Христианская этика кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих трактатах отводят разуму второстепенную роль, как в постижении самого существа морали, так и в выборе индивидуальной моральной позиции. Идея Бога как морального образца в средневековой этике задает строгие границы для интерпретации всей нравственной проблематики.

Античные философы, решая вопрос о высшем благе, исходили из того, что благо существует непосредственно для человека и ради него, и потому речь шла о высшем благе человека. Христиане этим представлениям противополагали иной тезис: так как высшее благо – это Бог как реальность, то высшее благо существует ради славы самого Бога.

Ключевой проблемой христианской этической концепции становится идея любви к Богу. Любовь при этом понимается как своеобразный универсальный принцип нравственности, морали. Она определяет нравственное отношение к ближнему, делает возможным придание морали общечеловеческого статуса, освящает все существующее.

Таким образом, вся патристика в Средние века основывалась на таком представлении об этике. Кроме того, понимание Бога как высшего блага, к которому причастны все люди, и следование, к которому ведет презрение к смерти, служило этическим доказательством бытия Бога.

Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что ос–новой для толкования нравственности в ней выступает не ра–зум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих трактатах отводят разуму второстепенную роль, как в пости–жении самого существа морали, так и в выборе индивидуаль–ной моральной позиции. Идея Бога как морального образца в средневековой этике задает строгие границы для интерпре–тации всей нравственной проблематики.

Античные философы, решая вопрос о высшем благе, исхо–дили из того, что благо существует непосредственно для чело–века и ради него, и потому речь шла о высшем благе человека. Христиане этим представлениям противополагали иной тезис: так как высшее благо – это Бог как реальность, то высшее благо существует ради славы самого Бога.

Ключевой проблемой христианской этической концепции становится идея любви к Богу. Любовь при этом понимается как своеобразный универсальный принцип нравственности, морали. Она определяет нравственное отношение к ближне–му, делает возможным придание морали общечеловеческого статуса, освящает все существующее.

В первые века христианства возникает совершенно осо–бенный строй мысли, который был ориентирован на древ–ность, святость и правильность. Представления о том, что мир открыт, возвещен и конечен (идея эсхатологии), рождали по–нимание необходимости учиться ожиданию этого конца, соз–нательно осваивать правила такого ожидания.

В дальнейшем проповедовании от всеобщей любви христи–анская этика переходит к преследованию инакомыслящих, от провозглашения равенства людей и отвержения богатства к оправданию социального неравенства.

Таким образом, вся патристика в Средние века основыва–лась на таком представлении об этике. Кроме того, понимание Бога как высшего блага, к которому причастны все люди, и следование, к которому ведет презрение к смерти, служило этическим доказательством бытия Бога.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Когда Москва стала христианской?

Когда Москва стала христианской? На Московскую Русь христианство пришло через династический брак.Брак князя Ивана III и греческой принцессы Софьи Палеолог состоялся в 1472 году Его инициировал папа римский Павел II… Абсурд? Нет, правда. Карамзин помог распутать этот

Изменение положения женщины к началу правления Софьи

Изменение положения женщины к началу правления Софьи Н.И. Костомаров пишет, что к тому времени, когда правление Россией возглавила женщина, изменились некоторые понятия, господствовавшие до тех пор в стране. Раньше царские дочери не смели появляться публично и видеть их

32. Системный подход: общие положения. Системологические понятия

ЛЕКЦИЯ № 1. Основные понятия этики

1. Основные понятия этики

11. Основные положения христианской этики

11. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что основой для толкования нравственности в ней выступает не разум, а религиозная вера. Мыслители Средневековья в своих

6.4. Значение христианской культуры

6.4. Значение христианской культуры Христианство оказало и оказывает огромное влияние на мировую культуру. Особая ее роль обнаруживается в становлении европейской культуры, которая фактически есть христианская культура. Христианство впервые поставило личность выше

1. Магия Хаоса: основные положения Учения

1. Магия Хаоса: основные положения Учения 1. Магия, в широком смысле слова, есть теория и практика воздействия тонких Сил, или Энергий, на материю, а также на другие Силы, или Энергии, по Воле Мага.2. Магия Хаоса есть теория и практика воздействия Сил Великой Нави, или Хаоса,

Предисловие: Основные положения Учения[127]

Предисловие: Основные положения Учения[127] Басню нужно учить как басню, миф как миф, а чудо как поэтические мечты. Воспринимать суеверия как Истину действительно страшно. Разум ребёнка принимает их, и только через великую боль, возможно трагедию, ребёнок может ос

II. Основные положения и понятия

II. Основные положения и понятия 1. Понятие и характеристика адаптации сложных систем к окружающей среде Любая знаковая система, в том числе и язык, функционирует как средство передачи и получения информации. Однако не существует какой-либо единой знаковой системы,

8.2. Основные положения об отражении эгоцентризма в семантической системе языка

8.2. Основные положения об отражении эгоцентризма в семантической системе языка Обобщая изложенное понимание отражения эгоцентризма в семантической системе языка, отметим, что принцип эгоцентризма стал пониматься в лингвистике расширенно – как любое проявление в

Библия дает нам детальные инструкции о том, как нам следует жить, а не только список того, что можно, а что – нельзя. Библия содержит в себе всё, что нам нужно, чтобы знать, как вести христианскую жизнь. Тем не менее, Библия не охватывает каждую отдельную ситуацию, с которой мы можем встретиться в нашей жизни. Как в таком случае ее может быть достаточно для решения всех этических дилемм, с которыми мы имеем дело? В этом и заключается суть христианской этики.

Например, Библия не говорит ничего конкретного об употреблении наркотиков, хотя на основании принципов, которые содержатся в Писании, мы можем быть уверены, что это неверно. С одной стороны, Библия говорит нам, что тело является храмом Святого Духа, и мы должны ним прославлять Бога (1 Коринфянам 6:19-20). Зная, какой вред наркотики наносят различным органам, нам следует осознавать, что, используя их, мы уничтожаем храм Святого Духа. Это определенно не прославляет Бога. Библия также говорит, что мы должны подчиняться властям, учрежденным самим Богом (Римлянам 13:1). Учитывая незаконную природу наркотиков, употребляя их, мы не подчиняемся властям, а восстаем против них. Значит ли это, что, если наркотики будут легализированы, всё будет в порядке? Нет, первый пункт будет нарушен.

Главная книга христианства – Библия. В ней заложены все основы христианского вероучения, этические нормы поведения человека в обществе, общечеловеческие культурные и правовые основы человеческого бытия.

Согласно Библии и христианскому вероучению, первый человек сначала не имел представления о законах морали, понятия добра и зла не были ему органично присущи.

В таком состоянии человек мог нарушать нравственные законы, но только невольно (без умысла и пристрастия), невольные нарушения закона не могли быть вменены человеку в вину, потому что он в принципе не понимал что такое добро и зло.

Человек, не имевший понятия о добре и зле, не мог вступить в противоречие с совершенной волей Бога, но это единение в добре не было результатом свободного выбора человека, оно было для человека неизбежно.

Вкусив запретный плод, первый человек вкусил знание нравственного закона вопреки воле Бога, человек был предупреждён о том, что знание закона повлечёт за собой страдания и смерть, то есть знание закона повлечёт ответственность за его несоблюдение.

Необходимость подчинения человека законам добра, необходимость их принятия человеком - это не каприз Господень, это единственная возможность обеспечить гармоничное, братское существование любого сообщества.

А какую цель, кроме устроения совершенного бытия, может преследовать Господь Бог?

И библейские пророчества, и вся логика христианской теории эволюции бытия свидетельствуют о намерении Бога устроить совершенное бытие, но гармоничное мироустроение может основываться только на всеобщем и добровольном соблюдении законов добра.

Необходимость единообразно - предсказуемого поведения человека в обществе вынуждает общество устанавливать нормы поведения, (этикета) который и принимается общественным сознанием за нормы морали. Поведенческие традиции этикета не имеют прямого отношения к морали, и потому часто воспринимаются со стороны как нелепые и комичные неписаные законы, которые со временем приходят и уходят, в отличие от вечных и неизменных законов добра.

В христианской системе взглядов основополагающими являются понятия добра и зла , понятия исконного, всеобщего, безусловного закона, закона заведомой справедливости, правоты и праведности. К интуитивному пониманию законов добра и зла (к совести) человечество получило от Бога так же прямое, точное, ясное изложение этих законов, содержащееся в Евангельских заповедях.

Евангельская этика отличается от прочих моральных кодексов: отсутствием в ней частных, преходящих поведенческих норм; исчерпывающей предметной полнотой; всеобъемлющей универсальностью; и невероятной нравственной высотой.

Эта качественная исключительность евангельской этики свидетельствует не только об ее предметной истинности, но и об ее сверхъестественном происхождении.

Об исключительности евангельской этики свидетельствует хотя бы то, что в иных этических системах полностью или почти полностью отсутствует принципиально важная для гармонии человеческих отношений, сложная для понимания, и очень болезненная этическая дилемма: гордость-смирение, занимающая в христианском нравственном богословии одно из центральных мест.

Евангельские (этические) законы, (законы добра и зла) преследуют ту же цель, что и два других поведенческих кодекса: право и этикет - это поддержание порядка в обществе

Библейские этические нормы осуждают ложные религиозные культы и обряды . Множество околохристианских сект не способны сделать человека лучше, ибо их модели вероисповедания носят мально - обрядовый, или ограниченно - избирательный, или необременительно - удобный характер.

Воля же Отца Небесного, изложенная в Евангельских заповедях заключается исключительно в этических требованиях, предъявляемых человеку.

Классификация христианских понятий, относящихся к предмету морали, привела некоторых библиологов к построению следующей этической системы:

1. Совесть - (самокритичность, честность, добросовестность, покаянность, самоосуждение и т.п.).

2. Любовь - (доброта, альтруизм, благожелательность, сострадательность, милосердие, отзывчивость, жертвенность и т.п.).

3. Терпимость - (прощение, сдержанность, уступчивость, снисходительность, великодушие и т.п.)

4. Умеренность - (умение довольствоваться малым (имеющимся), воздержанность, аскетичность, неприхотливость и т.п.).

5. Скромность .

Совестливость , в понимании христианской этики - это способность замечать в себе проявления зла, несправедливости, непорядочности, порочности и устыжаться их. Интересы совести всегда направлены против эгоистических интересов человека.

Самодовольный может быть столь виртуозен в самооправдании, что будет видеть себя добропорядочным, даже если у него руки будут по локоть в крови. Совестливый же, избегая стыда перед судом своей совести, избегает делать зло, таким образом становясь совершенней.

Совершенство человека может определяться только тонкостью видения им своего зла, и мерой стыда перед его совершением. Человек может преодолеть свою неправедность лишь в той мере, в которой сможет ее осознать.

Согласно христианскому вероучению невозможно быть безупречно - добросовестным хотя бы из-за того, что зло неотъемлемо от любых человеческих проявлений, но возможно увидеть свою вину, раскаяться и стать лучше. Раскаяние - это признание справедливости нравственного закона и своей вины перед ним.

- благожелательность (желание блага другому как самому себе, доброта);

- сострадательность (следствие благожелательности), милосердие, отзывчивость, сочувствие, неспособность причинить зло (человек сострадательный не способен причинить зло другому, потому что это было бы равносильно причинению им зла самому себе);

- жертвенность (следствие сострадательности), щедрость, самоотверженность, подвиг;

- соучастие радости (следствие жертвенности);

- симпатия (следствие соучастия радости, расположение, приязнь);

- духовное влечение: (следствие симпатии) стремление к общению, единению и братству;

- телесное влечение – эрос, нравственная семейная жизнь.

Бездушность, безжалостность, бесчувственность, грубость, жадность, жестокость, наглость, нетерпимость, черствость, способность причинить зло - вот проявления эгоизма. Живущий для себя, своими интересами и представлениями легко пренебрегает и жертвует интересами окружающих хотя бы в силу своего эгоистичного понимания справедливости.

Добродетель библейской терпимости заключается главным образом в отказе от беспредельных претензий на воцарение своих собственных представлений о справедливости. Терпимость - это миротворчество за счет личных интересов, это нераспространение ответного зла. Терпимость, это прежде всего способность прощать. Терпимость без прощения - это сокрытие зла. Простить - это, значит, принести в жертву миру раненую гордыню, праведную обиду, справедливый гнев, превосходство правоты, понесенный ущерб, надежду на месть. Прощение - это отпущение грехов против себя. Великодушие в прощении. Сильному легко прощать, слабому – трудно….

Если вдуматься, то станет очевидно, что мера дружественности человека определяется не по его отношению к друзьям и близким, а по его отношению к посторонним, а в особенности, по его отношению к своим неприятелям.

Полюбить своего недруга вроде бы и невозможно, но если проявить христианское великодушие и не мстить ему, не злословить, не желать зла, думать о нем без злости, встать на его место и понять его, найти ему оправдание, а себе долю вины, пожалеть его пребывающего в заблуждении и злобе - вот вам и любовь к врагу.

Нравственная задача человека по отношению к удовольствиям и радостям бытия, это сохранение свободы своей воли от пристрастия к ним. Страсть к преумножению своего довольства является смертным грехом, то есть таким грехом, который становится натурой человека, который подчиняет волю, свободу и совесть человека необратимо. Зло смертного греха (страсти) в том, что человек, попавший в его власть, становится не волен в выборе модели своего поведения, он становится недружественным и даже опасным сопричастником бытия.

Ещё один постулат христианской этики заслуживает внимания – умеренное и разумное удовлетворение потребностей человека . Потребности человека бывают трех видов:

  • Физические потребности (проявляются как пристрастность к удовольствиям и комфортности бытия).
  • Потребность в безопасности (проявляется как тревожная озабоченность перед возможными болезнями, бедами, бедностью, болью, голодом, врагами и тому подобным, и как стремление предохраниться и застраховаться от всего вышеперечисленного).
  • Эмоциональные потребности (проявляются как пристрастность к приятным и сильным эмоциям и впечатлениям, как стремление к развлечениям, играм, зрелищам, событиям, к информации, к алкоголю и наркотикам).

Эмоционально-информационная недостаточность (скука) обращает на себя внимание лишь в крайних своих проявлениях, в действительности же скука преследует человека непрестанно и является одним из основных стимулов к действию. Как только человек перестает чем-либо заниматься, в отсутствии внешних источников впечатлений его тут же настигает приступ эмоционально-информационного голода, который и толкает человека к действию. Эмоциональный голод (скука) порождается праздностью, внутренней бессодержательностью человека и его привычкой к сильным эмоциям и впечатлениям.

Подобным образом можно рассмотреть все библейские этические нормы бытия. Как видно, все они основаны на общечеловеческих ценностях и присущи вероисповеданиям абсолютного большинства религий мира.
***

Читайте также: