Христианская концепция достоевского и ее гуманизм в романе преступление и наказание кратко

Обновлено: 04.07.2024

Гуманизм – это утверждение и защита человеческой личности как мерила всех ценностей жизни.

Антигуманная теория Раскольникова

Достоевский слишком хорошо разбирался в людских душах, поэтому он смог выполнить сложную задачу и показать преступную, мятежную душу изнутри, он сумел проникнуть в ее мысли.

Готовые работы на аналогичную тему

Этих обстоятельств оказалось вполне достаточно для того, чтобы в его душе произошел перелом. Свой новый взгляд Раскольников подкрепляет теорией собственного сочинения. Эта теория росла и с каждым днем становилась все крепче и крепче, подчинила его волю, заслонила думы. Смысл теории Раскольникова заключается в том, что все человечество можно разделить на два типа:

Гуманизм Достоевского

В этой теории и заключается начало преступления. Писатель всеми силами своей души на протяжении всей жизни боролся с взглядом о том, что цель оправдывает средства, который разделяли и проповедовали разные, часто внутренне честные люди. С мыслью о том, что крохотное преступление можно загладить тысячами добрых дел. Писатель убедительно показывает, что этот взгляд ошибочен. Он утверждает, что если средство преступно, то цель никак не может быть хорошей, благородной. Уже по той причине, что переход моральных, нравственных границ, насилие над человеком, и уж тем более убийство, испепеляет душу того, что собирается осчастливить людей. Федор Михайлович дает ясно понять, что люди, поставившие себя в исключительное, особое положение, самостоятельно наделившие себя исключительными правами, поставившими себя в особое положение, присвоившие право принимать решения и определять, что есть хорошо для масс, а что плохо – эти люди становятся противоположностями собственным взглядам.

Гуманизм романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Гуманизм романа Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать. Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа.

Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, оставшуюся с тремя малолетними детьми на руках в “уезде далеком

и зверском”, в “нищете безнадежной”. Пьянство Мармеладова не позволяет ему заботиться о близких, из-за этого порока голодают дети, страдает Катерина Ивановна, идет на улицу сопя. “Меня распять ладо, распять на кресте, а не жалеть!” – в нервном возбуждении возопил Мармеладов. Однако и он нуждается в сострадании, верит, что если не люди, то Бог когда-нибудь простит его.
Жалея своего несчастного и безвольного отца, Соня отдаст ему на выпивку “тридцать копеек… последние, все, что было”. Сочувствие заставляет Раскольникова помочь пьяненькому Мармеладову добраться от распивочной до дома.

Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. “И слава богу, что помирает! Убытку меньше!” – восклицает Катерина Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время она суетится около больного, даст ему пить, оправляет подушки.
Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым, “волнуясь и страдая и ломая руки”.

А немного позднее, когда Лужин публично обвиняет Соню в краже денег, Раскольников видит, с каким ожесточением бросается Катерина Ивановна па защиту Сони.
С образом Мармеладова связана гуманистическая тема “маленького человека”. Всякий человек, независимо от своего социального положения и личных качеств, достоин любви и внимания – эта мысль проходит через многие произведения русской классической литературы. У Достоевского тема “маленького человека” раскрывается в соотнесении с христианским пониманием любви к ближнему. Мармеладов не только беден и убог, по и виновен в страшном грехе – в страданиях семьи, в позоре дочери.

Настаивая на праве Мармеладова на сострадание, писатель требует от общества высшей степени проявления гуманизма -“милости к падшим”.
Порфирий Петрович по-своему также проявляет “милость к падшим”, указывая философу-мученику Раскольникову единственно возможный путь самоутверждения (“Станьте солнцем, вас и увидят”). Не лишен способности к состраданию даже Свидригайлов. Незадолго до своей смерти этот порочный человек поднимается на некую моральную высоту, обнаруживая свои добрые задатки. Он щадит Дуню, обеспечивает нормальные условия жизни сиротам Мармеладовых.

Автор вновь и вновь доказывает: любовь и милосердие спасительны для человека, способность к любви составляет основу личности, без нее личность погибает.
Благодаря общению с Соней, никого не обвиняющей в своей жизненной трагедии и продолжающей любить людей, Раскольникову открывается непреложная истина: сострадание могущественнее интеллекта, важнее социального протеста. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к “новой жизни”.
Роман Достоевского “Преступление и наказание”, с его гуманистическим пафосом и проповедью всепрощающей любви, вернул в русскую литературу христианскую доминанту, утвердил па новом историческом этапе традиционные для русской культуры этические ценности.

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • гуманизм романа достоевского преступление и наказание
  • Угрюм мрачен надменен и горд
  • гуманизм романа преступление и наказание
  • трагический гуманизм достоевского
  • гуманизм романа ф м Достоевского преступление и наказание

Сохрани к себе на стену!

Антигуманная теория Раскольникова

Достоевский слишком хорошо разбирался в людских душах, поэтому он смог выполнить сложную задачу и показать преступную, мятежную душу изнутри, он сумел проникнуть в ее мысли.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Гуманизм Достоевского 470 руб.
  • Реферат Гуманизм Достоевского 260 руб.
  • Контрольная работа Гуманизм Достоевского 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Этих обстоятельств оказалось вполне достаточно для того, чтобы в его душе произошел перелом. Свой новый взгляд Раскольников подкрепляет теорией собственного сочинения. Эта теория росла и с каждым днем становилась все крепче и крепче, подчинила его волю, заслонила думы. Смысл теории Раскольникова заключается в том, что все человечество можно разделить на два типа:

Своеобразие гуманизма Достоевского

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Уже первый идеолог русской литературы B.Г. Белинский отстаивал альфу и омегу того этапа развития: крестьянин — тоже человек. Совокупность социально-исторических и духовно-нравственных причин (Отечественная война 1812 года, движение декабристов, проблемы крепостничества, осознание роли народа в историческом движении) делает народ центральным понятием русского национального самосознания и, естественно, самосознания русской литературы XIX века. Значимость самой личности определяется теперь ее отношением к народу. Гуманизм включается в более широкую систему общественно-исторических и духовно-нравственных ценностей.

В жизни люди говорят и ведут себя иначе, чем говорят и поступают в романах Достоевского. Но они так думают наедине с собой, инстинктивно так чувствуют. И этот мир тайных эмоций писатель выводит в свет как неоспоримую реальность. И будто не люди разговаривают, а общаются их души, спорят их идеи. В будущем оказалось, что разговоры эти не были выдуманы Достоевским: идеи, мысли, инстинкты и эмоции стали нагляднее и острее отзываться в действительности XX века — в образе жизни, социальных конфликтах, эксцессах уголовной хроники.

Но что влечет Достоевского сильнее всего и как бы разрешает для него противоречия свободы и равенства — так это братство. Люди все разные по своей природе, но они изменяются больше, переступив порог совести, заглушив в себе голос справедливости и добра. Палачами не рождаются. Несмотря на незавидную судьбу добра в мире, велика ответственность всякого человека за себя. Обуздать в себе силы природы, а они дремлют в каждом, — немалый душевный труд и духовная задача.

Творческое углубление через индивида в личность совершалось в единстве с углублением через нации в народ. Это всемирно значимое открытие Достоевского привело к глубочайшему преобразованию той направленности искусства, которая связана с понятием гуманизма.

Список литературы

К тому, что уже известно об окружающем мире, и к тому, что ещё скрыто пеленой тайны, человек относится с чувством удивления. Но ещё удивительнее необъятность, таинственность, мудрость всего, что находится за пределами познанного.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_dostoevskiy.doc 135 КБ

Предварительный просмотр:

Володина Нина Николаевна

учитель русского языка и литературы

бюджетное общеобразовательное учреждение

Исследовательская работа по литературе

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

Вступление. стр. 2

Что такое христианство?

Характеристика главного героя.

Преступление Раскольникова перед Богом и перед людьми.

Теория Раскольникова и философия Достоевского.

Религиозные идеи и христианские идеалы Достоевского.

Образ Сони Мармеладовой. Очеловечивание Раскольникова.

Анализ имён и фамилий персонажей в романе. Детальный анализ.

Эпилог. Соня, как образ Богородицы. Возрождение.

Глава 10. стр. 17

Бог Достоевского. Диалектика любви.

Глава 11. стр. 18

Тайна соборности. Приход к вере.

Список литературы…. стр. 19

К тому, что уже известно об окружающем мире, и к тому, что ещё скрыто пеленой тайны, человек относится с чувством удивления. Но ещё удивительнее необъятность, таинственность, мудрость всего, что находится за пределами познанного.

Величайшие учёные — с древности до наших дней — верят в Мировой разум. И. Ньютон и А. Эйнштейн, М. Ломоносов и В. Вернадский, И. Коперник и Г. Мендель в науке, её открытиях и гипотезах чертали чувство благовения перед грандиозностью мироздания. Здесь один из истоков религии — основы духовного мира человека. Но есть ещё один источник. К которому обращается религия. Это тайна нашего внутреннего мира, нашей души, где рядом уживаются счастье и горе, любовь и ненависть, доброта и жестокость. И ещё - вера и надежда, которые не покидают человека в самые трудные и даже безнадёжные мгновения жизни.

Цель моих исследований: Проследить, как человек, нарушив закон Божий, совершив грехопадение, испытывая муки совести, принимает путь смирения, сострадания, обретает веру в Бога, некогда утерянную, приходит к постижению христианских идеалов любви к ближнему, то есть духовно перерождается. Обретает истину через страдание.

Христос же говорит:

«Заповедь новую даю

вам, да любите друг

друга, как Я возлюбил

Заповедь Иисуса Христа.

Так что же такое христианство?

В основе христианства провозглашается первенство искренней веры и добра.

Действие происходит в 1866 году. Это была эпоха, когда старые нравственные законы были обществом отвергнуты, и новые ещё не были выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь этот ужас этой потери. На Раскольникова общество имеет значительно влияние, и по легкомыслию,

Можно сказать, что сюжет романа имеет зеркальный характер: сначала преступление христианских заповедей, потом убийство, затем истинное раскаяние, очищение и воскрешение для новой жизни.

Совершив убийство, Раскольников проводит почти месяц до окончательной катастрофы. Никаких подозрений на него нет и быть не может. Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы встают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон бурит своё, и он кончает тем, что вынужден сам на себя донести. Принуждён, чтобы, хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё. Преступник сам решает муки, чтобы искупить своё дело.

Изучая и анализируя роман Достоевского, можно смело сказать, что он весь пронизан христианскими мотивами. К вышесказанному можно добавить, что месяц июль, когда главный герой совершает преступление, соответствует числу семь. Это не случайно, так как семь — символическая цифра.

Святая троица Земля

святой дух север

Слово Наказание в названии романа, что это? Возмездие, страдание, кара, покаяние, очищение, а по-христиански — учение.

В произведения Фёдора Михайловича Достоевского, особенно в его романах, имена и фамилии персонажей всегда значимы.

А мелкие, казалось бы, детали, оказываются куда более ёмкими, чем на первый взгляд.

Фамилия Раскольников также чрезвычайно многозначна. Она указывает на раскольников, не подчинявшихся решению церковных соборов и уклонившихся от пути православной церкви, то есть противопоставивших своё мнение и свою волю мнению соборному. Она указывает на раскол в самом существе горя, являющегося воистину героем трагическим, ибо он, восстав против общества и Бога, всё же не может откинуть, как негодные, ценности, связанные с Богом и обществом.

Помню, батюшка. - ростовщица настойчиво называет Раскольников именно так. Такое обращение слишком не соответствует ни возрасту, ни положению Раскольникова, чтобы быть случайным. Нужно вспомнить, что это — принятое обращение к священнослужителю, являющемуся для верующего зримым образом Христовым.

Лизавета — иносказательно — Богу обетованная(греч.)

Алёна Ивановна. Алёна — светлая, сверкающая; Иван — Божья благодать, милость (евр.). Оказывается, несмотря на свою неприглядную оболочку, Алёна Ивановна — Светлая по милости Божией.

Катерина Ивановна. Катерина — чистая, непорочная (греч.) Непорочная Божией милостью.

Мармеладов - фамилия, противопоставленная фамилии Раскольникова. Сладкая, вязкая масса, слепляющая расколотое существование.

Семён Захарович. Захар — память Божия. Бога слышащий, память Божия.

. Настасья так покатилась со смеху. Настасья — воскресение (греч.). Она первая женщина из народа, осмеивающая Раскольникова. Из дальнейших эпизодов будет ясно, что смех народа несёт герою возможность возрождения, прощения, воскресения.

Пётр Петрович Лужин — в имени и фамилии заключается характерное противоречие: Пётр Петрович — камень камня, но из лужи, да и в романе со всеми своими замыслами садится в лужу.

Родион Романович. Родион — розовый (греч.), Роман — крепкий(греч.). Родион Романович — розовый, Крепкий. Последнее слово с большой буквы, ибо это при молитве Троице, Именование Христа. Розовый — зародыш, бутон. Итак, Родион Романович — бутон Христа. В конце романа мы увидим, как этот бутон распустился.

Г. В. Флоровский: «Достоевский описывал и изображал не душевную, но духовную реальность. Он изображал первореальность человеческого духа, его глубины, в которых Бог с дьяволом борется, в которых решается человеческая судьба.

Библия (Христианское издательство, 1992)

Читайте также: