Храм николая чудотворца в турции кратко

Обновлено: 05.07.2024

С утра в этот день я выехал в Демре. Пришлось ехать с пересадкой в Каше.

Сначала я выехал с автовокзала Калкана в Каш (в дороге — 30 минут, цена 7 лир -1 евро) и затем на автовокзале в Каше пересел на маршрутку (долмуш) идущую в Демре (в дороге 40 минут, цена 8 лир)

Приехав на автовокзал Демре, и пройдя два квартала, я оказался на центральной площади города — вдали которой виднелся вход к церковь Святого Николая- на фото

От автовокзала до церкви идти всего 5 минут.

На нижнем фото — вход в церковь Святого Николая Чудотворца, по турецки это будет — так — Aziz Nikolaos kilisesi

Сейчас Демре небольшой турецкий город с населением в 16 тысяч жителей, а в античные времена это был крупный ликийский город — Мира, который достиг своего расцвета во времена Римской империи в 1–4 веке

Церковь открыта для посещения ежедневно с 09.00- 19.00. Надо постараться приехать пораньше, чтобы не застать пакетных туристов, которых сюда к 10 часам привозят из Анталии.

Цена за вход 20 лир (3 евро) и закрыта навесом от дождя и солнца.

Во времена Римской империи Мира стала достаточно большим городом, чтобы иметь здесь своего собственного епископа, которым в 4 веке стал Николай Мирликийский, известный в России, как Николай Чудотворец. Он начал проповедать здесь в 300 году и к нему приходило много паломников за исцелением. В качестве епископа он пробыл в Мире до своей сметри в 343 году.

Церковь Святого Николая была построена на этом месте в 4 веке сразу после смерти Николая Чудотворца, в 7 веке церковь разрушили арабы, которые на время захватили Миру, то что мы видим сейчас было построено в 8 веке византийцами, они же в 11 веке окружили церковь крепостной стеной, превратив комплекс в неприступный монастырь, который впрочем не устоял при захвате Миры турками-османами в 15 веке.

К середине 19 века церковь была полностью покрыта илом и грязью, в результате нескольких землетрясений- изменилось течении реки Мирос.

В 1850 году в таком плачевном состоянии ее увидел русский путешественник Муравьев, который начал сбор в России средства на ее восстановление.

В дело вмешался и Российский император Николай Первый, который в 1852 году издал указ о восстановлении церкви

В 1862 году церковь была реконструирована. Над боковым пределом построена колокольня, привычная православному глазу, но удивительная в сочетании с византийской архитектурой.

Храм представляет собой базилику в форме креста, с одним большим помещением, посередине покрытым куполом с двумя залами по бокам

Перед входом в церковь — внутренний двор

Саркофак в котором изначально хранились мощи святого (были похищены итальянсками купцами в 1097 году и находятся в городе Бари в итальянской Апулии) находятся в Южном нефе церкви. Сейчас саркофаг закрыт стеклом.

Но и сейчас в церковь прибывают паломники надеясь на исцеление и некоторые из них его получают. Высказывается предположение, что в Бари перевезли не настоящие мощи святого, которые на самом деле были захоронены монахами в другом месте — под полом церкви.

Стены церкви были украшены фресками 11–12 веков, чьи фрагменты можно различить и сегодня.

Пол выложен мозаиками с геометрическими узорами (8–9 век)

В настоящее время церковь недействуюшая- это музей. Лишь один день в году — 6 декабря- в день рождения Николая Мирликийского — тысячи паломников собираются в ней на богослужение.

Осмотрев церковь я направился на север города к следующей достопримечательности.

Пришлось пройти около 2,5 километров(около 30 минут) — пока на холме я не увидел остатки византийской крепости- на фото

От церкви можно доехать и на такси за 10–15 лир

Здесь поварачиваем налево и через 5 минут подходим к античным руинам древней Миры

Археологическая зона открыта ежедневно с 08.30–19.30. Цена за вход 20 лир (3 евро)

Большая часть древней Миры все еще погребена под землей, но то что лежит на поверности стоит осмотреть.

Основана древняя Мира была в 5 веке до нашей эры древними греками, а уже к 3 веку до нашей эры стала одним из главных городов Ликийского Союза

Здесь вы увидите главный некрополь ликийцев и римлян с выдобленными в скалах могилами — на фото

Этим могилам более двух тысяч лет!

Поднимаемся в римский амфитетар

Амфитеатр один из самых больших в Турции и хорошо сохранился, в нем даже иногда проводят и сейчас представления.

Древняя Мира очень впечатлила!

Но главной фишкой являетются многочисленные и разнообразные барельефы — на фото. Столько в одном месте я не видел ни на одних античных руинах.

Посетить Миру стоит — даже если вы находитесь в Анталии — купите тур в любом агенстве.

Завершив осмотр Демре я вернулся на автовокзал и с пересадкой в Каше вернулся в Калкан, о котором я расскажу в следующем отчете,который можно прочитать здесь - " По турецкой ривьере - в Калкан - самый дорогой курорт Турции."

В древнем ликийском городе Мира, а ныне турецком Демре, сохранилось уникальное место.
Это церковь Святого Николая - пожалуй, самого почитаемого святого православными верующими.
Именно в этом городе Святой Николай служил архиепископом и был здесь захоронен.

2. Вот такой вид открывается при входе на территорию. Сама церковь находится гораздо ниже уровня земли. Почти на 6 метров.

2. Вот такой вид открывается при входе на территорию. Сама церковь находится гораздо ниже уровня земли. Почти на 6 метров.

3. Над зданием возведен защитный купол, оберегающий церковь от внешних воздействий. Кстати, работы проводились на средства нашего патриарха Алексия II.

3. Над зданием возведен защитный купол, оберегающий церковь от внешних воздействий. Кстати, работы проводились на средства нашего патриарха Алексия II.

4. Святитель Николай действительно жил и умер в этом городе в 4 веке. И в городе Мира, который являлся столицей древней Ликии, уже в 5 веке находилась или гробница или церковь воздвигнутая в честь самого почитаемого горожанами священника. После мощного землетрясения, в 6 веке здесь была воздвигнута крестообразная базилика, которую, впрочем, довольно скоро разгромили сарацины. В 1042 году церковь была повторно отреставрирована императором Константином Мономахом. Слава о Николае и слухи об источаемой из саркофага чудодейственной мире быстро распространились по христианскому миру, и уже вскоре итальянцами мощи Святого были вывезены. Или варварски украдены, как считают турки. В последующие годы землетрясения и сели поглотили церковь, и лишь благодаря поддержке российского царя Николая I в 19 веке были проведены масштабные археологические и реставрационные работы, когда здание и его внутреннее убранство было практически выкопано в толще многовековой грязи. В советское время церковь нашему государству оказалась не нужна и стояла открытая всем ветрам до конца 20 века, пока ею не занялось министерство культуры Турции.

4. Святитель Николай действительно жил и умер в этом городе в 4 веке. И в городе Мира, который являлся столицей древней Ликии, уже в 5 веке находилась или гробница или церковь воздвигнутая в честь самого почитаемого горожанами священника. После мощного землетрясения, в 6 веке здесь была воздвигнута крестообразная базилика, которую, впрочем, довольно скоро разгромили сарацины. В 1042 году церковь была повторно отреставрирована императором Константином Мономахом. Слава о Николае и слухи об источаемой из саркофага чудодейственной мире быстро распространились по христианскому миру, и уже вскоре итальянцами мощи Святого были вывезены. Или варварски украдены, как считают турки. В последующие годы землетрясения и сели поглотили церковь, и лишь благодаря поддержке российского царя Николая I в 19 веке были проведены масштабные археологические и реставрационные работы, когда здание и его внутреннее убранство было практически выкопано в толще многовековой грязи. В советское время церковь нашему государству оказалась не нужна и стояла открытая всем ветрам до конца 20 века, пока ею не занялось министерство культуры Турции.

5. Я не соблюдаю всех церковных православных традиций, но все же считаю себя верующим. Поэтому планируемое посещение этой церкви было, наверное, самым важным для меня во всей поездке по Турции. И вот, я здесь. Посмотрите, какой невероятный пол. Это мозаика 11-12 веков.

5. Я не соблюдаю всех церковных православных традиций, но все же считаю себя верующим. Поэтому планируемое посещение этой церкви было, наверное, самым важным для меня во всей поездке по Турции. И вот, я здесь. Посмотрите, какой невероятный пол. Это мозаика 11-12 веков.

Церковь Святого Николая Чудотворца Николая Угодника Демре Турция фото история

Турция страна с теплым климатом, куда многие едут позагорать на берегах Средиземного моря. Однако, здесь не только чистые пляжи с золотистым песком, европейский комфорт и ночные клубы.

Это государство с большой и богатой историей, в которой сохранилось много исторических памятников и старинных архитектурных сооружений. Одним из таких архитектурных памятников, паломнических и туристических центров и является Церковь Святого Николая в небольшом городишке Демре. Посещение Церкви Святого Николая входит в стандартную экскурсию по Турции под названием Демре - Мира - Кекова.

Она считается третьим по важности религиозным сооружением византийской архитектуры на Востоке. В том виде, в каком мы видим церковь сейчас, она была построена в начале VI в. на месте древнего храма богини Артемиды.

Гробница Святого Николая находится в старинной церкви городка Демре

Гробница Святого Николая находится в старинной церкви городка Демре

Церковь Святого Николая находится в городке Демре, этот городок расположен в провинции Анталии, построенный недалеко от столицы древнего государства Ликии – города Миры, важного археологического участка, которая была как политическим, так и культурным центром в античные времена.

Демре, он же Финике, он же Кале-Решадие, известен за своими пределами именно по причине расположенного в городе древнего храма. Этот храм не только архитектурный памятник эпохи времен Древней Византии, это также святое место для христианских паломников, которые едут поклониться мощам Святого Николая Чудотворца.

На фото гробница в которой предположительно был похоронен Николай Чудотворец или Николай Угодник.

История городка Мира (Демре)

История городка Мира (Демре)

Историческая справка Мира (Демре)

Мира, согласно историческим хроникам, являлась крупнейшим городом Средиземноморского побережья и имела сильное влияние в жизни всей области. Также Мира считалась центром, откуда начало распространяться христианство. Такое значение Миры известно, в основном, благодаря жизни и служению в этом городе в 300 году после Р.Х. одного из ее горожан, священника Николая из Патары, известного в православной традиции как Николай Чудотворец, а в католичестве - как Санта Николаус. Николай родился в семье моряка (вот почему он является покровителем мореплавателей), в городе Ксанфе прошел духовное обучение и был назначен епископом Миры, прослужил там до конца своих дней с 310 и до 343 годов н.э.

Постепенно Мира стала терять экономическое и политическое влияние, а молва о чудесных деяниях Николая Чудотворца скоро разошлась как по Византийской империи, так и по другим уголкам древнего мира.

Издавна о Николае сложена легенда, которая повествует о том, что когда он плыл в море, началась очень сильная буря. Один из моряков, что был на мачте, чтобы убрать парус, из-за сильного порыва ветра сорвался и рухнул на палубу, и после не подавал никаких признаков жизни. Святой человек наклонился к нему, читая молитвы, и оживил моряка. Второй раз, когда Николай отправился в путешествие морем к Иерусалиму, разыгрался страшный шторм, который грозил опрокинуть корабль. Словом и молитвой Святой угомонил силы природы, благополучно добравшись к Святым Местам.

История жизни Николая Чудотворца или Николая Угодника

История жизни Николая Чудотворца или Николая Угодника

Историческая справка Святой Николай Чудотворец (Николай Угодник)

Святой Николай Чудотворец известен на Руси еще как Николай Угодник. И остается одним из самых почитаемых святых. В каждом городе по всей территории России есть храм с его именем. Святому Николаю молятся о хорошей семейной жизни, о родственниках, находящихся в дальних странах или в море. Русские моряки почитают Николая Угодника своим покровителем.

А многие и не знают, что известный всем Санта Клаус это тот же Святой Николай (Санта Николаус). Рождественской ночью, чтобы его никто не видел, Николай ходил по домам бедняков и оставлял им рождественские подарки. Один раз он вылез на крышу и через дымоход опустил мешочек с золотом. Этот мешочек упал как раз в чулок, который сушился у камина. Оттуда и пошла западная традиция дарить рождественские подарки в чулках.

Святой Николай после своей смерти был похоронен в ликийском мраморном саркофаге в церкви в Мире. В XI в., когда над церковью нависла угроза быть разграбленной турками-сельджуками, итальянские купцы украли мощи святого и на своем корабле доставили их в города Бари, что на юго-востоке Италии.

Это интересно:

В главном зале храма есть колонны и коридор. Говорят, что если по нему пройти три раза, то будут отпущены все грехи. На самом деле, его сделали для того, чтобы во время службы священники могли общаться друг с другом. Туннель устроен таким образом, что даже негромкий разговор с одной его стороны прекрасно слышен на другой.

И по сей день святыня находится в храме этого итальянского города. Турция неоднократно заявляла о своих исторических правах на мощи Николая, но Ватикан не принимает их в расчет. Однако некоторая часть мощей (фрагменты челюстей и черепа) хранится в Музее археологии в Анталье.

На фото Церкви Святого Николая Чудотворца, также известного как Николай Угодник.

История Храма Святого Николая чудотворца в Демре Турция

История Храма Святого Николая чудотворца в Демре Турция

Общие сведения о храме Святого Николая

Из-за сильного землетрясения, которое произошло во 2 веке, храм древнегреческой богини Артемиды был сильно поврежден, а позже, приблизительно в 4 веке, на его развалинах византийцами была возведена церковь, куда был помещены священные телеса Николая Чудотворца в каменном резном гробе с нанесенным рисунком из чаек и вырезанной рыбьей чешуей. Верхушку церкви изначально обрамлял купол, но со временем ее заменили сводом.

Во время длительных набегов кочевников-сарацинов Ликия, в частности, ее столица Мира, были разрушены. А храм вместе с гробницей Николая оставались запущенными, а во время правления византийского императора Константина IX и императрицы Зои (XI век), церковь восстановили и обнесли стенами.

Это интересно:

Святитель Николай родился в 245 г. в городе Патара, в шестидесяти километрах от Миры, в знатной и богатой семье, от которой получил хорошее наследство. Однако Николай был безразличен к своему денежному состоянию, его не интересовали мирские блага, и он практически с самого детства посвятил себя духовной жизни. В 300 г. он стал епископом Миры, где проповедовал до самой смерти примерно в 345 г., активно занимаясь благотворительностью.

Тогда же племена турков-сельджуков стали воевать и с Греческой империей, и с Византийской империей, а христианские святилища и святыни подвергались разорению и поруганию. Чтобы уберечь священные мощи от поругания кочевников, купцы из итальянского города Бари вывезли их и поместили в церковь имени Святого Евстафия.

А немногим позже воды и грязи реки Мирос затопили церковь Николая.

Спустя несколько столетий, в 1850 году, на останках храма побывал А. Н. Муравьёв, русский путешественник, который начал собирать средства для восстановления храма. В итоге, эти развалины и прибрежная территория были выкуплены у турецкого правительства, а в 1858 году русские ученые произвели первые работы по восстановлению памятника. Правда, подверглась восстановлению только ее часовня, так как проект церкви французского архитектора, по которому должна была производиться реставрация, отличался от первоначального вида, поэтому саму церковь не восстанавливали.

Вторично церковь обнаружили в 1956 году, а окончательно она была раскопана и отреставрирована в году 1989, и в этом виде она осталась сегодня.

Храм изначально был построен в виде базилики крестообразной формы, состоящий из внутреннего дворика, двух открытых вестибюлей, основного куполообразного зала, двух боковых залов поменьше, одной четырехугольной и двумя круглыми комнатками.

В полукруглой части, примыкающей к основному залу, высечены каменные скамьи, которые тянутся вдоль стены и спускаются к алтарю. Центральный основной зал разделяется арочными проемами от двух залов поменьше.

Несмотря на свой очень древний возраст, в церкви прекрасно сохранились настенные фрески и росписи XI и XII веков, который придают помещению совершенно необыкновенный вид. Пол вымощен очень интересной мозаикой из разных видов камня. Считается, что эта мозаика была уже в том древнем храме и существовала еще до того, как в Демре пришел Николай Чудотворец.

Очень необычно для христианского храма увидеть на стенах карточные масти. Но это известная христианская символика, которая позже стала использоваться в картах: черви символизирует сердце Христа, бубны - его рану, пики - копье, которым нанесли рану, а трефы символизируют распятие. Вот почему играть в карты в христианстве считается большим грехом, ведь тем самым мы глумимся над историей распятия Христа.

В одной из ниш церкви стоит резной каменный гроб, где хранились священные мощи.

Зайдя во внутрь, ощущается древнее величие и святость этого места, его спокойствие и умиротворенность.

По прошествии такого огромного периода, церковные стены до сих пор украшают образы святых и другие рисунки. Они создают атмосферу, которая присуща только старинным святым местам.

На фото древние росписи на стенах Храма Святого Николая Чудотворца в городке Демре (Мире) в Турции.

Многие, кто отдыхал в Турции, посетил древнейший город под названием Мира.
Он являлся столицей древнего государства Ликия.

Недалеко от Миры, в Малой Азии, в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия и родился Святитель Николай или Николай Мирликийский.

Николай Мирликийский известен нам под именами Николай Чудотворец, Николай Угодник, Святитель Николай, святой Николай, Санта Клаус.

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Он с детства был очень религиозным ребенком и полностью посвятил свою жизнь христианству.
После смерти состоятельных родителей, Святитель Николай унаследовал их состояние и раздал все нуждающимся.

Примерно в 300 году нашей эры Святой Николай стал епископом Миры, где проповедовал христианство до конца своих дней. Умер он в 343 году. Его тело было погребено в небольшом саркофаге из белого мрамора, украшенном различными рельефами и орнаментом с растительным узором. После его смерти происходили исцеления верующих, которые приходили поклониться его мощам. Церковь Святого Николая была построена в IV веке, сразу после смерти святителя Николая Чудотворца. Ее построили на руинах храма богини Артемиды, разрушенном землетрясением во II в.н.э.
Эта церковь стала местом паломничества, куда приходили люди за чудодейственным исцелением к его праху.

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция


Церковь многократно разрушалась и разграбливалась в разные времена. Самое сильное разрушение было в 1042 году.
На мощи Святителя Николая покушались неоднократно, и, невзирая на то, что их всячески охраняли монахи, а при Византийском императоре Константине IX и императрице Зое (XI век) храм св. Николая был отреставрирован и окружен стенами, в мае 1087 года итальянские купцы все же завладели мощами святого и перевезли их в итальянский город Бари, где объявили покровителем города. Мощи Святителя Николая и сегодня хранятся в соборе города Бари.

Причиной того, что итальянцы всячески пытались вывезти мощи Святителя Николая из страны стали турки- сельджуки, которые устраивали нападения на Греческую империю, в том числе на Второй Рим, которым на тот момент была Византийская империя. Они подвергали поруганию святыни христиан: храмы, мощи и иконы. Была предпринята попытка подвергнуть поруганию и мощи св. Николая, но страшная буря с громом и молниею не позволили туркам этого сделать.

Церковных источниках говорится, что святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари и повелел, чтобы его мощи были перенесены из Мир в Бари. Священник передал о желании Святителя своим согражданам. Купцы снарядили три корабля и вывезли мощи Святого Николая из Мир Ликийских в ковчеге. Этот поступок объяснили желанием спасти христианскую святыню от уничтожения бесчинствовавшими турками-мусульманами.

В следствии разных природных катаклизмов церковь была затоплена водами и илом реки Мирос, покрыта грязью и илом, виднелась лишь небольшая часть колокольни. Обнаружена церковь Святого Николая была случайно.

В 1853 году российский посол в городе Константинополе Н.П. Игнатьев от имени княгини Анны Галициной выкупил участок земли с руинами монастыря "Новый Сион", где находилась пустая гробница Святителя Николая. Почти 10 лет велись раскопки и работы по восстановлению святыни.

В настоящее время данный храм не является действующей церковью, но здесь все равно иногда проводятся службы, на которые собирается множество паломников.

Нам повезло побывать в этом удивительном месте. Там мы встретили гида-историка, который рассказал много интересного как о самой церкви, так и о ее истории и о жизни и деятельности Святителя Николая.
В то время, когда мы посетили церковь, там велись восстановительные работы.

Храм представляет собой базилику в форме креста, с одним большим помещением, посередине покрытым куполом с двумя залами по бокам, на севере с маленькой четырехугольной и двумя комнатками.
Стены церкви были украшены фресками XI и XII веков, чьи фрагменты можно различить и сегодня, а пол был выложен мозаиками с геометрическими узорами.

Саркофаг в котором находились мощи святителя Николая находится в южном нефе церкви. Он закрыт стеклом или стеклопластиком.

Перед входом в церковь стоит памятник Святителю Николаю. Он создан Григорием Потоцким к 2000-летию Рождества Христова.

В настоящее время между Турцией и Италией идет спор о возвращении мощей Святителя Николая, которые в XIX веке были вывезены из разоренной турками Анталии и по сегодняшний день находятся в итальянском городе Барии, - обратно, поскольку турки провозгласили, что святые мощи являются достоянием государства.

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

Церковь Николая Чудотворца в Мире Ликийской. Турция

В христианстве Святитель Николай почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти. Он является в православии самым почитаемым Святым, а в его честь еще до крещения Руси и по нынешнее время воздвигнуто множество церквей и храмов. Мне кажется, что нет ни одного города, где бы не было Никольского храма.

Церковь Святого Николая в нижних Мирах, расположенная в турецкой провинции Анталья, а именно в городе Демре (Demre). Если будете в Турции, то я советую посетить это место независимо от вашего вероисповедания.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Справедливости ради следует отметить, что небылицы о храме, да и о Святителе Николае, появились не по злому умыслу, а от великой любви и уважения к святому. Но это не делает вымысел или домысел истиной.

Существование такой проблемы понимают и в Церкви, поэтому стараются отделять зерна от плевел. Даже наука такая есть, агиография называется.

Агиография (описание святых) – церковная дисциплина, изучающая жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости. Наряду с традиционным изучением письменных источников, сейчас агиография широко использует данные, полученные в результате современных методов исследования.

А теперь вернёмся к церкви Святого Николая Угодника в Демре и проведем своё маленькое агиографическое исследование, а то уж больно сильно прочитанное отличается от увиденного.

Демре – современный небольшой городок на юге Турции, недалеко от места, где когда-то был древний портовый город Мира (или Миры). Предположительно Мира возникла в Vвеке до н.э. на территории Ликии, за свою историю познала взлеты и падения, но геополитический статус всегда имела высокий. А в V веке н.э. стала столицей Ликийской провинции в составе Византийской империи.

С 300 по … где-то так до 345 год н.э., до своей кончины, епископом Мир Ликийских и был Святитель Николай (так вот что означает Мирликийский!).

Очень долго существовало мнение, что именно в этой церкви служил Святитель Николай, где и был захоронен.

Однако источники говорят, что Святитель Николай был захоронен вне городских стен в старинном ликийском саркофаге на месте разрушенного языческого святилища, храма Артемитды.

Достоверно известно, что Византийский император Юстиниан после сильнейшего землетрясения 529 года организовал восстановление некоего сооружения на месте погребения Святителя Николая (гробницы или часовни) и воздвиг базилику. Впоследствии базилика неоднократно достраивалась и ремонтировалась из-за разрушений после землетрясений и военных действий.

Окончательно архитектурный облик церкви практически в том виде, как его можно увидеть сейчас, сложился стараниями императора Константина Мономаха и жены его Зои, о чем свидетельствует выбитая на стене церкви надпись (1042 год). И все же последнее слово осталось за Российской Империей: в 1858 году начались масштабные работы по восстановлению Православной святыни, но разразившаяся русско-турецкая война 1877-1878 г.г. не позволила завершить грандиозные планы.

Поэтому сейчас не вызывает сомнения то факт, что Святитель Николай никогда не служил в этой церкви.

Немало слухов ходит о преемственности церкви Николая Угодника в Демре и предшествующего ей храма Артемиды

Еще один спорный момент – использование в оформлении православной церкви некоторых элементов декора и культовых атрибутов языческого храма. И если применение обломков в качестве строительного материала не вызывает сомнения (в кладке стен церкви и ограды церковного двора есть каменные блоки с древнеэллинскими письменами), то предположение, что мозаичные полы церкви Николая Угодника тоже когда-то украшали храм Артемиды – явный вымысел. В противном случае, как минимум, следовало бы признать, что языческий храм имел ту же планировку, что и церковь.

Мозаичный пол церкви Николая Угодника в Демре/3673959_9 (700x393, 88Kb)

Кроме того, специалисты характеризуют эту мозаику как прекрасный образец средневизантийского мозаичного искусства, а некоторые узоры (гид сказал) представляют собой христианскую символику.

А вот то, что алтарь и колонны около алтаря перекочевали в церковь Николая Чудотворца из храма Артемиды, вполне можно поверить: они заметно отличаются по стилистике исполнения от церкви и кажутся здесь несколько чужеродными.

Алтарная часть церкви Святителя Нинолая Чудотвворца в Демре/3673959_10 (700x393, 63Kb)

Нельзя обойти вниманием тему места погребения Святителя Николая и перенесения его мощей

И так мощам обидно стало, что дух Николая явился епископу далекого города Бари (территория современной Италии) с просьбой перевезти его останки в сей славный портовый город, ибо сам святитель происходил из купеческого рода, а посему очень благоволил к морякам.

История умалчивает о подробностях, но, видимо, чтобы подстраховаться, Святитель явился и кому-то в Венеции. И вот, весной 1087 года, корабли двух городов, Бари и Венеции, устроили чуть ли не гонки морские, призом в которых должны были стать мощи Святителя Николая.

Победили барийцы. В церковных писаниях говорят, что жители Миры с плачем прощались с мощами Святителя Николая, но с пониманием отнеслись к воле Святого.

Однако, агиографические исследования последних лет показывают, что перенесение мощей Святителя Николая было не столь благочестивым, как описывают древние хроники, но не менее захватывающим.

Дело было так.

В тот исторический период в христианском мире развернулась настоящая охота за священными реликвиями: считалось, что не важно, как они достались, всё равно помогут. Вот и решили барийские моряки, отправляясь в Сирию (Антиохию) с грузом зерна, заодно завладеть каким-либо образом святыми мощами Николая Угодника из Мир Ликийских. По другой версии, продажа зерна была прикрытием, а главной целью экспедиции как раз мощи и были. По прибытии в Миры, разведка барийцев выяснила, что город занят сельджуками, поэтому сначала решили продать зерно (избавиться от груза ) , а на обратном пути повторить попытку.

Прибыв вторично в город, сельджуков там не обнаружили, но и горожан было мало: они, как это у них водится, прятались в горах. Беспрепятственно добравшись до церкви, барийцы численностью 11 человек нейтрализовали четырех монахов, заперев их в одной из келий. С саркофагом, в котором вроде бы должны были храниться мощи, не церемонились: просто его разбили. Но он оказался пуст. Тогда привели одного из монахов и, применив к нему меры физического воздействия, а попросту избив, выяснили местоположение мощей: в гробнице под мозаичным полом одного из приделов храма. Так как операция была тайной, свет не зажигали: быстренько взломали пол, сгребли, что под руку попалось (как оказалось, не всё), и поспешили на корабль.

Избитый монах освободил остальных, и они организовали преследование. К ним присоединились немногочисленные горожане, узнавшие о происшествии. Но у диверсантов была фора, поэтому они почти без потерь добрались до корабля, хотя пришлось бросить кое-что из похищенного в храме. Но мощи таки увезли.

Уходили в море барийцы под несущиеся с берега проклятья, перемежающиеся матюгами.

А венецианцы свою часть мощей Святителя Николая Угодника получили только 10 лет спустя, в ходе Первого Крестового Похода. Причем история повторилась в точности, как и с барийцами: нападение на церковь, разрушение, избиение, похищение.

И еще о послевизантийской истории церкви Святителя Николая здесь

Читайте также: