Храм посейдона в пестуме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Архитектура V века до н.э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами, который сложился в зодчестве архаики. Ведущее место занимают храмы дорического ордера, их пропорции обретают большую цельность и гармоничность по сравнению с приземистыми и тяжеловесными храмами VI века до н.э., а конструктивные решения отличаются точным расчетом и логической ясностью.

Наиболее полно эти черты проявились в храме богини Геры (раньше его считали храмом бога морей Посейдона), построенном во второй четверти V в. до н.э. в городе Посейдония (Пестум), греческой колонии на юге Италии.

Посейдония (лат. Пестум)

Посейдония была расположена в долине реки Селе вблизи берега Тирренского моря. Город находился на плоской равнине, в отличие от сицилийских городов, которые основывались на возвышенностях или в местах труднодоступных для повышения безопасности.

В плане город представлял собой прямоугольник с периметром, равным 4,7 км. Акрополя (возвышения со значимыми постройками) в городе не было. От греческих укреплений VI в. до н.э. почти ничего не осталось, и их остатки скрыты последующими укреплениями IV—II вв. до н.э.

Планировка города в том виде, в каком она была вскрыта раскопками соответствует типичным римским городам. В ней четко выделен кардо (улица с севера на юг) и декуманос (улица с востока на запад), четырьмя городскими воротами по торцам этих улиц и форумом у их пересечения. Регулярная уличная сеть, вероятно, относится ещё к до латинской эпохе.

В центре города было 2 священных участка. Самый большой, южный, был посвящен Гере. Там ей было построено 2 храма, по типу периптера. Они очень монументальны и неплохо сохранились для своего возраста. Наиболее древний из них это храм Геры I (так называемая базилика), а поздний храм Геры II (ранее считалось, что он посвящен Посейдону).


На участке поменьше, северном, находится так же хорошо сохранившийся храм Афины (Ранее предполагалось, что Церере, т.е. греческой Деметре).

В храмах были найдены находки, которые и помогли окончательно разобраться, кому все-таки посвящены храмы.

И вызвал недоумение тот факт, что на одном участке построили сразу два храма, посвященных одной богине. Потому что на территории Греции и Ионии храмы заменялись на новые. И древнегреческие переселенцы в Италию, поступили иначе. Хотя позднее, в период Великой Греции, греки так же могли построить два храма рядом, или почти рядом, и посвящали одному божеству. Гера особенно почиталась в западных колониях, поэтому имела не только два храма в Посейдонии, но и ещё два в более раннем святилище, которое находилось вне города. А ещё странным нашли тот факт, что в городе не было храма, посвященного самому Посейдону.


I храм Геры в Пестуме (Посейдония)

Храм был построен около 540 г. до н.э. и имеет также название Базилика. По своему типу — периптер на трехступенчатом основании размером 24,52 х 54,3 по стилобату. Число колонн 9 х 18. Храм имел пронаос с тремя колоннами в антах, наос, разделенный на два нефа продольным рядом из семи колонн, и адитон. Каждый из пролетов целлы имел особый вход из пронаоса и отдельную дверь в адитон.

Подобные храмы, с двухнефной целлой с центральным рядом колонн, так же, как и нечетное число колонн на торцовых фасадах, встречается редко.

В планировке храма отмечается большая регулярность и явные математические закономерности построения.


Пропорции стилобата были задуманы таким образом, чтобы в осях колонн получить соотношение 4:9 или 8:18. Целла по соотношениям ширины к длине (взятой вместе с пронаосом и адитоном) должна иметь пропорции 2:7 с тем, чтобы ширина портика со всех её сторон соответствовала одной пропорциональной единице или двум пролетам. Однако фактические продольные стены целлы были несколько раздвинуты кнаружи, а главное — число пролётов по боковым сторонам было принято 17. В результате боковые пролеты храма, равные 310 см., стали шире торцовых (287 см), а число колонн стало 9 х 18, что, как можно предположить, соответствовало числам, почитавшимся священными. Таким образом в основе плана сочетались абстрактный геометризм и символика, несколько смягченные отдельными корректировками.

Италия, Пестум (Посейдония), Храм Геры I


I храм Геры относится к числу наиболее хорошо сохранившихся. Уцелела почти вся его наружная колоннада с архитравом и частями внутренней стороны фриза, колонны и анты пронаоса и часть внутренней колоннады. Храм производит впечатление большой мощи и необыкновенной пластичности. Причиной того являются не только его крупные абсолютные размеры, могучий архитрав, тяжелые пропорции колонн (высота равна 4,45 нижнего диаметра) и относительно узкие интерколумнии.

Два храма Геры в Пестуме (Посейдония)


У храма есть одна особенность, которая не встречается больше нигде — форма энтазиса колонн. Другие особенности — большое различие между нижними и сильно уменьшенным верхним диаметром колонн и распластанная, сильно выступающая в стороны форма эхина капителей, подрезанных глубокой скоцией. За время строительства храма вкусы, по-видимому, менялись. Это сказалось как на некотором изменении формы самих капителей, так и на решении шейки, украшенной то росписью, то резными листочками. Каждая колонна храма воспринимается как самостоятельное пластическое тело, обладающее какой-то необычной жизненной силой, помогающей ей выдерживать груз, кажущийся чрезмерным. Тем внушительнее выглядит вся колоннада, воспринимаемая в целом. Её материал — крупнозернистый известняк — ещё усиливает пластичность целого.



Современное состояние антаблемента не позволяет зрительно оценить его некогда грандиозные масштабы. Архитрав, состоявший по высоте из двух блоков, почти на всем протяжении лишен венчающего облома, который не только был выполнен из другого материала, но и имел типично ионический профиль с порезкой вместо дорической тении с регулами и гуттами. Не сохранилось и лицевых камней фриза, но о высоте его позволяют судить оставшиеся на месте блоки внутренней стороны. Имеющиеся на них врезы для металлических креплений дали основу для реконструкции наружной сстороны триглифного фриза, в котором отношение ширины триглифов и метоп было близким к принятому в классическую эпоху (2:3). Поскольку сужения угловых интерколумниев не было, можно предположить, что для расположения триглифа на углу антаблемента крайняя метопа была расширена. Карнизных плит не сохранилось. Найденные фрагменты свидетельствуют о том, что они были одеты терракотой, как и в ранних храмах Селинунта. Венчающая сима также была из терракоты.



I храм Геры — типичное творение дорики. Вместе с тем в нём ярко выражены ионические черты. Свойственная ионике регулярность плана с четкой постановкой стен целлы напротив колонн птерона. Форма антовых капителей, как бы намечающая завершение их волютами. Резкой, типично ионический облом, венчавший архитрав, а также порезка, украшающая скоции, образующее шейки многих капителей.

Храм Афины (Цереры)

Храм был построен в 520—510 гг. до н.э., т.е. на 20-30 лет позднее Базилики. И за этот период произошли значительные изменения в архитектуре Посейдонии.


Накрывавшая храм крыша, зрительно лишенная связи с горизонтальным перекрытием, приобретала самостоятельную значимость.

Своеобразна также конструкция дорического фриза. Он состоял из блоков, равных по длине блокам архитрава, но уложенных над колоннами таким образом, что их концы являлись как бы консолями. В эти блоки триглифы были врезаны, причём триглиф, расположенный над интерколумнием, скрывал шов между блоками фриза.


На этом особенности храма Афины не заканчивались. Сдвинутая к западному торцу целла была лишена адитона, но зато имела развитый пронаос с четырьмя колоннами по фронтону и двумя дополнительными колоннами, поставленными позади угловых. Торцы продольных стен целлы также заканчивались не антами, а трехчетвертными колоннами. Все колонны пронаоса были ионическими, на месте от них сохранились лишь базы с профилем, близким к самосскому. Капители, по-видимому, имели крупные, сильно свисающие волюты.



Также изменения произошли в общем планировочном построении плана. По замыслу архитектора длина храма Афины по стилобату, видимо, должна была равняться 100 дорическим футам, а соотношение его сторон должно было составить 4:9. Фактически же длина была увеличена примерно на 10 см (размеры стилобата 14,53 х 32,84), что дало соотношение в осях колонн, равное 40:96 дорических футов или 5:12, соответственно равное числу пролетов на сторонах храма. Таким образом, впервые все пролеты как на торцовых, так и на боковых сторонах периптера были выровнены. По-видимому, впервые их рассматривали как меру измерения плана, как его модуль. В результате появилась возможность сделать все плиты, обрамляющие стилобат, одинаковыми, равнями по размеру половине пролёта. Модулирование по стилобату, однако, затруднило расчленение фриза. Из-за того, что угловой триглиф приходилось сдвигать с оси колонны наружу, угловая метопа была уширена и значительно отличалась от остальных.


Храм Афины типичен для завершающего этапа архитектуры архаика в Посейдонии.

II храм Геры (Посейдона)

Этот храм наиболее величественный и сохранился он наилучшим образом. Это памятник второй четверти V в. до н.э., а по сути дела — единственный греческий периптер, в наосе которого ещё стоит на своих первоначальных местах часть верхних колонн внутренних двухъярусных колоннад. Размер стилобата 24,3 х 59,99 м. И на трехступенчатом основании возвышается в своем могучем великолепии вся наружная колоннада, несущая полный антаблемент с фронтонами и карнизом, в которых не хватает лишь нескольких блоков.


Строго продумано и определено число колонн, окружающих храм: шесть — на фасаде и 13 — на продольных сторонах. Такое соотношение — характерная черта классической архитектуры. Чтобы определить количество колонн на продольной стороне храма, следует удвоить их число на фасаде и добавить ещё одну. Внутри храма хорошо сохранилась часть двухъярусной колоннады, делившей пространство на три нефа. Простые выразительные формы храма Геры делают его одним из лучших памятников греческой классики и сообщают архитектурному облику здания торжественную монументальность. В нём нашла образное воплощение мысль о величии и слове богатого города.


Как и более древние храмы Посейдонии, II храм Геры сооружен из кристаллического, очень твердого золотистого ракушечника, который был одет тонким слоем белой штукатурки. Согласно традиции некоторые части сооружения были покрашены.

План и общая композиция храма были задуманы не без влияния храма Зевса в Олимпии. Полагают, что архитектор Посейдонии изучал его, что особенно вероятно в связи с усилившимся культурным влиянием материковой Греции после того, как в 468 г. до н.э. город принимал участие и вышел победителем в олимпийских играх.

II храм Геры в Пестуме (Посейдонии) план

Сохранность внутренних колоннад имеет очень большое значение, так как позволяет составить ясное представление о внутреннем помещении греческого периптера. Наос узкий, сильно вытянут. Высота среднего нефа, довольно близкая наружной высоте сооружения, очень велика по отношению и ширине центрального нефа целлы. Это ещё подчеркивают сильные вертикали двухъярусных колоннад и заканчивающие их пилястры. Нижние колонны имеют 20 каннелюр, верхние — по 16, соотношение их диаметров друг к другу, как 16:9 (6,06 и 3,41 м.) Спокойный ритм убывающих по высоте колонн в сочетании с горизонталями архитравов создаёт характерное для всего интерьера ясное и спокойное равновесие. Эта уравновешенность замкнутого пространства целлы получила ещё более совершенное решение уже во 2-й половине века в Парфеноне.




В архитектуре II храма Геры был заложен принцип регулярности построения. Исходные пропорции 72 х 180 дорических футов (отношение 2:5) — намечались не по стилобату, а по тении архитрава. От этих размеров и был, по-видимому, определен интерколумний как некий теоретический усреднённый модуль, равный 9 дорическим футам. Высота колонн была в 3 раза большей, и это соотношение соответствовало пропорциям пролета колоннады — 1:3, взятым в осях колонн.

Пролёты торцовых колоннад были чуть меньше, чем на боковых сторонах, в то время как диаметр колонн главных фасадов был увеличен на 5 см. Это выразилось в явно заметном сужении интерколумниев и общем повышении мощи и пластической выразительности главных фасадов храма.


У II храма Геры есть особенности в восприятии масштаба. Издалека, как и на чертеже, он кажется меньше, чем в действительности, и поэтому сильнее воздействует на зрителя, когда тот подходит вплотную. Этому способствуют следующие факторы: массивность антаблемента, тяжелые пропорции колонн, состоящие всего из 5-6 больших барабанов, их тесная расстановка, крупность блоков архитрава, достигающих 4,5 м. в длину и 1,5 м. в высоту. В общем преувеличенная массивность всех основных частей сооружения. И этим массивам противопоставляются небольшие размеры и рельеф деталей. Отсюда возникают определенные светотеневые соотношения, возникающие в условиях яркого южного освещения. Сильные тени увеличивают выразительность храма в целом и его колоннады. Стволы колонн, как самостоятельные скульптурные тела, четко и пластично вырисовываются на фоне затененного пространства птерона.


Могучие и тяжеловесные наружные колоннады храма в Посейдонии без труда несут гигантский антаблемент. Равновесие огромных героизированных форм и скрытые в них избыточные силы придают храму как бы стихийную мощь при подлинно органической целостности.

Всемирная история архитектуры, Том II

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂

План, Храм Посейдона в Пестуме (сейчас храм Геры-II)

Построенный около середины V в. до н. э. этот периптер ранее считали посвященным Посейдону или Аполлону, но более поздние исследования установили, что он был посвящен Гере, сейчас это строение называется храм Геры-II.

Этот храм сохранился очень хорошо (до сих пор стоят не только наружные колоннады, антаблемент и фронтоны, но даже часть колонн второго яруса внутри целлы. Храм Посейдона довольно велик по размерам, длина его равна 60 м, ширина — 24 м. По фасадным сторонам храма стоят по шести, по дольным по четырнадцати колонн. Контуры колонн кажутся строгими и несколько сухими, в общем храм представляется полным величавой монументальности, торжественности и, в известной мере, приступности, с чем вполне согласуется и характер его масштабов, сверхчеловеческих (героических) масштабов дорических периптеров VI в. до н. э.

Рядом находится другой храм, относящийся к этой же эпохи — храм Геры-I (т.н. Базилика).


Всеобщая история архитектуры. Том II Храм Посейдона в Посейдонии (Пестуме)

Построенный во второй четверти V века до н. э. храм Посейдона представляет собой наиболее сохранившийся памятник этой эпохи — единственный, в наосе которого еще стоит на своих первоначальных местах часть верхних колонн двухъярусных коллонад. Это — большой дорический периптер, с числом колонн 6 x 14, возвышающийся на трехступенчатом основании (размеры стилобата 24,30 x 59,99 м). Два ряда колонн, разделяющих целлу на три корабля, состоят из семи в каждом и заканчиваются, как в олимпийском храме, антами (рис. 105). Лестница между пронаосом и наосом, по-видимому, вела на галереи над боковыми кораблями целлы (рис. 106, фиг. А). Устройство кровли и потолка нам неизвестно.

Внешний облик храма, исполненный мощи и величавой торжественности, и теперь еще производит необычайно сильное впечатление (табл. 38). Отдельные черты его на первый взглядмогут показаться архаическими, таковы — тяжелые пропорции колонн (Н = 4,29 D) и сильное их утонение. Нижний диаметр колонн превышает 2 м, между тем эти размеры слабо подчеркнуты в пропорциях ордера; издалека (как и на чертеже) храм кажется меньшим, чем он есть в действительности, и тем сильнее воздействует на восприятие, когда, подойдя к сооружению вплотную, зритель уясняет себе его истинные размеры. Такому решению масштаба отвечает увеличенное число каннелюр (двадцать четыре вместо канонических двадцати) и их необычная плоскостность, особенно в нижней части ствола. Воспринимаемые лучше всего вблизи, такие каннелюры усиливают впечатление величественных размеров храма. Небольшой энтазис придает мощным стволам колонн выражение упругости и сдержанной силы. Архитрав тяжел и массивен: его блоки достигают 4,5 м в длину и 1,5 м в высоту. Весь антаблемент относится к высоте колонны, как 1 : 2,3 (табл. 40, фиг. 1).

Капители колонн, акцентированные глубокой тенью от сильно выступающих абаков, как бы подчеркивают встречу несущих и несомых элементов сооружения и являются посредниками между ними, связывая их в органическое целое (табл. 41, 42).

Рис. 105

Колонны, состоящие из 5—6 массивных барабанов, на боковых сторонах храма расставлены несколько шире, чем на торцовых. Интерколумнии по боковым сторонам храма уменьшаются по мере приближения к угловым колоннам, утолщенным по сравнению с остальными. Все колонны птерона немного, но все же вполне заметно наклонены внутрь (Недавно произведенные обмеры несколько расходятся по своим результатам с прежними данных); таким образом, прием сужения кверху отдельной колонны распространяется с той же художественной целью на все сооружение: периптер как бы становится организмом, могучим и суровым. Пластика архитектурных форм и сильные тени предельно увеличивают выразительность колоннады, опоясывающей храм (табл. 39). Стволы колонн особенно четко и пластично вырисовываются на фоне затененного пространства птерона. Их перерезает тень под сильно вынесенными капителями, объединяя последние в единый ряд. Глубокая тень под карнизом выделяет венчающую часть сооружения. В отличие от этих основных частей с сопутствующей им сильной светотенью, каннелюры колонн и детали архитрава (тения, регулы) выполнены в очень плоском рельефе, благодаря чему важнейшие элементы сооружения сохраняют свою обобщенность, а их материал кажется особенно твердым и плотным. Именно этот характер плотности, твердости и прочности архитектурного тела, исполненного мощи, и отличает храм Посейдона от архаических памятников, с их припухлыми, не всегда напряженными формами, в которых доминирует масса. Вот почему, несмотря на ряд, казалось бы, архаических черт; храм Посейдона — законченный образец зрелой дорики.

Рис. 106

Как и более древние соседние храмы, храм Посейдона был сооружен из кристаллического, очень твердого раковистого известняка золотистого цвета. Некогда храм Посейдона был в ином, далеко не первобытном как теперь, окружении: он стоял посредине цветущего эллинского города: Посейдонии и, вероятно, являлся главным святилищем морского бога, которому, как это видно из названия, посвящался город. Храм был одет тонким слоем белой штукатурки, которой покрывались отсутствующие теперь четкие и выразительные детали обломов, характерные для данной эпохи; согласно традиции, некоторые части сооружения были покрашены.

Рис. 108

Храм Посейдона имеет очень большое значение, так как дает живое представление о внутреннем помещении периптера (табл. 40, фиг. 2). Главный корабль наоса, обрамленный с обеих сторон колоннадами, казался узким, сильно вытянутым в длину; его пропорции значительно отличаются от пропорций внешнего объема периптера; высота среднего нефа, довольно близкая наружной высоте постройки, очень велика по отношению к ширине центрального корабля. Это подчеркивают сильные вертикали двухъярусных колоннад и заканчивающие их пилястры. Нижние колонны имеют 20 каннелюр, верхние—по 16; соотношение их диаметров друг к другу — 9:7; по высоте они относятся друг к другу, как 16:9 (6,06 м и 3,41 м). Спокойный ритм убывающих по высоте колонн в сочетании с горизонталями архитравов создает характерное для всего интерьера ясное и спокойное равновесие. Это чувство уравновешенности в замкнутом пространстве целлы получило еще более совершенное решение уже во второй половине века — в Парфеноне. Скудность историко-археологических данных не позволяет раскрыть с достаточной определенностью конкретное социально-идейное содержание этого важного архитектурного памятника. Но его суровый, тяжеловесный монументализм бросает свет на общий характер породившего храм религиозного культа, в котором за грозными образами богов чувствуется пафос борьбы с морской стихией. Столь же отчетливо выражен в архитектуре пестумского храма государственный характер этого культа: мотивы подавляющей мощи, проходящие через архитектурные формы храма, призваны были связать религиозные образы с идеей могущества классового государства и его власти.

Рис. 109

Как указывалось в начале главы, события греко-персидских войн в начале V века до н. э. не благоприятствовали развитию ионической архитектуры. Науке известно лишь несколько ионических построек первой половины V века, сооруженных в Малой Азии, в которой ионический ордер возник и развивался. Помимо ионического храма в Локрах, о котором говорилось выше в связи с архаической ионикой, необходимо упомянуть о маленьком ионическом храме в Аттике, сооруженном на берегу реки Илиса, близ Афин, вероятно, около середины V века (рис. 108).

Это был небольшой амфипростиль, построенный целиком из белого мрамора, очень близкий по формам· к акропольскому храму Ники Аптерос (стр. 146), для которого он, быть может, в известной мере послужил прототипом. Он отличался сравнительно тяжелыми пропорциями ордера, придававшими ему более суровый облик.

Таблица 38

В архитраве отсутствовало обычное в ионике горизонтальное членение на фасции; фриз и карниз были лишены украшений. Все это позволяет говорить о своеобразной попытке внести в ионическую постройку элементы дорического стиля. Поэтому храм у реки Илиса можно рассматривать как едва ли не самый ранний из аттических памятников V века, отражающий стремление к объединению ионических и дорических черт и к созданию единого всеэллинского стиля. В отличие от зодчих эпохи Перикла, строитель этого храмика взял за основу не дорический, а ионический ордер, в который им внесены некоторые дорические элементы.

На рис. 109 воспроизведены план и реконструкция храма Афины в Милете, датировка которого (серединой V века до н. э.) недостоверна.


Немало памятников Либона можно встретить и в Сицилии и Южной Италии: святилище Зевса в Агригенте, шестиколонный храм Посейдона в Пестуме и т.д.

Храм Посейдона в Пестуме был рассчитан на восприятие с разных расстояний. Издали храм с его относительно невысокими колоннами кажется несколько меньшим, чем в действительности, и вместе с тем очень компактным и строгим по формам. Контраст впечатлений от далекой и близкой точек зрения способствует нарастанию по мере приближения чувства величия сооружения.

Этот прием сопоставления нескольких точек зрения чрезвычайно характерен для архитектуры классики.

Неаполитанское побережье. Конец февраля. Солнечно, градусов 15 тепла, только иногда набегают небольшие облачка.

Я схожу с электрички на захолустном полустанке Paestum в 1 часе и 20 минутах езды от Неаполя и отправляюсь в прошлое — великое прошлое Великой Греции, как древние эллины именовали Южную Италию. А именно – в древнегреческий город Посейдония, основанном в 7-м веке до нашей эры. При римлянах город получил название Пестум.

Пестум

А так, примерно, Пестум выглядел в древности

Пестум

Чтобы попасть в Пестум, нужно пересечь железнодорожные пути и пойти по направлению от Неаполя по дорожке, сделанной из дорогущего тикового дерева (видно, ЮНЕСКО расщедрилось). Археологическая зона Пестума включена в список культурного наследия ЮНЕСКО в 1998 году.

Дорожка идёт сначала между ж/д путями и старой крепостной стеной, потом поворачивает направо. (Можно пройти и напрямую от ж/д платформы, но я шёл именно так).

Пестум

Крепостная стена сложена из плотно подогнанных каменных блоков, имеет арки для прохода и 24 башни. Длина стены около 5 км, толщина 5-7. Людей на дорожке почти не было.

Пестум

Дорожка ещё раз повернула направо и пошла уже внутри стен к завидневшимся храмам.

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Какому божеству он был посвящён в действительности, не совсем понятно. А для меня как любителя не так уж и важно. Главное, что он совершенен и прекрасен. Этот храм и сохранился лучше всех. Построен он примерно в середине 5 века до н.э.

Какая-то женщина ходила вокруг и внутри храма и блаженно улыбалась. Понятно, человек очень любит античные древности.

Рядом с храмом Посейдона — храм Геры 1, построенный около середины 6 века до н.э. Тут всё однозначно, других названий мне не попадалось. Сохранился он похуже, и выглядит не так привлекательно. Колонн у него побольше, и смотрятся они несколько монотонно. Это, видимо, потому, что строился он раньше, и греческие архитекторы ещё не достигли вершин мастерства.

Пестум

Пестум

Пестум

Храм Афины находится на значительном удалении от двух предыдущих. Он был построен в самом начале 5 века. Раньше его считали храмом богини Деметры (она же римская Церера).

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Цвет камня, из которого сложены остальные объекты Пестума, совсем серый.

А главные храмы сложены из желтоватого пористого камня, и как будто это не камень, а что-то живое. Вспоминались храмы, виденные мной на Сицилии, в Агригенте. И мраморы Парфенона, которые от времени пожелтели и стали подобны благородной слоновой кости.

Я бродил среди руин и восторгался мастерством эллинских архитекторов и строителей. Между камней бегали прыткие зелёные ящерицы. Всюду прорастала изумрудная травка, которую в это время года перекрывал ковёр из белых маргариток. Тишина. Лишь слабый ветерок доносился с моря.

Пестум

Пестум

Эллины основали Посейдонию на берегу моря.

За века море ушло, набежали варвары, земля заболотилась. Пестум был полностью покинут.

Вот — срок настал. Крылами бьет беда,

И каждый день обиды множит,

И день придет — не будет и следа

От ваших Пестумов, быть может!

Радует, что пока, вопреки его предсказаниям, следы Пестума сохраняются.

Город был довольно большой, и на его осмотр я потратил часа полтора, а потом, по тому же билету, направился в музей, который находится неподалёку.

Пестум

Музей интересный, а посетителей в нём почти не было. Для такого захолустья, каким сейчас является Пестум, он великоват. Но в сезон-то народу в нём, думается, побольше.

Пестум

Пестум

Любопытны изображения греков, возлежащих на симпозиумах. Симпозиум – это изначально не собрание учёных, а совместная пьянка. Так что в этом греки похожи на нас Ну, или мы на них.

Пестум

В собрании музея много и других греческих артефактов: росписей, оружия, керамики, скульптуры, погребальных камер, покрытых фресками.

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Помимо предметов, обнаруженных при раскопках города, в музее неплохая экспозиция про жизнь доисторических людей, обитавших в Пестуме задолго до греков.

Пестум

На экранах мониторов показывают процессы изготовления каменных ножей или керамики без гончарного круга. И рассказывают, как американцы освобождали (или оккупировали?) Пестум.

Покидал я Пестум с небольшой группой таких же экскурсантов. Любителям античности — мой настоятельный совет: будете в Неаполе — обязательно побывайте в Пестуме. Не пожалеете.

Путешествие по Кампании (февраль 2017) — описание поездки

Акция раннего бронирования на Level.Travel - не пропустите! Вы можете забронировать тур на весну и лето, заплатив от 10% до 25% стоимости, а остаток доплатить в личном кабинете за 2 – 3 недели до вылета.

К турам от 100 тыс. рублей прилагается промокод LT-EARLY2022 номиналом 2 500 рублей. Промокод будет действовать до 8 марта для туров с вылетом с 1 апреля по 30 сентября 2022 года. Направления, на которые распространяется промокод: Египет, Турция, Тунис, Кипр, Куба.
______________________

Читайте также: