Характерные черты восточной культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Восточный тип мировосприятия превосходит западный в своеобразном "уважении" к окружающей вселенной и заметнее ориентирован на "равноправие" и гармонию между человеком и природой. Разница между двумя типами экологического сознания обусловлена глубокими различиями в самом характере веры, лежащей в основе двух цивилизаций: первое восходит к христианству, второе - к многочисленным восточным религиям (буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм и др.). Главное отличие основных восточных религий (за исключением ислама) от христианства и его разновидностей заключается в том, что у первых отсутствует фигура единого и всемогущего "Бога" как творца и "хозяина" природы. По сравнению с Христом, а тем более с Аллахом, Будда, например, совсем не "Господь", не "Создатель" и не "Всесильный", а так же смертен, как и люди, и выглядит этаким просветленным мудрецом-либералом, любвеобильным защитником всего живого. Нехарактерны для восточной религиозной мифологии и такие "командно-административные" понятия, как "Страшный суд", "ад", "всемирный потоп", "Второе пришествие" и т.п.На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Однако сегодня можно говорить, что восточные культуры, не потеряв своего самобытного начала, восприняли многие черты, характерные для западного мира.

Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных миро-воззренческих установок, общественно-экономических и политиче-ских структур. В современной культурологии под "Западом" подра-зумевается европейская, американская и австралийская культура, под "Востоком" - культура стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Запад разнообразен, Восток еще более пестр, тем не менее у этих двух "противоположных" типов культуры можно выделить присущие им черты, отличительные особенности. Назовем главные из них.

1. Восточные цивилизации до XIX века оставались замкнутыми, локальными, традиционными, изменялись медленно, эволюционно. Например, основные черты китайской цивилизации оформились в III в. до н.э. - III в. н.э. (эпоха Хань) и в сущности своей не менялись до XIX в. Сегодня восточные культуры модернизируются под влиянием западного опыта. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. 2. Восточная культура более ориентирована на самого человека, его духовное совершенствование. А отношение к внешнему миру довольно пассивное. 3. На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика - более мудрым. Считалось, что чело-век должен максимально скоординировать свое поведение с законами природы, космоса. Он не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней. Восточное искусство также отличала близость к природе. 4. В отличие от Запада на Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение перед властью. Для восточных обществ характерны значительная роль государства и коллективистские традиции. 5. Восток же более тяготеет к образному, ассоциативному мыш-лению, интуитивному познанию. И этим объясняется традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу, самовнушению. Главными факторами художественного творчества считались воображение, интуиция, озарение, просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном; постижение скрытой красоты, которое требует сосредоточенного, неспешного созерцания. 6. Важная черта восточной культуры - это тесное переплетение философских, научных и религиозных идей. Разные виды культуры (наука, философия, религия) существовали здесь нераз-дельно. Восточная культура исключает их противопоставление. На Востоке наука рассматривалась прежде всего как средство совершенствования человека. Она долгое время не выделялась в самостоятельную область знаний. Интересно, что научные сочинения (математиче-ские, астрономические) появлялись как части духовных поучений - сутр.

Восточный тип культуры – уникальный и своеобразный

Еще древние греки задумались над тем, что кроме их культуры есть еще одна – восточная. Те, кто были на Востоке, понимали, что восточный тип культуры существенно отличается от западного. Этот мир воспринимался как противоположный, иной, где все организовано по-другому, не всегда дружественно и открыто.

Впоследствии повелось, что европейскую культуру представляют страны Европы, Америка, а восточную – Азиатские страны.
Однако принцип территориального деления здесь не является существенным при различении двух типов культур. Особенности культур также имеют и разные методы познания мира. Общественный и политический порядок также разнятся.

Целая наука – культурология – занялась изучением вопроса бытования восточной культуры, и раскрытию этого понятия она уделяет не меньше внимания, чем западному типу культуры.

Ученые XIX века открыли новые территории восточной культуры – Индия, Индонезия. Выяснено, что восточные цивилизации древнее европейских.

Начальное представление о восточной культуре впоследствии подверглось переосмыслению, произошла подводка к научным основам бытия.

Однако ученые-востоковеды не так категоричны в своих высказываниях. Они уважительно относятся к культуре востока и говорят о том, что своеобразие и древность восточной культуры привносят в мироустройство свои плоды.

Именно с Востока возникла прародина человека, благодаря чему он начал свое постепенное расселение по всему миру. В этом смысле восточная культура признается главной.

В этом типе культуры две основные составляющие – религия и культура - почти совпадают. Это своеобразный комплекс совмещает в себе свои неповторимые тайные представления, а также верования, сакральные действа, также набор этических норм, морали, правопорядка. Эти константы регулируют отношения верующих.

Таким образом, типичное своеобразие восточного типа культуры является основным при характеристике этого типа.
Восточный тип культуры имеет также различные виды подкультур. Они также имеют давнюю историю возникновения и развития, вследствие чего подвергаются тщательному изучению.

Первый тип восточной культуры – это конфуцианско-даосистская культура. Она возникла в Китае, в его основной китайской этнической общности.

На первом месте почитается высшая добродетель, а также властная иерархия и этика. Религия в восточной культуре канонизирована – все поклоняются Аллаху, его авторитет незыблем. К проблеме жизни и смерти даосисты относятся философски и с пониманием, что от судьбы никуда не уйти, каждому человеку уготовано судьбой – как он будет жить и как покинет бренный мир.

Второй вид восточной культуры – это индо-буддийский тип.

Эта религия, в отличие от предыдущей, - сливает в одно целое религию и философию. В основе учения Будды лежит понятие о нравственных нормах поведения человека. Лишь размеренно созерцая мир, живя мирно и без суеты, человек способен дожить до истины. Размышляя над своими поступками человек способен приблизиться к Всевышнему.

Для буддизма характерно часто уходить в монастырь или по крайней мере вести аскетичный образ жизни. При этом необходимо отрешиться от мира и избрать метафизику способом познания этого мира.

Следующий тип восточной культуры – исламский тип. Этот тип возник относительно недавно. Для него характерна не такая разветвленная теистическая структура – исламисты верят только в одного бога, в Аллаха. В этой культуре на высоте стоит культ поступков человека, предопределенных свыше. Вся жизнь в исламе подчинена законам религии, специально уполномоченные люди следят, чтобы эти законы выполнялись. По верованию исламистов, только человек верующий заслуживает блаженства в раю.

Итак, всем типам восточной культуры соответствуют следующие параметры:
- устойчивость, поэтому она развивается более равномерно, без рывков.
- тесная связь с природой, ощущение мироздания.
- восточные люди – приверженцы традиций.
- трепетное отношение к религии.

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономию личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономию личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Типология культур может производиться по различным основаниям. Один из наиболее распространенных способов: по географическому принципу. В частности через выделение двух регионов: Запада и Востока.

Основу данной типологии составляет специфика способов и методик познания окружающего мира, ценностных ориентаций, мировоззрения, общественного, политического и экономического устройства. Но все же особенность культур Запада и Востока во многом объясняется именно географическим положением.

На Востоке тепло, и, следовательно, там легче выживать. Иными словами в этой части света природные условия более комфортны для человека

Благодаря ландшафту планеты, который представлен огромным многообразием гор, островов, водных пространств, диалог культур в древние времена был крайне затруднен. Поэтому традиционные культуры Запада и Востока развивались обособленно и сохранили свою уникальность.

В течение длительного периода истории все достижения Востока воспринимались сквозь призму ценностных ориентаций Запада, из-за чего сформировался стереотип, что восточная цивилизация является варварской, отсталой и провинциальной. Однако в современном мире мы называем Японию, Южную Корею, Тайвань и Китай восточными вариантами техногенного общества.

Интересно, что отношения между государством и гражданином, а также уникальная система ценностных ориентаций, сохранились в том первозданном виде, который характерен традиционному восточному обществу. Именно это помогло восточным государствам освоить западные достижения, сохранив при этом собственную идентичность

Отличительные особенности культур Запада и Востока

Спецификой восточного общества является нехарактерное для Европы сосуществование традиционных начал и техногенного. Также Восток в своем историческом развитии двигался равномерно и устойчиво, в то время как Запад развивается хаотично – рывками, когда одна система ценностей разрушается и на смену ей приходит другая. На Востоке наоборот – культура устойчива, незыблема, а возникающие новые ценности органично внедряются в уже существующие.

Различия культур также видны в религиозном отношении. Запад в большинстве своем исповедует христианство, а на Востоке практически в равных пропорциях сосуществует несколько религий: буддизм, мусульманство, конфуцианство, синтоизм и христианство.

На Западе люди менее склонны соблюдать традиции, более стремятся к материальному благополучию, когда на Востоке жители свято чтут традиции и склонны к аскетизму. Познание мира на Западе также отличается от такового на Востоке: Запад практикует рациональность (холодная логика), а Восток – иррациональность (мысль образна, условность, символизация и ритуализация имеют огромное значение).

Западное искусство характеризуется множеством различных стилей и направлений. Прослеживается четкое разграничение художественных форм, видов и жанров, в то время как на Востоке они синтезированы и перетекают друг в друга.

Западный человек возвышает себя над природой: потребляя ее дары, он мнит себя ее хозяином. Восточный человек един с природой, преклоняется перед ее величием.

Для западного типа личности характерна активность, волевые качества, утилитаризм и индивидуализм, для восточного – самосовершенствование, спокойствие, созерцательность.

Запад и Восток для мировой культуры

Конечно, в современных условиях глобализации восточная культура не могла не перенять определенных черт западной культуры, однако она вобрала в себя только те формы жизни, которые не вступают в противоречие с социально-политическими, экономическими и культурными установками Востока.

И Запад, и Восток в своем духовном развитии придерживались своих уникальных путей. Нельзя ставить одну культуру выше или ниже другой. Ведь и восточная, и западная культуры являются частью единой мировой культуры и всячески ее дополняют.

Запад подарил мировой культуре научные достижения техники и способы организации экономической и политической жизни. Восток привнес немалое развитие в духовную жизнь мира. Сегодня особенно популярны в мировом сообществе восточная философия, медицина, религия и этика

Читайте также: