Идея оперы князь игорь кратко

Обновлено: 05.07.2024

Князь Игорь-лирико этическая опера в четырех действиях с прологом.Главным источником для нее послужило Слово о полку Игореве, пронизанное идеей народного патриотизма.Та же идея лежит в основе содержания оперы - героической эпопеи, воплощающей величие русского народа,его беззветную преданность родине.

Эпический образ в музыке - героческий поступок или отдельный герой, образ которого передан при помощи различных музыкальных средств, благодаря которым мы, слушая даже непрограммную музыку, можем понять ее содержание.
Эпические образы в музыке:
Иван Сусанин (опера "Иван Сусанин"М.И. Глинка)
Князь Игорь (опера "Князь Игорь" А.П. Бородин)
Александр Невский (кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьев)

От нот МИ и ДО построены мажорные Т53 с обращениями, минорные Т53 с обращениями, мажорные Т6 с обращениями, минорные Т6 с обращениями, мажорные Т64 с обращениями, минорные Т64 с обращениями. Надеюсь, я правильно поняла задание. Если сделала что-то лишнее - выберите то, что Вам нужно :)

При этом стоит отметить, что стилистически опера является продолжением традиций опер Глинки и имеет ту же монументальность сцен, массовость народного гласа и сильные хоровые партии, и также обращается к русской истории для отражения мотивов, событий и устремлений, характерных для общества в то время, когда эти оперы были написаны.

Опера имеет четыре действия и пролог.

Когда князь Игорь уезжает, власть в городе временно остается у князя Владимира, брата Ярославны, который начинает творить в Путивле бесчинства. Ярославна старается вразумить его, но не слишком успешно. Князь Игорь же вместе с сыном попадают в половецкий плен.

Половецкое войско идет на Путивль, и Ярославна получает вести о поражении мужа и о том, что он в плену. Княгиня боится, и бояре успокаиваю ее тем, что город выстоит. В это время в половецком стане Князь Игорь получает предложение от крещеного половчанина о побеге, но сразу не соглашается, говоря, что не может нарушить обещание, данное хану Колчаку. Хан же предлагает отпустить Игоря и признает в нем достойного противника, в обмен на обещание не мешать половцам завоевывать Русь. Князь же отказывается и признается, что, если обретет свободу, снова соберет войско против захватчиков. В конечном итоге Колчак покидает князя.

В то же время в половецком стане дочь Колчака влюбляется в сына Игоря, и тот отвечает ей взаимностью. Проблема лишь в том, что юноша находится в плену, и его отец, узнав об этих чувствах, обвиняет сына в предательстве. Встречи юных влюбленных проходят в тайне от родителей обоих.

Князь Игорь под уговорами половчанина все же решается бежать, но его сын не может выбрать, хочет ли он остаться с возлюбленной или вернуться домой. В итоге он выбирает побег, и Колчаковна поднимает тревогу. За ними начинается погоня.

Девушка просит отца пожалеть Владимира, сына Игоря, и хан Колчак дает уйти Игорю, а Владимира ловит, но не убивает. Он объявляет княжеского сына своим зятем и собирается в поход на русские земли.

Игорь возвращается в Путивль к Ярославне. Опера заканчивается приветствием и прославлением князя Игоря народом.

Смысл оперы

История создания

Композитор и ученый Александр Бородин

Во время работы над произведением композитор побывал в окрестностях Путивля, где разворачивались события, изучал летописи и литературные источники, документальные исследования о половецких племенах, слушал старинную музыку. Неоценимую помощь ему оказал Стасов — большой знаток отечественной истории и древнерусской литературы.

Создание текста и музыки к опере велось одновременно, но в марте 1870 года композитор неожиданно прервал работу над произведением. Мотивов для прекращения было несколько:

  • малый драматизм;
  • эпичность действия, не устраивавшая композитора;
  • отдаленность от современности.

Премьера оперы состоялась в 1890 году на сцене Мариинского театра.

Действующие лица

Главные герои музыкального произведения олицетворяют мужество, благородство русской души, верность и преданность. Опера воспевает защитников русской земли и людей, которые стойко переносят беду и радуются доброму и хорошему. Действующими лицами оперы Бородина являются:

Игорь Святославович — князь

  • Игорь Святославович — князь, правитель Северских земель;
  • Ярославна — жена Игоря во втором браке, ждавшая возвращения мужа;
  • Владимир Игоревич — княжич, сын Игоря, влюбленный в Кончаковну;
  • Владимир Ярославович — брат Ярославны, князь Галицкий;
  • Кончак — половецкий хан;
  • Кончаковна — дочь Кончака, в будущем жена Владимира Игоревича;
  • Овлур — половчанин, принявший христианство, который помог Игорю совершить побег;
  • Гзак — половецкий хан, совершивший поход на Путивль и привезший много пленных;
  • няня Яровлавны;
  • Скула и Ерошка — гудошники, трусы и предатели;
  • подруги Кончаковны;
  • бояре и боярыни;
  • старцы;
  • дружинники;
  • плененные русские ратники;
  • народ

Образы Игоря и Ярославны

Светлые образы раскрываются в прологе в хоре бояр, передающим тревогу и чувство надвигающейся опасности, а также в песнях поселян. Жителям Путивля противостоят темные силы:

  • половецкий хан Кончак;
  • князь Галицкий;
  • Ерошка и Скула

Для композитора образ Владимира Галицкого стал символом усобиц, насилия, предательства и измены. Веселый пир в его доме — это показательная сцена обличающее его пренебрежение чистотой и достоинством, и имеющая политический подтекст.

Бородин противопоставляет Игоря, Ярославну и русскую дружину восточному миру, который полон не только страсти. Неги и любви, но и жесткости, коварства и воинственности.

Образ хана Кончака стал новаторским в русском музыкальном искусстве. Автор не ограничился созданием отрицательного персонажа. Кончаку присущи такие человеческие качества, как благородство и уважение к плененному противнику.

Краткое содержание

Народ славит Владимира

Действие происходит в 1185 году в Путивле. Во дворе княжеского дома народ славит Владимира. Их веселят Ерошка и Скула. Галицкий любит повеселиться. Но ему не хватает власти и богатства. Он мечтает занять место Игоря. Пьяная челядь решают помочь князю и замышляют мятеж.

Ярославну тревожит долгое отсутствие вестей от мужа. Она полна тяжелых предчувствий. Княгиня очень любит Игоря. Ее сердце сжимают тоска и печаль. Бояре приносят княгине дурную весть: дружина Игоря разбита, а Игорь и Владимир попали к половцам в плен. В это время половецкое войско приближается к городу. Начинается сильный пожар. Жители города готовы встать на его защиту и сражаться до последнего.

Девушки стараются развлечь песнями и танцами дочь хана — Кончаковну. Ее мысли заняты плененным молодым княжичем. Она с нетерпением ожидает встречи с ним. Под покровом ночи влюбленные признаются друг другу в своих чувствах и мечтают о будущем.

Князь Игорь томится в плену. Он тяжело переживает поражение. Его тревожат мысли о родной земле, порабощенной врагом и гибнущей в огне пожаров. Князь уверен, что сможет вновь собрать дружину и дать отпор половцам. С большой нежностью он вспоминает свою жену.

Тайком к князю пробирается Овлур. Половчанин предлагает ему совершить побег из плена. Гордость не позволяет Игорю бежать, и он отказывается от помощи.

Из похода возвращается Гзак

Из похода возвращается Гзак. Он привез много сокровищ. За ним идут плененные русские. Половцы приветствуют его восторженными криками. Пленники рассказывают о разоренном Путивле. Они уговаривают Игоря бежать. Овлур приводит лошадей. В этот момент появляется Кончаковна. Девушка умоляет Владимира остаться или забрать ее с собой. В отчаянии она поднимает тревогу. Игорь и Овлур успевают скрыться. Половцы требуют смерти для Владимира, но мудрый хан отдает ему в жены свою дочь.

В Путивле Ярославна оплакивает своего мужа. Сколько времени прошло, она не верит в его спасение. С тоской княжна смотрит на сожженную землю, разоренные села и заброшенные земли. Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них она узнает своего любимого. Ерошка и Скула, боясь наказания за предательство, колокольным звоном созывают народ, который приветствует князя.

Особенности музыкального сопровождения

Композитор не акцентирует внимание на политическом подтексте. Для него важно эпическое содержание. Образы русских князей он приближает к былинным русским богатырям. Им противопоставлен князь Галицкий, который является символов княжеских раздоров и междоусобиц.

Образы русских богатырей

Особое внимание следует уделить развитию музыкального сопровождения сюжета. Главная увертюра, в основе которой лежат мелодии всей оперы, противопоставляет характеры русских и половцев.

Хор пролога напоминает древние песнопения. Он обрамляет оркестровое исполнение в сцене затмения и делает образы испуганных бояр, встревоженной Ярославны, сильного и мужественного Игоря более яркими.

С ним контрастирует ария Галицкого и хор разгулявшейся челяди. В этом действии музыка похожа на русскую пляску и песни скоморохов, а песни девушек схожи с жалобными причитаниями.

Картины, посвященные половецкому стану, наполнены призывами Кончаковны и любовной неги. Исполнение партии Владимира передает очарование юношеской любовью и прелесть южной ночи.

Хан Кончак предстает перед зрителем властным и великодушным. При изображении половцев автор на первое место ставит их жесткость и воинственность.

В заключительном действии музыка развивается от трагически-скорбной к глубокой и ликующей. Народный плач в песне поселян сменяется торжественным финальным хором.

Кратко анализ музыкальных особенностей произведения можно использовать для доклада о творчестве композитора.

Интересные факты

Опера является достоянием национальной классической музыки. С ее созданием связано несколько интересных фактов:

Певец Федор Шаляпин

Музыкальное произведение, созданное в народно-эпическом жанре, посвящено страницам русской истории. Его отличает масштабность, красочность и неповторимый национальный колорит. Несмотря на то что опера написана более века лет назад, она интересна зрителю и сегодня.


Место и время действия

События оперы происходят в 1185 году в Путивле и в половецком стане.

Главные герои

  • Игорь Святославович – князь, правитель Путивля, отважный, решительный, любящий свою землю и народ.
  • Ярославна – верная супруга князя Игоря, его опора.
  • Кончак – половецкий хан, жестокий, но по-своему благородный.
  • Князь Галицкий – брат Ярославны, подлый, коварный князь, мечтавший о престоле.

Другие персонажи

  • Владимир Игоревич – старший сын князя Игоря, променявший свободу на любовь к половецкой принцессе.
  • Кончаковна – дочь хана Кончака, в которую влюбился Владимир.
  • Овлур – половчанин, организовавший побег князю Игорю.
  • Скула и Ерошка – гудошники, предатели князя Игоря.

Краткое содержание

Пролог

Действие первое

Картина первая

Брат Ярославны, князь Галицкий, едва дождавшись ухода князя Игоря, устроил шумный пир. Он мечтал занять княжеский трон в Путивле, а сестру заточить в монастыре. К нему присоединились Скула и Ерошка, которые втихомолку оставили войско князя Игоря.

Картина вторая

Вскоре у Ярославны появился и брат. Он вел себя излишне вызывающе и самоуверенно, и не постеснялся заявить, что вскоре станет полноправным правителем в Путивле.

Действие второе

В половецком стане, раскинувшемся посреди степи, девушки развлекали песнями и плясками прекрасную дочь хана Кончака – Кончаковну. Сын Игоря, Владимир, влюбился в принцессу и спешил на свидание к ней, в то время как князь Игорь страдал в плену, мечтая лишь о скором освобождении своего народа.

Действие третье

Половцы встретили хана Гзака с добычей. Глядя на разграбленное добро, на измученных русичей, взятых в плен, князь Игорь не выдержал и решился на побег при содействии Овлура. Красавица Кончаковна принялась умолять Владимира остаться с ней, и тот согласился. Князь Игорь сбежал из плена, оставив влюбленного сына.

Действие четвертое

Ерошка и Скула, все эти дни хулившие князя, узнали о его возвращении. Чтобы избежать наказания за свое предательство, они принялись бить в колокол, извещая народ о возвращении Игоря Святославовича. На звон колокола сбежались все жители Путивля, которые принялись шумно приветствовать своего князя.

И что в итоге?

Игорь Святославович – сумев бежать из плена, возвращается в город Путивль, встречается с Ярославной.

Ярославна — дожидается возвращения мужа, не может поверить, что Игорь вернулся, что это не сон.

Владимир Игоревич – решает остаться у половцев, влюбившись в дочь хана, становится зятем Кончака.

Кончаковна – уговаривает Владимира остаться с ней.

Овлур – помогает князю Игорю бежать из плена.

Скула и Ерошка – бьют в колокол, извещая народ о возвращении князя.

Заключение

Произведение Бородина пронизано идеей народного патриотизма. Оно раскрывает во всем величии беззаветную преданность русского народа своей родине.

Читайте также: