Хореографическое искусство башкортостана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Башкирские танцы сопровождаются различными атрибутами (плеть, платками, веревками, шаль, украшением деревьев лоскутками, народными костюмами). Разнообразные одежды и такие атрибуты как платки, полотенца были символами благополучия, плодородия.

Башкирские танцы сопровождаются башкирскими национальными мелодиями. Особенности башкирских мелодий: две четырехтактные фразы с повторениями, музыкальный размер — 2/4. Основными являются мелодии квадратной мелодической и метроритмической структуры. Мелодии обычно исполняются на курае, кубызе, домре, голосом.

Формы народного танца создавались веками. Первые упоминания о народных танцах имеются впреданиях, легендах и эпосе башкир. Они связаны с жизнью и бытом народа. Аналогично сказаниям, танцы являютсяхудожественным выражением характераэтноса. В танцах обязательно отражаются страницы истории, поэтому они имеют большую смысловую нагрузку. Пляски — героические, обрядовые (игровые),бытовые — сопровождали наших предков во все времена. В танцах находит художественное воплощение характер башкирского народа,его темперамент, эстетические идеа¬лы, отношение к добру и злу.

Языкоми выразительными средствами танца являются различные изящные движения, яркиежесты, энергичные ритмы, шутливые реплики, похвалы, музыка, национальныйкостюм. Каждый танец имел свою конкретную мелодию, четкую ритмику исполнения инеповторимость сюжета. В этом и заключается единство танца с костюмом, словом,музыкой, изобразительным и декоративным искусством.

БЫТОВЫЕ (ИГРОВЫЕ)ТАНЦЫ БАШКИР

Женские танцы исполнялись скромно. Мусульманская религия, ее запреты несколько ограничивали развитие хореографии.Танцы, в которых участвовали только женщины, проходили там, где их никто невидел. В летнее время — это вершины холмов и гор, зимой девушки приглашались водин из домов аула, где не было родителей, и исполняли сольные танцы, показываякаждая свое мастерство. Взрослые женщины собирались очень редко и под тихийаккомпанемент кубыза и курая плясали очень сдержанно. Каждая женщина моглапройти в танце один - два круга, долго танцевать считалось неприличным.

История хореографии башкир имеет свою географию: характерныдля восточных башкир охотничьи, воинственные обрядовые танцы, для западных —игровые и бытовые танцы. Северо-восточные и зауральские башкиры имеют общиечерты: чередование бесшумных, легких и плавных движений с сильными дробями, снеподвижным корпусом.

Танцевали башкиры под аккомпанемент курая и кубыза. В концеXIX— начале XX вв. появляются русская тальянка и скрипка. В восточномБашкортостане аккомпанировали на домре. Ударных инструментов у башкир не было,поэтому использовали для дополнительногозвукового эффекта поднос, ведерко, звон серебряных монет на косах – сулпы, приэтом на пальцы надевали наперстки, чтобызвуки были более звонкими.

Многие башкирские танцы отражают историю народа, егоподвиги, борьбу и жизнь.

Веками создавались формы народного танца. Они кровно связаны с жизнью и бытом башкирского народа и, подобно сказаниям, являются художественным выражением его характера. В танцах оживает, становятся зримыми страницы истории. Легенды и песни, дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают, что пляски – героические, обрядовые, бытовые – сопровождали наших предков во все времена.

Языком и выразительными средствами танца являются различные изящные движения, яркие жесты, энергичные ритмы, шутливые реплики, похвалы, прибаутки, музыка, национальный нарядный костюм. Каждый танец имел свою конкретную мелодию, своеобразный национальный костюм, чёткую ритмику исполнения и неповторимость сюжета. В этом и заключается единство танца с костюмом, словом, музыкой, изобразительным и декоративным искусством.

Среди башкирских танцев выделяются мужские и женские, сольные и коллективные. Мужские танцы исполняются вольно, свободно, темпераментно. В них чувствуются полёт, устремленность ввысь. Характерны позы рук мужчин. Во время исполнения различных движений руки танцора высоко вскинуты в стороны вверх или вытянуты перед собой. Эти позы могли возникнуть в древности из подражания скачкам, понуканию коня, подергиванию поводьев, размахиванию плетью. Скотоводческий быт, кочевой образ жизни, охота, войны – всё это не могло не отразиться на башкирских танцах. Боевые традиции кочевников, а также борьба башкир против феодального и колониального гнёта закрепили в народных танцах воинственность поз, мужественную осанку, устойчивые жесты, строгую ритмику, энергичные дроби.

Наиболее типичные черты башкирского мужского характера – воинственность, смелость в сочетании с поэтической мечтательностью нашли отражение в народный плясках. Мужские танцы исполнялись под аккомпанемент курая.

Женские танцы существенно отличались от мужских как по выразительным средствам, так и по манере исполнения. В женских плясках все движения исполняются плавно, спокойно.


Основную смысловую нагрузку в женских танцах несут руки. Различные трудовые процессы отображает такое движение, как щелчки пальцами. Это танцевальное движение могло означать и сбор ягод, и дойку кобылиц, и обработку шерсти, и прядение. Элементы женского труда встречаются во всех женских плясках. Башкирские женщины подражают в танцах приготовлению айрана, кумыса, сбиванию масла. Одно движение отделяется от другого круговыми ходами. Изобилуют такие движения, как щелчки пальцами, игра плеч, засучивание рукавов. В плясках наблюдается сочетание плавного лёгкого хода с чёткими громкими дробями в центре площадки. Темп башкирских женских плясок умеренный. Женские пляски исполнялись под аккомпанемент кубыза, курая, стук ведра, подноса, под голосовое сопровождение.

В конце XIX в. широкое распространение получили плясовые песни – такмак. Такмаки пела то одна, то другая исполнительница.

Танец как своеобразный язык, выражающий специфическими средствами радость и восторг, печаль и боль и множество других чувств, возник по всей вероятности, вслед за простыми жестами, движениями, возможно даже раньше слова. С тех пор танец неизменно сопровождает человека. Без него не обходились в первых поселениях далеких наших предков, на народных праздниках и даже во время военных походов.
История башкирского танца, как и любого другого уходит вглубь веков. В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Известно, что эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматичесчких пантомимах, плясках.

Файлы: 1 файл

История башкирского танца.doc

По Ф. Гаскарову, Л. Нагаевой, Р. Хайруллину

Хореографическое искусство Башкортостана

Танец, как вид искусства, выражает радость и восторг, печаль и боль и множество других чувств человека. Эти чувства передаются особыми средствами: движениями, жестами, мимикой, имитацией различных действий. Танец как своеобразный язык возник раньше слова.

Первые танцы были связаны непосредственно с судьбой человека, его трудом, с его наивными представлениями об окружающем мире. О чем рассказывали первые танцы, по существу очень простые и даже примитивные? Вероятно, о том, как человек берет оружие, чтобы идти на дикого зверя, или о том, как он трудится на своем поле.

Веками создавались формы народного танца. Каждая эпоха вносила свою лепту в развитие языка танца: исчезали какие-то несущественные детали и постепенно появлялось главное-то, что реально выражало характерные национальные черты народа, его жизнь, быт, традиции.

Языком и выразительными средствами танца являются различные изящные движения, яркие жесты, энергичные ритмы, шутливые реплики, похвалы, прибаутки, музыка, национальный нарядный костюм и т.д. Каждый танец имел свою конкретную мелодию, своеобразный костюм, четкую ритмику исполнения и неповторимость сюжета. В этом и заключается единство танца с костюмом, словом, музыкой, изобразительным и декоративным искусством.

Народная хореография башкир

Особенности хозяйственной жизни и быта башкир, образное восприятие ими окружающей природы, древние верования и обряды нашли отражение в хореографическом искусстве. Тематика танцев была разнообразной: охотничьи, воинственные, трудовые, свадебные и пр.

Как в мужском, так и женском танцах прослеживается подражательная основа плясовых движений. В мужских охотничье- воинственных танцах исполнители подражали топоту конских копыт, моментам объездки, джигитовки, скачек, иноходи, бегу, различным движениям коня и поведению всадника. Степные боевые традиции кочевников закрепили в народной хореографии башкир воинственность, скульптурность поз, фиксированные жесты, мужественную осанку.

Воинственные танцы были неотъемлемой частью празднеств йыйын, майдан, на которых состязались лучшие певцы, танцоры, музыканты, сказители-сэсэны. Талантливые сказители и пели, и танцевали, рассказывая собравшимся эпические произведения или легенды. Исполнители эпоса посредством песен-плясок передавали молодым историю своего рода, образно описывая подвиги, борьбу и смерть различных героев. Еще в 70-х гг. ХVIII в. подобные синкретические действия наблюдал И.И.Лепехин.

В женских плясках изображались различные трудовые процессы: дойка кобылиц, сбор ягод, обработка шерсти, прядение, наматывание нити в клубок, сбивание масла, приготовление кумыса. Исполняя руками различные движения, женщины одновременно притопывали, мелко перебирая ногами. В женских танцах дроби исполнялись более мягко, без прыжков.

Наиболее развитыми формами в башкирской хореографии были одиночные танцы: охотничьи, воинственные, эпические (hунарсы - охотник, кара юрга - вороной иноходец, акhак хода - хромой конь); трудовые (орcок илэу - прядение, кетеусе - пастух), свадебные (йыуаса — гостинец, киленсэк - невестка, айыу туны - медвежья шуба); игровые (kыззар бейеуе - девичий танец, енгэйзэр бейеуе - женский танец). Широко были распространены и дуэтные танцы - соревнования, исполнявшиеся на праздниках и свадьбах (каршы бейеу - лицом к лицу), танцы трио (эс таган - треножник, эс мейеш - три угла, ее букэн - три пня).

Основой построения коллективных танцев являлся чаще всего замкнутый круг, в котором исполнители держались за руки (тунэрэк уйыны - круговой танец, туда басыу - изготовление сукна, сылбыр-цепь). Бытовали также линейные пляски (кара-каршы - лицом к лицу, киндер тукмау - смягчение тканины). Танцы имели четкую структуру: на первую половину мелодии исполнялись движения по кругу против хода солнца, на вторую - различные дроби.

На этих движениях были основаны и обрядовые пляски, связанные с языческими верованиями башкир. Обряды албасты - кыуыу - изгнание злого духа албасты, шайтан уйыны - чертова игра-танец, кот койоу - лечение от испуга, биртек - лечение поясницы сопровождались пляской или отдельными танцевальными движениями. Магическую роль при изгнании болезней имели круговые обходы больного бесогонителем (курэзэ), громкий топот, стук о металлические предметы, удары плетками, пропитанными конским потом, песни-заклинания. Обряд лечения от испуга сопровождался круговым ходом вокруг больного и песней-призывом к духам умерших предков -hарнау.

Отражением культа птиц были такие пляски, как kарга буткаhы - грачиная каша, кэкук - кукушка, хор уйыны - глухариная игра, кугэрсен - голубь; плясовые игры: аккош - лебедь, инэ кош - мать-птица, сэмрегош - мифическая птица сэмре. Все они исполнялись в составе различных обрядов и празднеств.

В обрядовых плясках нашла отражение мечта человека о победе над злом, болезнями, стихийными бедствиями. В этом смысле древнее народное искусство служило активной, преображающей силой. В плясках, соотносящихся с древними тотемистическими и анимистическими верованиями, мать-птица или священная птица сэмре всегда побеждают злых духов (убыр, мэскэй, аждаhа). В шаманско-знахарских обрядах изгнания злых духов (албасты, мэлгун) из тела больного также отразилась вера в силу и могущество человека.

Среди обрядовых плясок большое место занимают свадебные танцы (йыуага сырыу - сбор дикого лука, hыу юлы - показ дороги к воде, азаккы уйын - последние девичьи пляски на свадьбе). В них отражены мотивы соперничества роднящихся сторон, уважительное отношение к новому члену рода - молодой невестке, и в целом комплекс этических и эстетических представлений, связанных с мировоззрением народа и играющих важную роль в жизни общества.

По своей форме и тематике башкирские танцы подразделяются на:

Мужские танцы башкир

Мужские танцы исполняются вольно, свободно, темпераментно. В них чувствуется полет, устремленность ввысь. Характерны позы рук мужчин. Во время исполнения различных движений руки танцора или высоко вскинуты в стороны вверх, или вытянуты перед собой. Эти позы могли возникнуть в древности из подражания скачкам, понуканию коня, подергиванию поводьев, размахиванию плетью.

Скотоводческий быт, кочевой образ жизни, охота, войны - все это не могло не отразиться в башкирских танцах. Башкир - охотник, воин, отличный наездник хорошо и полно представлен в устном народном творчестве. Лучшим другом джигита в башкирском эпосе является конь. Особенно популярен образ Куктулпара - коня, летающего выше облаков. В башкирских сказках конь также неразлучный друг героя. Без коня немыслим башкирский батыр-защитник родины, смелый воин. Все это находит своеобразное выражение в башкирских мужских танцах. Башкирский мужской танец

Боевые традиции кочевников, а также борьба башкир против феодального и колониального гнета закрепили в народных танцах воинственность поз, мужественную осанку, устойчивые жесты, строгую ритмику, энергичные дроби.

Народ бережно хранит устные предания о любимом своем герое Салавате Юлаеве. Его легендарная жизнь и подвиги воспеты в народных кубаирах, байтах, песнях и танцах. С одной стороны, это бесстрашный воин, готовый погибнуть за счастье народа, с другой, мечтательный поэт. Эти наиболее типичные черты башкирского мужского характера: воинственность, смелость в сочетание с поэтической мечтательностью нашли пластическое отражение в народных плясках. Мужские танцы исполнялись под аккомпанемент курая.

Женские танцы башкир

Женские танцы существенно отличались от мужских как по выразительным средствам, так и по манере исполнения.

Если в мужских танцах прослеживаются полетность, устремленность ввысь, то в женских плясках, наоборот, все движения исполнялись плавно, спокойно. В женских танцах, как правило, отсутствовали прыжковые движения. Основную смысловую нагрузку в женских танцах несут руки. Различные трудовые процессы отображает такое движение, как щелчки пальцами. Это танцевальное движение могло означать и сбор ягод, и дойку кобылиц, и обработку шерсти, и прядение. Элементы женского труда, отражающие скотоводческую жизнь башкир, встречаются во всех женских плясках. Башкирские женщины изображают в танцах приготовление айрана, кумыса, сбивание масла. Башкирский женский танец

Одно движение отделяется от другого круговыми ходами. В башкирских женских танцах изобилуют такие движения, как щелчки пальцами, игра плеч, засучивание рукавов. В плясках наблюдается сочетание плавного легкого хода с четкими громкими дробями в центре площади. Темп башкирских женских плясок умеренный. Ритм движении рук замедленный.

Женские пляски исполнялись под аккомпанемент кубыза, курая, стук ведра, подноса, под голосовое сопровождение.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ

Возникновение профессионального хореографического искусства Башкортостана связано с деятельностью Ф.А.Гаскарова, создателя Государственного академического ансамбля народного танца. Ансамбль возник в 1939 г. В 1956 г. Ф.Гаскаров издал описание 8 сценических танцев, созданных на основе народных. Эти танцы легли в основу репертуара ансамбля танца им. Ф.Гаскарова.

Башкирский государственный академический ансамбль танца им. Ф. Гаскарова

Древность народа, во многом драматическая судьба, близость к природе определили самобытность духовной культуры башкир, его исторические песни и танцы. Но народное искусство обретает истинную цену лишь при его профессиональной огранке. Именно такую цель поставил перед собой создатель и первый художественный руководитель Башкирского ансамбля народного танца Файзи Гаскаров. Танец-легенда "Семь девушек"

У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями.

В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Как известно, эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматических пантомимах, плясках.

1. Общая характеристика танцев

Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца, поскольку ни один вид искусства так не нуждается в зрителе, как танец.

В башкирской хореографии существовала регламентация по полу и возрасту. Это, очевидно, было связано с тем, что у башкир существовали исключительно женские праздники, обряды, в которых мужчины не участвовали. Распорядительницей на женских праздниках была уважаемая, талантливая женщина, знаток народных песен, плясок, хороводов, игр.

Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах образно передаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, быт скотоводов-кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня. Эти движения сопровождаются различными дробями. Подобные пляски в прошлом являли собой инсценирование охоты или боя и исполнялись большим количеством участников. В условиях кочевого быта, постоянных столкновений с чужеродными племенами эти пляски несомненно имели большое значение в деле физического воспитания молодежи, ее нравственной закалки и подготовки к суровым условиям жизни. Вплоть до нашего времени охотничье-военные танцы не утратили своеобразия, выразительности, оригинальности движений.

Талантливые исполнители сохраняют традиционную динамику движений, особую пантомимическую выразительность, яркую изобразительность танца. Военным и охотничьим танцам молодежь обучали старшие во время исполнения эпических, мифологических произведений. В охотничье-военных танцах исполнитель выразительными танцевальными движениями показывал мастерское владение древним оружием башкирского воина: луком со стрелами, мечом и саблей.


Военные танцы оказывали большое психологическое воздействие на зрителей. По рассказу И.И. Лепехина, старый танцор, изображавший сцены боя башкирских батыров с врагами, вызывал слезы на глазах у зрителей. Танцевальными движениями старик показывал наступление башкирских воинов на противника, в котором одни батыры погибали, другие побеждали.

В охотничьих танцах исполнитель создавал образ ловкого, смелого охотника: он уподоблялся то коню, то преследуемому животному или птице, показывая, как животное убегает от него и падает пораженное стрелой. Башкиры охотились с ловчими птицами, возможно, поэтому в танцах исполнители нередко подражали полету, плавным размахам крыльев птиц.

Эти танцы тесно связаны с охотничьими, пастушьими танцами по пластике, образности, движениям.

Интересны танцы, передающие образы птиц. Они в какой-то степени содержат элементы домусульманских верований. Их могли исполнять и мужчины, и женщины. Содержание некоторых танцев соотносится со скифо-сарматской идеологией, влияние которой на башкирское искусство еще мало исследовано. Так, со скифской традицией связан развитый культ коня, известный кочевникам евразийских степей со II тыс. до н. э. Бог коня среди 12 божеств у древних башкир упоминается Ибн-Фадланом. Он же отметил особое отношение башкир к журавлям, другим птицам, от которых башкирские роды вели свое происхождение.

Коллективные свадебные танцы устраивались в день проводов девушки в дом жениха. Основное внимание в них уделялось кружению вокруг невесты, парному кружению каждой из участниц танца с невестой. В древности кружение в башкирских танцах имело магический смысл, и в свадебных танцах оно, очевидно, означало оберег невесты, пожелания ей благополучия, счастья.

2. Молодежные танцы

В коллективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов: 1) в центре танцует одна исполнительница (или исполнитель); 2) в центре хоровода танцует пара; 3) в центре хоровода играет кураист; 4) в центре танцуют трое исполнителей; 5) три девушки не танцуют, а сидят в центре, остальные ходят змейкой вокруг них. Наиболее распространенный вид хоровода — это поочередная смена солистов внутри круга.

Все эти хороводы имели наиболее грандиозную форму на празднике йыйын, где по древним обычаям происходили знакомства местных юношей и девушек с приезжей молодежью.

В древности во время празднования йыйын устраивались свадьбы. Вводили невесту в дом жениха; в праздничных состязаниях, спортивных соревнованиях особое значение придавалось соперничеству врачующихся сторон. При исполнении различных коллективных танцев молодые выбирают себе пару. Если молодые нравились друг другу, они танцевали на протяжении праздника только вдвоем. Существовала особая символика танцевальных жестов, по которым юноша угадывал настроение девушки. Эти жесты помогали приезжему юноше ориентироватъся в выборе будущей невесты. Танцевальными жестами девушка могла намекнуть юноше, что он ей нравится, или, что она сосватана с детства и не нарушит обета родителей.

Молодежные танцы на йыйын были объединены единой темой - выбора невесты или жениха.

Танец начинался с простых шагов. Юноша подходил к девушке, и, если юноша нравился девушке, пара шла по кругу. Кураист стоял в центре круга. Круговые танцы сменялись линейными, в которых также предоставлялась возможность знакомства и выбора пары. Каждый танец являл собой законченное хореографическое действие. Танцующему в центре круга или линий адресовывались песни, сочиненные самими исполнителями.

Солист-юноша выбирал девушку, кружился с ней и уходил из центра. Девушка, исполнив свой танец, приглашала на кружение другого исполнителя. Подобные танцы продолжались довольно долго. Такое начало молодежных игрищ являлось как бы данью уважения хозяев к гостям, своеобразным знакомством приехавших из разных аулов молодежи.

Особое значение имели парные танцы в центре круга. Каждая пара поочередно выходила в круг и исполняла импровизированный танец, в котором в очень сдержанных движениях юноша и девушка показывали свое отношение друг к другу.

3. Танцевальный костюм, атрибуты танцев


Одним из важнейших компонентов народных празднеств, обрядов, семейных торжеств, в составе которых исполнялись пляски, является их оформление. Под этим словом подразумевается украшение места праздника, площадки, где исполняются пляски, использование различных атрибутов в танцах (плеть, платок, колечко, веревка, разноцветные кисти, шаль и др.). Большое значение имели праздничные наряды, прически, украшения (головные, нагрудные) браслеты, подвески, предметы декоративно-прикладного искусства (паласы, скатерти, кошмы). В некоторых случаях костюмы шились специально для какого-либо танца для создания соответствующего образа.

Так, на празднике Каргатуй распорядительница, выбираемая из уважаемых пожилых женщин, была одета в специальный костюм: длинное платье без оборок, камзол, поверх которого надевались нагрудник и наспинник, расшитые подвесками из серебра, ракушками. На голову распорядительница надевала высокий колпак из березовой коры, обшитый тканью, украшенный бисером, раковинами, монетами. Под колпак надевался яркий платок. Такой костюм могла одеть лишь та женщина, которая считалась лучшим знатоком ритуалов, песен, плясок. Группа женщин, наиболее активных в исполнении игр, хороводов, была одета в костюмы, украшенные речными раковинами. Эти женщины помогали распорядительнице следить за тем, чтобы на празднике не угасли азарт и веселье.

Неповторимую красочность придавали празднику разноцветные платья с оборками, украшенные атласными лентами, разноцветными полосками, аппликационными нашивками, узорами. В Зауралье (Челябинской и Курганской областях), отчасти и на северо-востоке Башкирии, женщины украшали платья вышивкой цветными шерстяными нитями тамбурным швом. Поверх платья надевали камзолы, зиляны; в северо-западных районах – белые вышитые фартуки.

Символический смысл имели многие атрибуты празднества: они изготовлялись женщинами заранее: это кисти из разноцветных нитей, вышитые платочки, монеты, нанизанные на нитку, лоскутки ткани. Все это навешивалось на ветви деревьев с целью имитации плодородия в наступившем году.

Особую роль играла свадебная одежда, свадебные подарки,


атрибуты. Невеста дарила жениху рубаху, украшенную вышивкой по воротнику и рукавам, тканые штаны и тюбетейку. Расцветка одежды играла в свадебной одежде особую роль. Чаще употреблялись яркие цвета: красный, синий, голубой, алый, зеленый и др. В сшитых невестой нагрудниках преобладал красный цвет, кушаком красного цвета подпоясывался жених, свадебный пояс невесты шился из лоскутов ярких тканей, а длинные концы его - из материала ярко-красного цвета (юго-восток Башкирии), Когда повязывали пояс невесте, свекровь пританцовывала вокруг нее, напевая песню-наставление.

Башкирские танцевальные мелодии состоят из двух четырехтактных фраз, повторенных дважды. Музыкальный размер, как правило, 2/4. Преобладающими являются мелодии квадратной мелодической и метроритмической структуры. Менее распространена двухчастная структура танцевальных наигрышей: медленная в первой части, быстрая, ритмичная - во второй. Очень редки двух-, трех-, пятитактные фразы. Танцы исполняются под аккомпанемент курая, кубыза, домры, стук ударных инструментов, голосовое сопровождение, песню. Дополнительный аккомпанемент создавался топотом ног о твердые настилы - деревянные, металлические; звоном серебряных монет и подвесок на руках, пальцах, нагрудниках. В конце XIX – начале ХХ вв. в Башкирии получили распространение гармонь, скрипка, мандолина, тальянка и другие инструменты. Ритм танца поддерживался хлопками в ладоши, подбадривающими и звукоподражательными возгласами.

Мизансцены массовых танцев генетически связаны, по-видимому, с пространственными ассоциациями древних башкир. Обычно все праздники, молодежные игрища, свадебные торжества проходили на лоне природы, на ближайшей от аула горе или горной долине. С возвышенного места открывалась величественная панорама богатой природы Южного Урала. Мизансцены хороводных танцев, возможно, в ассоциативной, символической форме передают образы извилистых горных рек, холмов. Во всяком случае, подвижность башкирского танца, многообразие мизансцен объясняется, несомненно тем, что пляски исполнялись на неограниченных естественных площадках.

Читайте также: