Прелюдия и этюды шопена кратко

Обновлено: 05.07.2024

Этюдам Шопена, без которых не обходится практически ни один международный фортепианный конкурс, предшествовала длительная история этого жанра, связанная с развитием инструментального исполнительства.

В своем первоначальном, прикладном значении, этюд не претендовал на особую художественную ценность, будучи пьесой инструктивно-тренировочного характера. Созданная для развития исполнительской техники, такая пьеса ставила конкретные исполнительские задачи.

Можно предположить, что I тетрадь этюдов была вначале задумана Шопеном как единый цикл. Об этом говорит определенная логика тонального плана, основанная, главным образом, на чередовании параллельных тональностей:

C – a – E – cis – Ges – es – C – F – f – As – Es – c.

И ор.10, и ор.25 Шопена завершаются c-moll'ными этюдами. В трактовке этой тональности композитор следует классической традиции, понимая ее как суровую и патетическую.

Тема этюда, вырастающая из коротких героических мотивов, имеет речевой характер, она воспринимается как пламенная речь оратора. Многократно повторяясь на протяжении всего сочинения, она предстает в динамике; поэтому при общем бурно-взволнованном тоне музыки здесь сменяются различные настроения – волевой порыв, острая душевная боль, мужественная энергия.

Среди медленных лирических этюдов Шопена выделяются № 3 и № 6 из ор.10 (E-dur и es-moll) и № 7 ор.25 (cis-moll). Их мелодика имеет абсолютно вокальный характер.

Лирическую теплоту и мягкость основного песенного образа оттеняет музыка среднего, развивающего, раздела. Здесь прорывается этюдная виртуозность: резко усложняется фактура, насыщается ладотональной неустойчивостью гармония, ускоряется темп и, как следствие, нарастает драматическое волнение.

Этюды Шопена


В XIX столетии было создано немало фортепианных этюдов. Повышенный интерес к этому жанру был вполне закономерен – с одной стороны, это была эпоха виртуозов, требовавшая от исполнителей безупречной беглой игры, с другой – в Европе широко распространилось любительское музицирование, для которого были просто необходимы пособия по овладению техникой инструмента. И. Крамер, М. Клементи, К. Черни, И. Мошелес и многие другие усиленно разрабатывали всевозможные технические приемы в своих опусах. Только вот все их творения, созданные в это время, абсолютно не похожи на этюды Фредерика Шопена . Польскому романтику удалось поднять этот жанр на новый уровень, соединив техническую составляющую с яркими образами и глубоким содержанием.

Историю создания Этюдов Шопена, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

В творческом наследии Фредерика Шопена числится 27 этюдов.

Фредерик Шопен

Второй цикл этюдов вышел в свет в 1837 году. Он содержит также 12 сочинений, созданных в разные годы – с 1831-1836 гг. Сборник адресован возлюбленной Ференца Листа , французской писательнице Марии Д'Агу.

В 1839-1849 гг. Шопен написал еще 3 этюда, которые предпочел оставить без опуса. Они были созданы специально для его друга пианиста И. Мошелеса и бельгийского музыковеда Ф. Фетиса, которые занимались разработкой учебников игры на фортепиано. Эти сочинения менее популярны среди пианистов, поскольку значительно уступают по сложности предыдущим произведениям в этом жанре.

Шопен
Ференц Лист

Фортепиано
рукопись Этюда Шопена №8 Фа мажор

Интересные факты

  • В октября 1939 года Шопен вернулся в Париж, где и завел знакомство с И. Мошелесом. Вскоре пианистов пригласили поиграть перед королевской семьей. Большую часть произведений, прозвучавших в тот день, составили этюды, написанием которых увлекались оба композитора. Его Величество Луи Филипп остался в восторге от услышанного и на следующий день отправил исполнителям подарки – Шопену позолоченный кубок, а Мошелесу дорожный несессер. Фредерик, известный своим тонким юмором, тогда еще отпустил шуточку – мол, не случайно его коллеге досталась дорожная сумочка, видимо, король хотел поскорее от него избавиться.
  • Шопен часто критиковал Листа за чрезмерную напыщенность в некоторых произведениях, а вот манера игры Ференца его приводила в восторг. В одном из писем Ф. Гиллеру композитор признался, что с удовольствием бы украл у Листа манеру исполнения своих собственных этюдов. Сам бы он так никогда не сыграл – Фредерик значительно уступал своему другу по силе, выносливости и состоянию здоровья.

Фредерик Шопен и Ференц Лист

Лондон

Необычные исследования

Этюды величайшего польского гения до сих пор занимают умы исследований. Что примечательно, изучают их не только теоретики музыкального искусства, но и представители точных наук. В числе последних – Массимо Бласон (Massimo Blasone), исследователь с кафедры физики Университета Салерно в Италии. Имя этого ученого известно во всем мире благодаря его работам в области квантовой теории поля. Собственно, идеи из этого раздела физики ученый и применил для изучения этюдов Шопена.

В качестве материала для своего исследования Бласон выбрал два этюда – № 3 op. 10, и № 1 op. 25. В них исследователь попытался проследить динамические процессы и объяснить логику композиции и ее интерпретации, опираясь на идею симметрии в квантовой теории, ее нарушение и восстановление. В данном случае, под динамическими процессами автор понимает гармонические отношения между различными аккордами в тональной системе, которые были применены Шопеном. Чтобы визуализировать эти отношения, физик использовал цветовой код Скрябина для звуков в нотной записи.


Содержание и технические задачи Этюдов Шопена

В своих этюдах Шопен не ограничивается дидактическими целями: свои творения он смог возвести на новый уровень, сделать из них подлинно художественные произведения и создать новый жанр – концертный этюд. Впоследствии он получил продолжение в творчестве Ф. Листа, К. Дебюсси, С. Рахманинова и др.


Этюд - небольшое инструментальное произведение имеющее целью отработку определенного технического приема. Этюды писались и до Шопена разными композиторами. Однако в музыкальном отношении они были всегда второстепенным материалом, предназначенным для совершенствования технического мастерства. Шопен поднял их на высочайший художественный уровень.
Всего у Шопена 28 Этюдов: две тетради по 12 и еще три маленьких отдельно.
Две тетради op.10 и op.25 стали настоящей энциклопедией романтической фортепианной техники. Практически ни один конкурс не обходится без обязательного исполнения минимум одного этюда. Они, как правило, также традиционно необходимы на вступительных консерваторских экзаменах.
Слушать конечно, можно все подряд.
Но, сначала я предлагаю небольшую выборку:
Этюд N°4 в рихтеровской "сверхзвуковой" версии, которую мы уже слушали:

Этюд N°12 прозванный "Революционным" (опять Рихтер):

Медленный, мелодичный Этюд N°3 (Альфред Корто):

Из второй тетради - медленный 7-й (Горовиц):

и последний 12-й (Рихтер):

Что касается прелюдий, Шопен тут воспользовался давно существующим и несколько заброшенным жанром, который представлял небольшую инструментальную вступительную пьесу. Он превратил прелюдию в самостоятельную миниатюру в принципе похожую во многом на этюд. Только виртуозность тут совсем не обязательна и масштабы еще меньше. Шопеновские Прелюдии написаны в виде единого цикла из 24 пьес во всех тональностях. Это поразительно богатый сборник содержащий как бы всего Шопена в сжатом виде. Прелюдии играют как порознь так и все вместе, как одно большое сочинение.
Из самых знаменитых, послушайте (или, скорее, вспомните, так как вы наверняка ее уже слышали) 4-ю прелюдию:

Фредерик Франсуа Шопен, с его дарованием и темпераментом появился на западной сцене как раз в нужное для музыканта время. Когда он родился в 1810 году в Польше в семье отца-француза и матери-польки, фортепиано было всего сто лет, и выразительный потенциал инструмента только начинал открываться. Его родители рано способствовали его обучению игре на фортепиано, и к 8 годам юный Фредерик уже давал концерты и сочинял собственные произведения.

Он не научился играть ни на каком другом инструменте, и не нуждался ни в какой другой форме музыкального самовыражения. Шопен, единственный из великих композиторов, который всё, что сочинил — это только фортепианные произведения: начиная от двух фортепианных концертов, фортепианной сонаты для виолончели, до 17 песен для голоса и фортепиано, и, конечно, множество сольных фортепианных пьес. Среди них: мазурки, вальсы, полонезы, этюды, ноктюрны, баллады и прелюдии.

Прелюдии Шопена: окна для человеческих чувств

Шопен в 25 лет. Автор портрета его невеста — Мария Водзинская, 1835 год. (Public Domain)

Загадочная прелюдия

Среди двух десятков прелюдий Шопена есть пьесы, напоминающие этюды (ритмическое остинато № 8 фа-диез минор), мазурки (крошечная, напористая № 7 ля-мажор), ноктюрны (светлый и темный № 15 ре-бемоль мажор), и даже тоскливая поступь похоронного марша (№ 20 до-минор). Технически прелюдии Шопена тоже ничто не объединяет. Некоторые, такие как № 4 ми-минор и № 6 си-минор, вполне по силам ученику среднего уровня, другие же (№ 12 соль-диез минор, № 16 си-бемоль минор) требуют высокого профессионализма.

Пьесы Шопена, вошедшие в соч. 28, сочинённые в середине 1830-х годов, были закончены и собраны в сборник осенью 1838 года на острове Майорка в Испании, после чего композитор поселился в Париже, где стал заметной фигурой среди интеллигенции. Болезненный с детства, Шопен впоследствии заболел туберкулезом. Поездка на Майорку осенью 1838 года в сопровождении супруги Авроры Дюпен (писательницы под псевдонимом Жорж Санд) и её детей должна была смягчить его постоянные обострения, но обычная солнечная погода на острове сменилась непрекращающимся дождём. Тем не менее, Шопен использовал время, проведённое вдали от парижской светской жизни, чтобы написать последние прелюдии и собрать их в цельный, хотя и не совсем единый сборник. Он был опубликован в 1839 году и получил большое признание.

Без границ

Чтобы сыграть оба сборника этюдов Шопена, требуется один час, а чтобы сыграть все 19 ноктюрнов — два. Но соч. № 28 требует лишь около 40 минут непрерывного исполнения. В этих небольших пьесах 24 различных музыкальных характера — в среднем менее двух минут каждое — расцветают в стремительном разнообразии. Общие характеристики дают представление лишь об эмоциональном диапазоне: печаль, восторг, смятение, страсть, ярость, спокойствие, игривость, сопротивление, капитуляция, простая радость, глубокое отчаяние. Соч. № 28 Шопена подтверждает возможность сочетания мажорных и минорных тональностей выражения для бесконечной разнообразной фантазии.

Но этот ответ наводит на другой вопрос: как эта экспрессия возникает из таких простых технических возможностей — нотных знаков? Краткое рассмотрение наиболее доступной прелюдии Шопена позволяет понять это.

Путешествие в ми-миноре

Умножьте силу этого одного приёма выражения на 24, и вы получите некоторое представление о мастерстве прелюдий Шопена. Композитор умер в возрасте 39 лет, зная, что его музыка заняла достойное место среди произведений его коллег. В то время как вечная слава Шопена зиждется на его обширном каталоге, прелюдии занимают почти первое место, если не первое. Его друг и коллега-композитор Ференц Лист сказал о них:

Кеннет Лафав — музыкальный критик, доктор философии и искусств.

Читайте также: