Христианская европа в исламский мир в средние века кратко

Обновлено: 08.07.2024

Как воспринимали ислам в Европе времён Средневековья

Благовещение. Марьям и Джибриль. Ангел Джибриль явился к Марьям, чтобы известить о рождении у нее сына Исы. Миниатюра из манускрипта 16 века сочинения Абу Рейхана Мухаммеда ибн Ахмед аль-Бируни (973-ок.1050) В средневековой Европе знания о мусульманской религии, по понятным причинам, были весьма специфическими и ограниченными. Причём в зависимости от временных периодов, географии, образованности и задач христианского толкователя в восприятии ислама европейцами возникали различия. Но общая картина была такова: ислам – это сознательное искажение истины, учение меча, насилия и потворства своим страстям. Мусульман воспринимали как очень опасных врагов, а Муххамеда – как антихриста.

Благовещение. Марьям и Джибриль. Ангел Джибриль явился к Марьям, чтобы известить о рождении у нее сына Исы. Миниатюра из манускрипта 16 века сочинения Абу Рейхана Мухаммеда ибн Ахмед аль-Бируни (973-ок.1050) В средневековой Европе знания о мусульманской религии, по понятным причинам, были весьма специфическими и ограниченными. Причём в зависимости от временных периодов, географии, образованности и задач христианского толкователя в восприятии ислама европейцами возникали различия. Но общая картина была такова: ислам – это сознательное искажение истины, учение меча, насилия и потворства своим страстям. Мусульман воспринимали как очень опасных врагов, а Муххамеда – как антихриста.

Три главные христианско-средневековые точки зрения

Историки выделяют три точки зрения об исламе в средневековой Европе: Средневековые интеллектуалы и теологи, среди которых был и Иоанн Дамаскин, соприкасавшиеся в своих землях с мусульманами, утверждали, что ислам – это ересь. Не севере Европы – территориях далёких от ислама, мусульман часто считали идолопоклонниками и язычниками. А некоторые особо ярые приверженцы христианской религии заявляли, что ислам – это кара Господня, Мухаммед – предтеча Антихриста, а приход арабских завоевателей знаменует скорое наступление конца света.

Историки выделяют три точки зрения об исламе в средневековой Европе: Средневековые интеллектуалы и теологи, среди которых был и Иоанн Дамаскин, соприкасавшиеся в своих землях с мусульманами, утверждали, что ислам – это ересь. Не севере Европы – территориях далёких от ислама, мусульман часто считали идолопоклонниками и язычниками. А некоторые особо ярые приверженцы христианской религии заявляли, что ислам – это кара Господня, Мухаммед – предтеча Антихриста, а приход арабских завоевателей знаменует скорое наступление конца света.

Сегодня возникновение и распространение ислама расценивается как огромная веха в мировой истории. Но в Средневековье у людей сложилась устойчивая картина мира, где кроме христиан, были иудеи, еретики и язычники. Поэтому ислам воспринимался не как новая религия, а как военная угроза.


Исламский мир в Средние века включал в себя те страны, которые приняли ислам в качестве государственной религии. Именно в этот исторический период их количество значительно превышало количество государств христианских.

Распространение ислама

Первоначально эта религия была принята арабами, но затем она быстро распространилась по тем землям, которые были ими захвачены. Первоначально все было добровольно – на арабских территориях могли проживать христиане и буддисты, к которым относились весьма терпимо.

Но уже с 9 века все изменилось: теперь неверные должны были отдавать захватчикам десятую часть своего заработка, те же, кто принял ислам, от такого налога освобождались. Благодаря этому религия стала распространяться быстрее – далеко не все хотели расставаться с заработанным, так что становились мусульманами.

В 10 веке на карте мира появился Арабский халифат – теократическое государство, которое впитало в себя все единство и многообразие исламского мира, то есть страны, в которых люди исповедовали ислам. Процесс его расширения постоянно сопровождался борьбой за власть. И даже после того, как халифат пал, мусульманство осталось государственной религией в большинстве этих стран, поскольку успело прочно там закрепиться.

Территория, которую занимало это государство, была весьма значительной: оно простиралось от Марокко на западе и вплоть до Центральной Азии на востоке.

Карта Арабского халифата

Рис. 1. Карта Арабского халифата.

В Средние века ислам покидает пределы Аравийского полуострова и активно распространяется на Балканах, в Малой Азии, Индии и даже Центральной Африке. А к середине этого исторического периода восточные торговцы смогли не только привезти его в Европу, но и насадить, несмотря на то, что европейцы считались ревностными приверженцами католичества. Постепенно государства, которые принимали эту религию, приобретали теократические черты – их глава также выступал в качестве духовного лидера всей нации.

которые читают вместе с этой





В составе России были земли, население которых исповедовало ислам. Однако внимание к культуре этих народов начали проявлять только в 17 веке.

Мусульманские страны в эпоху Средневековья: быт

Средневековый исламский мир был полностью построен на принципах Корана, которые регулировали все, от общественной жизни до судопроизводства. В обязанности каждого мусульманина входили ежедневные молитвы и пост длиной в месяц, который нужно было соблюдать ежегодно.

Средневековый мусульманин во время молитвы

Рис. 2. Средневековый мусульманин во время молитвы.

Еда также регламентировалась – под строгим запретов находились свинина и алкоголь. Влияние религии на культуру также было достаточно сильным: например, живописцам запрещалось изображать людей и зверей. Зато очень развитым направление был орнаментализм. Потрясающими орнаментами украшали мечети, их рисовали также на ткани.

Просвещение в исламских странах было повсеместным – при каждой мечети существовала школа. Обычно в качестве учителя выступал мулла, который преподавал детям письмо, арифметику и, конечно, догматы мусульманской религии.

Школа при мечети

Рис. 3. Школа при мечети.

Права женщин у мусульман были сильно ограничены, но это не слишком отличалось и от европейской практики, несмотря на то, что большинство западных стран тогда исповедовало христианство.

Что мы узнали?

В общих чертах было рассмотрено, каким был мусульманский мир в Средние века: на какой территории была распространена эта религия, в чем заключались особенности была людей на территории мусульманских стран. Узнали, что все они были теократическими государствами. Также были рассмотрены основные принципы культуры мусульман и социальные особенности, которые отличали жизнь тогдашнего общества.

На нашем уроке речь пойдет о конфликте в эпоху Средних веков двух великих мировых религий – ислама и христианства.

Предпосылки возникновения этого конфликта сложились еще в период раннего Средневековья, когда приверженцы данных религий старались вначале мирным путем доказать правильность своего вероучения.

Коран уехал в самый южный город Земли

Одна из версий начала конфликта двух великих религий – это вторжение христианского войска (Крестовые походы – 1096 – 1270 гг.) в пределы мусульманского мира. Некоторые историки считают, что европейские религиозные фанатики под руководством католической церкви и лично папы Римского начали вторжение в страны, исповедующие ислам, с целью захватить богатства и земли мусульманских верующих, а также по возможности обратить их в христианскую веру.

Конечно, доля истины в подобной версии, несомненно, существует: крестоносцы обычно не брезговали присвоить себе (а какая-то доля награбленного имущества всегда доставалась церкви), те материальные блага, которые часто попадали им в руки в мусульманских городах. Однако говорить о том, что европейские рыцари во время Крестовых походов полностью разграбили и уничтожили средневековую восточную культуру, было бы, конечно, неверно.

http://history-paradox.ru/img/krest_pohod4.jpg

Общепринятой в европейской исторической науке все-таки считается версия, что первый крестовый поход (1096 - 1099 гг.) был организован в 1095 году по инициативе римского папы Урбана II с целью освобождения священного города Иерусалима и Святой Земли от мусульман. Еще в 7 веке, на заре своего существования, сразу в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммеда, мусульмане первыми спровоцировали противостояние с христианским миром.

В 711 году мусульмане уже осмелились напасть на территории, которые находились под непосредственной защитой папы Римского и всей католической церкви – Малую Азию и Испанию. Разгромив вестготское королевство, мусульманское войско покорило почти всю Испанию, а затем вторглось во Францию. Но в 732 году в битве между Пуатье и Туром их разбил франкский король Карл Мартелл. Таким образом, продвижение ислама в Западную Европу было остановлено.

Несмотря на либеральные заповеди, которые оставил своим преемникам Мухаммед, мусульмане, в частности турки, за короткий период времени смогли обрести славу крайне жестоких завоевателей, которые не останавливались ни перед чем, чтобы захватить земли и власть в восточных государствах.


К этому времени мусульманскому войску удалось захватить большую часть восточных (а также некоторые территории и на Западе) христианских государств. Осознавая, что христианство как культура и как религия подвергается большой опасности, перед истинно верующими христианами Западной Европы стал выбор: либо поддаться натиску ислама, либо вступить в борьбу с ним.

Таким образом, можно сделать вывод, что противостояние ислама и христианства – двух великих мировых религий - в период Средневековья достигло своего апогея. Однако даже после завершения европейских Крестовых походов конфликт мусульманства и христианской религии далеко не исчерпал себя, а на самом деле приобрел более скрытый и дипломатический характер.

В действительности, после первой мощной волны исламской экспансии, взаимодействие между соседствующими христианскими и мусульманскими государствами было вполне обычным и характеризовалось, как и в случае любых потенциальных противников, периодами конфликтов, сменявшимися периодами мирного сосуществования. Практически нет свидетельств того, что религии этих двух миров вели неизбежную и постоянную борьбу. Начиная с X века и далее, к примеру, ислам и византийцы относились друг к другу с напряженным, иногда задиристым, но все же уважением, и их отношения были не более чреваты конфликтами, чем между греками и их славянскими или латинскими соседями на западе.

Это вовсе не говорит о том, что повсеместно царил утопический мир и гармония. Византийцы были всегда готовы использовать в своих интересах любые признаки мусульманской слабости. Так, в 969 году, пока мир Аббасидов был раздроблен, греческие войска двинулись на восток, завоевали значительную часть Малой Азии и стратегически важный город Антиохия. А с приходом турок-сельджуков Византия оказалась перед лицом возобновившегося военного давления. В 1071 году сельджуки разбили имперскую армию в сражении при Манцикерте (восток Малой Азии), и, хотя историки больше не считают этот разгром катастрофой для греков, все же неудача была весьма болезненной и положила начало существенным турецким завоеваниям в Анатолии. Пятнадцатью годами позже сельджуки также вернули Антиохию.

А тем временем в Испании и Португалии христиане начали отвоевывать территорию у мавров, и в 1085 году иберийские латиняне добились глубоко символичной победы, взяв контроль над Толедо, древней христианской столицей Испании. Тем не менее на этой стадии постепенная латинская экспансия на юг представляется вызванной политическими и экономическими стимулами, а не религиозной идеологией. Конфликт в Иберии стал более острым после 1086 года, когда секта исламских фанатиков, известных как альморавиды, вторглась в Испанию из Северной Африки, вытеснив уцелевших мавров. Этот новый режим воодушевил мусульманское сопротивление, добившись ряда существенных военных побед против христиан севера. Но нельзя сказать, что агрессия альморавидов стала причиной Крестовых походов, потому что латинские священные войны, начатые в конце XI века, были направлены в сторону Леванта, а не Иберии.

Так что же разожгло пламя войны между христианами и мусульманами на Святой земле? В каком-то смысле Крестовые походы были реакцией на акт исламской агрессии — завоевание мусульманами священного Иерусалима, но этот акт имел место в 638 году, так что поводом для начала священных войн он явно не был. В начале XI века церковь Гроба Господня, которая, как считалось, включала в себя место распятия и воскрешения Христа, была частично уничтожена непостоянным фатимидским правителем, вошедшим в историю под именем халиф Хаким. Его последующее преследование местного христианского населения продолжалось больше десяти лет и завершилось, лишь когда он объявил себя живым Богом и переключился на мусульманских подданных. По всей видимости, напряжение возросло и в 1027 году, когда мусульмане, как утверждают, забрасывали камнями территорию церкви Гроба Господня. Впоследствии латинские христиане, желавшие совершить паломничество в Левант, которых все еще было много, рассказывали о трудностях, связанных с посещением святых мест, и о репрессиях против восточных христиан в мусульманской Палестине.

На самом деле, основываясь на всех уцелевших свидетельствах, скорее можно утверждать обратное. К 1095 году мусульмане и христиане вели войну друг с другом веками, и не важно, что это было в прошлом. Ислам захватил несомненно христианскую территорию, в том числе Иерусалим; христиане, живущие на Святой земле и прибывающие туда для паломничества, вполне могли подвергаться преследованиям. С другой стороны, непосредственная обстановка, в которой начались Крестовые походы, не указывает на то, что титаническая транснациональная религиозная война была неминуемой и неизбежной. Ислам не собирался предпринимать генерального наступления против Запада. Да и мусульманские правители Ближнего Востока не занимались ничем похожим на этнические чистки или репрессии против религиозных меньшинств. Возможно, между христианскими и мусульманскими соседями не было особо сильной любви, и без проявлений религиозной нетерпимости в Леванте тоже не обходилось, но, по правде говоря, все это ничем не отличалось от характерной для этого века политической, военной и социальной обстановки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Возобновление крестовых походов

Возобновление крестовых походов Мусульманское наступление после битвы при Гаттине было неудержимым. Первым капитулировал Аскалон, затем Акра, Иерусалим (20 сентября 1187 г.) и, наконец, в 1188 г., Антиохия. Саладин сражается против Ричарда Львиное Сердце (фрагмент миниатюры

Европа во времена крестовых походов

Глава 3 Исламский мир накануне крестовых походов

Глава 3 Исламский мир накануне крестовых походов Пришло время окинуть взглядом другую часть обитаемого мира, а именно ту, которую принято называть миром ислама. В каком же состоянии находилась вторая сторона будущего великого противостояния двух цивилизаций? Здесь нам

Глава 13 Юго-Восточная Европа в эпоху крестовых походов (1095–1261)

Глава 13 Юго-Восточная Европа в эпоху крестовых походов (1095–1261) Греческая империя до 1204 г.Династия Комнинов. — Захват власти Андроником. — Династия Ангелов. — Роль толпы в этих переворотах. — Ослабление римско-византийского патриотизма. — Недостатки государственного

Глава 3. Исламский мир накануне крестовых походов

Глава 3. Исламский мир накануне крестовых походов Пришло время окинуть взглядом другую часть обитаемого мира, а именно ту, которую принято называть миром ислама. В каком же состоянии находилась вторая сторона будущего великого противостояния двух цивилизаций? Здесь нам

МИР КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

МИР КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ Девятьсот лет назад христиане Европы провели ряд священных войн — Крестовых походов — против мусульманского мира, сражаясь за господство над регионом, священным для обеих вер — Святой землей. Эта кровавая борьба продолжалась два столетия, изменив

1. Следствие крестовых походов[64]

1. Следствие крестовых походов[64] Некоторые писатели утверждают, что крестовые походы не имели заметного влияния на военное искусство, но, надо сказать, что если они и не повлияли непосредственно, то тем не менее косвенным путем произвели значительные перемены в военном,

Причины крестовых походов

Причины крестовых походов Безусловно, причиной крестового похода были религиозные чувства, исключительно глубокие в ту эпоху. Однако и другие факторы сыграли свою роль.Несмотря на нестабильность феодального мира с его бесконечными войнами между феодалами, после

Глава II Исторический фон Крестовых походов

Глава II Исторический фон Крестовых походов Прежде чем приступить к рассказу об ассассинах, будет полезно рассмотреть ход исторических процессов, приведших к крестовым походам. Европейское вторжение в Святую Землю в 1095 году ознаменовало собой пик политического

Задачи Крестовых походов

I.3. Подготовка и организация крестовых походов

I.3. Подготовка и организация крестовых походов Зимой 1197 г., заручившись буллой папы, епископ Бертольд объехал Нижнюю Саксонию, Вестфалию и Фрисландию с проповедью крестовых походов. Весной 1198 г. он возвратился в Ливонию с ополчением крестолюбивых воинов и 24 июня 1198 г. дал

Читайте также: