Христианский социализм федотова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Политическая философия Флоренского была во всех отношениях не только консервативна, но и реакционна, что несомненно составляет глубокую загадку его трагической личности.

Андреев непосредственно продолжал традиции философии всеединства Соловьева, развивая их на основе сложного соотношения принципов толстовства и классического славянофильства.

Федотов верил, что только в соединении с христианством социализм создает условия для сознательного и благородного принятия свободы. Любя Россию, он всеми силами души мечтал о ее возрождении и могуществе.

Время взлета и цветения русской философии в эмиграции прошло: все теперь откладывалось на будущее, до возвращения в Россию.

Андреев Даниил. Роза мира: Метафилософия истории. М, 1991.

Ильин И.А. О монархии и республике. Нью-Йорк, 1979.

Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948–1954 годов. В 2-х томах. М., 1992.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

Ильин И.А. О сущности правосознания // Соч. В 2-х томах. М., 1993.

Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? Проблемы будущей России (три статьи) // Г.П. Федотов. Судьба и грехи России: Избр. статьи по философии русской истории и культуры. В 2-х томах. СПб., 1991.

Федотов Г.П. Что такое социализм? Сталинократия. Тяжба о России // Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992.

Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Литературная учеба. 1991. Кн. 3.

Бойков В.Ф. Судьба и грехи России (философско-историческая публицистика Г.П. Федотова) // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избр. статьи по философии русской истории и культуры. В 2-х томах. СПб., 1991. Т. 1.

Мень А. Возвращение к истокам // Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.


Фото: ссылка

Георгий Петрович Федотов сложная и на первый взгляд очень противоречивая личность, философ-публицист, автор большого числа очерков, статей, эссе по вопросам русской истории и культуры, видевший осуществление общественного идеала на путях христианского социализма, он наряду с этим был идейным противником большевистских преобразований в нашей стране, осуществлял критику советской социалистической модели. Скажу сразу, что далеко не со всем, что утверждал Георгий Петрович можно и нужно соглашаться. Думаю, что с позиций современного русского консерватизма философия Федотова представляет собой обширное поле для анализа и критических замечай. Но между тем, если оставить идеологические вопросы в стороне, нельзя не согласиться с тем, что мы имеем дело с во многих смыслах выдающейся личностью и совершенно особенным русским мыслителем. Как отмечает историк русской философии А.Ф. Замалеев в работе “Слышать голос Христа и голос истории (О социальной философии Г.П. Федотова)”, русская пореволюционная эмиграция изначально была расколота на различные группировки и направления, включавшие в свой состав как антикоммунизм, представленный главным образом последовательными монархистами из числа интеллигенции и офицерством, к которым на первых порах сочувственно относились и не примыкавшие к каким-либо из представленных направлений философы Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Л. Франк, так и философия сменовеховства, названная по имени выпущенного в 1921 г. в Праге сборника “Смена вех”, и религиозно-философское течение евразийства, пытавшиеся примириться с “октябрьским переворотом” и большевизмом. В этой разноголосице идейных брожений русской эмиграции, пишет Замалеев, находило почву и своего рода культурологическое мессианство. Не скрывая своих антибольшевистских убеждений, они, тем не менее, открыто исповедовали социализм, сближая его с христианским откровением. Одним из главных идеологов этого движения был блестящий философ и публицист русского зарубежья Георгий Петрович Федотов.

Георгий Петрович родился 1 октября 1886 года в Саратове в семье управляющего губернаторской канцелярией Петра Ивановича Федотова. Спустя некоторое время вся семья переехала в Воронеж. Здесь будущий философ провел свое детство. В 1904 году в Воронеже Федотов окончил классическую гимназию. Его одноклассник Н.Н. Блюммер вспоминал, что гимназист Федотов отличался от своих сверстников застенчивостью, щуплым телосложением и в тоже время любезностью, отзывчивостью, готовностью помогать друзьям с переводами с греческого или латинского языка, в объяснении уроков, решении задач. Благодаря отличной памяти обучение в гимназии давалось Федотову очень легко, поэтому после окончания гимназии он продолжил свое обучение в Технологическом институте в Санкт-Петербурге. Выбор места дальнейшего обучения, очевидно, был связан с желанием Федотова быть ближе к рабочему движению. Уже в это время он был убежденным социалистом, принимал участие в социал-демократическом движении в Саратове, распространял нелегальную литературу, выступал на митингах. Естественно, что подобная активность не могла быть не замеченной, и в ночь с 8 на 9 июля 1906 года он был арестован и вскоре выслан из страны. Находясь в Германии он слушал лекции по истории и философии в Берлинском и Йенском университетах, а после возвращения в 1908 году в Россию окончил курс историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета по отделению всеобщей истории, специализировавшись по истории средних веков под руководством И.М. Гревса и получив в 1910 году золотую медаль за сочинение, в котором он рассматривал “Исповедь” Августина Блаженного как исторический источник для его биографии и для истории культуры.

Федотов считал социализм неотъемлемой частью христианского вероучения, осуществление которого соответствовало сущности учения Христа, и потому трагедия России, по его мнению, заключается в том, что приняв христианство, она постоянно отрекается от своего “истинного призвания”, при этом “каждый раз обедняя и уродуя христианскую личность”. Анализируя русскую историю, Федотов выделяет в ней три узловых этапа, с критикой которых он выступает в работе “Тяжба о России: Сб. статей (1933 – 1936)”: во-первых, он критикует концепцию Москвы как третьего Рима, провозглашенную в XVI веке старцем Филофеем Псковским, во-вторых, петровские преобразования, благодаря которым удалось “на два столетия обезвредить и обезличить национальные силы православия”, наконец, в-третьих, большевистскую революцию и последовавшие за ней изменения, которые, по мысли философа, не только отбросили в сторону христианство, но и сам социализм [см.: Федотов Г.П. Тяжба о России: Сб. статей (1933 – 1936). Т. 3. Париж, 1983. С.95]. Своей критикой Федотов внес особый культурологический критерий в оценку большевизма. Историософия Федотова вместе с тем исполнена “трагического восприятия” исторических процессов, прежде всего тех из них, что связанны с русской историей. Согласно концепции Федотова, Россия вошла в сообщество цивилизованных народов при Владимире Святославовиче, когда в 988 г. было официально принято христианское вероучение, далее от Феодосия Печерского до Нила Сорского была развита одна общая традиция благочестивого служения, составившая опору духовности и морали. Однако уже в период московской централизации государственный интерес возобладал над Христианской святостью. Причины этого, по мысли Федотова, коренятся не только в деятельности Иосифа Волоцкого и Филофея Псковского, но и в том, что приняв православие, русские вместе с тем отбросили “эллинское суемудрие”, т.е. классическое философское наследие. Эта “ограниченность” средневековой Руси, как пишет Федотов в работе “Лицо России: Сб. статей (1918 – 1931)”, обернулась “глубоким расколом Петербургской России” [Федотов Г.П. Лицо России: Сб. статей (1918 – 1931). Т. 1. Париж, 1967. С. 83]. Давая оценку русской трагедии в ряде своих работ, в том числе в названной П.Б. Струве “талантливой статьей способного и знающего историка” [Струве П.Б. Дневник политика. // Россия и славянство. 1929. 20 июля] работе “Революция идет”, Федотов указывает, что две силы держали и строили русскую империю: одна пассивная – неисчерпаемая выносливость и верность народных масс, другая активная – военное мужество и государственное сознание дворянства. Весь ход русской истории, однако, показал, до какой степени эти силы были чужды друг другу. Россия со времен Петра перестала быть понятной русскому народу [Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т.1. С. 129], замечает Федотов. Дворянская империя и мужицкое царство долго сосуществовать не могли.

Карл Маркс, как думает Федотов, вовсе не вышел за рамки буржуазной идеологии, а философия марксизма, таким образом, представляет собой существовавший до Маркса социалистический идеал, переведенный на рельсы экономического материализма и тем самым обрекающий трудящихся жить в мире голых экономических схем и интересов [Федотов Г.П. Тяжба о России: Сб. статей (1933 – 1936). Т. 3. Париж, 1983. С. 47]. Капитализм также не удовлетворял Федотова своей производственной, прагматической направленностью, отстраняющей духовные ценности на задний план. Даже критикуя советский социализм, он настаивал на том, что “основная социальная проблема, общая всему европейскому кругу, состоит в преодолении капитализма, уже отказавшегося работать, и в переходе к управляемому, или социалистическому хозяйству”[ Новый град. № 13. Париж, 1938. С 48. Цит. по: Замалеев А.Ф. Слышать голос Христа и голос истории (О социальной философии Г.П. Федотова) // Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме. СПб., 1994. С.12]. Федотов до конца оставался убежденным социалистом, он считал, что только социализм ставит своей задачей исключительное благо трудящихся.

Совершенно очевидно, отмечает Замалеев, что воззрениям Федотова недостает непосредственной достоверности, его не привлекало само по себе “изучение истории”, за что его и Бердяева упрекал крупнейший представитель русской исторической культурологи Н.И. Ульянов, оказавшийся в эмиграции в послевоенное время. “В историческом процессе он принимал в расчет только вершины духа и по ним пролагал ориентиры для своей исторической дедукции” [Замалеев А.Ф. Слышать голос Христа и голос истории (О социальной философии Г.П. Федотова) // Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме. СПб., 1994. С. 8], указывает Замалеев.

В эмиграции Федотов первое время провел у своего друга в Берлине, потом жил в Париже, который покинул лишь в 1940 году после оккупации Франции немецкими войсками. Печатался в крупнейших эмигрантских периодических изданиях, причем в первое время активно сотрудничал с евразийцами, которые впоследствии стали одним из объектов его критики. Продолжая исследование истории средних веков, в 1928 году он опубликовал монографию “Святой Филипп Митрополит Московский”, в 1931 году работу “Святые Древней Руси”, в 1926 году стал профессором Православного богословского института в Париже. В 1931 г. участвовал в основании журнала “Новый град”, выходившего в Париже с 1931 по 1939 годы под редакцией Бунакова-Фондаминского, Степуна и Федотова. Также в эти годы он выступал как один из активных членов экуменического движения. Почти ежегодно посещая Англию, Федотов выступал за сближение Православной и Англиканской церквей.

Эмигрировав из охваченной Второй мировой войной Европы в США Федотов проделал долгий путь через Испанию, Марокко, Танжер… 15 января 1941 года Федотов отплыл на проходе из Марселя и лишь 14 сентября прибыл в Нью-Йорк, где с 1943 года и до конца жизни работал профессором истории Свято-Владимирской православной богословской академии. В американский период своей жизни Федотов не прекращал печататься, работал с крупным периодическим изданием “Новый журнал”, сотрудничал в журнале “За свободу”, опубликовал работы “The Russian Religious Mind”, “A Treasury of Russian Spirituality”.

Н.А. Омельченко пишет, что одной из основных интеллектуальных функций русского зарубежья было осмысление трагического опыта русской революции “как опыта всемирного”. Для реализации этой функции русская эмиграция обладала не только правом свободного творчества, но и возможностью наблюдать Россию и Европу, по образному выражению Федотова, с той возвышенности, к которой прибило эмигрантский ковчег, и с которой эмиграция одна могла видеть оба склона, действительность без румян и прикрас. Особенность работ Федотова в попытке рассмотреть историческую эпоху через призму духовной культуры. Особенно актуальными с позиции сегодняшнего дня являются его размышления о судьбе русской интеллигенции, западническое содержание идеалов которой при не прекращавшейся борьбе с властью, вело, по мнению Федотова, к хроническим для русской интеллигенции антинациональным болезням. Так некоторые либеральные политические программы свидетельствовали, по мнению Федотова, о “чрезвычайной слабости национального чувства” их приверженцев, связанного с “западническим презрением к невежественной стране и из неуважения к государству”.

В 1950 году у Федотова случился первый сердечный припадок. По воспоминаниям современников он становился все хрупче, все меньше говорил, все больше молчал, был тихий, светлый и вместе с тем “до самого конца такой живой”… Скончался Георгий Петрович в городе Бэкон (штат Нью-Джерси) 1 сентября 1951 года.

Историко-политический контекст формирования политических взглядов Г. Федотова российского периода творчества мыслителя. Спор о социализме на страницах "Нового Града". Идеи христианского социализма Г.П. Федотова в политическом дискурсе современной России.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 01.02.2016
Размер файла 106,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы.

Как пишет О.И. Ивонина, драматическое совпадение хронологического и исторического рубежа в развитии мировой цивилизации и российского общества актуализировало обращение современных исследователей феномена цивилизации к творческому наследию мыслителей русского религиозного ренессанса Ивонина О.И. Образ исторической судьбы России в христианской историософии второй половины XIX - середине XX вв // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Новосибирского государственного педагогического университета. - Новосибирск, 2010. - С. 26. .

Степень разработанности темы. Наследие Г.П. Федотова пристально анализируется исследователями в области истории, культурологии, социологии и историками. Интерес к его работам характерен для историков русской эмиграции, его единомышленников и соратников по работе в Берлине, Париже, Нью-Йорке: Н.А. Бердяева, Ф.А. Степуна, П.Н. Милюкова. Современные авторы зачастую обращаются к идеям Г.П. Федотова. Так, в работе подвергнуты анализу труды Ж.А. Гумеровой.

В целом Г.П. Федотову в России и за рубежом посвящено несравнимо меньше работ, чем Н.А. Бердяеву, С. Л. Франку, П.Б. Струве. При этом если историософские и религиозно-философские аспекты его творчества исследованы достаточно основательно, то его политические идеи удостаивались лишь отдельных статей или упоминаний, хотя он представляют, на взгляд автора, значительный интерес.

Цель и задачи работы

Цель работы - рассмотреть концепцию христианского демократического социализма Г.П. Федотова.

Постановка цели предопределила постановку задач исследования:

- проследить эволюцию мыслителя: от медиевистики к сравнительной политологии;

- проследить судьбу основных политических идей Г.П. Федотова в современных российских христианско-демократических движениях и проектах.

Теоретические и методологические основы работы

В основе данного исследования - традиционные общенаучные методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, элементы критического подхода, методы реконструкции историко-политологического и историко-философского контекстов, конкретно-исторического анализа. Для решения поставленных в работе задач использовались также аксиологический, сравнительный, социокультурный подход.

В связи с противоречивостью общественно-политических явлений, описываемых Г. Федотовым, особое значение приобретает диалектический метод.

Научная новизна работы:

Научная новизна исследования заключается в обобщении различных подходов к наследию Г.П. Федотова и в формулировании собственных выводов, которые позволяют провести параллели между идеями свободы у Г.П. Федотова и их современной интерпретацией в современной государственной мысли России.

- проанализированы современные интерпретации основных идей политической концепции Г.П. Федотова.

Положения, выносимые на защиту:

7. В отличие от многих отечественных мыслителей, Г.П. Федотов придает большое значение демократии, однако считает, что она может быть действительно ценной, лишь если суметь наполнить ее духовным содержанием и не сводить исключительно к механике избирательного процесса.

8. Основные политико-философские идеи Г.П. Федотова присутствуют в модернизированном виде в работах ряда современных российских авторов; при этом проанализированные в работе их концепции носят более конкретно-прикладной, но вместе с тем и более спорный характер.

Теоретическая и практическая значимость работы

Материалы и выводы проведенного исследования могут быть использованы в преподавании в курсах политических теорий, истории русской философии и истории политических учений, так как уточняют представления о концепции Г.П. Федотова и определяют ее место в отечественной политической мысли. Материалы данной работы могут также быть использованы для дальнейшего исследования общественной мысли Русского Зарубежья.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕЙНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Г.П. ФЕДОТОВА

Георгий Петрович Федотов родился 1 октября (по старому стилю) 1886 г. в Саратове в семье управляющего канцелярией губернатора Петра Ивановича и учительницы музыки Елизаветы Андреевны Федотовых. В трехлетнем возрасте он вместе с родителями переезжает в Воронеж. Ранняя смерть отца в 1897г. В Страстную Пятницу производит на Федотова очень глубокое не только психологическое, но и религиозное впечатление. В связи с изменившимся материальным положением семьи Федотову пришлось учиться в воронежской гимназии за казенный счет.

Итак, позиция Федотова того времени: бойкот выборов в Государственную Думу, немедленное свержение самодержавия, созыв

ред. А.А. Кара-Мурза. -- М., 2007. - С. 660-661. .

Со временем Г.П. Федотов вынужден будет признать резоны своих либеральных оппонентов.

1.1.1 Историко-политический контекст формирования политических взглядов Г.П.Федотова российского периода творчества мыслителя

Большую пользу для молодого Федотова принесла нелегальная (из-за опасений нового ареста) поездка в 1911-1912 гг. в Италию, где он, по совету Гревса, много занимался в библиотеках Рима и Флоренции. Разумеется, социалистические пристрастия определяли жизнь Федотова и в Италии: в знаменитой, собранной Медичи, флорентийской Библиотеке Лауренциана он с наслаждением читал манускрипты кумира своей юности Томмазо Кампанеллы.

Однако в сознании молодого человека подспудно шёл процесс, точно описанный Ф.А. Степуном: «Известно, с какою внезапностью революция 1905 г., разочаровавшая многих идейных попутчиков, распахнула двери в Позднее Федотов так опишет роль Италии в своей жизни и жизни близких ему по духу людей русского Серебряного века: «Именно более глубокое погружение в источники западной культуры открыло для всех -- ещё не видевших -- великолепную красоту русской культуры. Возвращаясь из

Весной-летом 1917 г. Федотов -- активный лектор-пропагандист петроградского Народного университета им. Л.И. Лутугина. Его основные темы: происхождение и смысл войны, судьба человеческой свободы в мировом катаклизме и пути выхода из него.

Сам Федотов, оценивая в середине 1920-х гг. свою эволюцию от марксистского атеизма к религиозности, обращал внимание на то, что «в марксизме, особенно русском, живёт, хотя и тёмная, религиозная идея: по своей структуре, революционный (не реформистский), марксизм является иудео-христианской апокалипсической сектой. Отсюда он сделался в России не только рассадником политических буржуазных идеологий (Струве), но и богословских течений.

социализм федотов христианский политический

1.1.2 Общественно-политические взгляды Г.П.Федотова в Парижский период его творчества

Федотов Георгий Петрович (1 октября 1886 — 1 сентября 1951) - русский христианский мыслитель, историк церковной культуры и публицист.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В послевоенные годы Федотов мог видеть, как осуществляются его политические прогнозы. Незадолго до смерти он поместил в журнале "Народная правда" (Нью-Йорк, 1950, № 11-12) статью "Республика Святой Софии", посвященную демократии Великого Новгорода. При всех средневековых изъянах вечевой порядок был реальным "народоправством", напоминавшим демократию древних Афин. "Вече выбирало все свое правительство, не исключая архиепископа, контролировало и судило его".
В Новгороде существовал институт "палат", которые коллективно решали все важнейшие государственные дела. Символами этой демократии были храм Святой Софии и образ Богоматери "Знамение", историю этой иконы предание связывает с борьбой новгородцев за свою свободу. Неслучайно, что Грозный с беспощадностью расправился с Новгородом. Его гнев был обрушен даже на знаменитый вечевой колокол - эмблему старинного народоправства.
"История,- заключает Федотов,- судила победу другой традиции в русской церкви и государстве. Москва стала преемницей одновременно и Византии и Золотой Орды, и самодержавие царей - не только политическим фактом, но и религиозной доктриной, для многих почти догматом. Но когда история покончила с этим фактом, пора вспомнить о существовании иного крупного факта и иной доктрины в том же самом русском православии. В этой традиции могут почерпать свое вдохновение православные сторонники демократической России".
Федотов выступает против политического господства Церкви, теократии. "Всякая теократия,- пишет он,- таит в себе опасность насилия над совестью меньшинства. Раздельное, хоть и дружеское сосуществование церкви и государства является лучшим решением для сегодняшнего дня. Но, оглядываясь в прошлое, нельзя не признать, что в пределах восточно-православного мира Новгород нашел лучшее разрешение вечно волнующего вопроса об отношениях между государством и церковью".
Этот очерк стал как бы духовным завещанием Георгия Петровича Федотова. Вскоре он скончался. Тогда едва ли кто-нибудь мог предположить, что недалек день конца сталинщины. Но Федотов верил в осмысленность исторического процесса. Верил в победу человечности, духа и свободы.

Литература:
Федотов Георгий. Сочинения: Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии рус. истории и культуры. Т.1. СПб., 1991; Т.2. СПб.,1992; Судьба империй // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

Читайте также: