Хозяйство казахского ханства кратко

Обновлено: 02.07.2024

В XVI-XVII веках главной отраслью хозяйства в Казахском ханстве было кочевое и полукочевое скотоводство. У каждого рода были свои традиционные маршруты кочевое. Четыре типа сезонных пастбищ: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайляу) осенние (кузеу). Хозяйство развивалось в трех направлениях: первое — кочевое и полукочевое скотоводческое, второе — полу кочевое, незначительно занимающееся земледелием, третье — в основном земледельческое. Полукочевое скотоводство преобладало на юге, юго-западе, юго-востоке и в центральной части Казахстана. Чтобы колодцы не забивались песком, внутри их делали сплетения из саксаула.

Их покрывали кошмой и оставляли родовой знак. Каждый аул имел только принадлежащий колодец. Для кочующих зимой казахских аулов основную угрозу представлял джут (массовый падеж скота, бескормица, голод). Джут начинался, когда стояла затяжная зима крепкие морозы, выпадал обильный снег и поверхность земли покрывала гололедица Самым ответственным периодом скотоводческих работ весной был скот. Весной проводили первую стрижку коз, овец лошадей и верблюдов. На жайляу проходили празднества, справлялись свадьбы, поминки, проводились конные скачки, борцовские состязания, выступления музыкантов, айтысы акынов.

Жетысу и Южный Казахстан с древних времен были регионами развитой земледельческой культуры. Бедняки, не имевшие скота, обрабатывали земли. Их называли жатаки. Город Сыгнак являлся для Дешт-и-Кыпчака основным местом торговли . В период правления хана Касыма в конце XVI он стал ханской ставкой. Туркестан (Иасы) был присоединен к Казахскому ханству во второй половине XVII века. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. Здесь похоронены Рабига-Бегим. хан Жолбарыс и хан Есим. В Туркестане находится мавзолей Ходжа Ахмеда Иасауи. Туркестан был главным религиозным центром всего Казахстана . За Сауран между Узбекским и Казахским ханствами войны длились около 100 лет. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства. В период правления хана Тауекела он превратился в неприступную крепость , крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики. Отрар (Фараб) в письменных источниках он был известен с VIII века под названием Тарбанд, Турар, Фараб. После монгольского нашествия в 1219 году город был разрушен, возродился и просуществовал до XVII века. При хане Ерзене в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара расположен мавзолей Арыстан-Баба. В результате междоусобиц, джунгарских нашествий и грабительских походов среднеазиатских ханов в XVI-XVII веках южные города пришли в упадок. Великий Шелковый путь потерял свое важное значение. Открытие морского пути на Восток катастрофически сказалось на ослаблении торговли в южных городах Казахстана.

Кочевники Казахстана с южными городами и оазисами были связаны, прежде всего, торговыми отношениями, через эти города проходили транзитные торговые пути Йндии, Шгая и Европы. В XV-XVII в.в. эти города также служили в качестве политических центров: в них располагались ставки казахских ханов и султанов. Более того, жизнь теплилась еще в тех городищах степного Казахстана, через которые пролегали караванные дороги (Улытау, Семиречье). Многие племена на зимние стоянки выбирали окрестности этих оседлоземледельческих центров; постоянные изнурительные войны казахских кочевников со своими соседями приводили часто к оседанию их в этих оазисах. Особенно сильный отток кочевых родов был связан с завоеванием узбеков Мавреннахра. По приблизительным расчетам, около 300 тыс. кочевников покинули навсегда степи Сарыарки.

Вместе с тем, само существование контроля над городами дает право говорить об единой системе экономических отношений, позволяющей сочетать различные хозяйственно-культурные уклады.

По свидетельствам источников, казахи обладали огромными стадами, исчислявшимися десятками и даже сотнями тысяч голов. Ведущее место в скотоводстве занимали овцы. Мясо и молоко овец употреблялись ё пищу, шерсть и кожа шла на изготовление войлока, одежды, посуды и т.д.

В XV-XVII вв. общественные отношения у казахов носили патриархально- феодальный характер.

Общественный строй Казахского ханства состоял из семи ступеней:

Аул состоял из родственников. Возглавлял его аулбасы;

Ата аймак состоял из нескольких аулов, объединенных родственными связями. Им управлял аксакал (старейшина).

Род состоял из 10-15 аймаков. Им руководил рубасы (глава рода).

Арыс состоял из нескольких родов. Им управлял бий.

Улус включал в себя несколько арысов. Правителем улуса был султан из рода Чингизидов. Территория улуса называлась юрт. По свидетельству Ибн Рузбихана, в начале XVI в. таких улусов насчитывалось около десяти. Улус состоял примерно из десяти тысяч семей.

Жуз состоял из нескольких улусов. Правителем жуза был хан.

Ханство состояло из трех жузов. Верховным правителем был великий хан.

Хан совмещал в своем лице гражданскую, административную и военную власть. Избирались ханы из числа султанов. Они имели свои небольшие военные отряды. Регулярного войска ханство не имело. В случае опасности собиралось народное ополчение.

Скот находился в частной и семейной собственности. Он был главным мерилом богатства. Земля принадлежала хану и аристократии. Существовало несколь форм землевладения.

Сойургал - это земельные владения феодалов, пожалованные им за военную или гражданскую службу; это форма господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением. Вакф - собственность духовенства на землю, водные источники, оросительные сооружения, полученные им за поддержку правителей Казахского ханства. Мильк - частная собственность мусульманского духовенства на землю и пастбища.

Податное население Кара-суйек обязано было платить многочисленные налоги и поборы: зекет (1/20 часть от приплода скота), согум, сыбага, бийлык - со скотоводов; уьиур (1/10 часть от сбора урожая, его собирал мулла), тагар, бадж и харадж - с земледельцев и ремесленников. Они также исполняли повинности и отработки: саун — отдача скота на выпас рядовым кочевникам, мардикар - общественные работы, асар - помощь в выполнении сезонных работ, коналга — принятие войска на постой, джамага — принятие на постой знатных людей и другие.

В Казахском ханстве существовали маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу - весеннее, жайляу - летнее, куздеу - осеннее, кыстау - зимнее). Жилищем кочевников была юрта.

В Казахском ханстве были развиты также оседлое и полуоседлое земледелие и городская культура. Главную роль в ХVІ-ХVІІ вв. играли Сырдарьинские города Аркук, Куджан, Аккурган, Узгент. Крепостью, административным, торговым и ремесленным центром ХVІ-ХVІІ вв. был город Сайрам. При Касыме столицей и крупным торговым центром Казахского ханства был город Сыгнак. Главным религиозным центром являлся Туркестан. Сауран в ХVІ в. был более всего известен как неприступная крепость.

Приблизительная численность городского населения в этот период составляла около 70 тысяч человек. Средняя численность населения городов - 4,5 — 5,5 тысяч человек. Густонаселенная, укрепленная центральная часть города называлась хисар.

Мавзолеи Алаш-хана, Джучи и Болган-Ана были построены в ХІV-ХV вв. и расположены в Центральном Казахстане. Мавзолеи ханов Джаныбека и Касыма были построены в Сарайчике, мавзолеи Есима и Джангира - в Туркестане.

Этнические процессы на территории Казахстана

Начало образования казахской народности относится к ІІ-І тыс. до н.э. Исторические предпосылки для этого сформировались в ХІ-ХІІ веках. Консолидацию казахской народности тормозили беспрерывные войны и междоусобицы Джучидов. Процесс формирования казахской народности завершается в ХV-ХVІ вв. В состав казахского народа вошли племена: усуни, канглы, кыпчаки, аргыны, найманы, дулаты, кереиты, алшыны, коныраты и др.

Этнос, народ, нация - это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими внешними чертами, относительно стабильными особенностями культуры, сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп.

Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе местного населения.

Жители Семиречья называли себя Великим или Старшим жузом и проживали в поймах рек Чу. Талас и Или. В него входили племена: уйсуни, канглы, дулаты, албаны, суаны, жалаиры и др.

Жители Центрального Казахстана (предгорья Каратау, Моюнкумы, Нура, Сырысу) входили в состав Среднего жуза и объединяли племена: кыпчаки, найманы, керей, коныраты, уаки и др.

Жители Западного Казахстана (нижнее течение Сырдарьи, поймы рек Урал, Иргиз. Тургай, Мугоджарские горы) составили Младший жуз. В него вошли племена: табын, тама, жагалбайлы, шумекей, карасакал, торткара, адай, шекти, шана, алшын, серкеш и др.

Позднесредневековая городская и оседло-земледельческая культура

Экономика городов ХІІІ-ХVІІІ веков

Торговая деятельность и денежное обращение в Отраре и ряде других городов в XVII в. переживают упадок.

Архитектура и искусство

Наиболее ранним памятником позднего средневековья является мавзолей Дауд-бека в Таразе, построенный в XIV в. Мавзолей Ахмеда Яссауи был построен в Туркестане в ХІV-ХV вв. по приказу Эмира Тимура. Мавзолей Рабига-Султан-бегим построен в Туркестане в конце XV в. Обычаи и обряды казахов

Обычаи и обряды казахов

Жилищами казахов-кочевников были передвижные домики на колесах - кибитки или куйме и легкое сборное жилище - юрта. Части юрты: стена из деревянной решетки — кереге, кривые палочки сверху — унины или уык, деревянный купол, верхняя часть юрты - шанырак. Сверху юрты покрывали кошмами - туырлык, узик, тундик.

Одежда казахов была показателем своеобразия казахской культуры. Халат из тонкого белого войлока назывался каттау, из шелка и сукна - шапан. Мужской плащ из верблюжьей шерсти назывался шекпен. Шуба из овчины - тон. Плащ из шкуры молодых жеребят - жаргак. Брюки из кожи или сайгачьей шкуры - шалбар. Женская приталенная безрукавка - камзол. Мужские сапоги с длинными голенищами - шокайма. Мягкая обувь из козьей шкуры-меси-ичиги.

Головные уборы были разнообразны. Зимняя мужская шапка называлась тымак. Летняя шапка из войлока - калпак. Борык - шапка, отороченная мехом. Девичья нарядная бобровая шапка называлась камшат борык. Саукеле - высокая конусообразная шапка, у крашенная драгоценностями - головной убор невесты. Головные уборы девочек и девушек украшали перьями филина. Через год после свадьбы женщина надевала желек - упрощенное саукеле, а после рождения ребенка - кимешек, головной убор из белого материала с вышивкой. Женщины средних лет носили головной платок - жаулык, а пожилые женщины

кундик, саукелеобразный круглый головной убор.

Пища, напитки. Напиток из верблюжьего молока - шубат, из кобыльего молока - кумыс, из коровьего молока - айран. Сыр - курт или иримшик. Из мяса конины делали казы, карта, жал, жая, чужук. Изысканное лакомство из проса - жент. Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей, пожаренное на масле, называется куырдак.

Национальные игры проводились во время торжеств, праздников. Скачки

байга. Борьба силачей - балуан курес. Состязания в ловкости - сайыс. Скачки с тушей козы - кокпар. Стрельба из лука по золотой мишени - алтын кабак ату. Песенное состязание акынов - айтыс. Охота с ловчими птицами - саят.

В ХV-ХVII вв. у казахов преобладало поклонение силам природы. Люди утверждали, что у каждого явления природы свой покровитель. Казахи поклонялись земле (Жер-ана), воде (Су-ана). Верили, что у каждого вида скота есть свой покровитель: у овцы - Шопан ата, у коровы - Зенги-баба, у лошади -

Камбар ата, у верблюда - Ойеыл-кара. У казахов бытовало поклонение солнцу и луне. Они приносили жертвоприношения кумысом, когда просили дождя.

Самым популярным музыкальным инструментом была домбра, из смыч­ковых - кобыз. Музыканты играли на свирели, сделанной из камыша и дерева.

Поэты-песенники у казахов назывались сал и серы, поэты-импровизаторы

акыны, поэты - исполнители эпоса - жырау.

В XVI-XVII веках главной отраслью хозяйства в Казахском ханстве было кочевое и полукочевое скотоводство. У каждого рода были свои традиционные маршруты кочевое. Четыре типа сезонных пастбищ: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайляу) осенние (кузеу). Хозяйство развивалось в трех направлениях: первое — кочевое и полукочевое скотоводческое, второе — полу кочевое, незначительно занимающееся земледелием, третье — в основном земледельческое. Полукочевое скотоводство преобладало на юге, юго-западе, юго-востоке и в центральной части Казахстана. Чтобы колодцы не забивались песком, внутри их делали сплетения из саксаула.

Их покрывали кошмой и оставляли родовой знак. Каждый аул имел только принадлежащий колодец. Для кочующих зимой казахских аулов основную угрозу представлял джут (массовый падеж скота, бескормица, голод). Джут начинался, когда стояла затяжная зима крепкие морозы, выпадал обильный снег и поверхность земли покрывала гололедица Самым ответственным периодом скотоводческих работ весной был скот. Весной проводили первую стрижку коз, овец лошадей и верблюдов. На жайляу проходили празднества, справлялись свадьбы, поминки, проводились конные скачки, борцовские состязания, выступления музыкантов, айтысы акынов.

Жетысу и Южный Казахстан с древних времен были регионами развитой земледельческой культуры. Бедняки, не имевшие скота, обрабатывали земли. Их называли жатаки. Город Сыгнак являлся для Дешт-и-Кыпчака основным местом торговли . В период правления хана Касыма в конце XVI он стал ханской ставкой. Туркестан (Иасы) был присоединен к Казахскому ханству во второй половине XVII века. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. Здесь похоронены Рабига-Бегим. хан Жолбарыс и хан Есим. В Туркестане находится мавзолей Ходжа Ахмеда Иасауи. Туркестан был главным религиозным центром всего Казахстана . За Сауран между Узбекским и Казахским ханствами войны длились около 100 лет. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства. В период правления хана Тауекела он превратился в неприступную крепость , крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики. Отрар (Фараб) в письменных источниках он был известен с VIII века под названием Тарбанд, Турар, Фараб. После монгольского нашествия в 1219 году город был разрушен, возродился и просуществовал до XVII века. При хане Ерзене в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара расположен мавзолей Арыстан-Баба. В результате междоусобиц, джунгарских нашествий и грабительских походов среднеазиатских ханов в XVI-XVII веках южные города пришли в упадок. Великий Шелковый путь потерял свое важное значение. Открытие морского пути на Восток катастрофически сказалось на ослаблении торговли в южных городах Казахстана.

Читайте также: