поклонения верующих являются также святые места, связанные с различными событиями церковной истории, деяниями Иисуса Христа, Богородицы, святых. Особым почитанием пользуются святыни в Палестине, связанные с жизнью, проповеднической деятельностью, мученической смертью и воскресением Иисуса Христа. В православии почитаются места, где хранятся чудотворные иконы, мощи божьих угодников, а также источники, горы, холмы, где людям являлась какая-либо икона.

Важной составной частью христианского культа являются праздники. В православном и католическом церковных календарях на каждый день пода выпадает тот или иной праздник. Праздничные дни установлены в ознаменование действительных событий священной истории, знаменитых дат в истории христианства. К главным, наиболее почитаемым общехристианским праздникам относятся Пасха и так называемые двунадесятые праздники:

Троица, или Пятидесятница — один из важнейших христианских праздников, который отмечается на 50-й день после Пасхи. Он установлен в память реального исторического события — сошествия Духа Святого на апостолов. Характерной для этого праздника является проповедь особой, исключительной роли христианской церкви как хранительницы заветов Христовых и наставницы верующих.

В память вознесения Иисуса Христа на небо также установлен специальный праздник. Согласно евангельским повествованиям, после мученической смерти Христос воскрес чудесным способом и вознесся на небо. Событие это совершилось на 40-й день после воскресения Христа. Священнослужители называют праздник Вознесения праздником завершенного спасения, ибо все дело спасения: рождество, страсти, смерть и воскресение завершаются вознесением.

В сражении Константин одержал победу и с тех пор уверовал в чудодейственную силу креста. Видное место в христианстве занимает культ Богородицы. В ее честь воздвигнуто множество храмов, ее изображение встречается на многих иконах, ей посвящены четыре из всех двунадесятых праздников: Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение Богородицы и Успение Богородицы.

Христианские тексты:
Священное писание, структура Библии

Новый Завет (27 книг) написан в I — II вв. н.э. на древнегреческом и арамейском языках.

В IX в. братья Кирилл и Мефодий осуществили перевод Библии на древнеболгарский язык. Этот перевод использовался во многих славянских государствах, в том числе и на Руси, вплоть до XIX в., когда был сделан так называемый синодальный перевел на современный русский язык. В настоящее время Библия переведена почти на все языки народов мира и является самой издаваемой книгой.

Рассмотрим структуру и основное содержание Библии. Ветхий Завет разделен на несколько частей.

Первая часть, Закон (древнееврейский — Тора), состоит из пяти записанных в X в. до н.э. книг, называемых также Пятикнижием Моисея.

Священные Писания (древнеевр. — Кетувим) представляют третью часть Ветхого Завета. Сюда вошли Псалтырь (сборник песен царя Давида), книги Притчей Соломоновых, Иова, Песнь Песней, Екклезиаста, Эсфири, Даниила, Неемии, две книги Ездры, две книги хроник (Паралипоменон) и Плач Иеремии. В этих книгах в основном содержатся исторические, пророческие, религиозно-поэтические, нравоучительные тексты. Перечисленные 39 книг Ветхого Завета признаются как боговдохновенные всеми христианскими церквами: католической, православной и протестантской. Православные включают в Ветхий завет еще четыре книги в качестве боговдохновенных, которые были написаны на древнегреческом языке и не включены в Септуагинту. Существует еще много ветхозаветных книг, не признанных каноническими.

Новый Завет состоит из 27 канонических книг:

Таким образом, Библия начинается с сотворения мира и человека, а заканчивается описанием их будущей гибели, после чего должна наступить новая жизнь — жизнь с Христом.

Раскол христианства

Становление и развитие христианства представляло собой противоречивый процесс, порождавший множество расхождений во взглядах отдельных христиан и общин. Вызванные различиями социальной и религиозной жизни христианских общин, эти расхождения приводили к образованию различных направлений в христианстве и церковным расколам.

Один из таких расколов возник на основе догматических разногласий, касающихся споров о триединой сущности Бога. Последователи александрийского священника Ариана не желали признавать основной христианский догмат о единой сущности Бога-Отца и Бога-Сына. По их мнению, Бог-Сын (Христос), будучи творением Бога-Отца, является по отношению к нему существом нижестоящим. Арианство получило широкое распространение во всем христианском мире, однако в итоге было осуждено и запрещено решением двух Вселенских соборов 325 и 381гг.

Ряд христианских общин воспринял несторианство — учение, основанное в Византии Константинопольским патриархом Несторием, которое утверждало, что Иисус, будучи рожден человеком, лишь в последствии, в результате Боговоплощения и Преображения, стал Сыном Божьим, Христом Спасителем. Вселенским собором 413 г. это учение было осуждено как ересь, однако в средние века получило широкое распространение на Востоке и в настоящее время сохраняется как разновидность христианства в Иране, Ираке, Сирии.

Своеобразным ответом на несторианство явилось учение монофизитов, возникшее в Византии в V в. Монофизиты (от греч. слов монос — один, физис — природа) отказывались признавать Иисуса Христа одновременно и человеком, и Богом. Учение это было осуждено Вселенским собором 415 г., окончательно утвердившим определение Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном лице. Несмотря на запрет, монофизиты распространили свое учение в ряде провинций Византийской империи (Египет, Сирия, Армения), где вследствие раскола образовались церкви, до сих пор стоящие особняком от остального христианства: армянская, эфиопская, коптская, сирийская и малабарская. С 971г. они стали называться древним восточными церквами.

Еще более крупным был раскол в XI в., обусловленный разделением Римской империи на Западную и Восточную.

На западе в связи с упадком, а потом и упразднением власти императора, и распадом империи (около 476 г.), необычайно вырос авторитет главы церкви — римского епископа, получившего наименование папы. На востоке, где империя сохранилась, патриархи церквей (константинопольский, антиохийский, александрийский, иерусалимский) не могли получить такой власти. Они почти не пытались выйти из-под опеки императоров. Во время иконоборческого движения в Византии (VII — IX вв.) независимости церкви был нанесен особенно сильный удар: чтобы еще больше подчинить ее себе, императоры запрещали поклонение иконам, ослабляя тем самым притягательность церковных обрядов, и конфисковывали церковно-монастырские земли. Правда, почитание икон позже было восстановлено, но церковные земли не были ей возвращены, что окончательно подорвало самостоятельность церкви.

Несмотря на настойчивые притязания на первенство во всем христианском мире Римского папы, восточные патриархи не желали подчиниться его власти.

Организационные и догматические разногласия между восточной и западной церквами, отражавшие политическую борьбу, постепенно нарастали и привели к разрыву в 1054г. С тех пор восточная ветвь христианства стала называться греко-кафолической (православной).

Третий, последний, раскол христианства произошел в период Реформации XVI в., когда из недр католицизма выделилось новое крупное направление в христианстве — протестантизм. В результате широкого антикатолического движения в Европе, явившегося одним из этапов борьбы нарождающейся буржуазии против феодализма — от католицизма откололось несколько европейских церквей получивших независимость.

Таким образом, с XVI в. в христианстве существуют три основных направления: католицизм, православие и протестантизм.

Христианство — это что такое?

Более 2000 лет назад, на землях Иудеи, возникла крупнейшая авраамическая мировая религия –христианство. Религия принимает ветхозаветную форму почитания Господа, возвеличивает и воспринимает Творца как совершенную эссенцию.

Что такое христианство? Определение этого понятия

Христианство — это религиозное учение, основанное на вере в сына Божьего – Иисуса Христа. Христианство в наше время − это самое многочисленное вероисповедание в мире. По численности эта мировая религия включает в себя около 2,5 млрд сторонников.

В христианстве выделяют 3 основных вида (направления).

  1. Православие;
  2. Католицизм;
  3. Протестантизм. Краткое описание этих видов смотрите в статье ниже.

Временной поток и сами люди разделили исходное христианство на католицизм, протестантизм и православие. Многочисленные реформы и перестройки вероисповедания в государствах внесли коррективы в направления, однако их объединяет один великий замысел и вероучения.

Главные постулаты христианства

Истинно доброй вестью стало воскрешение Иисуса Христа: о ней апостолы –посланцы воскресшего Сына Божьего, рассказывали народу для просвещения и крещения. Воскресение – гарант непогрешимого пути, что целью взял победу над смертью, жизнь грядущего века.

Христианство проповедует не только бессмертность души, но и тела. Воскресение произойдёт со всеми, однако не каждый будет удостоен жизни подле Бога в Царстве Небесном, а значит телесное воскресение – не знак скорого блаженства. После второго пришествия, Иисус Христос лично приведет их на Страшный суд. Замысел суда не в наказании грешных, а в отборе. Люди несовершенны, малодушны и злы –недостойны изначального образа творения.

Воплощение счастья и упоения в христианстве – это люди, отказавшиеся от благ земных во имя Господа: миротворцы, нищие, милостивые. Последователи Сына Божьего не боятся поношений и изгнаний.

Христианство преподаёт идеальное назначение человека в мире, господство духа над бренным, достижение гармонии священного с материей и передаёт малую часть высокого Божьего замысла.

Иисус Христос. История жизни, гибели и воскрешения

Слава Христа ходила меж людей денно и нощно. В канун Пасхи 30-го года, Иешуа напомнил о себе Иудеи. Ещё за неделю до празднования он воскресил погибшего Лазаря.

Негодование первосвященника было невообразимым и привело к тому, что Христа признали опасным проповедником. В вечер четверга Иисуса схватили, с подачи предателя Иуды, а на следующий день казнили. Согласно законам Иудеи –за богохульство и мятеж.

Понтий Пилат – римский наместник, вёл разбирательства в деле Иешуа и даже готов был отпустить помазанника, однако друзья кесаря не позволили ему этого. Правом отпустить Христа в честь празднования Пасхи пренебрегли. Израиль отвергнул Иисуса.

Благовестие воскрешения Иисуса охватило Рим, а позже и всю империю.

Виды христианства и их краткое описание

Рассмотрим виды христианства и дадим им краткое описание. Несмотря на различия в этих направлениях, они ни в коем случае не враждуют.

Виды христианства и их краткое описание.

Православие

Православие представляет собой одно из ведущих в мире направлений христианства. Господь для православных христиан является носителем всемирной мудрости, всевышним разумом.

Заслужить после смерти вечное место в раю, приобщиться к Богу посредством благодати – вот главные цели каждого православного человека. Для достижения этого им необходимо в течение всей жизни соблюдать заповеди Господа, исповедовать Его учение.

В основе православия лежат Священное Писание и Священное Предание. Кроме того, особое влияние на верующих оказывают 10 заповедей, составляющих основу всего христианства. Они не различаются на разных его ветвях.

Главное средство для обращения к Богу – это молитва. Молиться можно как дома, так и в храмах и церквях. Перед молитвой следует трижды перекреститься, произнося Отче наш. Правильнее будет молиться перед ликами святых, чтобы молитвы были услышаны.

Православные христиане также верят в церковь. И речь не всегда идет о здании. Имеется в виду приближение к другим людям. То, что люди собираются вместе во время молитвы, объединяет и сплачает их. Нельзя приблизиться к Богу, отдаляясь в это время от людей.

Католицизм

Католицизм наиболее распространен в странах Европы. Для католических христиан Святой Дух исходит как от Отца Бога, так и от Сына Божьего, в отличие от православных, у которых Святой Дух исходит лишь от Отца.

Главной целью католика является получение места в Царстве Божьем, как награды за добрые дела, угодные Богу. Для этого им нужно не иметь тяжелого греха на душе. Иметь его – значит быть обреченным на вечные муки. Однако мелкие грехи допускаются, от них человек очищается в Чистилище, после чего и попадает в Царство Божье.

Католическая церковь не допускает разводов, брак заключается единожды и на всю оставшуюся жизнь. Священники категорически не могут вступать в брак, они должны выбрать для себя лишь одно из таинств: таинство брака или таинство священнослужения.

Для католиков Папа Римский является главой церкви, однако святым его не считают. Безгрешными признаются лишь его слова и действия, касающиеся церкви.

Протестантизм

Если кратко, то протестантизм – это одно из трех направлений христианства, наравне с православием и католицизмом. Оно представляет собой совокупность множества самостоятельных церквей, для которых характерно разнообразие практик и внешних форм.

Протестанты не поощряют обет безбрачия и монастыри. В отличие от православных христиан и католиков, они не считают загробный мир прекрасным и красивым, не стремятся туда попасть.

Протестанты также отрицают культ Богородицы и почитание икон, что в значительной степени отличает их от православных и католиков.

У протестантов нет какой-либо церковной иерархии, все в церкви равны перед Богом. Главным авторитетом для них является Библия (Священное Писание). Ее авторитет непоколебим. Но в отличие от православной Библии, текст протестантской немного изменен. Из нее исключены одиннадцать ветхозаветных книг, которые не входят в иудейский канон. Остальные тексты, с точки зрения протестантизма, не являются истинными, в том числе и Священное Предание.

Кроме того, протестанты ждут возвращение Христа во плоти в будущем.

Заключение

Таким образом, христианство − это эффективная система духовных знаний, которая изменила древний мир. Эта религия является основой современной европейской цивилизации. Основал это величайшее учение − Иисус Христос. Именно он сделал для всех людей больше, чем кто-либо другой.

Читайте также: