Христианский гуманизм это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Когда мы рассматриваем либеральную идеологию, то часто отмечали основные принципы либерализма: свобода есть высшая ценность, верховенство права и закона, гуманизм, иные принципы. Сегодня я бы хотел затронуть тему именно гуманизма, его происхождения, идеологов, историю формирования, виды, основные принципы. В ходе рассмотрения гуманизма я иногда буду обращаться к христианским религиозным текстам, предупрежу заранее. Так же, будет затрагиваться юриспруденция и понимание государства.

Средневековье считается одновременно самым романтичным и самым мрачным периодом в человеческой истории. С одной стороны, можно видеть, что средневековье часто описывают как нечто красивое: роскошные замки, прекрасные принцессы, рыцарство, да и прочее, что вы наверняка видели в сказках. Однако средневековье не имеет почти ничего общего с красивой картинкой из фильмов и книг.

Помимо рыцарей и замков почти весь период средневековья существовали такие вещи как рабство, инквизиция, войны, набеги, цензура и гонения. Условия жизни обычного человека были просто чудовищными. Многие люди, жившие в то время, с упоением вспоминали античность, в какой-то степени идеализируя ее. Так же, из-за сильного распространения христианства и нередкого произвола со стороны церкви многие теологи и философы размышляли о сути взаимоотношений между человеком и Богом, роли Бога в этом мире, важности человеческой жизни. В средневековье главенствующей была схоластическая религиозная философия, которая полностью концентрировалась на божественном мире, забыв про людской мир, даже часто считая человека существом грязным и порочным.

Труды ранних христианских гуманистов несли в себе несколько посылов:

1) Человек с рождения свободен.

2) Человеческий разум автономен, существует свобода воли.

3) Не все потребности и мечты человека порочны, каждый имеет право на счастье.

Данные посылы поддерживались многими последующими христианскими философами, постепенно становясь предпосылками и фундаментом для философии эпохи Просвещения.

Вслед за Локком было еще несколько христианско-гуманистических либеральных философов, самый яркий пример это Шарль де Монтескье с его гуманистическими концепциями закона и права, однако гуманизм со временем становился все более светского характера. На установление светского гуманизма повлиял французский либеральный философ Жан Жак Руссо. Философские гуманистические учения Руссо были куда меньше привязаны к христианским догматам, чем труды его предшественников Гроция, Локка, а уж тем более Роттердамского и Петрарка. Руссо очень часто критиковал христианство за оторванность от мирской жизни, за вмешательство в политику и жизнь людей, да и религию в целом, со своих светско-просветительских позиций. Богом Руссо считал не столько сверхъестественное и всемогущее существо, сколько природу. По мнению Руссо, частичка божественного есть практически во всем обитающем в живой природе. Данная позиция во многом обусловлена тем, что философ желал возвращения к аскетизму, единения человека и природы, видел в развитии городов и цивилизаций фактор, порабощающий человека, а как главную проблему современного общества Руссо видел в социальном неравенстве. Руссо утверждал, что жили люди раньше как дикие животные, у них не было ни государства, ни частной собственности, так же, по мнению мыслителя, они были абсолютно равны и свободны. Естественные права, по мнению Жана Жака Руссо, в первую очередь идут не от Бога, как предполагали его предшественники, а от биологической и природной сути человека. Переход от деспотии в свободу Руссо видел в заключении общественного договора, когда человек отказывается от малой части своих свобод во имя защиты остальных свобод, передавая часть полномочий государству. В результате заключения общественного договора устанавливается государство, построенное равными и свободными людьми, зарождается республика. Основным принципом такой республики Жан Жак Руссо выдвигал идею о законодательном участии народа в государственном управлении, излагая общую волю.

Для европейской гуманистической философии вклад Руссо стал толчком к становлению светского гуманизма, заменяя христианский гуманизм. Постепенно позиции светского гуманизма все сильнее укреплялись, а после Великой французской революции светский гуманизм окончательно взял верх над христианским гуманизмом в Западной Европе. Однако в России христианский гуманизм все еще оставался главным философским гуманистическим направлением.

Ярчайшим представителем русского христианского гуманизма является основатель либерального славянофильства Алексей Степанович Хомяков. Пока большинство западных гуманистов переходили из классических гуманистических понятий в откровенный нигилизм и евро-левые учения, то русский гуманизм все еще сохранял свои изначальные европейские христианско-либертарные корни, при том наполняясь в российских реалиях русскими традициями: благочестие, скромность, милосердие, соборность, свободолюбие. И лучше всего разницу между светским гуманизмом Западной Европы и Российским христианским гуманизмом можно увидеть как раз в философии Хомякова. Философ рассматривал православие и христианский гуманизм как путь к русскому национальному самосознанию. Философия либерального славянофильства представляла православие как единственную конфессию, что сохранила изначальные идеалы христианского гуманизма, а католицизм и протестантизм давно отклонились от изначальных идей. Универсализм в христианском гуманизме предполагает отсутствие двойных стандартов, что люди разные, но к ним должны относиться на равных, люди равны при всем своем неравенстве, а главное их равенство — все раны перед Богом. Таким образом, христианский гуманизм есть ценностное отношение к человеку при признании абсолютной разности людей.

Основные принципы христианского гуманизма в России и Европе:

1) Универсализм, все равны перед Богом и друг другом.

2) Бог изначально создал всех свободными.

3) Человек, как и Бог, добр и разумен.

4) Человек с рождения обладает естественными правами, которые даровал ему Бог.

Как я уже писал выше, постепенно светский гуманизм заменил христианский гуманизм. Светский гуманизм является и по сей день самым популярным гуманистическим течением. Светский гуманизм, в отличие от религиозного, не ставит существование божественных замыслов как одну из основ ценности человека, он представляет, грубо говоря, самоценностный абсолютизм.

На данный момент сформировалось множество гуманистических идеологий: христианский гуманизм, светский гуманизм, постгуманизм, марксистский гуманизм, трансгуманизм, множество других ветвей гуманизма.

Конечно, светский гуманизм сейчас является самым популярным из всех течений гуманизма, но более всего на европейский мир (в который входит и Россия) повлиял именно христианский гуманизм. Христианский гуманизм основал первое понимание равенства людей, являлся предтечей либеральной идеологии, которая больше всего влияла на европейские умы, стал базой для концепции прав человека, стал одним из основ либертарно-юридического правопонимания, играл большую роль в мировой философии и искусстве.

Атеистический словарь.— М.: Политиздат . Под общ. ред. М. П. Новикова . 1986 .

Смотреть что такое "ГУМАНИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ" в других словарях:

Гуманизм христианский — ♦ (ENG humanism, Christian) интеллектуальное движение в Европе 14 16 вв., стремившееся сделать греческую и латинскую классику, истолкованную в христианском контексте, основой образования. Теологически термин указывает на высокую ценность, к… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Христианский гуманизм — ♦ (ENG Christian humanism) см. Гуманизм христианский … Вестминстерский словарь теологических терминов

ГУМАНИЗМ — [от лат. humanitas образованность, человечность], многозначный философский и культурно исторический термин, связанный с пониманием человека, его особого места в бытии, обнимающий ряд разнородных явлений жизни: 1) в педагогике воспитание и… … Православная энциклопедия

Гуманизм — (от лат. humanitas человечность, humanus человечный, homo человек) мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный… … Википедия

Христианский социализм — философско экономическое учение, признающее возможность создания социалистического общественно экономического устройства современного мира на основе религиозно нравственных начал и соблюдения народом и властью нравственных законов. Христианский… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — система идей и религиозно политич. течения, сторонники к рых утверждают, что социалистич. идеалы равенство всех людей, братство, обязательный труд, гуманизм неразрывно связаны с христианством (являющимся будто бы их первоисточником) и что… … Советская историческая энциклопедия

humanism, Christian — Гуманизм христианский … Вестминстерский словарь теологических терминов

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И БИБЛИЯ. — Образы Свящ. ПИСАНИЯ занимают одно из центральных мест в И.и. тех народов, среди к–рых распространилась христ. вера. История библ. сюжетов в живописи (станковой и настенной), мозаике, *иконописи, пластике, витражах и книжной иллюстрации (см. ст.… … Библиологический словарь

Christian humanism — Христианский гуманизм … Вестминстерский словарь теологических терминов


Леонардо да Винчис Витрувианский человек (ок. 1490) показывает соотношение идеальных человеческих пропорции тела с геометрия описанный древними Римский архитектор Витрувий в его De Architectura. Витрувий описал человеческую фигуру как главный источник пропорций среди Классические заказы архитектуры.

Христианский гуманизм С уважением гуманист такие принципы, как всеобщее человеческое достоинство, индивидуальная свобода, и важность счастье как существенные и главные компоненты учения Иисус. Сторонники термина прослеживают концепцию к эпоха Возрождения или же святоотеческий период, связывая свои убеждения с научное движение, также называемое гуманизмом.

Исторически сложилось, что главной движущей силой развития христианского гуманизма была христианская доктрина, Богв лице Иисуса стал человеком, чтобы искупить человечество, и дальнейшее предписание участвующему человеческому коллективу (церкви) действовать жизнью Христа. [1] Многие из этих идей возникли среди патристиков и переросли в христианский гуманизм в конце 15 века, благодаря которому идеалы «общечеловечности, универсального разума, свободы, личности, прав человека, человеческого эмансипации и прогресса, а также самого понятие светскости (описание настоящего saeculum сохраненные Богом до возвращения Христа) буквально немыслимы без их христианских гуманистических корней ". [2] [3] [4] Хотя в массовой культуре существует общая ассоциация гуманизма с агностицизмом и атеизмом, эта ассоциация возникла в 20-м веке, и негуманистические формы агностицизма и атеизма существовали давно. [5]

Содержание

Определения

Первоначальный отличительный фактор между христианским гуманизмом и другими разновидностями гуманизма состоит в том, что христианские гуманисты не только обсуждали религиозные или богословские вопросы в некоторых или всех своих работах (как это делали все гуманисты эпохи Возрождения), но и согласно Чарльзу Науэрту;

История

эпоха Возрождения

Происхождение

Христианский гуманизм зародился к концу 15 века с ранними работами таких деятелей, как Якоб Вимпфелинг, Джон Колет, и Томас Мор и продолжит доминировать над большей частью мысли в первой половине 16 века с появлением широко влиятельных деятелей эпохи Возрождения и гуманистических интеллектуалов, таких как Жак Лефевр д'Этапль и особенно Эразмус, который станет величайшим ученым Северное Возрождение. [7] Эти ученые посвятили большую часть своей интеллектуальной работы реформированию церкви и возрождению духовной жизни через гуманистическое образование и очень критически относились к разложению, которое они видели в церкви и церковной жизни. Они соединили бы в себе величайшие моральные принципы дохристианских философов-моралистов, такие как Цицерон и Сенека христианскими интерпретациями, вытекающими из изучения Библия и Отцы Церкви.

Якоб Вимпфелинг

Джон Колет


Джон Колет (1467-1519) был еще одной важной фигурой в раннехристианском гуманизме, оказавшей гораздо большее культурное влияние, чем его старший современник Якоб Вимпфелинг. Его привлекают такие философы-неоплатоники, как Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола и получив признание гуманистических методов анализа текстов и разработки подробных идей и принципов, касающихся их, он использовал этот гуманистический метод и начал применять его к Библии. послания из Апостол Павел. В 1505 году он защитил докторскую диссертацию по богословию, а затем стал деканом в Собор Святого Павла. Оттуда он использовал свое состояние, чтобы основать возле собора Школа Святого Павла для мальчиков. Школа была гуманистической как в преподавании латыни, так и в моральной подготовке студентов, а также в привлечении видных гуманистов, которые рекомендовали и составляли для нее новые учебники. Были обучены лучшие христианские авторы, а также несколько языческих текстов (преимущественно Цицерон и Вергилий), однако его ограничения на преподавание других классических текстов были восприняты как антигуманистические и быстро отменены директорами школ. После его смерти его школа в соборе Святого Павла стала влиятельной гуманистической школой. Он очень критически относился ко многим руководителям церкви. [9] Колет не осознавал важность овладения греческим языком, когда дело доходило до применения гуманистических методов к библейским текстам, что было бы самой сильной стороной работы А. Эразмус. [10]

Жак Лефевр д'Этапль

Эразмус


В дальнейшем я намерен обратиться к Священным Писаниям и посвятить им всю оставшуюся жизнь. Три года назад я действительно рискнул сделать что-нибудь в Послании Павла к римлянам . и продолжил бы, но для некоторых отвлекающих факторов, наиболее важным из которых было то, что я нуждался в греческом на каждом этапе. Поэтому почти последние три года я был полностью поглощен греческим языком; и я не думаю, что мои усилия были напрасны. [14]

Критика

Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя, — апостол Павел. (Гал. 5,14).

Если христианская мораль ставится под сомнение, если на нее возводится тяжелое обвинение, что она антигуманистична, вредна и устарела, то прежде всего надо спросить христиан, какую мораль они исповедуют.

Мы, христиане, не боимся поставить нашу мораль перед судом современности. Когда Основателя нашей религии — Иисуса Христа привели на суд и стали спрашивать Его об учении Его и учениках, Он ответил: Я всегда учил… в храме… и тайно не говорил ничего. Когда же один из слушателей ударил Его за такой ответ, Он сказал ему: Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, за что ты бьешь Меня? (Ин. 18,20–23).

Следуя примеру своего Господа и Учителя, мы, христиане, не скрываем своего учения и своей морали, не прячем их от людских глаз. У нас нет какого-либо тайного учения, которое мы стыдились бы представить на суд людской. По заповеди апостола, мы всегда готовы всякому, требующему от нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (I Петр. 3, 15).

Христианская религия не исчерпывается моралью, ибо религия есть нечто большее, но христианская религия не может существовать без морали. В данной работе мы не будем говорить ни о христианской догматике, ни о христианской мистике. Мы будем говорить лишь о христианской морали, то есть о том, насколько христианство отвечает высоким моральным стремлениям человеческого духа здесь, на земле. Поскольку мораль есть социально-историческое явление, мы можем оценивать ее независимо от ее происхождения, по тем результатам, какие дает она в истории человечества. Мы можем высказывать беспристрастное суждение о красоте и достоинствах той или иной отрасли искусства, например, христианского или мусульманского изобразительного искусства, египетской храмовой архитектуры или какой-либо культовой музыки. Линии готического храма и звуки реквиема могут быть признаны прекрасными независимо от того, ради чего они были созданы.

Историческая наука может давать беспристрастную оценку, допустим, положительной роли Церкви в деле распространения письменности, ведения летописей и организации благотворительной или патриотической деятельности. И если эта оценка может быть дана совершенно объективно и в равной мере справедливо как иноверующими, так и неверующими, то и христианская мораль, как определенное явление, имеющее свое место в истории человечества, как некая конкретная форма человеческого сознания, может получить беспристрастную оценку как от верующих, так и от неверующих, именно со стороны той ее исторической роли, которую она от начала своего проявления и по нынешний день имеет в жизни того или иного народа или отдельного человека.

Но чтобы лучше понять христианскую мораль, необходимо сказать несколько слов о сущности христианского вероучения, из которого она проистекает. Поэтому в нескольких словах мы постараемся осветить вопрос, как христианская догматика соотносится с идеей гуманизма.

Христианское вероучение зиждется на самых высоких и светлых понятиях — о Боге, о человеке и взаимоотношениях их. Христианская религия учит об исключительном достоинстве человеческой личности. Человек есть образ и подобие Божее. Образ Божий в человеке — это отражение свойств Творца: разум, воля, свобода, влечение к добру. Подобие — это уподобление Творцу, как в смысле духовного совершенствования, так и в возделывании и преобразовании природы, в деле построения счастливой и справедливой жизни. Человек поставлен Богом как царь и владыка природы, ее разумный хозяин и благоустроитель. Прекрасно рисует древний псалом, как Бог возвысил человека над всем творением: Ты… славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его (Пс. 8, 6–7).

Мы повторяем, что говорим сейчас о христианской догматике лишь в меру соотношения ее с христианской моралью. Личность Христа для каждого христианина всегда являлась идеалом, к которому необходимо приближаться по мере своих моральных сил. Вместо того чтобы говорить о христианской морали, мы могли бы просто указать на личность Христа, как на живой образец этой морали. Это положение остается верным, если даже рассматривать христианскую религию с атеистической позиции и отрицать историческое существование Христа, ибо остается бесспорным то, что для всех христиан личность Христа всегда была реальной и вся мораль черпалась из Евангелия. Образ Христа стоял перед каждым христианином как живой и дорогой идеал. Христианская мораль имеет вполне четкие и ясные формулировки. Так как она вся основана на Евангелии, то есть на

учении Иисуса Христа, то мы приведем основные евангельские формулы в том виде, в каком они изложены устами Основателя Христианской Церкви.

Когда Христа спросили — какая заповедь в религиозном законе, по Его мнению, является самой главной, Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон… И большей сих заповеди нет (Мф. 22,37–40; Мк. 12,31).

Мы смело спрашиваем: существует ли, может ли существовать какая-либо иная формула, в которой любовь к человеку была бы отражена более сильно? Может ли существовать более высокое выражение подлинного гуманизма, нежели эта заповедь Христа? Может ли кто сказать, что эта заповедь сейчас уже устарела, или может быть заменена какой-либо другой (иной), более выражающей сущность гуманизма и соответствующей ей?

Основные принципы скитского жития по древним источникам

Основные жизненные принципы христианства

Основные жизненные принципы христианства Вы просите меня изложить мое кредо. Хотя кредо каждого христианина и, разумеется, священника, уже выражено в Символе веры, ваш вопрос вполне законный. Христианство не есть "идеология", отвлеченная доктрина или застывшая система

б. Некоторые принципы христианского богослужения

б. Некоторые принципы христианского богослужения Чему мы можем научиться из того, что мы узнали о христианском богослужении, проведенном однажды вечером в Троаде много веков назад? Следует проявить осторожность в ответе на этот вопрос, потому что рассказ Луки чисто

3. ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ И ПРИНЦИПЫ БУДДИЗМА

3. ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ И ПРИНЦИПЫ БУДДИЗМА I. Четыре благородные истины1. Существует страдание.2. Страдание имеет причину.3. Существует прекращение страдания.4. Существует путь к прекращению страдания.II. Восьмеричный путь1. Правильное понимание (свободное от суеверия и

5 ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ — ПРИНЦИПЫ ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ

5 ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ — ПРИНЦИПЫ ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ Ограничение предпосылок и принциповСуществует множество фундаментальных предпосылок и принципов, на которых зиждется душепопечение. Действительно, легко показать, что каждая библейская истина или принцип либо прямо,

Основные принципы иудейской религии

Основные принципы иудейской религии Согласно ортодоксальному иудаизму, еврей – это человек, родившийся от матери-еврейки и не переменивший вероисповедания или прошедший ортодоксальный гиюр и соблюдающий все религиозные установления.В религиозном представлении,

Основные принципы

Основные принципы В каких бы условиях человек ни повторял маха-мантру, это необычайно благотворно скажется на его духовном развитии. Тем не менее великие мудрецы и святые — авторитеты в джапа-медитации — предлагают использовать некоторые приемы, которые усиливают ее

1.2. Основные принципы духовных отношений в семье

Основные принципы

Основные принципы В каких бы условиях человек ни повторял маха-мантру, это необычайно благотворно скажется на его духовном развитии. Тем не менее великие мудрецы и святые — авторитеты в джапа-медитации — предлагают использовать некоторые приемы, которые усиливают ее

Основные принципы

Основные принципы В каких бы условиях человек ни повторял маха-мантру, это необычайно благотворно скажется на его духовном развитии. Тем не менее великие мудрецы и святые — авторитеты в джапа-медитации — предлагают использовать некоторые приемы, которые усиливают ее

Молитва верующего: основные принципы (5:13)

Молитва верующего: основные принципы (5:13) Переход от предыдущей части к данному отрывку очень интересен. Призывая к терпению и стойкости, Иаков приводил в пример злострадания пророков (10). Существительному стиха 10 злострадание соответствует в стихе 13 глагол злостраждет.

1.1. Основные принципы учения

1. Основные принципы и элементы богослужения в раннем монашестве

Основные принципы

Основные принципы В каких бы условиях человек ни повторял маха-мантру, это необычайно благотворно скажется на его духовном развитии. Тем не менее великие мудрецы и святые — авторитеты в джапа-медитации — предлагают использовать некоторые приемы, которые усиливают ее

В том, что широчайшие массы современной интеллигенции не знают этического величия учения Иисуса Христа, несомненно повинны русские религиозные философы. Запертое в тесные религиозно-мистические рамки, этическое учение Христа оказалось изолированным от мира и неизвестным современному рационалистическому обществу, в то время как этические воззрения на гуманизм всех новомодных философов, в том числе и антигуманистические, широко популяризируются.

Необходимо упомянуть, что в христианстве широко распространены этические учения церквей: православной, католической, протестантских. Их рассмотрение не входит в нашу задачу, так как оно носит чисто религиоведческий характер. Церкви со времен императора Константина, когда произошло ее слияние с государственной властью, превратились в социальный институт, у которого имеются собственные интересы подчас весьма далекие от духовных и напрямую связанные с земными делами. Мы упомянем только наиболее фундаментальные принципы христианского гуманизма, изложенного в Евангелиях, которое одно для всех христианских церквей и конфессий.

- Зарождение христианского гуманизма




- Любовь к ближнему

Любовь к человеку в учении Христа поднята на высоту, неизвестную ни в одной из более ранних религий или философских систем. Вот как отвечает на вопрос фарисея о главной заповеди его учения Христос:

Апостол Павел развивает гуманизм учения Христа. Его слова о значении любви в Первом послании к Коринфянам достигают высот величественной поэзии: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий.

Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так - что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…

Подобной оды духовной любви к человеку трудно найти в онтологии мировой литературы.

Евангельские принципы христианского гуманизма легли в основу внутренней жизни первых общин последователей учения Христа, созданных Павлом и другими апостолами. Эти общины отличал дух подлинного демократизма и братства. Более того в первые столетия в них отсутствовало имущественное неравенство. Деяния святых Апостолов свидетельствуют: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.

Христианство распространялось по просторам необъятной Римской империи стремительно. Против христиан устраивались гонения, выливавшиеся в жесточайшие погромы с массовыми убийствами и издевательствами. Однако стойкость христиан во время казней только подогревала к ним интерес. Многие авторы отмечают, что главной причиной быстрого распространения христианства, было чувство братства и защищенности, которое давали общины своим членам среди моря злобных язычников. В древних хрониках сообщается, что христиане помогали детям и старикам, вдовам и сиротам, узникам и рабам. Они не только декларировали гуманистические принципы, но и строили на них свои повседневные отношения.

Все изменилось в начале IV века, когда Константин, прозванный Великим, сделал христианскую церковь своей опорой в государстве. Константин не ошибся. Христиане были самой здоровой частью общества. Их отличала нравственная чистоплотность, работоспособность, ответственность, преданность долгу. Среди всеобщего разложения они смогли сохранить Восточную Римскую империю еще на тысячу лет после падения Западной империи. Однако приблизив христиан, Константин задушил учение Христа в своих объятиях. Гуманистические принципы, на которых строилось раннее христианство, были чужды императору и его окружению. Начинается постепенная замена их на более приемлемые. Противники перемен объявляются еретиками, и с ними ведется борьба, которая проходит через всю историю христианской церкви.

Реформация, а затем религиозные войны XVI-XVII вв. потрясли Европу до основания, расшатывая феодализм и католичество. Толкование Евангелия Лютером и Кальвином не всегда соответствовали первоначальному христианскому гуманизму, но являлись попыткой восстановить его первоначальную чистоту. Лютера и Кальвина можно обвинить в субъективности, но не злонамеренности. Христианский гуманизм, зародившийся в лоне ранних христианских общин, а затем поддержанный как культурное движение римскими папами стал основой и современного либерального гуманизма, который не только открещивается от своего прародителя, но и желает его уничтожить, потому что наполнен не любовью к человечеству, а любовью к собственной персоне.

В том, что широчайшие массы современной интеллигенции не знают этического величия учения Иисуса Христа, несомненно повинны русские религиозные философы. Запертое в тесные религиозно-мистические рамки, этическое учение Христа оказалось изолированным от мира и неизвестным современному рационалистическому обществу, в то время как этические воззрения на гуманизм всех новомодных философов, в том числе и антигуманистические, широко популяризируются.

Необходимо упомянуть, что в христианстве широко распространены этические учения церквей: православной, католической, протестантских. Их рассмотрение не входит в нашу задачу, так как оно носит чисто религиоведческий характер. Церкви со времен императора Константина, когда произошло ее слияние с государственной властью, превратились в социальный институт, у которого имеются собственные интересы подчас весьма далекие от духовных и напрямую связанные с земными делами. Мы упомянем только наиболее фундаментальные принципы христианского гуманизма, изложенного в Евангелиях, которое одно для всех христианских церквей и конфессий.

- Зарождение христианского гуманизма

- Любовь к ближнему

Любовь к человеку в учении Христа поднята на высоту, неизвестную ни в одной из более ранних религий или философских систем. Вот как отвечает на вопрос фарисея о главной заповеди его учения Христос:

Апостол Павел развивает гуманизм учения Христа. Его слова о значении любви в Первом послании к Коринфянам достигают высот величественной поэзии: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий.

Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так - что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…

Подобной оды духовной любви к человеку трудно найти в онтологии мировой литературы.

Евангельские принципы христианского гуманизма легли в основу внутренней жизни первых общин последователей учения Христа, созданных Павлом и другими апостолами. Эти общины отличал дух подлинного демократизма и братства. Более того в первые столетия в них отсутствовало имущественное неравенство. Деяния святых Апостолов свидетельствуют: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.

Христианство распространялось по просторам необъятной Римской империи стремительно. Против христиан устраивались гонения, выливавшиеся в жесточайшие погромы с массовыми убийствами и издевательствами. Однако стойкость христиан во время казней только подогревала к ним интерес. Многие авторы отмечают, что главной причиной быстрого распространения христианства, было чувство братства и защищенности, которое давали общины своим членам среди моря злобных язычников. В древних хрониках сообщается, что христиане помогали детям и старикам, вдовам и сиротам, узникам и рабам. Они не только декларировали гуманистические принципы, но и строили на них свои повседневные отношения.

Все изменилось в начале IV века, когда Константин, прозванный Великим, сделал христианскую церковь своей опорой в государстве. Константин не ошибся. Христиане были самой здоровой частью общества. Их отличала нравственная чистоплотность, работоспособность, ответственность, преданность долгу. Среди всеобщего разложения они смогли сохранить Восточную Римскую империю еще на тысячу лет после падения Западной империи. Однако приблизив христиан, Константин задушил учение Христа в своих объятиях. Гуманистические принципы, на которых строилось раннее христианство, были чужды императору и его окружению. Начинается постепенная замена их на более приемлемые. Противники перемен объявляются еретиками, и с ними ведется борьба, которая проходит через всю историю христианской церкви.

Реформация, а затем религиозные войны XVI-XVII вв. потрясли Европу до основания, расшатывая феодализм и католичество. Толкование Евангелия Лютером и Кальвином не всегда соответствовали первоначальному христианскому гуманизму, но являлись попыткой восстановить его первоначальную чистоту. Лютера и Кальвина можно обвинить в субъективности, но не злонамеренности. Христианский гуманизм, зародившийся в лоне ранних христианских общин, а затем поддержанный как культурное движение римскими папами стал основой и современного либерального гуманизма, который не только открещивается от своего прародителя, но и желает его уничтожить, потому что наполнен не любовью к человечеству, а любовью к собственной персоне.

Читайте также: